Аджой Кар
Аджой Кар | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 25 января 1985 г. Калькутта, Западная Бенгалия , Индия | ( 70 лет
Род занятий | Оператор-постановщик , кинорежиссер |
Годы активности | 1937–1983 |
Известный |
Аджой Кар ( бенгальский : অজয় কর; 27 марта 1914 — 25 января 1985) — индийский кинорежиссер и оператор , известный своим эпическим фильмом «Саптапади» (1960). С 1949 по 1983 год он снял 26 фильмов. Его фильм «Саптапади» 1961 года был представлен на III Московском международном кинофестивале . Аджой Кар дал бенгальскому кино совершенно новое выражение. [ 2 ] Он был пионером бенгальской романтической драмы . Его фильм 1971 года «Малядан» получил Национальную кинопремию за лучший полнометражный фильм на бенгальском языке . Кар снял фильм «Харано Сур» , основанный на номинированном на «Оскар» фильме 1942 года «Случайная жатва», который сам основан на одноименном романе, написанном Джеймсом Хилтоном . Его современные режиссеры - Асит Сен , Тарун Маджумдар .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аджой Кар родился 27 марта 1914 года в Калькутте , Британская Индия . Он бросил колледж в 1931 году, чтобы стать профессиональным фотографом, а несколько лет спустя занялся кинематографией. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Первоначально работая ассистентом Джатина Даса, в 1938 году Кар стал оператором на студии Indrapuri Studios в Калькутте. В течение следующих четырех десятилетий он снял более 80 художественных фильмов. [ 3 ] Он также снял ряд документальных фильмов.
Первым фильмом Кар в качестве режиссёра стал «Ананья» (1949), снятый коллективом «Сабьясачи», созданным Кананом Деви . Первым фильмом, за который он получил индивидуальную режиссерскую работу, был «Бамунер Мейе» (1949). [ 4 ] В 1950-х и начале 1960-х годов он стал ключевой фигурой в массовом бенгальском кино, снявшись в ряде коммерчески успешных фильмов, таких как «Шьямали» (1956), «Харано Сур» (1957), «Саптапади» (1961) и «Саат Паке Бандха» (1963). Из них в Харано Сур и Саптапади участвовала популярная романтическая пара Уттам Кумар и Сучитра Сен . Эти фильмы также получили признание критиков.
Стиль кинопроизводства
[ редактировать ]С конца 1960-х годов он снял ряд фильмов, которые представляли собой экранизации известных литературных произведений, особенно Рабиндраната Тагора и Сарата Чандры Чаттерджи . Некоторые из них — Паринита (1969), Мальядан , Датта (1976) и Наукадуби (1979). Всего он снял 26 фильмов, последний из которых - «Бишабрикша» (1983). [ 4 ] На него повлияла западная литература и вестерн-кино. Его впечатляющая операторская работа сделала его личностью, отличной от других бенгальских кинематографистов.
Наследие
[ редактировать ]Мальядан и Саат Паке Бандха был восстановлен и оцифрован Национальным киноархивом Индии . [ 5 ] Гутам Гхош говорит, что Мринал Сен был вынужден писать сценарии для таких режиссеров, как «Канч Ката Хира» Аджая Кара. Его работы оказали влияние на южноиндийских режиссеров, таких как К.В. Шридхар и П.С. Рамакришна Рао . [ 6 ] и болливудский режиссер, такой как Анил Гангули , и частичное влияние на бенгальского режиссера, такого как Тарун Маджумдар. [ 7 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- 18-я Национальная кинопремия - Мальядан выиграл Национальную кинопремию за лучший полнометражный фильм на бенгальском языке .
- 5-я Национальная кинопремия - Харано Сур получил Почетную грамоту за 3-й лучший фильм на бенгальском языке. [ 8 ]
- 9-я Национальная кинопремия - Саптапади получил Почетную грамоту за 2-й лучший фильм на бенгальском языке. [ 9 ]
- 11-я Национальная кинопремия - Саат Паке Бандха получил Почетную грамоту как 2-й лучший фильм на бенгальском языке. [ 10 ]
- Премия BFJA Awards 1972 — лучшие индийские фильмы для Мальядана . [ 11 ]
- Серебряный приз за лучшую женскую роль: Сучитра Сен на Московском международном кинофестивале за фильм «Саат Паке Бандха» .
- Гран-при [номинант] за Аджой Кар на Московском международном кинофестивале (1963) за фильм «Саптапади».
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Ананья (1949)
- Яичное знамя (1949)
- Джигансаа (1951)
- Дарпачурна (1952)
- Грихаправеш (1954)
- Саджгар (1955)
- Пареш (1955)
- Шьямали (1956)
- Харано Сур (1957)
- Бардиды (1957)
- Хелагар (1959)
- Суно Баранари (1960)
- Саптапади (1961)
- Атал Джалер Ахван (1962)
- Барнали (1963)
- При использовании бандхи (1963)
- Прабхатер Ранг (1964)
- Канч Ката Хирей (1965)
- Паринита (1969)
- Эта мечта (1971)
- Кая Хинер Кахини (1973)
- Датта (1976)
- Наукадуби (1979)
- Мадхубан (1983)
- Бишабрикша (1983)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АТАЛ ДЖАЛЕР АХВАН» . bbfc.co.uk. Архивировано из оригинала 5 сентября 2018 года . Проверено 5 сентября 2018 г.
- ^ «3-й Московский международный кинофестиваль (1963)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Раджадхьякша, Ашиш; Виллемен, Пол, ред. (1999). Энциклопедия индийского кино (2-е изд.). Лондон: Фицрой Дирборн. п. 1824. ISBN 1-57958-146-3 . Архивировано из оригинала 11 марта 2023 года . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Аджой Кар — IMDb» . IMDB . Архивировано из оригинала 14 апреля 2017 года . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ «Список оцифрованных и отреставрированных фильмов» (PDF) . nfai.nfdcindia.com . Национальный киноархив Индии. Архивировано (PDF) из оригинала 30 июня 2018 года . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Рамачандран, ТМ (2 апреля 1966 г.). «Некоторые последние выпуски» . Спорт и времяпрепровождение . Том. 20. с. 52.
- ^ Гулазар; Нихалани, Говинд; Чаттерджи, Сайбал (2003). Энциклопедия хинди кино . Популярные публикации. п. 431.ISBN 978-81-7991-066-5 .
- ^ «5-я Национальная кинопремия» . Дирекция кинофестивалей . Правительство Индии. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ «9-я Национальная кинопремия» . Дирекция кинофестивалей . Правительство Индии. Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 года . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ «11-я Национальная кинопремия» . Дирекция кинофестивалей . Правительство Индии. Архивировано из оригинала 2 мая 2017 года . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ «Награды BFJA (1972)» . гомоло . Архивировано из оригинала 15 декабря 2017 года . Проверено 21 ноября 2017 г.