Тамбо (структура инков)
![]() |
Все еще Империя |
---|
Тем не менее общество |
История инков |
Тамбо , ( кечуа : тампу , «гостиница») — строение инков построенное для административных и военных целей. Тамбо , расположенные вдоль обширных дорог , обычно содержали припасы, служили жильем для странствующих государственных служащих, [1] и были хранилищами бухгалтерских записей на основе кипу . Лица из близлежащих общин империи инков были призваны для содержания и службы в тамбосах в рамках трудовой системы мита . [2] Тамбо располагались вдоль дорог инков, обычно на расстоянии одного дня пути.
Характеристики и функции
[ редактировать ]Инки построили множество тамбо, когда начали модернизировать свою дорожную систему по всей империи во время правления Тупа Инка Юпанки с 1471 по 1493 год. [3] По оценкам ученых, тамбо было 2000 или более. [3] Учитывая такое количество, трудно полностью описать огромное разнообразие размеров и функций тамбо. [2] Как минимум, тамбо будут содержать жилые помещения, помещения для приготовления пищи и бункеры для хранения, называемые куллкас . [4] Помимо этого, существует значительное количество различий между разными тамбо. Некоторые тамбо были не чем иным, как простыми гостиницами, тогда как другие представляли собой города, предоставлявшие временное жилье путешественникам. [4] Кроме того, нет четких признаков, отличающих более крупные тамбо от деревень или небольших административных центров. [5] Архитектура и документальные свидетельства позволяют предположить, что функциональные размеры поселений, вероятно, соответствовали их вместимости. [6]

Функции тамбо зависели от их размера, а также от имеющихся в них удобств. [2] В каждом тамбо могли разместиться различные государственные чиновники. [4] Например, самые маленькие тамбо служили ретрансляционными станциями для часки , государственных посыльных, курсировавших по государственным дорогам. [4] [7] Тамбо большего размера могли выполнять и другие функции. Например, в более крупных тамбо будут большие склады, в которых можно будет обеспечить припасы и жилье для движущихся армий. [8] Эта функция не должна вызывать путаницу между тамбосом и куллкой , которые были всего лишь складами, из которых армии могли пополнять запасы, проходя мимо. [9] Самые большие и роскошные тамбо обычно использовались для размещения путешествующего Инки и его окружения (обычно жен и государственных чиновников). [4] [7]
Помимо заботы о различных путешественниках, тамбо большего размера также содержали помещения, где различные специалисты, такие как гончары и ткачи, производили свои товары. [4] Они также могли служить административными центрами, из которых местные лорды могли контролировать регион. [8] Кроме того, тамбо большего размера будут содержать церемониальные помещения, которые будут служить местами для религиозных обрядов. [8] Кроме того, историки также обнаружили свидетельства охоты, добычи полезных ископаемых и коки на участках тамбо. производства / эксплуатации [10]
Педро Сьеса де Леон неоднократно упоминал тамбо в своих «Хрониках Перу» ; В следующем отрывке Сьеса де Леон описал общее использование тамбоса, которому он научился у коренных народов:
И поэтому для их людей было достаточно припасов, каждые четыре лиги располагались жилые помещения и склады, а представители или управляющие, жившие в столице провинций, очень заботились о том, чтобы туземцы содержали эти гостиницы или помещения (тамбос) в хорошем состоянии. поставляется. И чтобы некоторые из них не давали больше, чем другие, и все должны были внести свой вклад, они вели учет методом узлов, который они называют кипу , и таким образом, после того как войска прошли мимо, они могли проверить и убедитесь, что никакого мошенничества не было. [11]
Расстояние
[ редактировать ]Многие историки и ученые утверждают, что тамбо обычно располагаются на расстоянии дня ходьбы друг от друга. [12] Однако, как отмечает Хислоп, существует множество факторов, как индивидуальных, так и внешних, которые могут повлиять на то, сколько человек может пройти пешком за день, что делает этот показатель ненадежным в качестве меры физического расстояния. [12] На практике расстояния между тамбо сильно различаются: от менее 10 км до почти 45 км. [13] На размещение этих тамбо повлияло множество различных факторов. В общем, инки старались строить их возле воды и на благоприятной местности, избегая при этом неблагоприятной местности (например, болот или крутых склонов). [14] В некоторых случаях инки пытались строить вдали от местных населенных пунктов (по неизвестным причинам), но в других случаях пытались строить вблизи местных источников рабочей силы. [15] Кроме того, на размещение тамбо могла влиять средняя скорость караванов лам , которые двигались медленнее, чем отдельные особи. [15] Еще одним важным путешественником, который передвигался медленнее, чем обычный человек, был Сапа Инка . [16] Поскольку Сапа Инка путешествовал большой процессией, путешествие было бы медленнее, чем если бы он путешествовал в одиночку, что потребовало бы более близкого размещения тамбо. [16]
Архитектура
[ редактировать ]Остатки тамбо разбросаны по территории современного Перу , Боливии , Чили и Колумбии . [17] Остатки тамбосов демонстрируют большое разнообразие архитектурных стилей. Хотя эту вариацию сложно охватить во всех подробностях, можно определить некоторые приблизительные категории. Например, некоторые тамбо были построены еще до существования империи инков, и инки просто взяли их под свой контроль. [18] Архитектуру тамбо до инков можно разделить на две основные категории. Некоторые тамбо не подвергались каким-либо изменениям и поэтому имеют архитектурный стиль, явно доинкский. [18] Однако некоторые из этих объектов были отремонтированы инками, поэтому некоторые доинкские памятники действительно имеют некоторую архитектуру инков. [18]
Архитектурные стили объектов, построенных в период инков, можно разделить на три основные категории. Некоторые тампу были явно местными по своему архитектурному стилю. [18] Обычно это происходило в местах, где местная культура была сильна и ей было разрешено существовать. [18] Другие места будут в основном иметь архитектуру инков, но будут иметь хотя бы небольшое влияние местных традиций. [19] Наконец, некоторые тамбо содержат только архитектуру в стиле инков. [20] Из-за сильного влияния, которое местная культура обычно оказывает на эти структуры, тамбо, выполненные только в стиле инков, как правило, существуют больше в изолированных районах, а не в районах с большим населением. [20]
Канча была архитектурной особенностью , встречающейся во многих тамбо по всей империи инков. [21] Канча представляет собой обнесенный стеной прямоугольный корпус, в котором расположено несколько небольших однокомнатных построек, выходящих во двор. [21] Решение построить внутри меньшие постройки, по-видимому, связано с «холодной и дождливой средой Андского нагорья ». [21] Хислоп отмечает, что канча была наиболее распространенным сооружением инков, начиная от великого Кориканча в Куско и заканчивая самым маленьким и отдаленным тамбо в системе дорог инков. [21] Таким образом, канчи присутствовали не только в тамбосах, но и во многих постройках инков. [21] Историки полагают, что канчи обычно использовались в качестве жилых помещений, что отражает цель тамбо – размещение путешествующих отдельных лиц или групп. [21]
Тамбос после краха инков
[ редактировать ]Такие ученые, как Крейг Моррис, отмечают, что после распада империи инков люди , живущие на территории бывшей империи, перестали использовать тамбо, как раньше. [22] Исходя из этого, Моррис предполагает, что система тамбо была частью «искусственного урбанизма», созданного империей инков. [3] Таким образом, тамбо были менее полезны для людей, живущих по всей империи инков, чем для самих инков . [3] Моррис поддерживает этот аргумент утверждениями о том, что тамбо часто располагались для межрегиональных контактов и путешествий, а не вблизи крупных местных деревень. [3]
Хотя коренные жители Анд, возможно, перестали использовать тамбо после падения империи инков, тамбо не вышли из употребления полностью: испанские колонизаторы начали использовать систему тамбо. [23] Иногда испанцы использовали оригинальные постройки тамбо инков, но испанцы также строили новые постройки вдоль дорог. [23] Иногда испанцы строили новый тамбо вдоль дороги, на которой все еще стоял тамбо, оставшийся от империи инков. [23] Историки знают, что испанцы расширили систему тамбо за пределы той, которая существовала во всей империи инков, увеличив площадь охватываемой территории. [23]
Город Сантьяго был построен вокруг поселения коренных народов с ирригационной системой и «Тамбо Гранде». По словам археолога Рубена Стеберга, испанцы использовали уже существовавшие здания и не строили никаких построек в Сантьяго не ранее, чем через восемь месяцев после прибытия на это место. [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Провинциальная власть в Империи инков. Теренс Н. Д'Алтрой. 1992. Смитсоновский институт. стр. 101 ISBN 1-56098-115-6
- ^ Jump up to: а б с Хислоп, Джон (1984). Дорожная система Инка . Орландо, Флорида: Academic Press, Inc., с. 275.
- ^ Jump up to: а б с д и Д'Алтрой, Теренс Н. Инки. Издательство Блэквелл, 2003, стр. 238.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Суарес и Джордж. (2011) Стр. 40
- ^ Хислоп, Джон (1984). Дорожная система Инка . Орландо, Флорида: Academic Press, Inc., с. 278.
- ^ Провинциальная власть в Империи инков. Теренс Н. Д'Алтрой. 1992. Смитсоновский институт. страница 98. ISBN 1-56098-115-6
- ^ Jump up to: а б Проводной профессор (2008). «История информационных магистралей и переулков» . Архивировано из оригинала 16 января 2008 г. Проверено 24 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Хислоп, Джон. Дорожная система Инков. Академик Пресс, 1984. Стр. 279.
- ^ Суарес, Ананда Коэн и Джереми Джеймс Джордж. Справочник по жизни в мире инков. Факты в архиве, 2011. Стр. 110
- ^ Хислоп, Джон (1984). Дорожная система Инка . Орландо, Флорида: Academic Press, Inc., с. 279.
- ^ Сьеса де Леон, Педро де, Инки Педро де Сьеса де Леон, перевод Харриет де Онис. Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс, 1959, стр. 105 (глава LXXXII).
- ^ Jump up to: а б Хислоп. (1984). Стр. 297.
- ^ Хислоп. (1984). Стр. 300.
- ^ Хислоп. (1984). Стр. 301.
- ^ Jump up to: а б Хислоп. (1984). Стр. 301-302.
- ^ Jump up to: а б Хислоп. (1984). Стр. 303.
- ^ Оуэн, Брюс (2006). «Инки: линза, через которую мы видим Андское прошлое» (PDF) . Проверено 24 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хислоп. (1984) Стр. 280
- ^ Хислоп. (1984). Стр. 280–281.
- ^ Jump up to: а б Хислоп. (1984). Стр. 281.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хислоп, Джон (1984). Дорожная система Инка . Орландо, Флорида: Academic Press, Inc., с. 282.
- ^ Д'Алтрой, Теренс (2003). Инки . Молден, Массачусетс: Блэквелл. п. 238.
- ^ Jump up to: а б с д Хислоп, Джон (1984). Дорожная система Инка . Орландо, Флорида: Academic Press, Inc., с. 276.
- ^ «Вальдивия не основал Сантьяго» . 24 часа.кл. 22 января 2013 г. Проверено 03 марта 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адорно, Ролена. «Изображение себя и других в колониальном Перу». Художественный журнал , Лето 1990, Том. 49 Выпуск 2, стр. 110-19.
- Сьеса де Леон, Педро де, Инки Педро де Сьеса де Леон, перевод Харриет де Онис. Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс, 1959.
- Кроу, Джон А. Эпос Латинской Америки (четвертое издание) . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета, 1992 (1946).
- Диффи, Бейли В. «Вклад Маркхэма в Leyenda Negra». Латиноамериканское историческое обозрение , Vol. 16, № 1 (февраль 1936 г.), 96–103.
- Диффи, Бейли В. Латиноамериканская цивилизация: колониальный период. Гаррисберг, Пенсильвания: Стэкпол и сыновья, 1945.
- Добинс, Генри Ф. и Даути, Пол Л. Перу: история культуры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1976.
- Манколл, Питер С. (ред.). Рассказы о путешествиях эпохи Великих географических открытий . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2006.
- Маретт, сэр Роберт. Перу . Нью-Йорк: Издательство Praeger, 1969.
- Прескотт, Уильям Х. История завоевания Мексики и история завоевания Перу . Нью-Йорк: Cooper Square Press, 2000.