Jump to content

Методология мягких систем

Методология мягких систем (SSM) — это организованный образ мышления. [ нужны разъяснения ] это применимо к проблемным социальным ситуациям и управлению изменениями с помощью действий. Он был разработан в Англии учеными Ланкастерского системного департамента на основе десятилетней исследовательской программы. [1] [2] [3] [4]

Обзор [ править ]

Методология мягких систем была разработана в первую очередь Питером Чеклэндом в результате 10-летних исследований с его коллегами, такими как Брайан Уилсон . Этот метод был основан на многочисленных более ранних процессах системного проектирования, в первую очередь из-за того факта, что традиционное «жесткое» системное мышление не могло учитывать более крупные организационные проблемы со многими сложными взаимосвязями. SSM в первую очередь используется при анализе сложных ситуаций, когда существуют разные взгляды на определение проблемы. [5]

Эти сложные ситуации известны как «мягкие проблемы». Обычно это проблемы реального мира, цели и задачи которых сами по себе проблематичны. Примеры «мягких» проблем включают в себя: Как улучшить предоставление медицинских услуг? и Как справиться с бездомностью среди молодежи? Мягкие подходы подразумевают, что взгляд людей на мир будет постоянно меняться, и их предпочтения также будут меняться.

В зависимости от текущих обстоятельств ситуации попытка прийти к согласию по проблеме может быть трудной, поскольку может потребоваться принять во внимание множество факторов, таких как различные виды методов, используемых для решения этих проблем. Кроме того, Питер Чеклэнд отошел от идеи «очевидных» проблем и начал работать с ситуациями, создавая концепции моделей, чтобы использовать их в качестве источника вопросов, помогающих решить проблему. Затем методологии мягких систем начали превращаться в организованное обучение. система.

Модели целенаправленной деятельности могли быть объявлены с использованием мировоззрений, то есть они никогда не были моделями реальных действий. Тем не менее, те, которые имеют отношение к раскрытию информации и спорам о реальных действиях, привели к тому, что их стали называть эпистемологическими устройствами, которые можно было использовать для дискурса и дебатов. Различие между повседневным миром и системным мышлением заключалось в том, чтобы привлечь внимание к сознательному использованию системного языка при разработке интеллектуальных устройств, которые использовались для структурирования дебатов или исследования решаемой проблемной ситуации. [5]

В своей «классической» форме методология состоит из семи шагов, при этом первоначальная оценка проблемной ситуации приводит к моделированию нескольких систем человеческой деятельности , которые можно считать соответствующими проблемной ситуации. Собрав всех соответствующих людей, которые принимают решения в этой ситуации, собраться вместе, сесть за дискуссию и исследование определения проблемы. Только тогда лица, принимающие решения в указанной ситуации, с большей вероятностью придут к взаимному соглашению, которое урегулирует любые споры или проблемы и поможет найти решение относительно того, какие именно изменения могут быть системно желательными и осуществимыми в данной ситуации.

Более поздние объяснения идей дают более сложный взгляд на этот системный метод и уделяют больше внимания поиску методологии относительно ее философской основы. На практике наиболее широко используется более ранняя классическая точка зрения (созданная Питером Чеклэндом). Распространенной критикой этой более ранней методологии является то, что она следует слишком линейному подходу. Сам Чеклэнд согласился, что прежняя методология «довольно банальна». [4] Самые продвинутые аналитики SSM [ ВОЗ? ] Однако согласитесь, что классический взгляд — это простой способ для неопытных аналитиков изучить методологию SSM.

SSM успешно используется в качестве методологии бизнес-анализа в различных областях. Реальные примеры широкого спектра применения SSM включают исследования по применению SSM в сахарной промышленности. [6] ведущие к улучшению отношений с деловыми партнерами , успешное использование в качестве подхода в управлении проектами [7] путем прямого вовлечения заинтересованных сторон или помощи в управлении бизнесом [8] путем улучшения коммуникации между заинтересованными сторонами . Он оказался полезным подходом к анализу процессов преподавания и обучения. [9] поскольку он не требует определения конкретной проблемы в качестве отправной точки, что привело к «нестандартным» предложениям по улучшению. SSM даже использовался правительством Великобритании в рамках переоценки методологии структурированного системного анализа и проектирования ( SSADM ) разработки систем . [10]

Даже профессиональные исследователи, которые принимают изменение структуры мышления за чистую монету, демонстрируют ту же тенденцию искажать восприятие мира, а не изменять психическую структуру, с которой мы ориентируемся. Неудача классических систем в сложных «управленческих» проблемных ситуациях во время исследовательской программы привела к изучению адекватности системного мышления.

Методика описана в нескольких книгах и многих научных статьях. [11] [4] [2]

SSM остается наиболее широко используемым и практическим применением системного мышления . [12] [13] [14] и другие системные подходы, такие как критическое системное мышление, вобрали в себя многие из его идей.

Эволюция представлений [ править ]

В SSM происходил постепенный процесс развития методологии в целом с 1972 по 1990 год. За этот период времени были разработаны четыре различных представления SSM, которые становились более сложными и в то же время менее структурированными и более широкими по своему охвату. [5]

Блоки и стрелы 1972 ) (

Первые исследования в рамках исследовательской программы были проведены в 1969 году, а первое описание того, что стало SSM, было опубликовано тремя годами позже в статье под названием «На пути к системной методологии решения реальных проблем» (Checkland 1972). В этой статье методология мягких систем представлена ​​как последовательность этапов с возвратом к предыдущим этапам. Последовательность была следующей: анализ, определение корней соответствующих систем, концептуализация, сравнение и определение изменений, выбор изменений для реализации, проектирование. изменений, реализации и оценки.

Общая цель внедрения изменений вместо внедрения или улучшения системы подразумевает, что мышление продолжалось в результате этого раннего опыта, даже если прямые стрелки на диаграммах и прямоугольные блоки в некоторых моделях теперь могут вводить в заблуждение!

Семь этапов ( ) 1981

Методология мягких систем (МСМ) — мощный инструмент, используемый для анализа очень сложных организационных и системных проблем, не имеющих очевидного решения. Методология включает семь шагов, позволяющих найти жизнеспособное решение поставленной проблемы. Семь шагов:

  1. Введите ситуацию, в которой были выявлены проблемные ситуации.
  2. Решите проблему
  3. Сформулировать основные определения соответствующих систем целенаправленной деятельности.
  4. Создайте концептуальные модели систем, названных в основных определениях. Эта методология возникает в результате выявления проблем / выявления проблем внутри организации и поиска способов их решения. Определение корневого определения также описывает корневое назначение системы.
  5. Стадия сравнения: системный мыслитель должен сравнить воспринимаемые концептуальные модели с интуитивным восприятием реальной ситуации или сценария. Чеклэнд определяет этот этап как сравнение этапа 4 со этапом 2, формально «сравнение 4 с 2». Части проблемной ситуации, проанализированные на этапе 2, должны быть рассмотрены вместе с концептуальной моделью (моделями), созданной на этапе 4, это помогает достичь «полного» сравнения.
  6. Выявленные проблемы должны теперь сопровождаться возможными и желательными изменениями, которые явно помогут решить проблемную ситуацию, основанную на данной системе. Следует учитывать системы человеческой деятельности и другие аспекты системы, чтобы обеспечить мягкое системное мышление и потребности Мамфорда с помощью потенциальных изменений. Эти потенциальные изменения не следует предпринимать до шага 7, но они должны быть достаточно осуществимыми, чтобы можно было принять меры для улучшения проблемной ситуации.
  7. Принять меры по улучшению проблемной ситуации

Два потока (1988) [ править ]

Двухпотоковая модель SSM признает решающе важную роль истории в человеческих делах, и для данной группы людей их история определяет, что будет считаться значимым и как это будет оцениваться. Это выражение SSM представлено как подход, воплощающий не только поток анализа, основанный на логике (через модели деятельности), но также культурный и политический поток, который позволяет выносить суждения о согласовании между конфликтующими интересами, которые могут быть достижимы людьми. заинтересованы и которые позволят принять меры.

Это конкретное выражение ССМ стирает разделительную линию между миром проблемной ситуации и миром системного мышления. [5]

основных вида деятельности ( Четыре ) 1990

Модель четырех видов деятельности является скорее знаковой, чем описательной, и включает культурный поток анализа в четыре вида деятельности. Четыре вида деятельности: [5] Семиэтапная модель представляет собой подход, который применяет реальные ситуации, как в большом, так и в малом, а также в государственном и частном секторах. Четыре основных вида деятельности были созданы для того, чтобы обеспечить более гибкое использование SSM, и раньше они включали больше культурных аспектов рабочего места в концепцию SSM. Эти четыре вида деятельности используются для того, чтобы показать, что SSM не обязательно использовать строго; он здесь, чтобы показать реальную жизнь и не быть скованным. Четыре основных вида деятельности следует рассматривать как отдельную концепцию, а не как описательное описание, включающее культурный поток анализа.

  1. Выяснение проблемной ситуации, в том числе культурно/политической
  2. Формулирование некоторых соответствующих моделей целенаправленной деятельности: создание и рисование конкретных схематических иллюстраций процессов деятельности, происходящих в организации, которые показывают соответствующие процессы, которые происходят в структурированном порядке, и визуально изображают любую проблемную ситуацию, показывая поток одного действия к другому. . Примером этого может быть диаграмма метода методологии мягких систем, которая представляет собой «концептуальную модель», которая представляет собой представление человеческих действий в системе, или «карту системы архитектуры», которая является визуальным представлением реализации. разделов программной системы.
  3. Обсуждение ситуации, использование моделей и поиск в ходе этих дебатов обоих:
    • изменения, которые улучшили бы ситуацию и считаются как желательными, так и (культурно) осуществимыми, и
    • согласование между конфликтующими интересами, которое позволит действовать
  4. Принятие мер в ситуации для улучшения ситуации

КОШКА [ править ]

В 1975 году Дэвид Смит, исследователь из отдела Чекленда, заметил, что SSM был наиболее успешным, когда определение корня включало определенные элементы. Эти элементы, выраженные в мнемоническом обозначении CATWOE, идентифицируют людей, процессы и окружающую среду, которые способствуют возникновению ситуации, вопроса или проблемы, требующей анализа. [15]

Это используется, чтобы побудить задуматься о том, чего пытается достичь бизнес. Более подробно CATWOE помогает исследовать систему, подчеркивая корни, которые включают преобразование входных данных в выходные данные. CATWOE помогает бизнесу, поскольку анализирует разрыв между текущими и полезными системами. Бизнес-перспективы помогают бизнес-аналитику учитывать влияние любого предлагаемого решения на вовлеченных людей. В основном в этом участвуют заинтересованные стороны, что позволяет им проверять сделанные ими предположения, поскольку все заинтересованные стороны будут иметь разные мнения по поводу определенных проблем и возможностей. Метод CATWOE помогает получить лучшие и достижимые результаты, а также избежать дополнительных проблем с использованием шести элементов. Шесть элементов CATWOE:

[16]

  • Клиенты. Кто является бенефициарами бизнес-процесса самого высокого уровня и как проблема влияет на них?
  • Действующие лица – человек или люди, непосредственно участвующие в трансформации (Т) части CATWOE (Checkland & Scholes, 1999, стр. 35). Реализация и участие участников позволяют преобразовать входные данные в выходные данные (Checkland & Scholes, 1999, стр. 35). Действующие лица также являются заинтересованными сторонами, поскольку их действия могут повлиять на процесс трансформации и систему в целом. Поскольку актеры принимают непосредственное участие в происходящем, у них также есть «холон», с помощью которого они интерпретируют внешний мир (Checkland & Scholes, 1999, стр. 19), и поэтому то, как они видят ситуацию, будет влиять на их работу и успех.
  • Процесс трансформации. Одним словом, изменения являются центром системы трансформации; процесс трансформации более важен для системы бизнес-решений. Это связано с тем, что именно такие изменения преследует система устойчивого развития «Индустрия 5.0». Цель системы трансформации, в которой применяются изменения, имеет ценность. Например, при переработке винограда в вино цель Изменения состоит в том, чтобы предоставить потребителям винограда большую ценность винограда (продукта), тем самым систематически поддерживая ценность продукта. Какая трансформация лежит в основе системы — превращение винограда в вино, превращение непроданных товаров в проданные товары, превращение общественной потребности в удовлетворенную общественную потребность? Одним словом, это означает, что изменения являются центром системы трансформации; процесс становления важнее системы бизнес-решений. Это связано с тем, что именно изменение – это то, что решает практическая цель системы системного устойчивого развития Индустрии 2.0. Цель системы трансформации, в которой происходят изменения, обеспечивает изменения, а значит, и результаты. Например, при переработке винограда в вино цель Изменения состоит в том, чтобы предоставить представителям общественных интересов или участвующим в виноградарстве большую ценность продукта, тем самым более систематически поддерживая ценность продукта.
  • Weltanschauung (или мировоззрение) – Какова общая картина и каковы более широкие последствия этой проблемы? «Слово Weltanschauung — это немецкое слово, не имеющее настоящего английского эквивалента. Оно относится ко «всем вещам, которые вы считаете само собой разумеющимся», и связано с нашими ценностями». Но наиболее близким переводом было бы «мировоззрение», которое представляет собой коллективное изложение убеждений заинтересованных сторон, придающих смысл основному определению. Модель системы деятельности человека в целом.
  • Владелец – кому принадлежит расследуемый процесс или ситуация и какую роль они будут играть в решении?
  • Экологические ограничения. Каковы ограничения и ограничения, которые повлияют на решение и его успех?

CATWOE также может быть связан с целостным анализом множественных выгод из-за множества точек зрения, которые принимаются во внимание. Кроме того, он понимает перспективы и проблемы различных заинтересованных сторон, участвующих в системах человеческой деятельности, придерживаясь основных ценностей мягкого системного мышления, что позволяет оценить множество точек зрения при хорошем управлении знаниями.

Система деятельности человека [ править ]

Систему человеческой деятельности можно определить как «понятийную систему (т.е. не существующую в какой-либо материальной форме), в которой люди осуществляют некоторую деятельность, достигающую определенной цели». [17]

В большинстве систем будет множество систем человеческой деятельности, интегрированных в единую систему. Системы человеческой деятельности могут использоваться в SSM для формирования мировоззрения ( Weltanschauung ) у людей, попавших в проблемные ситуации. Во всех системах человеческой деятельности предполагается, что все действующие лица внутри них будут действовать в соответствии со своими собственными мировоззрениями.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Чекланд, П.Б. (2001) Методология мягких систем, в Дж. Розенхеде и Дж. Мингерсе (ред.), Рациональный анализ для проблемного мира. Возвращение. Чичестер: Уайли [ нужна страница ]
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чекленд, Питер (ноябрь 2000 г.). «Методология мягких систем: тридцатилетняя ретроспектива». Системные исследования и поведенческая наука . 17 (С1). doi : 10.1002/1099-1743(200011)17:1+<::AID-SRES374>3.0.CO;2-O .
  3. ^ Checkland PB (1981), Системное мышление, Системная практика, Wiley [ред. 1999 г., изд.]
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чекленд П.Б. и Скоулз, Дж. (1990) Мягкие системы в действии, Wiley [ред. 1999 г., изд.] [ нужна страница ]
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Чекленд, Питер; Скоулз, Джим (1999). Методология мягких систем в действии: 30-летняя ретроспектива ([Новое изд.] Изд.). Чичестер, Великобритания: Wiley. ISBN  0-585-26918-1 . OCLC   222718086 . [ нужна страница ]
  6. ^ Прочес, КПГ; Бодханья, С. «Применение методологии мягких систем в сахарной промышленности» . Международный журнал качественных методов . Журналы мудрецов. дои : 10.1177/160940691501400101 .
  7. ^ Винтер, М. (21 декабря 2017 г.). «Структурирование проблем в управлении проектами: применение методологии мягких систем (SSM)». Журнал Общества операционных исследований . 57 (7): 802–812. дои : 10.1057/palgrave.jors.2602050 .
  8. ^ Паукар-Касерес, Альберто; Харт, Дайан; Рома и Вержес, Жоан; Сьерра-Лозано, Дэвид (26 августа 2015 г.). «Применение методологии мягких систем к практике управления семейным бизнесом в Каталонии». Системные исследования и поведенческая наука . 33 (3). Интернет-библиотека Wiley: 312–323. дои : 10.1002/sres.2356 .
  9. ^ Патель, Нандиш В. (1 февраля 1995 г.). «Применение методологии мягких систем к реальному процессу преподавания и обучения». Международный журнал управления образованием . 9 : 13–23. дои : 10.1108/09513549510075998 .
  10. ^ Миддлтон, П. (15 июня 1999 г.). «Управление развитием информационной системы в бюрократии». Информационные и программные технологии . 41 (8). Королевский университет Белфаста: 473–482. doi : 10.1016/S0950-5849(99)00015-4 – через ScienceDirect.
  11. ^ Checkland PB (1981), Системное мышление, Системная практика, Wiley [ред. 1999 г., изд.] [ нужна страница ]
  12. ^ Аугустссон, Ханна; Чуррука, Кейт; Брейтуэйт, Джеффри (14 сентября 2019 г.). «Возобновление методов управления изменениями в здравоохранении: аргументы в пользу методологии мягких систем и ее применения в научно обоснованной практике» . Исследование услуг здравоохранения BMC . 19 (1): 666. doi : 10.1186/s12913-019-4508-0 . ПМК   6744652 . ПМИД   31521156 .
  13. ^ Ламе, Гийом; Жуини, Уалид; Сталь-Ле Кардинал, Жюли (24 июня 2019 г.). «Сочетание методологии мягких систем, этнографических наблюдений и моделирования дискретных событий: практический пример лечения рака» . Журнал Общества операционных исследований . 71 (10): 1545–1562. дои : 10.1080/01605682.2019.1610339 .
  14. ^ Мехреган, М. Реза; Хоссейнзаде, Махназ; Каземи, Алия (1 января 2012 г.). «Применение методологии мягких систем» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 41 : 426–433. дои : 10.1016/j.sbspro.2012.04.051 .
  15. ^ Смит, Д.С.; Чекленд, П.Б. (1976). «Использование системного подхода: структура корневых определений». Журнал прикладного системного анализа . 5 (1): 75–83.
  16. ^ Джарвис, Крис. «Архив открытого бизнес-обучения: CATWOE и методология мягких систем» . Крис Джарвис для проекта BOLA. Архивировано из оригинала 1 апреля 2009 г. Проверено 9 апреля 2009 г.
  17. ^ Патчинг, Дэвид (1990). Практический анализ мягких систем . Лондон: Питман. ISBN  0273032372 . ОСЛК   22240151 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Книги [ править ]

  • Ависон Д. и Фицджеральд Г. (2006). Разработка информационных систем. методологии, методы и инструменты (4-е изд.). Макгроу-Хилл Образование.
  • Уилсон Б. и ван Хаперен К. (2015) Мягкое системное мышление, методология и управление изменениями (включая историю факультета системной инженерии Ланкастерского университета), Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN   978-1-137-43268-1 .
  • Чекленд, П.Б. и Дж. Скоулз (2001) «Методология мягких систем в действии», в книге Дж. Розенхеда и Дж. Мингерса (редакторы), «Возвращение к рациональному анализу проблемного мира». Чичестер: Уайли
  • Чекленд, П.Б. и Поултер, Дж. (2006) Обучение для действия: краткий подробный отчет о методологии мягких систем и ее использовании для практиков, преподавателей и студентов, Уайли , Чичестер. ISBN   0-470-02554-9
  • Чекланд, Системное мышление ПБ, Системная практика , John Wiley & Sons Ltd., 1981, 1998. ISBN   0-471-98606-2
  • Чекленд, П.Б. и С. Холвелл «Информация, системы и информационные системы» , John Wiley & Sons Ltd., 1998. ISBN   0-471-95820-4
  • Уилсон, Б. Системы: концепции, методологии и приложения , John Wiley & Sons Ltd., 1984, 1990. ISBN   0-471-92716-3
  • Уилсон, Б. Методология мягких систем , John Wiley & Sons Ltd., 2001. ISBN   0-471-89489-3

Статьи [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61a8e272c80e6128f5fee991dc260bdb__1718291640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/db/61a8e272c80e6128f5fee991dc260bdb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soft systems methodology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)