Jump to content

Гватемальский мирный процесс (1994–1996 годы)

Гватемальский мирный процесс представлял собой серию переговоров, проходивших с 1994 по 1996 год по разрешению гражданской войны в Гватемале .

Результатом переговоров стало подписание «Соглашения о прочном и прочном мире» правительством Гватемалы и Национальным революционным единством Гватемалы (НРЕГ). 29 декабря 1996 года [ 1 ] [ 2 ]

По состоянию на 2024 год мир длился 27 лет. [ 1 ] Однако гватемальские правозащитные организации «утверждают, что неспособность [правительства] полностью выполнить соглашения привела к возникновению угрозы авторитаризма» в стране. [ 1 ]

Вооруженный конфликт в Гватемале

[ редактировать ]

Гражданская война в Гватемале — это тридцатишестилетний внутренний конфликт, который длился с ноября 1960 года по декабрь 1996 года. Конфликт велся между правительством Гватемалы и более мелкими левыми партизанскими группами, которые сражались под руководством Национального революционного единства Гватемалы (НРЕГ). Это привело к гибели и «исчезновениям» около 200 000 человек, что сделало его самым смертоносным вооруженным конфликтом в Центральной Америке. [ 3 ]

Ранние попытки мира

[ редактировать ]

После серии диктатур, поддерживаемых Соединенными Штатами, Гватемала оказалась под сильным международным давлением, требующим усилий по восстановлению демократии. В 1985 году тогдашний правитель генерал Оскар Мехиа Викторес разрешил сформировать Учредительное собрание , которое начало работу над новой демократической конституцией. Эта новая конституция была окончательно доработана и ратифицирована 30 мая 1985 года. В следующем году были проведены демократические выборы, и Винисио Сересо был приведен к присяге в качестве президента Гватемалы.

До этого, в 1983 году, Группа Контадоры в Латинской Америке, которая была инициативой, сформированной Мексикой , Венесуэлой и Колумбией , начала способствовать миру в странах Центральной Америки, переживающих внутренние конфликты ( Сальвадор , Никарагуа и Гватемала). Группа выступала посредниками в мирных переговорах между всеми правителями Центральной Америки, которые привели к разработке Закона Контадоры о мире и сотрудничестве в Центральной Америке. Документ не получил полной поддержки США и в конечном итоге был отвергнут тремя центральноамериканскими странами ( Гондурасом , Сальвадором и Коста-Рикой ) в 1986 году.

Хотя процесс Контадоры не увенчался успехом, он был продолжен президентом Сересо в его стремлении к миру в качестве президента Гватемалы. В 1986 году все пять правителей Центральной Америки посетили серию встреч в Эскипуласе, Гватемала. В августе 1987 года все пять стран подписали Соглашение Эскипулас II , которое во многом основывалось на предыдущем Акте Контадоры о мире и сотрудничестве. Это соглашение определило основу для разрешения нынешних гражданских войн в Центральной Америке. Двумя важными компонентами этого соглашения были закон об амнистии и необходимость срочного разоружения повстанческих группировок. Затем правительство проведет дальнейшие мирные переговоры с силами, принявшими эти условия.

Соглашение Эскипулас II также создало Комиссию национального примирения (СРН), которая позволила оказывать гражданское влияние на мирный процесс. Хотя это раннее соглашение открыло диалог о мире в Гватемале, оно не привело к конкретному завершению внутреннего вооруженного конфликта в стране.

Начиная с 1988 года и в последующие годы, СРН и НРЕГ несколько раз встречались и вели мирные переговоры, но так и не положили конец гражданской войне в Гватемале. Тем не менее, обе группы подписали такие документы, как Соглашение в Осло, Соглашение в Мексике и Соглашение в Керетаро. [ 4 ] [ 5 ]

Автопереворот президента Серрано Элиаса

[ редактировать ]

Хорхе Серрано Элиас был избран демократическим путем и стал президентом Гватемалы в январе 1991 года. Через два с половиной года своего президентства, 25 мая 1993 года, он предпринял попытку провозгласить единоличную власть над страной посредством автопереворота . Он распустил конгресс Гватемалы и раздробил Верховный суд с помощью союзников в правительстве и вооруженных силах. Этим он вызвал конституционный кризис в стране. Однако гражданское население и Конституционный суд встретили сильную оппозицию, и Серрано Элиас в конечном итоге бежал в Сальвадор 2 июня, потерпев неудачу в своих попытках установить диктатуру. Затем конгресс назначил Рамиро де Леона Карпио , который был омбудсменом страны по правам человека, президентом на время, оставшееся до первоначального президентского срока Серрано.

Под президентством Рамиро де Леона Карпио мирный процесс в Гватемале обрел новую жизнь. Президент де Леон сделал первоначальное предложение о возобновлении мирного процесса, которое было отклонено Национальным революционным единством Гватемалы (НРЕГ). [ 4 ] В результате в январе 1994 года представители правительства Гватемалы и UNRG встретились в Мехико и подписали Рамочное соглашение. Это соглашение возобновило усилия по достижению мира в стране и установило новый мирный процесс посредством двусторонних переговоров при посредничестве Организации Объединенных Наций. Он также создал важную «Группу друзей» для мирного процесса в Гватемале, в которую вошли правительства Колумбии, Мексики, Норвегии, Испании, Соединенных Штатов Америки и Венесуэлы. Еще одним вкладом Рамочного соглашения стало создание Ассамблеи гражданского общества (ASC), призванной дать возможность гражданскому, неправительственному сектору влиять и критиковать двусторонние переговоры. [ 6 ]

В рамках этой новой структуры модерации правительство Гватемалы и НРЕГ продолжали предпринимать усилия по достижению прочного и продолжительного мира в Гватемале. В 1994 году спорящие стороны подписали еще четыре крупных соглашения в Мексике и Осло.

Всеобъемлющее соглашение по правам человека, подписанное 29 марта в Мехико, обязало правительство и НРЕГ обеспечивать соблюдение определенных прав человека. Для достижения этих прав человека в соглашении рассматриваются вопросы, касающиеся безнаказанности, правил ношения оружия, необходимости действий сил безопасности в соответствии с законом, свободы объединений и передвижения, обязательной военной службы, безопасности для сторон, защищающих права человека, защиты и услуг. помощи жертвам нарушений прав человека и прекращению ущерба, причиненного населению Гватемалы. Наконец, соглашение также требовало проверки со стороны Организации Объединенных Наций соблюдения обеими сторонами переговоров соглашений о мирном процессе. Это привело к последовательному созданию Миссии Организации Объединенных Наций по контролю за соблюдением прав человека и соблюдения Всеобъемлющего соглашения по правам человека в Гватемале, которая затем была переименована в Контрольную миссию Организации Объединенных Наций в Гватемале ( МИНУГУА ) и включала в себя миротворческую миссию после в стране было подписано окончательное мирное соглашение. [ 4 ] [ 7 ]

Обе группы также подписали Соглашение о графике переговоров о прочном и прочном мире 29 марта. В этом соглашении изложен график продолжения дискуссий и переговоров о мире в Гватемале. Он назначил декабрь того же года предполагаемой датой кульминации процесса и подписания окончательного мирного соглашения. Однако эта цель была отложена и достигнута на два года позже запланированной даты. [ 7 ]

Мирные переговоры также были обеспокоены большим количеством внутренне перемещенных лиц. 17 июня правительство и НРЕГ встретились в Осло и заключили Соглашение о переселении групп населения, изгнанных с родных мест в результате вооруженного конфликта. Это соглашение было направлено на безопасную реинтеграцию ранее упомянутого населения на родину до вооруженного конфликта, а также на восстановление государственной власти, большая часть которой была потеряна в руках муниципальных властей. [ 7 ]

Наконец, в 1994 году, в Соглашении о создании Комиссии по расследованию прошлых нарушений прав человека и актов насилия, обе стороны обязались создать Комиссию по разъяснению, призванную расследовать возможные преступления на протяжении всего вооруженного конфликта в Гватемале, вплоть до окончательные мирные соглашения. Эта комиссия не имела никаких юридических полномочий, а вместо этого должна была собирать информацию и давать рекомендации по устранению нарушений прав человека, возникших в результате конфликта. [ 7 ]

31 марта 1995 года представители правительства Гватемалы и НРЕГ снова встретились в Мексике и подписали Соглашение о идентичности и правах коренных народов. Позже в том же году работа ASC и серьезные усилия зашли в тупик из-за изменения акцента на предстоящих выборах. [ 4 ] [ 7 ]

Мирный процесс под руководством Альваро Арсу

[ редактировать ]

Позже в 1995 году были проведены демократические выборы , и кандидат от Партии национального развития (ПАН) Альваро Арсу одержал победу на президентских выборах, уступив занявшему второе место популисту Альфонсо Портильо. Когда 14 января 1996 года Рамиро де Леон Карпио завершил срок полномочий Серрано Элиаса, Альваро Арсу был приведен к присяге в качестве президента.

Поскольку президентство Альваро Арсу ускорило мирный процесс между правительством Гватемалы и НРЕГ по нескольким причинам. В основном отсутствие связей между ним и военными, а также давление со стороны международного сообщества и деловых кругов страны позволили провести продуктивные переговоры о мире. [ 8 ] В рамках обязательств президента по достижению мира он назначил Густаво Порраса Кастехона, бывшего лидера Партизанской армии де лос Побрес (EGP), которая была связана с НРЕГ, президентом Комиссии мира страны (COPAZ). В рамках этой организации НРЕГ и правительство продолжили постоянные мирные переговоры и подписали ряд соглашений, приведших к окончательному мирному соглашению. [ 9 ]

В мае 1996 г. представители двух групп встретились в Мексике и подписали Соглашение о социально-экономических аспектах и ​​аграрной ситуации. Это соглашение касалось экономической модели и структуры страны и касалось четырех областей: демократизация и совместное развитие, социальное развитие, аграрная ситуация и развитие сельских районов, а также модернизация государственных услуг и фискальная политика. [ 10 ] [ 4 ]

Позже в том же году, в сентябре, они подписали Соглашение об укреплении гражданской власти и функциях армии в демократическом обществе, главной целью которого было установление стабильной демократии и отход страны от прежнего преобладания авторитарного военного режима. правило. В ходе этих усилий было также создано несколько основных организаций, таких как Гражданская национальная полиция Гватемалы (PNC). [ 10 ]

Эти два соглашения затем привели к окончательным соглашениям в последний месяц перед окончательным мирным соглашением. К ним относятся Соглашения об окончательном прекращении огня, конституционных реформах и избирательном режиме, Основе правовой интеграции НРЕГ, Закон о национальном примирении, а также График реализации, соблюдения и проверки мирных соглашений.

Последнее соглашение было подписано в городе Гватемала вместе с Соглашением о прочном и прочном мире 29 декабря 1996 года. Это ознаменовало юридическую кульминацию внутреннего вооруженного конфликта в Гватемале, произошедшего спустя тридцать шесть лет.

Соглашение о прочном и длительном мире 1996 г.

[ редактировать ]

Это окончательное соглашение, подписанное 29 декабря 1996 года, ознаменовало выполнение мирных соглашений, подписанных в рамках Рамочного соглашения за предыдущие 10 лет попыток переговоров. [ 7 ]

Структура документа

[ редактировать ]

Юридический документ разделен на четыре основных раздела. Во-первых, в нем изложен список концепций, которые рассматривались на протяжении всего мирного процесса и были определены в окончательном соглашении. Во втором разделе он прямо устанавливает выполнение 10 соглашений, ранее подписанных НРЕГ и правительствами Гватемалы. Эти 10 таковы:

  • Всеобъемлющее соглашение по правам человека
  • Соглашение о переселении групп населения, изгнанных в результате вооруженного конфликта
  • Соглашение о создании Комиссии по расследованию прошлых нарушений прав человека и актов насилия
  • Соглашение о самобытности и правах коренных народов
  • Соглашение по социально-экономическим аспектам и аграрной ситуации
  • Соглашение об укреплении гражданской власти и функции армии в демократическом обществе
  • Соглашение об окончательном прекращении огня
  • Соглашение о конституционных реформах и избирательном режиме
  • Соглашение об основах правовой интеграции НРЕГ
  • Соглашение о графике осуществления, соблюдения и проверки мирных соглашений

В третьем разделе признается поддержка и роль таких организаций, как ASC, Организация Объединенных Наций и стран, входящих в Группу друзей, в мирный процесс в Гватемале.

Наконец, четвертый раздел устанавливает действительность документа о прочном и прочном мире с момента его подписания и утверждает, что средства и цели документа будут широко объявлены, особенно через официальные образовательные программы.

Затем соглашение подписали представители правительства Гватемалы, НРЕГ и Организации Объединенных Наций. [ 7 ]

Общественный резонанс

[ редактировать ]

Население Гватемалы с большим нетерпением ожидало подписания окончательного мирного соглашения. Тысячи людей присутствовали на церемонии подписания, которая проходила перед Национальным дворцом и транслировалась на большие экраны на главной площади. Соглашения были хорошо ожидаемы и согласованы гватемальцами, поскольку население стремилось положить конец тридцатишестилетней войне. Однако возникли колебания из-за ожидаемого провала в реализации соглашений. Опрос, проведенный национальной газетой Prensa Libre, показал, что 78% респондентов согласились с соглашениями, но только 38% считали, что эти мирные переговоры «будут уважаться». [ 11 ]

Хотя ведущая левая группа НРЕГ подписала окончательные мирные соглашения с правительством Гватемалы, не все более мелкие группировки, воюющие под эгидой НРЕГ, были удовлетворены этими соглашениями. Организация вооруженных людей (ORPA) заявила, что они не полностью согласны с соглашениями, подписанными НРЕГ 29 декабря 1996 года. В качестве демонстрации этого несогласия они отказались присутствовать на церемонии примирения в Кесальтенанго, Гватемала. Однако это не помешало окончанию войны в стране. [ 11 ]

Проблемы реализации

[ редактировать ]

Общие формулировки мирных соглашений и отсутствие представительства нескольких гватемальских групп вызвали проблемы с их реализацией в годы после подписания мира. Хотя мирное соглашение стало началом существенных перемен в Гватемале, многие проблемы в стране помешали прогрессу в нескольких областях. Основные проблемы возникли из-за коррупции, бюрократии и корысти, преобладающих на политических позициях в стране.

Проблемной характеристикой этой страны является крайняя бедность и неравенство среди населения. Большая часть населения страны — коренное население, имеет самый низкий уровень образования и живет в условиях самой высокой степени бедности. Хотя в соглашениях признавалась историческая уязвимость и эксплуатация этой группы, в них не были четко определены конкретные подходы к оказанию помощи этим людям. Это позволило сохранить существование разделенного и расистского общества, неспособного сотрудничать друг с другом.

Еще одной проблемой стала реализация соглашений, касающихся земельных конфликтов. Незаконное занятие земель продолжалось, и правительство не смогло решить эту проблему и создать сдерживающий фактор. Глава государственного учреждения, которому было поручено заниматься этими делами, подал в отставку на том основании, что им не были предоставлены ресурсы, необходимые для достижения необходимых результатов. Это, наряду с расплывчатыми руководящими принципами мирных соглашений, создавало проблемы для реинтеграции перемещенного населения и не приносило пользы многочисленному сельскому и бедному населению страны.

Еще одна характеристика, обещанная соглашениями, которые не были достигнуты или реализованы должным образом, - это тема безопасности в стране. Силы гражданской национальной полиции, созданные после войны в соответствии с мирными соглашениями, плохо обучены и коррумпированы. Россия оказалась неспособной бороться с организованной преступностью или сотрудничать в судебном преследовании за преступления в области прав человека. Кроме того, правительство также создало угрозу безопасности и недоверия, будучи вовлеченным в дела о коррупции и мошенничестве.

Страна также столкнулась с трудностями в достижении согласованных целей в области социального обеспечения и налогового законодательства. Хотя правительство пообещало инвестировать больше денег в бюджеты образования и здравоохранения, оно не выполнило свои первоначальные цели. Кроме того, как и было обещано, в 1998 году правительство приняло закон о повышении налогов, но отменило его после гражданских протестов и не проводило дальнейших изменений.

Кроме того, существовало значительное давление со стороны международных организаций, которые вложили ресурсы и деньги в мирный процесс, многие из которых были обусловлены правильным выполнением установленных соглашений. Таким образом, проблемы и неспособность соблюдать части мирных соглашений привели к сокращению бюджета, что еще больше усложняет выполнение обещанных изменений. [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ]

Последствия

[ редактировать ]

Хотя страна не полностью выполнила мирные соглашения 1996 года, гражданская война не продолжалась. Тем не менее, было много обвинений в нарушениях прав человека, которые столкнулись с высоким уровнем безнаказанности со стороны причастных к ним членов. Случаи людей, «пропавших без вести» военными в ходе вооруженного конфликта, остались нераскрытыми, а семьи продолжают искать справедливости, во многих случаях безуспешно. В мае 2013 года бывший президент Гватемалы Эфраин Риос Монтт был признан виновным в координации убийств почти 1800 коренных жителей Иксиль Майя в период с 1982 по 1983 год. [ 14 ] Случаи людей, «пропавших без вести» военными в ходе вооруженного конфликта, остались нераскрытыми, а семьи продолжают искать справедливости. [ 15 ] Кроме того, в стране до сих пор существуют идеологические разногласия, создавшие напряженность среди населения и психологические последствия, повлиявшие на прогресс страны. [ 16 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, Джефф (22 января 2024 г.). «Гватемала отмечает двадцать семь лет «мира» на фоне отката» . Progressive.org . Проверено 11 марта 2024 г.
  2. ^ «Нарушенный мирный процесс в Гватемале: взгляд назад на мирные соглашения 1996 года» . КОГА . 10 мая 2011 г. Проверено 10 июня 2024 г.
  3. ^ «BBC News – Хронология: Гватемала» . news.bbc.co.uk. ​03 июля 2012 г. Проверено 3 мая 2017 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и «Переговоры о правах: мирный процесс в Гватемале» (PDF) . Согласие . 1997.
  5. ^ Мерски, Марси (2005). «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ МИРНЫХ СОГЛАШЕНИЙ: ГВАТЕМАЛА» (PDF) . Международный совет по политике в области прав человека . Архивировано из оригинала 8 августа 2008 года. {{cite journal}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  6. ^ «Мирные соглашения, Рамочное соглашение о сборе цифровой информации» (PDF) . Институт мира США .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Мирные соглашения | ООН» . 14 апреля 2016 года . Проверено 15 мая 2017 г.
  8. ^ Холидей, Дэвид (февраль 2000 г.). «Непрочный мир в Гватемале» (PDF) . Текущая история . 99 (634): 78–84. дои : 10.1525/curh.2000.99.634.78 .
  9. ^ «Обещания и реальность – реализация мирных соглашений в Гватемале» . lanic.utexas.edu . Проверено 15 мая 2017 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с «Тематическое исследование Гватемалы: наблюдения и размышления о процессе переговоров и национального диалога» (PDF) . Швейцарский мир .
  11. ^ Перейти обратно: а б Ротер, Ларри (30 декабря 1996 г.). «Гватемальцы официально положили конец 36-летней гражданской войне, самой продолжительной и смертоносной в Центральной Америке» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 17 мая 2017 г.
  12. ^ «Обещания и реальность – реализация мирных соглашений в Гватемале» . lanic.utexas.edu . Проверено 17 мая 2017 г.
  13. ^ Салвесен, Хильда (март 2002 г.). «ГВАТЕМАЛА: ПЯТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ МИРНОГО СОГЛАШЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МИРА» (PDF) . Международный институт исследования проблем мира .
  14. ^ «Суд о геноциде бывшего диктатора Гватемалы Риоса Монтта приостановлен» . Рейтер . 11 января 2016 г.
  15. ^ «20 лет спустя после мирных соглашений гватемальцы сопротивляются ремилитаризации» . Ведение ненасилия . Проверено 17 мая 2017 г.
  16. ^ Эспарса, Марсия (сентябрь 2005 г.). «Послевоенная Гватемала: долгосрочные последствия психологической и идеологической милитаризации майя киче». Журнал исследований геноцида . 7 (3): 377–391. дои : 10.1080/14623520500190330 . S2CID   71265209 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3048896f27746136ae4465c5bb0a1906__1722115140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/06/3048896f27746136ae4465c5bb0a1906.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guatemalan Peace Process (1994–1996) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)