Вымирание
Общая численность населения | |
---|---|
100,000 | |
Религия | |
христианство , шаманизм , анимизм [1] |
Шуар эквадорскую , также известный как Хиваро , является коренной этнической группой, населяющей и перуанскую Амазонию . Они известны своими охотничьими навыками и традицией уменьшения головы, известной как цанца.
Язык шуар принадлежит к языковой семье дживароан, на нем говорят более 50 000 человек в регионе. Шуары известны своим военным мастерством, как в защите своих территорий, так и в наступательных действиях против внешних врагов. В настоящее время многие шуары живут общинами, организованными вокруг сельского хозяйства и охоты, хотя есть и те, кто работает в горнодобывающей и лесной промышленности. [2] [3]
Имя
[ редактировать ]Шуар на языке шуар означает «народ». [4] Люди, говорящие на языке шуар, живут во тропических лесах между верхними горами Анд , а также во влажных тропических лесах и саваннах низменностей Амазонки влажных в Эквадоре . Шуары живут в разных местах — так, мурайя (холмы) Шуары — это люди, живущие в предгорьях Анд; ачу ачуар (болотная пальма) шуар (или ) — народ , живущий в более влажных низменностях к востоку от Анд (Эквадор).
Шуар называет говорящих по-испански апач , а тех, кто не говорит по-испански и не говорит на языке шуар, — инки . Европейцы и американцы европейского происхождения раньше называли Шуар « дживарос » или « джибарос »; XVI века это слово, вероятно, происходит от испанского написания шуар (см. Gnerre 1973), но имело и другие значения, включая «дикарь»; за пределами Эквадора джибаро стало означать «деревенский», а в Пуэрто-Рико — для обозначения самодостаточного фермера . Шуары широко изображаются в разнообразной литературе о путешествиях и приключенческой литературе из-за увлечения Запада их прежней практикой уменьшения человеческих голов ( цанца ).
Социальная организация и контакты с европейцами
[ редактировать ]Со времени первого контакта с европейцами в 16 веке и до образования Федерации Шуар в 1950-х и 1960-х годах шуар вели полукочевой образ жизни и жили отдельными домохозяйствами, разбросанными по тропическому лесу, связанными самыми слабыми родственниками и политическими узами. и отсутствие корпоративных родственных групп или централизованного или институционализированного политического руководства. [5]
Центром жизни шуаров было относительно автономное хозяйство, состоящее из мужа, его жен (обычно двух), неженатых сыновей и дочерей. После свадьбы сыновья покидали родной дом, и зятья переезжали в него (см. матрилокальное место жительства ). Мужчины охотились и ткали одежду; женщины занимались садоводством. В 1527 году Шуар отразил вторжение армии Уайна инков Капака . [5]
Когда Шуар впервые вступил в контакт с испанцами в 16 веке, они вступили в мирные торговые отношения. Они яростно сопротивлялись налогообложению и изгнали испанцев в 1599 году.
Колонизация и миссионизация в 20-м веке привели к тому, что Шуар реорганизовался в зародившиеся поселения, называемые центрос . Центрос первоначально способствовал евангелизации католических миссионеров, но также стал средством защиты земельных притязаний Шуара от претензий некоренных поселенцев. В 1964 году представители центров Шуар сформировали политическую федерацию, которая представляла их интересы перед эквадорским государством, неправительственными организациями и транснациональными корпорациями.
Цанца , сморщенные головы
[ редактировать ]В 19 веке мурайя Шуар прославился среди европейцев и евроамериканцев своим сложным процессом уменьшения головы убитых Ачуара . Хотя не-шуар характеризовал эти сморщенные головы ( цанца ) как военные трофеи , Шуар настаивал на том, что они не интересовались самими головами и не ценили их как трофеи. Вместо этого они искали муисак , или душу жертвы, которая содержалась в сморщенной голове. Мужчины Шуара верили, что контроль над муисаком позволит им контролировать труд своих жен и дочерей. [6] [7]
Поскольку женщины выращивали маниок и производили чичу (маниоковое пиво), которое вместе обеспечивало основную часть калорий и углеводов в диете шуаров, женский труд имел решающее значение для биологической и социальной жизни шуаров. В конце 19-го и начале 20-го веков европейцы и евроамериканцы начали торговать промышленными товарами, в том числе дробовиками, прося в обмен сморщенные головы. Результатом стал рост местных войн, в том числе охоты за головами , что способствовало восприятию шуаров как жестоких. [6] [7] В 1961 году Эдмундо Белявски сделал единственную видеозапись, показывающую процесс уменьшения головы.
Ритуалы взрослой жизни
[ редактировать ]До миссионерства в 1940-х и 1950-х годах культура Шуар служила организацией и продвижением общества воинов. Мальчиков около восьми лет отцы или дяди брали с собой в трех-пятидневное путешествие к ближайшему водопаду, во время которого мальчик пил только табачную воду. В какой-то момент ребенку давали майкуа ( Datura arborea , Solanaceae ) в надежде, что тогда он увидит кратковременные видения, или арутам . Считалось, что эти видения были вызваны вакани или духом предков.
Если бы мальчик был достаточно смелым, он мог бы прикоснуться к арутам и получить арутам вакани . Это сделало бы мальчика очень сильным, а владение несколькими арутам вакани сделало бы мальчика непобедимым. Шуар, однако, считал, что они могут легко потерять свои арутам вакани , и поэтому повторил этот ритуал несколько раз.
Шуарского воина, который выжил, чтобы убить множество людей, называли какарамом . Шуар считал, что если человек, владеющий арутам вакани, умрет мирной смертью, он родит нового вакани ; если бы кто-то, владевший арутам вакани, был убит, у него родился бы муисак .
Болезни и шаманизм
[ редактировать ]Шуар обычно не верят в естественную смерть, хотя и признают, что некоторые эпидемии, такие как корь и скарлатина, являются болезнями, передаваемыми через контакт с европейцами или евроамериканцами. Они сражались в основном копьями и духовыми пистолетами , но, как и многие другие группы в регионе, также считали, что их можно убить ценцаками , невидимыми дротиками.
приписывали любую необъяснимую смерть Таким ценцакам . Хотя ценцак одушевлены, они не действуют сами по себе. Шаманы (по-шуарски увишин ) — люди, владеющие ценцаком и управляющие им . Чтобы обладать ценцаком, они должны покупать его у других шаманов; Шуары считают, что самые могущественные шаманы — говорящие на языке кечуа , живущие на севере и востоке.
Чтобы контролировать центак , Шуар должен принять натем ( Аяуаску ). Многие шуары верят, что болезнь возникает, когда кто-то нанимает шамана стрелять ценцаком в тело врага. Эта атака происходит тайно, и лишь немногие шаманы признаются в этом. Если кто-то заболеет, он может пойти к шаману для диагностики и лечения.
У них есть много растений, которые они используют для лечения обычных повседневных болезней. Большинство людей знают эти растения и знают, как их готовить и использовать. Иногда к пожилой женщине обращаются за советом или помощью, особенно в вопросах контроля рождаемости, родов и новорожденных. Пирипири (виды Cyperus) используются при различных заболеваниях.
Шуар и эквадорское государство
[ редактировать ]Возможно, этот раздел нуждается в реорганизации, чтобы соответствовать рекомендациям Википедии по оформлению . ( июнь 2022 г. ) |
Открытие нефти в верховьях Амазонки усилило интерес Эквадора и Перу к этому региону. В 20-м веке эквадорские шуары и перуанские группы, такие как ачуар, имели существенно разную историю.
проживает не менее 40 000 шуаров, 5 000 ачуаров и 700 шивиаров В Эквадоре .
В конце 19 века католики- иезуиты бедные и безземельные евроэквадорцы из горной местности ( колонос восстановили среди шуаров миссии, и среди шуаров стали селиться ). Шуар вступил в мирные торговые отношения, обменял землю на промышленные товары и начал отправлять своих детей в миссионерские школы-интернаты для изучения испанского языка. В 1935 году правительство Эквадора создало заповедник Шуар, отчасти для регулирования доступа евро-эквадора к земле, и передало салезианским управление заповедником (католическим) миссионерам.
Миссионеры добились больших успехов в процессе аккультурации , обучая Шуара испанскому языку, обращая Шуара в христианство , побуждая Шуара отказаться от войны и производства сморщенных голов, побуждая Шуара отказаться от обрядов полового созревания, посредством которых Шуар приобрел арутам вакани , и поощряя Шуара к участвовать в рыночной экономике . Им в значительной степени, но не полностью, удалось побудить Шуара отказаться от многоженства в пользу моногамии . Им не удалось добиться успеха в пресечении практики шаманизма.
К 1950-м годам Шуар потерял значительную часть земли из-за поселенцев. В это время они отказались от своей полукочевой и рассредоточенной модели расселения и начали формировать зародышевые поселения численностью от пяти до тридцати семей, называемые центрос (по-испански «центры»). Эти центры облегчили доступ миссионеров в Шуар. Они также послужили основой для петиций Шуара к правительству Эквадора о земле; взамен Шуар пообещал расчистить тропические леса и превратить их в пастбища, а правительство предоставило Шуару ссуды на покупку скота, который они будут выращивать для продажи.
В 1960-х годах салезианские миссионеры призвали лидеров центров встретиться и сформировать новую организацию. В 1964 году они сформировали Федерацию межпровинциальных центров Шуар-Ачуар («Межпровинциальная федерация центров Шуар и Ачуар»; многие ачуар живут в Эквадоре, хотя большинство из них живут в Перу). Федерация демократична и имеет иерархическую организацию, большинство ее лидеров получают зарплату от эквадорского государства.
В 1969 году Федерация подписала соглашение с правительством Эквадора, по которому Федерация взяла на себя административную юрисдикцию над заповедником Шуар. Федерация взяла на себя обязанности по образованию детей, управлению гражданской регистрацией и землевладением, а также развитию животноводства и другим программам, направленным на дальнейшее включение Шуара в рыночную экономику. С тех пор Федерация раскололась на несколько групп, включая отдельную Федерацию Ачуар, хотя различные группы поддерживают теплые отношения.
Благодаря работе Федерации идентичность Шуара очень сильна. Большинство шуаров также твердо идентифицируют себя с эквадорским национальным государством и участвуют в избирательной политике Эквадора.
В последние несколько лет конфликт возник из-за горнодобывающих проектов в провинциях Морона-Сантьяго и Самора-Чинчипе. [8]
20 ноября 2018 года стала Диана Атамайнт , шуарка председателем Национального избирательного совета . [9] [10]
Группа командования джунглями (Ивиас)
[ редактировать ]Многие шуары также служат в эквадорской армии , и армия усвоила восприятие Шуара как «свирепых воинов», формируя элитные подразделения «Ивия» из солдат шуара (хотя все офицеры не являются шуарами). Эти подразделения отличились в войне Сенепа 1995 года между Эквадором и Перу. Имя Ивия означает «Демон джунглей»; оно происходит из мифологии Шуаров: Ивия — внушающий страх демон, пожирающий людей.
Согласно его культуре, молодые люди становятся солдатами, когда уменьшают головы своих врагов. Девиз IWIAS — «Никогда не побеждать»; это отмечает его историю воина, побеждающего злоумышленников, например, инков во главе с Уайна Капаком . [5] в 1527 году.
EWIAS ( Escuela de Iwias Crnl. Gonzalo Barragán ) — организация, отвечающая за обучение коренных жителей региона Амазонки. расположенная в Шелле , провинция Пастаса , ежегодно заканчивает около 35 солдат Ивии. Эта школа, [11]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В Джеймса Роллинза романе «Амазония » шуарская любовница доктора Фавра, Цуй, описывается как «ведьма», которая придумывает яды, заваривает психоактивный чай и хранит большую коллекцию сморщенных голов. Очень подробно описан ее процесс уменьшения одного такого трофея, который она носит на шее.
- Роман Луиса Сепульведы 1989 года « Старик, который читал любовные истории» исследует народ шуар и его культуру/традиции/верования, поскольку главный герой усыновлен/подружился со своим народом. Автор был близким другом лидера профсоюза Шуар и построил некоторые аспекты истории на основе рассказов, которые он ему рассказывал о своем образе жизни.
- В фильме « Назад из вечности» (1956) шуары (в фильме называемые Хиварос) нападают на застрявшую команду в неназванной южноамериканской стране.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ачуар: Культура». BBC: Перуанские джунгли. (получено 4 июля 2011 г.)
- ^ «Варинтс и Яви, Шуар, открывший джунгли для добычи полезных ископаемых» . Вселенная (на испанском языке). 03.04.2022 . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ ноль ( 2017 - 03 - 27 ) «Горнодобывающая промышленность угрожает коренному народу Шуар в Эквадоре » Нью-Йорк Таймс (на испанском языке). ISSN 0362-4331 . Получено 2 мая 2023 г.
- ^ Как продемонстрировал Клод Леви-Стросс , большинство коренных жителей называют себя «людьми» или «человеками», называя « Других » «варварами» или просто «другими».
- ^ Jump up to: а б с Эрнесто Салазар (1977). Индийская федерация в низменности Эквадора (PDF) . Международная рабочая группа по делам коренных народов . п. 13 . Проверено 16 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Беннетт Росс, Джейн. 1984 «Влияние контакта на военные действия из мести среди ачуара дживаро», в журнале «Культура военного ведения и окружающая среда», изд. Р.Б. Фергюсон, Орландо: Academic Press.
- ^ Jump up to: а б Стил, Дэниел 1999 «Торговые товары и война Хиваро: Шуар 1850–1957 и Ачуар, 1940–1978», в Ethnohistory 46 (4): 745–776.
- ^ «IACHR требует от Эквадора объяснений по поводу смерти трех лидеров коренных народов | El Comercio» . elcomercio.com . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ «Пачакутик отмечает дистанцию от Дианы Атамайнт и отвергает «связи» с Неботом» (на испанском языке). 2019-02-2 Получено 1 июля 2022 г.
- ^ «Диана Атамайнт, новый президент Национального избирательного совета, с голосами трех членов» . Вселенная (на испанском языке). 20.11.2018 . Проверено 13 июля 2022 г.
- ^ «Школа ИВИАС» .
- Гнерре, Маурицио (1973). «Источники испанского хиваро», в романской филологии 27 (2): 203–204. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Харнер, Майкл Дж. (1984). Хиваро: Люди священных водопадов Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05065-7
- Карстен, Рафаэль (1935). Охотники за головами Западной Амазонаса: жизнь и культура индейцев джибаро восточного Эквадора и Перу ([Finska vetenskaps-societeten, Helsingfors] Commentationes humanarum litterarum. VII. 1 Washington, DC Bureau of American Ethnology Bulletins. ASIN B00085ZPFM)
- Мадер, Эльке (1999). Метаморфоза власти: Личность, миф и видение в шуарском и ачуарском обществе . Абья-Яла. ISBN 9978-04-477-9
- Рубинштейн, Стивен (2006). «Кровообращение, накопление и сила сморщенных голов Шуара» в журнале «Культурная антропология» 22 (3): 357–399.
- Рубинштейн, Стивен (2002). Алехандро Цакимп: Целитель Шуар на задворках истории Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-8988-X Google Книги
- Рубинштейн, Стивен (2001). «Колониализм, Федерация Шуар и Эквадорское государство», в журнале « Окружающая среда и планирование D: Общество и космос» 19 (3): 263–293.
- Лоуэлл, Карен (1994). «Этнофармакологические исследования лекарственных растений, особенно видов Cyperus, используемых индейцами шуар», доктор философии. Диссертация, Центр медицинских наук Университета Иллинойса, Чикаго, Иллинойс, 420 стр.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Организации: Массовая организация Шуар в регионе Пастаса. Фонд помощи сообществу пасты (FUNDECOIPA). Проекты устойчивого развития и сохранения в регионе Пастаса.
- Отчет этнолога о Шуаре
- Народ шуар (джибаро): история и информация
- Охота за головами: история Шуара
- Проект поддержки Шуара, инициированный Шуаром при поддержке Германии. большая часть информации CODENPE о Шуаре переведена Кроме того , здесь на английский язык.
- Фотогалерея Шуар & Джунгли & Сид Арт
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Изучайте испанский язык в Шуарском крае