Отступление
Отступление ( parékbasis по- гречески , egressio , diressio и экскурсия по- латински ) — участок сочинения или речи, знаменующий временную смену темы; отступление заканчивается, когда писатель или оратор возвращается к основной теме. Отступления могут использоваться намеренно как стилистический или риторический прием .
классической риторике со времен Коракса Сиракузского , особенно в Institutio Oratoria Квинтилиана В , отступление было регулярной частью любой речи или сочинения. Изложив тему произведения и установив необходимость уделить ему внимание, оратор или автор отвлекался на, казалось бы, несвязанную тему, прежде чем вернуться к развитию темы произведения, доказательству ее обоснованности и заключению. Шизотемия — это отступление посредством долгих воспоминаний.
Цицерон был мастером отступлений, особенно в его способности переходить от конкретного вопроса или проблемы ( гипотеза ) к более общей проблеме или вопросу, от которых она зависела (тезис ) . Как и в случае с большинством древних ораторов, кажущееся отступление Цицерона всегда оказывалось непосредственно связанным с рассматриваемым вопросом. Во время Второй Софистики (в императорском Риме) умение с изяществом и умением увести речь от заявленной темы, а затем вернуться обратно, стало признаком истинного красноречия.
Этимология
[ редактировать ]Термин «отступление» происходит от латинского слова digressio : «уход, уход», существительного действия, происходящего от основы причастия прошедшего времени от digredi «отклоняться», от dis- «отдельно, в сторону» + gradi «шагать, идти». . [1]
Литературное использование
[ редактировать ]Отступления в литературном тексте выполняют разнообразный набор функций, таких как средство предоставления справочной информации, способ проиллюстрировать или подчеркнуть мысль с помощью примера или анекдота и даже канал для высмеивания предмета.
800–500 гг. до н. э.
[ редактировать ]опирается на отступление, В 800–500 гг. до н. э. Гомер в своей композиции «Илиады» чтобы предоставить аудитории возможность отвлечься от основного повествования, предложить предысторию и, что наиболее важно, повысить правдоподобие истории. Посредством этих отступлений Гомер обеспечивает преданность аудитории героям и интерес к сюжету.
Например, в одиннадцатой книге Гомер использует мини-отступление, когда Агамемнон сталкивается в битве с братьями Писандром и Гипполохом. После того, как они пришли к Агамемнону в качестве просителей, он вспоминает, что их отец был тем, кто отвергал посланников Менелая и «поддержал убийство [их] тут же». [2] Эта короткая пауза из действия знакомит зрителей с важным фактом о начале войны и характере противоборствующих сторон.
18 и 19 века
[ редактировать ]В литературе XVIII века отступление (не путать с подсюжетом ) составляло существенную часть сатирических произведений . Такие произведения, как Джонатана Свифта » «Сказка о ванне , Лоуренса Стерна » «Тристрам Шенди и Дидро » «Жак-фаталист и сын мэтра даже сделали отступление частью сатиры. Роман Стерна, в частности, зависел от отступлений, и он писал: «Отступления, бесспорно, — это солнечный свет; — они — жизнь, душа чтения; — возьмите их, из этой книги ( Тристрам Шенди например, ) — с таким же успехом ты можешь взять с собой книгу». [3] Это использование отступления в качестве сатиры позже проявилось в Томаса Карлейля творчестве .
В художественной литературе отступление использовалось и в несатирических целях. В книге Генри Филдинга « История подкидыша Тома Джонса» автор имеет множество отступлений и отступлений, которые являются побочным вымыслом, и такого рода отступления внутри глав обнаруживаются позже в работах Чарльза Диккенса , «Мачадо де Ассис» , Уильям Мейкпис Теккерей , Герман Мелвилл , Виктор Гюго и другие. романы Льва Толстого , Дж. Д. Сэлинджера , Марселя Пруста , Генри Миллера , Милана Кундеры и Роберта Мюзиля Полны отступлений также .
20 век
[ редактировать ]В литературе конца двадцатого века (в постмодернистской художественной литературе ) авторы начали использовать отступления как способ дистанцировать читателя от художественной литературы и создать большее ощущение игры. Джона Фаулза В книге «Женщина французского лейтенанта» и Лоуренса Норфолка » в «Словаре Лемприера используются отступления, чтобы предложить научную подоплеку художественной литературы, в то время как другие, такие как Гилберт Соррентино в «Маллиганском рагу» , используют отступления, чтобы предотвратить функционирование иллюзий художественной литературы.
Примеры из реальной жизни
[ редактировать ]Отступление как риторический прием можно встретить и в современных проповедях : после введения темы говорящий представляет историю, которая кажется несвязанной с ней, возвращается к исходной теме, а затем использует эту историю, чтобы проиллюстрировать точку зрения говорящего.
Непреднамеренные отступления в неформальной беседе и обсуждении являются обычным явлением. Ораторы обычно используют фразу «Но я отвлекся…» после отступления, чтобы выразить возвращение к основной теме. Многие примеры такого использования можно найти уже в публикациях XIX века. Если говорящий не связывает «отступление» с рассматриваемой темой, такое изменение темы не является строго риторическим отступлением.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Харпер, Дуглас. «отступление» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 2 октября 2013 г.
- ^ Гомер. Илиада. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2004.
- ^ "Тристрам Шенди". Электронный лабиринт. Кристофер Кип, Тим Маклафлин, Робин Пармар и Уэб. 2 октября 2013 г.
- Цитаты
- Квинтилиан , Институт ораторского искусства , т. IV.
- Росс Чемберс, Литература . Университет Небраски Press, 1999.
- Морис Лаугаа, «театр отклонения в классическом дискурсе» в «Семиотике IV», 1971.
- Ранда Сабри, Strategies discursives , Editions de EHESS, Париж, 1992 г. (известно как лучшее историческое и теоретическое исследование отступления в литературе и риторике. Написано на французском языке, но пока недоступно на английском языке)
- Кристина Монтальбетти и Натали Пиге-Грос, отступление в историю , Бертран-Лакост, Париж, 1994. (конспект для студентов)
- Пьер Баярд, Хорс-тема: Пруст и отступление , Editions de Minuit, Париж, 1996.