Jump to content

Игорот люди

(Перенаправлено с Igorrote )

Игорот
Пожилые игороты в традиционной одежде
Общая численность населения
1,854,556 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Филиппины
( Административный район Кордильеры , регион Илокос , долина Кагаян )
Языки
Бонток , Илокано , Итнег , Ибалои , Иснаг , Канканай , Бугкалот , Калангуя , Исинай , Филиппинский , Английский
Религия
Христианство ( католицизм , протестантизм ), анимизм ( народные религии коренных народов Филиппин )

Коренные народы Кордильер на севере Лусона ( Филиппины) , часто называемые экзонимом игорот , [ 2 ] или совсем недавно, как кордильерские народы , [ 2 ] этническая группа , состоящая из девяти основных этнолингвистических групп , чьи владения находятся в горном хребте Кордильеры , общая численность которых в начале 21 века составляла около 1,8 миллиона человек. [ 1 ]

Их языки относятся к северной лусонской подгруппе филиппинских языков , которая, в свою очередь, относится к австронезийской ( малайско-полинезийской ) семье.

Эти этнические группы сохраняют или сохраняли до недавнего времени [ временные рамки? ] их традиционная религия и образ жизни. [ нечеткий ] Некоторые живут в тропических лесах предгорий, но большинство обитает на пересеченных лугах и в сосновых лесах выше. [ по мнению кого? ]

Этимология

[ редактировать ]

От корневого слова «голот» , что означает «гора», « Иголот» означает «люди с гор», что является отсылкой к любой из различных этнических групп в горах северного Лусона. В течение испанской колониальной эпохи этот термин по-разному записывался как Igolot , Ygolot и Igorrote , в соответствии с испанской орфографией . [ 3 ]

Эндонимы Ифугао (также означающие или Ипугав «горные люди») чаще используются самими игоротами, поскольку игорот слегка уничижительным. некоторые считают [ 4 ] кроме Ибалоев . [ 5 ] Испанцы заимствовали термин Ифугао у равнинных групп Гадданг и Ибанаг. [ 4 ]

Этнические группы Кордильер

[ редактировать ]
Рисовые террасы Банауэ

Игоротов можно грубо разделить на две основные подгруппы: большая группа живет на юге, в центре и на западе и очень искусна в риса террасах на выращивании ; меньшая группа живет на востоке и севере. До испанской колонизации островов народы, теперь подпадающие под этот термин, не считали себя принадлежащими к одной сплоченной этнической группе. [ 4 ]

Человек из Бонтока

Этнолингвистическую группу Бонток можно встретить в центральной и восточной частях Горной провинции. В основном он состоит из балангао и гаддангов , значительная часть которых идентифицирует себя как часть группы калинга. Бонток живут на гористой территории, особенно недалеко от реки Чико и ее притоков. Минеральные ресурсы ( золото , медь , известняк , гипс ) можно найти в горных районах. Золото, в частности, традиционно добывалось в муниципалитете Бонток. Река Чико приносит песок, гравий и белую глину, а в лесах Барлиг и Саданга в этом районе растут ротанговые, бамбуковые и сосновые деревья. [ 6 ] Это вторая по величине группа в Горной провинции . [ 6 ] Бонток живут на берегах реки Чико . Они говорят на бонтокском и илокано . Раньше они практиковали охоту за головами и имели характерные татуировки на теле. Бонток описывают три типа татуировок: чак-лаг , вытатуированная грудь захватчика головы; понг'-о — татуированные руки мужчин и женщин; и фа'-тек для всех остальных татуировок обоих полов. У женщин татуировки делались только на руках.

Женщина в традиционной одежде ибалои

(также Ибалой, Ибалуй, Набалой, Инавидой, Инибалои, Ивадой) и Калангуя (также Каллахан и Икалахан и Нуэва в Ибалои коренные народы Филиппин - ) Вискайя регионе долины Кагаян . Традиционно они были аграрным обществом. Многие народы ибалои и калангуя продолжают заниматься сельским хозяйством и выращиванием риса.

Их родной язык принадлежит к малайско-полинезийской ветви австронезийской языковой семьи и тесно связан с пангасинским языком , на котором преимущественно говорят в провинции Пангасинан , расположенной к юго-западу от Бенгета.

Багио , главный город Кордильер , прозванный «Летней столицей Филиппин», расположен на юге Бенгета.

Самый большой праздник ибалоев — Пешит или Педит , публичный праздник, спонсируемый в основном престижными и богатыми людьми. Пешит может длиться неделями и включает в себя убийство и принесение в жертву десятков животных.

Одним из наиболее популярных танцев ибалоев является бендиан , массовый танец, в котором участвуют сотни танцоров и женщин. Первоначально танец победы во время войны превратился в праздничный танец. Его используют в качестве развлечения ( ад-адивай ) на пирах каньяо , устраиваемых богатым классом ( бакнанг ). [ 7 ]

Житель Ифугао из Банауэ.

Ифугао — жители Ифугао провинции . Они из муниципалитетов Лагаве, Агинальдо, Альфонсо Листа, Асипуло, Банауэ, Хингён, Хунгдуан, Кианган, Ламут, Майояо и Тинок. Провинция является одной из самых маленьких провинций Филиппин, ее площадь составляет всего 251 778 га, или около 0,8% от общей площади филиппинских земель. Он имеет умеренный климат и богат полезными ископаемыми и лесными продуктами. [ 8 ]

Термин «Ифугао» происходит от слова « ипуго », что означает «земные люди», «смертные» или «люди», в отличие от духов и божеств. Это также означает «с холма», поскольку пуго означает холм. [ 8 ] Термин «Игорот» или «Иголоте» использовался испанскими колониальными властями для обозначения горных жителей. Ифугао, однако, предпочитают имя Ифугао .

По состоянию на 1995 год население Ифугао составляло 131 635 человек. Хотя большинство из них все еще находятся в провинции Ифугао, некоторые из них уже переехали в Багио , где работали резчиками по дереву, и в другие части региона Кордильер. [ 8 ] Они разделены на подгруппы в зависимости от различий в диалектах, традициях и дизайне/цвете костюмов. Основные подгруппы — Аянган, Калангая и Тували. Кроме того, общество Ифугао разделено на три социальных класса: кадангьяны или аристократы, тагу или средний класс и навотвоты или бедняки. Кадангьяны , которые не могут спонсировать пиры , спонсируют престижные ритуалы, называемые хагаби и уяуй , и это отличает их от тагу но экономически обеспечены. Навовоты - это те, кто имеет ограниченную земельную собственность и обычно нанимаются высшими классами для работы на полях и других услуг. [ 8 ]

Калунгуя/Икалахан

[ редактировать ]

Народ Калангуя или Икалахан — небольшая группа, распространенная среди горных хребтов Сьерра-Мадре , гор Карабальо и восточной части горного хребта Кордильер. Основное население проживает в провинции Нуэва-Бискайя с центром в Каяпе. Они считаются частью игорот ( горных людей ), но отличаются именем Икалахан, названием, взятым из названия лесных деревьев, растущих на горе Карабальо. [ 9 ]

Они относятся к наименее изученным этническим группам, поэтому их ранняя история неизвестна. Однако Феликс М. Кизинг предполагает, что, как и другие группы в горах, они бежали из низменностей, спасаясь от преследований со стороны Испании. [ 9 ]

Исинаи , /Исинай — небольшая этническая группа, проживающая в долине Кагаян , особенно в муниципалитетах Бамбанг , Дупакс-дель-Сур , Аритао в Нуэва-Бискайя , провинция Кирино а также в северных районах Нуэва-Эсиха и Аврора. Численность их этнических общин сокращается: зарегистрировано всего около 12 600 членов. Они говорят на языке исинай (также пишется исинай), который является языком Северного Лусона, на котором в основном говорят в Нуэва-Бискайя провинции на севере Филиппин . также Они как языки известны Калинга , Итнег или Ифугао и Канканай . [ 10 ]

Пожилая женщина из Иснега

Иснаг, также известный как Иснег или Апаяо, живет в северо-западной части северного Лусона, в верхней половине провинции Апаяо Кордильеры . Термин «Иснег» происходит от Itneg , что означает жителей реки Тинег . Апаяо происходит от боевого клича Ма-ап-ай-ао , когда рука быстро закрывает рот. Они также могут называть себя Имандая , если живут вверх по течению, или Ималлод, если живут ниже по течению. Муниципалитеты в домене Иснег включают Пудтол, Кабугао, Каланасан, Флора, Коннер, Ста. Марсела и Мун. Популяции иснагов также встречаются в восточной части провинции Илокос Норте , в частности в муниципалитетах Адамс, Караси, Маркос, Динграс, Винтар, Думальнег и Сольсона; и в северо-западной части провинции Кагаян, в частности в муниципалитетах Санта-Пракседес, Клаверия, Памплона и Санчес-Мира. две основные речные системы: река Абулог и река Апаяо . По территории страны протекают [ 11 ]

Кувшины с басами полузакопаны в землю в небольшом сарае- абулоре , построенном из 4 столбов и сарая. Этот абулор находится на открытом пространстве, Линонг или Сидонг , под их домами ( балай ). Они выращивают горный рис, а также занимаются земледелием и рыболовством. [ 11 ] : 99–100, 102 

Сай-ам был важной церемонией после успешной охоты за головами или других важных мероприятий, устраиваемых богатыми и продолжавшихся от одного до пяти дней и более. Танцы, пение, еда и питье отмечают праздник, и иснеги надевают свои лучшие одежды. Шаман Анитуван молится духу Гатану перед тем, как принести в жертву первую собаку, если человеческая голова не была взята и предложена священному дереву аммадинган . В последний день раскалывают кокос в честь опекуна-охотника за головами Англабанга. Пилдап - это аналог сай-ама, но его принимают бедняки. Обращение в христианство усилилось после 1920 года, и сегодня иснеги разделены в своих религиозных убеждениях, причем некоторые из них все еще остаются анимистами. [ 11 ] : 107–108, 110–111, 113 

Итнег/Тинггуан

[ редактировать ]

Народ итнег, также известный как тинггуан, живет в горной местности Абра на северо-западе Лусона и происходит от иммигрантов из Калинга, Апаяо и Северного Канкана-эй; они также живут в Нуэва Эра, Илокос Норте . Они называют себя Итнегами , хотя испанцы, называли их Тинггуанцами, приехав на Филиппины, потому что они горные жители. Тинггуанцы делятся на 11 отдельных подгрупп: Адасен, Балаток, Банао, Белванг, Бинонган, Гобанг, Инлауд, Мабака, Маенг, Масадит и Моядан. Богатство и материальные блага (такие как китайские кувшины, медные гонги, называемые гангса , четки, рисовые поля и домашний скот) определяют социальное положение семьи или человека, а также проведение праздников и церемоний. Несмотря на разницу в социальном статусе, нет резкого различия между богатыми ( бакнанг ) и бедными. Богатство передается по наследству, но общество открыто для социальной мобильности граждан благодаря упорному труду. Медиумы — единственная отдельная группа в их обществе, но даже тогда это происходит только в церемониальные периоды. [ 12 ]

Илонготские мужчины в 1910 году

Илонготы (или Ибилао) — племя, населяющее южную часть гор Сьерра-Мадре и Карабальо , на восточной стороне острова Лусон на Филиппинах , преимущественно в провинциях Нуэва-Бискайя и Нуэва-Эсиха , а также вдоль горной границы между провинциями Кирино и Аврора . [ 13 ] Альтернативное название этого племени и его языка – «Бугкалот». Они известны как племя охотников за головами. В настоящее время насчитывается около 87 000 илонготов. Илонготы, как правило, населяют районы, расположенные вблизи рек, поскольку они служат источником пищи и средством передвижения. Их родным языком является язык илонгот , на котором в настоящее время говорят около 50 000 человек. Они также говорят на илокано и тагальском языках , на последнем говорят в Нуэва-Эсихе и Авроре так же, как и на илокано.

Дети из Лубуагана, Калинга, исполняют мускульный танец.

Калинга в основном обитают в провинции Калинга , площадь которой составляет 3282,58 кв. км. Некоторые из них, однако, уже мигрировали в Горную провинцию , Апаяо , Кагаян и Абру . По состоянию на 1995 год их насчитывалось 105 083 человека, не считая тех, кто мигрировал за пределы региона Кордильер. [ 14 ]

Территория Калинга включает поймы Табука и Ризала , а также реки Чико . Месторождения золота и меди распространены в Пасиле и Балбалане . Табук был заселен в 12 веке, и оттуда распространились другие поселения Калинга, практикующие выращивание влажного риса ( папайя ) и окучивание ( ува ). Дома Калинга ( фурой , булой , фулой , фойой , билой ) либо восьмиугольные для богатых, либо квадратные, возвышаются на столбах (некоторые из них достигают 20–30 футов высотой) и имеют одну комнату. Другие постройки включают зернохранилища ( аланг ) и полевые сараи ( сигай ). [ 14 ] [ 15 ]

Апо Ванг-од наносит традиционные татуировки Калинга с использованием характерных австронезийских инструментов для татуировки - иглы с рукояткой и молотка.

Название Калинга происходит от ибанагского и гаддангского термина « Калинга» что означает «охотник за головами». , Эдвард Дозье географически разделил Калингу на три субкультуры и географическое положение: Балбалан (север); Пасил, Лубуаган и Тинглаян (юг); и Источник (восток). Теодоро Лламзон разделил Калинга на основе их диалектов: Гуинаанг, Лубуаган, Пунукпук, Табук, Тинглаян и Танудан. [ 14 ]

Канканай

[ редактировать ]
Вождь канканай из города Суйок в Манкаяне, Бенгет (снято около 1904 г. ).

Домен Канканай включает Западную горную провинцию, северный Бенгет и юго-восточный Илокос-Сур. Как и большинство этнических групп игорот, канканаи строили наклонные террасы, чтобы максимально увеличить площадь ферм на пересеченной местности Кордильер.

Дома Канканай включают двухэтажный иннагаман , более крупный бинанги , более дешевый тинокбоб и приподнятый тинабла . Их зернохранилища ( агаманг ) подняты на возвышения, чтобы избежать крыс. Двумя другими учреждениями Канканай горной провинции являются дапай , или мужское общежитие и общественный центр, и эбган , или общежитие для девочек. [ 16 ] [ 17 ]

Основные танцы Канканай включают тайо , пат-тонг , такик (свадебный танец) и балангбанг . Тайо — это общественный танец, который обычно исполняется на свадьбах. Возможно, его также танцуют ибалои, но у него другой стиль. Паттонг — также общественный танец из горной провинции, который в каждом муниципалитете имеет свой собственный стиль, а Балангбанг — это современный термин танца. Есть также некоторые другие танцы, такие как саккутинг , пинаньюань (еще один свадебный танец) и боги-боги (танец ухаживания).

Этнические группы по лингвистической классификации

[ редактировать ]
Политическая карта административного района Кордильеры .

Ниже приведен список этнических групп северного Лусона, организованный по лингвистической классификации.

говорят различные группы игорот На языке илокано как лингва-франка после введения миграционной политики для поселенцев илокано в район Кордильер в 1970-х годах в 19-20 веках.

Игоротская диаспора

[ редактировать ]

За пределами своей родины существуют меньшинства игорот. Кордильеры районе , и . Ризале , Калабарзоне Каинте , Метро административном в расположены Они Маниле [ 22 ] и регион Бикол . [ 23 ]

На Висайских островах также образуют общины меньшинств в Аклане , Илоило , Западном Негросе , Восточном Негросе , Себу , Сикихоре , Бохоле , Билиране и Лейте. игороты [ 23 ]

Игороты также встречаются в нескольких районах Минданао в поселениях в Агусан-дель-Норте , Тагум-Сити , Давао-Сити , Дигос-Сити. , в том числе [ 23 ] несколько других частей Давао-дель-Сур , Давао-де-Оро , Северный Котабато , Южный Котабато , Султан Кударат , Ланао-дель-Норте. [ 23 ] и Букиднон . [ 24 ] Большинство из них — солдаты, полицейские и правительственные чиновники, временно дислоцированные в этом районе, но многие поселились на постоянной основе, поскольку гражданские лица ушли со своих постов и вступили в брак с жителями Минданао различных национальностей. Существует организация жителей Игорот на Минданао.

Игоротов можно встретить и в других странах, в основном в качестве заграничных рабочих. [ 25 ] [ 26 ]

Сидящий Булюл , антропоморфные изображения рисовых божеств, защищающих семена и урожай народа Ифугао.

Испанская колониальная эпоха

[ редактировать ]

Золото, найденное в стране игорот, привлекло испанцев. [ 27 ] Первоначально золото обменивалось в Пангасинане игоротами. [ 28 ] Золото использовалось Игоротом для покупки потребительских товаров. [ 29 ] И золото, и желание христианизировать игорот были причинами испанского завоевания. [ 30 ] В 1572 году испанцы начали охоту за золотом. [ 31 ] В провинцию Бенгет вошли испанцы с намерением добыть золото. [ 32 ] Тот факт, что игоротам удалось остаться вне испанского владычества, раздосадовал испанцев. [ 33 ] Золото ускользнуло из рук испанцев из-за сопротивления Игорота. [ 34 ] Игорот также использовались в качестве наемников и разведчиков во время Филиппинской революции и Филиппино-американской войны . [ 35 ] [ 36 ]

Американская колониальная эпоха

[ редактировать ]
Акварельное изображение фермы Игорот, ок. 1896 г.

Сэмюэл Э. Кейн написал о своей жизни среди бонток, ифугао и калинга после филиппино-американской войны в своей книге « Тридцать лет с филиппинскими охотниками за головами» (1933). [ 37 ] Первая американская школа для девочек-игорот была открыта в Багио в 1901 году Элис Маккей Келли. [ 37 ] : 317  Кейн утверждал, что Дин К. Вустер «сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы прекратить охоту за головами и объединить традиционные враждебные племена в дружбе». [ 37 ] : 329  Кейн писал о народе игорот: «В жизни есть мир, ритм и стихийная сила… которые все удобства и утонченности цивилизации не могут заменить… через пятьдесят лет… от них мало что останется». барабаны и ганзы охотящихся за головами каньяо . чтобы напомнить юным игоротам о тех днях, когда по всей земле раздавались [ 37 ] : 330–331 

В 1903 году епископ-миссионер Чарльз Брент путешествовал по северному Лусону в надежде направить миссионерские усилия по обращению языческого населения игорот. , была основана миссионерская церковь для племени Бонток игоротов В Бонтоке, Горная провинция . Миссионеры Бонток написали первые грамматики игорот, которые были опубликованы правительством. [ 38 ]

Мужчины-игороты с копьями, топорами и щитами рядом с американскими зрителями на выставке Льюиса и Кларка в Портленде, штат Орегон , 1905 год.

В 1904 году группа игорот была привезена в Сент-Луис, штат Миссури , США, на Всемирную выставку в Сент-Луисе . Они построили деревню Игорот в разделе филиппинской экспозиции ярмарки, которая стала одним из самых популярных экспонатов. Поэт Т.С. Элиот , родившийся и выросший в Сент-Луисе, посетил и исследовал деревню. Вдохновленный их племенным танцем и другими, он написал рассказ «Человек, который был королем» (1905). [ 39 ] В 1905 году 50 представителей племени были выставлены на всеобщее обозрение в парке развлечений в Бруклине, штат Нью-Йорк, летом, закончившееся пребыванием под опекой беспринципного Трумэна Ханта , шоумена, «бежавшего по Америке с племенем на буксире». [ 40 ]

12 февраля 1912 года вождь горной провинции Игорот по имени Гагабан стал первым филиппинцем, совершившим полет на самолете, путешествуя в качестве пассажира на биплане под названием «Красный дьявол» с Ли Хаммондом в качестве пилота. [ 41 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Во время японской оккупации Филиппин игороты воевали против Японии . силы Дональда Блэкберна времен Второй мировой войны Партизанские имели сильное ядро ​​из игоротов. [ 42 ] : 148–165  Молодая женщина-игорот, Наоми Флорес , была важным членом шпионской сети «Мисс Ю». [ 43 ] Генерал Томоюки Ямасита сдался филиппинским и американским войскам в Киангане, Ифугао, в начале сентября 1945 года; [ 44 ] храм в память о его капитуляции. в городе был построен [ 45 ]

Послевоенная эпоха

[ редактировать ]

18 июня 1966 года был принят Республиканский закон № 4695 о разделении Горной провинции и создании четырех отдельных и независимых провинций, а именно Бенгет, Ифугао, Калинга-Апаяо и Горная провинция. [ 46 ] [ 47 ] Регионы Ифугао и Калинга-Апаяо расположены в долине Кагаян . [ 48 ] Бенгет и горная провинция входят в состав региона Илокос .

Военное положение

[ редактировать ]
памяти в героев в Кесон- Сити Бантае Деталь Стены

После объявления военного положения Фердинандом Маркосом в 1972 году регион стал центром милитаризации в результате местных возражений против усилий правительства по проекту строительства плотины на реке Чико недалеко от Саданги, Горная провинция, и Тинглаяна, Калинга . [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Разочарованный задержками проекта, вызванными оппозицией, Фердинанд Маркос издал президентский указ №. 848 в декабре 1975 года, в соответствии с которым муниципалитеты Лубуаган, Тинглаян, Танудан и Пасил были преобразованы в «Регион особого развития Калинга» (KSDR), [ 52 ] в попытке нейтрализовать сопротивление плотине Чико IV. [ 51 ]

Наделенная военным положением полномочиями проводить аресты без ордера, 60-я бригада ПК к апрелю 1977 года арестовала не менее 150 местных жителей, обвинив их в предполагаемой подрывной деятельности и препятствовании правительственным проектам, а также в различных других правонарушениях, таких как бойкот конституционного референдума в октябре 1976 года. Среди арестованных были племенные папангаты (вожди/старейшины), молодые пары и, по крайней мере, в одном случае - 12-летний ребенок. [ 51 ] : 9  К декабрю 1978 года некоторые части территории Чико IV были объявлены «зоной свободного огня», нейтральной зоной, где армия могла свободно стрелять по любым животным или людям, не имеющим разрешения, по своему желанию. [ 51 ]

24 апреля 1980 года контролируемые Маркосом вооруженные силы убили Макли-инга Дулага , вождя племени Бутбут в Калинга . [ 53 ] Убийство стало переломным моментом, ознаменовав первый раз, когда основная филиппинская пресса смогла открыто критиковать Маркоса и военных, а также создала ощущение идентичности Игорот. [ 54 ]

Мирное соглашение Маунт-Дата

[ редактировать ]

После окончания правления Маркоса в результате Революции народной власти 1986 года последующее правительство под руководством президента Корасон Акино добилось прекращения огня с основной вооруженной группировкой кордильер в Кордильерах, Народно-освободительной армией Кордильер (НОАК) во главе с Конрадо Бальвегом . Правительство Акино заключило сипатский договор, или договор коренных народов, который впоследствии стал известен как Мирное соглашение Маунт-Дата , положивший конец боевым действиям. с КППЛА 13 сентября 1986 года [ 55 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Игорот | люди» . Статистическое управление Филиппин. 26 марта 2015 года . Проверено 26 декабря 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Акабадо, Стивен (март 2017 г.). «Археология периколониализма: реакция «непокоренных» на испанское завоевание и колониализм в Ифугао, Филиппины» . Международный журнал исторической археологии . 21 (1): 1–26. дои : 10.1007/s10761-016-0342-9 . ISSN   1092-7697 . S2CID   147472482 .
  3. ^ Альберт Эрнест Дженкс (2004). Бонток Игорот (PDF ) Издательство Кессинджер. п. 8. дои : 10.2307/198417 . ISBN  978-1-4191-5449-2 . JSTOR   198417 . S2CID   161839778 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 ноября 2020 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Кэрол Р. Эмбер; Мелвин Эмбер (2003). Энциклопедия пола и гендера: мужчины и женщины в мировых культурах, Том 1 . Спрингер. п. 498. ИСБН  978-0-306-47770-6 .
  5. ^ «Ибалойс, «восстанавливающий» Багио: роль интеллектуалов» . Журнал Пларидель . UP Колледж массовых коммуникаций.
  6. ^ Перейти обратно: а б Сумег-анг, Арсенио (2005). «1 Бонтокс». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 1–27. ISBN  9789711011093 .
  7. ^ Сумег-анг, Арсенио (2005). "2 Ибалоя" Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 100-1 28–51. ISBN  9789711011093 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Сумег-анг, Арсенио (2005). «4 Ифугао». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 71–91. ISBN  9789711011093 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Сумег-анг, Арсенио (2005). "3 Икалаханцы" Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 100-1 52–69. ISBN  9789711011093 .
  10. ^ «Исинай» . Этнические группы Филиппин . Архивировано из оригинала 11 сентября 2019 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Сумег-анг, Арсенио (2005). «5 Иснегов». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 92–93. ISBN  9789711011093 .
  12. ^ Сумег-анг, Арсенио (2005). "9 тингвинов/итнегов" Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 100-1 177–194. ISBN  9789711011093 .
  13. ^ Бэрроуз, Дэвид П. (1910). «Илонгот или Ибилао Лусона » Научно-популярный ежемесячный журнал Том. 77, нет. 1–6 стр. 100-1 521–537.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Сумег-анг, Арсенио (2005). «5 Калингас». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 115–135. ISBN  9789711011093 .
  15. ^ Скотт, Уильям Генри (1996). О Кордильерах: взгляд на народы и культуры Горной провинции . MCS Enterprises, Inc. с. 16.
  16. ^ Сумег-анг, Арсенио (2005). "7 северных глаз-раков" Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 100-1 136–155. ISBN  9789711011093 .
  17. ^ Сумег-анг, Арсенио (2005). «8 Южных Канкана-эй». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 156–175. ISBN  9789711011093 .
  18. ^ «Архивы Калангуи - Межконтинентальный крик» .
  19. ^ «Каллахан, Кели-и» .
  20. ^ «Калунгу» .
  21. ^ Проект, Джошуа. «Калангуя, Тинок на Филиппинах» .
  22. ^ Свидетель: «Полуночный экспресс»: игороты начали размножаться в деревне в Каинте , данные получены 11 сентября 2023 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д «Народ канканай на Филиппинах: история, культура, обычаи и традиции [коренные народы | этнические племена Кордильер]» . yodisphere.com . Проверено 11 сентября 2023 г.
  24. ^ Балагтей, Эзра Л. (15 мая 2019 г.). «Игороты Давао проявляют солидарность с контингентами Игорот Паларо» . Багио Геральд Экспресс . Проверено 11 сентября 2023 г.
  25. ^ Рут Молитас Тиндаан (2020). «Восстановление идентичности игорот в диаспоре» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Азии . 28 (4): 465–485. дои : 10.1080/0967828X.2020.1858151 .
  26. ^ Калабиас, JKCB (2023). Сложная домашняя жизнь, мобилизация коренного населения: домашние работники-мигранты-игороты из Гонконга (докторская диссертация). Гонконг : Университет Лингнань .
  27. ^ Барбара А. Уэст (19 мая 2010 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство информационной базы. стр. 300–. ISBN  978-1-4381-1913-7 .
  28. ^ «Ифугао - Всемирная энциклопедия культур и повседневной жизни - Encyclepedia.com» .
  29. ^ Линда А. Ньюсон (2009). Завоевание и эпидемия на ранних испанских Филиппинах . Издательство Гавайского университета. стр. 232–. ISBN  978-0-8248-3272-8 .
  30. ^ «Шахты Бенгета, вечное сопротивление Игоротов – новости North Today » Архивировано из оригинала 27 августа . Получено 25 , июня
  31. ^ «Этническая история (Кордильеры) – Национальная комиссия по культуре и искусству» . ncca.gov.ph. ​Архивировано из оригинала 20 декабря 2015 года.
  32. ^ Мелани Вайбер (1993). Политика, собственность и право на Филиппинских возвышенностях . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. стр. 27 –. ISBN  978-0-88920-222-1 . игорот золото испанский
  33. ^ Борьба игорот за независимость: Уильям Генри Скотт . 2005.
  34. ^ Гавана, Оливия М. (1 января 2000 г.). «Добыча золота в Бенге до 1898 года». Филиппинские исследования . 48 (4): 455–487. JSTOR   42634423 .
  35. Филиппины в 19 веке, автор Рудольф Литц, «С повстанцами на Филиппинах - рота копейщиков Игорроте тренируется в Калукане, 1899 год»
  36. ^ Лимузины, Марио Альваро. «Нерассказанная история восстания игоротов» . Эсквайр . 23 октября 2020 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Кейн, ЮВ, 1933, Жизнь и смерть на Лусоне, или Тридцать лет с филиппинскими охотниками за головами , Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп.
  38. ^ Джордж Э. Демилль, Епископальная церковь с 1900 года: краткая история (Morehouse-Gorham Company, 1955), 6-7. и Марк Д. Норбек (1996). «Наследие Чарльза Генри Брента». Международный бюллетень миссионерских исследований , Vol. 20, № 4 (октябрь 1996 г.), 166. и Джеймс Кифер, «Биографический очерк Брента». Проверено 24 октября 2016 г.
  39. ^ Нарита, Тацуши. «Как далеко отсюда Т.С. Элиот?: Воображаемый мир полинезийской Матахивы молодым поэтом», в книге « Как далеко отсюда находится Америка?» , изд. Тео Д'Хаен, Пол Джайлз, Джелал Кадир и Лоис Паркинсон Самора. Амстердам и Нью-Йорк: Родопи, 2005, стр. 271–282.
  40. ^ Прентис, Клэр, 2014, Затерянное племя Кони-Айленда: Охотники за головами, Луна-парк и человек, который устроил спектакль века, Новый урожай. Затерянное племя Кони-Айленда: Подробности о продукте . Новый урожай. 14 октября 2014 г. ISBN.  978-0-544-26228-7 .
  41. ^ Особенности ПНА (2 марта 1987 г.). «Первый филиппинец, совершивший полет» . Манильский стандарт . Стандартные публикации, Inc. 10 . Проверено 14 мая 2021 г.
  42. ^ Харкинс, П., 1956, Охотники за головами Блэкберна, Лондон: Cassell & Co. LTD.
  43. ^ Хартендорп, AVH (1967), Японская оккупация Филиппин, Том 2, Закладка: Манила, страницы 589-593.
  44. ^ Чун, Клейтон К.С. (18 апреля 2017 г.). Лусон, 1945 год: окончательное освобождение Филиппин . Издательство Блумсбери . п. 8 . ISBN  978-1-4728-1629-0 .
  45. ^ Агут, Лиза (4 сентября 2019 г.). «PVAO исправит ошибочную историю о капитуляции Ямаситы» . Филиппинское информационное агентство . Архивировано из оригинала 30 декабря 2021 года . Проверено 24 марта 2023 г.
  46. ^ «Республиканский закон № 4695: Закон о создании провинций Бенгет, Горная провинция, Ифугао и Калинга-Апаяо» . Виртуальная юридическая библиотека Чана Роблеса . Проверено 18 сентября 2014 г.
  47. ^ «Факты и цифры: провинция Ифугао» . Статистическое управление Филиппин – Национальный статистический координационный совет . Департамент внутренних дел и местного самоуправления – Административный регион Кордильеры . Проверено 2 января 2015 г.
  48. ^ «Историческая справка» . Правительство провинции Апаяо . 15 апреля 2013. Архивировано из оригинала 4 января 2015 года . Проверено 3 января 2015 г.
  49. ^ «ДУЛАГ, Макли-инг – Памятник героям» . Памятник Героям . Мемориальный центр Бантайог 15 октября 2015 года . Проверено 23 сентября 2017 г.
  50. ^ Дойо, Ма. Церера П. (2015). Вождь Калинга, защитник Кордильер Дилиман, Кесон-Сити: Издательство Филиппинского университета. ISBN  978-971-542-772-2 .
  51. ^ Перейти обратно: а б с д Кариньо, Джоанна К. (22–27 апреля 1980 г.). «Проект развития бассейна реки Чико: пример национальной политики развития» . Документ, представленный на третьей ежегодной конференции Антропологической ассоциации Филиппин . Манила. Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 года.
  52. ^ Маркос, Фердинанд Э. (12 декабря 1975 г.). «Указ Президента № 848 О СОЗДАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В ПРОВИНЦИИ КАЛИНГА-АПАЯО В РЕГИОН ОСОБОГО РАЗВИТИЯ, ИЗВЕСТНЫЙ КАК РЕГИОН ОСОБОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНГА» . ВИРТУАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ЧАНА РОБЛЕСА . Проверено 14 апреля 2018 г.
  53. ^ Катаян, Мария Елена (22 апреля 2017 г.). «Проект гидроэлектростанции Чико против» . СанСтар . Архивировано из оригинала 22 апреля 2017 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
  54. ^ Ауреус, Леонор Дж., изд. (1985). Филиппинская пресса в осаде II .
  55. ^ «На этот раз Кордильеры являются полем битвы идей между теми, кто выступает за автономию, и теми, кто выступает за регионализацию» . Филиппинское развитие . 14–16. Канцелярия генерального директора Национального управления экономики и развития : 4 . 1987 год . Проверено 24 марта 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бегер, Астрид. 'Св. Луи 1904». В Энциклопедии всемирных ярмарок и выставок под ред. Джон Э. Финдлинг и Кимберли Д. Пелле. МакФарланд, 2008.
  • Конклин, Гарольд К.; Пуггувон Лупаих; Миклош Пинтер (1980). Американское географическое общество Нью-Йорка (ред.). Этнографический атлас Ифугао: исследование окружающей среды, культуры и общества Северного Лусона . Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-02529-7 .
  • Джонс, Арун В., «Вид с гор: епископальные миссионерские изображения игорот Северного Лусона, Филиппины, 1903–1916 годы» в журнале «Англиканская и епископальная история» 71.3 (сентябрь 2002 г.): 380–410.
  • Нарита, Тацуши. «Как далеко отсюда Т.С. Элиот?: Воображаемый мир полинезийского Матахивы молодым поэтом». В книге « Как далеко отсюда находится Америка?» , изд. Тео Д'Хаен, Пол Джайлз, Джелал Кадир и Лоис Паркинсон Самора. Амстердам и Нью-Йорк: Родопи, 2005, стр. 271–282.
  • Нарита, Тацуши. Т. С. Элиот, Всемирная выставка в Сент-Луисе и «автономия» (опубликовано для Нагойского форума сравнительной культуры). Нагоя: Kougaku Shuppan Press, 2013.
  • Райделл, Роберт В. Весь мир — ярмарка: Видения империи на американских международных выставках, 1876–1916 гг . Издательство Чикагского университета, 1984.
  • Корнелис Де Витт Уиллкокс (1912). Охотники за головами северного Лусона: от Ифугао до Калинга, поездка по горам северного Лусона: с приложением о независимости Филиппин . Том. 31 из серии «Культура Филиппин». издательства Франклина Хадсона ISBN  978-1-4655-0254-4 . Проверено 24 апреля 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 479593326e71af51fa606c18c3727872__1722240000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/72/479593326e71af51fa606c18c3727872.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Igorot people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)