Сколько стоит Инка?
Все еще Империя |
---|
Общество инков |
История инков |
Канча — это огражденное прямоугольными или трапециевидными стенами ограждение инков , состоящее из однокомнатных построек, выходящих окнами на общий открытый двор или внутренний дворик в середине ограждения. Канчи широко распространены в Империи инков и обычно имеют только одни входные ворота. Канча инков включает в себя конструкции, выполняющие одну функцию: [ 1 ] жилье, храмы, дворцы. В Куско , столице Империи, существовало множество канча, среди них Кориканча , храм Солнца, Хатунканча, в которой располагался аклаваси, дом аккласа ( избранных женщин солнца), и Амаруканча, большой зал, выходящий на главную площадь, называемую Хуакайпата. Другие известные канчи находятся в Ольянтайтамбо и Паталлакте . [ 2 ] : гл. 4
Канчас мог иметь самые разные размеры: от большого городского квартала до небольшого вольера. Также варьируется количество построек внутри канчи, в том числе до восьми и более построек. [ 3 ] Канчи иногда располагались бок о бок, образуя более крупный отряд или блок . Обычно они были окружены улицами или переулками, а входы в отдельные канчи располагались с разных сторон.
В то время как остатки канча встречаются во всех поселениях на территории Империи инков, наиболее сохранившиеся экземпляры находятся в Ольянтайтамбо, который, хотя и видоизменился, все еще населен. [ 1 ] : 195
Происхождение канча могло происходить из прибрежной архитектуры доинков, особенно из культуры Чиму , которая процветала между 900 г. н.э. и завоеванием императором инков Топа Инка Юпанки около 1470 г. [ 1 ] : 81–84 или из культуры Вари , которая развивалась в южно-центральных Андах и прибрежных районах современного Перу примерно с 500 по 1000 год нашей эры. [ 3 ] : 17
Название канча — это термин кечуа, означающий патио или двор, ограниченный стеной. [ 4 ] : сколько В современном испанском языке термин канча относится к спортивной площадке, например, для футбола или тенниса, напоминая замкнутое пространство. [ 5 ] : баскетбольная площадка
Расположение и распространение
[ редактировать ]Присутствие канча было повсеместным в Куско и других поселениях инков. Некоторые из них испанские летописцы считали «дворцами». Среди них Бернабе Кобо [ 6 ] заявил, что «главные дома касиков ( местных лордов) […] имели большие внутренние дворики, где горожане собирались выпить во время фестивалей и праздников, и больше комнат».
Инки придавали большое значение открытым пространствам в своей общественной жизни. Даже первые словари кечуа Санто Томаса. [ 7 ] и Гонсалес Ольгин [ 8 ] есть разные слова для обозначения открытых пространств: панпа для описания открытого общего пространства, переведенного на испанский как «площадь» или место, где нет домов или места, где можно есть, пить и веселиться; Пата обычно означает террасу, анден или возвышенность и, наконец, «канча», что означает пространство, ограниченное зданиями. [ 2 ]
Самый священный храм в Куско, Кориканча (также называемый Кори Канча), что означает, что золотая ограда по своей планировке представляла собой канчу, храм с самой высокой символической иерархией: площадь около 25 000 квадратных метров (270 000 квадратных футов), окруженная каменной стеной. с центральным внутренним двориком, окруженным шестью святынями с одной комнатой, каждая из которых посвящена богу пантеона инков . Он послужил образцом для храмов в других запланированных поселениях инков. [ 1 ] Куско Также в священной части города, между двумя реками Сафи и Туллумайо, были построены дворцы , располагались большие канчи, продолжавшие городской квартал. Единственные ворота обеспечивали доступ к каждому комплексу, обеспечивая также адекватную безопасность.
Несмотря на важные изменения, проведенные испанцами путем разделения на более мелкие владения и открытия большего количества входных ворот, в Куско обнаружены обширные остатки прекрасной каменной кладки, ограждающей стены. [ 1 ] Многие колониальные здания в Куско имеют нижний этаж, который представляет собой оригинальное здание инков, и первый этаж с балконом или лоджией, построенный в соответствии с испанской традицией, представляющей стратификацию, обеспечивающую культурную преемственность в архитектуре Куско. [ 1 ] : 191
На различных археологических памятниках имеются остатки строительных групп, отражающих планировку канчи. Иногда они четко очерчены, с огороженными стенами и единственным входом, а иногда, когда нет следов ограждающей стены, вокруг патио стоят остатки двух, трех или более отдельных однокомнатных построек. В Паталлакте , например, есть повторяющиеся группы, образованные двумя небольшими домами, расположенными один напротив другого и выходящими во внутренний дворик; группы из трех прямоугольных построек, расположенных буквой U вокруг патио; и, наконец, группы из четырех однокомнатных построек, образующих четырехугольный двор. Такой тип расположения очень часто встречается на окольных дорогах Куско в поселениях долины реки Урубамба ( Священная долина ), но та же характеристика повторяется и в поселениях, находящихся далеко от столицы. [ 1 ] : 194
Можно констатировать, что прямоугольная планировка канча была основой жилого пространства инков как для семейных нужд, так и для дворцов и храмов. Таким образом, археологам остается непростой задачей при открытии новых структур, подобных канче, понять, каковы были их функции. [ 1 ] : 196 Назначение сотен канча в Уануко-Пампе до сих пор остается загадкой для археологов. [ 9 ]
Происхождение полей
[ редактировать ]Было предложено [ 10 ] : 229 Что происхождение канча может происходить из прибрежной архитектуры доинков, особенно из культуры Чиму , которая процветала между 900 г. н.э. и завоеванием императором инков Топа Инка Юпанки около 1470 г. [ 1 ] : 81–84 или из культуры Вари, которая развивалась в южно-центральных Андах и прибрежных районах современного Перу примерно с 500 по 1000 год нашей эры. [ 3 ] : 17 Северные доинкские канчи имели огражденную стену, но другую внутреннюю планировку.
Хислоп подчеркивает, что канча Куско возникла до того, как был установлен контакт между инками и цивилизацией Чиму, и он не видит «мало веских доказательств того, что истоки канча следует искать на северном побережье». [ 3 ] : 17
Хислоп предполагает другое возможное происхождение: прямоугольные ограждения и решетчатое расположение встречаются в культуре инков Вари в южных перуанских Андах, недалеко от Куско. Инки модифицировали модель Вари, например, построили нижние стены, прежде чем распространить их как типичную архитектурную форму инков по всей империи инков. [ 3 ] : 20
Дворы в Ольянтайтамбо
[ редактировать ]Лучше всего сохранившийся образец канча находится в запланированном поселении Ольянтайтамбо. [ 1 ] : 195 Каждый прямоугольный квартал окружен переулками со всех четырех сторон и содержит два совершенно независимых блока канча с единственным входом для каждого блока, выходящим на противоположные улицы. Оба блока симметрично повторяют одну и ту же планировку: они состоят из четырех комнат, расположенных вокруг внутреннего дворика. Единственный вход дает доступ к конструкции, которая на сегодняшний день во всех комплексах является самой разрушенной. Во внутреннем дворике находятся две равные комнаты, одна обращена к другой, а на заднем плане главный дом с сараем имеет разделительную стену, которая отделяет одну жилую единицу от другой. Следовательно, только один из двух скатов крыши дома соответствует одному из жилых помещений. Входные ворота в канчу имеют двойные косяки , а двери помещений вокруг дворика - монолитные перемычки . Оба типа ворот имеют высоту 2,70 метра (8,9 футов). Эти меры, а также качество каменной кладки не позволяют отнести эти постройки к сельским домам , однако ничего не известно, поскольку речь идет об иерархическом уровне их коренных жителей. [ 1 ] : 195 Сегодня, хотя они и частично изменены, без внушительных соломенных крыш и обветшавших, они населены крестьянскими семьями из Ольянтайтамбо, что делает это, вероятно, старейшим случаем непрерывной оккупации во всей Южной Америке. [ 1 ] : 195
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гаспарини, Грациано; Марголис, Луиза (1977). Архитектура инков - Центр исторических и эстетических исследований, факультет архитектуры и урбанизма Центрального университета Венесуэлы - Каракас
- ^ Jump up to: а б Моррис, Крейг; Кови, Р. Алан; Штейн, Пэт (2011). Археологический проект Уануко Пампа - Том I: Площадь и дворцовый комплекс. Антропологические документы Американского музея естественной истории - номер 96, 234 страницы, 230 рисунков, 35 таблиц - выпущено 2 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хислоп, Джон (1990). Планирование поселений инков - Издательство Техасского университета - Остин ISBN 0-292-73852-8
- ^ "Diccionario quechua - español - quechua" Региональное правительство Куско - Куско - второе издание, 2005 г.
- ^ Словарь испанского языка - онлайн-издание.
- ^ Кобо, Бернабе (1990 [1653]). Религия и обычаи инков. Переведено и отредактировано Роландом Гамильтоном - Издательство Техасского университета - Остин
- ^ Санто Томас, Доминго де (1560), Лексикон или словарь общего языка Перу. Национальный институт культуры - Национальный центр культурной информации - Лима, 2003 г.
- ^ Гонсалес Ольгин, Диего (1608). Словарь общего Ленгва всего Перва, называемого Ленгва Ккичуа или Инка. Лима, типография Франсиско дель Канто, под редакцией Рауля Порраса Барренечеа. Лима, мэр Национального университета Сан-Маркоса, 1952 г. - оцифровано Runasimipi Qespisqa Software ( http://www.runasimipi.org ) для интернет-публикации, 2007 г. (авторские права отсутствуют)
- ^ Моррис, Крейг Эдвард (1976). Идентификация функции в архитектуре и керамике инков - Revista del Museo Nacional 37: 135-144, Лима - Мастер-дизайн инков. Нат. Хист. 85(10):58-67
- ^ Роу, Джон Х. (1946). Культура инков во время испанского завоевания. Андские цивилизации - Справочник южноамериканских индейцев, Джулиан Х. Стюард, редактор - Том. 2, Бюллетень I 43, Бюро американской этнологии, Смитсоновский институт.