Jump to content

Пятая дисциплина

Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации
Автор Питер Сенге
Язык Английский
Издатель Валюта
Дата публикации
1990 г. (первое издание) 2006 г. (второе издание)
Место публикации Соединенные Штаты
ISBN 0-385-26095-4 (первое издание) ISBN   0-385-51725-4 (второе издание)
ОКЛК 318247346

«Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации» — это книга Питера Сенге (старшего преподавателя Массачусетского технологического института ), в которой основное внимание уделяется групповому решению проблем с использованием метода системного мышления , чтобы превратить компании в обучающиеся организации , которые учатся создавать значимые результаты. как организация. Пять дисциплин представляют собой классические подходы (теории и методы) для развития трех основных и неподвластных времени способностей обучения: воспитания стремлений, развития рефлексивного разговора и понимания сложности . [1]

Содержание

[ редактировать ]

Пять дисциплин

[ редактировать ]

Пять дисциплин того, что в книге называется «обучающейся организацией», обсуждаются в книге:

  1. «Личное мастерство — это дисциплина постоянного прояснения и углубления нашего личного видения, концентрации нашей энергии, развития терпения и объективного видения реальности». [2]
  2. « Ментальные модели — это глубоко укоренившиеся предположения, обобщения или даже образы, которые влияют на то, как мы понимаем мир и как действуем». [2]
  3. «Формирование общего видения – практика раскрытия общих представлений о будущем, которая способствует подлинной приверженности и вовлеченности, а не подчинению». [2]
  4. « Командное обучение начинается с «диалога», способности членов команды отказаться от предположений и начать подлинное «совместное мышление». [2]
  5. « Системное мышление – пятая дисциплина, объединяющая остальные четыре». [2]

Сенге подробно описывает роль того, что он называет «ментальными моделями», которые, по его словам, необходимы для того, чтобы «сосредоточиться на открытости, необходимой для выявления недостатков» в восприятии. В книге также основное внимание уделяется «командному обучению» с целью развития «навыков групп людей видеть более широкую картину за пределами индивидуальных точек зрения». В дополнение к этим принципам автор подчеркивает важность «личного мастерства» для развития «личной мотивации постоянно узнавать, как [...] действия влияют на [мир]». [2]

Нарушение обучаемости

[ редактировать ]

В дополнение к «дисциплинам», которые, по мнению Сенге, полезны для того, что он называет «обучающейся организацией», Сенге также постулирует несколько предполагаемых вредных привычек или образов мышления, которые он называет «нарушением обучаемости». [2]

  1. «Я – это моя позиция».
  2. «Враг где-то рядом».
  3. Иллюзия принятия на себя ответственности
  4. Фиксация на событиях
  5. Притча о кипящей лягушке
  6. Иллюзия обучения на опыте
  7. Миф о управленческой команде

11 законов пятой дисциплины

[ редактировать ]
  1. Сегодняшние проблемы возникают из вчерашних «решений».
  2. Чем сильнее вы давите, тем сильнее система сопротивляется.
  3. Поведение сначала улучшается, а затем ухудшается.
  4. Легкий выход обычно ведет обратно.
  5. Лекарство может оказаться хуже самой болезни.
  6. Быстрее медленнее.
  7. Причина и следствие не тесно связаны во времени и пространстве.
  8. Небольшие изменения могут привести к большим результатам... но области наибольшего воздействия зачастую наименее очевидны.
  9. Вы можете съесть свой торт и съесть его , но не весь сразу.
  10. Разделение слона пополам не дает двух маленьких слонов.
  11. Нет никакой вины.

Архитектура обучающейся организации

[ редактировать ]

Как нам научиться создавать обучающиеся организации?

[Извлечено из полевого журнала TFD, стр. 15–83. Убедительное эссе о концептуальной карте, которое поможет вам принять собственное решение о том, как приступить к созданию обучающихся организаций, доктор Питер Сенге]

Как узнать, что делать в первую очередь, во вторую или в третью очередь при стратегическом обдумывании построения обучающихся организаций?

По своей сути обучающиеся организации создают отличные команды – доверие, отношения, признание, синергию и результаты, которых они достигают. Он обладает сильной способностью учиться, приспосабливаться и меняться в ответ на новые реалии. Он может менять функции и отделы, когда этого требуют изменения в рабочей среде или плохая производительность. Отличительные характеристики обучающейся организации включают культуру обучения, дух гибкости и экспериментирования, ориентацию на людей, непрерывное обучение на уровне системы, генерирование и обмен знаниями, а также критическое, системное мышление.

Если мы более внимательно посмотрим на развитие таких команд, мы увидим, что люди меняются, часто глубоко. Существует цикл глубокого обучения.

Члены команды развивают новые навыки и способности, которые меняют то, что они могут делать и понимать. По мере развития новых способностей развиваются и новые знания и чувства. Со временем, когда люди начинают видеть и ощущать мир по-другому, начинают формироваться новые убеждения и предположения, что обеспечивает дальнейшее развитие навыков и способностей.

Этот цикл глубокого обучения составляет суть обучающейся организации – развитие не только новых способностей, но и фундаментальных изменений в сознании, индивидуально и коллективно. Пять основных дисциплин обучения являются средствами, с помощью которых активируется этот цикл глубокого обучения. Устойчивая приверженность дисциплинам поддерживает цикл. Когда этот цикл начинает действовать, результирующие изменения становятся значительными и устойчивыми.

Реальная работа по созданию обучающихся организаций происходит внутри «оболочки», архитектуры. Что составляет архитектуру?

- Руководящие идеи. - Теория, методы и инструменты. - Инновации в инфраструктуре.

Без направляющих идей нет ни страсти, ни всеобъемлющего чувства направления или цели.

Без теории, методов и инструментов люди не смогут развивать новые навыки и способности, необходимые для глубокого обучения.

Без инноваций в инфраструктуре вдохновляющие идеи и мощные инструменты не заслуживают доверия, поскольку у людей нет ни возможностей, ни ресурсов для реализации своих идей или применения инструментов.

Лидеры, стремящиеся развивать обучающиеся организации, должны сосредоточиться на всех трех элементах архитектурного проектирования. Без всех трех треугольник рушится.

В 1997 году Harvard Business Review назвал «Пятую дисциплину» одной из плодотворных книг по менеджменту за предыдущие 75 лет. [3]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a743f540da4abe832c5952968a9c23fb__1688225400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/fb/a743f540da4abe832c5952968a9c23fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Fifth Discipline - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)