Максимо и Бартола


Максимо и Бартола (также известные как Максимо Вальдес Нуньес и Бартола Веласкес соответственно) были сценическими псевдонимами двух сальвадорских братьев и сестер с микроцефалией и нарушением когнитивного развития , которые были выставлены в человеческих зоопарках в 19 веке. Родом из недалеко от Усулутана , Сальвадор , братья и сестры были отданы матерью торговцу, который пообещал, что отвезет их в Гренаду для обучения и выставок. Затем они прошли через нескольких опекунов. В конечном итоге их объявили « Детями ацтеков », и была построена сложная история о том, как они были найдены в храме затерянного мезоамериканского города под названием Ихимайя. [ 1 ] Они совершили поездку по США и Европе, выступая перед различными регентами и высокопоставленными лицами. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]Максимо и Бартола впервые были выставлены в конце 1840-х годов. В 1850 году они были описаны как «около десяти лет» и «около восьми лет» соответственно и находились под опекой мистера Нокса. [ 7 ] Летом 1852 года в Филадельфии в отношении них двоих возник спор об опеке. Житель Гренады по имени Раймондо Сельва утверждал, что родители поручили ему заботиться о них при условии, что он предоставит им образование в обмен на выставку их в Гренаде. Это произошло недалеко от деревни Жакоталь в департаменте Сан-Мигель в Сальвадоре. Власти Гренады поместили Сельву под стражу, а опеку передали его зятю Селазару. Селазар заключил партнерство с американцем по имени Джон С. Аддисон и переводчиком по имени Педро Сальва. Затем их вывезли в США. Сельва к тому времени был освобожден и утверждал, что снова встретился с родителями детей. Он пообещал вернуть детей. [ 8 ] Г-н Дж. М. Моррис оспаривал некоторые части истории Сельвы и утверждал, что был законным опекуном. Спор был урегулирован в декабре 1852 года. Моррису была предоставлена стража, но ему также было приказано выплатить Раймондо Сельве 13 000 долларов. [ 9 ]
В начале следующего года они совершили поездку по Вашингтону и посетили президента Милларда Филлмора в Белом доме. [ 10 ] К июлю 1853 года они находились под опекой человека по имени Андерсон и были доставлены в Европу для выставки перед королевой Викторией . [ 11 ] Находясь в Лондоне, их осматривал биолог Ричард Оуэн , который считал их не ацтеками. Они были продуктом смешения испанского и американского индейского происхождения. [ 12 ] Это привело к увеличению интереса к их фактическому происхождению. Появилась другая версия, согласно которой они были детьми женщины -мулатки из Ла-Пуэрти, расположенной недалеко от Усулутана , Сальвадор. Несколько лет назад их мать обменяла их на золото у Раймонда Сельвы из Никарагуа. Также утверждалось, что у них есть еще один брат и сестра с таким же заболеванием. [ 13 ] Позднее г-н Моррис снова стал их опекуном и выставлял их по всей Европе.
К ноябрю 1860 года Максимо и Бартола выставлялись в Американском музее Барнума вместе с Чангом и Энгом Банкером . [ 14 ] 7 января 1867 года они поженились в Лондоне под именами Максимо Вальдес Нуньес и Бартола Веласкес. Дж. М. Моррис по-прежнему оставался их опекуном. [ 15 ] В конце 1867 года сообщалось, что мальчик из пары ацтекских детей умер в Чарльстоне, Южная Каролина, 11 ноября 1867 года во время гастролей вместе с цирком Дэна Кастелло, и что он был похоронен на кладбище Магнолия . [ 16 ] По другим источникам, Максимо и Бартола вместе гастролировали как дети ацтеков до конца 1800-х годов. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ см. Ацтекские лилипуты. Архивировано 20 марта 2022 г. в Wayback Machine в 2:54. Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ «Максимо и Бартола, дети ацтеков» . Человеческие чудеса. 5 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2015 г. Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ Матин, Ф.Дж., и Боес, CJ (2010). Булавочные головки»: Выставка неврологических расстройств на «Величайшем шоу на Земле. Неврология, 75(22), 2028-2032.
- ^ Богдан, Р. (2014). 14 Раса, шоумены, инвалидность и шоу уродов. Изобретение «расы»: научные и популярные представления о расе от Линнея до этнических шоу: научные и популярные представления, 195.
- ^ Харцман, М. (2006). Американский интермедий. Пингвин.
- ^ Богдан, Р. (2012). Изображение инвалидности: нищий, урод, гражданин и другая фотографическая риторика. Издательство Сиракузского университета.
- ^ «Дети ацтеков» . Дейли Кресент . Батон-Руж, Луизиана. 28 декабря 1850 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ «Дети ацтеков». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 9 июля 1852 г.
- ^ «Иск о детях ацтеков урегулирован». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 23 декабря 1852 г.
- ^ «Дети ацтеков» . Ежедневная отправка . Ричмонд, Вирджиния. 14 февраля 1853 года. Архивировано из оригинала 30 октября 2015 года . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ «Последнее из Америки». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 8 июля 1853 г.
- ^ «Ацтеки в Англии». Уилмингтонский журнал . Уилмингтон, Делавэр. 12 августа 1853 г.
- ^ «Происхождение «ацтекских» детей» . Западный демократ . Шарлотта, Северная Каролина. 7 апреля 1854 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ «Американский музей Барнума». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. 5 ноября 1860 г.
- ^ «Женитьба «детей ацтеков» » . Вечерний телеграф . Филадельфия, Пенсильвания. 24 января 1867 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ «Смерть одного из детей ацтеков». Дейли Феникс . Колумбия, Южная Каролина. 14 ноября 1867 г.
- ^ Богдан, Роберт (2014). Шоу уродов: представление человеческих странностей для развлечения и выгоды . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. п. 132. ИСБН 9780226227436 .
