Яна Натья Манч
Формирование | 1973 |
---|---|
Тип | Театральная группа |
Цель | Театр и искусство |
Расположение |
Jana Natya Manch (Народный театральный фронт; сокращенно Джанам) — из Нью-Дели, любительская театральная труппа специализирующаяся на левых уличных театрах на хинди. [ 1 ] Он был основан в 1973 году группой радикальных любителей театра в Дели, стремившихся донести театр до народа. [ 2 ] Театральный деятель Сафдар Хашми - самая известная фигура, связанная с труппой. [ 3 ]
Джанам собирает пожертвования после каждого выступления и таким образом финансирует свою работу. В соответствии с политикой группа не принимает пожертвования или гранты от государственных, корпоративных или неправительственных организаций. Компания проводит уличные представления и выступления на авансцене под открытым небом, а также время от времени организует беседы, дискуссии, мастер-классы, выставки, кинопоказы и т. д.
Труппа исполняла свои пьесы на фестивалях, организованных Театром Притхви ( Мумбаи ), Национальной школой драмы ( Нью-Дели ), Сахитья Кала Паришад (Нью -Дели ), Натранг Пратиштхан (Нью-Дели), Сангит Натак Академи ( Керала ), Натья Академи ( Западная Бенгалия ) и другие.
На данный момент эта группа актеров-самоучек поставила более 8500 постановок почти 80 с лишним уличных спектаклей и 16 спектаклей на авансцене примерно в 140 городах Индии. Труппа однажды выступала за пределами Индии, весной 2007 года, когда они гастролировали по Соединенным Штатам, выступая, читая лекции и проводя семинары в кампусах нескольких университетов и колледжей.
Ранняя история
[ редактировать ]Джанам была основана в 1973 году группой левых любителей театра в Дели, которые стремились нести театр людям. Он был вдохновлен духом Индийской народной театральной ассоциации (IPTA). Его ранние пьесы, хотя изначально предназначались для авансцены, ставились на импровизированных сценах и чаупалах в больших и малых городах и деревнях Северной Индии. Он также экспериментировал с уличными сценками.
Путешествие Джанама в уличный театр началось в октябре 1978 года. Первый спектакль «Машина» с лирическими стилизованными диалогами изображал эксплуатацию промышленного труда. Джанам сыграл значительную роль в популяризации уличного театра как формы выражения гнева и общественного мнения. Он играл на тему роста цен, выборов, коммунализма, экономической политики, безработицы, прав профсоюзов, глобализации, прав женщин, системы образования и т. д. Некоторые из его самых известных уличных пьес - «Хатьяре» , «Самрат ко Нахи Дош Госайн» , «Аурат» , «Раджа ка Баджа» , «Апахаран Бхайчаре Ка» , «Халла Бол» , «Мат Банто Инсаан Ко» , «Сангхарш Каренге Джитенге» , «Андера Аафтааб Мангега» , «Джинхе Якин Нахин Тха» , «Аартанаад» , Рахул Боксер , Нахин Кабул , Во Бол Ути и Йе Дил Манге Море Гуруджи .
Эта форма театра стала жизненно важным культурным инструментом для рабочих, революционеров и общественных деятелей. Уличный театр обращается к актуальным событиям и социальным явлениям и переносит их прямо к местам работы и проживания людей.
Сафдар Хашми
[ редактировать ]Сафдар Хашми был координатором Джанама, который был убит во время выступления в 1989 году. Нападение на Джанама произошло 1 января того же года в Сахибабаде, промышленном поселке на окраине Дели. была поставлена пьеса « Халла Бол» В поддержку требований рабочих . Эта пьеса, как и ее предыдущая версия «Чакка Джем» , были поставлены в поддержку семидневной забастовки промышленных рабочих в ноябре 1988 года. В результате нападения также погиб зритель Рам Бахадур. После этого убийства по всей стране прошли массовые протесты, которые в конечном итоге привели к созданию Мемориального фонда Сафдара Хашми (Сахмат) в Дели.
Хашми, один из основателей Джанама, был блестящим теоретиком и практиком политического театра, особенно уличного. Разносторонняя личность, он был драматургом, поэтом, театральным режиссером, дизайнером и организатором. Он также писал для детей. Его сценарии к фильмам получили широкое признание. Он писал о различных аспектах культуры и связанных с ней вопросах в журналах и газетах. Сафдар был членом КПИ (М) . В знак признания его вклада в движение уличных театров и в развитие демократической культуры Калькуттский университет в 1989 году присвоил Сафдару степень доктора литературы. посмертно .
Сафдар родился в семье Ханифа Хашми и Камара Азада 12 апреля 1954 года в Дели. Детство он провел в Алигархе , а школу закончил в Дели. Он получил степень магистра английской литературы в Университете Дели . После непродолжительного преподавания в университетах Гарвала, Кашмира и Дели он работал в Институте прессы Индии, а затем стал сотрудником правительства по прессе. Западной Бенгалии в Дели. В 1984 году он оставил свою работу и стал работать полный рабочий день политическим активистом в области культуры. В 1980 году Хабиб Танвир поставил для Джанама пьесу «Моти Рам ка Сатьяграха» .
Каждый год Джанам и CITU совместно организуют мероприятие в память о мученической кончине Хашми в Джандапуре , в том же месте, где произошло нападение 1989 года.
Джанам после Сафдара
[ редактировать ]С 1989 года Джанам занимается как в уличном, так и в авансценном театре (в том числе Мотерам ка Сатьяграха , Сатьяшодхак , Варун ке Бете , Хум Яхин Рахенге , Эк Аурат Гипатиа Бхи Тхи ). В 1993 году он начал ежеквартальный двуязычный театральный журнал «Нуккад Джанам Самваад» , а также учредил серию лекций памяти Сафдара Хашми.
Среди недавних пьес Джанама на авансцене — «Аазади Не Джаб Дастак Ди» , основанная на книге Манини Чаттерджи « Делай и умри ». В январе 2004 года Джанам создал «Буш ка Матлаб Джади» («Буш — всего лишь куст!»), мультимедийную презентацию, прославляющую антиимпериалистические настроения во всем мире. В спектакле использовались гигантские маски, видеопроекция и живая музыка, чтобы создать веселую демонстрацию роли США и Великобритании в Ираке , их амбиций мирового завоевания и сопротивления народа этому. Спектакль стал результатом сотрудничества Джанама со многими художниками, включая Сураджита Саркара (видеохудожник), Арункумара (скульптора), Крити Арора (художник), Канишку Прасада (архитектор) и Ашиша Гоша (музыкальный руководитель). Этот 45-минутный спектакль был заказан Всемирным социальным форумом в Мумбаи.
Позже, в 2004 году, Джанам поставил на авансцене пьесу «Шамбуквадх» о кастовом вопросе. Сценарий этой пьесы написан Бриджешем, музыка Каджала Гоша, режиссер Судханва Дешпанде. Спектакль был приглашен на театральный фестиваль Национальной школы драмы в 2006 году и на фестиваль Притхви в ноябре 2006 года. Летом 2008 года Джанам поставил « Ульте Хор Замааней Ай» , пьесу на авансцене, написанную Бриджешем, на музыку Каджала Гоша и Режиссер Судханва Дешпанде. Это была черная комедия о женщине, которая изо всех сил пытается вылечить своего мужа, которого сначала приняли за жертву взрыва в больнице, но который упал, как раскаленный кирпич, когда они узнали, что он на самом деле промышленный рабочий.
Среди недавних уличных пьес Джанама « Йе Дил Манге Море Гуруджи» рассказывает о попытках бригады индуистских правых разрушить светскую и демократическую структуру Индии; Аахри Юлоос имеет право на протест; Yeh Bhi Hinsa Hai – это пьеса против растущего насилия в отношении женщин; One Two ka Four — это переработанная версия более ранней пьесы « Нахи Кубул » о ядерной сделке; Йе Хум Кён Сахен находится на условиях рабочих в Дели и его окрестностях.
Сафар, мобильный театр
[ редактировать ]В 1997 году Джанам построил инновационный и разборный мобильный театр «Сафар» (аббревиатура от «Сафдар Рангманч»), чтобы доставлять спектакли на авансцене в рабочие районы. Сафар — это гибкая инновационная структура, разработанная Джанаком Мистри. Актеры Джанама устанавливают его, куда бы они ни пошли, чтобы разыграть свои большие спектакли на авансцене, и он оборудован освещением и звуковой системой. Его можно использовать для самых разных целей и создавать в нем различные пространства. Он может вместить около 600-700 человек.
Студия Сафдар, Шадипур
[ редактировать ]В 2012 году Джанам переехала в собственное помещение. Примерно в 6 км к западу от Коннот-Плейс находится район, известный как Шади Кхампур, где группа создала небольшой театр «черный ящик» под названием Studio Safdar. У Janam также есть помещения на верхнем этаже того же здания, и она использует открытую террасу для собственных репетиций. Студия «Сафдар» задумана как пространство, которое театральные и другие артисты могут использовать для экспериментов, создания новых работ и их демонстрации. Более широкую идею о том, как появилось это пространство и деятельность в нем в течение первого года его создания, объясняет Судханва Дешпанде в интервью здесь и здесь . Рядом со студией Safdar находится книжный магазин и кафе «Первомайский день», которым управляет компания LeftWord Books .
В популярной культуре
[ редактировать ]Фильм на хинди 1989 года « Салим Лангде Пе Мат Ро » режиссера Саида Ахтара Мирзы был посвящен памяти Сафдара Хашми. Хинди-фильм 2008 года « Халла Бол» , снятый Раджкумаром Сантоши , был вдохновлен его жизнью основателя Сафдара Хашми , а также изображает сцену, где активиста уличного театра избивают политические головорезы, но он превращается в катализатор общественного восстания. в фильме. [ 4 ]
Публикации
[ редактировать ]- Театр улиц: Опыт Джаны Натьи Манч , под редакцией Судханвы Дешпанде, Дели: Джанам, 2007.
- Право на исполнение: Избранные сочинения Сафдара Хашми , Дели: Сахмат, 1989.
- Дешпанде, Судханва (26 апреля – 9 мая 2008 г.). «Голос улиц». Линия фронта . Том. 25, нет. 9.
- Виджай Прашад, «Сафдар Хашми Амар Рахе». [ 5 ]
- Юджин ван Эрвен, «Пьесы, аплодисменты и пули: Уличный театр Сафдара Хашми». [1]
- Интервью с Судханвой Дешпанде. [ 6 ]
- Винсент, Фероз Л. (23 марта 2013 г.). «...для народа» . Индус . Проверено 24 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Яна Матья Манч, официальный сайт
- Документальный фильм NDTV о театральном фестивале Джанама в Мумбаи, известном как «САРКАШ», на NDTV
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ФРОНТЛАЙН, КОМАНДА (14 августа 2022 г.). «1973: Образуется Джанам» . Линия фронта . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Дешпанде, Судханва (30 мая 2022 г.). «Яна Натья Манч: 50 лет сопротивления» . Линия фронта . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Гош, Танушри (20 февраля 2014 г.). «Халла Бол | От народа, от народа» . мята . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Интервью Раджкумара Сантоши. Архивировано 15 апреля 2009 г. в Wayback Machine Monsters and Critics.
- ^ https://archive.today/20130415160258/http://www.pragoti.org/hi/node/2907 .
- ^ «Интервью с Судханвой Дешпанде, интервью: www.MumbaiTheatreGuide.com» . www.mumbaiteatreguide.com . Проверено 19 сентября 2023 г.