Jump to content

Ментальная модель

(Перенаправлено с Ментальных моделей )

Ментальная модель — это внутреннее представление внешней реальности , то есть способ представления реальности в уме . такие модели Предполагается, что играют важную роль в познании , рассуждении и принятии решений . Термин для этой концепции был придуман в 1943 году Кеннетом Крейком , который предположил, что разум конструирует «мелкомасштабные модели » реальности, которые он использует для предвидения событий. Ментальные модели могут помочь формировать поведение , включая подходы к решению проблем и выполнению задач.

В психологии термин « ментальные модели» иногда используется для обозначения мысленных представлений или мысленной симуляции в целом. Понятия схемы и концептуальной модели когнитивно смежны. В другом месте оно используется для обозначения теории рассуждения «ментальной модели», разработанной Филипом Джонсоном-Лэрдом и Рут М.Дж. Бирн .

Считается, что термин «ментальная модель» был предложен Кеннетом Крейком в его книге «Природа объяснения» 1943 года . [1] [2] Жорж-Анри Люке в книге «Le dessin enfantin» («Детские рисунки»), опубликованной в 1927 году издательством «Алькан» в Париже, утверждал, что дети конструируют внутренние модели, и эта точка зрения повлияла, среди прочего, на детского психолога Жана Пиаже .

Джей Райт Форрестер определил общие ментальные модели следующим образом:

Образ окружающего мира, который мы носим в своей голове, — это всего лишь модель. Никто в голове не представляет себе весь мир, правительство или страну. Он выбрал только концепции и отношения между ними и использует их для представления реальной системы (Forrester, 1971).

Филип Джонсон-Лэрд опубликовал «Ментальные модели: к когнитивной науке о языке, умозаключениях и сознании» в 1983 году. В том же году Дедре Гентнер и Альберт Стивенс отредактировали сборник глав в книге, также озаглавленной «Ментальные модели» . [3] Первая строка их книги объясняет эту идею дальше: «Одна из функций этой главы — изложить очевидное: взгляды людей на мир, на самих себя, на свои способности и на задачи, которые их просят выполнить, или на темы. их просят учиться, во многом зависят от концепций, которые они привносят в задачу». (см. книгу: Ментальные модели ).

активно обсуждалась и использовалась С тех пор эта идея во взаимодействии человека с компьютером и удобстве использования исследователями, в том числе Дональдом Норманом и Стивом Кругом (в его книге « Не заставляйте меня думать »). Уолтер Кинч и Теун А. ван Дейк , используя термин «модель ситуации» (в своей книге «Стратегии понимания дискурса» , 1983), показали актуальность ментальных моделей для производства и понимания дискурса .

Чарли Мангер популяризировал использование междисциплинарных ментальных моделей для принятия деловых и инвестиционных решений. [4]

Ментальные модели и рассуждения

[ редактировать ]

Один из взглядов на человеческое мышление состоит в том, что оно зависит от ментальных моделей. С этой точки зрения ментальные модели могут быть построены на основе восприятия, воображения или понимания дискурса (Johnson-Laird, 1983). Такие ментальные модели подобны моделям архитекторов или диаграммам физиков в том, что их структура аналогична структуре ситуации, которую они представляют, в отличие, скажем, от структуры логических форм, используемых в формальных теориях правил рассуждения. В этом отношении они немного похожи на картинки из картинной теории языка, описанной философом Людвигом Витгенштейном в 1922 году. Филип Джонсон-Лэрд и Рут Бирн разработали свою теорию ментальной модели рассуждения , которая исходит из предположения, что рассуждение зависит, а не от логического мышления. форме, а на ментальных моделях (Джонсон-Лэрд и Бирн, 1991).

Принципы ментальных моделей

[ редактировать ]

Ментальные модели основаны на небольшом наборе фундаментальных предположений ( аксиом ), которые отличают их от других предлагаемых представлений в психологии рассуждений (Бирн и Джонсон-Лэрд, 2009). Каждая ментальная модель представляет собой возможность. Ментальная модель представляет собой одну возможность, отражая то, что является общим для всех различных способов реализации этой возможности (Johnson-Laird and Byrne, 2002). Ментальные модели являются знаковыми, т. е. каждая часть модели соответствует каждой части того, что она представляет (Johnson-Laird, 2006). Ментальные модели основаны на принципе истины: они обычно представляют только те ситуации, которые возможны, и каждая модель возможности представляет только то, что истинно в этой возможности в соответствии с предложением. Однако ментальные модели могут представлять ложное, временно считающееся истинным, например, в случае контрфактических кондиционалов и контрфактического мышления (Byrne, 2005).

Рассуждения с помощью ментальных моделей

[ редактировать ]

Люди делают вывод, что вывод верен, если он справедлив для всех возможностей. Процедуры рассуждения с использованием ментальных моделей основаны на контрпримерах для опровержения неверных выводов; они устанавливают достоверность, гарантируя, что вывод справедлив для всех моделей посылок. Исследователи сосредотачиваются на подмножестве возможных моделей многомодельных задач, часто только на одной модели. Легкость, с которой рассуждающие люди могут делать выводы, зависит от многих факторов, включая возраст и рабочую память (Barrouillet et al., 2000). Они отвергают вывод, если находят контрпример, то есть возможность, при которой посылки верны, а вывод — нет (Schroyens, et al., 2003; Verschueren, et al., 2005).

Научные дебаты продолжаются о том, основано ли человеческое мышление на ментальных моделях, а не на формальных правилах вывода (например, О'Брайен, 2009), правилах вывода, специфичных для предметной области (например, Cheng & Holyoak, 2008; Cosmides, 2005), или вероятностях. (например, Оуксфорд и Чейтер, 2007). Было проведено множество эмпирических сравнений различных теорий (например, Oberauer, 2006).

Ментальные модели динамических систем: ментальные модели в системной динамике

[ редактировать ]

Характеристики

[ редактировать ]

Ментальная модель обычно представляет собой:

  • основано на не поддающихся количественной оценке, неоспоримых, неясных или неполных фактах;
  • гибкий – значительно изменчивый как в положительном, так и в отрицательном смысле;
  • информационный фильтр, вызывающий избирательное восприятие , восприятие только избранных частей информации ;
  • очень ограничена по сравнению со сложностями мира, и даже когда научная модель обширна и соответствует определенной реальности при выводе из нее логических следствий , она должна учитывать такие ограничения, как рабочая память ; т.е. правила о максимальном количестве элементов, которые люди способны запомнить, гештальтизмах или несоблюдении принципов логики и т. д.;
  • зависят от источников информации, которые невозможно найти больше нигде, доступны в любое время и могут быть использованы. [5] [6] [7]

Ментальные модели — это фундаментальный способ понять организационное обучение. Ментальные модели, выражаясь научным языком, описываются как «глубоко укоренившиеся образы мышления и действия». [8] Ментальные модели настолько важны для понимания мира, что люди почти не осознают их.

Выражение мысленных моделей динамических систем

[ редактировать ]

С.Н. Гроссер и М. Шаффернихт (2012) описывают три основных метода, которые обычно используются:

  • Диаграммы причинно-следственных связей - отображают тенденцию и направление информационных связей, а также возникающие в результате петли причинно-следственной связи и обратной связи.
  • Диаграммы структуры системы - еще один способ выразить структуру качественной динамической системы.
  • Диаграммы запасов и потоков - способ количественной оценки структуры динамической системы.

Эти методы позволяют показать мысленную модель динамической системы как явную, письменную модель определенной системы, основанную на внутренних убеждениях. Анализ этих графических представлений становится все более популярной областью исследований во многих областях социальных наук. [9] Кроме того, программные инструменты, которые пытаются уловить и проанализировать структурные и функциональные свойства отдельных ментальных моделей, такие как Mental Modeler, «инструмент совместного моделирования, основанный на нечетко-логическом когнитивном картировании», [10] недавно были разработаны и используются для сбора/сравнения/объединения представлений мысленных моделей, полученных от отдельных лиц, для использования в социальных исследованиях, совместном принятии решений и планировании природных ресурсов.

Ментальная модель в отношении системной динамики и системного мышления

[ редактировать ]

В упрощении реальности, создавая модель, можно обрести ощущение реальности, стремясь преодолеть системное мышление и системную динамику .

Эти две дисциплины могут помочь лучше согласовать мысленные модели с реальностью и точно их смоделировать. Они увеличивают вероятность того, что последствия того, как принять решение и действовать, будут соответствовать тому, как планировалось. [5]

  • Системная динамика – расширение мысленных моделей посредством создания явных моделей, которые ясны, легко передаются и могут сравниваться друг с другом.
  • Системное мышление – поиск средств улучшения ментальных моделей и тем самым улучшения качества динамических решений, основанных на ментальных моделях.

Экспериментальные исследования, проведенные в невесомости [11] и на Земле с помощью нейровизуализации [12] показали, что люди наделены мысленной моделью воздействия гравитации на движение объектов.

Одно- и двухконтурное обучение

[ редактировать ]

Проанализировав основные характеристики, необходимо вывести процесс изменения ментальных моделей, или процесс обучения. Обучение обратный цикл представляет собой , а циклы обратной связи можно проиллюстрировать как: одноконтурное обучение или двухконтурное обучение.

Одноконтурное обучение

[ редактировать ]

Ментальные модели влияют на то, как люди работают с информацией, а также на то, как они принимают окончательное решение. Само решение меняется, но ментальные модели остаются прежними. Это преобладающий метод обучения, поскольку он очень удобен.

Двойное обучение

[ редактировать ]

Двухконтурное обучение ( см. схему ниже ) используется, когда необходимо изменить ментальную модель, от которой зависит принятие решения. В отличие от одиночных петель, эта модель включает в себя сдвиг понимания от простого и статического к более широкому и динамичному, например, учету изменений в окружении и необходимости выражения изменений в ментальных моделях. [6]

Процесс обучения
Процесс обратной связи
Одноконтурное обучение
Двойное обучение

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Нерсесян, Нэнси Дж. (1992). «В лаборатории теоретика: мысленный эксперимент как ментальное моделирование» (PDF) . PSA: Материалы проводимого раз в два года собрания Ассоциации философии науки . 1992 (2): 291–301. doi : 10.1086/psaprocbienmeetp.1992.2.192843 . S2CID   141149408 . Проверено 17 июля 2014 г. Современное представление о том, что ментальное моделирование играет важную роль в человеческом рассуждении, было первоначально сформулировано Кеннетом Крейком в 1943 году.
  2. ^ Стаггерс, Нэнси; Норсио, AF (1993). «Ментальные модели: концепции исследования взаимодействия человека и компьютера» (PDF) . Международный журнал человеко-машинных исследований . 38 (4): 587–605. дои : 10.1006/imms.1993.1028 . Проверено 17 июля 2014 г. Хотя Джонсону-Лэрду (1989) обычно приписывают создание термина «ментальная модель», историю этой концепции можно проследить до работы Крейка (1943) под названием « Природа объяснения» .
  3. ^ «Ментальные модели». Архивировано 18 мая 2011 г. в Wayback Machine , отчет на сайте www.lauradove.info.
  4. ^ «Психология человеческих заблуждений» , речь Чарли Мангера
  5. ^ Перейти обратно: а б Суста, Марек. «Несколько слов о системной динамике и системном мышлении» (PDF) (на чешском языке). Пословицы, как на с. 3–9 . Проверено 15 января 2009 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Милдеова С., Войтко В. (2003). Системная динамика (на чешском языке). Прага: Оэкономика. стр. 19–24. ISBN  978-80-245-0626-5 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Форд, Дэвид Н., Стерман, Джон Д. «Извлечение экспертных знаний для улучшения ментальных и формальных моделей» (PDF) . Кембридж, Массачусетс, США – Массачусетский технологический институт. стр. 18–23 . Проверено 11 января 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ «Лидерство к переменам», Ральф Джейкобсон, 2000, глава 5, страница 102
  9. ^ Джонс, Натали А.; Росс, Хелен; Линам, Тимоти; Перес, Паскаль; Лейтч, Энн (2011). «Ментальные модели: междисциплинарный синтез теории и методов» (PDF) . Экология и общество . 16 (1). дои : 10.5751/ES-03802-160146 .
  10. ^ «Mental Modeler: инструмент моделирования когнитивных карт с нечеткой логикой для адаптивного управления окружающей средой» (PDF) . www.mentalmodeler.com . Проверено 28 мая 2019 г.
  11. ^ Макинтайр Дж., Заго М., Бертоз А., Лакуанити Ф. (2001). «Моделирует ли мозг законы Ньютона?». Природная неврология . 4 (7): 693–694. дои : 10.1038/89477 . ПМИД   11426224 . S2CID   30444364 .
  12. ^ Индовина I и др. (2005). «Представление зрительного гравитационного движения в вестибулярной коре человека». Наука . 308 (5720): 416–419. Бибкод : 2005Sci...308..416I . дои : 10.1126/science.1107961 . hdl : 2108/19501 . ПМИД   15831760 . S2CID   22179461 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a120c8b6391c521b82f1c6cba66ac9d__1720711140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/9d/9a120c8b6391c521b82f1c6cba66ac9d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mental model - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)