Ценностное суждение
Ценностное суждение (или оценочное суждение ) — это суждение о правильности или неправильности чего-то или кого-то, или о полезности чего-то или кого-то, основанное на сравнении или другой относительности. В качестве обобщения, оценочное суждение может относиться к суждению, основанному на определенном наборе ценностей или на определенной системе ценностей . Связанное с этим значение оценочного суждения — это целесообразная оценка, основанная на ограниченной имеющейся информации, когда указанная оценка была предпринята потому, что решение необходимо было принять в кратчайшие сроки.
Объяснение
[ редактировать ]Ценностное суждение — это мысль о чем-то, основанная на том, что «должно» или «должно» быть высказано мнение о том, что считается «хорошим» или «плохим» — в отличие от мысли, основанной на том, каковы факты. Например, «Правительство должно улучшить доступ к образованию» – это оценочное суждение (образование – это хорошо). «Люди будут покупать меньше нашей продукции, если наша цена вырастет» — это не оценочное суждение, поскольку оно основано на том факте, что люди склонны покупать меньше более дорогой продукции. Его можно использовать либо в положительном смысле, означая, что суждение должно быть вынесено с учетом системы ценностей, либо в пренебрежительном смысле, обозначая суждение, вынесенное по личной прихоти, а не объективной мысли или доказательства. [1]
В положительном смысле рекомендация вынести оценочное суждение — это наставление тщательно размышлять, избегать капризов и порывистости, искать созвучие со своими более глубокими убеждениями, а также искать объективный, поддающийся проверке , публичный и согласованный набор доказательств. за мнение .
В пренебрежительном смысле термин « оценочное суждение» подразумевает, что вывод является изолированным, односторонним и необъективным, что контрастирует с суждениями, основанными на обдумывании, взвешенном подходе и публичных доказательствах.
Субъектное суждение также может относиться к предварительному суждению, основанному на взвешенной оценке имеющейся информации, которая считается неполной и развивающейся, например, оценочное суждение о том, следует ли начинать военное нападение или о действиях в случае неотложной медицинской помощи. [2] В этом случае страдает качество суждения, поскольку имеющаяся информация является неполной из-за необходимости, а не из-за культурных или личных ограничений.
Чаще всего термин «оценочное суждение» человека относится к мнению . Конечно, мнение человека в определенной степени формируется его системой убеждений и культурой, к которой он принадлежит. Таким образом, естественным расширением термина « оценочное суждение» является включение деклараций, которые рассматриваются с одной стороны одной системы ценностей, но могут рассматриваться иначе с другой. Концептуально это расширение определения связано как с антропологической аксиомой « культурный релятивизм » (то есть, что культурное значение вытекает из контекста), так и с термином « моральный релятивизм » (то есть, что моральные и этические суждения не являются универсальными истинами). , но вытекают из культурного контекста). Ценностное суждение, сформированное в рамках конкретной системы ценностей, может быть ограниченным и вызывать споры среди более широкой аудитории.
Ценностно-нейтральный
[ редактировать ]Ценностно-нейтральный — родственное прилагательное, предполагающее независимость от системы ценностей. Сам объект считается ценностно-нейтральным, когда он не является ни хорошим, ни плохим, ни полезным, ни бесполезным, ни значимым, ни банальным, пока не будет помещен в некоторый социальный контекст. Например, классификация объекта иногда зависит от контекста: является ли объект инструментом или оружием, или человеческие останки являются артефактом или предком .
Макс Вебер выдвинул одну из первых концепций ценностной нейтральности.
Знаменитая цитата математика Г.Х. Харди показывает, как он помещает «нейтральный по ценностям» предмет математики в конкретный социальный контекст: «Наука считается полезной, если ее развитие имеет тенденцию подчеркивать существующее неравенство в богатстве или, более того, непосредственно способствует уничтожение человеческой жизни». [3]
Обсуждение того, являются ли технологии нейтральными по отношению к ценностям, см. у Martin and Schinzinger, [4] и Уоллес. [5]
Предмет может иметь ценность и быть нейтральным с точки зрения ценности независимо от социального контекста, если его полезность или важность более или менее очевидны, например, кислород поддерживает жизнь во всех обществах.
Ценностные суждения и их контекст
[ редактировать ]Некоторые утверждают, что истинная объективность невозможна, что даже самый строгий рациональный анализ основан на наборе ценностей, принятых в ходе анализа. [6] Следовательно, все выводы обязательно являются оценочными суждениями (и, следовательно, могут быть ограниченными). Конечно, объединение всех выводов в одну категорию не делает различий между ними и, следовательно, является бесполезным дескриптором. Классификация вывода как оценочного суждения становится существенной, когда определен контекст, в котором вынесено суждение. [7]
Например, научные «истины» считаются объективными, но соблюдаются предварительно, с пониманием того, что более тщательные доказательства и/или более широкий опыт могут изменить ситуацию. Кроме того, научная точка зрения (в смысле заключения, основанного на системе ценностей) — это оценочное суждение , которое социально конструируется на основе строгой оценки и широкого консенсуса. Учитывая этот пример, характеристика точки зрения как оценочного суждения будет расплывчатой без описания окружающего ее контекста.
Однако, как отмечалось в первом сегменте этой статьи, в обычном использовании термин « оценочное суждение» имеет гораздо более простое значение, поскольку контекст просто подразумевается, а не уточняется.
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл Скривен (К. Ф. Шаффнер и Р. С. Коэн, ред.) (1974). Ассоциация философии науки PSA: Бостонские исследования в области философии науки, т. 20 . Бостон: Дордрехт: Рейдель. п. 219 и далее. ISBN 90-277-0408-2 .
- ^ Кристин Шрейдер-Фрешетт (Коэн, Р.С., Гавроглу, К., Стачел, Дж. Дж., и Вартофски, М.В., ред.) (1995). Случай с Юкка-Маунтин: наука, политика и социальная практика . Дордрехт/Нью-Йорк: Спрингер. п. 204 и далее. ISBN 0-7923-2989-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Билл Суэйнсон; Анна Х. Суханова (2000). Книга цитат Энкарта . Макмиллан. п. 408. ИСБН 0312230001 .
- ^ Майк В. Мартин и Шинзингер Р. (2005). Этика в технике (Четвертое изд.). Бостон: McGraw-Hill Professional. п. 279. ИСБН 0-07-283115-4 .
- ^ Филип Рассел Уоллес (1991). Физика . Всемирная научная. Глава 1. ISBN 9971-5-0930-Х .
- ^ Майкл Скривен (1974). «Точная роль оценочных суждений в науке» . У Кеннета Ф. Шаффнера; Роберт Сонне Коэн (ред.). Материалы двухгодичного собрания Ассоциации философии науки 1972 года . Спрингер. стр. 237 и далее . ISBN 9027704082 .
- ^ Анна-Мари Кушан (2014) [1983]. Исследование фактов и ценностей: основы теории разрешения моральных конфликтов (PDF) . Ондвелле: Мельбурн.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бистрай, Джордж (1987). «Спор о ценностном нейтралитете в социологии и литературе» . Сравнительное литературоведение . 24 (1): 40–57. ISSN 0010-4132 . JSTOR 40246655 .