Jump to content

Янантин

Визуализация дуализма в культуре Чавин [1]

Янантин является одной из определяющих характеристик местной андской мысли и иллюстрирует приверженность андцев философской модели, основанной на том, что часто называют « дуализмом дополнительных терминов». [2] или, просто, «дополнительный дуализм». [3] Как и в китайском даосизме , андская философия рассматривает противоположности существования (такие как мужское/женское, тьма/свет, внутреннее/внешнее) как взаимозависимые и важные части гармоничного целого. Поскольку считается, что само существование зависит от напряжения и сбалансированного взаимообмена между полярностями, в жизни коренных жителей Анд существует вполне определенная идеологическая и практическая приверженность приведению, казалось бы, конфликтующих противоположностей в гармонию друг с другом, не разрушая и не изменяя ни одну из них. У коренных жителей Перу и Боливии союз противоположных, но взаимозависимых энергий называется янантин, или «дополнительные противоположности».

Этимология

[ редактировать ]

На языке кечуа префикс яна- означает «помощь», а его суффикс -нтин означает «включающий в себя природу, с подразумеваемой тотальностью, пространственным включением одной вещи в другую или идентификацией двух элементов как членов одной и той же категории». . [4] В совокупности янантин переводится как «дополнение различий». Однако, по мнению некоторых жителей Анд [ ВОЗ? ] :

Для нас янантин не фокусируется на различиях между двумя существами. Именно это их и разъединяет. Вместо этого мы сосредотачиваемся на качествах, которые их объединили. Это янантин . Мы действительно не видим различий. Вот почему мы рассматриваем их не обязательно как противоположные, а как дополняющие друг друга. Один сам по себе не может всего удержать, не может обо всем позаботиться. Им не только хорошо вместе, но им нужно быть вместе. Другого пути нет. Когда есть еще один, это представляет собой дополнительную силу для обоих. [5]

Некоторые ученые [6] разбейте слово янантин несколько иначе, переведя яна- как «черный» в смысле «темный» или «неясный», и противопоставьте его «светлому» (а не в смысле «черный» в противоположность «белому»). ).

Актуальность для жизни коренных жителей Анд

[ редактировать ]

Поскольку отношения противоположностей как гармоничное партнерство считаются основным организующим принципом творения, янантин пронизывает все аспекты социальной и духовной жизни в рамках мировоззрения коренных жителей Анд. Платт (1986) привел два примера янантина из своей работы с маха в Боливии. Когда подаются напитки, Маха выливают несколько капель на землю в качестве подношения, одновременно произнося имя принимающего божества. Это делается дважды. «Это объясняется как янантин для супружеской пары». [4] Когда листья коки (самое священное растение Анд и неотъемлемая часть почти всех местных церемоний) предлагаются участнику ритуала, каждому человеку предлагается по две пригоршни, и он получает их в две сложенные руки. Платт (1986) писал: «Во всех таких случаях пары и повторения объясняются янантином » . [4] В книге «Янантин и Масинитин в Андском мире » Хиллари Уэбб отмечает, что отношения между сущностями или энергиями являются важным компонентом мировоззрения коренных жителей Анд, включающим «отношения, союз, встречу и единство между двумя существами». [7] Янантин контрастирует с чхулла , которое относится к чему-то неравному или странному — «одному из того, что должно быть дважды». [4] По словам Васкеса (1998), кечуа Кахамарки . говорят, что нечто неполное называется чуя [альтернативное написание], что означает «тот, кому не хватает другого» [8] Васкес объяснил: «Чтобы быть целостным, нужно объединиться в пары». [9] Парное или непарное что-то является важным различием в андском космовидении. Регина Харрисон отметила: «Носители языка кечуа упорно различают объекты, которые не очень хорошо совпадают или «равны». [10] По мнению Платта, янантин — это процесс приведения в равенство двух вещей, которые когда-то были неравными, — то, что он называет «исправлением неравенства». [11] Точно так же некоторые коренные жители Анд верят в следующее.

… Людям, не имеющим партнеров, не хватает важной их части. Говорят, что когда у тебя нет партнера, ты всего лишь половина существа. В одиночестве ты драгоценен, ты уникален, но ты лишь часть. Вы еще не целы. Это потому, что, когда вы находитесь в одиночестве, вы либо накапливаете так много, что это становится непосильным, либо вы истощаете себя настолько, что становитесь слабыми. Из-за этого вы будете чувствовать страх, растерянность или растерянность. … вы можете знать себя, но никогда не сможете увидеть себя. Для этого вам нужен другой человек. Чтобы увидеть это, нужны другие глаза, другая точка зрения. Когда вы ребенок, у вас есть родители, но когда вы становитесь старше, у вас больше нет родителей, которые могли бы вас видеть, узнавать вас. Будучи взрослым, ваш янантин , ваш партнер, — это человек, который должен видеть то, чего вы не видите в себе, точно так же, как вы находитесь здесь, чтобы видеть в этом человеке то, чего он не видит в себе. Вот почему легче заботиться о другом человеке, чем о себе, потому что о себе заботиться не положено! Для этого есть другой человек. [12]

Таким образом, подразумевается, что идеальные отношения янантин достигаются, когда две энергии приводятся в гармонию. Что касается мача, Платт объяснил: «Элементы, которые нужно спарить, сначала нужно «сопоставить», чтобы добиться «идеального соответствия». Здесь ключевым понятием является разделение границ для создания гармоничного сосуществования». [11]

Масинтин

[ редактировать ]

Слово кечуа masintin часто используется в тандеме с yanantin , как в yanantin-masintin . Это указывает на процесс, посредством которого пара янантина становится «сравненной» в терминах Платта или гармонизируется для достижения идеального соответствия. Участники исследования Уэбба описали масинтин как «процесс, опыт отношений с янантином ».

Масинтин – это то, что материализуется. Это то, что реализуется самостоятельно, а не то, что остается в теории. Масинтин – это проникнуть в дух и суть чего-либо, вещи. О том, что материализовалось. Из того, что было придумано. Вы должны войти в дух этого. Масинтин призван создавать, воссоздавать и воспроизводить потомство. [7]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Дуализм в Андском искусстве» . Проверено 03 сентября 2023 г.
  2. ^ Аджая, 1983, с. 15
  3. ^ Барнард и Спенсер, 2002, с. 598
  4. ^ Jump up to: а б с д Платт, 1986, с. 245
  5. ^ Уэбб, 2012, с. 24
  6. ^ Уртон, 1988 г.
  7. ^ Jump up to: а б Уэбб (2012), с. 37
  8. ^ Васкес (1998), с. 100
  9. ^ Харрисон (1989), с. 100
  10. ^ Харрисон (1989), с. 49
  11. ^ Jump up to: а б Платт (1986), с. 251
  12. ^ Уэбб, 2012, с. 139
  • Аджая, С. (1983). Психотерапия Востока и Запада: объединяющая парадигма . Хонсдейл, Пенсильвания: Гималайский международный институт.
  • Барнард, Алан и Джонатан Спенсер, ред. (2002). Энциклопедия социальной и культурной антропологии . Лондон: Рутледж.
  • Харрисон, Регина. (1989). Знаки, песни и память в Андах: перевод языка и культуры кечуа . Остин: Издательство Техасского университета.
  • Платт, Т. (1986). Зеркала и кукуруза: концепция янантина среди мача Боливии. В Дж. В. Мурра, Н. Вахтель и Дж. Ревель (ред.), Антропологическая история андских государств. (стр. 228-259). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
  • Уртон, Гэри. (1988). На перекрестке Земли и Неба: Андская космология . Остин: Издательство Техасского университета.
  • Васкес, GR (1998). «Айлу». В книге Ф. Апффель-Марглин (ред.), Дух возрождения: андские культуры противостоят западным представлениям о развитии (стр. 89-123). Лондон: Зед Букс.
  • Уэбб, Хиллари С. (2012). Янантин и Масинтин в Андском мире: дополнительный дуализм в современном Перу . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN   978-0826350725
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7aed6569e79ed207467dd92e921d7c25__1715747880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/25/7aed6569e79ed207467dd92e921d7c25.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yanantin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)