Фасилитатор
Фасилитатор группе — это человек, который помогает людей лучше работать вместе, понимать их общие цели и планировать способы достижения этих целей во время встреч или дискуссий. При этом ведущий остается «нейтральным», то есть не занимает определенную позицию в обсуждении . [1] Некоторые инструменты фасилитатора попытаются помочь группе в достижении консенсуса по любым разногласиям, которые уже существовали или возникают на встрече, чтобы у нее была прочная основа для будущих действий.
Определения [ править ]
Существует множество определений слова «фасилитатор» :
- «Человек, который позволяет группам и организациям работать более эффективно, сотрудничать и достигать синергии . Он или она является «нейтральной по содержанию» стороной, которая, не принимая чью-либо сторону, не выражая и не отстаивая точку зрения во время встречи, может выступать за справедливую открытые и инклюзивные процедуры для выполнения работы группы» – Майкл Дойл [2]
- «Тот, кто вносит структуру и процесс во взаимодействие, чтобы группы могли эффективно функционировать и принимать качественные решения. Помощник и помощник, чья цель — поддерживать других в достижении своих целей». – И. Бенс, стр.viii. [3]
- «Работа фасилитатора состоит в том, чтобы помочь каждому лучше мыслить и практиковаться . Для этого фасилитатор поощряет полное участие, способствует взаимопониманию и культивирует общую ответственность. Помогая каждому мыслить наилучшим образом, фасилитатор позволяет членам группы искать для инклюзивных решений и создания устойчивых соглашений» – Канер и др. [4]
Авторитет [ править ]
Понятие авторитета (ведущего ) может вызвать путаницу. Джон Херон поддерживает три альтернативы (первоначально в образовательном контексте):
- Опекунский авторитет – основан на полномочиях, компетенциях и навыках наставника/фасилитатора. Профессор с докторской степенью по специальности, приглашенный для проведения встречи, получил бы опекунские полномочия благодаря своим знаниям и полномочиям.
- Политическая власть - включая принятие решений. [5] в отношении целей, программы, методов, ресурсов и оценки обучения. Особенно это проявляется в плане планирования.
- Харизматический авторитет – влияние присутствием, стилем и манерами. Это проявляется, в частности, через чувства, противостояние и оценку измерений.
Типы [ править ]
Бизнес-консультанты [ править ]
Бизнес-посредники работают в бизнесе и других официальных организациях, но фасилитаторы могут также работать с множеством других групп и сообществ. Принцип фасилитации заключается в том, что фасилитатор не будет вести группу к ответу, который, по их мнению, является лучшим, даже если у них есть мнение по теме фасилитации. Роль фасилитатора – облегчить группе возможность прийти к собственному ответу, решению или результату.
Это может привести и действительно приводит к организационному конфликту между иерархическим управлением и теориями и практикой расширения полномочий . Фасилитаторам часто приходится выбирать между ними, особенно там, где явные заявления о расширении прав и возможностей не подтверждаются поведением организации. [6]
Помощники по разрешению конфликтов [ править ]
Фасилитаторы по разрешению конфликтов используются в процессах мира и примирения как во время, так и после конфликта . Они поддерживают конструктивный и демократический диалог между группами, придерживающимися различных и обычно диаметрально противоположных позиций. Посредники разрешения конфликтов должны быть беспристрастны по отношению к конфликтующим группам (или обществам) и соблюдать правила демократического диалога. Они не могут принимать чью-либо сторону или выражать личное мнение. Их роль заключается в том, чтобы помочь группам развить общее видение будущего, научиться слушать друг друга, а также понимать и ценить чувства, опыт и позиции противоположной стороны.
Образовательные координаторы [ править ]
Преподаватели, применяющие диалогическое обучение и другие подходы к обучению со сверстниками, часто выступают в роли координаторов. Согласно одному распространенному определению, педагогический координатор имеет тот же уровень знаний об образовании и предмете, что и учитель , но работает с целью заставить учащихся брать на себя как можно больше ответственности за собственное обучение. [7] Преподавателей в колледже Шимер , например, часто называют координаторами из-за их роли в стимулировании обучения, способствуя разговору между студентами о тексте, а не непосредственно инструктируя студентов. [8] При обучении языку учителя могут перейти к вспомогательной роли, чтобы повысить ответственность учащихся за процесс обучения. [9] Эффективное фасилитирование требует самоконтроля и внимательного внимания к деталям взаимодействия, а также к содержанию материала. [10]
Фасилитаторы малых групп [ править ]
Фасилитаторы могут помочь участникам малых и средних групп проработать повестку дня встречи. Фасилитатор часто назначается вместо того, кто когда-то выполнял роль председателя. Вместе с другими должностными лицами координатор назначается на ежегодном общем собрании группы, чтобы исполнять обязанности на предстоящий год. Группы, принявшие эту модель, включают молитвенные группы, мужские группы, писательские группы и другие общественные организации.
Тренеры по обучению [ править ]
Тренинговые координаторы используются в обучении взрослых . Эти координаторы не всегда являются профильными экспертами и пытаются использовать существующие знания участника(ов), а затем облегчить доступ к обучению, где пробелы в знаниях выявляются и согласовываются. Организаторы обучения сосредотачивают внимание на основах образования взрослых: закрепляют существующие знания, развивают их и поддерживают их актуальность. Эта роль отличается от роли тренера, обладающего предметными знаниями. Такой человек возьмет на себя более ведущую роль и проведет группу через программу, предназначенную для передачи совокупности знаний или набора навыков, которые необходимо приобрести. (См. орган опеки выше.)
Фасилитаторы комплексного решения [ править ]
Фасилитаторы комплексного подхода — это координаторы в сообществе социальных служб. Термин «объемный подход» относится к широкому, целостному подходу, используемому координаторами с учетом ряда факторов. Первоначально они обслуживали подростков-инвалидов, вступающих во взрослую жизнь. Теперь в их число входят координаторы, обслуживающие детей в возрасте от 0 до 3 лет, нуждающихся в услугах. Вне встреч фасилитатор организует встречи, вовлекает членов команды и контролирует их выполнение. Во время встреч координатор возглавляет и управляет командой, поддерживая участников в нужном направлении и поощряя обсуждение, основанное на сильных сторонах, направленное на удовлетворение потребностей ребенка. Фасилитатор поощряет равное участие членов команды.
Навыки [ править ]
- См. «Содействие (бизнес)» для получения информации о конкретных навыках и видах деятельности.
Чтобы стать хорошим координатором, необходимо много навыков. Основные навыки фасилитатора заключаются в следовании хорошей практике проведения встреч: хронометраж, следование согласованной повестке дня и ведение четкого учета. Навыки более высокого порядка включают наблюдение за группой и ее отдельными людьми в свете групповой динамики . Кроме того, координаторам также необходимы различные навыки слушания, включая умение перефразировать; завязать разговор; выманивать людей; баланс участия; и освободить место для более сдержанных членов группы (Канер и др., 1996). Для роли фасилитатора крайне важно обладать знаниями и навыками, позволяющими вмешиваться таким образом, чтобы способствовать творчеству группы, а не отнимать его.
Успешный фасилитатор воплощает в себе уважение к другим и внимательное осознание многих слоев реальности в человеческой группе .
В случае, если консенсус не может быть достигнут, ведущий помогает группе понять различия, которые ее разделяют.
Фасилитаторам также требуется хорошее понимание процессов – как обеспечить групповое принятие решений, структурирование программ для достижения соответствующих результатов, решение проблем и т. д.
Ассоциации и организации [ править ]
Международная ассоциация фасилитаторов (IAF) была основана в 1994 году для продвижения и поддержки фасилитации как профессии. [11] IAF поддерживает программу сертифицированных профессиональных фасилитаторов. С компетенциями сертифицированного профессионального фасилитатора можно ознакомиться на сайте IAF. [12] Этими основными компетенциями являются: (1) Создание совместных отношений с клиентами; (2) Планировать соответствующие групповые процессы; (3) Создать и поддерживать среду участия; (4) Направлять группу к соответствующим и полезным результатам; (5) Приобретать и поддерживать профессиональные знания и; (6) Образуйте позитивное профессиональное отношение.
Международный институт фасилитации (INIFAC) был основан в 2003 году для поддержки и продвижения программы сертификации фасилитации — программы сертифицированного мастера-фасилитатора. [13] С компетенциями сертифицированного мастера-фасилитатора можно ознакомиться на сайте INIFAC. [14]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Бенс, виИнгрид (2012). Содействие с легкостью! Основные навыки координаторов, руководителей и членов групп, менеджеров, консультантов и тренеров . Сан-Франциско: Уайли.
- ^ Майкл Дойл, цитата: Канер и др., 2007, стр. xiii.
- ^ Бенс, И. (2012) Фасилитация: ваш карманный справочник по фасилитации (3-е издание). Салмен, Нью-Хэмпшир: GOAL/QPC.
- ^ Сэм Канер и коллеги (2007), с. 32.
- ^ Херон, Дж. Полное руководство фасилитатора (1999) Страница Когана ISBN 0-7494-2798-1
- ^ Уэрретт, Р. The Compleat Biz , (2009) Reroq Publishing ISBN 978-0-9561305-0-1
- ^ Андерхилл, Адриан (1999). «Содействие в преподавании языка». В Арнольде, Джейн (ред.). Влияние на изучение языка . п. 126. ИСБН 0521650410 .
- ^ Гонсалес, Остин; Станевич, Кайл (22 сентября 2013 г.). «Перекрестное зачисление в колледж Шимер оказалось приятным опытом» . Технические новости . Архивировано из оригинала 3 января 2015 г. Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Андерхилл 1999 , с. 125.
- ^ Андерхилл 1999 , стр. 133–140.
- ^ Устав Международной ассоциации фасилитаторов (PDF) . Июнь 2022 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ «Компетенции для сертификации» . Iaf-world.org . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ «INIFAC – Международный институт упрощения формальностей | INIFAC, Международный институт упрощения формальностей» . Inifac.org . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ «Компетенции мастера-фасилитатора | INIFAC, Международный институт фасилитации» . Inifac.org. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 г. Проверено 4 февраля 2014 г.
Библиография [ править ]
- Бенс, И. Содействие с легкостью!: Пошаговое руководство с настраиваемыми рабочими листами на компакт-диске , (2000) Джосси-Басс, ISBN 0-7879-5194-3
- Фасилитация групп: журнал исследований и приложений , IAF, ISSN 1534-5653 (печать) и ISSN 1545-5947 (онлайн)
- Хоган, К.Ф. (1999), Содействие обучению , Мельбурн, Австралия: Эрудиции, ISBN 1-86491-005-4
- Хоган, К.Ф. (2000), Содействие расширению прав и возможностей , Лондон: Коган Пейдж, ISBN 978-0749432973
- Хоган, К.Ф. (2002), Понимание фасилитации , Лондон: Коган Пейдж, ISBN 0 7494 3826 6
- Хоган, К.Ф. (2003), Практическое содействие , Лондон: Коган Пейдж, ISBN 0 7494 3827 4
- Хоган, К.Ф. (2007), Содействие мультикультурным группам: Практическое руководство , Лондон: Коган Пейдж, ISBN 0749444924
- Канер С., Линд Л., Толди К., Фиск С. и Бергер Д. Руководство для фасилитаторов по совместному принятию решений , (2007) Джосси-Басс; ISBN 0-7879-8266-0
- Шуман, С. (Ред) Справочник IAF по фасилитации групп: передовой опыт ведущей организации в фасилитации , (2005) Джосси-Басс ISBN 0-7879-7160-X
- Шуман, С. (ред.) Создание культуры сотрудничества: Справочник IAF , (2006) Джосси-Басс ISBN 0-7879-8116-8
- Шварц, Р. Опытный координатор , (3-е издание, 2017 г.) Джосси-Басс ISBN 978-1119064398
- Зайферт, Дж. В. Визуализация – презентация – содействие: перевод немецкой классической литературы , (2012) Габал, ISBN 978-3-86936-394-3
- Уилкинсон, М. Эффективный фасилитатор , (2004) Джосси-Басс ISBN 0-7879-7578-8