Jump to content

Сара Баартман

(Перенаправлено с Саартджи Баартмана )

Сара Баартман
Рожденный
Сехура? [1]

в. 1789 г. [2]
Умер (26 лет)
Место отдыха Руководитель совещания, Ханки , Восточная Капская провинция , Южная Африка
33 ° 50'14 "ю.ш., 24 ° 53'05" в.д.  /  33,8372 ° ю.ш., 24,8848 ° в.д.  / -33,8372; 24,8848
Другие имена Готтентотская Венера, Саартджи Баартман

Сара Баартман (англ. Африкаанс: [ˈsɑːra ˈbɑːrtman] ; в. 1789 — 29 декабря 1815), также пишется Сара , иногда в уменьшительной форме Саартье ( произношение на языке африкаанс: [ˈsɑːrtʃi] ), или Саартджи , и Бартман , Бартманн , была женщиной койхой , которая выставлялась в качестве аттракциона уродов в Европе 19-го века под именем Готтентотская Венера , имя, которое позже было приписано по крайней мере еще одному человеку. женщина выставлена ​​аналогичным образом. Женщины были выставлены из-за их стеатопигического типа телосложения, редкого для Западной Европы , который в то время не только был воспринят как диковинка, но и стал предметом научного интереса, а также эротических проекций.

«Прекрасная готтентота», французская гравюра Баартмана XIX века.

«Венера» иногда используется для обозначения изображений женского тела в искусстве и культурной антропологии, имея в виду римскую богиню любви и плодородия . « Готтентот » был термином голландской колониальной эпохи, обозначавшим коренной народ койхой на юго-западе Африки, который затем стал широко использоваться в английском языке, но сейчас обычно считается оскорбительным термином. Хотя до сих пор неясно, насколько она была добровольным участником, историю Сары Баартман часто изображают как воплощение расистской колониальной эксплуатации и превращения в товар дегуманизации чернокожих людей. [3]

Ранняя жизнь в Капской колонии

[ редактировать ]

Баартман родился в семье Койхой в окрестностях Камдебу голландской Капской колонии ; британская колония к тому времени, когда она стала взрослой). Имя при рождении неизвестно, [4] но некоторые считают, что это был Сехура , [1] предположительно самое близкое к ее имени. Саартджи — уменьшительная форма имени Сара; в Кейп-Голландском использование уменьшительной формы обычно указывает на знакомство, нежность или презрение. Ее фамилия также пишется Бартман и Бартманн. [2] [5] : 184  Она была младенцем, когда умерла ее мать [6] а ее отец был позже убит бушменами (народом сан) во время перегона скота. [7]

Детство и юность Баартман провела на голландских европейских фермах. Она прошла обряды полового созревания и хранила маленькое ожерелье из черепахового панциря, скорее всего, принадлежавшее ее матери, до своей смерти во Франции. В 1790-х годах свободный черный (обозначение лиц порабощенного происхождения) торговец по имени Питер Сезарс (также записанный как Цезарь [6] ) встретил ее и посоветовал ей переехать в Кейптаун . В записях не указано, заставили ли ее уйти. [ как? ] , пошла добровольно или была отправлена ​​семьей в Сезарс. [ нужна ссылка ] Она прожила в Кейптауне не менее двух лет, работая в домашнем хозяйстве прачкой и няней, сначала у Питера Сезарса, затем в доме голландца в Кейптауне. В конце концов она переехала работать кормилицей в дом брата Питера Сезарса, Хендрика Сезарса, недалеко от Кейптауна, в современном Вудстоке . [5] [8] Есть свидетельства того, что у нее было двое детей, хотя оба умерли в младенчестве. [5] У нее были отношения с бедным голландским солдатом Хендриком ван Йонгом, который жил в Хаут-Бей недалеко от Кейптауна, но отношения закончились, когда его полк покинул мыс. [5]

Хендрик Сезарс за деньги стал показывать ее в городской больнице, где работал хирург Александр Данлоп. Данлоп, [9] (иногда ошибочно упоминается как Уильям Данлоп [6] ), шотландский военный хирург из сторожки рабов в Кейптауне, вела побочный бизнес по снабжению британских шоуменов образцами животных и предложила ей поехать в Европу, чтобы заработать деньги, выставив себя напоказ. Баартман отказался. Данлоп настаивала, и Баартман сказала, что не поедет, если не приедет Хендрик Сезарс. Он также отказался, но в конце концов согласился в 1810 году поехать в Великобританию, чтобы заработать денег, поставив Баартмана на сцену. Группа уехала в Лондон в 1810 году. Неизвестно, поехала ли Баартман добровольно или была вынуждена, хотя принятие ее предыдущего отказа могло означать, что она в конечном итоге согласилась уехать по собственной воле. [5]

Данлоп был фронтменом и движущей силой плана по выставлению Баартмана. Согласно британскому юридическому отчету от 26 ноября 1810 года, в письменных показаниях, представленных в суд королевской скамьи из «музея г-на Баллока из Ливерпуля», говорилось: «Несколько месяцев назад г-н Александр Данлоп, который, как он полагал, был хирургом, в армии, пришел к нему продать шкуру камелопарда , которую он привез с мыса Доброй Надежды... Некоторое время спустя мистер Данлоп снова зашел к мистеру Буллоку и сказал ему, что он затем, направляясь из Кейпа, женщина-готтентотка весьма необычной внешности, она могла бы разбогатеть на любого человека, который покажет ее в Лондоне, и что он (Данлоп) был обязан отправить ее обратно через два года. .." [10] Лорд Каледон , губернатор Кейптауна, дал разрешение на поездку, но позже заявил, что сожалеет об этом после того, как полностью узнал цель поездки. [11]

На выставке в Европе

[ редактировать ]
Карикатура на Баартмана, нарисованная в начале XIX века.
Афиша выставки Баартмана в Лондоне

Хендрик Сезарс и Александр Данлоп привезли Баартмана в Лондон в 1810 году. [4] Группа жила вместе на Дьюк-стрит, Сент-Джеймс, самом дорогом районе Лондона. В доме были Сара Баартман, Хендрик Сезарс, Александр Данлоп и два африканских мальчика, возможно, незаконно привезенные Данлопом из приюта для рабов в Кейптауне. [5]

Данлопу пришлось выставить Баартмана, а шоуменом был Сезарс. Данлоп выставил Баартмана в Египетской комнате лондонской резиденции Томаса Хоупа на Дачесс-стрит, 10, Кавендиш-сквер, Лондон. Данлоп думал, что сможет зарабатывать деньги из-за того, что лондонцы не знакомы с африканцами, а также из-за уничижительно воспринимаемых больших ягодиц Баартмана. Крейс и Скалли утверждают, что: «Люди приходили посмотреть на нее, потому что видели в ней не личность, а чистый пример этой части мира природы». [5] Она стала известна как «Готтентотская Венера» (как и по крайней мере еще одна женщина в 1829 году). [12] ). Рукописная заметка, сделанная на флаере выставки кем-то, кто видел Баартман в Лондоне в январе 1811 года, указывает на любопытство к ее происхождению и, вероятно, частично воспроизводит язык с выставки; поэтому к следующей истории происхождения следует относиться со скептицизмом: «Сартджи 22 года, рост 4 фута 10 дюймов, и у нее (для готтентота) хорошие способности. Она жила по профессии повара на мысе Доброй Надежды . Ее страна расположена не менее чем в 600 милях от мыса, жители которого богаты скотом и продают его по бартеру за пустяк. Бутылка бренди или небольшой рулон табака позволяют купить несколько овец. Их основное занятие — это. в шкурах крупного рогатого скота или сале - за пределами этой нации находится другая, небольшого роста, очень хитрая и жестокая; голландцы не смогли подчинить их и расстреливали их всякий раз, когда находили их 9 января 1811 года. [HC?] ". [13] Традиция шоу уродов в то время прочно утвердилась в Европе, и историки утверждают, что именно так поначалу и изображался Баартман. [5] Баартман никогда не позволяла выставлять себя обнаженной. [14] а отчет о ее появлении в Лондоне в 1810 году дает понять, что на ней была одежда, хотя и облегающая. [15] Она стала предметом научного интереса, хотя часто и с расистской предвзятостью, а также эротических проекций. [16] Утверждается, что ее позиционировали как «недостающее звено между человеком и животным». [9]

Ее выставка в Лондоне всего через несколько лет после принятия Закона 1807 года о работорговле , отменившего работорговлю , вызвала скандал. [17] Британское общество аболиционистов , Африканская ассоциация , провело в газетах кампанию за ее освобождение. Британский аболиционист Захари Маколей возглавил протест, а Хендрик Сезарс протестовал в ответ на то, что Баартман имеет право зарабатывать себе на жизнь, заявив: «Разве она не имеет такого же права демонстрировать себя, как ирландский гигант или карлик?» [4] Сезарс сравнивал Баартмана с современными ирландскими гигантами Чарльзом Бирном и Патриком Коттером О'Брайеном . [18] Маколей и Африканская ассоциация подали дело в суд, и 24 ноября 1810 года в суде королевской скамьи генеральный прокурор начал попытку «дать ей свободу сказать, была ли она показана по ее собственному согласию». В поддержку он представил в суд два письменных показания. Первый из музеев Уильяма Баллока в Ливерпуле был призван показать, что Баартман была привезена в Великобританию людьми, которые относились к ней так, как будто она была собственностью. Во втором, написанном секретарем Африканской ассоциации, описывались унижающие достоинство условия, в которых она была выставлена ​​напоказ, а также приводились доказательства применения принуждения. [15] Затем Баартман была допрошена адвокатом на голландском языке , которым она свободно владела, через переводчиков.

Некоторые историки впоследствии выразили сомнение в правдивости и независимости заявления, которое тогда сделала Баартман, хотя прямых доказательств того, что она лгала, не осталось. [17] Она заявила, что на самом деле не находилась под стражей, не подвергалась сексуальному насилию и приехала в Лондон по собственному желанию. [18] Она тоже не желала возвращаться в семью и прекрасно понимала, что половина прибыли ей гарантирована. Поэтому дело было прекращено. [17] Ее допрашивали три часа. Однако ее заявление противоречит рассказам Закари Маколея из Африканского института и других очевидцев о ее выставках. [14] Был составлен письменный договор, [19] некоторые заинтересованные современные комментаторы считают это юридической уловкой . [5] [4]

Огласка судебного дела увеличила популярность Баартмана как экспоната. [4] Позже она совершила поездку по другим частям Англии и была выставлена ​​на ярмарке в Лимерике, Ирландия, в 1812 году. Она также была выставлена ​​на ярмарке в Бери-Сент-Эдмундс в Саффолке . [5] 1 декабря 1811 года Баартман крестилась в Манчестерском соборе , и есть свидетельства того, что в тот же день она вышла замуж. [20] [21]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Однако, если она действительно приехала в Англию по собственной воле, ее ситуация, похоже, изменилась, когда она позже поехала во Францию. Человек по имени Генри Тейлор отвез туда Баартман примерно в сентябре 1814 года. Затем Тейлор продал ее человеку, которого иногда называют дрессировщиком животных , С. Рео. [22] но на самом деле его звали Жан Рио, и он принадлежал балетмейстеру, депортированному из Капской колонии за подстрекательство к мятежу. [6] Рио выставлял ее в более жестких условиях в течение 15 месяцев в Пале-Рояль в Париже . Во Франции она, возможно, была фактически порабощена, хотя ее точное положение остается неясным. В Париже ее выставка стала более явно переплетаться с научным расизмом . Французским ученым было любопытно, были ли у нее удлиненные половые губы , которые более ранние натуралисты, такие как Франсуа Левайан, якобы наблюдали в Койсане на мысе. [22] Ее посетили французские натуралисты , в том числе Жорж Кювье , главный хранитель зверинца Национального музея естественной истории и основатель дисциплины сравнительной анатомии. Она была предметом нескольких научных картин в Королевском саду , где ее исследовали в марте 1815 года. [4] [5] : 131–134 

Ее выставляли в качестве экспоната на вечеринках богатых людей и в частных салонах. [9] В Париже промоутерам Баартмана не пришлось беспокоиться об обвинениях в рабстве. Крейс и Скалли предполагают: «К тому времени, когда она добралась до Парижа, ее существование было действительно весьма несчастным и чрезвычайно бедным». В какие-то моменты ей на шею надевали ошейник (хотя неясно, был ли это просто реквизит для выступления)». [5] [ не удалось пройти проверку ] В частности, ее несколько раз выставляли с ошейником. В конце своей жизни она осталась без гроша, что, вероятно, было связано с экономической депрессией во Франции после поражения Наполеона, что привело к нехватке зрителей, которые могли и хотели платить, чтобы увидеть ее. [5] Согласно современным сообщениям New York Times и The Independent , она также работала проституткой. [23] [24] но в биографии Крейса и Скалли это отмечается только как неопределенная возможность (поскольку она была выставлена, помимо других мест, в борделе на Кур-де-Фонтен ). [5]

Смерть и последствия

[ редактировать ]

Баартман умер 29 декабря 1815 года в возрасте 26 лет. [2] неопределенного [25] воспалительное заболевание, возможно, оспа , [26] [27] в то время как другие источники предполагают, что она заразилась сифилисом . [28] или пневмония . Кювье провел вскрытие, но не вскрытие, чтобы выяснить причины смерти Баартмана. [5]

Французский анатом Анри Мари Дюкроте де Бленвиль опубликовал заметки о вскрытии в 1816 году, которые были переизданы Жоржем Кювье в « Воспоминаниях о Музее естественной истории» в 1817 году. Кювье, который встречался с Баартманом, отмечает в своей монографии , что ее предметом был умная женщина с отличной памятью, особенно на лица. Помимо родного языка, она свободно говорила по-голландски , сносно по-английски и немного по -французски . Он описывает ее плечи и спину как «изящные», руки «стройные», руки и ноги как «очаровательные» и «красивые». Он добавляет, что она умела играть на еврейской арфе . [29] умела танцевать в соответствии с традициями своей страны и обладала ярким характером. [30] Несмотря на это, Кювье интерпретировал ее останки в соответствии со своими теориями расовой эволюции как свидетельство обезьяноподобных черт. Он подумал, что ее маленькие уши похожи на уши орангутанга , а также сравнил ее живость при жизни с быстротой обезьяны . [4] Он был частью движения ученых, стремившихся систематизировать иерархию рас, во главе которой стояли бы белые европейцы. [9]

Отображение останков

[ редактировать ]

Сен-Илер обратилась от имени Музея естественной истории с просьбой сохранить ее останки (Кювье сохранил ее мозг, гениталии и скелет). [9] ), на том основании, что он представлял собой уникальный образец человечества и, следовательно, представлял особый научный интерес. [4] Заявка была одобрена, а скелет и слепок Баартмана были выставлены в Музее естественной истории Анжера . Ее череп был украден в 1827 году, но вернулся через несколько месяцев. Восстановленный скелет и череп продолжали вызывать интерес посетителей до тех пор, пока останки не были перенесены в Музей человека , когда он был основан в 1937 году, и продолжалось до конца 1970-х годов. Ее слепок и скелет стояли бок о бок и смотрели в сторону от зрителя, что подчеркивало ее стеатопигию (скопление жира на ягодицах), одновременно подчеркивая этот аспект как основной интерес ее тела. Выставка Баартмана пользовалась популярностью, пока не вызвала жалобы на то, что она унижает достоинство женщин. Скелет был удален в 1974 году, а тело отлито в 1976 году. [4]

Могила Сары Баартман на холме с видом на Хэнки в долине реки Гамтус , Восточный Кейп, Южная Африка.

С 1940-х годов раздавались спорадические призывы вернуть ее останки. Стихотворение, написанное в 1998 году южноафриканской поэтессой Дианой Феррус , койсанской национальности, под названием «Я пришла забрать тебя домой», сыграло решающую роль в стимулировании движения за возвращение останков Баартман на землю ее рождения. [31] [28] Этот случай приобрел всемирную известность только после того, как американский палеонтолог Стивен Джей Гулд написал «Неправильную меру человека» в 1980-х годах. Мэнселл Апэм, исследователь и юрист, специализирующийся на колониальной истории Южной Африки, также помог стимулировать движение за возвращение останков Баартмана в Южную Африку. [5] После победы Африканского национального конгресса (АНК) на всеобщих выборах в Южной Африке в 1994 году президент Нельсон Мандела официально потребовал от Франции вернуть останки. После долгих юридических споров и дебатов в Национальном собрании Франции Франция удовлетворила эту просьбу 6 марта 2002 года. Ее останки были репатриированы на ее родину, в долину Гамтус, 6 мая 2002 года. [32] и они были похоронены 9 августа 2002 года на Вергадерингскопе , холме в городе Ханки, более чем через 200 лет после ее рождения. [33]

Символизм

[ редактировать ]

Сара Баартман была не единственной койхой, которую увезли с родины. Ее историю иногда используют для иллюстрации социальных и политических противоречий, но из-за этого некоторые факты теряются. Доктор Иветт Абрахамс , профессор женских и гендерных исследований в Университете Западного Кейпа , пишет: «Нам не хватает академических исследований, которые рассматривают Сару Баартман как нечто иное, чем символ. Ее история становится маргинальной, поскольку ее всегда используют для иллюстрации некоторых другая тема». Баартман используется для обозначения африканской дискриминации и страданий на Западе, хотя было много других людей кой-кой, которых вывезли в Европу. Историк Нил Парсонс пишет о двух детях койхоев 13 и шести лет соответственно, которых вывезли из Южной Африки и выставили на праздничной ярмарке в , Пруссия , в 1845 году Эльберфельде . , гастролировал по Великобритании, Ирландии и Франции с 1846 по 1855 год. Шоу П.Т. Барнума «Маленькие люди» рекламировало 16-летнюю девушку койхой по имени Флора как «недостающее звено» и позже приобрело еще шесть детей койхой. [ нужна ссылка ]

История Баартман, возможно, более известна, потому что она была первым кой-кой, забранным с ее родины, или из-за обширной эксплуатации и изучения ее тела такими учеными, как Жорж Кювье , анатом, и общественностью, а также из-за жестокого обращения, которому она подверглась во время и после ее жизни. Ее привезли на Запад из-за ее «преувеличенной» женской формы, и европейская общественность стала одержима ее репродуктивными органами. Части ее тела выставлялись в Музее человека в течение 150 лет, вызывая внимание и сочувствие общественности. Хотя Баартман была первой кой-кой, высадившейся в Европе, большая часть ее истории утеряна, и ее определяют по эксплуатации на Западе. [34]

Ее тело как основа науки

[ редактировать ]
Карикатура на Баартмана работы Уильяма Хита (1810 г.).
Изображение из тома 2 « Естественной истории млекопитающих» (1819 г.).

Жюльен-Жозеф Вирей использовал опубликованное изображение Сары Баартман для проверки типологий. В своем эссе « Dictionnaire des Sciences Medicales » (Словарь медицинских наук) он резюмирует истинную природу чернокожей женщины в рамках принятого медицинского дискурса. Вирей сосредоточилась на том, чтобы определить, что ее половые органы более развиты и отчетливы по сравнению с органами белых женщин. Все его теории относительно сексуального примитивизма находятся под влиянием и поддерживаются анатомическими исследованиями и иллюстрациями Сары Баартман, созданными Жоржем Кювье . [35]

Антропологи предположили, что этот тип телосложения когда-то был широко распространен среди людей, основываясь на резных изображениях женских фигур, относящихся к эпохе палеолита , которые под общим названием известны как фигурки Венеры , также называемые Стеатопигийскими Венерами. [28]

С 1814 по 1870 год в рамках сравнительной анатомии было сделано как минимум семь научных описаний тел чернокожих женщин. Вскрытие Баартмана Кювье помогло сформировать европейскую науку. Баартман вместе с несколькими другими африканскими женщинами, подвергшимися анатомированию, назывались готтентотами, а иногда и бушменками. «Дикая женщина» считалась совершенно отличной от «цивилизованной женщины» Европы, поэтому ученые XIX века были очарованы «готтентотской Венерой». В 1800-х годах люди в Лондоне могли заплатить два шиллинга за штуку, чтобы взглянуть на ее тело. Баартмана считали капризом природы. За дополнительную плату в нее можно было даже ткнуть палкой или пальцем. [ нужна ссылка ]

Колониализм

[ редактировать ]

Много спекуляций и исследований о влиянии колонизаторов связано с именем Баартман, социальным статусом, ее иллюстрированным и исполненным представлением как «Готтентотская Венера», хотя термин считается чрезвычайно оскорбительным, а также переговорами о возвращении ее тела на родину. [5] [4] Эти компоненты и события из жизни Баартмана использовались активистами и теоретиками для определения того, каким образом европейские колонисты XIX века осуществляли контроль и власть над народом кой-кой и одновременно создавали расистские и сексистские идеологии в отношении их культуры. [17] В дополнение к этому, недавние ученые начали анализировать события, приведшие к возвращению Баартман на родину, и пришли к выводу, что это является выражением недавних постколониальных целей современности. [4]

В рецензии Джанет Сибамото на Деборы Кэмерон книгу «Феминизм и лингвистическая теория » Сибамото обсуждает исследование Кэмерона патриархального контекста внутри языка, который, как следствие, влияет на то, как женщины продолжают сдерживаться или подчиняться идеологиям, созданным патриархатом. [36] Многие ученые представили информацию о том, как жизнь Баартмана жестко контролировалась и манипулировалась колониалистским и патриархальным языком. [5] : 131–134 

Баартман вырос на ферме. Нет никаких исторических документов о ее коренном койсанском имени. [34] Голландское имя «Саартье» ей дали голландские колонисты, оккупировавшие землю, на которой она жила в детстве. По словам Клифтона Крейса и Памелы Скалли:

Ее имя - это форма слова «Сара» в кейп-голландском языке, что означало, что она была служанкой колонизатора. Уменьшительное «Саартье» также было признаком привязанности. В ее имени было закодировано напряжение привязанности и эксплуатации. Ее фамилия буквально означает «бородатый мужчина» на голландском языке. Это также означает нецивилизованный, неотесанный, варварский, дикий. Саартджи Баартман – дикий слуга. [5] : 9 

Голландские колонизаторы также даровали термин «хоттентот», который происходит от слов «горячий» и «тот», голландских аппроксимаций общих звуков языка кой. [37] Голландцы использовали это слово при упоминании народа кой-кой из-за щелкающих звуков и отрывистого произношения, которые характеризуют язык кой-кой ; эти компоненты языка койхой считались голландскими колонизаторами странными и «звериными». [4] Этот термин использовался до конца 20 века, после чего большинство людей восприняли его как уничижительный термин. [38]

В журналах о путешествиях, циркулировавших в Европе, Африка описывалась как «нецивилизованная» страна, не уважающая религиозные добродетели. [4] Записи о путешествиях и изображения, изображающие чернокожих женщин как «сексуально примитивных» и «диких», укрепили веру в то, что в интересах Африки быть колонизированной европейскими поселенцами. Культурное и религиозное обращение считалось альтруистическим актом с империалистическим подтекстом; колонизаторы считали, что реформируют и исправляют койсанскую культуру во имя христианства и империи. [4] В научных аргументах обсуждается, как тело Баартман стало символическим изображением «всех африканских женщин» как «жестоких, диких, обнаженных и неприрученных» и сыграло решающую роль в колонизации некоторых частей Африки и формировании повествований. [39]

Во время длительных переговоров о возвращении тела Баартман на родину после ее смерти помощник куратора Музея человека Филипп Меннесье выступил против ее возвращения, заявив: «Мы никогда не знаем, что наука сможет нам сказать. в будущем, если ее похоронят, этот шанс будет утерян... для нас она остается очень важным сокровищем». По словам Садии Куреши , из-за продолжающегося обращения с телом Баартман как с культурным артефактом, заявление Филиппа Меннесье является современным свидетельством того же типа идеологии, которая окружала тело Баартман, когда она была жива в 18 веке. [4]

Феминистский прием

[ редактировать ]

Традиционная иконография Сары Баартман и современное феминистское искусство

[ редактировать ]

Многие художницы из африканской диаспоры раскритиковали традиционную иконографию Баартмана. Согласно исследованиям современных феминисток, традиционная иконография и исторические иллюстрации Баартмана эффективно раскрывают идеологическую репрезентацию чернокожих женщин в искусстве на протяжении всей истории. Такие исследования оценивают, как традиционная иконография черного женского тела была институционально и научно определена в XIX веке. [35]

Рене Кокс , Рене Грин , Джойс Скотт , Лорна Симпсон , Кэрри Мэй Уимс и Дебора Уиллис — художницы, стремящиеся исследовать современные социальные и культурные проблемы, которые до сих пор окружают африканское женское тело. Сандер Гилман , историк культуры и литературы, утверждает: «Хотя многие группы африканских чернокожих были известны европейцам в 19 веке, готтентоты оставались представителями сущности чернокожих, особенно чернокожих женщин. Обе концепции выполняли иконографическую функцию в восприятие и представление мира». [35] Его статья «Черные тела, белые тела: к иконографии женской сексуальности в искусстве, медицине и литературе конца девятнадцатого века» прослеживает исторические записи о чернокожих женщинах в европейском искусстве, а также доказывает, что ассоциация чернокожих женщин со похотью в искусстве история последовательно иллюстрировалась с начала Средневековья. [35]

Лайл Эштон Харрис и Рене Валери Кокс работали вместе над созданием фотоработы «Готтентотская Венера 2000». В этой работе Харрис фотографирует Викторию Кокс, которая изображает себя Баартман, носящая большую скульптурную позолоченную металлическую грудь и ягодицы, прикрепленные к ее телу. [1]

«Разрешено» — это инсталляция, созданная Рене Грин, вдохновленная Сарой Баартман. Грин создал специальную систему просмотра, чтобы исследовать восприятие европейцами чернокожего женского тела как «экзотического», «причудливого» и «чудовищного». Зрителям было предложено выйти на установленную платформу, которая должна была напоминать сцену, где, возможно, был выставлен Баартман. Грин воссоздает основную обстановку выставки Баартмана. В центре платформы находится большое изображение Баартмана, а также деревянные линейки или планки с выгравированной надписью Фрэнсиса Гальтона, призывающей зрителей измерить ягодицы Баартмана. В инсталляции также есть глазок, позволяющий зрителям увидеть изображение Баартмана, стоящего на ящике. По мнению Уиллиса, значение глазка демонстрирует, как этнографические образы чернокожих женщин в XIX веке служили формой порнографии для европейцев, присутствовавших на выставке Баартмана. [1]

В своем фильме « Повторная сборка: от света костра до экрана » Трин Т. Минь-ха комментирует этноцентрическую предвзятость, которую взгляд колонизатора применяет к обнаженной женской форме, утверждая, что эта предвзятость приводит к тому, что обнаженное женское тело воспринимается как сексуально провокационное по своей сути. , беспорядочные и порнографические в контексте европейской или западной культуры. [40] Художницы-феминистки заинтересованы в переосмыслении образа Баартмана и работают над тем, чтобы подчеркнуть стереотипы и этноцентрические предубеждения, окружающие чернокожее женское тело, на основе исторических представлений и иконографии искусства, которые имели место до, после и во время жизни Баартмана. [1]

Представление в СМИ и феминистская критика

[ редактировать ]

В ноябре 2014 года журнал Paper Magazine опубликовал обложку Ким Кардашьян , на которой она была изображена балансирующей на вытянутой спине бокал с шампанским. Обложка подверглась большой критике за одобрение «эксплуатации и фетишизма черного женского тела». [41] Сходство с тем, как Баартман был представлен как «Готтентотская Венера» в XIX веке, вызвало много критики и комментариев. [42]

По словам писательницы Женевы С. Томас, любой, кто знаком с историей чернокожих женщин под колониалистским влиянием, следовательно, должен знать, что фотография Кардашьян легко вызывает воспоминания относительно визуального изображения Баартмана. [42] Фотограф и режиссер фотографии Жан-Поль Гуд взял за основу фотографию своей предыдущей работы «Каролина Бомонт», снятой с обнаженной модели в 1976 году и опубликованной в его книге « Лихорадка джунглей ». [43]

В статье журнала People в 1979 году о его отношениях с моделью Грейс Джонс Гуд описывается следующим образом:

Жан-Поль с юности был очарован такими женщинами, как Грейс. Сын французского инженера и танцовщицы американского происхождения, он вырос в пригороде Парижа. С того момента, как он увидел «Вестсайдскую историю» и танцевальную труппу Элвина Эйли, он оказался очарован «этническими меньшинствами» — чернокожими девушками, пиарщиками. «У меня была лихорадка джунглей». Теперь он говорит: «Черные — основа моей работы». [44]

За несколько дней до съемок Гуд часто работал со своими моделями, чтобы найти лучшую «гиперболизированную» позицию для фотографий. Его модель и партнерша Грейс Джонс также позировала несколько дней, прежде чем наконец приобрела идеальную форму. «Это основа всей моей работы», — заявляет Гауд, — «создание правдоподобной иллюзии». [43] Точно так же Баартман и другие чернокожие рабыни были проиллюстрированы и изображены в определенной форме, чтобы выявить особенности, которые рассматривались как доказательство идеологии примитивизма черных женщин. [35]

Профессиональный опыт Гуд, а также специфическая поза и представление образа Кардашьян в воссоздании на обложке журнала Paper Magazine заставили критиков-феминисток прокомментировать, что объективация тела Баартман и этнографическая репрезентация ее образа в обществе XIX века представляют собой проблему. сопоставимая и дополняющая параллель с тем, как Кардашьян сейчас представлена ​​в средствах массовой информации. [45]

В ответ на фотографию Ким Кардашьян, сделанную в ноябре 2014 года, Клеуси де Оливейра опубликовала статью об Иезавели под названием «Саартджи Баартман: настоящая королева сапог», в которой утверждается, что Баартман «всегда была агентом на своем собственном пути». [46] Далее Оливейра утверждает, что Баартман действовала на своих условиях и не желала рассматривать себя как инструмент научного прогресса, объект развлечения или пешку государства.

Нилика Джаявардане, профессор литературы и редактор сайта «Африка — это страна», [47] опубликовал ответ на статью Оливейры. Джаявардане критикует работу де Оливейры, заявляя, что она «нанесла неисчислимый ущерб тому, что исторические записи показывают о Баартмане». [48] В статье Джаявардане осторожно высказывается о том, что она считает ложной агентностью, в отношении таких исторических личностей, как Баартман.

Статья под названием «Разговор о теле: феминизм, сексуальность и тело в творчестве шести африканских женщин-художниц», куратором которой является уроженка Камеруна Койо Коуо, в которой упоминается наследие Баартман и его влияние на молодых африканских художниц. призван отсылать к этнографическим экспонатам XIX века, на которых Баартман была порабощена и демонстрировала ее обнаженное тело. Художница Валери Ока ( Без названия , 2015) представила живое выступление черной обнаженной женщины в клетке с распахнутой дверью, гуляющей вокруг. неоднократно скульптура мужских гениталий. Ее работа была настолько впечатляющей, что один из зрителей воскликнул: «Мы позволяем этому случиться, потому что мы находимся в белом кубе, или нас это возмущает?». [49] Работы Оки называют «черным феминистским искусством», где женское тело является местом активности и самовыражения. В статье также упоминаются другие африканские женские иконы и то, как художницы выражают себя посредством перформансов и дискуссий, задавая вопрос «Как белый мужчина представляет черную женщину?».

Социологи Джеймс Маккей и Хелен Джонсон процитировали Баартмана, чтобы вписать газетное освещение афроамериканских теннисисток Винус и Серены Уильямс в расистские трансисторические повествования о «порнографической эротике» и «сексуальном гротеске». По словам Маккея и Джонсона, белые репортеры-мужчины, освещающие сестер Уильямс, зациклились на их внешности и мускулистых телах, преуменьшая при этом их достижения на корте, описывая их тела как мужеподобные, животные или гиперсексуальные, а не как хорошие. -развитый. Их победы приписывали их предполагаемому естественному физическому превосходству, а в поражениях обвиняли предполагаемое отсутствие дисциплины. В этом анализе утверждается, что комментарии о размере груди и ягодиц Серены, в частности, отражают зрелище, созданное из тела Баартмана. [50]

Книга Хизер Радке «Попы: предыстория» 2022 года во многом опиралась на историю Баартман для изучения культурной истории женских ягодиц . [51] [52]

Восстановление истории

[ редактировать ]

В последние годы некоторые чернокожие женщины сочли ее историю источником расширения прав и возможностей , которая протестует против идеалов красоты белых, поскольку пышные тела все чаще восхваляются в популярной культуре и средствах массовой информации . [53]

Верховный вождь Глен Таайбош, председатель Совета Гаутенг Хой и Сан, говорит, что сегодня «мы называем ее нашей готтентотской королевой» и чтим ее. [9]

Наследие и почести

[ редактировать ]

Баартман стал иконой в Южной Африке как представитель многих аспектов истории страны .

Культурные ссылки

[ редактировать ]
  • 10 января 1811 года в Новом театре в Лондоне в конце вечернего развлечения была показана пантомима «Готтентотская Венера». [57]
  • В романе Уильяма Мейкписа Теккерея 1847 года « Ярмарка тщеславия » Джордж Осборн сердито отказывается от указания своего отца жениться на наследнице-мулатке из Вест-Индии, называя мисс Шварц «этой готтентотской Венерой».
  • В стихотворении «Кринолиниана» (1863), высмеивающем викторианскую моду , автор сравнивает женщину в кринолине с «Венерой» из «Мыса». [58]
  • В романе Джеймса Джойса 1916 года «Портрет художника в молодости » главный герой Стивен Дедал упоминает «большие бока Венеры» после ссылки на готтентотов, когда обсуждает несоответствия между культурными представлениями о женской красоте. .
  • Дама Эдит Ситуэлл намекающе упомянула о ней в стихотворении «Хорнпайп» из сатирического сборника «Фасад » . [59]
  • В романе Джин Рис 1934 года «Путешествие во тьме » главную героиню-креольку Анну Морган называют «готтентоткой».
  • Элизабет Александер исследует свою историю в стихотворении 1987 года и книге 1990 года, обе под названием «Венера готтентотская» .
  • Еврейский поэт Мордехай Гельдман написал стихотворение под названием «ГОТТЕНТОТСКАЯ ВЕНЕРА», исследуя эту тему, в своей книге «Глаз» 1993 года. [60]
  • Сьюзан-Лори Паркс использовала историю Баартмана в качестве основы для своей пьесы 1996 года «Венера».
  • Зола Масеко снял документальный фильм о Баартмане « Жизнь и времена Сары Баартман » в 1998 году. [61]
  • Лайл Эштон Харрис сотрудничал с моделью Рене Валери Кокс для создания фотографического изображения « Готтентотская Венера 2000» . [62]
  • Барбара Чейз-Рибу написала роман «Готтентотская Венера: Роман» (2003), в котором очеловечивается Сара Баартман.
  • Кэти Пак Хонг написала стихотворение под названием «Готтентотская Венера» в своей книге «Перевод Моум» 2007 года.
  • Пьеса Лидии Р. Даймонд 2008 года «Вуайеристы Венеры» исследует жизнь Баартмана с постколониальной точки зрения. [63]
  • фильм « Черная Венера » режиссера Абделлатифа Кешиша в главной роли . с Яхимой Торрес В 2010 году вышел
  • Хендрик Хофмейр написал 20-минутную оперу под названием Saartjie , премьера которой должна была состояться в Кейптаунской опере в ноябре 2010 года.
  • Джоанна Батор в своем романе обращается к вымышленному потомку: Батор, Джоанна (2010). Чмурдалия . Виртуало. ISBN  978-83-7747-466-2 .
  • Дуглас Кирни опубликовал стихотворение под названием «Брось это, как будто это готтентотская Венера» в апреле 2012 года. [64]
  • Дайан Авербак сделала особенность Баартмана центральной темой своего романа « Домашние средства » . В работе критикуется «выставление напоказ», которое так часто окружает Баартмана: как объяснил Авербак, «Саартджи Баартман — это не символ. Она — мертвая женщина, которая когда-то страдала в ряде жестоких систем. в том, чтобы не позволить этому случиться снова». [65]
  • Бретта Бэйли ( Экспонат B человеческий зоопарк ) изображает Баартмана. [66]
  • Песня Джамилы Вудс «Blk Girl Soldier» из ее альбома Heavn 2016 года отсылает к истории Баартмана: «Они положили ее тело в банку и забыли о ней».
  • Нитти Скотт упоминает Баартман в своей песне «For Sarah Baartman» из своего альбома CREATURE! .
  • Картеры , Джей-Зи и Бейонсе упоминают ее в своей песне «Black Effect»: «Трюк с твоими кудрями, твоими губами, бедрами Сары Баартман» из их альбома 2018 года Everything is Love .
  • принял Кейптаунский университет историческое решение переименовать Мемориальный зал в Зал Сары Баартман (8 декабря 2018 г.). [56]
  • Зодва Ньони дебютировал в Летнем зале в 2019 году новым спектаклем под названием «Койсанская женщина» — пьесой о готтентотской Венере. [67]
  • Ройс 5'9 ссылается на Сару Баартман в своей песне "Upside Down" в 2020 году.
  • Тесса МакУотт обсуждает Баартмана и готтентотов в своей книге 2019/20 года «Позор мне: анатомия расы и принадлежности».
  • Меган Сваби исследует идеи колониализма и культуры, связанные с BIPOC и Саартджи Баартманом, в своей книге/пьесе «Дочь Венеры».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Уиллис, Дебора. «Черная Венера, 2010: Они называли ее« готтентотом »». Филадельфия: издательство Temple University Press, 2010. Project Muse. https://doc.lagout.org/Others/Temple.University.-.Black.Venus.pdf
  2. ^ Jump up to: а б с Фрит, Сьюзен. «В поисках Сары Баартман» .
  3. ^ Паркинсон, Джастин (7 января 2016 г.). «Значение Сары Баартман» . Журнал BBC News .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Куреши, Садия (июнь 2004 г.). «Показ Сары Баартман, «Венеры готтентотской» ». История науки . 42 (136): 233–257. дои : 10.1177/007327530404200204 . S2CID   53611448 . Женщину... теперь зовут Сара Баартман. К сожалению, не сохранилось никаких записей о ее настоящем имени, и современникам, современным историкам и политическим активистам она более известна под своим эпитетом «Готтентотская Венера».
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Крейс, Клифтон К.; Скалли, Памела (2009). Сара Баартман и готтентотская Венера: история о привидениях и биография . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-13580-9 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Апхэм, Мэнселл (13 августа 2019 г.). «От венерианской болезни к готтентотской Венере: Саартье Баартман и трое мужчин в ее жизни: Александр Данлоп, Хендрик Цезарь и Жан Рио» . Муатзе . Проверено 18 ноября 2021 г. Эта статья была первоначально опубликована (в двух частях) в Ежеквартальном бюллетене Национальной библиотеки Южной Африки (QB), том. 61, нет. 1 (январь – март 2007 г.), стр. 9–22 и том. 61, нет. 2 (апрель – июнь 2007 г.), стр. 74–82.
  7. В своих показаниях перед судом Королевской скамьи через голландского переводчика Баартман сказала: «Ее отец был погонщиком скота, и при движении в страну он был убит бушменами». «Таймс» (Лондон, Англия), 29 ноября 1810 г., стр. 3: Юридический отчет. Суд королевской скамьи.
  8. ^ Крейс, Клифтон; Скалли, Памела (июнь 2009 г.). «Хендрик Сезарс и расовые трагедии в Южной Африке» . Чудеса и чудеса .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Келси-Сагг, Анна; Феннелл, Марк (16 ноября 2021 г.). «Борьба за Сару Баартман» . Новости АВС . Радио Национальное . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 18 ноября 2021 г.
  10. ^ «Юридический отчет», The Times (Лондон, Англия), 26 ноября 1810 г.: 3. Цифровой архив Times. Веб. 7 августа 2012 г.
  11. ^ The Times (Лондон, Англия), 29 ноября 1810 г., стр. 3: «Законодательный отчет». Суд королевской скамьи. Генеральный прокурор прокомментировал: «Что касается разрешения лорда Каледона, то с его светлостью было бы неправильно дать его. Но следует знать, что… ни один контракт между ними [койсанами] не был действительным, если он не был заключен. перед мировым судьей. Этот контракт между готтентотом и Цезарем [sic] был заключен, как обычно, но когда лорд Каледон узнал, с какой целью, он был очень недоволен и остановил бы стороны, если бы они были тогда в его власти».
  12. Еще одна «Готтентотская Венера» была представлена ​​на празднике, устроенном в 1829 году в честь герцогини Беррийской : Плакат. Архивировано 30 августа 2011 года в Wayback Machine.
  13. ^ Цифровые коллекции, Нью-Йоркская публичная библиотека. «(неподвижное изображение) Сартджи, готтентотская Венера, (1811)» . Публичная библиотека Нью-Йорка, фонды Астора, Ленокса и Тилдена . Проверено 13 ноября 2023 г.
  14. ^ Jump up to: а б Стротер, З.С. (1999). «Демонстрация тела готтентота», Линдфорс, Б. (редактор), «Африканцы на сцене: исследования этнологического шоу-бизнеса» . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы: 1–55.
  15. ^ Jump up to: а б «Таймс» , 26 ноября 1810 г., стр. 3: «...она одета в цвет, максимально приближенный к ее коже. Платье задумано так, чтобы обнажить все тело ее тела, и зрителям даже предлагается рассмотреть особенности ее фигуры».
  16. ^ Паркинсон, Джастин (7 января 2016 г.). «Значение Сары Баартман» . www.bbc.com . Би-би-си . Проверено 1 сентября 2021 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д Скалли, Памела; Крейс, Клифтон (2008). «Раса и стирание: Сара Баартман и Хендрик Сезарс в Кейптауне и Лондоне». Журнал британских исследований . 47 (2): 301–323. дои : 10.1086/526552 . S2CID   161966020 .
  18. ^ Jump up to: а б Ледерман, Мюриэль и Ингрид Барч (2001). Читатель по гендеру и науке . Нью-Йорк: Рутледж, с. 351 .
  19. ^ «Данлоп представил контракт, подписанный им и Сарой от 29 октября 1810 года, который должен был действовать с марта предыдущего года в течение пяти лет. В нем говорилось, что она была его домашней прислугой и позволяла выставлять себя на всеобщее обозрение в обмен на 12 гиней. в год». Харви, Карен. «Баартман, Сара». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/73573 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  20. «Таймс» , четверг, 12 декабря 1811 г., стр. 3: «Африканская красавица , которая так сильно привлекла внимание города... как утверждается, была крещена в воскресенье на прошлой неделе в коллегиальной церкви в Манчестере во имя Сары Бартманн».
  21. ^ Сара Бартманн в журнале «Рождение и крещение в Англии, 1538–1975», FamilySearch.
  22. ^ Jump up to: а б Биолог Стивен Джей Гулд рассказал о монографии Кювье о гениталиях Баартмана: « Малые половые губы , или внутренние губы, обычных женских гениталий значительно увеличены у женщин кой-сан и могут свисать на три или четыре дюйма ниже вульвы , когда женщина стоит, таким образом создавая впечатление отдельной и обволакивающей завесы кожи». Гулд, Стивен Джей (1985). «Готтентотская Венера». Улыбка Фламинго . Нью-Йорк: WW Norton, с. 298.
  23. ^ «Останки подвергшейся насилию южноафриканской женщины переданы в место последнего упокоения» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 9 августа 2002 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 22 января 2022 г.
  24. ^ Зилва, Обед (9 августа 2002 г.). «Проданная как рабыня, выставленная как уродка, Сара обретает достоинство после 200 лет» . Независимый . Проверено 22 января 2022 г.
  25. ^ «Труды Академии наук Королевского института Франции» . Журнал науки и искусства . III (V): 154. 1818 . Проверено 19 июля 2010 г.
  26. ^ В «Крови» Стива Джонса говорится, что «руки Саартье покрыты следами оспы, убившей ее» (стр. 204).
  27. ^ "Готтентотская Венера, как следует из французских газет, умерла в Париже на прошлой неделе после восьмидневной болезни. Говорят, что ее болезнью была оспа, которую врачи приняли последовательно за катар, плеврит и водянка груди». «Таймс» (Лондон, Англия), 6 января 1816 г.: 3. Цифровой архив «Таймс». Веб. 7 августа 2012 г.
  28. ^ Jump up to: а б с Дэви, Люсиль (14 мая 2012 г.). «Сара Баартман наконец-то успокоилась» . SouthAfrica.info . Архивировано из оригинала 14 августа 2010 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  29. Кювье называет свой инструмент «гимбардой», что обычно переводится на английский как «варган»: однако на современной иллюстрации Баартман изображена с инструментом кой, гурой .
  30. ^ "Характер у нее был веселый, память хорошая, и через несколько недель она узнала человека, которого видела только один раз. Она сносно говорила по-голландски, который выучила в Кейптауне, также немного знала английский и начала произносить несколько слов. Она танцевала на манер своей страны и достаточно хорошо играла на этом маленьком инструменте, называемом варганом... ее плечи, спина, верхняя часть груди были изящными... Ее довольно тонкие руки были очень изящными. хорошо сложена, и ее очаровательная рука тоже была очень красивой...» («Ее характер был живой, память хорошая, и после перерыва в несколько недель она узнала кого-то, кого видела только один раз. Она неплохо говорила по-голландски, который она выучила в Кейпе, немного знала английский, начинала говорить несколько слов по-французски и играла на инструменте, который они называют «варганом», совершенно на слух... ее плечи, спина, и верхняя часть груди была изящной... Ее руки (довольно тонкие) были очень хорошо сложены, а рука очаровательна. Нога у нее тоже была очень хорошенькая....") Кювье, Ж.: "Отрывок из наблюдений, сделанных над трупом женщины, известной в Париже и Лондоне под именем Венеры Готтентот", Мемуары Национального музея естественной истории, iii (1817), стр. 259–274.
  31. ^ https://socialjustice.sun.ac.za/downloads/events/2022-10-diana-ferrus-on-sarah.pdf
  32. ^ « Готтентотская Венера возвращается домой» . Новости Би-би-си . 29 апреля 2002 года . Проверено 13 октября 2008 г.
  33. Обсуждение политики ее возвращения см. в главе 7 Крейс и Скалли, Сара Баартман и готтентотская Венера.
  34. ^ Jump up to: а б Гордон-Чипембере, Наташа (2011). Репрезентация и чернокожая женственность: наследие Сары Баартман . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1-349-29798-6 .
  35. ^ Jump up to: а б с д и Гилман, Сандер Л. (1985). «Черные тела, белые тела: к иконографии женской сексуальности в искусстве, медицине и литературе конца девятнадцатого века». Критический запрос . 12 (1). Издательство Чикагского университета: 204–242. дои : 10.1086/448327 . JSTOR   1343468 . ПМИД   11616873 . S2CID   27830153 .
  36. ^ Сибамото, Сан-Жанет. Феминизм и лингвистическая теория Деборы Кэмерон (обзор книги), Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе (1988): 635–640.Печать.
  37. ^ «etymologiebank.nl» . etymologiebank.nl . Проверено 25 сентября 2018 г.
  38. ^ Мэри МакМахон, originalpeople.org ; «Кто такие готтентоты», Wise Geek , 9 ноября 2014 г.
  39. ^ Оша, Санья (2014), «Африканская сексуальность II», Африканская постколониальная современность , Palgrave Macmillan US, стр. 181–199, doi : 10.1057/9781137446930_8 , ISBN  9781349496174
  40. ^ Мин-ха, Трин – Т, «Повторная сборка: от света костра до экрана». , Youtube , 23 марта 2012 г.
  41. Ли, Джоли, «Фото Кардашьян обыгрывает противоречивые черные образы» USA Today , 13 ноября 2014 г.
  42. ^ Jump up to: а б Томас, Женева, «Ким Кардашьян: позирование черной женственности?» Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine Clutch .
  43. ^ Jump up to: а б Миллер, Келси, «Тревожная расовая история рюмки шампанского Кима К.» , Refinery 29 , 13 ноября 2014 г.
  44. ^ «Когда королева дискотек Грейс Джонс сокрушалась: «Мне нужен мужчина», художник Жан-Поль Гуд подкрадывался слишком близко к ее клетке» . Люди .
  45. Telusma, Blue, «Ким Кардашьян не понимает, что она является объектом старой расовой шутки» , The Grio , 12 ноября 2014 г.
  46. ^ Оливейра, Клеучи де. «Саартджи Баартман: Настоящая королева добычи» . Иезавель . Проверено 28 ноября 2017 г.
  47. ^ «Нелика Джаявардане» . Африка – это страна . Проверено 28 ноября 2017 г.
  48. ^ «#EpicFail, когда @Jezebel хотела сделать Саартджи Баартмана актуальным для миллениалов» . Африка – это страна . 18 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 г. Проверено 28 ноября 2017 г.
  49. ^ «Разговор о теле» . Фриз (171). 22 апреля 2015 г.
  50. ^ Маккей, Джеймс; Джонсон, Хелен (июль 2008 г.). «Порнографическая эротика и сексуальный гротеск в изображениях афроамериканских спортсменок». Социальные идентичности . 14 (4): 491–504. дои : 10.1080/13504630802211985 . S2CID   143309969 .
  51. ^ Кристенсен, Лорен (7 декабря 2022 г.). « Баттс: Предыстория» советует нам относиться к ним серьезно» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 6 ноября 2023 г.
  52. ^ Хеллер, Карен (28 ноября 2022 г.). «Обзор | Давай, хихикай. «Задницы» — это серьезный взгляд на женские задницы» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 6 ноября 2023 г.
  53. ^ Эшли, Рокешия Ренне (15 июля 2021 г.). «Как бедра Сары Баартман превратились из символа эксплуатации в источник возможностей» . Разговор . Проверено 11 сентября 2021 г.
  54. ^ «Центр Саартджи Баартман для женщин и детей» . Центр Саартджи Баартмана для женщин и детей .
  55. ^ «СА борется с браконьерами» . 11 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г.
  56. ^ Jump up to: а б «Переименование Мемориального зала Сары Баартман Холл» . Университет Кейптауна . Проверено 13 декабря 2018 г.
  57. «Таймс» , 10 января 1811 г.; п. 2.
  58. ^ «Еще одну Венеру, которую я когда-то видел, / Юную Кафрарианку с мыса; / И Бонд-стрит раздувается, наблюдая с благоговением / Огромные пропорции ее фигуры. / Черные как смоль и вьющиеся были ее волосы, / И ее пышные губы цвета бархата. / Но более восхищены, вне всякого сравнения, / Были две огромные наволочки. / Но ее обхват был тоньше твоего, / Если мерить вокруг этого кринолина!» Из «Кринолинианы» Даншунера Уильяма Эдмондстоуна Эйтуна : Edinburgh Magazine Blackwood Vol. 93 (572): июнь 1863 г. , с. 763.
  59. ^ «Уолтон: «Хорнпайп» с фасада» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года.
  60. ^ «ГОТТЕНТОТСКАЯ ВЕНЕРА (стихотворение) - Мордехай Гельдман - Израиль - Poetry International» . www.poetryinternational.org .
  61. ^ «Жизнь и времена Сары Баартман: «Готтентотская Венера» » . Фильм «Икар». Архивировано из оригинала 23 октября 2008 года . Проверено 4 ноября 2020 г.
  62. ^ Постколониальное искусство перформанса и инсталляции: Лайл Эштон Харрис и Рене Валери Кокс: «Готтентотская Венера 2000» . Постколониальные исследования @ Эмори. Университет Эмори . Проверено 22 марта 2015 г.
  63. ^ «Меган Тенч: «Исследование, а не эксплуатация позорной истории»» , Boston Globe , 2 ноября 2008 г.
  64. ^ «Месяц национальной поэзии в Rumpus - The Rumpus.net» . Румпус.нет . Апрель 2012.
  65. Raw Nerves: Лорен Бьюкс беседует с Дайан Авербак и рекомендует домашние средства , Times Live , 25 марта 2013 г. Проверено 14 июля 2013 г.
  66. ^ О'Махони, Джон (11 августа 2014 г.). «Самое противоречивое шоу Эдинбурга: Экспонат Б, человеческий зоопарк» . Хранитель .
  67. ^ «Койсанская женщина, автор Зодва Ньони» . Летний зал - Открытые умы, открытые двери . Проверено 20 декабря 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фаусто-Стерлинг, Энн (1995). «Пол, раса и нация: сравнительная анатомия женщин-готтентотов в Европе, 1815–1817». Терри, Дженнифер и Жаклин Урла (ред.) Девиантные тела: критические взгляды на разницу в науке и популярной культуре , 19–48. Блумингтон, Издательство Университета Индианы. ISBN   0-253-32898-5 .
  • Хобсон, Джанелл (2005). Венера в темноте: чернота и красота в массовой культуре . Рутледж. ISBN  978-0-415-97402-8 .
  • Холмс, Рэйчел (2006). Готтентотская Венера . Блумсбери, Рэндом Хаус. ISBN  0-7475-7776-5 .
  • Куреши, Садия (2011). Народы на параде: выставки, империя и антропология в Британии девятнадцатого века . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-2267-0096-0 .
  • Риттер, Сабина (2010). Грани Сары Баартман: изображения и реконструкции «готтентотской Венеры» . Мюнстер: Лит Верлаг. ISBN   3-643-10950-4 .
  • Абделлатиф Кешиш: Черная Венера . Париж: МК2, 2009 г.
  • Зола Масеко: Жизнь и времена Сары Баартман . Икар, 1998 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd9c460db4baa096cdefb2432410515a__1722662400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/5a/cd9c460db4baa096cdefb2432410515a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sarah Baartman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)