Человеческий зоопарк
Человеческие зоопарки , также известные как этнологические экспозиции , представляли собой публичные демонстрации людей, обычно в так называемом «естественном» или «примитивном» состоянии. [3] Наибольшее распространение они получили в XIX и XX веках. [3] Эти показы иногда подчеркивали предполагаемую неполноценность культуры экспонатов и подразумевали превосходство « западного общества » с помощью стереотипов, которые называли маргинализированные группы «дикими». [4] [5] Затем они превратились в независимые экспозиции, подчеркивающие неполноценность экспонатов по сравнению с западной культурой и обеспечивающие дальнейшее оправдание их подчинения. [6] Такие экспонаты были представлены на многочисленных колониальных выставках и на временных выставках в зоопарках животных. [7]
Цирки и шоу уродов
[ редактировать ]Абстрактная концепция демонстрации человеческих экспонатов в зоопарках документировалась на протяжении всей колониальной истории . В Западном полушарии один из самых ранних известных зоопарков , зоопарк Моктесума в Мексике, состоял не только из обширной коллекции животных, но и выставлял напоказ людей, например, карликов, альбиносов и горбунов. [8]
В эпоху Возрождения Медичи основали в большой зверинец Ватикане . В 16 веке кардинал Ипполит Медичи имел коллекцию людей разных рас, а также экзотических животных. Сообщается, что у него есть труппа так называемых дикарей, говорящих более чем на двадцати языках; были также мавры, татары, индейцы, турки и африканцы. [9] В 1691 году англичанин Уильям Дампьер выставил напоказ татуированного уроженца Миангаса, которого он купил, когда был на Минданао . Он также намеревался выставить мать мужчины, чтобы получить больше прибыли, но мать погибла в море. Мужчину звали Джоли, которого ложно называли «Принц Джиоло», чтобы привлечь больше зрителей, и выставляли напоказ три месяца подряд, пока он не умер от оспы в Лондоне. [10]
Одной из первых современных публичных выставок людей была , организованная П. Т. Барнумом выставка Джойс Хет 25 февраля 1835 года. [11] и, впоследствии, сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры . Эти выставки были обычным явлением в шоу уродов . [12] Другим известным примером была Саартджи Баартман из Намаква , которую часто называют Готтентотской Венерой, которую выставляли в Лондоне и Франции до ее смерти в 1815 году.
В 1850-х годах Максимо и Бартола , двое детей -микроцефалов из Сальвадора, выставлялись в США и Европе под названиями «Дети ацтеков» и «Ацтекские лилипуты». [13] Однако человеческие зоопарки стали обычным явлением только в 1870-х годах, в разгар периода нового империализма .
С 1936 по 1943 год канадская провинция Онтарио выставляла пять пятерых белых французских канадцев , которых правительство провинции удалило из их биологической семьи в человеческом зоопарке под названием Квинтленд .
Начало человеческих выставок
[ редактировать ]В 1870-х годах выставки так называемых «экзотических популяций» стали популярны во всем западном мире. [14] Человеческие зоопарки можно увидеть во многих крупнейших городах Европы, таких как Париж, Гамбург, Лондон и Милан , а также в американских городах, таких как Нью-Йорк и Чикаго. [14] Карл Хагенбек , торговец животными, был одним из первых сторонников этой тенденции, когда в 1874 году по предложению Генриха Лейтемана он решил выставить саамов на «Лапландской выставке». [7] Что отличало выставку Хагенбека от других, так это то, что он показал этим людям с помощью животных и растений «воссоздать» свою «естественную среду». [7] Он давал людям ощущение того, что побывал в этих местах, наблюдая за его выставками. [15] Эти выставки имели огромный успех и становились только больше и сложнее. [15] С этого момента человеческие выставки будут склоняться к стереотипам и проецированию западного превосходства. [7] Большее подпитывание империалистической идеологии о том, что культура этих людей заслуживает подчинения. [16] Это также способствовало научному расизму , когда их классифицировали как более или менее «цивилизованные» по шкале, от человекообразных обезьян до жителей Западной Европы. [17]
Хагенбек открыл нубийскую выставку в 1876 году и выставку инуитов в 1880 году. [18] Они также имели огромный успех.
Помимо Хагенбека, Сад Акклиматации также был местом проведения этнологических выставок. Жоффруа де Сен-Илер, директор Сада акклиматизации, решил в 1877 году организовать две этнологические выставки, на которых также были представлены нубийцы и инуиты . В том году аудитория Сада акклиматизации удвоилась и составила один миллион. было представлено около тридцати этнологических выставок В период с 1877 по 1912 год в Зоологическом саду акклиматизации . [19]
Эти выставки были настолько успешными, что были включены в программу 1878 и Всемирных парижских выставок 1889 годов , на которых была представлена «Негритянская деревня». На Всемирной выставке 1889 года, которую посетили 28 миллионов человек, главной достопримечательностью стали 400 представителей коренных народов.
В 1883 году в Амстердаме на Международной колониальной и экспортной выставке были представлены коренные жители Суринама .
В 1886 году испанцы выставили уроженцев Филиппин на выставке как людей, которых они «цивилизовали». Это событие добавило пламени филиппинской революции 1896 года. [20] Королева-консорт Испании Мария Кристина Австрийская впоследствии узаконила деятельность человеческих зоопарков. К 1887 году коренные народы игорот были отправлены в Мадрид и выставлены в человеческом зоопарке в недавно построенном Паласио-де-Кристал-дель-Ретиро . [21]
На Всемирной Колумбийской выставке 1893 года и Панамериканской выставке 1901 года. [22] Little Egypt , танцовщица живота, была сфотографирована как каталогизированный «тип» Чарльзом Дадли Арнольдом и Харлоу Хиггинботой. [23]
На Африканской выставке 1895 года в Хрустальном дворце около восьмидесяти человек из Сомали были представлены в «экзотической» обстановке. [24]
На Брюссельской международной выставке (1897 г.) в Тервурене была представлена «Конголезская деревня», в которой африканцы были представлены в эрзац-интерпретациях местной обстановки.
Немецкие этнографы
[ редактировать ]Этнологические исследования в Германии применили новый подход в 1870-х годах, когда в зоопарках были представлены человеческие экспонаты. назвало эти экспонаты «познавательными» для широких слоев населения Научное сообщество . Очень быстро экспонаты стали использоваться как способ показать, что европейцы «эволюционировали» к «превосходной», «космополитической» жизни. [25]
В конце XIX века немецкие этнографические музеи рассматривались как эмпирические исследования человеческой культуры. Они содержали артефакты культур всего мира, организованные по континентам, что позволяло посетителям увидеть сходства и различия между группами и «формировать свои собственные идеи». [25]
Объективация в человеческих зоопарках
[ редактировать ]В истории человеческих зоопарков существуют модели откровенного сексуального изображения выставленных народов, чаще всего женщин. Эти объективации часто приводят к обращению, отражающему отсутствие конфиденциальности и уважения, включая вскрытие и демонстрацию тел после смерти без согласия.
Примером сексуализации этнически разнообразных женщин в Европе является Саартье Баартман , которую часто называют ее англизированным именем Сара Бартманн. Бартманн выставлялась как при ее жизни по всей Англии и Ирландии, так и после ее смерти в Музее человека . [26] При жизни она участвовала в передвижном шоу, изображав ее как «дикую женщину» с большим вниманием к своему телу. Одежда, в которую ее надели, была обтягивающей и близкой к цвету ее кожи, и зрителям предлагалось «сами убедиться», было ли тело Бартманн, особенно ее ягодицы, реальным, «тыкая и толкая». [26] Ее живая выставка получила финансовую компенсацию, но нет никаких записей о ее согласии на обследование и выставку после смерти.
Доминика Чарнецка выдвигает теории о взаимосвязи между радикализацией и сексуализацией черных женских тел в своей журнальной статье «Тела черных женщин и «белый» взгляд». [27] Чарнецка фокусируется на этнографических шоу, которые были известны на территории Польши в конце 19 века. Она утверждает, что важной частью того, почему эти шоу были такими популярными, является демонстрация черного женского тела. Хотя женщины в шоу должны были изображать воинов-амазонок, их гардероб не был похож на амазонские платья, и есть несколько документальных комментариев зрителей об их откровенной одежде и телах. [27]
Хотя женщин чаще всего объективировали , есть несколько случаев, когда «экзотических» мужчин выставляли напоказ из-за их благоприятной внешности. Анджело Солиманн был привезен в Италию в качестве раба из Центральной Африки в 18 веке, но в конечном итоге приобрел репутацию в венском обществе благодаря своим боевым навыкам и обширным знаниям языка и истории. После его смерти в 1796 году эта позитивная ассоциация не помешала его телу «нафаршировать и выставить в Венском музее естественной истории» в течение почти десятилетия. [28]
На рубеже веков
[ редактировать ]В 1896 году, чтобы увеличить число посетителей, зоопарк Цинциннати пригласил сто коренных американцев сиу основать на этом месте деревню. Сиу прожили в зоопарке три месяца. [29]
На Всемирной выставке 1900 года была представлена знаменитая диорама, живущая на Мадагаскаре , а на колониальных выставках в Марселе (1906 и 1922 годы) и Париже (1907 и 1931 годы) также были представлены люди в клетках, часто обнаженные или полуобнаженные. Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за шесть месяцев ее посетило 34 миллиона человек, в то время как меньшая контрвыставка под названием «Правда о колониях» , организованная Коммунистической партией , привлекла очень мало посетителей — в первом зале она вспоминала Альберта стороны Лондона и Андре Жида Критика принудительного труда в колониях со кочевые деревни Сенегала . . Также были представлены [ нужна ссылка ]
В 1906 году Мэдисон Грант — светская львица, евгеник любитель , антрополог- и глава Нью-Йоркского зоологического общества — конголезского пигмея Ота Бенгу выставила в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке рядом с обезьянами и другими животными. По указанию Гранта директор зоопарка Уильям Хорнадей поместил Бенгу в клетку с шимпанзе, затем с орангутаном по имени Дохонг и попугаем и назвал его «Недостающим звеном» , предполагая, что с точки зрения эволюции африканцы, подобные Бенге, были ближе к обезьян, чем были европейцы. Это вызвало протесты со стороны городских священнослужителей, но, как сообщается, публика стекалась, чтобы посмотреть на это. [30] [31]
В понедельник, 8 сентября 1906 года, всего через два дня, Хорнадей решил закрыть выставку, и Бенгу можно было найти прогуливающимся по территории зоопарка, часто сопровождаемым толпой, «воющей, насмехающейся и кричащей». [32]
Первая организованная реакция
[ редактировать ]По данным The New York Times , хотя «немногие выразили явные возражения против вида человека в клетке с обезьянами в качестве компаньонов», разногласия разгорелись, когда чернокожие священнослужители в городе сильно обиделись. «Мы думаем, что наша раса находится в достаточной депрессии, чтобы не выставлять никого из нас среди обезьян», - сказал преподобный Джеймс Х. Гордон, руководитель приюта для цветных сирот Говарда в Бруклине. «Мы думаем, что достойны того, чтобы нас считали людьми, обладающими душой». [32]
Мэр Нью-Йорка Джордж Б. Макклеллан-младший отказался встретиться со священнослужителями, вызвав похвалу Хорнадея, который написал ему: «Когда история Зоологического парка будет написана, этот инцидент станет ее самым забавным отрывком». [32]
Поскольку спор продолжался, Хорнадей не извинялся, настаивая на том, что его единственным намерением было устроить этнологическую выставку. В другом письме он сказал, что он и Грант, которые десять лет спустя опубликуют расистский трактат « Уход великой расы» , считают «крайне необходимым, чтобы общество даже не казалось, что ему диктуют» черные священнослужители. [32]
В 1903 году в «Человеческом павильоне» выставки в Осаке , Япония, произошел один из первых массовых протестов против человеческих зоопарков. Выставка корейцев и окинавцев в «примитивных» домах вызвала протесты со стороны правительств Кореи и Окинавы, а формамозанка в китайском платье разозлила группу китайских студентов, обучающихся за границей в Токио. Школьного учителя- айна заставили выставить себя в зоопарке, чтобы собрать деньги на строительство школы, поскольку японское правительство отказалось платить. Тот факт, что школьный учитель произносил красноречивые речи и собирал средства для своей школы, одетый в традиционную одежду, смутил зрителей. Анонимная колонка на первой полосе японского журнала осудила эти примеры и «Человеческий павильон» в целом, назвав бесчеловечным выставлять людей в качестве зрелищ. [33]
Всемирная выставка в Сент-Луисе
[ редактировать ]В 1904 году более 1100 филиппинцев были представлены на Всемирной выставке в Сент-Луисе, приуроченной к летним Олимпийским играм 1904 года . После испано-американской войны Соединенные Штаты только что приобрели новые территории, такие как Гуам , Филиппины и Пуэрто-Рико . [34] Организаторы Всемирной выставки провели « Дни антропологии » 12 и 13 августа. Начиная с Парижской выставки 1889 года , человеческие зоопарки, как ключевой элемент всемирных ярмарок, функционировали как демонстрация антропологических представлений о расе, прогрессе и цивилизации. Этим целям следовали и на Всемирной выставке 1904 года. Четырнадцать сотен коренных жителей Юго-Восточной Азии, островов Тихого океана, Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока, Южной Америки и Северной Америки были представлены на антропологических выставках, которые показали их в естественной среде обитания. Еще 1600 коренных жителей продемонстрировали свою культуру на других площадках Выставки закупок Луизианы (LPE), в том числе на ярмарочных площадках и в Модельной школе, где учащиеся школ-интернатов американских индейцев продемонстрировали свою успешную ассимиляцию . [35] Само спортивное мероприятие проходило с участием около 100 оплачиваемых мужчин из числа коренного населения (ни одна женщина не участвовала в Днях антропологии, хотя некоторые, в частности баскетбольная команда девочек индийской школы Форт-Шоу , действительно участвовали в других спортивных мероприятиях в LPE). Соревнования включали «метание бейсбола, толкание ядра, бег, прыжки в длину, поднятие тяжестей, лазание по шесту и перетягивание каната перед толпой численностью около десяти тысяч человек». [36] По мнению теоретика Сьюзен Браунелл , всемирные ярмарки – с участием человеческих зоопарков – и Олимпийские игры были логичными в то время, поскольку они «обе были связаны с основной культурной логикой, которая придавала им естественную близость». [37] Кроме того, одной из первоначальных целей Дней антропологии было привлечь внимание к официальным олимпийским мероприятиям. [38] [39]
Хотя Дни антропологии официально не были частью программы Олимпийских игр, они были тесно связаны друг с другом в то время и в истории - Браунелл отмечает, что даже сегодня историки все еще спорят о том, какие из мероприятий LPE были «настоящими» Олимпийскими играми. [40] Кроме того, почти все из 400 спортивных соревнований назывались «олимпийскими». [40] и церемония открытия состоялась в мае [41] на мероприятии присутствовали высокопоставленные лица, хотя официальная олимпийская программа началась только 1 июля. [41] Кроме того, как отмечалось ранее, одной из первоначальных целей Дней антропологии было привлечь внимание к официальным олимпийским мероприятиям. [42] [43]
Дни антропологии прошли 11 и 12 августа 1904 года, в них приняли участие около 100 оплачиваемых мужчин из числа коренного населения (ни одна женщина не участвовала в Днях антропологии, хотя некоторые, особенно баскетбольная команда девочек индийской школы Форт-Шоу , действительно участвовали в других спортивных мероприятиях в LPE). Соревнования включали «метание бейсбола, толкание ядра, бег, прыжки в длину, поднятие тяжестей, лазание по шесту и перетягивание каната перед толпой численностью около десяти тысяч человек». [44]
Выставки Всемирной выставки вдохновили американского военного офицера Трумэна Ханта на открытие собственного человеческого зоопарка « , охотящиеся за головами Игорроты » в Бруклине . Сообщения о сомнительных условиях жизни филиппинских исполнителей побудили федеральное правительство США провести расследование выставки Ханта и в конечном итоге закрыть ее после того, как Хант был признан виновным в краже заработной платы исполнителей. [45]
Великобритания и Франция
[ редактировать ]Шотландская национальная выставка, открытая одним из внуков королевы Виктории, принцем Артуром Коннахтским проходила С 1 мая по 31 октября 1908 года в Сотон-парке в Эдинбурге . Одной из достопримечательностей была Сенегальская деревня с ее франкоязычными сенегальскими жителями, демонстрировавшими свой образ жизни, искусство и ремесла, живя в ульях. [46] [47]
В 1909 году инфраструктура Шотландской национальной выставки 1908 года в Эдинбурге была использована для строительства новых Морских садов на побережье недалеко от Эдинбурга в Портобелло . группа сомалийских мужчин, женщин и детей, живущих в соломенных хижинах. Для участия в выставке была отправлена [48] [49]
В 1925 году выставка в зоопарке Бель-Вю в Манчестере, Англия, называлась «Каннибалы» и изображала чернокожих африканцев в предположительно местной одежде. [50]
В 1931 году около 100 других канаков Новой Каледонии были выставлены на обозрение в Саду акклиматизации в Париже. [51]
Испания
[ редактировать ]было проведено несколько выставок незападных людей В период с конца 19-го века по начало 20-го века в Испании после выставок, проведенных в других мегаполисах, таких как Соединенное Королевство . [52] Первый из них был проведен в 1887 году Министерством иностранных дел , которое выставило группу из сорока-пятидесяти филиппинцев (тогда это была территория Испании) вместе с местными продуктами и растениями в парке Ретиро в Мадриде . [52] Для этой выставки был построен Паласио-де-Кристаль-дель-Ретиро , а также его пруд, в котором стремились воссоздать «естественную среду обитания» подвергающихся воздействию людей. [52] [53] Во время выставки погибли как минимум четыре человека. [53] В последующие годы частные компании организовали аналогичные выставки в Барселоне и Мадриде , в том числе для людей, не являвшихся выходцами с испанских территорий, таких как ашанти или инуиты . в Барселоне проходили выставки африканских народов До 1918 года в Ронда-де-ла-Университет , которые позже были перевезены в другие европейские страны. [52] Есть также записи о еще одной выставке на Иберо-американской выставке в Севильи в 1929 году и еще одной выставке народа фан из Экваториальной Гвинеи в Валенсии в 1942 году. [54] До 1997 года « Негр из Баньолеса », забальзамированный африканец, выставлялся в музее Дардера в Жироне . [55]
США (1930-е годы)
[ редактировать ]К 1930-м годам в Америке появился новый тип «человеческого зоопарка»: обнаженные шоу, маскирующиеся под образование. В их число входили Нудистская колония Сада Зоро на Тихоокеанской международной выставке в Сан-Диего, Калифорния (1935–36) и обнаженное ранчо Салли Рэнд на Международной выставке Золотые Ворота в Сан-Франциско (1939). Первый якобы представлял собой настоящую нудистскую колонию , в которой вместо настоящих нудистов использовались наемные артисты. На последнем были изображены женщины в ковбойских шляпах, ремнях с оружием, ботинках и многом другом. На ярмарке «Золотые ворота» также было представлено шоу «Гринвич-Виллидж», описанное в официальном путеводителе как «Образцовая колония художников и театр ревю». [56]
Этнологические экспозиции во времена нацистской Германии
[ редактировать ]Поскольку около 1931 года в Германии были закрыты этногенические экспозиции, [15] было много последствий для исполнителей. Многие из людей, привезенных со своей родины для работы на выставках, создали семьи в Германии, и было много детей, родившихся в Германии. Когда они больше не работали в зоопарках или на представлениях, эти люди застряли в Германии, где у них не было прав и они подвергались жесткой дискриминации. Во время подъема нацистской партии иностранные актеры в этих театральных постановках, как правило, могли держаться подальше от концентрационных лагерей, потому что их было так мало, что нацисты не видели в них реальной угрозы. [57] Хотя им удалось избежать концентрационных лагерей, они не смогли участвовать в немецкой жизни, как это могли делать граждане этнического немецкого происхождения. Гитлерюгенд не допускал к участию детей родителей - иностранцев, а взрослых отвергали как немецких солдат. [57] Многие в конечном итоге работали на заводах военной промышленности или в лагерях иностранных рабочих. [57]
Ханс Массакуа в своей книге 1999 года «Предназначен для свидетелей» наблюдал человеческий зоопарк в гамбургском зоопарке Тирпарк Хагенбек в период до нацистской Германии, когда африканскую семью поместили вместе с животными, над которыми открыто смеялись и иным образом грубо обращались со стороны публики. И тогда они набросились на него, такого же зрителя, из-за его неоднозначной внешности. Согласно его книге «Предназначено быть свидетелем», это примерно 1930 год. [58]
Выставки после 1940 г.
[ редактировать ]В рамках Всемирной выставки Португалии в 1940 году члены племени с островов Биссагос в Гвинее-Бисау были выставлены на острове в озере Лиссабонского тропического ботанического сада . [59]
Конголезская году деревня была представлена на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 . [60] Конголезцы, представленные на выставке, были среди 598 человек, в том числе 273 мужчин, 128 женщин и 197 детей, всего 183 семьи. [61] Восьмимесячный малыш Жюст Бонавентура Ланга умер во время Экспо-58; он покоится на Тервуренском кладбище. [62] В середине июля конголезцы выразили протест по поводу снисходительного обращения с ними со стороны зрителей и потребовали отправить их домой, резко прекратив выставку и вызвав некоторую симпатию со стороны европейских газет. [63]
В апреле 1994 года пример деревни Кот-д'Ивуара был представлен в рамках африканского сафари в Порт-Сен-Пере , недалеко от Нанта , во Франции, позже названном Planète Sauvage . [64]
В июле 2005 года в Аугсбургском зоопарке в Германии прошла «африканская деревня», где были представлены африканские ремесла и африканские культурные представления. Мероприятие подверглось широкой критике. [65] Защитники мероприятия утверждали, что оно не было расистским, поскольку оно не подразумевало унижающее достоинство выставление африканцев, как это делалось в зоопарках в прошлом. Критики утверждали, что представление африканской культуры в контексте зоопарка способствовало экзотизации и стереотипизации африканцев, тем самым закладывая основу для расовой дискриминации, и что солидарность и взаимопонимание с африканцами не были основными целями мероприятия. [66]
В августе 2005 года Лондонский зоопарк в течение четырех дней выставлял четырех добровольцев в фиговых листьях (и купальных костюмах). [67]
В 2007 году в зоопарке Аделаиды прошла выставка «Человеческий зоопарк», на которой присутствовала группа людей, которые в рамках учебных занятий подали заявку на размещение в бывшем вольере для обезьян днем, но затем вернулись домой ночью. [68] Жители приняли участие в нескольких упражнениях, а зрителей попросили пожертвовать деньги на новый вольер для обезьян.
Также в 2007 году пигмеи-исполнители на Фестивале панафриканской музыки (Феспам) были размещены в зоопарке в Браззавиле , Конго . Хотя члены группы из 20 человек, в том числе младенец трехмесячного возраста, официально не выставлялись напоказ, им приходилось «собирать дрова в зоопарке, чтобы приготовить еду, и на [их] смотрели и смотрели». снятые туристами и прохожими». [69]
В августе 2014 года в рамках Эдинбургского международного фестиваля южноафриканского театрального деятеля Бретта Бэйли было показано шоу «Экспонат B» в зале библиотеки Playfair Эдинбургского университета ; затем в сентябре в Барбакане в Лондоне. Это исследовало природу человеческих зоопарков и вызвало много споров как среди исполнителей, так и среди публики. [70]
В целях решения проблемы морали экспонатов человеческого зоопарка в 2018 году была проведена выставка плакатов « Выставляя людей напоказ» , которая посетила Школу искусств Глазго , Эдинбургский университет , Университет Стерлинга , Университет Сент-Эндрюса и Университет Абердина . Дополнительные плакаты были добавлены к выборке из выставки французского ACHAC « Человеческие зоопарки: изобретение дикаря» , посвященной шотландскому аспекту проведения таких шоу. [71]
Туризм был распространенной проблемой, особенно для коренных народов, находящихся в добровольной изоляции , таких как сентинельцы . [72]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цвик, Джим (4 марта 1996 г.). «Вспоминая Сент-Луис, 1904 год: мир напоказ и хвалебная речь Бонтока» . Сиракузский университет . Архивировано из оригинала 10 июня 2007 года . Проверено 25 мая 2007 г.
- ^ С любовью, Робертус (май 1904 г.). «Филиппинская школа на Всемирной выставке» . Школьные новости и практический педагог . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 3 марта 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Правдивая история минданаоского раба, чья шкура была выставлена в Оксфорде» . Esquiremag.ph . Архивировано из оригинала 4 ноября 2017 года . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Аббаттиста, Гвидо; Яннуцци, Джулия (2016). «Мировые экспозиции как машины времени: два взгляда на визуальное конструирование времени между антропологией и Футурамой» . Всемирная история на связи . 13 (3). Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Маклин, Ян (2009–2012). «Изобретение дикаря заново» . Третий текст . 26 (5): 599–613. дои : 10.1080/09528822.2012.712769 . ISSN 0952-8822 . S2CID 143936550 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 года . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Льюис, Барри; Джермейн, Роберт; Килгор, Линн (2008). Книги Cengage Advantage: Понимание людей: введение в физическую антропологию и археологию . Cengage Обучение. п. 172. ИСБН 978-0495604747 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Колониальные выставки, «Фелькершауэн» и демонстрация «другого» » . ЭГО (на немецком языке). Архивировано из оригинала 15 ноября 2020 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Муллан, Боб и Марвин Гарри, Зоокультура: Книга о том, как люди наблюдают за животными , University of Illinois Press , Урбана, Иллинойс , Второе издание, 1998, стр. 32. ISBN 0252067622
- ^ Муллан, Боб и Марвин Гарри, Зоокультура: Книга о том, как люди наблюдают за животными , University of Illinois Press , Урбана, Иллинойс , Второе издание, 1998, стр. 98. ISBN 0252067622
- ^ Мангубат, Л. (2017). Правдивая история минданаоского раба, чья шкура была выставлена напоказ в Оксфорде. Публикации Эсквайра.
- ^ «Музей мистификаций» . Архивировано из оригинала 29 мая 2013 года . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ «О забытом аспекте западного расизма». Архивировано 16 августа 2014 г. в Wayback Machine Куртом Йонассоном, декабрь 2000 г., Монреальский институт исследований геноцида и прав человека.
- ^ Роберто Агирре , Неформальная империя: Мексика и Центральная Америка в викторианской культуре , Univ. Миннесота Пресс, 2004, гл. 4
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аббаттиста, Гвидо (2014). Движущиеся тела, демонстрация наций: национальные культуры, раса и пол на мировых выставках: с девятнадцатого по двадцать первый век . Триест: EUT. ISBN 978-8883035821 . OCLC 898024184 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Человеческие зоопарки: Когда экспонатами были люди» . Немецкая волна. 3 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 7 сентября 2021 г. Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Конклин, Элис Л.; Флетчер, Ян Кристофер (1999). Европейский империализм, 1830–1930: кульминация и противоречие . Бостон. ISBN 0395903858 . OCLC 41211098 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Льюис, Р. Барри; Джермейн, Роберт; Килгор, Линн (2010). Понимание людей: введение в физическую антропологию и археологию (10-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Cengage. ISBN 978-0495604174 . OCLC 276822759 .
- ^ Международный журнал африканских исторических исследований . Издательская компания Африкана. 1985. Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ «Человеческий зоопарк: грязный секрет науки» (PDF) . usd116.org . Телевизионная корпорация «Четвертый канал». 2009. с. 2. Архивировано (PDF) из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ Арсилла, Хосе С. (1991). «Просвещение и филиппинская революция». Филиппинские исследования . 39 (3): 358–373. JSTOR 42633263 .
- ^ Лимузины, Массачусетс (2020). История печально известного испанского зоопарка, в котором обитали филиппинские животные... а затем и филиппинцы. Публикации Эсквайра.
- ↑ См Чарльза Дадли Арнольда , . фотографию заархивированную 5 июля 2008 года в Wayback Machine. Подобные человеческие проявления были замечены у шести мужчин, одетых в индейские костюмы, перед и на вершине реконструкции Длинного дома шести наций.
- ^ Энн Макселл, «Показ другого: Франц Боас и сестры Герхард», в Human Zoos. От готтентотской Венеры до реалити-шоу , Николя Бансель, Паскаль Бланшар, Жиль Боэч, Эрик Деру, Сандрин Лемэр, издание La Découverte (2002), стр. 331–339, частично. п. 333,
- ^ «Викторианский Лондон – Развлечения и отдых – Выставки – Африканская выставка» . victorianlondon.org . Архивировано из оригинала 29 января 2022 года . Проверено 20 марта 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пенни, Х. Гленн (2002). Объекты культуры: этнологические и этнографические музеи императорской Германии . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0807862193 . ОСЛК 55602080 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ледерман, Мюриэль; Барч, Ингрид (2001). Читатель по гендеру и науке . Рутледж. ISBN 0415213576 . OCLC 44426765 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чарнецка, Доминика (9 ноября 2020 г.). «Черные женские тела и «белый» взгляд» . Восточно-Центральная Европа . 47 (2–3): 285–312. дои : 10.30965/18763308-04702006 . ISSN 0094-3037 . S2CID 230653783 .
- ^ Контлер, Ласло (9 ноября 2020 г.). «Перемещение «человеческого зоопарка»: экзотические экспонаты, столичная идентичность и этнографические знания в Будапеште конца девятнадцатого века» . Восточно-Центральная Европа . 47 (2–3): 173–201. дои : 10.30965/18763308-04702002 . ISSN 0094-3037 . S2CID 230656558 .
- ↑ Зоопарк и ботанический сад Цинциннати. Архивировано 7 мая 2008 года в Wayback Machine , Историческое общество Огайо.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Шоу «Человек и обезьяна», не одобренное духовенством». Архивировано 8 мая 2016 года в Wayback Machine , The New York Times , 10 сентября 1906 года.
- ^ Брэдфорд, Филлипс Вернер и Блюм, Харви. Ота Бенга: Пигмей в зоопарке . Сент-Мартинс Пресс, 1992.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Келлер, Митч (6 августа 2006 г.). «Скандал в зоопарке» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 ноября 2018 года . Проверено 7 июля 2008 г.
- ^ Зиомек, Кирстен Л. (2014). «Человеческий павильон 1903 года: колониальные реалии и подчиненные субъективности в Японии двадцатого века». Журнал азиатских исследований . 73 (2): 493–516. дои : 10.1017/S0021911814000011 . ISSN 0021-9118 . JSTOR 43553298 . S2CID 162521059 .
- ^ Джим Цвик (4 марта 1996 г.). «Вспоминая Сент-Луис, 1904 год: мир напоказ и хвалебная речь Бонтока» . Сиракузский университет . Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 25 мая 2007 г.
- ^ Карен Эбботт (7 августа 2012 г.). «Олимпийский марафон 1904 года, возможно, был самым странным за всю историю» . Смитсоновский журнал .
- ^ Паресо, Нью-Джерси (2008). п. 59.
- ^ Браунелл, Сьюзен, изд. (2008). п. 29.
- ^ Паресо, Нью-Джерси (2008). п. 84.
- ^ Браунелл, Сьюзен, изд. (2008). п. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браунелл 2008, с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браунелл 2008, с. 43.
- ^ Паресо 2008, с. 84.
- ^ Браунелл 2008, с. 34.
- ^ Паресо 2008, с. 59.
- ^ Хемли, Робин (14 ноября 2014 г.). Клэр Прентис «Затерянное племя Кони-Айленда » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Городские библиотеки Эдинбурга (25 августа 2015 г.). «Славное лето Сотона 1908 года» . Сказки одного города . Архивировано из оригинала 12 мая 2019 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ «Сотон Парк» . Справочник Шотландии . Архивировано из оригинала 7 июня 2020 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Фриман, Сара (12 июня 2015 г.). «Портобелло, 99 мороженых и последнее морское наследие Британии: сладкий вкус успеха» . Независимый . Архивировано из оригинала 8 июня 2020 года . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «Сомалийская деревня 1910 года, Эдинбургские морские сады, Портобелло» . Человеческие зоопарки . Архивировано из оригинала 8 июня 2020 года . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Пол А. Рис, Введение в биологию и управление зоопарками , Wiley-Blackwell , John Wiley & Sons Ltd., Чичестер ( Западный Суссекс ), 2011, стр. 44. ISBN 978-1405193498
- ^ « В Париже состоится выставка «Человеческие зоопарки» – The Local France, 29.11.2011» . Местная Франция . 29 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Жуткие свидетельства на фотографиях мадридских «человеческих зоопарков» достигают Парагвая» . Ла Вангардия (на испанском языке). 3 мая 2015 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «В 1887 году в мадридском парке Ретиро разместился человеческий зоопарк» . Общественный (на испанском языке). 25 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2021 г. Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Боно, Ферран (19 февраля 2020 г.). «Когда Испания присоединилась к тенденции выставлять африканцев в «человеческих зоопарках» » . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «Эль Негро де Баньолес был похоронен не в той стране» . Ла Вангардия (на испанском языке). 1 марта 2019 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «Салли Рэнд - Музыкальная шкатулка и обнаженное ранчо Салли Рэнд на острове сокровищ - 1939» . sfmuseum.org . Архивировано из оригинала 28 февраля 2006 года . Проверено 7 августа 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Лучше вернись в Африку | Интервью». «Лучше вернись в Африку» | Интервью , DW English, 18 июня 2017 г., www.youtube.com/watch?v=baGXUsOKBcU.
- ^ Предназначено для свидетелей, стр. 24-25
- ^ Мартинс, Руй (21 июня 2020 г.). «Какова история Тропического ботанического сада Белен?» . Дом пауков . Архивировано из оригинала 12 июля 2021 года . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ (на французском языке) Кобелько. Человеческий зоопарк Бельгии ; «Можем ли мы выставить пигмеев [ссылка не работает]» . Вечер . 27 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 8 февраля 2005 г.
- ^ (на английском языке) Бельгия примиряется с «человеческими зоопарками» своего колониального прошлого ; «Бельгия смиряется с «человеческими зоопарками» своего колониального прошлого» . Хранитель . 16 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 г.
- ^ (на английском языке) Человеческий зоопарк Тервурена (1897 г.) ; «Человеческий зоопарк Тервурен (1897 г.)» . Королевский музей Центральной Африки . 15 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2023 г.
- ^ Стэнард, Мэтью (апрель 2005 г.). « 'Bilan du monde pour un monde plus deshumanisé': Всемирная выставка в Брюсселе 1958 года и бельгийское восприятие Конго» . Ежеквартальный журнал европейской истории . 35 (2): 267–298. дои : 10.1177/0265691405051467 . ISSN 0265-6914 . S2CID 143002285 .
- ↑ Барле, Оливье и Бланшар, Паскаль, «Возвращение человеческих зоопарков». Архивировано 22 февраля 2014 года в Wayback Machine , сокращено в «Возвращаются ли человеческие зоопарки?», Le Monde , 28 июня 2005 г. (на французском языке)
- ^ (на английском и французском языках) «Vers un nouveauzoo humain en Allemagne? (оригинальный текст на английском языке под французским переводом)» . Индимедиа . 6 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2013 г. Проверено 21 января 2006 г. ; «Англия наносит удар по потрясенному ЕС» . Дер Шпигель . 6 июня 2005 г .; «Другой взгляд на человеческий зоопарк» . Дер Шпигель . 13 июня 2005 г .; «Искры в зоопарке разгораются из-за реквизита для животных, сделанного Алланом Холлом» . Шотландец . 8 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2006 г. Проверено 21 января 2006 г. ; Критический анализ Аугсбургского человеческого зоопарка. Архивировано 4 января 2006 г. в Wayback Machine («Организаторы и посетители не были расистами, но они участвовали и отражали процесс, который был назван расизмом: ежедневные и часто принимаемые как должное средства, с помощью которых люди разделяются на якобы биологически обоснованные и неравные категории» и т. д.)
- ^ Шиллер, Нина Глик; Деа, Дейта; Хёне, Маркус (4 июля 2005 г.). «Африканская культура и зоопарк в 21 веке: «Африканская деревня» в Аугсбургском зоопарке и ее более широкие последствия» (PDF) . Институт социальной антропологии Макса Планка. Архивировано из оригинала (PDF) 4 января 2006 года.
- ^ Официальный сайт Лондонского зоопарка. Архивировано 16 января 2006 г. в Wayback Machine ; «Люди раздеваются перед выставкой в зоопарке» . Новости Би-би-си . 25 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2007 г. Проверено 5 января 2010 г. ; «Люди на выставке в лондонском зоопарке» . Новости CBS. 26 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 г. Проверено 21 января 2006 г. ; «Человеческий зоопарк? Дебра Сондерс (немного более критично)» . Ратуша . 1 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2014 г. Проверено 8 августа 2006 г.
- ^ «Люди на выставке в зоопарке Аделаиды» . твнз . 12 января 2007 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г.
- ^ «Карликовые художники в зоопарке Конго» . Новости Би-би-си . 13 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2007 г. Проверено 22 августа 2008 г.
- ^ О'Махони, Джон (11 августа 2014 г.). «Самое противоречивое шоу Эдинбурга: Экспонат Б, человеческий зоопарк» . Хранитель . Архивировано из оригинала 7 июня 2020 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ «Выставка ACHAC «Человеческие зоопарки»: тур по Шотландскому университету» . Французский в Стерлинге . 14 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2020 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ «Человеческий зоопарк на самом опасном острове в мире? Шокирующее будущее North Sentinel» . Форбс . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 24 ноября 2018 г.
Фильмы
[ редактировать ]- Пара в клетке . 1997. Реж. Коко Фуско и Паула Эредиа. 30 мин.
- Режис Варнье, фильм « Мужчина человеку» . 2005.
- «От Белла Кула до Берлина». 2006. Реж. Барбара Хагер. 48 минут. Ведущий – Браво! Канада.
- «Индейцы в Берлине: Фолькершау Хагенбека». 2006. Реж. Барбара Хагер. Вещатель – исторический канал Discovery Germany.
- Александр К.Т. Гепперт, Мимолетные города. Имперские экспозиции в Европе конца века (Бейзингсток: Palgrave Macmillan, 2010).
- Садия Куреши , «Народы на параде: выставки, империя и антропология в Британии девятнадцатого века» (2011).
- « Человеческие зоопарки. Изобретение дикаря ». Архивировано 18 июня 2018 года в Wayback Machine , Реж. Паскаль Бланшар, Жиль Боэч, Нанетт Жакомейн Сноп – каталог выставки – Actes Sud (2011)
- Дикари. «В сердце человеческих зоопарков» , реж. Паскаль Бланшар, Бруно Виктор-Пужебет – 90 минут – производство Bonne Pioche и Archipel (2018)
- Человеческие зоопарки: Забытая история научного расизма в Америке , Реж. Джон Дж. Уэст (2019)
Библиография
[ редактировать ]- Анкерл, Гай. Сосуществующие современные цивилизации: арабо-мусульмане, бхаратаи, китайцы и западные, Женева , INU Press, 2000, ISBN 2881550045 .
- Конклин, Элис Л. и Ян Кристофер Флетчер. Европейский империализм, 1830–1930: кульминация и противоречие . Бостон, Массачусетс: Wadsworth Cengage Learning, 1999. ISBN 0395903858
- Дрисбах, Энн. Колониальные выставки: «Фелькершауен» и демонстрация «другого» , Европейская история онлайн, Майнц: Институт европейской истории, 2012.
- Грант, Кевин. Цивилизованная дикость: Британия и новое рабство в Африке, 1884–1926 гг . Нью-Йорк; Оксфордшир, Англия: Рутледж, 2005.
- Льюис, Р. Барри. Понимание людей: введение в физическую антропологию и археологию. Белмонт, Калифорния. Уодсворт Cengage Learning. 2010.
- Оливейра, Синтия. Права человека и выставки, 1789–1989, Журнал музейной этнографии , вып. 29, 2016, стр. 71–94.
- Пенни, Х. Гленн. Объекты культуры: этнология и этнографические музеи в императорской Германии , The University of North Carolina Press, 2002.
- Портер, Луи, Портер, А.Н. и Луи, Уильям Роджер. Оксфордская история Британской империи . Том III, Девятнадцатый век. Оксфорд: Oxford UP, 1999. Оксфордская история Британской империи. Веб.
- Куреши, Садия. Роберт Гордон Лэтэм, Показанные народы и естественная история рас: 1854–1866, The Historical Journal , vol. 54, нет. 1, 2011, стр. 143–166 .
- Ротфелс, Найджел. Дикари и звери: рождение современного зоопарка , издательство Университета Джонса Хопкинса, 2002.
- Шофилд, Хью. Человеческие зоопарки: когда настоящие люди были экспонатами , BBC News, 2011.
- Индийское андаманское племя джарава в «шокирующем» туристическом видео , BBC News, 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с человеческими зоопарками, на Викискладе?
- Человеческие зоопарки. Изобретение дикаря
- Сайт человеческих зоопарков
- Паскаль Бланшар; Сандрин Лемэр; Николя Бансель (август 2000 г.). «Человеческие зоопарки – расистские тематические парки для европейских колонизаторов» . Дипломатический мир . ;
- «О забытом аспекте западного расизма» , Курт Йонассон, декабрь 2000 г.
- Колониальная выставка мая 1931 года Майкла Ванна
- «Официальный сайт Человеческого зоопарка Аделаиды»
- Куреши, Садия (2004), «Отображение Сары Баартман,« готтентотской Венеры », History of Science 42: 233–257. Доступно в Интернете на сайте Science History Publications .