Текуексе
![]() Карта нации Чичимека | |
Общая численность населения | |
---|---|
Неизвестный | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мексика ( Халиско ) | |
Языки | |
язык текуексе и испанский | |
Религия | |
Римско-католическая и местная религия | |
Родственные этнические группы | |
Другие чичимеки |
Текуексе — коренной народ Мексики , живший в восточной части современной Гвадалахары .
История
[ редактировать ]Считается, что Текухе возникли в результате расселения групп Сакатеко из Ла Кемады . Как и сакатекос, текуексе были племенем, принадлежащим к общему народу « чичимека ». Известно, что они селились рядом с реками, которые использовали в своих целях для выращивания фасоли и кукурузы. Они также были опытными ремесленниками, плотниками и музыкантами. Торибио де Бенавенте Мотолиния писал: «В любом месте… все знают, как обработать камень, построить простой дом, сплести шнур и веревку и выполнить другие тонкие операции, не требующие инструментов или особого искусства». Текуексе были известны своей свирепостью и жестокостью по отношению к своим врагам. Говорят, что они были настолько храбрыми, что однажды, когда мешики (ацтеки) пришли из Чикомостока, Сакатекаса, чтобы взять под контроль Ксолотля (и направились к лагуне, где они нашли орла, пожирающего змею), они напали на поселенцы Акатика, Теокальтиче, Митича, Теокальтитана и Ксалостотитлана, но в Тепатитлане, когда они столкнулись с Текуексе, узнав об их легендарной жестокости, мешики избегали встречи с ними.

Текуексы носили платья с классическими тильматлями (тильмами) и уипилли, удобными кактусами и украшали свое тело ожерельями, браслетами, серьгами и кольцами в носу, которые сами изготавливали. Они любили строить свои дома в долинах и ущельях возле рек, всегда в готовности к бою. У них также были храмы в Теокальтиче, Сан-Мигель-эль-Альто, Халостотитлане, Теокальтитан-де-Гуадалупе и, возможно, в Тепатитлане.
Текуексы привезли агавы из дикой природы, клонировали и выращивали их на открытом воздухе, чтобы производить, текилу . среди прочего, [ 1 ] назывался пульке и хранился в кувшинах) ( тогда [ 2 ] ).
По словам испанского миссионера Хуана де Падилья , Тоналлан ( Тонала, Халиско ) был самым большим городом под властью Текухе. Воины Текуексе имели татуировки в виде горизонтальных черных полос прямо под глазами. Тоналлан возглавляла женщина, Чиуальпилли (что означает королева ) Цпоцинко (что означает выдающийся и прекрасный сапоте плод ), которую Падилья описал как высокую и очень красивую, и которая жила во дворце на вершине холма Тоналлан (холм Шитепек). Именно во время ужина в ее дворце разразилась Микстонская война . Падилья приписывает победу испанцев божественной помощи святого Иакова Матамороса , что объясняет, почему первая часовня, построенная католиками Текуексе, была названа в честь Сантьяго. [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]Язык текуексе сейчас вымер , и о нем известно очень мало. Вероятно, это был юто-ацтекский язык .
Изучение топонимов региона Рио-Верде в Лос-Альтос-де-Халиско показывает наличие большого количества слов, оканчивающихся на íc/tíc, что согласуется с аналогичным явлением в регионе Валлес-де-Текила, где очень похожие локативные суффиксы обычно связаны с наличие групп, говорящих на языках корашольской ветви юто-ацтекской семьи. В местной топонимике также выявлены случаи, когда локатив выражается окончаниями lí или chi, явно производными от íc/tíc (например, Темакапули и Теокальтичи). Весьма вероятно, что эти суффиксы имеют текуексское происхождение и эквивалентны слову «тлан» науа. На острове Атитлан (место посреди воды на языке науатль) оно также было известно как Атлитик, значение которого эквивалентно слову науа. [ 4 ]
В некоторые колониальные времена Текуексе писал документы на языке науатль . Петиция 1611 года об увольнении священника в Джалостотитлане, городе Текуексе, содержала лингвистические особенности по сравнению с центральным мексиканским науатлем. Это поднимает вопросы о том, говорили ли текуексе на диалекте науатля как на родном языке или использовали его в качестве лингва-франка . [ 5 ]
Какскан . к северу от Текуексе также говорил на науатле, хотя испанцы называли его «испорченным науатлем» [ 6 ]
Испанское завоевание
[ редактировать ]Их завоевал капитан Нуньо Бельтран де Гусман , начавший осаду 21 декабря 1529 года. Его армия состояла из 200 конных испанцев, 300 пеших пехотинцев, 10 000 мексиканцев (ацтеков) и 10 000 тарасков и тлашкальтеков, перешедших на испанскую сторону. . В бою многие погибли, некоторые нашли убежище в горных районах, а те, кто остался на равнине, были порабощены и отправлены на каторжные работы. Примерно через десять лет они отомстили. Они были одним из многих племен, сражавшихся под командованием Тенамаштли в Микстонской войне (1540–1541 гг.). Говорят, что около 100 000 туземцев собрались на горе Микстон, готовые положить конец испанскому правлению, и что за каждым камнем, землей, деревом или кустом стоял местный житель Какскан , Текухе, Кока или Чичимека, готовый подчинить себе захватчиков.

Колониальная эпоха
[ редактировать ]В колониальную эпоху несколько пуэбло Текуексе подали прошение о передаче земли коренным народам в собственность. «Самым обычным способом оправдания старого коренного владения было обращение к нему. Иногда намекали лишь на извечное пользование землей...» [ 7 ]
Последний из Текуексе
[ редактировать ]Говорят, что последним вождем Текуексе был Чапалак, в честь которого названо озеро Чапала. В конце концов испанская держава победила, но некоторые туземцы, вместо того, чтобы сдаться и быть порабощенными, сбросили своих женщин и детей головой со скал. Вскоре это было остановлено францисканцами. Подобные действия рассматривались параллельно с гибелью Леонидаса и его 300 солдат, сражавшихся до последнего человека.
Говорят, что к 1854 году никто в племени не мог говорить на родном языке, и большая часть их идентичности была забыта. Хотя коллективная память и культурные пережитки сохраняются среди потомков Текуексе, [ 8 ] они больше не существуют как отдельная культурная группа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ана Гуадалупе Валенсуэла Сапата, Гэри Пол Набхан, Текила: естественная и культурная история , Books.google.com , 2003 г.
- ↑ Ричард Л. Андерсон, Smoke Mirror , Books.google.com , 26 августа 2015 г.
- ^ name="anderson Mirror">Ричард Л. Андерсон, Дымящееся зеркало , Books.google.com , 26 августа 2015 г.
- ^ «НА ГРАНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ? Лос-Альтос-де-Халиско в момент контакта. Примечания для его характеристики» .
- ^ Салливан, Джон. «Петиции Ялостотитлана, 1611-1618 гг.» в «Источниках и методах изучения мезоамериканской этноистории после завоевания», предварительная версия под ред. Джеймс Локхарт, Лиза Соуза и Стефани Вуд. Юджин, Орегон: Проект Wired Humanities в Университете Орегона, 2007 г.
- ^ Окоши Харада, Цубаса, координатор Проходя границу: прослеживая границу: междисциплинарные исследования о пространстве и границах в обществах коренных народов
- ^ Гойяс Мехия, Рамон. «Земли индийских городов в Новой Галисии в XVI и XVII веках». Исторические знаки, нет. 40, июль-декабрь. 2018, стр. 108+. Гейл Академический OneFile, link.gale.com/apps/doc/A553114632/AONE?u=anon~18ec4e81&sid=googleScholar&xid=c4d4a885. По состоянию на 4 августа 2022 г.
- ^ СанчесСанчес, Дэвид. Тепонауаско – Кукио: Психология и коллективная память в отношениях между коренными народами и владельцами ранчо