Tsentsak
Центсак являются невидимыми патогенными снарядами или магическими дротиками, используемыми в коренных и метизских шаманских практиках для целей колдовства и исцеления во многом бассейном Амазонки . Антропологи идентифицируют их как объекты, упомянутые в счетах EMIC , которые представляют верования коренных народов. Центак не признаются в научной медицине .

Этимология
[ редактировать ]Термин Tsentsak получен из языка Shuar , который принадлежит семье дживароанского языка . Шуар , являются членами народов дживароан которые проживают в тропическом лесу Амазонки Перу и Эквадора . Этот термин также используется взаимозаменяемо с виротой (в первую очередь от шаманов Mestiz), испанского термина для арбалетного болта, который был применен на ударные дротики, изготовленные дживароанами из шипов бактриса и астрокарных ладоней. [ 2 ]
Использовать
[ редактировать ]Центсак хранится шаманом в его или ее яши , или мокроте, расположенной в груди и животе. Центсак . встроены в эту мокроту, и Tsentsak или Yachay могут быть спроектированы из шамана в жертву, вызвавшие болезни и смерть Эта мокрота является материализацией силы шамана; Он используется для удаления Tsentsak из тел жертв, а также для защиты шамана от пострадавшего от Tsentsak других.
Центсак видны только под влиянием психоактивного вещества, называемого Natemä , которое является словом Jívaro для Ayahuasca . [ 3 ] Когда шаман впитывает Natemä , мир духов становится видимым. Именно в это время колдуны и чарующие шаманы могут отправлять Tsentsak своим жертвам, в то время как целители и отверждение шаманов могут удалить Tsentsak от своих страдающих пациентов.
Центсак Считается, что обладает своим собственным агентством и волей как живые духи, которые постоянно хотят убивать и потреблять человеческую плоть. [ 4 ] Шаман должен научиться контролировать своих дротиков, чтобы они не уйдут и не причинили непреднамеренного вреда. Чтобы облегчить контроль над Tsentsak, они должны питаться потреблением мапачо ( Nicotiana rustica ), которое можно копчено или впитаться в качестве инфузии .
Шаман, который не обладает необходимой сдержанностью, чтобы проглотить их Tsentsak , когда они поднимутся к задней части горла, станет колдуном или чартящим шаманом, в то время как шаман, который может научиться контролировать эти побуждения, станет целителем или лечит шаман. [ 5 ]
Ученик Шамана , который получает свой первый центсак от преимущественно чарового шамана, скорее всего, станет колдуном, в то время как ученик, который получает свой первый центсак от лечительного шамана, скорее всего, станет целителем. [ 6 ]
Колдовство
[ редактировать ]части Amazon На протяжении большей Tsentsak считается основной причиной болезни и ненасильственной смерти. Эти волшебные дротики используются Бруджосом (шаманы, специализирующиеся на колдовстве атаки), чтобы принести страдания и смерть своим жертвам. Дартс может быть отрывается по желанию колдуном и проецировано изо рта в тело жертвы. Однако, если DART пройдет полностью, хотя жертва, они умрут через три -семь дней, однако, если DART станет подаренным в теле жертвы, его может быть удален изючим шаманом.
Шаман может собирать растения , насекомых и многие другие предметы, достаточно маленькие, чтобы их проглотили, что он может затем превратиться в Tsentsak . Каждое разнообразие Tsentsak обладает своими собственными конкретными атрибутами и степенью способности вызывать заболевание . Количество и разнообразие Tsentsak , собранного шаманом, прямо пропорционально его силе и способности убивать и исцелить.
Выздоровление
[ редактировать ]В то время как колдуны могут использовать Tsentsak для здравых целей, исцеляющие шаманы используют эти магические дротики для создания барьера защиты вокруг их тела. Они также обладают способностью сосать цансака от тела жертвы, который затем можно отправить обратно в колдун, от которого он возник. Исцеляющий шаман должен впитывать аяхуаску , чтобы сделать дротики видимыми в теле жертвы, чтобы удалить их.
Чтобы убрать злой цценсок, отверстие шаман должен высаживать его из тела жертвы. При подготовке к этому акту Шаман должен сначала извергнуть два своих собственных цансака в заднюю часть его горла. Первый используется для блокировки шамана от случайного проглатывания злобного цансака , что, скорее всего, приведет к его смерти. Второй используется для поглощения или растворения злого тисака , который затем шаман выплевывает или отправляет обратно в колдун. [ 7 ]
Коммодификация
[ редактировать ]Шаман, как правило, получает свой первый Tsentsak от практикующего шамана, которому он ученик. Практический шаман изрыгивает часть своего яхая, содержащего Tsentsak , который затем должен проглотить ученик. Ученик может затем держать дротики в его желудке на неопределенный срок. Многие шаманы будут путешествовать на большие расстояния, чтобы обменять тсоцентсак с другими могущественными шаманами из отдаленных регионов. Они также могут купить и продавать Tsentsak , чтобы увеличить силу своей власти.
Чтобы перевести Tsentsak другому человеку, как покупатель, так и продавец должны потреблять аяхуаски , чтобы сделать Tsentsak видимым. Затем продавец должен выпить вливание Nicotiana Rustica, чтобы извергнуть Tsentsak , который затем отображается покупателю. Затем покупатель глотает Tsentsak , тем самым добавляя его в свою коллекцию. [ 4 ] Tsentsak также может быть продан в более осязаемых формах колючек деревьев, насекомых, маленьких камней и даже кусочках бритвы. [ 4 ]
Диетические и сексуальные ограничения
[ редактировать ]В контексте дживароанского шаманизма ученик Шаман должен воздерживаться от полового акта и соблюдать специальную диету в течение не менее трех месяцев после получения первого Tsentsak . Если эти ограничения сломаются, дротики покинут тело шамана, и процесс должен быть начат с самого начала. Чтобы получить право убивать и лечить, шаман должен соблюдать эти ограничения в течение пяти месяцев. [ 8 ]
Шаманы Mestizo придерживаются аналогичной ограничительной диеты при подготовке к потреблению аяхуаски перед шаманскими ритуалами . Эти ограничения помогают привить самоконтроля и эмоционального мастерства в подготовке к карьере целителя. Шаман, который нарушает ограничения, не может контролировать побуждения их цансака и станет колдуном.
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рубенштейн 2007, стр. 362
- ^ Бейер 2009, стр. 84
- ^ Harner 1973, pg. 17
- ^ Jump up to: а беременный в Beyer 2009, Pg. 85
- ^ Бейер 2009, стр. 95
- ^ Harner 1973, pg. 19
- ^ Бейер 2009, стр. 86
- ^ Harner 1973, pg. 20
Ссылки
[ редактировать ]- Бейер, Стефан В. (2009). Пение на растения: руководство по шаманизму метизу в верхней амазонке . Альбукерке: Университет Нью -Мексико Пресс . ISBN 978-0-8263-4730-5 Полем OCLC 383816154 .
- Харнер, Майкл Дж. (1973). «Звук стремительной воды». Галлюциногены и шаманизм . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. С. 15–27 . ISBN 978-0195016499 Полем OCLC 650024 .
- Рубенштейн, Стивен (август 2007 г.). «Циркуляция, накопление и сила Шуара сжимает головы». Культурная антропология . 22 (3): 357–399. doi : 10.1525/can.2007.22.3.357 . ISSN 0886-7356 . OCLC 478586265 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Пение на сайте растений Стефана Бейера
- Shamanism.org Интервью с Майклом Харнером