Jump to content

Народ аймара

(Перенаправлено с Аймарас )
аймара
Народ аймара в провинции Жужуй , ок. 1870.
Общая численность населения
2,324,675 [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Боливия 1,598,807 [ 1 ]
 Перу 548,292 [ 2 ]
 Чили 156,754 [ 3 ]
 Аргентина 20,822 [ 4 ]
Языки
Аймара Испанский
Религия
Большинство :
католицизм
Меньшинство :
Родственные этнические группы
Кечуа , Урус

Аймара или Аймара ( Аймара : аймара слушай ), люди — коренные жители Анд и Альтиплано регионов Южной Америки . Около 2,3 миллиона человек живут на северо-западе Аргентины , Боливии , Чили и Перу . Их предки жили в этом регионе на протяжении многих столетий, прежде чем стали подданными Империи инков в конце 15 или начале 16 века, а затем во время испанского завоевания Перу в 16 веке. После испанско-американских войн за независимость (1810–1825 гг.) Аймара стали подданными новых наций Боливии и Перу. После войны на Тихом океане (1879–1883 ​​гг.) Чили аннексировала территорию с населением аймара. [ 5 ]

Этимология

[ редактировать ]

Название народа аймара происходит от слова Айма-ра-ми, означающего «место со множеством ферм, находящихся в общественной собственности». Слово «аймара» также относится к группе языковых диалектов, происхождение, распространение и временные рамки которых обсуждаются. [ 6 ]

Ранняя история

[ редактировать ]

Ранняя история народа аймара неясна. Выдвигались различные гипотезы. [ 7 ] Археологические данные о бассейне Титикака на Альтиплано (высокая равнина) происходят с места расположения древнего города Тиуанако . Исследование радиоуглеродного датирования предполагает, что древний город был основан примерно в 110 году нашей эры. [ 8 ] Легенды о происхождении народа аймара с точки зрения временных рамок кажутся археологам противоречивыми. Археолог Карлос Мамани Кондори предполагает, что это связано с тем, что традиция аймара может рассматривать ход времени как континуум, а не с точки зрения предыстории и истории. [ 9 ] Аймара, возможно, были поселенцами из других мест, а не строителями древнего города. [ 7 ] Педро Сьеса де Леон (1518-1554), испанский летописец Перу, писал, что люди аймара, с которыми он познакомился, не знали, кто построил древний город. [ 10 ]

Это все еще было

[ редактировать ]
Пуэрта дель Соль, Тиуанако , Боливия

Королевство Куско

[ редактировать ]

Когда мигранты-инки впервые прибыли на традиционные земли народа аймара, некоторые люди аймара и другие этнические группы жили бок о бок в деревне Акамака. Акамака, расположенная к северу от озера Титикака, станет местом более позднего Королевства Куско , столицы Империи инков и нынешнего города Куско . Инки прибыли не как армия, а как мигранты, ищущие сельскохозяйственные земли. [ 11 ]

Народ аймара, проживающий на Альтиплано, в бассейне Титикака и в древнем городе Тиуанако к югу от озера Титикака, также столкнулся с цивилизацией инков до возникновения Империи инков . [ 12 ] Одна из историй о происхождении инков рассказывает о Манко Капаке и Маме Оккло вывел из вод озера Титикака, , которых Бог Солнца чтобы создать династию инков.

Правители Королевства Куско были обязаны регулярно ездить на Исла-дель-Соль (Остров Солнца), скалистый остров в южной части озера Титикака, для ритуального поклонения Богу Солнца. Чарльз Стэниш пишет: [ 12 ]

На протяжении своего недолгого правления императоры инков были обязаны совершать длительное паломничество на Остров Солнца и Остров Луны, в разрушенный, но ритуально могущественный город Тиуанако, стремясь, чтобы некоторые из их сыновей и дочерей были зачаты и родились в Область озера (и) предлагала холодным водам драгоценные предметы.

В 1438 году воины аймара, будь то наемники, добровольцы или призывники, присутствовали в армии правителя инков Пачакути при защите Куско во время войны инков-чанка . [ 13 ]

Тем не менее империи

[ редактировать ]

Дата завоевания Альтаплано инками неизвестна, кроме того, оно началось позже 1438 г. н.э. и завершилось к 1500 г. н.э. [ 14 ]

Часто цитируемый испанский конкистадор и летописец Педро Сьеса де Леон путешествовал по Альтаплано в 1548 году. [ 15 ] Он называет правителя Виракоча Инку (ок. 1410–1438 гг. н.э.) первым, кто расширил территорию инков к югу от Королевства Куско, но ему не удалось обеспечить безопасность этой территории. [ 15 ] Опять же, де Леон записывает преемника Виракочи, Пачакути (ок. 1418–1471 гг. Н. Э.) как лидера, которому удалось взять территорию под контроль инков, осуществленный его сыном Юпанки (ок. 1471–1493 гг. Н. Э.). [ 15 ] Эта хронология широко использовалась историками и археологами в этой области после плодотворной работы Джона Хоуленда Роу . [ 16 ]

Однако более поздние историки предупреждают, что хронология распространения империи инков от Куско на юг до Альтаплано может быть более сложной. Например, имена лидеров инков различаются и могут использоваться из поколения в поколение; произошли восстания среди элиты самого Королевства инков Куско; а история, переданная Инками испанским летописцам, была частью мифологии. [ 17 ] Более того, датировка завоевания инков по находке определенной керамики в археологических слоях в этом районе ненадежна. [ 14 ]

Покорение инков аймара

[ редактировать ]

Вместо одной этнически однородной группы аймара состояла из иногда враждующих кланов с разными диалектами, традициями и географическим распределением. Среди них были Уамаллас, Хатунколла, Чукитос и Азангаро, а также Лупака и Колла. Они оставались верными своей деревне и местным вождям. [ 11 ] : 87  [ 18 ]

В отличие от многих групп коренных народов, которые потеряли все остатки своей цивилизации под властью инков, цивилизация аймара выжила, по крайней мере частично. Восстания аймара были жестокими, но в то же время организованными и постоянными (одно из них продолжалось двенадцать лет). Однако в конце концов аймара не смогли сбросить Инку. Результатом стало суровое возмездие в виде казней или ссылки. [ 19 ] [ 11 ] : 87 

Помимо этого прямого наказания, аймара все больше подвергались порабощению за счет строительства гражданской, военной, сельскохозяйственной и религиозной инфраструктуры на своих землях, вывоза своих сыновей в Куско для обучения, налогообложения в форме передачи священных объектов инкам. Аймара также были обязаны отдавать Инке рабочую и военную службу. [ 18 ] : 37 

Более того, группы аймара были выселены из своей деревни для работы в других частях Империи, количество аймара, проживающих в самом Куско, было ограничено, а в этом регионе расселились колонисты из других частей Империи. [ 20 ] [ 18 ]

испанский

[ редактировать ]

Христофор Колумб (1451–1506 гг. н.э.) отплыл из Кастилии , Испания, в августе 1492 г. н.э., чтобы найти западный морской путь в богатую специями Ост-Индию . Сорок лет спустя, 16 ноября 1532 года, исследователь и Франсиско конкистадор Писарро (1478–1541 гг. н. э.), заманенный на юг историями о серебре и золоте в регион, ныне известный как Перу, встретил и захватил в плен последнего императора инков Атауальпу в Кахамарке , город примерно в 2000 км к северу от Куско. Атауальпа, известный своим тираническим правлением, был казнен в июле 1533 года. [ 21 ]

Вскоре после этого, к 1538 году, они подчинили себе аймара. Первоначально они выделили свою собственную особую культуру, теперь свободную от влияния инков (ранее завоеванную испанцами), но аккультурация и ассимиляция испанцами были быстрыми. Многие аймара в это неспокойное время стали чернорабочими на шахтах и ​​сельскохозяйственных полях. В последующую колониальную эпоху аймара были организованы в одиннадцать племен: канчи, каранга, чарка, колла, коллагуа, коллахуая, омасуйо, лупака, квиллака, урбина и пикаса. Аймара использовал многие сельскохозяйственные и технологические приемы испанцев, такие как использование плугов, тягловых животных, пшеницы, ячменя, овец, крупного рогатого скота и дощатых лодок для рыбалки. Тем не менее, аймара по-прежнему занимались традиционными занятиями, такими как выращивание альпак, выращивание местных сельскохозяйственных культур и ловля рыбы сетями. [ 22 ]

В ответ на колониальную эксплуатацию испанцами сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, сбора коки, домашнего труда аймара (вместе с другими) подняли восстание в 1629 году. За этим последовало более значительное восстание аймара в 1780 году, в котором Аймара почти захватил город Ла-Пас , и многие испанцы были убиты. Два года спустя это восстание было остановлено испанцами. Однако восстания против испанского правления периодически продолжались вплоть до обретения Перу независимости в 1821 году. [ 22 ]

Аймара Пончо , 17 или 18 век.

Война на Тихом океане , начавшаяся в 1879 году, привела к тому, что Чили оккупировала территорию Перу с населением аймара уже к 1880 году. [ 5 ] [ 23 ] Департамент Тарапака был официально аннексирован в 1883 году , а Арика - в 1929 году . [ 23 ] По сравнению с народом мапуче из Араукании , который также был включен в состав Чили в конце 19 века, чилийская элита относилась к аймара как к «иностранным элементам», в отличие от мапуче, которых считали «исконными» чилийцами. [ 5 ] Еще одно различие между группами состоит в том, что земли аймара не подвергались колонизации в такой степени, как земли мапуче. [ 23 ] Аймара в Чили внесли свою собственность на землю, в основном пастбища, в чилийские реестры в начале 20 века. [ 23 ] Сегодня большинство чилийских аймара живут в городах побережья, а не на своих исконных внутренних территориях. [ 23 ]

Крупные реформы, вызванные Боливийской революцией 1952 года, привели к большей интеграции аймара в основное боливийское общество. Это также привело к тому, что многие аймара оторвались от своих коренных общин или больше не связаны с ними. Большинство боливийских аймара сегодня занимаются сельским хозяйством, строительством, добычей полезных ископаемых и работают на фабриках. Хотя сейчас все больше людей занимаются профессиональной деятельностью. Язык аймара (наряду с кечуа ) теперь является официальным языком в Боливии, и наблюдается рост программ помощи аймара и их родным землям. [ 22 ]

Лингвисты узнали, что когда-то на языке аймара говорили гораздо севернее, по крайней мере, до центральной части Перу. Большинство андских лингвистов полагают, что вполне вероятно, что аймара возникли или объединились как народ в этой области (см. «География» ниже).

Аймарас захватили и вытеснили Уру , более старое население из регионов озер Титикака и Поопо . Уру жили в этом районе еще в 1930-х годах. [ 24 ]

География

[ редактировать ]
Распределение аймара по муниципалитетам Боливии.

Большинство современных носителей языка аймара живут в бассейне озера Титикака , на территории от озера Титикака через реку Десагуадеро до озера Поопо ( Оуро, Боливия ), также известного как Альтиплано . Они находятся к югу от озера. Столица древней цивилизации аймара неизвестна. Согласно исследованию антрополога Корнеллского университета Джона Мурры , существовало по меньшей мере семь различных королевств . Столицей королевства Лупака может стать город Чукуито , расположенный на берегу озера Титикака.

Нынешним городским центром региона Аймара может быть Эль-Альто , город с населением 750 000 человек недалеко от столицы Боливии Ла-Паса . На протяжении большей части 20-го века центром космополитической культуры аймара мог быть Чукиаго-Марка (Ла-Пас). Столица Боливии могла быть перенесена из Сукре в Ла-Пас во время правления генерала Хосе Мануэля Пандо (умершего в 1917 году) и во время гражданской войны в Боливии.

Распространение доиспанских народов в Чили. Север находится справа от карты.

Культура

[ редактировать ]
Вифала , флаг Аймара

Флаг Аймара известен как Вифала ; он состоит из семи цветов, соединенных диагональными полосами.

Родным языком аймара является аймара . Многие аймары говорят на испанском как на втором или первом языке, хотя он является преобладающим языком в районах их проживания. У языка аймара есть один выживший родственник, на котором говорит небольшая изолированная группа численностью около 1000 человек далеко на севере, в горах внутри страны от Лимы в Центральном Перу (в деревне Тупе и ее окрестностях, провинция Яуйос, департамент Лима). Этот язык, две разновидности которого известны как джакару и кавки, [ 25 ] принадлежит к той же семье, что и Аймара. Некоторые лингвисты называют этот язык «центральным аймара». «Южный аймара» — язык, на котором говорят наиболее широко, на нем говорят жители региона Титикака.

Большая часть современной городской культуры аймара развивалась в рабочих кварталах аймара в Ла-Пасе , таких как Чиджини и соседний Эль-Альто . Женщины кечуа и аймара в Перу и Боливии переняли стиль ношения котелков в 1920-х годах. По легенде, партия котелков была отправлена ​​из Европы в Боливию через Перу для использования европейцами, работающими на строительстве железных дорог. Их отдавали коренным народам, если они были слишком малы для строителей. [ 26 ] Роскошное, элегантное и космополитичное платье Аймара Чола, которое является иконой Боливии (котелок, агуайо , тяжелая поллера, юбки, ботинки, украшения и т. д.), зародилось и развивалось в Ла-Пасе. Это городская традиция в одежде. Этот стиль одежды стал частью этнической идентификации женщин аймара. Многие аймара живут и работают крестьянами в окрестностях Альтиплано. Еще одна недавняя инновация, основанная на красочной эстетике Чола, — это здания, спроектированные в « неоандском » стиле, сосредоточенные в Эль-Альто. [ 27 ]

Традиционная церемония аймара в Копакабане, на берегу озера Титикака в Боливии.

Аймары на протяжении веков выращивали и жевали растения коки , используя их листья в традиционной медицине, а также в ритуальных подношениях богу-отцу Инти (Солнцу) и богине-матери Пачамаме (Земле). В течение прошлого столетия во время нарковойн из-за этого растения возник конфликт с государственными властями. Чиновники провели уничтожение коки , чтобы предотвратить добычу и изоляцию наркотика кокаина . Однако ритуальное использование коки играет центральную роль в религиях коренных народов как аймара, так и кечуа. Кока используется в ритуальных церемониях лечения ятири . С конца 20 века его ритуальное использование стало символом культурной самобытности.

Чайро — традиционное рагу индейцев аймара. Его готовят из чуньо (картофельного крахмала), лука, моркови, картофеля, белой кукурузы, говядины и зерен пшеницы . Он также содержит такие травы, как кориандр и специи. Его родиной является регион Ла-Пас .

Религия и мифология

[ редактировать ]

Большинство современных аймара исповедуют синкретическую форму католицизма, наполненную местными обычаями и верованиями. Вскоре после испанского завоевания иезуиты и доминиканские священники начали обращать в свою веру и заниматься прозелитизмом среди аймара. Однако аймара продолжали исповедовать свою родную веру и лишь номинально приняли христианство. Современная духовность аймара включает в себя множество синкретических верований, таких как народное исцеление, гадание, магия и многое другое. Однако, когда дело доходит до верований о загробной жизни, аймара придерживаются более стандартного взгляда, принятого в традиционном христианстве. [ 22 ]

В мифологии аймара ламы — важные существа. Говорят, что Небесная лама пьет воду из океана и мочится ею в виде дождя. [ 28 ] Согласно эсхатологии ламы вернутся в родники и лагуны, откуда они пришли аймара, в конце времен . [ 28 ]

Политика

[ редактировать ]
Урок грамотности в Эль-Альто

Аймара и другие группы коренных народов сформировали многочисленные движения за большую независимость или политическую власть. К ним относятся Партизанская армия Тупака Катари , возглавляемая Фелипе Киспе , и Движение к социализму , политическая партия, организованная Движением Кокалеро и Эво Моралесом . Эти и другие организации аймара возглавили политическую активность в Боливии, включая Боливийскую газовую войну 2003 года и протесты в Боливии 2005 года .

Киспе заявил, что одна из целей его группы — создание независимого государства коренных народов. Они предложили название Кулласую в честь восточного (и в основном аймара) региона империи инков, который охватывал юго-восточный угол современного Перу и западную Боливию.

Эво Моралес — производитель коки аймара из региона Чапаре. Его партия «Движение к социализму» заключила союзы как с сельскими коренными народами, так и с городским рабочим классом, чтобы сформировать широкую левую коалицию в Боливии. Моралес баллотировался на пост президента на нескольких выборах с конца 20 века, получая все большую поддержку. В 2005 году он одержал неожиданную победу, получив наибольшее большинство голосов с тех пор, как Боливия вернулась к демократии. Он первый президент Боливии из числа коренного населения. Ему приписывают свержение двух предыдущих президентов Боливии.

Сами аймары проводят существенные различия между боливийскими и чилийскими аймарами, чтобы определить по национальности, кто имеет право голоса по местным вопросам (и кто исключен из процесса принятия решений). [ 5 ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Характеристика населения Боливии по данным переписи населения и жилищного фонда 2012 года» . Национальный институт статистики Республики Боливия . п. 29. Архивировано из оригинала 1 августа 2021 г. Проверено 28 марта 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Перу: Социально-демографический профиль» (PDF) . Национальный институт статистики и информатики . п. 214.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Обобщение результатов переписи населения 2017 года» (PDF) . Национальный институт статистики, Сантьяго-де-Чили . п. 16.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 года: окончательные результаты: серия B № 2: том 1» (PDF) (на испанском языке). ИНДЕКС. п. 281. Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Вергара, Хорхе Иван; Гундерманн, Ганс (2012). «Конституция и внутренняя динамика региональной идентичности в Тарапаке и Лос-Лагосе, Чили» . Чунгара (на испанском языке). 44 (1). Университет Тарапаки : 115–134. дои : 10.4067/s0717-73562012000100009 .
  6. ^ Серрон-Паломино, Родольфо (2015). Уртон, Гэри; фон Хаген, Адриана (ред.). Энциклопедия инков-аймара . Перевод Фрейзера, Барбары. Роуман и Литтлфилд. п. 49. ИСБН  9780759123632 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Броуман, Дэвид Л. (октябрь 1994 г.). «Археолингвистика бассейна Титикака: Уру, Пукина и Аймара, 750–1 гг. Н.э. Мировая археология 26 (2): 235–251. дои : 10.1080/00438243.1994.9980274 . JSTOR   124854 . Получено 4 августа.
  8. ^ Марш, Эрик (2012). « Байесовская переоценка самых ранних радиоуглеродных дат из Тиуанако, Боливия» . Радиоуглерод . 54 (2): 203. Bibcode : 2012Radcb..54..203M . doi : 10.2458/azu_js_rc.v54i2.15826 . Получено 4 августа . 2024 .
  9. ^ Агилар, Джозеф; Преусель, Роберт (2013). «Глава 13». В Шмидте, Питер Риджуэй; Мрозовский, Стивен А. (ред.). Смерть предыстории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 285. ИСБН  9780199684595 . Проверено 4 августа 2024 г.
  10. ^ Чопик-младший, Гарри (1946). Стюард, Джулиан (ред.). Справочник южноамериканских индейцев: Андские цивилизации . Типография правительства США. п. 501. ИСБН  9781404741430 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Ростворовски де диез Кансеко, Мария (1999). История царства инков . Издательство Кембриджского университета. п. 12. ISBN  9780521637596 . Проверено 5 августа 2024 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Станиш, Чарльз (31 декабря 2011 г.). Гольдштейн, Пег (ред.). Озеро Титикака: легенда, миф и наука Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе: Издательство Института археологии Котсена. п. 12. ISBN  9781938770272 .
  13. ^ Брандейдж, Берр Картрайт (1963). Империя Инков (том 69.) . Университет Оклахомы Пресс. п. 88. ИСБН  9780806119243 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Персинен, Мартти; Сийрияйнен, Ари (1997). «Керамика в стиле инков и их хронологическая связь с экспансией инков в южной части озера Титикака (Боливия)». Латиноамериканская древность . 8 (3): 255. дои : 10.2307/971655 . JSTOR   971655 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Бауэр, Брайан С.; Стэндиш, Чарльз (28 октября 2010 г.). Ритуал и паломничество в древние Анды - острова Солнца и Луны (книга) . Издательство Техасского университета. ISBN  9780292792036 .
  16. ^ {{цитировать журнал|last1=Rowe|first1=Джон Х.|date=январь 1945|title=Абсолютная хронология в районе Анд|URL= https://www.jstor.org/stable/275130%7Cjournal=American Antiquity |volume=10|issue=3|page=265-284|издатель=Cambridge University Press
  17. ^ де Акоста, Хосе (2002). «О Пачакути Инке Юпанки и о том, что произошло до времен Уайна Капака». В Мангане, Джейн Э. (ред.). Естественная и моральная история Индии . Том. 6. Перевод Лопес-Морильяс, Фрэнсис. Издательство Университета Дьюка. п. 363.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Свартли, Линн (2018). Изобретение знаний коренных народов в области археологии, развития сельских районов и проекта восстановления приподнятых полей в Боливии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781317794202 .
  19. ^ Форбс, Дэвид (1870). Об индейцах аймара в Боливии и Перу . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. п. 5.
  20. ^ Кляйн, Герберт С. (2003). Краткая история Боливии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0521807824 .
  21. ^ Спейт, Оскар Гонконг (2004). Испанское озеро . Канберра, АКТ: Электронная пресса Австралийского национального университета. ISBN  1920942165 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 160. ИСБН  1-57958-468-3 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Гонсалес Кортес, Эктор; Гундерманн Крёлль, Ганс (2022). «Земельная собственность среди аймара чилийского Альтиплано, 1880-2020 гг . ». Географический журнал Norte Grande (на испанском языке). 83 (83): 67–86. дои : 10.4067/S0718-34022022000300067 .
  24. ^ Аарон И. Наар, Los Hombres del Lago » . Примечание. Этот документальный фильм рассказывает о самой маленькой общине Уру-Муратос, Пуньяка Тинтамария. В фильме, рассказанном бывшим лидером Даниэлем Маурисио Чоке, рассказывается история их общины, обычаи, и текущие проблемы: их постоянная бедность, нехватка земли и представительства, загрязнение озера Поопо и последствия глобального потепления . Посмотрите 12-минутный отрывок из фильма на YouTube .
  25. Марта Хардман уже давно утверждает, что джакару и кавки — два отдельных языка, но большинство других лингвистов считают их двумя тесно связанными диалектами.
  26. ^ Пейтман, Роберт (2006). Боливия (Культуры мира, второе) . Маршалл Кавендиш. п. 70. ИСБН  9780761420668 .
  27. ^ Банерджи, Шрея (17 октября 2015 г.). «На фотографиях: красочные андские особняки Боливии» . Новости Би-би-си . Проверено 3 сентября 2023 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Монтесино Агирре, Соня (2015). «Пламя». Мифы Чили: Энциклопедия существ, призраков и чар (на испанском языке). Каталония . п. 415. ИСБН  978-956-324-375-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адельсон, Лори и Артур Трахт. Ткачество аймара: церемониальный текстиль колониальной Боливии XIX века . [Вашингтон, округ Колумбия]: Служба передвижных выставок Смитсоновского института, 1983. ISBN   0-86528-022-3
  • Бюхлер, Ханс К. СМИ в масках: праздники аймара и социальное взаимодействие в боливийских горах . Подходы к семиотике , 59. Гаага: Мутон, 1980. ISBN   90-279-7777-1
  • Бюхлер, Ханс К. и Юдит-Мария Бюхлер. Боливийская аймара . Тематические исследования в области культурной антропологии . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1971. ISBN   0-03-081380-8
  • Картер, Уильям Э. Сообщества Аймара и аграрная реформа в Боливии . Гейнсвилл: Университет Флориды Press, 1964.
  • Иген, Джеймс. Аймара Южной Америки, Первые народы. Миннеаполис: Lerner Publications Co, 2002. ISBN   0-8225-4174-2
  • Форбс, Дэвид. «Об индейцах аймара в Боливии и Перу», Журнал Лондонского этнологического общества . Том 2 (1870): 193–305.
  • Колата, Алан Л. Архивировано 13 сентября 2019 г. в Wayback Machine Долина духов: Путешествие в затерянное царство аймара. Архивировано 13 сентября 2019 г. в Wayback Machine . Нью-Йорк: Уайли, 1996. ISBN   0-471-57507-0
  • Хардман, Марта Джеймс. Язык аймара в его социальном и культурном контексте: сборник очерков по аспектам языка и культуры аймара . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, 1981. ISBN   0-8130-0695-3
  • Левеллен, Тед К. Крестьяне в переходный период: меняющаяся экономика перуанского народа аймара: общий системный подход . Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1978. ISBN   0-89158-076-X
  • Мурра, Джон . «Королевство аймара в 1567 году», Этноистория 15, вып. 2 (1968) 115–151.
  • Орта, Андрей. Катехизация культуры: миссионеры, аймара и «новый евангелизм» . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2004. ISBN   0-231-13068-6
  • Ривера Кусиканки, Сильвия. Угнетенные, но не побежденные: крестьянская борьба среди аймара и чечва в Боливии, 1900-1980 гг . Женева: Научно-исследовательский институт социального развития ООН, 1987.
  • Чопик, Гарри . Аймара Чукуито, Перу . 1951.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a1b5a78becea97a6c98823ce42069860__1723181100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/60/a1b5a78becea97a6c98823ce42069860.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aymara people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)