Jump to content

Культурно-историческая психология

Культурно-историческая психология — раздел психологической теории и практики, связанный с Львом Выготским и Александром Лурией и их Кругом , инициировавшими ее в середине 1920–1930-х годов. [1] Словосочетание «культурно-историческая психология» никогда не встречается в трудах Выготского и впоследствии приписывалось ему как его критиками, так и последователями, однако именно под этим названием это интеллектуальное движение теперь широко известно. [2] [3] [4] Главной целью проекта Выготского-Лурии было создание «новой психологии», которая бы объясняла неразрывное единство разума , мозга и культуры. [5] или деградации) в конкретных социально-исторических условиях (в случае индивидов) и на протяжении всей истории человечества в их развитии (и / как социобиологического вида.В наиболее радикальных формах теория, которую пытались построить Выготский и Лурия, выражалась в терминах «науки о Супермене». [6] [7] [8] и был тесно связан с высказыванием о необходимости новой психологической теории сознания. [9] и ее связь с развитием высших психологических функций. Вся эта теоретическая (по большей части умозрительная) и экспериментально-эмпирическая работа была предпринята членами кружка Выготского (также называемого «кружком Выготского- Лурия »).

Теоретические предпосылки

[ редактировать ]

Культурно-историческая психология как таковая при жизни Выготского никогда не существовала. Он так и не разработал собственную теорию развития и, по его собственному признанию, умер на пороге новой психологической теории сознания .

Выготский верил в « нового человека », которого он называл «сверхчеловеком» будущего коммунистического общества , и выступал за психологическую теорию, объясняющую развитие от фактического уровня человеческого развития до потенциального уровня «сверхчеловека». . С этой целью он утверждал, что развитие «высших психологических функций» является результатом воздействия общества (включая, согласно марксистским принципам , его экономическую основу и производственные отношения) и культуры в целом. Эта идея была хорошо известна по крайней мере за пятьдесят лет до Выготского, ее отстаивал ряд других психологов и часто обсуждают под ярлыком « социогенеза ». В отличие от фрейдовской и фрейдистской « глубинной психологии » и бихевиористской (и многих других) «поверхностной психологии» обычных людей в их повседневной среде, Выготский постулировал свою собственную «пиковую психологию», которая фокусируется на высшем, «пиковые» показатели людей в их реальной жизни и потенциале, будущие способности «сверхчеловека». Этот «пик психологии» так и не был реализован и во многом оставался интересным и многообещающим, но тем не менее утопический научный проект, представляющий значительный интерес в современном контексте психологических исследований XXI века. [6]

Преимущества и недостатки теории.

[ редактировать ]

Более масштабный проект новой психологии Выготского и Лурии провалился. [10] и ни ко времени смерти Выготского в 1934 году, ни после нее не было построено ни одной универсальной интегративной теории человеческого разума и развития. Однако более ранние интеллектуальные усилия и наследие советских ученых 1920-1930-х годов породили ряд специализированных, слабо связанных между собой областей психологической теории и практики, включая культурологию. [11] [12] и детская психология [13] и образование (особенно в областях динамической оценки [14] (что вытекает из рассуждений Выготского о так называемой Зоне ближайшего развития , ЗПД [15] ) и так называемое развивающее обучение [16] ), нейропсихология , [17] [18] или психолингвистика . [19] Другими заметными областями теории и практики, находящимися в диалоге с культурно-исторической традицией Выготского и Лурии, являются психотерапия , [20] теория искусства , [21] « диалогическая наука », [22] когнитивная наука , [23] семиотика [24] и, по словам Оливера Сакса , несколько расплывчатая перспектива, мировоззрение и философия « романтической науки ». [25]

Основное влияние на культурно-историческую психологию оказали механистическая нейрофизиология Ивана Павлова и Владимира Бехтерева (в так называемый «инструментальный период» 1920-х годов), [26] философия языка и культуры Вильгельма фон Гумбольдта и его последователей, [27] социально-экономическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса и, прежде всего, целостная немецко-американская гештальт-психология — в частности, работы Макса Вертхаймера и Курта Левина . [28] [29] Холизм 1920 немецко-американских гештальтистов постепенно стал доминирующей теоретической основой культурно-исторической психологии Выготского и Лурии в 1930-е годы и практически полностью искоренил физиологический механизм и редукционизм Выготского - х годов . [9]

Некоторые из этих ранних влияний впоследствии были преуменьшены, неправильно поняты или даже полностью проигнорированы и забыты. Таким образом, культурно-историческую психологию, понимаемую как проект Выготского-Лурия, первоначально задуманную ее создателями как интегративную, а затем и целостную «новую психологию» социально-биологического и культурного развития, не следует путать с более поздней самопровозглашенной «выготской» психологией. теории и области исследований, игнорируя исторические корни и предполагаемую широту и глубину первоначального предложения и его последовательный акцент на необходимости новой теории сознания. [9] К ним относятся такие, как социокультурная психология , социально-историческая психология , теория деятельности , культурная психология или теория культурно-исторической деятельности (ЧАТ) . [30] [31]

Круг Выготского-Лурия

[ редактировать ]

Выготский и Лурия неофициально сотрудничали с другими психологами, педагогами, медиками, физиологами и нейробиологами. Основа интегративной науки о разуме, мозге и поведении в их биосоциальном развитии была основной работой Круга. Они включили в себя идеи социальных и межличностных отношений, практики эмпирических научных исследований и «сталинскую науку», основанную на дискурсивных практиках советской науки 1930-х годов. [32] В исследованиях теории Выготского в разные периоды времени участвовало около трёх десятков человек.

В 1924 году Кружок был основан в Москве после того, как Выготский переехал туда из Гомеля, Беларусь. В Институте психологии он познакомился с Занковым, Сольвьевым, Сахаровым и Варшавой, а также с Александром Лурией, с которым впоследствии сотрудничал. [32]

Группа росла постепенно, и все исследования проводились в Москве, Харькове и Ленинграде, расположенных в Советском Союзе. Когда Советский Союз был захвачен Германией во время Великой Отечественной войны (1941 г.), группа распалась, и все дальнейшие поствыготские исследования после начала Второй мировой войны проводились Лурией, Леонтьевым, Занковым и Элькониным. [32]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.) (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  2. ^ Ясницкий А. и ван дер Вир Р. (2014). Что это за книга и о чем она? В книге Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.) (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  3. ^ Кейлер, П. (2012). «Культурно-историческая теория» и «Культурно-историческая школа»: от мифа (назад) к реальности // PsyAnima, Психологический журнал Дубны, 5 (1), 1—33. Архивировано 4 февраля 2013 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Кейлер, П. (2018). История социального строительства «культурно-исторического». В книге Ясницкий А. (ред.) Ставя под сомнение наследие Выготского: научная психология или героический культ. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж
  5. ^ Тоомела, А. (2014). Без нейропсихологии не может быть культурно-исторической психологии. И наоборот. А. Ясницкий, Р. ван дер Вир и М. Феррари (ред.). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (313–349). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  6. ^ Jump up to: а б Ясницкий, А. (2018). Наука о Супермене Выготского: от утопии к конкретной психологии . В Ясницкий А. (Ред.). (2018). Ставя под сомнение наследие Выготского: научная психология или героический культ . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  7. ^ Блог доктора Клея Спинуцци , рецензия на книгу: Новый миф, новый мир: от Ницше до сталинизма
  8. ^ Спинуцци, К. (2018). От сверхлюдей до супермедиаторов: находим необыкновенное в ЧАТЕ . В книге А. Ясницкого (ред.), Ставя под сомнение наследие Выготского: научная психология или героический культ (стр. 137–166). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  9. ^ Jump up to: а б с Завершнева, Е. (2014). Проблема сознания в культурно-исторической психологии Выготского. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (63–97). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  10. ^ Ср.: «Он изложил самую амбициозную программу объединения с «историко-культурным» подходом в качестве центральной черты. Хотя туберкулез прервал его в очень раннем возрасте, Выготский оставил плодовитых учеников, в первую очередь Лурия и А. Н. Леонт» Ев, основавший школу когнитивной психологии Выготского, занимавшуюся вопросами повреждения мозга и развития детей. В этой истории есть великая ирония: проповедуя всеобъемлющую науку, Выготский основал еще одну школу» (с. 254). Джоравский, Д. (1989) Русская психология: критическая история , Кембридж: Блэквелл.
  11. ^ Ариевич И.М. и Стеценко А. (2014). «Магия знаков»: траектория развития культурной медиации . В книге Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.). (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии. Издательство Кембриджского университета (стр. 217–244)
  12. ^ Субботский, Э. (2014). Лурия и Выготский: проблемы современных исследований в области развития . В книге Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.). (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии. Издательство Кембриджского университета (стр. 295–312)
  13. ^ Григоренко, Е.Л. (2014). Отслеживание неотслеживаемого: противоречие между природой и воспитанием в культурно-исторической психологии. В книге Ясницкий А., ван дер Вир Р. и Феррари М. (ред.). (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии. Издательство Кембриджского университета (стр. 203–216)
  14. ^ Козулин, А. (2014). Динамическая оценка в поисках своей идентичности у Ясницкого А., ван дер Вира Р. и Феррари М. (ред.). (2014). Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии. Издательство Кембриджского университета (стр. 126–147)
  15. ^ Валсинер Дж., Ван дер Вир Р. (2014). «Встреча с границей: зона близкого развития Выготского и ее значение для теории развития» в Кембриджском справочнике по культурно-исторической психологии. ред. Ясницкий А., ван дер Веер Р., Феррари М., ред. (Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета;), 148–173.
  16. ^ Цукерман, Г. (2014). Развивающее образование. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (177–202). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  17. ^ Ахутина Т. и Шерешевский Г. (2014). Культурно-исторический нейропсихологический взгляд на неспособность к обучению. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (350-377). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  18. ^ Котик-Фридгут, Б. и Ардила, А. (2014). Культурно-историческая теория и культурная нейропсихология сегодня . В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (378-399). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  19. ^ Верани, А. (2014). Обзор внутренней речи в культурно-исторической традиции. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (272–294). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  20. ^ Венгер А. и Морозова Э. (2014). Культурно-историческая психотерапия. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (403-422). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  21. ^ Булгакова, О. (2014). От выразительного движения к «основной проблеме»: теория искусства Выготского-Лурии-Эйзенштейна. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (423-448). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  22. ^ Бертау, М.-К. (2014). Необходимость диалогической науки: рассмотрение наследия российско-советского мышления для современных подходов в диалогических исследованиях. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (449–473). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  23. ^ Фаликман, М. (2014). Познание и его хозяин: новые задачи для когнитивной науки. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (474–487). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  24. ^ Иванов, Вячеслав В. (2014). Культурно-историческая теория и семиотика. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (488-516). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  25. ^ Сакс, О. (2014). Лурия и «Романтическая наука». В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (517-528). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  26. ^ Фридрих, Дж. (2014). Идея Выготского о психологических инструментах. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (47-62). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  27. ^ Бертау, М.-К. (2014). Внутренняя форма как понятие, мигрирующее с Запада на Восток: признание гумбольдтовской традиции в культурно-исторической психологии. В А. Ясницкий, Р. Ван дер Вир и М. Феррари (ред.), Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии (247–271). Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  28. ^ Yasnitsky, A. (2012). К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. Archived 2015-02-16 at the Wayback Machine PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5(1), 60-97
  29. ^ Ясницкий, А. (2012). История культурно-исторической гештальт-психологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и другие. Архивировано 16 февраля 2015 г. в Wayback Machine . PsyAnima, Дубненский психологический журнал, 5(1), 98-101
  30. ^ Тоомела, А. (2000). Теория деятельности представляет собой тупик для культурно-исторической психологии. Культура и психология, 6(3), 353-364.
  31. ^ Главы 7. Майкл Коул: действие, опосредованное артефактами - установление истины; 8. Джеймс В. Верч: культурные инструменты и опосредованные действия – неправильное понимание; 9. Джеймс В. Верч: опосредование и зона ближайшего развития; и 10. Основные комментаторы Части II. Выготский в Америке у Миллера Р. (2011). Выготский в перспективе. Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  32. ^ Jump up to: а б с Ясницкий, Антон (2011). «Кружок Выготского как персональная сеть ученых: восстановление связей между людьми и идеями». Интегративная психологическая и поведенческая наука . 45 (4): 422–57. дои : 10.1007/s12124-011-9168-5 . ПМИД   21667127 . S2CID   207392569 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6e1483c66380d07b895f5866c33d688__1713452460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/88/e6e1483c66380d07b895f5866c33d688.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cultural-historical psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)