Скрытый и явный порядок
Неявный порядок и явный порядок — это онтологические концепции квантовой теории, придуманные физиком-теоретиком Дэвидом Бомом в начале 1980-х годов. Они используются для описания двух разных рамок понимания одного и того же явления или аспекта реальности. В частности, эти концепции были разработаны для объяснения причудливого поведения субатомных частиц , которое квантовая физика описывает и предсказывает с элегантной точностью, но изо всех сил пытается объяснить. [1]
В книге Бома « Целостность и импликативный порядок» он использовал эти понятия, чтобы описать, как появление таких явлений может проявляться по-разному или может характеризоваться различными основными факторами в зависимости от контекстов, таких как масштабы. [2] Неявный (также называемый «свернутым») порядок рассматривается как более глубокий и фундаментальный порядок реальности. Напротив, явный или «развернутый» порядок включает абстракции, которые обычно воспринимают люди. Как он писал:
- В свернутом [или имплицитном] порядке пространство и время больше не являются доминирующими факторами, определяющими отношения зависимости или независимости различных элементов. Скорее, возможен совершенно иной тип базовой связи элементов, из которого наши обычные представления о пространстве и времени, а также представления об отдельно существующих материальных частицах абстрагируются как формы, производные от более глубокого порядка. Эти обычные понятия фактически появляются в так называемом «явном» или «развёрнутом» порядке, который представляет собой особую и выдающуюся форму, содержащуюся в общей совокупности всех имплицитных порядков ( Бом 1980 , стр. xv).
Обзор
[ редактировать ]Понятие импликативного и экспликативного порядка подчеркивает примат структуры и процесса над отдельными объектами. Последние рассматриваются как простые аппроксимации основного процесса. При таком подходе считается, что квантовые частицы и другие объекты обладают лишь ограниченной степенью стабильности и автономии. [3]
Бом считал, что странность поведения квантовых частиц вызвана ненаблюдаемыми силами, утверждая, что пространство и время на самом деле могут быть получены из еще более глубокого уровня объективной реальности. По словам Ф. Дэвида Пита , Бом считал, что то, что мы принимаем за реальность, — это «поверхностные явления, явные формы, которые временно развернулись из основного скрытого порядка». То есть импликативный порядок — это основа, из которой возникает реальность . [4]
Неявный порядок как алгебра
[ редактировать ]Бом, его коллега Бэзил Хили и другие физики из Биркбек-колледжа работали над моделью квантовой физики, в которой неявный порядок представлен в форме соответствующей алгебры или другой предгеометрии . Они рассматривали само пространство-время как часть явного порядка, связанного с имплицитным порядком, который они называли предпространством. Пространственно -временное многообразие и свойства локальности и нелокальности возникают из порядка в таком предпространстве. А. М. Фрескура и Хили предположили, что алгебра может поддерживать неявный порядок, причем явный порядок содержится в различных представлениях этой алгебры. [5] [6]
По аналогии с Альфреда Норта Уайтхеда : понятием «реального события» [7] Бом рассматривал понятие момента : момент - это не полностью локализуемое событие, при этом событиям разрешено перекрываться. [8] и будучи связанными в общем неявном порядке: [9]
Я предполагаю, что каждый момент времени является проекцией общего импликативного порядка. Термин «проекция» здесь является особенно удачным выбором не только потому, что его общее значение подходит для того, что необходимо, но также и потому, что его математическое значение как операции проецирования P — это именно то, что требуется для разработки этих понятий в терминах квантовая теория.
Бом подчеркнул первостепенную роль структуры импликативного порядка: [10]
Я считаю, что математика квантовой теории имеет дело прежде всего со структурой имплицитного предпространства и с тем, как из него возникает явный порядок пространства и времени, а не с движениями физических объектов, таких как частицы и поля. (Это своего рода расширение того, что делается в общей теории относительности, которая имеет дело в первую очередь с геометрией и лишь во вторую очередь с сущностями, описываемыми в рамках этой геометрии.)
Явный порядок и квантовая запутанность
[ редактировать ]Центральное место в схеме Бома занимают корреляции между наблюдаемыми объектами, которые кажутся разделенными большими расстояниями в явном порядке (например, конкретный электрон здесь, на Земле, и альфа-частица в одной из звезд галактики Абеля 1835 года , которая тогда была возможным кандидатом на самую дальнюю известная человечеству галактика с Земли), проявления скрытого порядка. В квантовой теории существует запутанность таких объектов.
Этот взгляд на порядок неизбежно отходит от любого понятия, которое влечет за собой сигнализацию и, следовательно, причинность. Корреляция наблюдаемых не предполагает причинного влияния, и в схеме Бома последнее представляет «относительно» независимые события в пространстве-времени; и, следовательно, объяснять порядок.
Общее основание для сознания и материи
[ редактировать ]Имплицитный порядок представляет собой предложение общей метафизической концепции, в терминах которой утверждается, что материя и сознание могут быть поняты одновременно, в том смысле, что предполагается, что и материя, и сознание: (i) заключают в себе структуру целого в каждом регионе, и (ii) включают в себя непрерывные процессы раскрытия и раскрытия. Например, в случае с материей такие сущности, как атомы, могут представлять собой непрерывное свертывание и раскрытие, которое проявляется как относительно стабильная и автономная сущность, которую можно наблюдать как следующую относительно четко определенному пути в пространстве-времени. В случае с сознанием Бом указал на доказательства, представленные Карлом Прибрамом, о том, что воспоминания могут быть свернуты в каждой области мозга, а не локализованы (например, в определенных областях мозга, клетках или атомах).
Бом продолжил:
Как и в нашем обсуждении материи в целом, теперь необходимо перейти к вопросу о том, каким образом в сознании явный порядок является тем, что проявляется... проявленное содержание сознания по существу основано на памяти, которая и позволяет такому содержанию проявляться. поддерживаться в достаточно постоянной форме. Конечно, чтобы сделать возможным такое постоянство, необходимо также, чтобы это содержание было организовано не только посредством относительно устойчивых ассоциаций, но и с помощью правил логики и наших основных категорий пространства, времени, причинности, всеобщности и т. д. ... будет прочный фон повторяющихся, стабильных и отдельных особенностей, на фоне которого преходящие и меняющиеся аспекты непрерывного потока опыта будут рассматриваться как мимолетные впечатления, которые имеют тенденцию упорядочиваться и упорядочиваться главным образом с точки зрения обширная совокупность относительно статического и фрагментарного содержания [воспоминаний]. [11]
Бом также утверждал, что «как и в случае с сознанием, каждый момент имеет определенный явный порядок и, кроме того, он охватывает все остальные, хотя и по-своему. Таким образом, отношение каждого момента в целом ко всем остальным подразумевается его совокупностью. содержание: способ, которым оно «удерживает» все остальные, заключенные в нем». Бом характеризует сознание как процесс, в котором в каждый момент содержание, которое ранее было имплицитным, теперь становится явным, а содержание, которое раньше было эксплицитным, становится имплицитным.
Действительно, можно сказать, что наша память представляет собой частный случай описанного выше процесса, поскольку все записанное хранится в клетках мозга, а они являются частью материи в целом. Таким образом, повторяемость и стабильность нашей собственной памяти как относительно независимой субтотальности осуществляется как часть того же самого процесса, который поддерживает повторяемость и стабильность в проявленном порядке материи в целом. Отсюда следует, что явный и проявленный порядок сознания в конечном счете не отличается от порядка материи вообще. [12]
Аналогии
[ редактировать ]Аналогия с каплями чернил
[ редактировать ]Бом также использовал термин «развертывание» для характеристики процессов, в которых явный порядок становится значимым (или «релевантным»). Бом также сравнивает развертывание с декодированием телевизионного сигнала для создания осмысленного изображения на экране . Сигнал, экран и телевизионная электроника в этой аналогии представляют собой неявный порядок, тогда как создаваемое изображение представляет собой явный порядок. Он также использует пример, в котором каплю чернил можно ввести в очень вязкое вещество (например, глицерин ), при этом вещество вращается очень медленно, так что диффузия вещества незначительна. В этом примере капля становится нитью, которая, в свою очередь, со временем становится невидимой. Однако, вращая вещество в обратном направлении, капля может существенно реформироваться. По мнению Бома, когда она невидима, можно сказать, что порядок капли чернил как узора заложен в веществе.
В рамках другой аналогии Бом предлагает нам рассмотреть узор, полученный путем небольших надрезов на сложенном листе бумаги и последующего его буквального разворачивания. Широко разнесенные элементы узора на самом деле представляют собой один и тот же исходный разрез сложенного листа бумаги. Здесь разрезы сложенной бумаги представляют собой неявный порядок, а развернутый узор представляет собой явный порядок.
Голограммы и имплицитный порядок
[ редактировать ]Бом использовал голограмму как средство характеристики имплицитного порядка, отмечая, что каждая область пластинки фотографической , на которой можно наблюдать голограмму, содержит внутри себя целое трехмерное изображение, которое можно рассматривать с разных точек зрения. То есть каждый регион содержит целое и неделимое изображение. По словам Бома:
Здесь заложен зародыш нового понятия порядка. Этот порядок не следует понимать исключительно как регулярное расположение объектов (например, в рядах) или как регулярное расположение событий (например, в серии). Скорее, полный порядок в некотором неявном смысле содержится в каждой области пространства и времени. Слово «неявный» основано на глаголе «вовлекать». Это означает «сворачиваться внутрь»… поэтому мы можем прийти к выводу, что в некотором смысле каждая область содержит целостную структуру, «завернутую» внутри нее». [13]
Бом отметил, что, хотя голограмма передает неделимую целостность, она, тем не менее, статична.
С этой точки зрения на порядок законы представляют собой инвариантные отношения между явными сущностями и структурами, и поэтому Бом утверждал, что в физике явный порядок обычно проявляется в хорошо сконструированных экспериментальных контекстах, как, например, в ощутимо наблюдаемых результатах приборов. Однако, что касается имплицитного порядка, Бом попросил нас вместо этого рассмотреть возможность того, «что физический закон должен относиться прежде всего к порядку неделимой целостности содержания описания, подобному тому, который обозначается голограммой, а не к порядку анализа такого порядка». содержание на отдельные части...». [14]
Неявный порядок в искусстве
[ редактировать ]В работе «Наука, порядок и творчество» (Бом и Пит, 1987) изложены примеры неявных порядков в науке, а также неявных порядков, относящихся к живописи, поэзии и музыке.
Бом и Пит подчеркивают роль ордеров различной сложности, влияющих на восприятие произведения искусства в целом. Они отмечают, что импликативные приказы доступны человеческому опыту . Они относятся, например, к более ранним нотам, которые звучат при прослушивании музыки, или к различным резонансам слов и образов, которые воспринимаются при чтении или слушании стихов.
Кристофер Александер лично обсудил свою работу с Бомом и указал на связь между его работой и идеей Бома о подразумеваемом порядке в «Природе порядка» . [15]
Бом фигурирует как вымышленный персонаж в романе «Волна» британского писателя Лохлана Блума . Роман включает в себя несколько повествований и исследует многие концепции работы Бома о неявных и явных порядках. [16]
Вызовы некоторым общепринятым взглядам
[ редактировать ]Предлагая это новое понятие порядка, Бом открыто бросил вызов ряду принципов, которые, по его мнению, являются фундаментальными для многих научных работ:
- что явления сводятся к фундаментальным частицам и законам, описывающим поведение частиц, или, в более общем смысле, к любым статичным (т. е. неизменным) сущностям, будь то отдельные события в пространстве-времени , квантовые состояния или статические сущности какой-то другой природы;
- Что касается (1), то человеческое знание наиболее фундаментально связано с математическим предсказанием статистических совокупностей частиц;
- что анализ или описание любого аспекта реальности (например, квантовой теории, скорости света) может быть неограниченным в своей области значимости;
- что декартова система координат или ее расширение до криволинейной системы является глубочайшей концепцией основного порядка как основы для анализа и описания мира;
- что в конечном итоге существует устойчивое различие между реальностью и мышлением и что существует соответствующее различие между наблюдателем и наблюдаемым в эксперименте или любой другой ситуации (кроме различия между относительно отдельными сущностями, действительными в смысле явного порядка); и
- что в принципе возможно сформулировать окончательное представление о природе реальности, т. е. теорию всего .
Предложения Бома время от времени отвергались в основном на основании таких принципов.Его парадигма в целом противоположна редукционизму , а некоторые рассматривают ее как форму онтологического холизма . По этому поводу Бом отметил преобладающие среди физиков взгляды на то, что «мир предполагается состоящим из набора отдельно существующих, неделимых и неизменяемых «элементарных частиц», которые являются фундаментальными «строительными блоками» всей Вселенной... кажется, среди физиков существует непоколебимая вера в то, что либо такие частицы, либо какой-то другой вид, который еще предстоит открыть, в конечном итоге сделает возможным полное и последовательное объяснение всего» ( Бом 1980 , стр. 173).
В концепции порядка Бома приоритет отдается неделимому целому и скрытому порядку, присущему целому, а не частям целого, таким как частицы, квантовые состояния и континуумы. Это целое охватывает все вещи, структуры , абстракции и процессы, включая процессы, которые приводят к (относительно) стабильным структурам, а также те, которые включают метаморфозу структур или вещей. С этой точки зрения части могут быть объектами, которые обычно считаются физическими , такими как атомы или субатомные частицы , но они также могут быть абстрактными объектами, такими как квантовые состояния. Каковы бы ни были их природа и характер, согласно Бому, эти части рассматриваются в терминах целого, и в этом смысле они составляют относительно отдельные и независимые «подтоталити». Следовательно, из этой точки зрения следует, что нет ничего фундаментально отдельного или независимого.
Бом 1980 , с. 11, сказал: «Новую форму прозрения, возможно, лучше всего назвать «Неделимой целостностью в плавном движении». Эта точка зрения подразумевает, что поток в некотором смысле предшествует потоку «вещей», которые, как можно видеть, формируются и растворяются в этом потоке. " По мнению Бома, яркий образ этого чувства анализа целого дают вихревые структуры в текущем потоке . Такие вихри могут быть относительно стабильными структурами внутри непрерывного потока, но такой анализ не подразумевает, что структуры потока имеют какое-либо резкое разделение или что они буквально являются отдельными и независимо существующими объектами; скорее, они фундаментально неделимы. Таким образом, согласно взглядам Бома, целое находится в непрерывном движении и, следовательно, называется голодвижением (движением целого).
Квантовая теория и теория относительности
[ редактировать ]Ключевой мотивацией Бома в предложении нового понятия порядка была хорошо известная несовместимость квантовой теории с теорией относительности . Бом 1980 , с. xv резюмировал положение дел, которое, по его мнению, существует:
...в теории относительности движение непрерывно, причинно детерминировано и четко определено, тогда как в квантовой механике оно прерывисто, не причинно детерминировано и не четко определено. Каждая теория придерживается своих собственных представлений о существенно статических и фрагментарных способах существования (относительность отдельных событий, связанных сигналами , а квантовая механика — к четко определенному квантовому состоянию). Таким образом, становится очевидным, что необходим новый тип теории, который откажется от этих основных положений и в лучшем случае восстановит некоторые существенные черты старых теорий как абстрактные формы, полученные из более глубокой реальности, в которой преобладает нерушимая целостность.
Бом утверждал, что теория относительности и квантовая теории находятся в фундаментальном противоречии в этих существенных отношениях и что новая концепция порядка должна начинаться с того, на что указывают обе теории: неделимой целостности. Это не следует понимать так, что он выступал за отказ от столь мощных теорий. Он утверждал, что каждая из них актуальна в определенном контексте — то есть наборе взаимосвязанных условий внутри явного порядка — а не имеет неограниченную область применения, и что очевидные противоречия проистекают из попыток чрезмерного обобщения путем наложения теорий друг на друга, подразумевая большую общность или более широкую значимость, чем это в конечном итоге оправдано. Так, Бом 1980 , стр. 156–167 утверждал: «... в достаточно широких контекстах такие аналитические описания перестают быть адекватными... «закон целого» обычно включает в себя возможность описания «ослабления» аспектов. друг от друга, так что они будут относительно автономны в ограниченном контексте... однако любая форма относительного автономия (и гетерономия ) в конечном счете ограничивается голономией , так что в достаточно широком контексте такие формы рассматриваются как просто аспекты, относящиеся к голодвижению, а не как разрозненные и отдельно существующие вещи во взаимодействии».
Теория скрытых переменных
[ редактировать ]Прежде чем разработать свой подход неявного порядка , Бом предложил теорию скрытых переменных в квантовой физике (см. Интерпретацию Бома ). По словам Бома, основной мотивацией для этого было просто показать возможность таких теорий. По этому поводу Бом 1980 , с. 81 сказал: «...следует иметь в виду, что до того, как было сделано это предложение, существовало широко распространенное мнение, что никакая концепция какой-либо скрытой переменной вообще, даже если она была абстрактной и гипотетической, не могла бы соответствовать квантовая теория». Бом 1980 , с. 110 также утверждал, что «демонстрация возможности теории скрытых переменных может служить в более общем философском смысле напоминанием о ненадежности выводов, основанных на предположении о полной универсальности некоторых особенностей данной теории, какими бы общими они ни были». область действия, по-видимому, такова». Другим аспектом мотивации Бома было указать на путаницу, которая, по его мнению, существовала в квантовой теории. О доминирующих подходах в квантовой теории он сказал: «...мы хотим просто указать, что вся эта линия подхода восстанавливает на абстрактном уровне статистических возможностей тот же вид анализа на отдельные и автономные компоненты во взаимодействии, которые отрицается на более конкретном уровне отдельных объектов» ( Бом 1980 , с. 174).
См. также
[ редактировать ]- Брахман
- Прямой реализм
- Гербертсмитит
- Герметизм
- Голографический принцип
- Импликатура
- сеть Индры
- Интерпретации квантовой механики
- Мереология
- Монадология
- Нейтральный монизм
- Ноумен
- Квантовая запутанность
- Квантовый разум
- Репрезентативный реализм
- Струнная сеть
- даосизм
- Топологический порядок
- Трансцендентальный идеализм
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бом, Дэвид (2004). О диалоге . Нью-Йорк: Рутледж. п. 114. ИСБН 978-0-415-33641-3 .
- ^ Дэвид Бом: Целостность и подразумеваемый порядок , Routledge, 1980 ( ISBN 0-203-99515-5 ).
- ^ П. Пюлкканен, Б. Дж. Хили, И. Пяттиниеми: подход и индивидуальность Бома , arXiv: 1405.4772v3 , версия 3 от 28 ноября 2014 г.
- ^ Ф. Дэвид Пит, Нелокальность в природе и познании , стр. 297–311. В: М. Е. Карвалло (7 марта 2013 г.). Природа, познание и система II: текущие системно-научные исследования естественных и когнитивных систем, том 2: о дополнительности и за ее пределами . Springer Science & Business Media. п. 304. ИСБН 978-94-011-2779-0 .
- ^ Ф.А.М. Фрескура, Б.Дж. Хили: Алгебры, квантовая теория и предпространство , стр. 3–4 (опубликовано в Revista Brasileira de Fisica, специальный том, июль 1984 г., Os 70 anos de Mario Schonberg, стр. 49–86)
- ^ См. Также: Работа Бома и Хили о неявных порядках, предпространстве и алгебраических структурах.
- ^ А. Н. Уайтхед, Процесс и реальность , исправленное издание, изд. Д. Гриффин и Д. Шерберн (Нью-Йорк: Macmillan, 1978), стр. 18 и далее.
- ^ Дэвид Бом: Время, подразумеваемый порядок и предпространство, В: Дэвид Р. Гриффин: Физика и окончательное значение времени , State University of New York Press, 1986, ISBN 0-88706-113-3 , стр. 177–208, стр. 183
- ^ Дэвид Бом: Время, подразумеваемый порядок и предпространство , В: Дэвид Р. Гриффин: Физика и окончательное значение времени , State University of New York Press, 1986, ISBN 0-88706-113-3 , стр. 177–208, стр. 189
- ^ Дэвид Бом: Время, подразумеваемый порядок и предпространство , В: Дэвид Р. Гриффин: Физика и окончательное значение времени , State University of New York Press, 1986, ISBN 0-88706-113-3 , стр. 177–208, стр. 192–193.
- ^ Бом 1980 , с. 205
- ^ Бом 1980 , с. 208
- ^ Бом 1980 , с. 149
- ^ Бом 1980 , с. 147
- ^ Кристофер Александер: Природа порядка , Книга 4 - Светящаяся земля: Очерк строительного искусства и природы Вселенной , Центр структуры окружающей среды, ISBN 978-0-9726529-4-0 , сноски 19 и 20 на стр. 336 , цит. по с. 323
- ^ Интервью The Short Story: Лохлан Блум , 12 сентября 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бом, Дэвид (1980), Целостность и подразумеваемый порядок , Лондон: Routledge, ISBN 0-7100-0971-2
- Бом, Дэвид ; Хили, Би Джей (1993), Неразделенная Вселенная , Лондон: Routledge, ISBN 0-415-06588-7
- Кауфман, С. (1995). Дома во Вселенной . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . твердый переплет: ISBN 0-19-509599-5 , мягкая обложка ISBN 0-19-511130-3
- Кауфман, С. (2000). Расследования . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Кун, Т.С. (1961). Функция измерения в современной физической науке . ИГИЛ , 52, 161–193.
- Шопенгауэр, А. (1819/1995) (1995), Мир как воля и идея , Лондон: Everyman, ISBN 0-460-87505-1
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) ( Д. Дерман , Ред.; Дж. Берман , Пер.). - Майкл Талбот . Голографическая вселенная , Harpercollins (1991)
- Пааво Пюлкканен . Познание, имплицитный порядок и реализм тропического леса , Футура, том. 31, нет. 2/2012, стр. 74–83.
- Джой, СР (2017). Маленькая книга сознания: голономная теория мозга Прибрама и неявный порядок Бома, Институт Виолы, ISBN 978-0-9988785-4-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общество Дэвида Бома
- Интервью с Дэвидом Бомом . Интервью с Бомом по этому конкретному вопросу, проведенное Ф. Дэвидом Питом .
- Отрывок из «Голографической вселенной» — проводит параллели с некоторыми переживаниями шведского мистика XVIII века Эмануэля Сведенборга и идеями Дэвида Бома .
- Институт восприятия знаний мышления Страница неявного заказа