Заказать Бенгалию
Заказать Бенгалию | |
---|---|
Рожденный | Мбье Отабенга [1] в. 1883 г. |
Умер | (32–33 года) Линчберг, Вирджиния , США |
Причина смерти | Самоубийство |
Место отдыха | Кладбище Уайт-Рок, Линчберг, Вирджиния 37 ° 23'56,23 дюйма с.ш. 79 ° 7'58,41 дюйма з.д. / 37,3989528 ° с.ш. 79,1328917 ° з.д. |
Занятие | Охота |
Высота | 4 фута 11 дюймов (150 см) |
Ота Бенга ( ок. 1883 г.) [2] — 20 марта 1916) — человек мбути ( конголезский пигмей ), известный тем, что был представлен на выставке на выставке закупок Луизианы 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури , а также в качестве экспоната человеческого зоопарка в 1906 году в зоопарке Бронкса . Бенга была куплена у коренных африканских работорговцев исследователем Сэмюэлем Филлипсом Вернером . [3] бизнесмен искал африканцев для выставки, которые отвезли его в США. Находясь в зоопарке Бронкса, Бенге разрешили гулять по территории до и после того, как его выставили в Обезьяннике зоопарка. Бенгу поместили в клетку с орангутангом , что расценили как оскорбление его человечности и пропаганду дарвинизма . [4]
Чтобы усилить примитивный образ и, предположительно, защитить себя от обезьяны в случае необходимости, ему дали функциональный лук и стрелы. Вместо этого он использовал это, чтобы стрелять в посетителей, которые издевались над ним, и частично из-за этого выставка закрылась. [5] За исключением краткого визита в Африку с Вернером после закрытия ярмарки в Сент-Луисе, Бенга прожил в Соединенных Штатах, в основном в Вирджинии всю оставшуюся жизнь .
Афро-американские газеты по всей стране опубликовали редакционные статьи, решительно выступающие против обращения с Бенгой. Роберт Стюарт Макартур , представитель делегации черных церквей, обратился к мэру Нью-Йорка Джорджу Макклеллану-младшему с просьбой освободить его из зоопарка Бронкса. В конце 1906 года мэр передал Бенгу под опеку Джеймса Х. Гордона, который руководил приютом для цветных сирот Говарда в Бруклине.
В 1910 году Гордон организовал уход за Бенгой в Линчберге, штат Вирджиния , где он заплатил за его одежду и накрыл его зубы острые . Это позволит Бенге более легко быть принятой в местном обществе. Бенга получил образование по английскому языку и начал работать на табачной фабрике в Линчберге.
Он пытался вернуться в Африку, но начало Первой мировой войны в 1914 году остановило все перевозки пассажирских судов. У Бенги развилась депрессия , и он покончил жизнь самоубийством в 1916 году. [6]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Будучи представителем народа мбути , [7] Ота Бенга жил в экваториальных лесах недалеко от реки Касаи на территории тогдашнего Свободного государства Конго . Его люди подверглись нападению со стороны Force Publique , созданной королем Бельгии Леопольдом II в качестве ополчения для угнетения местного населения и общин, большинство из которых использовались в качестве подневольных рабочих при добыче и эксплуатации огромных запасов каучука в Конго . [8] Жена Бенги и двое детей были убиты; он выжил, потому что был в охотничьей экспедиции, когда Force Publique напала на его деревню. Позже он был схвачен работорговцами из вражеского племени «Башелель» ( Башилеле ). [4] [9]
В 1904 году американский бизнесмен и исследователь Сэмюэл Филлипс Вернер отправился в Африку. [10] по контракту с Выставкой закупок Луизианы , чтобы вернуть ассортимент пигмеев для участия в выставке. [11] Вернер встретил Бенгу по пути в деревню пигмеев Батва , которую он посетил ранее. Он купил Бенгу у работорговцев Башилеле, дав им взамен фунт соли и рулон ткани. [12] [4] Позже Вернер утверждал, что спас Бенгу от каннибалов. [13]
Они провели вместе несколько недель, прежде чем добрались до деревни Батва. Жители деревни не доверяли музунгу («белому человеку»). Вернер не смог завербовать жителей деревни, чтобы они присоединились к нему для поездки в Соединенные Штаты, пока Бенга не сказал, что музунгу спас ему жизнь, и не рассказал о связи, которая возникла между ними и его собственным любопытством к миру, из которого пришел Вернер. Четверо батва, все мужчины, в конце концов решили сопровождать их. Вернер также завербовал других африканцев, не являвшихся пигмеями: пятерых мужчин из племени бакуба , в том числе сына короля Ндомбе, правителя бакубы; и другие родственные народы. [14] [15]
Выставки
[ редактировать ]Всемирная выставка в Сент-Луисе
[ редактировать ]Группа была доставлена в Сент-Луис, штат Миссури , в конце июня 1904 года без Вернера, так как он заболел малярией . Выставка закупок Луизианы уже началась, и африканцы сразу же оказались в центре внимания. Бенга был особенно популярен, и его имя в прессе сообщалось по-разному: Артиба , Автобанк , [16] Ота Банг и Отабенга . У него был приятный характер, и посетители жаждали увидеть его зубы, которые были заточены до острого состояния в ранней юности в качестве ритуального украшения. Африканцы научились брать плату за фотографии и выступления. В одной из газет Бенга рекламировался как «единственный настоящий африканский каннибал в Америке» и утверждалось, что «[его зубы] стоили пяти центов, которые он взимал за то, что показал их посетителям». [14]
Когда Вернер прибыл месяц спустя, он понял, что пигмеи были скорее пленниками, чем артистами. Их попытки мирно собраться в лесу по воскресеньям были сорваны увлечением ими толпы. Попытки Макги представить «серьёзную» научную выставку также были отвергнуты. 28 июля 1904 года африканцы выступили против предвзятого мнения толпы о том, что они «дикари», в результате чего для контроля над толпой был вызван Первый полк Иллинойса. Бенга и другие африканцы в конце концов выступили воинственно, подражая коренным американцам, которых они видели на выставке. [17] Лидер апачей Министерства Джеронимо (изображен как «Человек-Тигр» - со специального разрешения войны ) [16] Он восхищался Бенгой и подарил ему один из своих наконечников стрел . [18]
Американский музей естественной истории
[ редактировать ]Бенга сопровождал Вернера, когда он возвращал остальных африканцев в Конго. Он некоторое время жил среди батва, продолжая сопровождать Вернера в его африканских приключениях. Он женился на женщине из племени батва, которая позже умерла от укуса змеи, но об этом втором браке мало что известно. Не чувствуя своей принадлежности к батва, Бенга решил вернуться с Вернером в Соединенные Штаты. [19]
В конце концов Вернер устроил Бенге проживание в свободной комнате Американского музея естественной истории в Нью-Йорке, пока он занимался другими делами. Вернер вел переговоры с куратором Генри Бампусом по поводу презентации своих приобретений из Африки и потенциального трудоустройства. Хотя Бампуса оттолкнула просьба Вернера о, по его мнению, непомерно высокой зарплате в 175 долларов в месяц, и его не впечатлили полномочия этого человека, он интересовался Бенгой. Бенге поначалу нравилось проводить время в музее, где ему подарили льняной костюм в южном стиле, чтобы он мог носить его во время развлечений. Он стал тосковать по своей собственной культуре. [20]
В 1992 году писатели Брэдфорд и Блюм так представили его чувства:
То, что сначала привлекло его внимание, теперь заставило его хотеть бежать. Находиться внутри, быть проглоченным целиком, сводило с ума так долго. У него был образ себя, чучела, за стеклом, но каким-то образом все еще живого, сидящего на корточках над искусственным костром и кормящего мясом безжизненного ребенка. Музейная тишина стала источником мучений, своего рода шумом; ему нужно было пение птиц, ветерок, деревья. [21]
Разочарованный Бенга попытался найти облегчение, воспользовавшись тем, что работодатели представили его как «дикаря». Он попытался проскользнуть мимо охранников, когда из помещения выходила большая толпа; Когда однажды его попросили усадить жену богатого донора, он сделал вид, что не понял, вместо этого швырнул стул через всю комнату, чуть не попав в голову женщины. Тем временем Вернер испытывал финансовые трудности и не добился большого прогресса в переговорах с музеем. Вскоре он нашел для Бенги другой дом. [20]
Бронксский зоопарк
[ редактировать ]По предложению Бампуса Вернер отвез Бенгу в зоопарк Бронкса в 1906 году. Уильям Хорнадей , директор зоопарка, первоначально привлек Бенгу для помощи в поддержании среды обитания животных. Однако Хорнадей увидел, что люди обращают больше внимания на Бенгу, чем на животных в зоопарке, и в конце концов создал выставку, посвященную Бенге. [9] В зоопарке Бенге разрешили гулять по территории, но нет никаких сведений о том, что ему когда-либо платили за работу. [4] Он полюбил орангутанга по имени Дохонг, «главного гения Обезьяньего Дома», которого научили выполнять трюки и имитировать человеческое поведение. [22]
События, приведшие к его «выставке» вместе с Дохоном, были постепенными: [4] Бенга провел некоторое время на выставке «Дома обезьян», и зоопарк посоветовал ему повесить там гамак и стрелять из лука по мишени. В первый день выставки, 8 сентября 1906 года, посетители обнаружили Бенгу в Обезьяннике. [4]
Вскоре на выставке появилась вывеска:
Африканский пигмей Ота Бенга.
Возраст, 23 года. Рост 4 фута 11 дюймов. [а]
Вес 103 фунта. [б] Привезено из
Река Касаи, Свободное государство Конго, Южный
Центральная Африка, доктор Сэмюэл П. Вернер. Бывший-
запрещен каждый день во второй половине сентября. [24]
Хорнадей считал выставку ценным зрелищем для посетителей; его поддержала Мэдисон Грант , секретарь Нью-Йоркского зоологического общества , которая лоббировала выставку Ота Бенги рядом с обезьянами в зоопарке Бронкса. Десять лет спустя Грант стал известным на национальном уровне как расовый антрополог и евгеник . [25]
Афро-американские священнослужители немедленно выразили протест властям зоопарка по поводу выставки. Сказал Джеймс Х. Гордон:
Наша раса, мы думаем, достаточно депрессивна, не выставляя никого из нас с обезьянами... Мы думаем, что достойны того, чтобы нас считали людьми, обладающими душой. [4]
Гордон считал, что выставка враждебна христианству и фактически пропагандирует дарвинизм :
Теория Дарвина абсолютно противоположна христианству, и публичные демонстрации в ее пользу недопустимы. [4]
Ряд священнослужителей поддержали Гордона. [26] В защиту изображения Бенги как низшего человека в редакционной статье The New York Times предлагалось:
Мы не совсем понимаем все эмоции, которые выражают по этому поводу другие... Абсурдно стонать по поводу воображаемого унижения и деградации, от которых страдает Бенга. Пигмеи... занимают очень низкое положение на человеческом уровне, и предположение, что Бенга должен находиться в школе, а не в клетке, игнорирует высокую вероятность того, что школа будет местом... из которого он не сможет извлечь никакой выгоды. Идея о том, что все люди во многом похожи друг на друга, за исключением того, что у них были или не были возможности получить образование по книгам, сейчас далеко устарела. [27]
После разногласий Бенге разрешили бродить по территории зоопарка. В ответ на ситуацию, а также на словесные и физические подстрекательства толпы он стал более озорным и несколько жестоким. [28] Примерно в это же время в статье в «Нью-Йорк Таймс» цитировались слова Роберта Стюарта Макартура : «Очень плохо, что не существует такого общества, как Общество по предотвращению жестокого обращения с детьми . Мы посылаем наших миссионеров в Африку, чтобы христианизировать людей». , а затем мы приводим одного сюда, чтобы издеваться над ним». [24]
Зоопарк наконец удалил Бенгу со своей территории. Вернеру не удалось продолжить поиски работы, но он время от времени разговаривал с Бенгой. Они согласились, что в интересах Бенги оставаться в Соединенных Штатах, несмотря на нежелательное внимание в зоопарке. [29]
К концу 1906 года Бенга был освобожден под опеку преподобного Гордона. [4]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Гордон поместил Бенгу в приют для цветных сирот Говарда , спонсируемый церковью приют в Бруклине , которым руководил Гордон. Поскольку нежелательное внимание прессы продолжалось, в январе 1910 года Гордон организовал переезд Бенги в Линчберг, штат Вирджиния , где он жил с семьей Грегори У. Хейса . [30]
Чтобы ему было легче стать частью местного общества, Гордон наложил на зубы Бенге каппы и купил ему одежду в американском стиле. Его обучала поэтесса из Линчберга Энн Спенсер. [31] чтобы улучшить свой английский, он начал посещать начальную школу при баптистской семинарии в Линчберге. [27]
Как только Бенга почувствовал, что его английский значительно улучшился, он прекратил формальное образование. Он начал работать на табачной фабрике в Линчберге и начал планировать возвращение в Африку. [32]
Смерть
[ редактировать ]В 1914 году, когда Первая мировая война разразилась , возвращение в Конго стало невозможным, поскольку прекратилось движение пассажирских судов. Бенга впал в депрессию, поскольку его надежды на возвращение на родину угасли. [32] 20 марта 1916 года, в возрасте 32 или 33 лет, он развел парадный костер, сколол с зубов колпачки и выстрелил себе в сердце из взятого напрокат пистолета. [33]
Бенга был похоронен в безымянной могиле в черной части кладбища Старого города , рядом со своим благодетелем Грегори Хейсом . В какой-то момент останки обоих мужчин пропали. Местная устная история показывает, что Хейс и Бенга в конечном итоге были перенесены со Старого кладбища на кладбище Уайт-Рок-Хилл, кладбище, которое позже пришло в упадок. [34] Бенга получила историческую отметку в Линчберге в 2017 году. [35]
Наследие
[ редактировать ]Филлипс Вернер Брэдфорд, внук Сэмюэля Филлипса Вернера, вместе с писателем Харви Блюмом написал книгу о Бенге под названием « Ота Бенга: Пигмей в зоопарке» (1992). Во время исследования для книги Брэдфорд посетил Американский музей естественной истории , где хранится живая маска и слепок тела Ота Бенги. На дисплее до сих пор написано «Пигмей», а не указано имя Бенги, несмотря на возражения, начавшиеся сто лет назад со стороны Вернера и повторенные другими. [36] Публикация книги Брэдфорда в 1992 году вызвала широкий интерес к истории Ота Бенги и стимулировала создание многих других произведений, как художественных, так и научно-популярных, таких как:
- 1994 — пьеса Джона Стрэнда « Ота Бенга » была поставлена Театром Signature в Арлингтоне, штат Вирджиния . [37]
- 1997 - Спектакль Ота Бенга, Элегия слону» доктора Бена Б. Халма « был поставлен в Университете Фэрфилда в Коннектикуте. [38]
- 2002 - Человек мбути стал героем короткометражного документального фильма « Ота Бенга: пигмей в Америке», снятого бразильцем Алфеу Франсой . Он включил оригинальные фильмы, записанные Вернером в начале 20 века. [39]
- 2005 — Художественный рассказ о его жизни, показанный в фильме « Человек к мужчине » с Джозефом Файнсом и Кристин Скотт Томас в главных ролях.
- 2006 - Бруклинская группа Piñataland выпустила песню под названием «Имя Ота Бенги» из своего альбома Songs from the Forgotten Future Volume 1 , в которой рассказывается история Ота Бенги. [4]
- 2007 г. - ранние стихи Маккрея о Бенге были адаптированы как спектакль; Работа дебютировала в Художественном музее Колумбии в 2007 году с МакКреем в роли рассказчика и оригинальной музыкой Кевина Симмондса.
- 2008 — Бенга вдохновил персонажа Нгунды Оти в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона» . [40]
- 2010 - История Ота Бенги послужила вдохновением для создания концептуального альбома Сент-Луиса. музыкального ансамбля May Day Orchestra [41]
- 2011 — итальянская группа Mamutones записала песню «Ota Benga» в свой альбом Mamutones . [ нужна ссылка ]
- 2012 — Ота Бенга под крышей моей матери». , опубликовал сборник стихов « Кэрри Аллен Маккрей , чья семья заботилась о Бенге
- 2012 – документальный фильм «Ота Бенга». вышел [42]
- 2015 - Журналистка Памела Ньюкирк опубликовала биографию « Зрелище: удивительная жизнь Ота Бенги». [43]
- 2016 - Radio Diaries, радиошоу, удостоенное премии Пибоди, рассказывает историю Ота Бенги в «Человеке в зоопарке» подкаста Radio Diaries. [44]
- 2019 - Университет Алабамы в Бирмингеме адаптировал историю Ота Бенги в «Дикарь». мюзикл [45]
- 2019 - На театральном фестивале в Уильямстауне состоялась премьера спектакля «В своем роде человек» по рассказу Ота Бенги, написанному Джонатаном Пейном. [46]
- 2020 г. - Общество охраны дикой природы , оператор зоопарка Бронкса , принесло извинения за обращение в зоопарке с Бенгой и пропаганду евгеники. [47] [48]
Похожий случай
[ редактировать ]Сходство наблюдалось между обращением с Ота Бенгой и Иши , единственным оставшимся членом племени Яхи индейского , который был выставлен в Калифорнии примерно в тот же период. Иши умер 25 марта 1916 года, через пять дней после смерти Оты. [49] [50]
См. также
[ редактировать ]- Саартджи Баартман , прозванная «Готтентотской Венерой».
- Человеческий зоопарк
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грейвс, Кэтрин (15 сентября 2017 г.). «Заслуженный Ота Бенга» . Критограф . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Брэдфорд и Блюм (1992), с. 54.
- ^ Кроуфорд, Джон Р. (1982). «Пионер африканского миссионера: Сэмюэл Филлипс Вернер». Журнал пресвитерианской истории (1962–1985) . 60 (1): 42–57. JSTOR 23328464 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Келлер, Митч (6 августа 2006 г.). «Скандал в зоопарке» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Язык генов» Стива Джонса, стр. 197.
- ^ Эванзз, Карл (1999). Посланник: Взлет и падение Илии Мухаммеда . Нью-Йорк: Книги Пантеона. ISBN 978-0679442608 .
- ↑ Брэдфорд и Блюм описывают Бенгу как Мбути и пишут: «В тематической статье Ота Бенга описывается как «карликовый черный образец человечества с грустными глазами». Ему было грустно, потому что остальные были батва, а он - нет...» (с. 116). Позже они упоминают, что он «так и не полностью ассимилировался с батва» за время своего пребывания с ними. Парезо и Фаулер ссылаются на «пигмеев мбути (батва) и «красных африканцев»» и отмечают, что «Макги называл их всех батва, «настоящими аборигенами Темного континента»... [Бенга] был немного выше ростом, чем другие пигмеи, характерные для его общества, Бадинга или Чири-чири, Вернер считал Чири-чири обществом пигмеев, и МакГи и пресса решили не придираться к деталям». (стр. 200–203). Многие источники, например, Adams 2001 , p. 25 и NPR , просто описывают его как «пигмея батва из Африки».
- ^ Ньюкирк, Памела (3 июня 2015 г.). «Человек, которого посадили в клетку в зоопарке» . Хранитель . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Оглядываясь назад на странную историю Ота Бенги» . NPR.org . Национальное общественное радио . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ «Конголезский подросток в клетке: почему зоопарку потребовалось 114 лет, чтобы извиниться» . Би-би-си . 27 августа 2020 г.
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 97–98.
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 102–103.
- ^ «Ссора над пигмеем». Уилкса-Барре Рекорд . Уилкс-Барре, Пенсильвания. 11 сентября 1906 года.
- ^ Jump up to: а б Паресо и Фаулер 2007 , с. 204
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б Брэдфорд и Блюм, 1992 , стр. 12–16.
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 118–121.
- ^ «Ото Бенга — экспонат человеческого зоопарка» . Дилетант . 23 августа 2014 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 151–158.
- ^ Jump up to: а б Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 159–168.
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 165–166.
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 172–174.
- ^ Брэдфорд и Блюм, 1992 , фото-вставка, стр. 138-9.
- ^ Jump up to: а б «Шоу «Человек и обезьяна» не одобрено духовенством». Нью-Йорк Таймс . 10 сентября 1906 г. с. 1.
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 173–175.
- ^ Спиро 2008 , с. 47
- ^ Jump up to: а б Спиро 2008 , с. 48
- ^ Смит (1998). См. главу об Ота Бенге.
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 187–190.
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 191–204.
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , стр. 212–213.
- ^ Jump up to: а б Спиро 2008 , с. 49
- ^ «Ота Бенга» . Энциклопедия Вирджиния .
- ^ Брэдфорд и Блюм 1992 , с. 231
- ^ Досс, Кэтрин (12 сентября 2017 г.). «Человек, посаженный в клетку в зоопарке Нью-Йорка, получит историческую отметку в Линчберге» . ВСЕТ . Проверено 18 февраля 2020 г.
- ^ Лоран, Даррел (29 мая 2005 г.). «Униженный при жизни, забытый после смерти» . Линчбергские новости и продвижение . Проверено 3 апреля 2006 г.
- ^ Ота Бенга . Бродвейские пьесы. Архивировано из оригинала 17 августа 2010 года.
- ^ «Мемориальные детали – Бен Хальм» . Университет Фэрфилда. Архивировано из оригинала 2 ноября 2007 года . Проверено 6 января 2009 г.
- ^ Алфеу Франса (2002). Ота Бенга: Пигмей в Америке (фильм).
- ^ Хорнадей, Энн (3 января 2009 г.). «Базовый инстинкт: случай с пигмеем в зоопарке продемонстрировал знакомое лицо человеческой природы» . Вашингтон Пост . Проверено 6 января 2009 г.
- ^ День, май. Ота Бенга . Allmusic.com.
- ^ «Ота Бенга: документальный фильм» . Проверено 22 января 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ньюкирк, Памела (2 июня 2015 г.). Спектакль: Удивительная жизнь Ота Бенги Дружба. ISBN 978-0062201003 .
- ^ Человек в зоопарке , Радиодневники, 25 марта 2016 г.
- ^ Брайант, Тайлер. «UAB – CAS – Департамент театра – Savage» . UAB . Проверено 13 апреля 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Человек в своем роде» . Уильямстаунский театральный фестиваль . Проверено 27 июня 2019 г.
- ^ Джейкобс, Джулия (29 июля 2020 г.). «Расистский инцидент из прошлого зоопарка Бронкса требует извинений» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Зоопарк WCS в Бронксе приносит извинения за« позорное » обращение с Ота Бенгой, африканцем, выставленным в обезьяннике 114 лет назад» . 30 июля 2020 г.
- ^ Уивер, Джейс (2003). «Когда пришли демоны: (Ретро)спектакль среди дикарей». В Кребере, Карл; Кребер, Клифтон Б. (ред.). Иши в трех столетиях . Линкольн: Издательство Университета Небраски . п. 41. ИСБН 978-0-8032-2757-6 .
- ^ Кребер, Чарльз; Кребер, Клифтон Б., ред. (2003). Она в трех веках . Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 41. ИСБН 978-0803227576 .
Библиография
[ редактировать ]- Адамс, Рэйчел (2001). Sideshow USA: Уроды и американское культурное воображение . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-00539-3 .
- Брэдфорд, Филлипс Вернер; Блюм, Харви (1992). Ота Бенга: Пигмей в зоопарке . Нью-Йорк: Сент-Мартинс Пресс. ISBN 978-0-312-08276-5 .
- Маккрей, Кэрри Аллен (2012). Кевин Симмондс (ред.). моей матери Ты позвонишь под крышу Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-1-61117-085-6 .
- Ньюкирк, Памела (2015). Спектакль: Удивительная жизнь Ота Бенги Нью-Йорк: Дружба. ISBN 978-0-06-220100-3 .
- Паресо, Нэнси Дж.; Фаулер, Дон Д. (2007). Антропология идет на ярмарку: выставка покупок в Луизиане 1904 года . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-3759-9 .
- Смит, Кен (1998). Необдуманная сделка: ужасные и ироничные истории забытых американцев . Нью-Йорк: Взрывные книги . ISBN 978-0-922233-20-5 .
- Спиро, Джонатан Питер (2008). Защита господствующей расы: сохранение, евгеника и наследие Мэдисон Грант . Берлингтон: Университет Вермонта. стр. 43–51. ISBN 978-1-58465-715-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «От Бельгийского Конго до зоопарка Бронкса» , 8 сентября 2006 г., Национальное общественное радио.
- Ответ Сесила Адамса на вопрос «Действительно ли пигмеи люди?» , The Straight Dope , 20 февраля 2004 г., обсуждает историю Ота Бенги.
- Альянс Ота Бенга за мир, исцеление и достоинство. Архивировано 13 апреля 2021 года на Wayback Machine , официальный сайт.
- http://www.otabengathedocumentaryfilm.com [ постоянная мертвая ссылка ]