Дональд Найс
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Дональд А. Найс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 13 сентября 1997 г. Бостон, Массачусетс | (66 лет)
Образование | Йельский университет (бакалавр) Сорбонна Гарвардский университет (доктор философии) |
Род занятий | Теоретик обучения, философ |
Работодатель(и) | Артур Д. Литтл, Inc. С |
Супруг | Нэнси Квинт |
Дети | Эллен, Эндрю, Элизабет, Сьюзен |
Дональд Алан Шён (19 сентября 1930 — 13 сентября 1997) — американский философ и профессор городского планирования в Массачусетском технологическом институте . Он разработал концепцию рефлексивной практики и внес вклад в теорию организационного обучения .
Образование и карьера
[ редактировать ]Он родился в Бостоне и вырос в Массачусетсе, в Бруклине и Вустере . [ 1 ] После получения степени бакалавра в Йельском университете он получил степень магистра и доктора философии в Гарвардском университете . Его диссертация касалась Джона Дьюи теории исследования . [ 2 ] Он также учился в Сорбонне в Париже и продолжил углубленное изучение музыки (фортепиано и кларнет). [ 1 ] [ 3 ]
В течение многих лет Шон работал в крупной консалтинговой фирме Arthur D. Little вместе с Раймондом Хайнером , с которым он работал над своими идеями, которые привели к его первой плодотворной работе «Смещение концепций» . Фактически эта оригинальная работа представляла собой новую интерпретацию истории идей всех времен — дополнение к работе Томаса Куна или даже более точный взгляд на динамику изобретений. Его более поздние работы предвещали неизгладимый интерес к тонким процессам, посредством которых технологические и другие изменения поглощаются (или нет) социальными системами. В 1970 году он прочитал Рейтские лекции для BBC о том, как происходит обучение в организациях и обществах, находящихся в постоянном движении. Эти презентации были впоследствии опубликованы в его книге «За пределами стабильного состояния» . [ 1 ]
Дональд Шен стал приглашенным профессором Массачусетского технологического института в 1968 году и остался в 1972 году на должности профессора городских исследований и образования Форда. [ 3 ] Он оставался там до своей смерти в 1997 году. За эти десятилетия его долгое сотрудничество с экспертом по образованию взрослых и организационному поведению Крисом Аргирисом позволило получить ключевое понимание вопроса о том, как организации развиваются, адаптируются, учатся или терпят неудачу в выполнении этих важнейших задач. Их сотрудничество привело к созданию в 1970-х годах двух книг — «Теория на практике» и «Организационное обучение» , последняя из которых была полностью переработана и опубликована в 1996 году под названием «Организационное обучение II» .
Взносы
[ редактировать ]Дональд Шен представил несколько важных организационных концепций в широком спектре прикладных областей. Он предложил идею «генеративной метафоры» как образного описания социальных ситуаций, обычно неявного и даже полусознательного, но определяющего способы решения проблем. [ 4 ] Например, он утверждал, что практика описания проблемных районов в центре города как городского «упадка» и, следовательно, принятие мер, основанных на идее болезни, привела к катастрофическим проектам «обновления городов» в 1960-х годах. [ 5 ] В стремлении к обновлению района трущоб подход, основанный на метафорическом представлении о том, что это «порча» или больное тело, будет другим, если этот район метафорически рассматривается как естественное сообщество с подавленным естественным ростом. [ 4 ]
Шён также разработал концепцию «систем обучения», поскольку он был пионером исследований, направленных на изучение возможности обучения на надиндивидуальном уровне. [ 6 ] он назвал правительство штата примером системы обучения В 1971 году в книге «За пределами стабильного государства» . [ 7 ] Два года спустя он далее объяснил, что «система обучения должна быть такой, в которой динамический консерватизм действует на таком уровне, чтобы позволять изменение состояния без невыносимой угрозы основным функциям, которые система выполняет для себя». [ 8 ]
Шён посвятил трилогию книг, в том числе «Практик рефлексивного мышления» (1983), своим аргументам в пользу размышления и своей идее исследования рефлексивной практики . [ 9 ] Это возникло из-за самопровозглашенной неспособности понять процесс планирования, в том числе из-за его неспособности определить, чему его ученики научились из опыта полевой работы. [ 10 ] Затем Шён обратился к этой проблеме, когда развил свою концепцию «отражения в действии», объясненную в книге. Это включало изучение процессов мышления, разговора и взаимодействия с помощью серии тематических исследований с участием различных специалистов, работающих в области инженерии, архитектуры, менеджмента, психотерапии и городского планирования. [ 11 ] [ 12 ] Его модель заставила практиков пересмотреть роль технических знаний по сравнению с «артистизмом» в развитии профессионального мастерства. Концепция наиболее заметно повлияла на изучение педагогического образования, профессий здравоохранения и социальной защиты, а также архитектурного дизайна. [ 13 ] Это было продемонстрировано в том, как это повлияло на конструктивистских реформаторов педагогического образования, которые изучали архитектуру и другие профессиональные практики. [ 14 ] Шен также раскритиковал то, что он назвал приверженностью высших учебных заведений взгляду на знания, который характеризуется «избирательным невниманием к профессиональной компетентности». [ 15 ] В контексте рефлексивной практики Шен предложил заменить доминирующую эпистемологию технического рационализма своей структурой рефлексии в действии. [ 9 ] Его работа способствовала преобразованию Департамента городского и регионального планирования Массачусетского технологического института в Департамент городских исследований и планирования. [ 10 ]
Шён также разработал «Разговор с ситуацией» — подход к пониманию процесса проектирования. [ 11 ] С помощью серии тематических исследований он объяснил, что модели мышления, разговоров и взаимодействия разных типов профессионалов, отнесенных к дизайнерам (архитекторов, градостроителей, инженеров, психоаналитиков, ученых и бизнес-менеджеров), схожи с тем, как они выполняют свою работу. стратегические шаги, которые аналогичны «разговору с ситуацией» и после которых ситуация «отвечает». [ 16 ]
Вместе со своим коллегой из Массачусетского технологического института Мартином Рейном Шен в 1994 году изложил так называемую фреймовую рефлексию , которая предписывала критическую общую реконструкцию «рамок» социальных проблем, которые в противном случае считались само собой разумеющимися, и выступала за обучение на системном уровне для поиска решений «неразрешимых политических проблем». споры». [ нужна ссылка ] Шён утверждал, что необходим сдвиг в рамках нашего восприятия – от общепринятых рамок к критическому осмыслению и трансформационному обучению. [ 17 ]
Большая часть его более поздних работ была связана с размышлениями на практике и концепцией систем обучения. Его карьера охватывала три области в этой области: 1) обучающееся общество; 2) профессиональное обучение и эффективность; и 3) рефлексивный практик. [ 18 ] Вместе с Крисом Аргирисом Шен заложил основу для большей части управленческих взглядов на описательные и интервенционистские аспекты исследований в области обучения. [ 19 ] Одна из их теорий утверждает, что организации и отдельные лица должны быть гибкими и должны учитывать уроки, извлеченные на протяжении всей своей жизни, что известно как организационное обучение . Его интерес и участие в джазовой музыке вдохновили его преподавать концепцию импровизации и «думания на ходу», а также то, что посредством обратной связи из опыта, обучения и практики мы можем постоянно совершенствовать нашу работу (будь то образовательную или нет) и стать «рефлексивный практик». Таким образом, работа Шёна соответствует и распространяется на сферу многих областей практики, ключевых теорий образования двадцатого века, таких как эмпирическое образование , и работ многих из его наиболее важных теоретиков, а именно Джона Дьюи , Курта Левина , Карла Роджерса и Дэвид А. Колб .
Шен считал, что люди и организации должны быть гибкими и учитывать свой жизненный опыт и уроки, извлеченные на протяжении всей жизни. Это также известно как организационное обучение (Fulmer, 1994). [ 20 ] Организационное обучение основано на двух вещах. Первый — это одноконтурное обучение, а второй — двухконтурное обучение. Первое относится к процессу, который происходит, когда организации корректируют свою деятельность, чтобы идти в ногу с меняющимися рыночными условиями. И тогда последнее относится не только к адаптации к рынку, но и к созданию новых и лучших способов достижения бизнес-целей (Fulmer, 1994). [ 20 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Дональд Шен был женат на скульпторе Нэнси Шен. [ 21 ] которая особенно известна своей инсталляцией в Бостонском общественном саду семейства бронзовых уток из детской классической книги Макклоски « Дайте дорогу утятам ». [ 22 ] Нэнси Шон завершила серию работ под названием «Отражающий жираф» в честь своего покойного мужа с жирафом в качестве центрального символа. [ 23 ]
Основные работы
[ редактировать ]- Смещение понятий . Лондон: Тависток, 1963.
- Технологии и перемены: Новый Гераклит . Оксфорд: Пергамон, 1967.
- За пределами стабильного государства . Хармондсворт: Пингвин / Нью-Йорк: Нортон, 1973 г.
- (совместно с К. Аргирисом) Теория на практике: Повышение профессиональной эффективности . Сан-Франциско: Джосси-Басс, 1974.
- (совместно с К. Аргирисом) Организационное обучение: теория действия . Ридинг, Массачусетс: Аддисон-Уэсли, 1978.
- Рефлексивный практик: Как профессионалы думают в действии . Лондон: Темпл Смит, 1983.
- Обучение рефлексивного практика . Сан-Франциско: Джосси-Басс, 1987.
- (ред.) Рефлексивный поворот: тематические исследования в образовательной практике . Нью-Йорк: Педагогический колледж (Колумбия), 1991 г.
- (совместно с М. Рейном) Рамочная рефлексия: на пути к разрешению трудноразрешимых политических противоречий . Нью-Йорк: Основные книги, 1994.
- (совместно с К. Аргирисом) Организационное обучение II: Теория, метод и практика . Ридинг, Массачусетс: Аддисон Уэсли, 1996.
Библиография составлена в марте 2015 года. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дональд Шон на infed.org, доступ в июле 2007 г.
- ^ Фишлер, Рафаэль (2012). «Рефлексивная практика». В Саньяле, Бишваприя; Вейл, Лоуренс; Розан, Кристина Д. (ред.). Важные идеи планирования: пригодность для жизни, территориальность, управление и рефлексивная практика . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 9780262017602 .
- ^ Jump up to: а б «Профессор Дональд Шон из DUSP умирает в 66 лет» . Новости МТИ . Массачусетский технологический институт. 17 сентября 1997 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Анкерсмит, Франция (1996). Эстетическая политика: политическая философия за пределами фактов и ценностей . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 261. ИСБН 978-0-8047-2730-3 .
- ^ Пинкер, Стивен (2007). Материал мысли: язык как окно в человеческую природу . Нью-Йорк: Пингвин. стр. 244 . ISBN 978-0-670-06327-7 .
- ^ Деберг, Иветт; Харрисон, Джеймс Р. (2015). Преподавание богословия в век технологий . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 338–339. ISBN 9781443882637 .
- ^ Блэкмор, Крис (2010). Системы социального обучения и сообщества практиков . Дордрехт: Springer Science & Business Media. п. 5. ISBN 9781849961325 .
- ^ Горрилл, Хелен ; Журно, Джилл (2017). Коллективное и совместное рисование в современной практике: беседы о рисовании . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 50. ISBN 9781527503472 .
- ^ Jump up to: а б Лайонс, Нона (7 апреля 2010 г.). Справочник по размышлению и рефлексивному исследованию: определение способа познания для профессионального рефлексивного исследования . Нью-Йорк: Springer Science & Business Media. стр. 191 . ISBN 9780387857435 .
- ^ Jump up to: а б Фрэнк, Андреа И.; Сильвер, Кристофер (2017). Образование в области городского планирования: начало, глобальное движение и перспективы на будущее . Чам, Швейцария: Springer. п. 59. ИСБН 978-3-319-55966-7 .
- ^ Jump up to: а б Болан, Ричард С. (2017). Философские запутанности городского планирования: трудный диалектический путь от знаний к действиям . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. п. 245. ИСБН 978-1-315-30921-7 .
- ↑ Шён, Д.А., «Практик-рефлексивщик: как профессионалы думают в действии» , по состоянию на 3 февраля 2023 г.
- ^ Бранденбург, Робин; Глассвелл, Кэтрин; Джонс, Меллита; Райан, Жозефина (2017). Рефлексивная теория и практика в педагогическом образовании . Сингапур: Спрингер. п. 28. ISBN 9789811034299 .
- ^ Вакс, Леонард Дж. (2014). Лидеры философии образования: интеллектуальные автопортреты (вторая серия) . Роттердам: Издательство Sense. п. 164. ИСБН 9789462097575 .
- ^ Шуп, Дональд (20 октября 2017 г.). Высокая стоимость бесплатной парковки: обновленное издание . Рутледж. ISBN 9781351178068 .
- ^ Болан, Ричард С. (2017). Философские запутанности городского планирования: трудный диалектический путь от знаний к действиям . Оксон: Тейлор и Фрэнсис. п. 245. ИСБН 9781138233591 .
- ^ Эбботт, Кристина; Тейлор, Пол (2013). Обучение действию в социальной работе . Таузенд-Оукс, Калифорния: Обучение имеет значение. п. 32. ISBN 9781446275344 .
- ^ Нельсон, Ли; Грум, Райан; Потрак, Пол (2016). Обучение спортивному коучингу: теория и применение . Оксон: Рутледж. п. 50. ISBN 978-1-138-81656-5 .
- ^ Малви, Анджела (2021). Обучение и развитие сотрудников разных поколений: рост талантов среди сотрудников разного возраста . Оксон: Рутледж. п. 20. ISBN 9780367264963 .
- ^ Jump up to: а б Фулмер, Роберт М., «Модель изменения способа обучения организаций». Обзор планирования [публикация Форума планирования] Май – июнь 1994 г.: 20+. Общий OneFile. Веб.
- ^ Нэнси Найс
- ^ Даксбери, Нэнси; Гарретт-Петтс, WF; МакЛеннан, Дэвид (2015). Культурное картирование как культурное исследование . Оксон: Рутледж. ISBN 978-1-317-58800-9 .
- ^ Рэймидж, Магнус; Шипп, Карен (2009). Системные мыслители . Лондон: Springer Science & Business Media. п. 288. ИСБН 978-1-84882-524-6 .
- ^ Ньюман, Стивен; ван дер Ваарде, Карел. «Хорошая библиография» . Проверено 21 марта 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Профиль Infed.org на Шоне