Jump to content

Вымирание

(Перенаправлено с народа Шуар )
Вымирание
Общая численность населения
100,000
Религия
христианство , шаманизм , анимизм [1]

Шуар эквадорскую , также известный как Хиваро , является коренной этнической группой, населяющей и перуанскую Амазонию . Они известны своими охотничьими навыками и традицией уменьшения головы, известной как цанца.

Язык шуар принадлежит к языковой семье дживароан, на нем говорят более 50 000 человек в регионе. Шуары известны своим военным мастерством, как в защите своих территорий, так и в наступательных действиях против внешних врагов. В настоящее время многие шуары живут общинами, организованными вокруг сельского хозяйства и охоты, хотя есть и те, кто работает в горнодобывающей и лесной промышленности. [2] [3]

Шуар на языке шуар означает «народ». [4] Люди, говорящие на языке шуар, живут во тропических лесах между верхними горами Анд , а также во влажных тропических лесах и саваннах низменностей Амазонки влажных в Эквадоре . Шуары живут в разных местах — так, мурайя (холмы) Шуары — это люди, живущие в предгорьях Анд; ачу ачуар (болотная пальма) шуар (или ) — народ , живущий в более влажных низменностях к востоку от Анд (Эквадор).

Шуар называет говорящих по-испански апач , а тех, кто не говорит по-испански и не говорит на языке шуар, — инки . Европейцы и американцы европейского происхождения раньше называли Шуар « дживарос » или « джибарос »; XVI века это слово, вероятно, происходит от испанского написания шуар (см. Gnerre 1973), но имело и другие значения, включая «дикарь»; за пределами Эквадора джибаро стало означать «деревенский», а в Пуэрто-Рико — для обозначения самодостаточного фермера . Шуары широко изображаются в разнообразной литературе о путешествиях и приключенческой литературе из-за увлечения Запада их прежней практикой уменьшения человеческих голов ( цанца ).

Социальная организация и контакты с европейцами

[ редактировать ]

Со времени первого контакта с европейцами в 16 веке и до образования Федерации Шуар в 1950-х и 1960-х годах шуар вели полукочевой образ жизни и жили отдельными домохозяйствами, разбросанными по тропическому лесу, связанными самыми слабыми родственниками и политическими узами. и отсутствие корпоративных родственных групп или централизованного или институционализированного политического руководства. [5]

Центром жизни шуаров было относительно автономное хозяйство, состоящее из мужа, его жен (обычно двух), неженатых сыновей и дочерей. После свадьбы сыновья покидали родной дом, и зятья переезжали в него (см. матрилокальное место жительства ). Мужчины охотились и ткали одежду; женщины занимались садоводством. В 1527 году Шуар отразил вторжение армии Уайна инков Капака . [5]

Когда Шуар впервые вступил в контакт с испанцами в 16 веке, они вступили в мирные торговые отношения. Они яростно сопротивлялись налогообложению и изгнали испанцев в 1599 году.

Колонизация и миссионизация в 20-м веке привели к тому, что Шуар реорганизовался в зародившиеся поселения, называемые центрос . Центрос первоначально способствовал евангелизации католических миссионеров, но также стал средством защиты земельных притязаний Шуара от претензий некоренных поселенцев. В 1964 году представители центров Шуар сформировали политическую федерацию, которая представляла их интересы перед эквадорским государством, неправительственными организациями и транснациональными корпорациями.

Цанца , сморщенные головы

[ редактировать ]
Сморщенная голова выставлена ​​в Музее Америки в Мадриде .

В 19 веке мурайя Шуар прославился среди европейцев и евроамериканцев своим сложным процессом уменьшения головы убитых Ачуара . Хотя не-шуар характеризовал эти сморщенные головы ( цанца ) как военные трофеи , Шуар настаивал на том, что они не интересовались самими головами и не ценили их как трофеи. Вместо этого они искали муисак , или душу жертвы, которая содержалась в сморщенной голове. Мужчины Шуара верили, что контроль над муисаком позволит им контролировать труд своих жен и дочерей. [6] [7]

Поскольку женщины выращивали маниок и производили чичу (маниоковое пиво), которое вместе обеспечивало основную часть калорий и углеводов в диете шуаров, женский труд имел решающее значение для биологической и социальной жизни шуаров. В конце 19-го и начале 20-го веков европейцы и евроамериканцы начали торговать промышленными товарами, в том числе дробовиками, прося в обмен сморщенные головы. Результатом стал рост местных войн, в том числе охоты за головами , что способствовало восприятию шуаров как жестоких. [6] [7] В 1961 году Эдмундо Белявски сделал единственную видеозапись, показывающую процесс уменьшения головы.

Ритуалы взрослой жизни

[ редактировать ]
Туника из перьев тукана MHNT

До миссионерства в 1940-х и 1950-х годах культура Шуар служила организацией и продвижением общества воинов. Мальчиков около восьми лет отцы или дяди брали с собой в трех-пятидневное путешествие к ближайшему водопаду, во время которого мальчик пил только табачную воду. В какой-то момент ребенку давали майкуа ( Datura arborea , Solanaceae ) в надежде, что тогда он увидит кратковременные видения, или арутам . Считалось, что эти видения были вызваны вакани или духом предков.

Если бы мальчик был достаточно смелым, он мог бы прикоснуться к арутам и получить арутам вакани . Это сделало бы мальчика очень сильным, а владение несколькими арутам вакани сделало бы мальчика непобедимым. Шуар, однако, считал, что они могут легко потерять свои арутам вакани , и поэтому повторил этот ритуал несколько раз.

Шуарского воина, который выжил, чтобы убить множество людей, называли какарамом . Шуар считал, что если человек, владеющий арутам вакани, умрет мирной смертью, он родит нового вакани ; если бы кто-то, владевший арутам вакани, был убит, у него родился бы муисак .

Болезни и шаманизм

[ редактировать ]

Шуар обычно не верят в естественную смерть, хотя и признают, что некоторые эпидемии, такие как корь и скарлатина, являются болезнями, передаваемыми через контакт с европейцами или евроамериканцами. Они сражались в основном копьями и духовыми пистолетами , но, как и многие другие группы в регионе, также считали, что их можно убить ценцаками , невидимыми дротиками.

приписывали любую необъяснимую смерть Таким ценцакам . Хотя ценцак одушевлены, они не действуют сами по себе. Шаманы (по-шуарски увишин ) — люди, владеющие ценцаком и управляющие им . Чтобы обладать ценцаком, они должны покупать его у других шаманов; Шуары считают, что самые могущественные шаманы — говорящие на языке кечуа , живущие на севере и востоке.

Чтобы контролировать центак , Шуар должен принять натем ( Аяуаску ). Многие шуары верят, что болезнь возникает, когда кто-то нанимает шамана стрелять ценцаком в тело врага. Эта атака происходит тайно, и лишь немногие шаманы признаются в этом. Если кто-то заболеет, он может пойти к шаману для диагностики и лечения.

У них есть много растений, которые они используют для лечения обычных повседневных болезней. Большинство людей знают эти растения и знают, как их готовить и использовать. Иногда к пожилой женщине обращаются за советом или помощью, особенно в вопросах контроля рождаемости, родов и новорожденных. Пирипири (виды Cyperus) используются при различных заболеваниях.

Шуар и эквадорское государство

[ редактировать ]

Открытие нефти в верховьях Амазонки усилило интерес Эквадора и Перу к этому региону. В 20-м веке эквадорские шуары и перуанские группы, такие как ачуар, имели существенно разную историю.

Шуар в Логроньо, Эквадор .

проживает не менее 40 000 шуаров, 5 000 ачуаров и 700 шивиаров В Эквадоре .

В конце 19 века католики- иезуиты бедные и безземельные евроэквадорцы из горной местности ( колонос восстановили среди шуаров миссии, и среди шуаров стали селиться ). Шуар вступил в мирные торговые отношения, обменял землю на промышленные товары и начал отправлять своих детей в миссионерские школы-интернаты для изучения испанского языка. В 1935 году правительство Эквадора создало заповедник Шуар, отчасти для регулирования доступа евро-эквадора к земле, и передало салезианским управление заповедником (католическим) миссионерам.

Миссионеры добились больших успехов в процессе аккультурации , обучая Шуара испанскому языку, обращая Шуара в христианство , побуждая Шуара отказаться от войны и производства сморщенных голов, побуждая Шуара отказаться от обрядов полового созревания, посредством которых Шуар приобрел арутам вакани , и поощряя Шуара к участвовать в рыночной экономике . Им в значительной степени, но не полностью, удалось побудить Шуара отказаться от многоженства в пользу моногамии . Им не удалось добиться успеха в пресечении практики шаманизма.

К 1950-м годам Шуар потерял значительную часть земли из-за поселенцев. В это время они отказались от своей полукочевой и рассредоточенной модели расселения и начали формировать зародышевые поселения численностью от пяти до тридцати семей, называемые центрос (по-испански «центры»). Эти центры облегчили доступ миссионеров в Шуар. Они также послужили основой для петиций Шуара к правительству Эквадора о земле; взамен Шуар пообещал расчистить тропические леса и превратить их в пастбища, а правительство предоставило Шуару ссуды на покупку скота, который они будут выращивать для продажи.

В 1960-х годах салезианские миссионеры призвали лидеров центров встретиться и сформировать новую организацию. В 1964 году они сформировали Федерацию межпровинциальных центров Шуар-Ачуар («Межпровинциальная федерация центров Шуар и Ачуар»; многие ачуар живут в Эквадоре, хотя большинство из них живут в Перу). Федерация демократична и имеет иерархическую организацию, большинство ее лидеров получают зарплату от эквадорского государства.

Диана Атамайнт, эквадорский политик Шуар

В 1969 году Федерация подписала соглашение с правительством Эквадора, по которому Федерация взяла на себя административную юрисдикцию над заповедником Шуар. Федерация взяла на себя обязанности по образованию детей, управлению гражданской регистрацией и землевладением, а также развитию животноводства и другим программам, направленным на дальнейшее включение Шуара в рыночную экономику. С тех пор Федерация раскололась на несколько групп, включая отдельную Федерацию Ачуар, хотя различные группы поддерживают теплые отношения.

Благодаря работе Федерации идентичность Шуара очень сильна. Большинство шуаров также твердо идентифицируют себя с эквадорским национальным государством и участвуют в избирательной политике Эквадора.

В последние несколько лет конфликт возник из-за горнодобывающих проектов в провинциях Морона-Сантьяго и Самора-Чинчипе. [8]

20 ноября 2018 года стала Диана Атамайнт , шуарка председателем Национального избирательного совета . [9] [10]

Группа командования джунглями (Ивиас)

[ редактировать ]
Солдаты группы Jungle Commands Ивиас проходят парад в Тене

Многие шуары также служат в эквадорской армии , и армия усвоила восприятие Шуара как «свирепых воинов», формируя элитные подразделения «Ивия» из солдат шуара (хотя все офицеры не являются шуарами). Эти подразделения отличились в войне Сенепа 1995 года между Эквадором и Перу. Имя Ивия означает «Демон джунглей»; оно происходит из мифологии Шуаров: Ивия — внушающий страх демон, пожирающий людей.

Согласно его культуре, молодые люди становятся солдатами, когда уменьшают головы своих врагов. Девиз IWIAS — «Никогда не побеждать»; это отмечает его историю воина, побеждающего злоумышленников, например, инков во главе с Уайна Капаком . [5] в 1527 году.

EWIAS ( Escuela de Iwias Crnl. Gonzalo Barragán ) — организация, отвечающая за обучение коренных жителей региона Амазонки. расположенная в Шелле , провинция Пастаса , ежегодно заканчивает около 35 солдат Ивии. Эта школа, [11]

[ редактировать ]
  • В Джеймса Роллинза романе «Амазония » шуарская любовница доктора Фавра, Цуй, описывается как «ведьма», которая придумывает яды, заваривает психоактивный чай и хранит большую коллекцию сморщенных голов. Очень подробно описан ее процесс уменьшения одного такого трофея, который она носит на шее.
  • Роман Луиса Сепульведы 1989 года « Старик, который читал любовные истории» исследует народ шуар и его культуру/традиции/верования, поскольку главный герой усыновлен/подружился со своим народом. Автор был близким другом лидера профсоюза Шуар и построил некоторые аспекты истории на основе рассказов, которые он ему рассказывал о своем образе жизни.
  • В фильме « Назад из вечности» (1956) шуары (в фильме называемые Хиварос) нападают на застрявшую команду в неназванной южноамериканской стране.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Ачуар: Культура». BBC: Перуанские джунгли. (получено 4 июля 2011 г.)
  2. ^ «Варинтс и Яви, Шуар, открывший джунгли для добычи полезных ископаемых» . Вселенная (на испанском языке). 03.04.2022 . Проверено 23 мая 2023 г.
  3. ^ ноль ( 2017 - 03 - 27 ) «Горнодобывающая промышленность угрожает коренному народу Шуар в Эквадоре » Нью-Йорк Таймс (на испанском языке). ISSN   0362-4331 . Получено 2 мая 2023 г.
  4. ^ Как продемонстрировал Клод Леви-Стросс , большинство коренных жителей называют себя «людьми» или «человеками», называя « Других » «варварами» или просто «другими».
  5. ^ Jump up to: а б с Эрнесто Салазар (1977). Индийская федерация в низменности Эквадора (PDF) . Международная рабочая группа по делам коренных народов . п. 13 . Проверено 16 февраля 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б Беннетт Росс, Джейн. 1984 «Влияние контакта на военные действия из мести среди ачуара дживаро», в журнале «Культура военного ведения и окружающая среда», изд. Р.Б. Фергюсон, Орландо: Academic Press.
  7. ^ Jump up to: а б Стил, Дэниел 1999 «Торговые товары и война Хиваро: Шуар 1850–1957 и Ачуар, 1940–1978», в Ethnohistory 46 (4): 745–776.
  8. ^ «IACHR требует от Эквадора объяснений по поводу смерти трех лидеров коренных народов | El Comercio» . elcomercio.com . Проверено 2 сентября 2016 г.
  9. ^ «Пачакутик отмечает дистанцию ​​от Дианы Атамайнт и отвергает «связи» с Неботом» (на испанском языке). 2019-02-2 Получено 1 июля 2022 г.
  10. ^ «Диана Атамайнт, новый президент Национального избирательного совета, с голосами трех членов» . Вселенная (на испанском языке). 20.11.2018 . Проверено 13 июля 2022 г.
  11. ^ «Школа ИВИАС» .
  • Гнерре, Маурицио (1973). «Источники испанского хиваро», в романской филологии 27 (2): 203–204. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  • Харнер, Майкл Дж. (1984). Хиваро: Люди священных водопадов Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-05065-7
  • Карстен, Рафаэль (1935). Охотники за головами Западной Амазонаса: жизнь и культура индейцев джибаро восточного Эквадора и Перу ([Finska vetenskaps-societeten, Helsingfors] Commentationes humanarum litterarum. VII. 1 Washington, DC Bureau of American Ethnology Bulletins. ASIN B00085ZPFM)
  • Мадер, Эльке (1999). Метаморфоза власти: Личность, миф и видение в шуарском и ачуарском обществе . Абья-Яла. ISBN   9978-04-477-9
  • Рубинштейн, Стивен (2006). «Кровообращение, накопление и сила сморщенных голов Шуара» в журнале «Культурная антропология» 22 (3): 357–399.
  • Рубинштейн, Стивен (2002). Алехандро Цакимп: Целитель Шуар на задворках истории Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN   0-8032-8988-X Google Книги
  • Рубинштейн, Стивен (2001). «Колониализм, Федерация Шуар и Эквадорское государство», в журнале « Окружающая среда и планирование D: Общество и космос» 19 (3): 263–293.
  • Лоуэлл, Карен (1994). «Этнофармакологические исследования лекарственных растений, особенно видов Cyperus, используемых индейцами шуар», доктор философии. Диссертация, Центр медицинских наук Университета Иллинойса, Чикаго, Иллинойс, 420 стр.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 59b0e79a49abc27a2dfde600abef7dee__1714045200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/ee/59b0e79a49abc27a2dfde600abef7dee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shuar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)