Jump to content

Текуексе

Текуексе
Карта нации Чичимека
Общая численность населения
Неизвестный
Регионы со значительной численностью населения
Мексика ( Халиско )
Языки
язык текуексе и испанский
Религия
Римско-католическая и местная религия
Родственные этнические группы
Другие чичимеки

Текуексе коренной народ Мексики , живший в восточной части современной Гвадалахары .

Маски Tecuexe из музея в Сакатекасе, Мексика, недалеко от Ла Кемады.

Считается, что Текухе возникли в результате расселения групп Сакатеко из Ла Кемады . Как и сакатекос, текуексе были племенем, принадлежащим к общему народу « чичимека ». Известно, что они селились рядом с реками, которые использовали в своих целях для выращивания фасоли и кукурузы. Они также были опытными ремесленниками, плотниками и музыкантами. Торибио де Бенавенте Мотолиния писал: «В любом месте… все знают, как обработать камень, построить простой дом, сплести шнур и веревку и выполнить другие тонкие операции, не требующие инструментов или особого искусства». Текуексе были известны своей свирепостью и жестокостью по отношению к своим врагам. Говорят, что они были настолько храбрыми, что однажды, когда мешики (ацтеки) пришли из Чикомостока, Сакатекаса, чтобы взять под контроль Ксолотля (и направились к лагуне, где они нашли орла, пожирающего змею), они напали на поселенцы Акатика, Теокальтиче, Митича, Теокальтитана и Ксалостотитлана, но в Тепатитлане, когда они столкнулись с Текуексе, узнав об их легендарной жестокости, мешики избегали встречи с ними.

Очки для снарядов Tecuexe из Тепатитлана

Текуексы носили платья с классическими тильматлями (тильмами) и уипилли, удобными кактусами и украшали свое тело ожерельями, браслетами, серьгами и кольцами в носу, которые сами изготавливали. Они любили строить свои дома в долинах и ущельях возле рек, всегда в готовности к бою. У них также были храмы в Теокальтиче, Сан-Мигель-эль-Альто, Халостотитлане, Теокальтитан-де-Гуадалупе и, возможно, в Тепатитлане.

Текуексы привезли агавы из дикой природы, клонировали и выращивали их на открытом воздухе, чтобы производить, текилу . среди прочего, [ 1 ] назывался пульке и хранился в кувшинах) ( тогда [ 2 ] ).

По словам испанского миссионера Хуана де Падилья , Тоналлан ( Тонала, Халиско ) был самым большим городом под властью Текухе. Воины Текуексе имели татуировки в виде горизонтальных черных полос прямо под глазами. Тоналлан возглавляла женщина, Чиуальпилли (что означает королева ) Цпоцинко (что означает выдающийся и прекрасный сапоте плод ), которую Падилья описал как высокую и очень красивую, и которая жила во дворце на вершине холма Тоналлан (холм Шитепек). Именно во время ужина в ее дворце разразилась Микстонская война . Падилья приписывает победу испанцев божественной помощи святого Иакова Матамороса , что объясняет, почему первая часовня, построенная католиками Текуексе, была названа в честь Сантьяго. [ 3 ]

Язык текуексе сейчас вымер , и о нем известно очень мало. Вероятно, это был юто-ацтекский язык .

Изучение топонимов региона Рио-Верде в Лос-Альтос-де-Халиско показывает наличие большого количества слов, оканчивающихся на íc/tíc, что согласуется с аналогичным явлением в регионе Валлес-де-Текила, где очень похожие локативные суффиксы обычно связаны с наличие групп, говорящих на языках корашольской ветви юто-ацтекской семьи. В местной топонимике также выявлены случаи, когда локатив выражается окончаниями lí или chi, явно производными от íc/tíc (например, Темакапули и Теокальтичи). Весьма вероятно, что эти суффиксы имеют текуексское происхождение и эквивалентны слову «тлан» науа. На острове Атитлан (место посреди воды на языке науатль) оно также было известно как Атлитик, значение которого эквивалентно слову науа. [ 4 ]

В некоторые колониальные времена Текуексе писал документы на языке науатль . Петиция 1611 года об увольнении священника в Джалостотитлане, городе Текуексе, содержала лингвистические особенности по сравнению с центральным мексиканским науатлем. Это поднимает вопросы о том, говорили ли текуексе на диалекте науатля как на родном языке или использовали его в качестве лингва-франка . [ 5 ]

Какскан . к северу от Текуексе также говорил на науатле, хотя испанцы называли его «испорченным науатлем» [ 6 ]

Испанское завоевание

[ редактировать ]

Их завоевал капитан Нуньо Бельтран де Гусман , начавший осаду 21 декабря 1529 года. Его армия состояла из 200 конных испанцев, 300 пеших пехотинцев, 10 000 мексиканцев (ацтеков) и 10 000 тарасков и тлашкальтеков, перешедших на испанскую сторону. . В бою многие погибли, некоторые нашли убежище в горных районах, а те, кто остался на равнине, были порабощены и отправлены на каторжные работы. Примерно через десять лет они отомстили. Они были одним из многих племен, сражавшихся под командованием Тенамаштли в Микстонской войне (1540–1541 гг.). Говорят, что около 100 000 туземцев собрались на горе Микстон, готовые положить конец испанскому правлению, и что за каждым камнем, землей, деревом или кустом стоял местный житель Какскан , Текухе, Кока или Чичимека, готовый подчинить себе захватчиков.

Сцена битвы XVI века между текуексами Тототлан-Кульнао и испанцами с тлашкальскими союзниками.

Колониальная эпоха

[ редактировать ]

В колониальную эпоху несколько пуэбло Текуексе подали прошение о передаче земли коренным народам в собственность. «Самым обычным способом оправдания старого коренного владения было обращение к нему. Иногда намекали лишь на извечное пользование землей...» [ 7 ]

Последний из Текуексе

[ редактировать ]

Говорят, что последним вождем Текуексе был Чапалак, в честь которого названо озеро Чапала. В конце концов испанская держава победила, но некоторые туземцы, вместо того, чтобы сдаться и быть порабощенными, сбросили своих женщин и детей головой со скал. Вскоре это было остановлено францисканцами. Подобные действия рассматривались параллельно с гибелью Леонидаса и его 300 солдат, сражавшихся до последнего человека.

Говорят, что к 1854 году никто в племени не мог говорить на родном языке, и большая часть их идентичности была забыта. Хотя коллективная память и культурные пережитки сохраняются среди потомков Текуексе, [ 8 ] они больше не существуют как отдельная культурная группа.

  1. ^ Ана Гуадалупе Валенсуэла Сапата, Гэри Пол Набхан, Текила: естественная и культурная история , Books.google.com , 2003 г.
  2. Ричард Л. Андерсон, Smoke Mirror , Books.google.com , 26 августа 2015 г.
  3. ^ name="anderson Mirror">Ричард Л. Андерсон, Дымящееся зеркало , Books.google.com , 26 августа 2015 г.
  4. ^ «НА ГРАНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ? Лос-Альтос-де-Халиско в момент контакта. Примечания для его характеристики» .
  5. ^ Салливан, Джон. «Петиции Ялостотитлана, 1611-1618 гг.» в «Источниках и методах изучения мезоамериканской этноистории после завоевания», предварительная версия под ред. Джеймс Локхарт, Лиза Соуза и Стефани Вуд. Юджин, Орегон: Проект Wired Humanities в Университете Орегона, 2007 г.
  6. ^ Окоши Харада, Цубаса, координатор Проходя границу: прослеживая границу: междисциплинарные исследования о пространстве и границах в обществах коренных народов
  7. ^ Гойяс Мехия, Рамон. «Земли индийских городов в Новой Галисии в XVI и XVII веках». Исторические знаки, нет. 40, июль-декабрь. 2018, стр. 108+. Гейл Академический OneFile, link.gale.com/apps/doc/A553114632/AONE?u=anon~18ec4e81&sid=googleScholar&xid=c4d4a885. По состоянию на 4 августа 2022 г.
  8. ^ СанчесСанчес, Дэвид. Тепонауаско – Кукио: Психология и коллективная память в отношениях между коренными народами и владельцами ранчо
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b7b8f6d9a4d8bb6d598892a8305eb31__1715247900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/31/8b7b8f6d9a4d8bb6d598892a8305eb31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tecuexe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)