Питер Сенге
Питер Сенге | |
---|---|
![]() В Quest to Learn , государственной школе Нью-Йорка , которая использует подход системного мышления к среднему образованию (февраль 2013 г.) | |
Рожденный | 1947 |
Альма-матер | Доктор философии Массачусетского технологического института , 1978 г.; М.С., 1972 г. Стэнфордский университет, бакалавр наук |
Известный | Пятая дисциплина , Организация обучения |
Научная карьера | |
Поля | Системная наука |
Учреждения | Массачусетский технологический институт , Институт сложных систем Новой Англии |
Питер Майкл Сенге (род. 1947) — американский системный учёный , старший преподаватель Школы менеджмента Слоана Массачусетского технологического института , преподаватель Института сложных систем Новой Англии и основатель Общества организационного обучения . Он известен как автор книги «Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации» (1990, ред. 2006 г.).
Жизнь и карьера [ править ]
Питер Сенге родился в Стэнфорде, Калифорния . Он получил степень бакалавра аэрокосмической техники в Стэнфордском университете . В Стэнфорде Сенге также изучал философию. Позже он получил степень магистра в области моделирования социальных систем в Массачусетском технологическом институте в 1972 году, а также степень доктора менеджмента в Школе менеджмента Слоана Массачусетского технологического института в 1978 году. [1] [2]
Он является председателем-основателем Общества организационного обучения (SoL). Эта организация помогает в обмене идеями между крупными корпорациями. Он заменил предыдущую организацию, известную как Центр организационного обучения Массачусетского технологического института.
Он является соучредителем и членом совета директоров Академии системных изменений. Эта некоммерческая организация работает с лидерами, чтобы повысить их способность руководить сложными социальными системами, которые способствуют биологическому, социальному и экономическому благополучию. Основное внимание уделяется инструментам, методам и подходам системного мышления, основанным на осведомленности.
Он регулярно практикует медитацию с 1996 года и начал медитировать с поездки в Тассахару , дзен-буддийский монастырь, прежде чем поступить в Стэнфорд. [3] Он рекомендует медитацию или подобные формы созерцательной практики. [3] [4] [5]
Работа [ править ]
Инженер по образованию, Питер был протеже Джона Х. Хопкинса, внимательно следил за работами Майкла Питерса и Роберта Фрица и основывал свои книги на новаторской работе с пятью дисциплинами в Ford , Chrysler , Shell , AT&T Corporation , Hanover Insurance , и Harley-Davidson с 1970-х годов.
Развитие организации [ править ]
Сенге появился в 1990-х годах как крупная фигура в области организационного развития благодаря книге «Пятая дисциплина» . [6] в котором он разработал понятие обучающейся организации . Это концептуализирует организации как динамические системы (согласно определению в «Системике» ), находящиеся в состоянии постоянной адаптации и совершенствования.
В 1997 году Harvard Business Review назвал «Пятую дисциплину» одной из плодотворных книг по менеджменту за предыдущие 75 лет. [7] назвал его «Стратегистом века» За эту работу журнал Business Strategy , в котором говорилось, что он был одним из очень немногих людей, которые «оказали наибольшее влияние на то, как мы ведем бизнес сегодня». [7]
Идея книги заключается в том, что слишком многие предприятия заняты бесконечным поиском героического лидера, который может вдохновить людей на перемены. Эти усилия создают грандиозные стратегии, которые никогда не разрабатываются полностью. Попытка измениться создает сопротивление, которое в конечном итоге преодолевает усилия. [8]
Сенге считает, что реальные фирмы на реальных рынках сталкиваются как с возможностями, так и с естественными ограничениями своего развития. Большинству усилий по изменению препятствует сопротивление, создаваемое культурными привычками преобладающей системы. Никакие советы экспертов не принесут пользы. Очень важно развивать навыки размышления и исследования, чтобы можно было обсуждать реальные проблемы. [8]
По словам Сенге, на пути инициирования изменений есть четыре проблемы.
- Должны быть убедительные аргументы в пользу перемен.
- Должно быть время, чтобы измениться.
- Должна быть помощь в процессе изменений.
- Поскольку предполагаемые барьеры на пути перемен устранены, важно, чтобы какая-то новая проблема, которая раньше не считалась важной или, возможно, даже не признавалась, не стала критическим барьером. [8]
Организация обучения системное мышление и
По мнению Сенге, «обучающиеся организации» — это те организации, где люди постоянно расширяют свои возможности для достижения результатов, которых они действительно желают, где воспитываются новые и обширные модели мышления, где коллективные устремления высвобождаются и где люди постоянно учатся видеть все вместе». [7] Он утверждает, что только те организации, которые способны быстро и эффективно адаптироваться, смогут добиться успеха в своей области или на рынке. Чтобы быть обучающейся организацией, всегда должны присутствовать два условия. Во-первых, это способность спроектировать организацию так, чтобы она соответствовала намеченным или желаемым результатам, а во-вторых, способность распознавать, когда первоначальное направление деятельности организации отличается от желаемого результата, и предпринимать необходимые шаги для исправления этого несоответствия. Организации, способные на это, являются образцовыми.
Сенге также верил в теорию системного мышления , которую иногда называют «краеугольным камнем» обучающейся организации. Системное мышление фокусируется на том, как изучаемый человек взаимодействует с другими компонентами системы. [9] Вместо того, чтобы сосредотачиваться на отдельных людях внутри организации, он предпочитает рассматривать большее количество взаимодействий внутри организации и между организациями в целом.
Публикации [ править ]
За свою карьеру Питер Сенге написал несколько книг и статей. Подборка его работ:
- 1990, Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации , Даблдей, Нью-Йорк.
- 1994, Пятый полевой справочник по дисциплине.
- 1999, Танец перемен
- 2000, Школы, которые учатся: пятый полевой справочник по дисциплинам для педагогов, родителей и всех, кто заботится об образовании.
- 2004, Присутствие: предназначение человека и поле будущего.
- 2005, с К. Отто Шармером , Джозефом Яворски и Бетти Сью Флауэрс, Присутствие: исследование глубоких изменений в людях, «организациях и обществе».
- 2008, с Брайаном Смитом, Ниной Крушвиц, Джо Лором и Сарой Шли, «Необходимая революция: как отдельные лица и организации работают вместе, чтобы создать устойчивый мир».
См. также [ править ]
- Организационное обучение
- Системная динамика
- Системное мышление
- Динамика стратегии
- Стратегический менеджмент
- Организационная коммуникация
Ссылки [ править ]
Примечания
- ↑ Биография Питера Сенге Общества организационного обучения. Архивировано 23 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Питер Сенге - MIT Sloan Executive Education» . mit.edu . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прасад, Кайпа (2007) Отрывок из интервью с Питером Сенге
- ^ Сенге (1990), стр. 105,164.
- ^ Сенге, Питер (2004) Отрывок «Духовность в бизнесе и жизни: задавать правильные вопросы».
- ^ Дамаянти, Диан. Пятая дисциплина .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Питер Сенге и обучающаяся организация» . infed.org . 16 февраля 2013 года . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Открытое будущее, Новая Зеландия. Архивировано 26 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Введение в СТ» . www.thinking.net . Проверено 12 апреля 2018 г.
Внешние ссылки [ править ]


- 1947 рождений
- Американские теоретики бизнеса
- Живые люди
- Выпускники Школы менеджмента Слоана Массачусетского технологического института
- Обработка социальной информации
- Американские системные ученые
- Факультет Школы менеджмента Слоана Массачусетского технологического института
- Люди из Стэнфорда, Калифорния
- Институт сложных систем Новой Англии