Этатизм
Из серии «Политика». |
Партийная политика |
---|
Политический портал |
В науке политической этатизм или этатизм (от французского état ») — это доктрина, согласно которой власть государства « государство в некоторой степени легитимна политическая . [1] [2] [3] Это может включать экономическую и социальную политику , особенно в отношении налогообложения и средств производства . [4]
использовавшийся с 1850-х годов, Термин «этатизм», получил широкое распространение в американском политическом дискурсе на протяжении 1930-х и 1940-х годов. Оппозиция этатизму называется антиэтатизмом или анархизмом . Последнее обычно характеризуется полным отказом от всякой иерархической власти. [5]
Обзор
[ редактировать ]Этатизм может принимать различные формы: от маленького правительства до большого правительства . Минархизм — это политическая философия, которая предпочитает минимальное государство, такое как государство ночного сторожа, для защиты людей от агрессии , воровства , нарушения контрактов и мошенничества с военными , полицией и судами . Это может также включать пожарные части , тюрьмы и другие функции. [6] Государство всеобщего благосостояния — еще одна форма в спектре этатизма. [7] [8] Авторитарные философии рассматривают сильное, авторитарное государство как необходимое для принятия законов или обеспечения соблюдения морали и культурных традиций. [9] [10] Тоталитаризм – это то, что предпочитает максимальное, всеобъемлющее государство. [11]
Политическая теория уже давно ставит под сомнение природу и права государства. Некоторые формы корпоративизма превозносят моральную позицию, согласно которой корпоративная группа, обычно государство, больше, чем сумма ее частей, и что у отдельных лиц есть моральное обязательство служить государству. Скептицизм по отношению к этатизму в западных культурах во многом уходит корнями в философию Просвещения . Джон Локк заметно повлиял на современное мышление в своих трудах, опубликованных до и после английской революции 1688 года , особенно в «Письме о терпимости» (1667), «Двух трактатах о правительстве» (1689) и «Очерке о человеческом понимании» (1690). В тексте 1689 г. он установил основу либеральной политической теории, т. е. то, что права народа существовали до правительства; что целью правительства является защита личных и имущественных прав; что люди могут распускать правительства, которые этого не делают; и что представительное правительство является лучшей формой защиты прав. [12]
Экономический этатизм
[ редактировать ]Экономический этатизм пропагандирует мнение, что государство играет важную, необходимую и законную роль в управлении основными аспектами экономики либо напрямую через государственные предприятия и экономическое планирование производства, либо косвенно через экономический интервенционизм и макроэкономическое регулирование. [13]
Государственный капитализм
[ редактировать ]Государственный капитализм — это форма капитализма, которая характеризуется высокой концентрацией государственных коммерческих предприятий или государственным управлением экономикой, основанным на накоплении капитала, наемном труде и распределении рынка.
В некоторых случаях государственный капитализм относится к экономической политике, такой как дирижизм , которая существовала во Франции во второй половине 20-го века, а также к современной экономике Китайской Народной Республики и Сингапура , где правительство владеет контрольными пакетами акций государственных предприятий . торгуемые компании . [14] Некоторые авторы также определяют бывшую экономику Восточного блока и Советского Союза как форму государственного капитализма.
Государственный корпоративизм
[ редактировать ]Государственный корпоративизм, корпоративный этатизм или просто «корпоративизм» — это политическая культура и форма корпоративизма, сторонники которой утверждают или верят, что корпоративные группы должны составлять основу общества и государства. Этот принцип требует, чтобы все граждане принадлежали к одной из различных официально обозначенных групп интересов (обычно на основе экономического сектора); государство также имеет большой контроль над своими гражданами.
Государственный интервенционизм
[ редактировать ]Термин «этатизм» иногда используется для обозначения рыночной экономики с большим уровнем государственного вмешательства, регулирования или влияния на рынки. Рыночную экономику с высокой степенью вмешательства иногда называют « смешанной экономикой ». Экономический интервенционизм утверждает, что государство играет законную или необходимую роль в рамках капиталистической экономики , вмешиваясь в рынки, регулируя деятельность частного сектора и либо предоставляя, либо субсидируя товары и услуги, которые не производятся рынком должным образом.
Государственный социализм
[ редактировать ]Государственный социализм в широком смысле относится к формам социализма, основанным на государственной собственности на средства производства и государственном распределении ресурсов. Его часто используют по отношению к экономическим системам советского типа в бывших коммунистических государствах и, как следствие, в Северной Корее , Кубе и Китайской Народной Республике .
Критики государственного социализма утверждают, что его известные проявления в государствах советской модели являются всего лишь формами государственного капитализма . [15] утверждая, что советская модель экономики была основана на процессе государственного накопления капитала и социальной иерархии. [16]
В политическом отношении государственный социализм часто используется для обозначения любой социалистической политической идеологии или движения, которое выступает за использование государственной власти для строительства социализма или за веру в то, что государство должно быть присвоено и использовано для обеспечения успеха социалистической революции . Обычно его используют по отношению к марксистско-ленинским социалистам, выступающим за однопартийное государство .
Политический этатизм
[ редактировать ]Государственный национализм
[ редактировать ]Государственный национализм, государственный национализм или государственный национализм [17] Это национализм, который приравнивает «государственную идентичность» к « национальной идентичности » или ценит государственную власть. «Государственный национализм» считается формой « гражданского национализма », и между ними есть сходство. [18] [19] [20] но это также имеет отношение к нелиберальной, авторитарной и тоталитарной политике; Итальянский фашизм является лучшим примером, воплощенным в лозунге Бенито Муссолини : «Tutto nello Stato, niente al di fuori dello Stato, nulla contro lo Stato» («Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства»). .
В культурной сфере Восточной Азии , включая Китай , «государственный национализм» и «этатизм» обозначаются как 國家主義, [а] делая различие между ними неясным. [21] [22] Кроме того, в культурной сфере Восточной Азии государственный национализм часто противопоставляется национально-освободительным движениям на этнической основе . [23] [24] [25]
Китайский государственный национализм – это гражданская националистическая идеология, [18] но эта идеология ограничивает диктатуру автономию Гонконга и оправдывает Коммунистической партии Китая . [26] [27] [28] Кроме того, советский национализм в ХХ веке сочетал гражданский национализм с [государственным] авторитаризмом. Японский ультранационализм (например, этатизм Сёва ) часто называют «государственным ультранационализмом» ( яп . 超国家主義 ). [29] потому что он ценит государственное единство вокруг императора Японии . [29] Итальянский фашизм и франкизм [20] также классифицируются как типы государственного национализма. Кемализм также можно назвать турецким государственным национализмом . [30]
Государственный феминизм
[ редактировать ]Государственный феминизм – это феминизм, разрешенный государством или возглавляемый национальным государством . Государственный феминизм различают между либеральным государственным феминизмом (представленным нордической моделью ) и авторитарным государственным феминизмом (который часто также связан с государственным секуляризмом ).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^
- Упрощенный китайский : национализм, пиньинь : гуоцзя чжуйи.
- Японцы : национализм, Хепберн : кокка сюги.
- Корейский : национализм
- Вьетнамский : национализм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бакунин 1990 .
- ^ Кадворт 2007 .
- ^ Барроу, Клайд В. (1993). Критические теории государства: марксистские, неомарксистские, постмарксистские . Университет Висконсина Пресс . ISBN 0-299-13714-7 – через Google Книги .
- ^ Бакунин (1990) ; Кадворт (2007) ; Квистад (1999) ; Леви (2006) , стр. 469; Обадаре (2010)
- ^ Крейг, Эдвард , изд. (31 марта 2005 г.). "Анархизм". Философская энциклопедия Shorter Routledge . Рутледж . ISBN 978-0-415-32495-3 .
- ^ Мачан (2002) , стр. 569–588; Блок (2007) , стр. 61–90; Лонг (2008) ; Паркер (2010)
- ^ Фридрих, Карл (1974). Ограниченное правительство: сравнение . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл . ISBN 978-0-13-537167-1 . OCLC 803732 .
- ^ Маркс, Герберт (1950). Государство всеобщего благосостояния . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Уилсон.
- ^ «авторитарный» . Словарь.com, ООО. 9 октября 2013 года . Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ Уэст, Робин (1988). «Авторитарный импульс в конституционном праве» . Публикации и другие работы Джорджтаунского юридического факультета . Юридический центр Джорджтаунского университета . Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ Арендт (1966) ; Чернак (2011) ; Фридрих (1964) ; Глисон (1995) ; Шапиро (1972)
- ^ Вооз, Давид (2010). Либертарианский читатель: классические и современные произведения от Лао-цзы до Милтона Фридмана . Саймон и Шустер . п. 123. ИСБН 9781439118337 – через Google Книги . ISBN 1439118337 .
- ^ Джонс, Р. Дж. Барри (2001). «Этэтизм». Энциклопедия международной политической экономии Routledge . Том. 3 (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис .
- ^ Мусаккио, Альдо (2012). Левиафан в бизнесе: разновидности государственного капитализма и их влияние на экономические показатели .
- ^ Мичи, Джонатан (1 января 2001 г.). Руководство для читателей по общественным наукам . Рутледж . п. 1595. ИСБН 978-1579580919 .
Государственный капитализм непоследовательно использовался как синоним «государственного социализма», хотя ни одна из фраз не имеет устойчивого значения.
- ^ Бади, Бертран ; Берг-Шлоссер, Дирк ; Морлино, Леонардо , ред. (2011). Международная энциклопедия политической науки . Публикации SAGE . п. 2459. ИСБН 978-1412959636 .
Репрессивный государственный аппарат фактически действует как инструмент государственного капитализма, осуществляющий процесс накопления капитала посредством насильственного изъятия излишков у рабочего класса и крестьянства.
- ^ Лю Ли; Фан Хун (14 июля 2017 г.). Национальные игры и национальная идентичность в Китае . Тейлор и Фрэнсис. п. 4.
- ^ Jump up to: а б Мохаммад Атеке. Идентичность Сознание Национализм и интернационализм . Издательство «Образование». п. 52.
- ^ Джейкоб Т. Леви (2000). Мультикультурализм страха . ОУП Оксфорд. п. 87.
- ^ Jump up to: а б Дж. К. Чаттурведи (2005). Политическое управление: Политическая теория . Иша Книги. п. 75.
- ^ Н. Серина Чан (11 ноября 2011 г.). Мысль Моу Цзунсана . Брилл. п. 73.
- ^ Клеменс Бюттнер; Ли Фань; Чжан Кэ; Цзе-Ки Хон; Сунь Цин; Чжан Цин; Мирьям Трёстер; Хуан Синтао; Чжии Ян; Цзоу Чжэньхуань (24 июня 2011 г.). Дискурсы слабости в современном Китае: исторические диагнозы «больного человека Восточной Азии» . Кампус Верлаг. п. 270.
- ^ Гейл, Кертис Андерсон (29 августа 2003 г.). Марксистская история и послевоенный японский национализм . Рутледж. дои : 10.4324/9780203217771 . ISBN 978-1-134-43159-5 .
- ^ Майерс, Брайан Рейнольдс (28 декабря 2016 г.). «Все еще нелюбимая республика» . Стел Пресс . Проверено 26 июня 2019 г.
... Тот, кого опросник спрашивает, гордится ли он больше Тэхан мингуком или минджоком, знает, какой ответ лучше и звучит более прогрессивно. По всей вероятности, он гордится республикой не больше, чем своим корейским происхождением. Следует опасаться опросов по этому вопросу, которые не были проведены точно и ясно.
- ^ Баоган Хэ (8 июля 2015 г.). Управление Тайванем и Тибетом: демократические подходы . Издательство Эдинбургского университета. п. 81.
- ^ Ханквон Ким (2022). Культурный и государственный национализм: отношения Южной Кореи и Японии с Китаем . Американский университет.
- ^ Джонатан Унгер (26 сентября 2016 г.). Китайский национализм . Тейлор и Фрэнсис.
- ^ Чанг, Че (1 декабря 2020 г.). «Нацисты вдохновляют китайских коммунистов» . Атлантика .
- ^ Jump up to: а б Томас Р. Х. Хэвенс (8 марта 2015 г.). Ферма и нация в современной Японии: аграрный национализм, 1870-1940 гг . Издательство Принстонского университета. п. 319.
- ^ Ченгиз Гюнеш (2020). Политическое представительство курдов в Турции: новые действующие лица и способы участия в меняющемся обществе . Издательство Блумсбери. п. 6.
Библиография
[ редактировать ]- Арендт, Ханна (1966). Истоки тоталитаризма . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Harcourt Brace & World.
- Бакунин, Михаил (1990). Этатизм и анархия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-36182-8 .
- Блок, Уолтер (2007). «Анархизм и минархизм; сближение невозможно: ответ Тибору Махану». Журнал либертарианских исследований . 21 (1): 61–90. ISSN 0363-2873 .
- Чернак, Линда (2011). Тоталитаризм . Эдина, Миннесота: АБДО. ISBN 978-1-61714-795-1 .
- Кадворт, Эрика (2007). Современное государство: теории и идеологии . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-2176-7 – через Google Книги .
- де Беллис, Джан Пьеро (2023). Этатизм. Корни и особенности умирающей идеологии . Сен-Имье, Suisse Jura: Всемирная мудрость.
- де Беллис, Джан Пьеро (2023). Постэтатизм. О социальных науках как социальном мошенничестве и социологах как социальных негодяях . Сен-Имье, Suisse Jura: Всемирная мудрость.
- Фридрих, Карл (1964). Тоталитаризм . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп.
- Глисон, Эбботт (1995). Тоталитаризм . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-505017-2 .
- Квистад, Грегг (1999). Взлет и упадок немецкого этатизма: лояльность и политическое членство . Провиденс [ua]: Berghahn Books . ISBN 978-1-57181-161-5 .
- Леви, Джона Д. (2006). Государство после этатизма: новая государственная деятельность в эпоху либерализации . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 469. ИСБН 978-0-674-02276-8 .
- Лонг, Родерик Т. (2008). Анархизм Минархизм: является ли правительство частью свободной страны? . Олдершот, Англия: Ashgate Publishing . ISBN 978-0-7546-6066-8 .
- Мачан, Тибор (2002). «Анархизм и минархизм: примирение». Журнал экономистов и гуманитарных исследований . 12 (4): 569–588. дои : 10.2202/1145-6396.1077 . ISSN 1145-6396 . S2CID 153541595 .
- Обадаре, Эбенезер (2010). Этатизм, молодежь и гражданское воображение: критическое исследование программы Национального корпуса молодежной службы в Нигерии . Дакар, Сенегал: Codesria. ISBN 978-2-86978-303-4 .
- Паркер, Мартин (2010). Словарь альтернатив утопизма и организации . Лондон, Англия: Zed Books . ISBN 978-1-84972-734-1 .
- Шапиро, Леонард (1972). Тоталитаризм . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Прегер.