Моденьос
Общая численность населения | |
---|---|
42,093 (2012) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Боливия ( Мне ) | |
Языки | |
Моденьо , испанский [2] | |
Религия | |
Римский католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Тринитарный |
Mojeños Moxos также известные как Moxeños , коренным или Mojos , являются народом Боливии . , Они живут на юге центральной части департамента Бени . [2] на обоих берегах реки Мамор и на болотистых равнинах к западу от нее, известных как Льянос-де-Мохос . Маморе — приток реки Мадейра на севере Боливии .
Моденьо традиционно были охотниками-собирателями , а также фермерами и скотоводами. [2] Миссионеры- иезуиты основали города на равнинах Моджос, начиная с 1682 года, обратив коренные народы в католицизм и установив систему социальной организации, которая просуществовала долго после изгнания иезуитов в 1767 году. [3] Этническая идентификация Моденьо проистекает из процесса этногенеза в результате встречи ряда ранее существовавших этнических групп в этой миссионерской среде. Этот процесс произошел в нескольких различных миссионерских городах, в результате чего появились различные идентичности Моденьо, в том числе Моденьо-Тринитариос (Миссия Троицы), Моденьо-Лоретанос (Миссия Лорето), Моденьо-Хаверианцы и Моденьо-Игнатианцы ( Миссия Св. Игнатия Моксосского ). [4] В первое десятилетие 20 века их насчитывалось около 30 000. Многие общины Моденьо связаны с Центром коренных народов Бени и/или Центром этнических народов Моджено в Бени. [4]
Язык
[ редактировать ]Помимо испанского, многие люди Моденьо говорят на одном из нескольких языков коренных народов, принадлежащих к аравакской языковой семье, включая язык Игнасиано . Во многих сообществах этот язык используется в повседневной жизни и преподается в начальных классах начальной школы. Был опубликован словарь Игнасиано Моденьо, а Новый Завет был переведен на этот язык в 1980 году. [2]
Имя
[ редактировать ]Они также известны как Моджос, Моксос или Моксеньос.
История
[ редактировать ]Моксос до прихода иезуитов
[ редактировать ]Предыдущими жителями региона, который до обретения Боливией независимости представлял собой единую территорию под названием Моджос, были аборигены Итонама, Каювава, Каничана, Таканам и Мовима. [5] После этого прибыли мохо или моксеньо. Мохо были представителями этнической группы араваков . [6] этническая группа, которая развила более сложную культуру между тропическими лесами Амазонки и Льяносом .
По неизвестным причинам между 15 веком до нашей эры и 8 веком до нашей эры земледельческие группы араваков из низменностей (современный Суринам ) покинули свои земли и мигрировали на запад и юг, принося с собой традицию резной керамики. Мохо, которые были частью этого потока населения, построили оросительные каналы и террасы для посевов. [7] а также ритуальные места. [8] За тысячи лет до нашей эры араваки также мигрировали на север и заселили острова Карибского моря . В результате этого медленного расширения они прибыли на острова Куба и Эспаньола (современные острова Доминиканской Республики и Гаити ).
Керамические изделия, найденные в сельской местности департамента Санта-Крус, Боливия , и даже на территории современного города Санта-Крус-де-ла-Сьерра , показывают, что этот регион был населен племенем араваков (известным как чане ) с керамическая культура. [ нужна ссылка ]
Такие писатели, как Диего Фелипе де Алькая , рассказывают о группе людей, живущих между последними опорами Анд и центральным рукавом реки Гуапай . Общины по всему этому обширному равнинному региону и вдоль берегов реки были основаны и объединены под верховным командованием вождя, которого Алкая называет титулом короля. Этот король, носивший династическое имя Григота, имел удобное жилище и носил яркую рубашку. Вожди (касики), которых звали Голиголи, Тунди и Витупуэ, подчинялись Григоте и контролировали сотни воинов. [ нужна ссылка ]
В результате первые иезуиты на Моксосе столкнулись с развитой древней цивилизацией. Тысячи и тысячи искусственных холмов высотой до 60 футов усеивали ландшафт, а также сотни искусственных прямоугольных прудов глубиной до трех футов - все это часть системы культивирования и орошения. Люди использовали застроенную возвышенность для ведения сельского хозяйства и рыли каналы, чтобы объединить пруды и реки, собиравшие воду в этом подверженном наводнениям регионе. [ нужна ссылка ]
Все эти архитектурные и структурные шедевры можно отнести к предкам современных моксеньо, к которым относятся араваки, самая обширная этническая группа в этом районе. Язык моксос принадлежит к языковой семье аравакан . Араваки всегда были известными архитекторами, и действительно, великие гидротехнические сооружения (датированные примерно 250 г. н.э.) их древней империи расположены на территории Моксоса. [ нужна ссылка ]
Даже сегодня об «амазонских культурах» говорят как о блоке, несмотря на различия между различными народами. Амазонский космос включает в себя тройственный мир: небо вверху, земля здесь и подземный мир внизу. Эти культуры верят, что землей управляет отец-творец в сотрудничестве с созданными духами или дуэносами, хозяевами мест или вещей, а также с предками, которые помогают поддерживать справедливость и баланс. Отклонение от нормы приводит к духовной болезни, которая излечивается совместным поиском причины и различными религиозными ритуалами, включая молитвы и природные средства. В Мохосе главными дуэньо являются духи джунглей (связанные с тигром) и воды (связанные с радугой). Множество насыщенных танцев обновляют жизнь общества и вселенной. [ нужна ссылка ]
Эпоха иезуитской миссии
[ редактировать ]Священники -иезуиты, прибывшие из Санта-Крус-де-ла-Сьерра, начали евангелизировать коренные народы региона в 1670-х годах. С этой целью они организовали ряд миссий возле реки Маморе , начиная с Лорето . Основная миссия была основана в Тринидаде в 1686 году. [9]
Миссионеры-иезуиты, впервые встретившие моксеньо, нашли людей с твердой верой в Бога как отца и создателя. Иезуиты приняли в своем катехизисе имена, данные Богу коренными народами на своих языках, пытаясь охватить все аспекты культуры, не противоречащие христианской вере или обычаям. [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Характеристика населения Боливии по данным переписи населения и жилищного фонда 2012 года» . Национальный институт статистики Республики Боливия . п. 29.
- ^ Jump up to: а б с д «Игнасиано». Этнолог. Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ Блок, Дэвид (1994). Миссионерская культура в верховьях Амазонки: местные традиции, иезуитское предпринимательство и светская политика в Моксосе, 1660–1880 гг .; Линкольн: Издательство Университета Небраски.
- ^ Jump up to: а б Молина Аргандонья, Уайлдер; Синтия. Варгас Мельгар; Пабло. Соруко Клор (2008). Государство, территориальная идентичность и автономии в регионе Амазонки в Боливии . Ла-Пас: PIEB. п. 93. ИСБН 978-99954-32-24-9 .
- ^ Культурная история Моджоса . Тринидад, Боливия: Приходы Моксоса. 1988. с. 14.
- ^ Уокер, Джон Х. (2008). «Льянос де Модхос». В Сильвермане, Хелейн; Исбелл, Уильям Х. (ред.). Справочник по южноамериканской археологии . стр. 927–39 . дои : 10.1007/978-0-387-74907-5_46 . ISBN 978-0-387-74906-8 .
- ^ Ломбардо, Умберто; Прюмерс, Хайко (2010). «Доколумбовые модели проживания человека на восточных равнинах Льянос-де-Моксос, Боливийская Амазония». Журнал археологической науки . 37 (8): 1875–85. дои : 10.1016/j.jas.2010.02.011 .
- ^ Деневан, Уильям (1966). Культурная география аборигенов Льянос де Моджос в Боливии . Беркли; Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press. п. 46.
- ^ Готт, Ричард (1993). Земля без зла: утопические путешествия по водоразделу Южной Америки . Лондон; Нью-Йорк: Версо. п. 225. ИСБН 978-0-86091-398-6 .
- ^ http://www.companysj.com/v153/returntosanignacio.html [ нужна полная цитата ]
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Моксос ». Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 949. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Материальная культура Мехинаку , Национальный музей американских индейцев.
- Индейцы мохо в Католической энциклопедии Нового Адвента.
- «Реки Амазонка и Мадейра: зарисовки и описания из записной книжки исследователя» — книга 1875 года, в которой есть глава о народе мохо.
15 ° 40'01 "ю.ш. 65 ° 55'01" з.д. / 15,6670 ° ю.ш. 65,9170 ° з.д.