Культурно-историческая психология
Культурно-историческая психология — раздел психологической теории и практики, связанный с Львом Выготским и Александром Лурией и их Кругом , инициировавшими ее в середине 1920–1930-х годов. [1] Словосочетание «культурно-историческая психология» никогда не встречается в трудах Выготского и впоследствии приписывалось ему как его критиками, так и последователями, однако именно под этим названием это интеллектуальное движение теперь широко известно. [2] [3] [4] Главной целью проекта Выготского-Лурии было создание «новой психологии», которая бы объясняла неразрывное единство разума , мозга и культуры. [5] или деградации) в конкретных социально-исторических условиях (в случае индивидов) и на протяжении всей истории человечества в их развитии (и / как социобиологического вида.В наиболее радикальных формах теория, которую пытались построить Выготский и Лурия, выражалась в терминах «науки о Супермене». [6] [7] [8] и был тесно связан с высказыванием о необходимости новой психологической теории сознания. [9] и ее связь с развитием высших психологических функций. Вся эта теоретическая (по большей части умозрительная) и экспериментально-эмпирическая работа была предпринята членами кружка Выготского (также называемого «кружком Выготского- Лурия »).
Теоретические предпосылки
[ редактировать ]Культурно-историческая психология как таковая при жизни Выготского никогда не существовала. Он так и не разработал собственную теорию развития и, по его собственному признанию, умер на пороге новой психологической теории сознания .
Выготский верил в « нового человека », которого он называл «сверхчеловеком» будущего коммунистического общества , и выступал за психологическую теорию, объясняющую развитие от фактического уровня человеческого развития до потенциального уровня «сверхчеловека». . С этой целью он утверждал, что развитие «высших психологических функций» является результатом воздействия общества (включая, согласно марксистским принципам , его экономическую основу и производственные отношения) и культуры в целом. Эта идея была хорошо известна по крайней мере за пятьдесят лет до Выготского, ее отстаивал ряд других психологов и часто обсуждают под ярлыком « социогенеза ». В отличие от фрейдовской и фрейдистской « глубинной психологии » и бихевиористской (и многих других) «поверхностной психологии» обычных людей в их повседневной среде, Выготский постулировал свою собственную «пиковую психологию», которая фокусируется на высшем, «пиковые» показатели людей в их реальной жизни и потенциале, будущие способности «сверхчеловека». Этот «пик психологии» так и не был реализован и во многом оставался интересным и многообещающим, но тем не менее утопический научный проект, представляющий значительный интерес в современном контексте психологических исследований XXI века. [6]
Преимущества и недостатки теории.
[ редактировать ]Более масштабный проект новой психологии Выготского и Лурии провалился. [10] и ни ко времени смерти Выготского в 1934 году, ни после нее не было построено ни одной универсальной интегративной теории человеческого разума и развития. Однако более ранние интеллектуальные усилия и наследие советских ученых 1920-1930-х годов породили ряд специализированных, слабо связанных между собой областей психологической теории и практики, включая культурологию. [11] [12] и детская психология [13] и образование (особенно в областях динамической оценки [14] (что вытекает из рассуждений Выготского о так называемой Зоне ближайшего развития , ЗПД [15] ) и так называемое развивающее обучение [16] ), нейропсихология , [17] [18] или психолингвистика . [19] Другими заметными областями теории и практики, находящимися в диалоге с культурно-исторической традицией Выготского и Лурии, являются психотерапия , [20] теория искусства , [21] « диалогическая наука », [22] когнитивная наука , [23] семиотика [24] и, по словам Оливера Сакса , несколько расплывчатая перспектива, мировоззрение и философия « романтической науки ». [25]
Влияния
[ редактировать ]Основное влияние на культурно-историческую психологию оказали механистическая нейрофизиология Ивана Павлова и Владимира Бехтерева (в так называемый «инструментальный период» 1920-х годов), [26] философия языка и культуры Вильгельма фон Гумбольдта и его последователей, [27] социально-экономическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса и, прежде всего, целостная немецко-американская гештальт-психология — в частности, работы Макса Вертхаймера и Курта Левина . [28] [29] Холизм 1920 немецко-американских гештальтистов постепенно стал доминирующей теоретической основой культурно-исторической психологии Выготского и Лурии в 1930-е годы и практически полностью искоренил физиологический механизм и редукционизм Выготского - х годов . [9]
Некоторые из этих ранних влияний впоследствии были преуменьшены, неправильно поняты или даже полностью проигнорированы и забыты. Таким образом, культурно-историческую психологию, понимаемую как проект Выготского-Лурия, первоначально задуманную ее создателями как интегративную, а затем и целостную «новую психологию» социально-биологического и культурного развития, не следует путать с более поздней самопровозглашенной «выготской» психологией. теории и области исследований, игнорируя исторические корни и предполагаемую широту и глубину первоначального предложения и его последовательный акцент на необходимости новой теории сознания. [9] К ним относятся такие, как социокультурная психология , социально-историческая психология , теория деятельности , культурная психология или теория культурно-исторической деятельности (ЧАТ) . [30] [31]
Круг Выготского-Лурия
[ редактировать ]Выготский и Лурия неофициально сотрудничали с другими психологами, педагогами, медиками, физиологами и нейробиологами. Основа интегративной науки о разуме, мозге и поведении в их биосоциальном развитии была основной работой Круга. Они включили в себя идеи социальных и межличностных отношений, практики эмпирических научных исследований и «сталинскую науку», основанную на дискурсивных практиках советской науки 1930-х годов. [32] В исследованиях теории Выготского в разные периоды времени участвовало около трёх десятков человек.
В 1924 году Кружок был основан в Москве после того, как Выготский переехал туда из Гомеля, Беларусь. В Институте психологии он познакомился с Занковым, Сольвьевым, Сахаровым и Варшавой, а также с Александром Лурией, с которым впоследствии сотрудничал. [32]
Группа росла постепенно, и все исследования проводились в Москве, Харькове и Ленинграде, расположенных в Советском Союзе. Когда Советский Союз был захвачен Германией во время Великой Отечественной войны (1941 г.), группа распалась, и все дальнейшие поствыготские исследования после начала Второй мировой войны проводились Лурией, Леонтьевым, Занковым и Элькониным. [32]
См. также
[ редактировать ]- Критическая психология
- Теория культурно-исторической деятельности
- Конструктивизм (теория обучения)
- Ведущая деятельность
- Динамическая оценка
- Зона ближайшего развития
- Социогенез
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.) (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Ясницкий А. и ван дер Вир Р. (2014). Что это за книга и о чем она? В книге Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.) (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Кейлер, П. (2012). «Культурно-историческая теория» и «Культурно-историческая школа»: от мифа (назад) к реальности // PsyAnima, Психологический журнал Дубны, 5 (1), 1—33. Архивировано 4 февраля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Кейлер, П. (2018). История социального строительства «культурно-исторического». В книге Ясницкий А. (ред.) Ставя под сомнение наследие Выготского: научная психология или героический культ. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж
- ^ Тоомела, А. (2014). Без нейропсихологии не может быть культурно-исторической психологии. И наоборот. А. Ясницкий, Р. ван дер Вир и М. Феррари (ред.). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (313–349). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Jump up to: а б Ясницкий, А. (2018). Наука о Супермене Выготского: от утопии к конкретной психологии . В Ясницкий А. (Ред.). (2018). Ставя под сомнение наследие Выготского: научная психология или героический культ . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Блог доктора Клея Спинуцци , рецензия на книгу: Новый миф, новый мир: от Ницше до сталинизма
- ^ Спинуцци, К. (2018). От сверхлюдей до супермедиаторов: находим необыкновенное в ЧАТЕ . В книге А. Ясницкого (ред.), Ставя под сомнение наследие Выготского: научная психология или героический культ (стр. 137–166). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с Завершнева, Е. (2014). Проблема сознания в культурно-исторической психологии Выготского. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (63–97). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Ср.: «Он изложил самую амбициозную программу объединения с «историко-культурным» подходом в качестве центральной черты. Хотя туберкулез прервал его в очень раннем возрасте, Выготский оставил плодовитых учеников, в первую очередь Лурия и А. Н. Леонт» Ев, основавший школу когнитивной психологии Выготского, занимавшуюся вопросами повреждения мозга и развития детей. В этой истории есть великая ирония: проповедуя всеобъемлющую науку, Выготский основал еще одну школу» (с. 254). Джоравский, Д. (1989) Русская психология: критическая история , Кембридж: Блэквелл.
- ^ Ариевич И.М. и Стеценко А. (2014). «Магия знаков»: траектория развития культурной медиации . В книге Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.). (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии. Издательство Кембриджского университета (стр. 217–244)
- ^ Субботский, Э. (2014). Лурия и Выготский: проблемы современных исследований в области развития . В книге Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.). (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии. Издательство Кембриджского университета (стр. 295–312)
- ^ Григоренко, Е.Л. (2014). Отслеживание неотслеживаемого: противоречие между природой и воспитанием в культурно-исторической психологии. В книге Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.). (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии. Издательство Кембриджского университета (стр. 203–216)
- ^ Козулин, А. (2014). Динамическая оценка в поисках своей идентичности у Ясницкого А., ван дер Вира Р. и Феррари М. (ред.). (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии. Издательство Кембриджского университета (стр. 126–147)
- ^ Валсинер Дж., Ван дер Вир Р. (2014). «Встреча с границей: зона близкого развития Выготского и ее значение для теории развития» в Кембриджском справочнике по культурно-исторической психологии. ред. Ясницкий А., ван дер Веер Р., Феррари М., ред. (Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета;), 148–173.
- ^ Цукерман, Г. (2014). Развивающее образование. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (177–202). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Ахутина Т. и Шерешевский Г. (2014). Культурно-исторический нейропсихологический взгляд на неспособность к обучению. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (350-377). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Котик-Фридгут, Б. и Ардила, А. (2014). Культурно-историческая теория и культурная нейропсихология сегодня . В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (378-399). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Верани, А. (2014). Обзор внутренней речи в культурно-исторической традиции. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (272–294). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Венгер А. и Морозова Э. (2014). Культурно-историческая психотерапия. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (403-422). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Булгакова, О. (2014). От выразительного движения к «основной проблеме»: теория искусства Выготского-Лурии-Эйзенштейна. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (423-448). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Бертау, М.-К. (2014). Необходимость диалогической науки: рассмотрение наследия российско-советского мышления для современных подходов в диалогических исследованиях. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (449–473). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Фаликман, М. (2014). Познание и его хозяин: новые задачи для когнитивной науки. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (474–487). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Иванов, Вячеслав В. (2014). Культурно-историческая теория и семиотика. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (488-516). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Сакс, О. (2014). Лурия и «Романтическая наука». В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (517-528). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Фридрих, Дж. (2014). Идея Выготского о психологических инструментах. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (47-62). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Бертау, М.-К. (2014). Внутренняя форма как понятие, мигрирующее с Запада на Восток: признание гумбольдтовской традиции в культурно-исторической психологии. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (247–271). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Yasnitsky, A. (2012). К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. Archived 2015-02-16 at the Wayback Machine PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5(1), 60-97
- ^ Ясницкий, А. (2012). История культурно-исторической гештальт-психологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и другие. Архивировано 16 февраля 2015 г. в Wayback Machine . PsyAnima, Дубненский психологический журнал, 5(1), 98-101
- ^ Тоомела, А. (2000). Теория деятельности представляет собой тупик для культурно-исторической психологии. Культура и психология, 6(3), 353-364.
- ^ Главы 7. Майкл Коул: действие, опосредованное артефактами - установление истины; 8. Джеймс В. Верч: культурные инструменты и опосредованные действия – неправильное понимание; 9. Джеймс В. Верч: опосредование и зона ближайшего развития; и 10. Основные комментаторы Части II. Выготский в Америке у Миллера Р. (2011). Выготский в перспективе. Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Jump up to: а б с Ясницкий, Антон (2011). «Кружок Выготского как персональная сеть ученых: восстановление связей между людьми и идеями». Интегративная психологическая и поведенческая наука . 45 (4): 422–57. дои : 10.1007/s12124-011-9168-5 . ПМИД 21667127 . S2CID 207392569 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ясницкий, А. (2018). Выготский: Интеллектуальная биография . Лондон и Нью-Йорк: Routledge ОБЗОР КНИГИ
- Ясницкий А. и ван дер Вир Р. (ред.) (2015). Ревизионистская революция в исследованиях Выготского . Рутледж. ISBN 978-1-13-888730-5
- Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.) (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Ясницкий, А. (2011). Кружок Выготского как персональная сеть ученых: восстановление связей между людьми и идеями . Интегративная психология и поведенческая наука, два : 10.1007/s12124-011-9168-5 .