Методы структурирования проблемы

Методы структурирования проблем ( PSM ) — это группа методов, используемых для моделирования или отображения природы или структуры ситуации или положения дел , которые некоторые люди хотят изменить. [1] PSM обычно используются группой людей в сотрудничестве (а не отдельным человеком) для достижения консенсуса или, по крайней мере, для облегчения переговоров о том, что необходимо изменить. [2] Некоторые широко распространенные PSM [1] включать

В отличие от некоторых методов решения проблем , которые предполагают, что все соответствующие вопросы, ограничения и цели, составляющие проблему, определены заранее или непротиворечивы, PSM предполагают, что не существует единого неоспоримого представления о том, что составляет проблему. [6]

PSM в основном используются с группами людей, но PSM также повлияли на обучение и консультирование отдельных лиц. [7]

История [ править ]

Термин «методы структурирования проблем» как обозначение этих методик начал использоваться в 1980-х годах в области исследования операций . [8] особенно после публикации книги « Рациональный анализ проблемного мира: методы структурирования проблем для сложности, неопределенности и конфликтов» . [9] Некоторые из методов, получивших название PSM, использовались с 1960-х годов. [2]

К мыслителям, которые позже были признаны важными вкладчиками в теорию и практику PSM, относятся: [10]

Типы ситуаций, требующих PSM [ править ]

При обсуждении методов структурирования проблем принято различать два разных типа ситуаций, которые можно считать проблемами. [17] Различие Риттеля и Уэббера между ручными и злыми проблемами ( Rittel & Webber 1973 ) является хорошо известным примером таких типов. [17] В следующей таблице перечислены схожие (но не совсем эквивалентные) различия, проводимые рядом мыслителей между двумя типами «проблемных» ситуаций, которые можно рассматривать как континуум между левой и правой крайностями: [18]

Различные типы ситуаций и мыслители, давшие им названия. [18]
Мыслитель Левый крайний Правый крайний
Риттель и Уэббер Ручная проблема Зловещая проблема
Герберт А. Саймон Запрограммированное решение Незапрограммированное решение
Рассел Л. Акофф Головоломка/Проблема Беспорядок
Джером Равец Техническая проблема Практическая задача
Рональд Хейфец Техническая задача Адаптивная задача
Питер Чекленд Жесткие системы Мягкие системы
Дональд Найс Возвышенность Болото
Барри Джонсон Проблемы, которые нужно решить Полярности, которыми нужно управлять

Обычные проблемы (или головоломки, или технические задачи) имеют относительно точные и простые формулировки, которые часто поддаются решению с помощью заранее определенного технического решения или алгоритма. Понятно, когда эти ситуации изменились настолько, что проблему можно назвать решенной.

Грязные проблемы (или беспорядки, или адаптивные проблемы) имеют множество взаимодействующих проблем с множеством заинтересованных сторон , неопределенностей и не имеют четкой формулировки. Эти ситуации сложны и не имеют правила остановки и окончательной проверки решения.

PSM были разработаны для ситуаций, которые склонны к злой или «мягкой» стороне, когда необходимы методы, помогающие аргументировать или порождающие взаимопонимание различных точек зрения на сложную ситуацию. [17] Другие методы решения проблем лучше подходят для ситуаций, относящихся к «ручной» или «жесткой» стороне, когда требуется надежное и оптимальное решение проблемы, которое можно четко и бесспорно определить.

Характеристики [ править ]

Методы структурирования проблем представляют собой семейство подходов, имеющих разные цели и методы, и многие из них были разработаны независимо до того, как люди начали замечать их семейное сходство. [17] Некоторые ученые отметили общие и различающиеся характеристики ПСМ.

Иден и Акерманн выделили четыре общие характеристики методов структурирования проблем: [19]

  1. Методы направлены на создание «модели, наполненной данными, специфичными для проблемной ситуации». Эти причинно-следственные модели можно анализировать (хотя и по-разному, используя разные методы), и эти модели предназначены для облегчения диалога и переговоров между участниками.
  2. Методы направлены на повышение общей продуктивности групповых процессов. Продуктивность включает в себя создание лучших соглашений, которые с большей вероятностью будут реализованы, и реализацию (насколько это возможно в данной ситуации) таких идеалов, как коммуникативная рациональность и процедурная справедливость .
  3. В методах подчеркивается, что содействие эффективным групповым процессам требует определенного внимания и открытого разговора о власти и политике внутри организаций и между ними. Власть и политика могут стать особенно важными, когда предлагаются серьезные изменения.
  4. Методы предоставляют методы и навыки для облегчения групповых процессов, и они понимают, что такие методы и навыки необходимы для эффективного осмысления , моделирования систем и совместного принятия решений . Люди, использующие PSM, должны обращать внимание на то, что фасилитаторы групп называют процессуальными навыками (управление взаимодействием между людьми посредством нелинейного применения методов) и содержательными навыками (помощь людям в построении достаточно полных моделей данной ситуации).

Розенхед представил еще один список общих характеристик PSM, сформулированный в более предписывающем стиле: [20]

  • Ищите решения, которые удовлетворяют требованиям по отдельным измерениям, а не ищите оптимальное решение по одному измерению.
  • Интегрируйте точные и мягкие (количественные и качественные) данные с социальными суждениями.
  • Создавайте модели, которые максимально прозрачны и проясняют конфликты интерпретации, а не прячут конфликты за нейтральным техническим языком.
  • Рассматривайте людей как агентов, активно участвующих в процессе принятия решений , а не как пассивные объекты, которые нужно моделировать или игнорировать.
  • Упростите процесс структурирования проблемы, насколько это возможно, снизу вверх, а не только сверху вниз со стороны формального руководства организации.
  • Стремитесь сохранить варианты перед лицом неизбежной неопределенности, а не основывать решения на предсказании будущего.

В раннем обзоре литературы по структурированию проблем предлагалось сгруппировать рассмотренные тексты в «четыре направления мысли», которые описывают некоторые основные различия между методами: [21]

  • поток контрольного списка , который представляет собой пошаговое решение технических проблем ( а не структурирование проблем, как оно было определено в PSM, поэтому этот поток не применяется к PSM),
  • поток определений , который в первую очередь представляет собой моделирование отношений между переменными, как описано Акоффом и другими,
  • поток научных исследований , в котором особое внимание уделяется проведению полевых исследований и сбору количественных данных, и
  • «Людской поток », который «рассматривает определение проблем как функцию восприятия людей», как описано Чеклэндом, Иденом и другими.

По сравнению с методами больших групп [ править ]

Мингерс и Розенхед отметили, что существуют сходства и различия между PSM и методами больших групп, такими как «Поиск будущего», «Технологии открытого космоса» и другими. [22] PSM и методы больших групп объединяют людей для обсуждения и обмена различными точками зрения на ситуацию или положение дел, которые некоторые люди хотят изменить. Однако PSM всегда фокусируются на создании достаточно строгой концептуальной модели или когнитивной карты ситуации, тогда как методы больших групп не обязательно делают упор на моделирование, а PSM не обязательно используются с большими группами людей. [22]

с совместной оценкой в ​​сельской По сравнению местности

Существует значительное совпадение или общие характеристики между PSM и некоторыми методами, используемыми в совместной сельской оценке (PRA). Мингерс и Розенхед отметили, что в ситуациях, когда люди имеют низкую грамотность, неграмотные (устные и визуальные) методы, разработанные в PRA, будут необходимым дополнением к PSM, а подходы к моделированию в PSM могут использоваться (и использовались) практиками. ПРА. [23]

Приложения [ править ]

В 2004 году Мингерс и Розенхед опубликовали обзор литературы по статьям, опубликованным в научных журналах и в которых сообщалось о практическом применении PSM. [24] Их обзор литературы охватывал период до 1998 года, который был «относительно ранним периодом развития интереса к PSM». [25] и классифицировал 51 зарегистрированное приложение по следующим областям: общие организационные приложения; информационные системы; технологии, ресурсы, планирование; медицинские услуги; и общие исследования. Примеры заявленных приложений включали: разработку системы парламентских брифингов, моделирование зоопарка Сан-Франциско , разработку бизнес-стратегии и стратегии информационной системы , планирование управления животноводством в Непале, региональное планирование в Южной Африке, моделирование больничных амбулаторных услуг и сбор знаний о пестицидах. [24]

Технологии и программное обеспечение [ править ]

PSM представляют собой общую методологию и не обязательно зависят от электронных информационных технологий . [26] но PSM действительно полагаются на своего рода совместное отображение моделей, которые разрабатывают участники. Совместным дисплеем могут быть флип-чарты , большая доска , стикеры Post-it на стенах конференц-зала и/или персональный компьютер, подключенный к видеопроектору . [26] После использования PSM в сеансе групповой работы вполне нормально, что запись сеанса передается участникам и другим соответствующим людям. [26]

Программное обеспечение для поддержки структурирования проблем включает Banxia Decision Explorer и Group Explorer, [27] которые реализуют когнитивное картирование для разработки и анализа стратегических вариантов (SODA), и Compendium , который реализует IBIS для картирования диалога и связанных с ним методов; [28] аналогичная программа называется Wisdom. [29] Такое программное обеспечение может выполнять различные функции, например, как простая техническая помощь фасилитатору группы во время одного мероприятия или более долгосрочные онлайн- системы поддержки групповых решений .

Некоторые практикующие предпочитают не использовать компьютеры во время групповых занятий из-за влияния, которое они оказывают на групповую динамику , но такое использование компьютеров является стандартным в некоторых PSM, таких как SODA. [27] и отображение диалогов, [28] при котором компьютерное отображение моделей или карт предназначено для наиболее эффективного ведения разговора. [26]

В некоторых ситуациях в процесс структурирования проблемы может быть включено дополнительное программное обеспечение, которое не используется только для PSM; примеры включают электронных таблиц моделирование , программное обеспечение системной динамики. [30] или географические информационные системы . [31] Некоторые практики, которые сосредоточились на построении имитационных моделей системной динамики с участием групп людей, назвали свою рабочую группу «Построение моделей» (GMB) и пришли к выводу, что «GMB - это еще один PSM». [32] GMB также использовался в сочетании с SODA. [33]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розенхед 2013 , с. 1162
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розенхед 1996 , с. 117
  3. ^ Чекленд и Поултер, 2006 г.
  4. ^ Друг и Хиклинг, 2005 г.
  5. ^ Рейнольдс и Холвелл, 2010 , стр. 135–190.
  6. ^ Розенхед 1996 , с. 118
  7. ^ Например: Чаджулис и Хамфрис, 2007 г.
  8. ^ Примеры см.: Норрис 1985 , с. 871; Данн 1988 , с. 720; Лэндис 1988 , стр. 117–119. Уильям Н. Данн писал в 1988 году: «В отсутствие подходящих методов структурирования проблем, как мы можем рассчитывать на формулировку проблем, которые охватывают правильные элементы, например, правильные политические цели, альтернативы и ожидаемые результаты? Учитывая конкретную проблему Короче говоря, как мы узнаем, что мы сформулировали приближенное решение правильной проблемы, а не точное решение неправильной проблемы? ( Данн 1988 , стр. 720)
  9. ^ Розенхед 1989
  10. ^ Розенхед 2013 , с. 1164
  11. ^ Риттель и Уэббер, 1973 г.
  12. ^ Например: Акофф 1974 , Акофф 1979.
  13. ^ Чекленд 1975 , Чекленд 1981
  14. ^ Например: Иден и Симс 1979 , Иден 1982 , Иден и Акерманн 2006.
  15. ^ Например: Джексон и Киз 1984 , Флад и Джексон 1991.
  16. ^ Например: Розенхед 1989 , Мингерс и Розенхед 2001.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Розенхед 2013 , стр. 1163–1164 гг.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эта таблица адаптирована из: Culmsee & Awati 2013 , стр. 108
  19. ^ Иден и Акерманн, 2006 г.
  20. ^ Розенхед 2013 , стр. 1164–1165 гг.
  21. ^ Вулли и Пидд 1981 , стр. 203–204.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мингерс и Розенхед 2004 , с. 548; примеры методов больших групп можно найти в Bunker & Alban 2006.
  23. ^ Мингерс и Розенхед, 2004 , стр. 548–549.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мингерс и Розенхед, 2004 , стр. 541–542.
  25. ^ Розенхед 2013 , с. 1167
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Розенхед 2013 , с. 1170
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Акерманн и Иден, 2011 г .; Розенхед 2013 , с. 1169
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Конклин 2006 ; Калмси и Авати, 2013 г .; Калмзее и Авати, 2014 г.
  29. ^ Маккензи и др. 2006 г.
  30. ^ Например: Родригес-Уллоа и Паукар-Касерес 2005 ; Ховманд 2014 , стр. 83.
  31. ^ Например: Пфайффер и др. 2008 год ; Ферретти 2016
  32. ^ Андерсен и др. 2007 , с.691.
  33. ^ Эррера и др. 2016 год

Ссылки [ править ]

  • Акерманн, Фрэн; Иден, Колин (2011) [1998]. Создание стратегии: планирование стратегического успеха (2-е изд.). Лондон; Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации SAGE . ISBN  9781849201193 . OCLC   754163654 .
  • Чекленд, Питер (1975). «Развитие системного мышления посредством системной практики: методология из программы практических исследований». В Траппле, Роберт ; Ханика, Фрэнсис де Паула (ред.). Прогресс кибернетики и системных исследований . Том. 2. Вашингтон, округ Колумбия: Паб Hemisphere. Корп., стр. 278–283. ISBN  978-0470884768 . OCLC   768420617 .
  • Чеклэнд, Питер ; Поултер, Джон (2006). Обучение для действия: краткое и исчерпывающее описание методологии мягких систем и ее использования для практиков, преподавателей и студентов . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . ISBN  9780470025543 . OCLC   67374920 .
  • Конклин, Э. Джеффри (2006). Картирование диалога: формирование общего понимания непростых проблем . Чичестер, Великобритания; Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . ISBN  978-0470017685 . ОСЛК   60491946 .
  • Калмси, Пол; Авати, Кайлас (2013) [2011]. «Методы структурирования проблем». Путеводитель для еретиков по лучшим практикам: реальность решения сложных проблем в организациях . Блумингтон: iUniverse . стр. 212–245. ISBN  9781462058549 . OCLC   767703320 .
  • Данн, Уильям Н. (июнь 1988 г.). «Методы второго типа: преодоление дикой природы традиционного политического анализа». Обзор политических исследований . 7 (4): 720–737. дои : 10.1111/j.1541-1338.1988.tb00891.x .
  • Иден, Колин; Симс, Дэвид (январь 1979 г.). «О природе проблем в консалтинговой практике». Омега . 7 (2): 119–127. дои : 10.1016/0305-0483(79)90099-9 .
  • Эррера, Хьюго Дж.; Маккардл-Кеурентжес, Марлин Х.Ф.; Видейра, Нуно (ноябрь 2016 г.). «Оценка процессов и результатов упрощенного моделирования: эксперимент, сравнивающий одно- и многометодный подход при построении групповой модели». Групповое решение и переговоры . 25 (6): 1277–1318. дои : 10.1007/s10726-016-9480-z . S2CID   156914319 .
  • Мингерс, Джон; Розенхед, Джонатан, ред. (2001). Возвращение к рациональному анализу проблемного мира: методы структурирования проблем в отношении сложности, неопределенности и конфликтов (2-е изд.). Чичестер, Великобритания; Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья . ISBN  978-0471495239 . OCLC   46601256 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Вельдхус, Гвидо Арьян; Корабельная конюшня, Питер Ван; Руветт, Этьен; Логтенс, Том (июнь 2015 г.). «Совместное структурирование проблем с использованием MARVEL». ЕВРОЖурнал о процессах принятия решений . 3 (3–4): 249–273. дои : 10.1007/s40070-015-0045-1 . hdl : 2066/162275 . S2CID   108617231 .
  • Меткалф, Майк; Састровардойо, Сарас (ноябрь 2013 г.). «Концептуализация сложного проекта и отображение аргументов». Международный журнал управления проектами . 31 (8): 1129–1138. дои : 10.1016/j.ijproman.2013.01.004 .
  • Белтон, Валери; Стюарт, Теодор (2010). «Структурирование проблемы и анализ решений по множеству критериев». В Эрготте, Матиас; Фигейра, Хосе; Греко, Сальваторе (ред.). Тенденции в анализе решений по множеству критериев . Международная серия по исследованию операций и науке управления. Том. 142. Нью-Йорк: Springer Verlag . стр. 209–239. дои : 10.1007/978-1-4419-5904-1_8 . ISBN  9781441959034 .
  • Куппен, EHWJ (Eefje) (2009). Воплощение перспектив в участии: методология конструктивного конфликта для структурирования проблем в диалогах заинтересованных сторон (кандидатская диссертация). Амстердам. hdl : 1871/15611 . ISBN  9789088911354 . ОСЛК   890620243 .
  • О'Брайен, Фрэнсис А.; Дайсон, Роберт Г., ред. (2007). Поддержка стратегии: рамки, методы и модели . Чичестер, Великобритания; Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . ISBN  9780470057186 . OCLC   76073738 .
  • Лист, Деннис (февраль 2004 г.). «Множественное прошлое, сходящееся настоящее и альтернативное будущее». Фьючерсы . 36 (1): 23–43. дои : 10.1016/S0016-3287(03)00140-X .
  • Брайант, Джим (2003). Шесть дилемм сотрудничества: межорганизационные отношения как драма . Чичестер, Великобритания; Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . ISBN  978-0470843925 . OCLC   59464466 .
  • Конклин, Э. Джеффри; Якемович, К. К. Берджесс (сентябрь 1991 г.). «Процессно-ориентированный подход к обоснованию дизайна». Взаимодействие человека и компьютера . 6 (3): 357–391. дои : 10.1207/s15327051hci0603&4_6 .
  • Надлер, Джеральд; Хибино, Сёдзо; Фаррелл, Джон (1995) [1990]. Творческий поиск решений: триумф прорывного мышления над традиционным решением проблем . Роклин, Калифорния: Паб Prima. ISBN  978-1559585675 . ОСЛК   30593721 .