Лев Выготский
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Лев Выготский | |
---|---|
Лев Выготский | |
![]() | |
Рожденный | Lev Simkhovich Vygodsky 17 ноября [ OS 5 ноября] 1896 г. Орша , Могилёвская губерния , Российская империя (ныне Белоруссия) |
Умер | 11 июня 1934 г. Москва, РСФСР , Советский Союз. | ( 37 лет
Альма-матер | Императорский Московский Университет Московский городской народный университет Шанявского |
Известный | Культурно-историческая психология , зона ближайшего развития , внутренняя речь |
Супруг |
Roza Smekhova |
Научная карьера | |
Поля | Психология |
Учреждения | Московский Государственный Университет |
Диссертация | Психология искусства (1925) |
Известные студенты | Александр Лурия |
Лев Семёнович Выготский ( русский : Лев Семёнович Выготский , [vɨˈɡotskʲɪj] ; белорусский : Леў Сямёнавіч Выгоцкі ; 17 ноября [ OS 5 ноября] 1896 - 11 июня 1934) был русский и советский психолог, наиболее известный своими работами по психологическому развитию в детей и создание основы, известной как теория культурно-исторической деятельности. . После его ранней смерти его книги и исследования были запрещены в Советском Союзе до смерти Иосифа Сталина в 1953 году, а первый сборник основных текстов был опубликован в 1956 году.
Его основные идеи включают в себя:
Социальное происхождение разума: Выготский считал, что умственные и познавательные способности человека не детерминированы биологически, а создаются и формируются с помощью языка и инструментов в процессе взаимодействия и конструирования культурной и социальной среды.
Важность посредничества. Он рассматривал посредничество как ключ к человеческому развитию, поскольку оно ведет к использованию культурных инструментов и становится путем психологического развития через процесс интериоризации.
Зона ближайшего развития: Выготский ввел концепцию ЗБР , которая относится к разрыву между текущим уровнем развития ребенка и уровнем, которого он способен достичь с помощью инструментов, предоставленных другими, обладающими большими знаниями.
Значение игры: Выготский рассматривал игру как важнейший аспект развития детей, как лучшую песочницу для построения и развития практики посредничества.
Биография
[ редактировать ]отчество было изменено на Семенович , а фамилия на Выготский ) Лев Симхович Выгодский (позже по неясным причинам [ 1 ] [ 2 ] родился 17 ноября 1896 г., [ 3 ] в городе Орше Могилевской губернии Российской империи (ныне Белоруссия ) в нерелигиозной семье российского еврейского происхождения. [ 4 ] Его отец Симха Лейбович (также известный как Семен Львович) был банкиром, а мать - Цецилия Моисеевна. [ 5 ] [ 6 ]
Выготский вырос в городе Гомеле . [ 7 ] где он обучался на дому до 1911 года, а затем получил формальную степень с отличием в частной еврейской гимназии, что позволило ему поступить в университет. В 1913 году Выготский был принят в Московский университет простым голосованием по « еврейской лотерее »: в то время для поступления в Московский и Санкт-Петербургский университеты была введена трехпроцентная квота еврейских студентов. У него был интерес к гуманитарным и общественным наукам, но по настоянию родителей он подал документы на медицинский факультет Московского университета. В течение первого семестра обучения он перевелся на юридический факультет. Параллельно он посещал лекции в Московском городском народном университете Шанявского . [ 8 ] Ранние интересы Выготского были связаны с искусством и, прежде всего, с темами истории еврейского народа, традиций, культуры и еврейской идентичности.
В январе 1924 года Выготский принял участие во Втором Всероссийском психоневрологическом съезде в Петрограде (вскоре переименованном в Ленинград ). После съезда Выготский встретился с Александром Лурией и с его помощью получил приглашение стать научным сотрудником Психологического института в Москве, которым руководил Константин Корнилов . Выготский переехал в Москву со своей новой женой Розой Смеховой, от которой у него будет двое детей. [ 9 ] [ 10 ] Трудовую деятельность начал в Психологическом институте в должности «штатного научного сотрудника второго класса». [ 11 ] Он также стал учителем средней школы, охватив период, отмеченный его интересом к процессам обучения и роли языка в обучении. [ 12 ]
К концу 1925 года Выготский завершил диссертацию «Психология искусства», которая не публиковалась до 1960-х годов, и книгу «Педагогическая психология», основанную, по-видимому, на конспектах лекций, которые он готовил в Гомеле, будучи психологом. преподаватель местных учебных заведений. Летом 1925 года он совершил свою первую и единственную поездку за границу на лондонский конгресс по образованию глухих. [ 13 ] По возвращении в Советский Союз он был госпитализирован из-за туберкулеза и оставался инвалидом и неработоспособным до конца 1926 года. [ 14 ] [ 15 ] Его диссертация была принята как необходимое условие для получения ученой степени, которая была присуждена Выготскому осенью 1925 года заочно .
После выписки из больницы Выготский занимался теоретической и методологической работой над кризисом психологии, но так и не закончил черновик рукописи и прервал работу над ней примерно в середине 1927 года. Рукопись была опубликована позже с заметными редакционными вмешательствами и искажениями в 1982 году и была представлена редакцией как одна из наиболее важных работ Выготского. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] В этой ранней рукописи Выготский выступал за формирование общей психологии, которая могла бы объединить натуралистические объективистские направления психологической науки с более философскими подходами марксистской ориентации. Однако он также резко критиковал тех своих коллег, которые пытались построить « марксистскую психологию» как альтернативу натуралистической и философской школам. Он утверждал, что если кто-то хочет построить подлинно марксистскую психологию, то нельзя найти ярлыков, просто ища подходящие цитаты в трудах Маркса . Скорее, следует искать методологию, соответствующую марксистскому духу. [ 21 ]
С 1926 по 1930 год Выготский работал над исследовательской программой, изучающей развитие высших психологических функций, то есть культурно обусловленных низших психологических функций, таких как произвольное внимание, избирательная память, объектно-ориентированное действие и принятие решений. В этот период он собрал группу сотрудников, в которую вошли Александр Лурия, Борис Варшава, Алексей Леонтьев , Леонид Занков и ряд других. Выготский руководил своими учениками в исследовании этого явления с трех разных точек зрения:
- Инструментальный подход, целью которого было понять, как люди используют объекты в качестве опосредующих средств для памяти и рассуждения.
- Подход к развитию, ориентированный на то, как дети приобретают более высокие когнитивные функции в процессе развития.
- Культурно-исторический подход, изучающий, как социальные и культурные модели взаимодействия формируют формы посредничества и траектории развития. [ 21 ]
Выготский умер от рецидива туберкулеза 11 июня 1934 года в возрасте 37 лет в Москве. Одна из последних записей в личном блокноте Выготского была:
Это последнее, что я сделал в психологии – и я хочу, как Моисей умрет на вершине, увидев землю обетованную, но так и не ступив на нее. Прощайте, дорогие создания. Остальное тишина. [ 22 ]
Хронология важнейших событий жизни и карьеры
[ редактировать ]1922-24 - работал в организованной им психологической лаборатории Гомельского пединститута;
Январь 1924 г. - встреча с Лурией на II Психоневрологическом съезде в Петрограде, переезд из Гомеля в Москву, поступление в аспирантуру и занятие должности в Государственном институте экспериментальной психологии в Москве;
Июль 1924 г. - начало работы заведующим отделом воспитания физически и умственно отсталых детей в отделе социальной и правовой защиты несовершеннолетних (СПОН);
Ноябрь 1924 г. — на II съезде Социально-правовой защиты несовершеннолетних в Москве официально объявлен поворот советской дефектологии к социальному воспитанию и сборник статей и материалов под редакцией Выготского «Вопросы воспитания слепых, глухих и умственно отсталых». дети» была опубликована;
9 мая 1925 г. — рождение первенца: дочери Гиты.
Лето 1925 г. — единственная поездка за границу: отправился в Лондон на конференцию по дефектологии; по пути проезжал через Германию, где встретился с немецкими психологами
5 ноября 1925 г. - Выготскому в отсутствие (по болезни) за защиту диссертации «Психология искусства» было присвоено звание старшего научного сотрудника, соответствующее современной степени кандидата наук. Договор на издание «Психологии искусства» был подписан 9 ноября 1925 г., но текст был опубликован лишь в 1965 г.;
21 ноября 1925 г. по 22 мая 1926 г. - госпитализация в больницу санаторного типа Захарьино по поводу туберкулеза; при выписке признан инвалидом до конца года;
1926 г. — вышла первая книга Выготского «Педагогическая психология»; пишет заметки и эссе, которые спустя годы будут опубликованы под названием «Историческое значение психологического кризиса»;
1927 - возобновляет работу в Институте экспериментальной психологии РАНИОН и в ряде других учреждений Москвы и Ленинграда;
17 сентября 1927 г. - утвержден научно-педагогической секцией Государственного ученого совета (ГУС) в должности профессора;
19 декабря 1927 г. - назначен начальником Медико-педагогической станции Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР, оставался в этой должности до октября 1928 г. (уволен по собственному желанию);
28 декабря 1927 г. - 4 января 1928 г. - Первый Всероссийский педологический съезд, Москва: Выготский работает соредактором раздела о трудном детстве, а также представляет два доклада: «Развитие трудного ребенка и его изучение» и «Инструментальный метод в почвоведении»; эти две статьи вместе с докладами Занкова «Принципы построения комплексных программ вспомогательной школы с педологической точки зрения» и Лурии «О методологии инструментально-психологического исследования» становятся первым публичным изложением «Инструментальной психологии» как метод исследования, связанный с именами Выготского и Лурии;
1928 г. - вышла вторая книга Выготского «Педология школьного возраста», а также ряд статей, устанавливающих подход «Инструментальная психология» в русскоязычных и англоязычных журналах;
Декабрь 1928 г. - после конфликта с директором Института экспериментальной психологии (ГИЭП) К. Н. Корниловым научно-исследовательская деятельность группы Выготского-Лурии в этой организации была свернута, а экспериментальные исследования переданы в Академию связи.
1929 - внештатный научный консультант, заведующий психологической лабораторией Экспериментального дефектологического института (преобразованной Медико-педагогической станции).
Основные темы исследований
[ редактировать ]Выготский был психологом-новатором с интересами в чрезвычайно разнообразных областях: его работы охватывали такие темы, как происхождение и психология искусства , развитие высших психических функций , философия науки и методология психологических исследований , связь между обучением и развитием человека , формирование понятий, взаимосвязь развития речи и мышления , игра как психологический феномен, нарушения обучаемости и аномальное развитие человека (они же дефектология ). Его философская основа включает в себя интерпретации когнитивной роли инструментов посредничества, а также переосмысление известных концепций психологии, таких как интернализация знаний. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития — метафору, способную описать потенциал познавательного развития человека.
Его наиболее важным и широко известным вкладом является его теория развития «высших психологических функций», которые возникают посредством унификации межличностных связей и действий, предпринимаемых в рамках данной социокультурной среды (т. е. языка, культуры, общества и использования инструментов). . Именно в этот период он определил игру детей раннего возраста как их «ведущую деятельность», которую понимал как главный источник психологического развития дошкольников и которую рассматривал как выражение неразрывного единства эмоционального, волевого, и когнитивное развитие.
Хотя Выготский никогда не встречался с Жаном Пиаже , он прочитал ряд его работ и согласился с некоторыми из его взглядов на обучение. [ 23 ] В какой-то момент (около 1929–1930 гг.) Выготский пришел к несогласию с пониманием Пиаже обучения и развития и занял другую теоретическую позицию, отличную от Пиаже, по теме внутренней речи; Пиаже считал, что эгоцентрическая речь вытекает из внутренней речи и «растворяется» по мере взросления детей. Выготский показал, что эгоцентрическая речь стала внутренней речью и затем стала называться «мыслями». [ 24 ] Пиаже прочитал произведения Выготского только после его смерти и открыто хвалил его за открытие социального происхождения детских мыслей, рассуждений и моральных суждений. [ нужна ссылка ]
Культурно-историческая теория
[ редактировать ]Гипотеза, выдвинутая Выготским, представляла собой смену парадигмы в психологии. Он был первым, кто предположил, что все психологические функции, управляющие умственными, когнитивными и физическими действиями человека, не являются неизменными, а имеют историю культурного развития (в истории человечества и в каждом лично) посредством интериоризации культурных инструментов. Поэтому процесс трансформации, происходящий при интериоризации нынешних культурных инструментов, становится в центре внимания психологических исследований.
Раньше предполагалось, что индивидуум обладает функцией в хорошо выполненной, полувыполненной или сырой форме, что эта функция развернется в обществе, усложнится, увеличится, обогатится или, наоборот, замедлится и подавлена и т. д. Теперь у нас есть причины полагать, что в отношении высших психических функций дело обстоит наоборот. Функции сначала возникают в социальной группе в форме социальных отношений ребенка, затем становятся психическими функциями личности. Например, предполагалось, что каждый ребенок способен думать, приводить аргументы и доказательства, искать здравые рассуждения. Дебаты с другими вырастают из столкновения этих рассуждений. Но дела обстоят иначе. Исследования показывают: дебаты способствуют мышлению. Исследования также приводят нас к тем же выводам в отношении всех других психических функций. [ 25 ]
Выготский постулирует существование низших и высших психических функций. Последние имеют социальное происхождение и сложную системную структуру, опосредованную культурными инструментами и контролируемую личностью. Выготский пришел к выводу, что сознание возможно в силу опосредованного характера высших психологических функций. Между стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и психической) возникает дополнительная связь через опосредующее звено - стимул-средство, или знак. Знаки — это инструменты, опосредующие высшие психологические функции и управляющие собственным поведением. Слово могло направлять внимание, придавать личное значение, формировать концепцию и координировать действия.
Выготский проиллюстрировал свою идею посредничества через парадокс задницы Буридана . Проблемная ситуация выбора между двумя равными возможностями интересовала Выготского прежде всего с точки зрения ее решения посредством подбрасывания монеты - перепоручения решения внешнему объекту - примера использования инструментов культуры для управления собственной психологической функцией воления.
Разрабатывая метод изучения высших психологических функций, Выготский руководствовался принципом ex ungue leonem и дополнительно анализировал такие явления, как использование узла на носовом платке для запоминания и счета пальцев.
Культурное посредничество и интернализация
[ редактировать ]Выготский изучал развитие ребенка и значительную роль культурного посредничества и межличностного общения . Он наблюдал, как в результате этих взаимодействий развивались высшие психические функции, а также представлял собой общие знания культуры. Этот процесс известен как интернализация . Интернализация может быть понята в одном отношении как «знание как». Например, практика езды на велосипеде или наливания молока изначально находится вне ребенка. Овладение навыками, необходимыми для выполнения этих практик, происходит посредством деятельности ребенка в обществе. Еще одним аспектом интернализации является присвоение , при котором дети берут инструменты и адаптируют их для личного использования, возможно, используя их уникальными способами. Усвоение использования карандаша позволяет ребенку использовать его в личных целях, а не рисовать именно то, что раньше рисовали другие члены общества:
Ребенок действует и говорит одновременно, и то, и другое для него переплетается в одну непрерывную операцию. Таким образом, возникает смесь речи и действия, своеобразная смесь с точки зрения взрослого, но вполне естественное состояние для ребенка, который с первых же дней жизни из-за своей беспомощности оказывается в условиях, путь от него к вещам и от вещей к нему проходит через другого человека. [ 26 ]
Зона ближайшего развития
[ редактировать ]« Зона ближайшего развития » (ЗБР) — термин, используемый Выготским для характеристики психического развития личности. Первоначально он определил ZPD как «расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым независимым решением проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым посредством решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками». Он использовал пример двух детей в школе, которые изначально могли решать задачи на уровне развития восьмилетнего возраста (то есть типичном для детей восьмилетнего возраста). После того, как каждый ребенок получил помощь от взрослого, один смог выступать на уровне девятилетнего ребенка, а другой - на уровне двенадцатилетнего ребенка. Он сказал: «Эта разница между двенадцатью и восемью или между девятью и восемью и есть то, что мы называем зоной ближайшего развития ». Далее он сказал, что ЗПД «определяет те функции, которые еще не созрели, но находятся в процессе созревания, функции, которые созреют завтра, но в настоящее время находятся в зачаточном состоянии». Зона ограничена текущими способностями учащегося и способностями, которых он может достичь с помощью инструктора определенного уровня. [ 27 ]
Строительные леса
[ редактировать ]По мнению Выготского, с помощью более знающего человека ребенок может освоить навыки или аспекты навыков, которые выходят за рамки фактического уровня развития или взросления ребенка. Эта помощь определяется как «подмостки». Нижний предел ЗПР — это уровень навыков, достигнутых ребенком, работающим самостоятельно (также называемый уровнем развития ребенка). Верхний предел — это уровень потенциальных навыков, которых ребенок может достичь с помощью более способного инструктора. В этом смысле ЗПД обеспечивает перспективный взгляд на когнитивное развитие, в отличие от ретроспективного взгляда, который характеризует развитие с точки зрения независимых способностей ребенка. Продвижение и достижение верхнего предела ZPD ограничено обучающими и строительными возможностями более знающего другого (MKO). MKO обычно считается старшим и более опытным учителем или родителем, но часто может быть ровесником ученика или кем-то младше его. MKO даже не обязательно должен быть человеком, это может быть машина, книга или другой источник визуального и/или аудиовхода. [ 28 ]
Мышление и речь
[ редактировать ]В последние годы жизни Выготский большую часть внимания уделял изучению соотношения мысли и слова в структуре сознания. Эта проблема была исследована в книге Выготского «Мышление и речь» , вышедшей посмертно в 1934 году. [ 29 ] Книга представляла собой сборник очерков и научных работ, написанных Выготским в разные периоды развития его мысли. Редактировали его ближайшие соратники Колбановский, Занков и Шиф. В книге установлена связь речи с развитием психических понятий и сознания. Выготский описал тихую внутреннюю речь как качественно отличную от словесной внешней речи, но обе одинаково важные. Выготский считал, что внутренняя речь развилась из внешней речи посредством постепенного процесса «интериоризации» (т. е. перехода от внешнего к внутреннему), при этом дети младшего возраста действительно способны «думать вслух». Он утверждал, что в своей зрелой форме внутренняя речь не будет напоминать разговорную речь в том виде, в каком мы ее знаем (в частности, будучи сильно сжатой). Следовательно, сама мысль развивалась социально.
Внутренняя речь, по мнению Выготского, развивается путем накопления длительных функциональных и структурных изменений. Она ответвляется от внешней речи ребенка вместе с дифференциацией социальных и эгоцентрических функций речи и, наконец, речевые функции, приобретенные ребенком, становятся основными функциями его мышления.
В этой работе Выготский указывает на генезис развития мышления и речи и на то, что связь между ними не является постоянной величиной.
Но так как мы хотели выразить все это в одной короткой формуле, в одном предложении, то можно было бы выразить это так: если в начале развития стоит поступок, независимый от слова, то в конце его стоит слово, которое становится действием, словом, которое делает действие человека свободным. [ 30 ]
Наследие
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]После ранней смерти Выготского его книги и исследования были запрещены до смерти Сталина в 1953 году, а первый сборник основных текстов был опубликован в 1956 году. Небольшая группа его сотрудников и учеников смогла продолжить его исследовательскую линию. [ 31 ] Члены группы заложили основу для систематического развития психологии Выготского в таких разнообразных областях, как психология памяти ( П. Зинченко ), восприятия, ощущения и движения ( Запорожец , Аснин , А. Н. Леонтьев ), личности (Лидия Божович, Аснин , А. Н. Леонтьев ), воля и воля ( Запорожец , А. Н. Леонтьев , П. Зинченко , Л. Божович, Аснин) ), психология игры (Г.Д. Луков, Даниил Эльконин) и психология обучения ( П. Зинченко , Л. Божович, Д. Эльконин), а также теория поэтапного формирования мыслительных действий ( Пётр Гальперин), общепсихологическая теория деятельности ( А. Н. Леонтьев ) и психология действия ( Запорожец ). [ 31 ] Андрей Пузырей развил идеи Выготского в отношении психотерапии и даже в более широком контексте преднамеренного психологического вмешательства (психотехники) в целом. [ 32 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Лишь несколько текстов Выготского были опубликованы на английском языке до перевода « Мышления и речи» в 1962 году. С тех пор большинство его текстов было переведено, и его идеи стали влиятельными в некоторых современных образовательных подходах. [ 33 ] Первыми сторонниками Выготского в США был Майкл Коул. [ 34 ] и Джеймс Верч . Сегодня общим термином для теоретической основы, основанной на идеях Выготского, является « Теория культурно-исторической деятельности » (также известная как ЧАТ) или « Теория деятельности ».
Работает
[ редактировать ]- Сознание как проблема в «Психологии поведения» , 1925 г.
- Педагогическая психология , 1926 г.
- Историческое значение кризиса психологии , незавершенного и прерванного в 1927 году.
- Проблема культурного развития ребенка , 1929.
- «Основные проблемы дефектологии» , 1929 г.
- Социалистическое изменение человека , 1930 год.
- Обезьяна, первобытный человек и ребенок: Очерки истории поведения , А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, 1930
- Инструмент и символ в развитии ребенка , c. 1930 год
- Педология подростков , 1929-1931 гг.
- Игра и ее роль в психическом развитии ребенка , устное изложение 1933 г.
- Мышление и речь , 1934 г.
- Психология искусства , 1971 (английский перевод MIT Press)
- Разум в обществе: развитие высших психологических процессов , 1978 (издательство Гарвардского университета)
- Собрание сочинений Л.С. Выготского , 1987.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Валсинер, Яан (15 декабря 2013 г.). Оксфордский справочник по культуре и психологии . Издательство Оксфордского университета. п. 67. ИСБН 978-0-19-936622-4 .
- ^ Пикрен, Уэйд Э.; Дьюсбери, Дональд А.; Вертхаймер, Майкл (2012). Портреты пионеров психологии развития . Психология Пресс. п. 114. ИСБН 978-1-84872-896-7 .
- ^ Рибер, Роберт В.; Робинсон, Дэвид К. (20 марта 2013 г.). Главный Выготский . Springer Science & Business Media. ISBN 978-0-387-30600-1 .
- ^ Паунд, Л. (2019). Как учатся дети (новое изд.). Лондон: Эндрюс ЮК Лимитед. п. 51. ИСБН 978-1-909280-73-1 .
- ^ Томас, Маргарет (27 апреля 2012 г.). Пятьдесят ключевых мыслителей по языку и лингвистике . Рутледж. п. 185. ИСБН 978-1-136-70750-6 .
- ^ Ясницкий Антон (14 июня 2018 г.). Выготский: Интеллектуальная биография . Рутледж. ISBN 978-1-317-61534-7 .
- ^ Смет, Брехт Де (27 января 2015 г.). Диалектическая педагогика восстания: Грамши, Выготский и египетская революция . БРИЛЛ. п. 13. ISBN 978-90-04-26266-9 .
- ^ Пасс, Сьюзен (1 ноября 2004 г.). Параллельные пути к конструктивизму: Жан Пиаже и Лев Выготский . ИАП. стр. 40–41. ISBN 978-1-60752-928-6 .
- ^ Гонсалес-ДеХасс, Алисса Р.; Виллемс, Патрисия П. (2013). Теории в педагогической психологии: краткое руководство по значению и практике . Роуман и Литтлфилд. п. 64. ИСБН 978-1-4758-0231-3 .
- ^ Грин, Майкл Г.; Пил, Джон А. (14 июля 2015 г.). Теории человеческого развития: сравнительный подход . Психология Пресс. п. 258. ИСБН 978-1-317-34319-6 .
- ^ Ван дер Вир, Р., и Валсинер, Дж. (1991). Понимание Выготского. Стремление к синтезу . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- ^ Натбраун, Кэти; Клаф, Питер; Селби, Филип (2008). Дошкольное образование: история, философия и опыт . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. п. 57. ИСБН 978-1-4129-4497-7 .
- ^ ван дер Вир, Р. и Завершнева, Э. (2011). В Москву с любовью: частичная реконструкция поездки Выготского в Лондон. Интегративная психология и поведенческая наука 45(4), 458–474: PDF , pdf
- ^ Завершнева Е.Ю. «Ключ к психологии человека»: комментарии к блокноту Л.С. Выготского из больницы «Захарьино» (1926 г.) // Вопр. психол. 2009. №3. С. 123—141.
- ^ Завершнева, Е. «Ключ к психологии человека». Комментарий к записной книжке Л. С. Выготского из больницы Захарино (1926). Журнал российской и восточноевропейской психологии 50 (4), июль – август 2012 г.
- ^ Zavershneva, E. 2009. Issledovanie rukopisi L.S. Vygotskogo "Istoricheskii smysl psikhologicheskogo krizisa" [Investigation of the original of Vygotsky's manuscript "Historical meaning of crisis in psychology"]. Voprosy psikhologii (6):119-137.
- ^ Завершнева Е.Ю. Исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" // Вопросы психологии, 2009. №6, с. 119 - 138.
- ^ Завершнева, Е. Исследование рукописи книги Л. С. Выготского "Исторический смысл кризиса в психологии". Журнал российской и восточноевропейской психологии , 50(4), июль – август 2012 г.
- ^ Завершнева Е.Ю., Осипов М.Е. Основные поправки к тексту «Исторический смысл психологического кризиса», опубликованному в 1982 г. в собрании сочинений Л.С. Выготского // Вопросы психологии, 2010. №1. С. 92—103.
- ^ Э. Ю. Завершнева и М.Е. Осипов. Первичные изменения к версии «Исторического значения кризиса в психологии», опубликованной в собрании сочинений Л. С. Выготского. Журнал российской и восточноевропейской психологии , вып. 50(4), июль – август 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Козулин, Алексей. 1986. «Выготский в контексте» в книге Выготского Л. «Мысль и язык», MIT Press. стр. xi-lvii
- ^ Zavershneva E. Vygotsky's Notebooks, Springer 2018.
- ^ Хассард, Джек; Диас, Майкл (2013). Искусство преподавания естественных наук: исследования и инновации в средней и старшей школе . Оксон: Рутледж. ISBN 978-1-135-88999-9 .
- ^ Выготский, Л.С. и Лурия, А., (1930) Инструмент и символ в развитии ребенка marxists.org
- ^ Выготский Л., Генезис высших психических функций.
- ^ Выготский Л. (1930) О связи трудовой деятельности и интеллектуального развития ребенка.
- ^ Курт, доктор Серхат (22 октября 2022 г.). «Теории Выготского и как использовать теории Выготского в классе» . Образовательная библиотека . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Маклеод, Сол (5 августа 2019 г.). «Выготский | Просто психология» . Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Л. С. Выготский (1934). «Мышление и речь» (PDF) . marxists.org . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Выготский Л., Лурия А. Инструмент и символ в развитии ребенка.
- ^ Jump up to: а б Козулин, А. (1986). «Понятие деятельности в советской психологии: Выготский, его ученики и критики». Американский психолог . 41 (3): 264–274. дои : 10.1037/0003-066X.41.3.264 .
- ^ Васильева, Ю. (2010). «Российская психология на рубеже XXI века и постсоветские реформы в гуманитарных дисциплинах». История психологии . 13 (2): 138–159. дои : 10.1037/a0019270 . ПМИД 20533768 .
- ^ Маргинсон С. и вся социокультурная теория Выготского в контексте глобализации.
- ^ Коул, М. Ридинг Выготского
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Верч СП (1985). Выготский и общественное формирование сознания . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Ярошевский М. (1989) Лев Выготский .
- Козулин А. (1990). Психология Выготского: Биография идей . Кембридж, издательство Гарвардского университета.
- Ван дер Вир Р. и Валсинер Дж. (1991). Понимание Выготского. Стремление к синтезу . Оксфорд, Бэзил Блэквелл.
- Хольцман Л. (1993) Лев Выготский: учёный-революционер . Рутледж
- Ван дер Вир, Р. и Валсинер, Дж., ред. (1994). Читатель Выготского . Оксфорд, Блэквелл.
- Vygodskaya, G. L., & Lifanova, T. M. (1996). Lev Semyonovich Vygotsky: Zhizn', deyatel'nost', shtrikhi k portretu. Moscow: Smysl. Translated in Vygodskaya, G. L., & Lifanova, T. M. Lev Semenovich Vygotsky, Journal of Russian and East European Psychology, volume 37.
- Ван дер Вир Р. (2007). Лев Выготский . Книги Континуума.
- Дэниелс Х., Вертч Дж. и Коул М. (ред.) (2007). Кембриджский компаньон Выготского .
- Дафермос, М. (2018). Переосмысление культурно-исторической теории . Сингапур, Спрингер.
- Zavershneva, E., & Van der Veer, R. (2018). Vygotsky's notebooks: A selection . Singapore, Springer.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные со Львом Выготским, на Викискладе?
Цитаты, связанные со Львом Выготским, в Wikiquote
- Архив Льва Выготского, marxists.org : все основные работы.
- Аннотированная библиография научных историй о Выготском , «Достижения в истории психологии», Йоркский университет.
- 1896 рождений
- 1934 смерти
- Люди из Орши
- Жители Оршанского уезда.
- Белорусские евреи
- Советские евреи
- Белорусские учёные
- Когнитивные учёные
- Когнитивные психологи
- Теоретики коммуникации
- Конструктивизм (психологическая школа)
- Психологи развития
- Педагоги-психологи
- Теоретики грамотности и общества
- Философы образования
- Советские психологи
- Советские учёные
- Ученые Спинозы
- Спинозист
- Еврейские русские учёные
- Еврейские философы
- Системные психологи
- Выпускники МГУ
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Академический состав МГУ
- Выпускники Императорского Московского университета
- Психологи XX века
- Смертность от туберкулеза в Советском Союзе
- Смертность от туберкулеза в России
- Российские учёные