Таксономия Блума
Таксономия Блума представляет собой набор из трех иерархических моделей, используемых для классификации целей образовательного обучения по уровням сложности и специфичности. Эти три списка охватывают цели обучения в когнитивной, аффективной и психомоторной сферах. Список когнитивных областей был основным направлением большинства традиционного образования и часто используется для структурирования целей обучения, оценок и мероприятий по учебной программе.
Модели были названы в честь Бенджамина Блума , который возглавлял комитет преподавателей, разработавший таксономию. Он также редактировал первый том стандартного текста « Таксономия образовательных целей: классификация образовательных целей» . [1] [2]
История
[ редактировать ]Публикация « Таксономии образовательных целей» последовала за серией конференций с 1949 по 1953 год, которые были призваны улучшить взаимодействие между преподавателями по вопросам разработки учебных программ и экзаменов. [3]
Первый том таксономии, Справочник I: Когнитивная [1] второй том «Справочника II: Аффективность» . был опубликован в 1956 году, а в 1964 году вышел [4] [5] [6] [7] [8] Пересмотренная версия таксономии когнитивной области была создана в 2001 году. [9]
Когнитивная область (основанная на знаниях)
[ редактировать ]В оригинальной версии таксономии 1956 года когнитивная сфера разбита на шесть уровней целей, перечисленных ниже. [10] В пересмотренном издании таксономии Блума 2001 года уровни имеют немного другие названия и изменен их порядок: «Запомнить», «Понять», «Применить», «Анализировать», «Оценить» и «Создать» (а не «Синтезировать»). [9] [11]
Уровень | Описание | Пример |
---|---|---|
Знание | Знание предполагает узнавание или запоминание фактов, терминов, основных понятий или ответов без обязательного понимания того, что они означают. Некоторые характеристики могут включать в себя:
|
Назовите три распространенных сорта яблок. |
Понимание | Понимание предполагает демонстрацию понимания фактов и идей путем организации, обобщения, перевода, обобщения, описания и формулирования основных идей. | Кратко изложите отличительные характеристики яблок Голден Делишес и яблок Гренни Смит. |
Приложение | Применение предполагает использование полученных знаний для решения проблем в новых ситуациях. Это предполагает применение приобретенных знаний, фактов, методов и правил. Учащиеся должны уметь использовать предыдущие знания для решения проблем, выявлять связи и отношения, а также то, как они применяются в новых ситуациях. | Могут ли яблоки предотвратить цингу — заболевание, вызванное дефицитом витамина С? |
Анализ | Анализ включает в себя изучение и разбиение информации на составные части, определение того, как эти части связаны друг с другом, выявление мотивов или причин, формирование выводов и поиск доказательств в поддержку обобщений. Его характеристики включают в себя:
|
Сравните четыре способа подачи блюд, приготовленных из яблок, и выясните, какие из них приносят наибольшую пользу для здоровья. |
Синтез | Синтез предполагает построение структуры или шаблона из различных элементов; это также относится к соединению частей в целое или объединению частей информации для формирования нового значения. Его характеристики включают в себя:
|
Превратите «нездоровый» рецепт яблочного пирога в «полезный» рецепт, заменив выбранные вами ингредиенты. Приведите доводы в пользу пользы для здоровья использования ингредиентов, которые вы выбрали, по сравнению с оригинальными. |
Оценка | Оценка включает в себя представление и защиту мнений путем вынесения суждений об информации, обоснованности идей или качестве работы на основе набора критериев. Его характеристики включают в себя:
|
Какие сорта яблок подходят для выпечки пирога и почему? |
Аффективная сфера (основанная на эмоциях)
[ редактировать ]Навыки в аффективной сфере описывают то, как люди реагируют эмоционально , и их способность чувствовать боль или радость других живых существ. Аффективные цели обычно направлены на осознание и развитие отношений , эмоций и чувств.
В аффективной сфере есть пять уровней, которые проходят через процессы низшего порядка к высшему.
Уровень | Описание |
---|---|
Получение | Самый низкий уровень; студент пассивно обращает внимание. Без этого уровня обучение невозможно. Получение также связано с памятью и признанием ученика. |
Отвечая | Студент активно участвует в процессе обучения, а не только обращает внимание на стимул; студент тоже каким-то образом реагирует. |
Оценка | Учащийся придает значение объекту, явлению или информации. Учащийся связывает ценность или некоторые ценности с полученными знаниями. |
Организация | Учащийся может объединить различные ценности, информацию и идеи и разместить их в своей собственной схеме ; Студент сравнивает, связывает и уточняет то, что было изучено. |
Характеристика | Учащийся на этом уровне пытается построить абстрактные знания. |
Психомоторная область (основанная на действии)
[ редактировать ]Навыки в психомоторной сфере описывают способность физически манипулировать инструментом или инструментом, например рукой или молотком. Психомоторные цели обычно направлены на изменение или развитие поведения или навыков.
Блум и его коллеги никогда не создавали подкатегорий для навыков в психомоторной сфере, но с тех пор другие преподаватели создали свои собственные психомоторные таксономии. [7] Симпсон (1972) предложил семиуровневую таксономию. [12]
Уровень | Описание | Примеры | Ключевые слова |
---|---|---|---|
Восприятие | Способность использовать сенсорные сигналы для управления двигательной активностью: от сенсорной стимуляции через выбор сигналов до перевода. |
|
|
Набор | Готовность действовать: включает умственную, физическую и эмоциональную установки. Эти три набора представляют собой диспозиции, которые предопределяют реакцию человека на различные ситуации (иногда называемые установками мышления). Это подразделение психомоторики тесно связано с подразделением аффективной области «реагирование на явления». |
|
|
Управляемый ответ | Ранние этапы обучения сложному навыку, включающему имитацию, метод проб и ошибок: Адекватность результатов достигается практикой. |
|
|
Механизм | Промежуточный этап в освоении сложного навыка: выученные реакции стали привычными, и движения можно выполнять с некоторой уверенностью и мастерством. |
|
|
Сложный явный ответ | Умелое выполнение двигательных действий, включающих сложные модели движений. Навык характеризуется быстрым, точным и высокоскоординированным выполнением, требующим минимального количества энергии. В эту категорию входит исполнение без колебаний и автоматическое исполнение. Например, игроки часто издают звуки удовлетворения или ругательства, как только они ударяют по теннисному мячу или бросают футбольный мяч, потому что по ощущениям от действия они могут определить, к какому результату приведет. |
|
|
Приспособление | Навыки хорошо развиты, и человек может изменять модели движений в соответствии с особыми требованиями. |
|
|
Происхождение | Создание новых моделей движений, соответствующих конкретной ситуации или конкретной проблеме. Результаты обучения подчеркивают творческий подход, основанный на высокоразвитых навыках. |
|
|
Определение знаний
[ редактировать ]В приложении к Справочнику I дано определение знания , которое служит вершиной альтернативной, обобщенной классификации образовательных целей. Это важно, поскольку таксономия широко использовалась в других областях, таких как управление знаниями, возможно, вне контекста. «Знание, как оно определено здесь, включает в себя вспоминание конкретных и универсальных вещей, воспоминание о методах и процессах или воспоминание о шаблоне, структуре или обстановке». [13]
Таксономия изложена следующим образом:
- 1.00 Знания
- 1.10 Знание специфики
- 1.11 Знание терминологии
- 1.12 Знание конкретных фактов
- 1.20 Знание способов и средств борьбы со спецификой
- 1.21 Знание соглашений
- 1.22 Знание тенденций и последовательностей
- 1.23 Знание классификаций и категорий
- 1.24 Знание критериев
- 1.25 Знание методологии
- 1.30 Знание универсалий и абстракций в определенной области
- 1.31 Знание принципов и обобщений
- 1.32 Знание теорий и структур
Критика таксономии
[ редактировать ]Как отметил Морсхед (1965) при публикации второго тома, классификация не была должным образом построенной таксономией, поскольку ей не хватало систематического обоснования построения. [ нужна страница ]
Впоследствии это было признано при обсуждении исходной таксономии в ее редакции 2001 г. [9] и таксономия была восстановлена на более систематическом уровне. [ нужна страница ]
Некоторые критические анализы когнитивной области таксономии признают существование этих шести категорий, но ставят под сомнение существование последовательной иерархической связи. [14] Часто преподаватели рассматривают таксономию как иерархию и могут ошибочно отклонить самые низкие уровни как недостойные преподавания. [15] [16] Изучение нижних уровней позволяет формировать навыки на более высоких уровнях таксономии, а в некоторых областях наиболее важные навыки находятся на более низких уровнях (например, идентификация видов растений и животных в области естествознания ). . [15] [16] Учебная основа навыков более высокого уровня из навыков более низкого уровня является применением Выготского конструктивизма . [17] [18]
Некоторые считают три нижних уровня иерархически упорядоченными, а три более высоких уровня - параллельными. [9] Другие говорят, что иногда лучше перейти к применению, прежде чем вводить концепции. [ нужна ссылка ] цель состоит в том, чтобы создать среду проблемного обучения , в которой на первом месте стоит контекст реального мира, а на втором — теория, чтобы способствовать пониманию учащимися явления, концепции или события.
Различие между категориями можно рассматривать как искусственное, поскольку любая данная когнитивная задача может влечь за собой ряд процессов. Можно даже утверждать, что любая попытка четко разбить когнитивные процессы на четкие, шаблонные классификации подрывает целостную, тесно связанную и взаимосвязанную природу познания. [19] Это критика, которую можно адресовать таксономии психических процессов вообще.
Таксономия широко реализуется в виде иерархии глаголов, предназначенной для использования при описании результатов обучения , но анализ 2020 года показал, что эти списки глаголов не показали согласованности между учебными заведениями и, следовательно, результаты обучения, которые были сопоставлены с одним уровнем иерархии на уровне одно образовательное учреждение может быть сопоставлено с разными уровнями другого учреждения. [20]
Подразумеваемое
[ редактировать ]Таксономия Блума служит основой многих философий преподавания, в частности тех, которые больше ориентированы на навыки, а не на содержание. [8] [9] Эти преподаватели рассматривают контент как средство обучения навыкам. Акцент на мышлении высшего порядка, присущий таким философиям, основан на верхних уровнях таксономии, включая применение, анализ, синтез и оценку. [ нужна ссылка ] Таксономию Блума можно использовать в качестве учебного инструмента, помогающего сбалансировать оценочные и основанные на оценке вопросы в заданиях, текстах и занятиях в классе, чтобы гарантировать, что в обучении учащихся используются все порядки мышления, включая аспекты поиска информации. [21]
Связи между дисциплинами
[ редактировать ]Таксономия Блума (и пересмотренная таксономия) продолжает оставаться источником вдохновения для философии образования и разработки новых стратегий преподавания. Развитие навыков, происходящее на более высоких уровнях мышления, хорошо взаимодействует с развивающимся глобальным акцентом на множественную грамотность и модальности обучения, а также с развивающейся областью интегрированных дисциплин. [22] Способность взаимодействовать со средствами массовой информации и создавать их будет опираться на навыки мышления как более высокого порядка (анализ, создание и оценка), так и навыки мышления более низкого порядка (знание, понимание и применение). [23] [24]
Визуальные интерпретации
[ редактировать ]Первоначальная таксономия Блума, возможно, не включала глаголы или визуальные представления, но последующие вклады в эту идею позволили визуализировать идеи для исследователей, учителей и студентов.
-
Таксономия Блума организована радиально.
-
Пересмотренная таксономия Блума организована в виде пирамиды уровней обучения с объяснениями каждого из них.
-
Глаголы таксономии Блума, изображенные в виде лампочки
-
Когнитивная область Блума организована в виде перевернутой пирамиды.
См. также
[ редактировать ]- Пирамида DIKW – Иерархия данных, информации, знаний, мудрости
- Педагогическая психология - раздел психологии, занимающийся научным изучением человеческого обучения.
- Образовательные технологии . Использование технологий в образовании для улучшения обучения и преподавания.
- Подвижный и кристаллизованный интеллект - Факторы общего интеллекта
- Мышление высшего порядка – Концепция образования и реформы образования
- In Over Our Heads - Книга Роберта Кегана о психологическом развитии.
- Интегративная сложность – психометрические исследования
- Ноу-хау – способность что-то делать.
- Лестница умозаключений - Метафорическая модель познания и действия Криса Аргириса
- Цикл обучения – Как люди учатся на опыте
- Стили обучения . В значительной степени опровергнутые теории, целью которых является объяснение различий в обучении людей.
- Мастерство обучения – стратегия обучения и философия образования
- Метапознание - Самосознание о мышлении, навыки мышления более высокого порядка.
- Модель иерархической сложности . Структура оценки сложности поведения.
- Педагогика – Теория и практика образования
- Физическое воспитание - Образовательный курс, связанный с телосложением и уходом за телом.
- Рефлексивная практика - способность размышлять о своих действиях, чтобы участвовать в процессе непрерывного обучения.
- Рубрика (академическая) – Руководство по выставлению оценок для оценки
- Структура наблюдаемых результатов обучения – Модель уровней возрастающей сложности понимания
- Мудрость – способность думать и действовать, используя знания, опыт, понимание, здравый смысл и проницательность.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Блум, бакалавр наук ; Энгельхарт, доктор медицинских наук; Ферст, Э.Дж.; Хилл, Вашингтон; Кратволь, ДР (1956). Таксономия образовательных целей: Классификация образовательных целей . Том. Справочник I: Когнитивная сфера. Нью-Йорк: Компания Дэвида Маккея.
- ^ Шейн, Гарольд Г. (1981). «Важные произведения, повлиявшие на учебную программу: 1906–1981». Пхи Дельта Каппан . 62 (5): 311–314.
- ^ Блум и др. 1956 , с. 4: «Идея этой системы классификации возникла на неформальной встрече экзаменаторов колледжей, присутствовавших на съезде Американской психологической ассоциации в Бостоне в 1948 году. На этой встрече был выражен интерес к теоретической основе, которую можно было бы использовать для облегчения общения между экзаменаторами.
- ^ Симпсон, Элизабет Дж. (1966). «Классификация образовательных целей: Психомоторная область». Иллинойский журнал домоводства . 10 (4): 110–144.
- ^ Харроу, Анита Дж. (1972). Таксономия психомоторной области: Руководство по разработке поведенческих целей . Нью-Йорк: Компания Дэвида Маккея.
- ^ Дэйв, Р.Х. (1975). Армстронг, Р.Дж. (ред.). Разработка и написание поведенческих целей . Тусон: Пресса новаторов в области образования.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Дональд Р. (1999). «Таксономия областей обучения Блума» . Проверено 28 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кратволь, Дэвид Р. (2002). «Пересмотр таксономии Блума: обзор» . Теория на практике . 41 (4). Рутледж: 212–218. дои : 10.1207/s15430421tip4104_2 . ISSN 0040-5841 . S2CID 13116159 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Андерсон, Лорин В.; Кратволь, Дэвид Р. , ред. (2001). Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума . Нью-Йорк: Лонгман. ISBN 978-0-8013-1903-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Хой, Анита Вулфолк (2007). Педагогическая психология (10-е изд.). Бостон: Пирсон/Аллин и Бэкон. стр. 530–531, 545. ISBN. 978-0205459469 . OCLC 68694368 .
- ^ Армстронг, Патрисия (10 июня 2010 г.). «Таксономия Блума» . Учебный центр Университета Вандербильта . Университет Вандербильта . Проверено 29 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Симпсон, Элизабет (1972). Образовательные задачи в психомоторной сфере (PDF) (Отчет). Том. 3. Вашингтон, округ Колумбия: Дом Грифона. стр. 25–30. ЭРИК ED010368 . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Блум и др. 1956 , с. 201.
- ^ Пол, Р. (1993). Критическое мышление: что нужно каждому человеку, чтобы выжить в быстро меняющемся мире (3-е изд.). Ронерт-Парк, Калифорния: Издательство государственного университета Сономы.
- ^ Перейти обратно: а б Фланнери, Маура К. (ноябрь 2007 г.). «Наблюдения по биологии» (PDF) . Американский учитель биологии . 69 (9): 561–564. doi : 10.1662/0002-7685(2007)69[561:OOB]2.0.CO;2 . S2CID 85828325 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2017 г. Проверено 05 марта 2017 г.
Биологию часто называют наблюдательной наукой почти как оскорбление, подразумевая, что биологи просто смотрят на живой мир, не имея прочной теоретической и математической основы такой науки, как физика. Есть предположение, что наблюдать легко. Таким образом, биология рассматривается как легкая наука — ею может заниматься каждый: просто выйдите и начните смотреть на птиц, на траву, на клетки под микроскопом. Таксономия учебных задач Бенджамина Блума ставит наблюдение на самый низкий уровень, связанный с запоминанием информации. Эта клевета на наблюдательность уже давно беспокоит меня, потому что я считаю ее часто трудной и сложной, навыком, которому нужно учиться, и талантом, который у некоторых гораздо более развит.
- ^ Перейти обратно: а б Лоулер, Сьюзен (26 февраля 2016 г.). «Опознание животных и растений является важным набором навыков» . Разговор . Архивировано из оригинала 17 ноября 2016 года . Проверено 5 марта 2017 г.
По иронии судьбы, догма, которая так вредна для полевой таксономии, известна как таксономия Блума. Преподавателям университетов предлагается применять образовательную теорию, разработанную Бенджамином Блумом, которая классифицирует задачи оценивания и учебную деятельность по когнитивным областям. В таксономии Блума идентификация и называние относятся к самому низкому уровню когнитивных навыков и систематически исключаются из университетских степеней, поскольку считаются упрощенными.
- ^ Выготский, Л.С. (1978). «Глава 6: Взаимодействие между обучением и развитием». Разум в обществе: развитие высших психологических процессов . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 79–91.
- ^ Кин, Джудит; Колвин, Джон; Сиссонс, Жюстин (июнь 2010 г.) [2010]. «Сопоставление информационной грамотности учащихся с таксономией когнитивных навыков Блума» (PDF) . Журнал информационной грамотности . 4 (1): 6–21. дои : 10.11645/4.1.189 .
Оказывая поддержку учащимся вне классной ситуации, консультант, знающий предмет, должен быть способен обнаружить ошибки в решении учащегося и проанализировать эти ошибки, чтобы определить трудность, с которой сталкивается учащийся. Подобную поддержку можно рассматривать как поддержку «зоны ближайшего развития» учащегося (Выготский, 1978) и иллюстрировать ее обучением учащихся анализировать проблему посредством выявления ключевых элементов и связей между этими элементами.
- ^ Фадул, Дж. А. (2009). «Коллективное обучение: применение распределенного познания для коллективного разума». Международный журнал обучения . 16 (4): 211–220. дои : 10.18848/1447-9494/CGP/v16i04/46223 . ISSN 1447-9494 .
- ^ Ньютон, Филип М.; Да Силва, Ана; Питерс, Ли Джордж (10 июля 2020 г.). «Прагматический основной список глаголов действия для таксономии Блума» . Границы в образовании . 5 . дои : 10.3389/feduc.2020.00107 .
- ^ Янсен, Б.Дж.; Бут, Д.; Смит, Б. (2009). «Использование таксономии когнитивного обучения для моделирования онлайн-поиска» (PDF) . Обработка информации и управление . 45 (6): 643–663. дои : 10.1016/j.ipm.2009.05.004 .
- ^ Кресс, Г.; Селандер, С. (2012). «Мультимодальный дизайн, обучение и культура признания». Интернет и высшее образование . 15 (1): 265–268. дои : 10.1016/j.iheduc.2011.12.003 .
- ^ Пол, Р.; Элдер, Л. (2004). Критическое и творческое мышление . Диллон-Бич, Калифорния: Фонд критического мышления.
- ^ Группа Нью-Лондона (1996). «Педагогика мультиграмотности: проектирование социального будущего» . Гарвардский обзор образования . 66 (1): 60–93. дои : 10.17763/haer.66.1.17370n67v22j160u .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блум, бакалавр наук (1994). «Размышления о развитии и использовании таксономии». В Рехаге, Кеннет Дж.; Андерсон, Лорин В.; Сосняк, Лорен А. (ред.). Таксономия Блума: сорокалетняя ретроспектива . Ежегодник Национального общества изучения образования. Том. 93. Чикаго: Национальное общество по изучению образования. ISSN 1744-7984 .
- Кларк, Дональд Р. (1999). «Таксономия областей обучения Блума» . Проверено 28 января 2014 г.
- Кратволь, Демократическая Республика Молдова ; Блум, бакалавр наук ; Масия, Б.Б. (1964). Таксономия образовательных целей: Классификация образовательных целей . Том. Руководство II: аффективная сфера. Нью-Йорк: Компания Дэвида Маккея.
- Морсхед, Ричард В. (1965). «Справочник II по таксономии образовательных целей: Аффективная сфера» (PDF) . Исследования в области философии и образования . 4 (1): 164–170. дои : 10.1007/bf00373956 . hdl : 2027.42/43808 . S2CID 143935506 .
- Орлич, Дональд; Хардер, Роберт; Каллахан, Ричард; Тревизан, Майкл; Браун, Эбби (2004). Стратегии преподавания: руководство по эффективному обучению (7-е изд.). Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-6182-9999-7 .