Jump to content

Теория культурно-исторической деятельности

Теория культурно-исторической деятельности ( ЧАТ ) [1] это теоретическая основа [2] которая помогает понять и проанализировать взаимосвязь человеческого разума (то, что люди думают и чувствуют) и деятельности (то, что люди делают). [3] [4] [5] Оно ведет свое начало от основателей [6] представителя культурно-исторической школы русской психологии Л.С. Выготского [7] и Алексей Н. Леонтьев . [8] [9] [10] [11] Важное понимание Выготским динамики сознания заключалось в том, что оно по сути субъективно и формируется историей социального и культурного опыта каждого человека. [12] Особенно с 1990-х годов CHAT вызывает растущий интерес среди ученых во всем мире. [13] В другом месте ЧАТ определяется как «междисциплинарная основа для изучения того, как люди целенаправленно преобразуют природную и социальную реальность, включая самих себя, как непрерывный культурно и исторически обусловленный , материально и социально опосредованный процесс». [14] Основные идеи таковы: 1) люди действуют коллективно, учатся на практике и общаются посредством своих действий; 2) люди создают, используют и адаптируют всевозможные инструменты для обучения и общения; и 3) сообщество занимает центральное место в процессе создания и интерпретации смысла – и, следовательно, во всех формах обучения, общения и действия. [15] [16]

Термин ЧАТ был придуман Майклом Коулом. [17] и популяризирован Юрьё Энгестрёмом [ fi ] [18] способствовать единству того, что к 1990-м годам превратилось в множество течений [19] возвращаясь к творчеству Выготского. [20] [21]

Исторический обзор

[ редактировать ]

Истоки: революционная Россия

[ редактировать ]

ЧАТ ведет свое происхождение от диалектического материализма , классической немецкой философии , [9] [22] [23] и работы Льва Выготского , Алексея Леонтьева и Александра Лурии , известных как «тройка-основатель». [24] культурно -исторического подхода к социальной психологии . Радикально отходя от бихевиоризма и рефлексологии , которые доминировали в большей части психологии в начале 1920-х годов, они сформулировали в духе « » Карла Маркса концепцию Тезисов о Фейербахе деятельности, т.е. «артефактно-опосредованного и предметно-ориентированного действия». ". [25] [26] Соединив понятия истории и культуры в понимании человеческой деятельности, они смогли преодолеть картезианский дуализм между субъектом и объектом, внутренним и внешним, между людьми и обществом, между индивидуальным внутренним сознанием и внешним миром общества. [27] Лев Выготский , создавший основу культурно-исторической психологии, основанной на концепции опосредования, за свою трудовую жизнь, длившуюся всего десять лет, опубликовал шесть книг по темам психологии. Умер от туберкулеза в 1934 в возрасте 37 лет. С 1924 по 1930 А. Н. Леонтьев работал вместе со Львом Выготским и Александром Лурией, участвуя в разработке марксистской психологии . Леонтьев покинул группу Выготского в Москве в 1931 году, чтобы занять должность в Харькове . Там к нему присоединились местные психологи, в том числе Петр Гальперин и Петр Зинченко . [28] Некоторое время он продолжал работать с Выготским, но, в конце концов, произошел раскол, хотя они продолжали общаться друг с другом по научным вопросам. [29] Леонтьев вернулся в Москву в 1934 году. Вопреки распространенному мнению, творчество Выготского само по себе никогда не было запрещено в сталинской среде. [30] Советская Россия. [31] В 1950 году А.Н.Леонтьев стал заведующим кафедрой психологии философского факультета Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова . Эта кафедра стала независимым факультетом в 1966 году, главным образом, благодаря его упорному труду. Он оставался там до своей смерти в 1979 году. Формулировка теории деятельности Леонтьева после 1962 года стала новой «официальной» основой советской психологии. [32] За два десятилетия между оттепелью подавления научных исследований в России и смертью продолжателей Выготского, [33] был установлен контакт с Западом.

События на Западе

[ редактировать ]

Майкл Коул, тогда молодой студент по обмену, аспирант психологии Университета Индианы , приехал в Москву в 1962 году для годичного исследования под руководством Александра Лурии. Прекрасно осознавая пропасть между советской и американской психологией, он был одним из первых представителей Запада, представивших идеи Лурии и Выготского англосаксонской публике. [34] [35] Это, а также постоянный поток книг, переведенных с русского. [36] обеспечил постепенное создание прочной базы культурной психологии на Западе. [37] Другой американский ученый, Джеймс В. Верч, после получения докторской степени в Чикагском университете в 1975 году, провел год в качестве постдокторанта в Москве, изучая лингвистику и нейропсихологию. Впоследствии Верч стал одним из ведущих западных специалистов по советской психологии. [38] Главной среди групп, продвигающих исследования, связанные с ЧАТ, является CRADLE, базирующаяся в Хельсинки, возглавляемая Йёрё Энгестремом. [39] (Флорида) состоялась Конференция, которая, по утверждениям, была первой в своем роде в Европе, организованная Юрьё Энгестремом с целью сконцентрировать внимание на вопросах преподавания и обучения, В 1982 году в Эспоо с участием экспертов из стран Восточной и Западной Европы. . За этим последовали Орхусская (Германия) конференция в 1983 году и Утрехтская (Нидерланды) конференция в 1984 году. В октябре 1986 года Колледж искусств Западного Берлина провел первую конференцию ISCAR. [40] Международный конгресс по теории деятельности. Это была также первая попытка собрать под одной крышей исследователей, теоретиков и философов, работающих в традициях советских психологов Леонтьева и Выготского. [41] Второй конгресс ISCRAT состоялся в Лахти (Флорида) в 1990 году. ISCRAT стал официальной юридической организацией со своим уставом в Амстердаме в 1992 году. Другие конференции ISCRAT: Рим (1993), Москва (1995), Орхус (1998). и Амстердам (2002 г.), когда ISCRAT и Конференция социокультурных исследований объединились в ISCAR. С этого момента ISCAR организует международный конгресс каждые три года: Севилья (Испания) 2005 г.; Сан-Диего (США) 2008 г.; Рим (Оно) 2011; Сидней (Австралия), 2014 г.; Квебек, Канада (2017).

В последние годы влияние теории деятельности на организационное развитие пропагандируется работой команды Юрьё Энгестрёма в Центре исследований теории деятельности и развивающей работы (CATDWR). [42] в Хельсинкском университете и Майк Коул из Лаборатории сравнительного человеческого познания (LCHC) в кампусе Калифорнийского университета в Сан-Диего. [43] [44]

Три поколения теории деятельности

[ редактировать ]

В своей книге «Обучение путем расширения» 1987 года Энгестрём [45] предлагает очень подробный отчет о различных источниках, философских и психологических, которые составляют основу теории деятельности. Однако в последующие годы из его работы и работы других исследователей возникла упрощенная картина, а именно идея о том, что (на сегодняшний день) существует три основных «стадии» или «поколения». [46] теории деятельности, или «культурно-исторической теории деятельности» (ЧАТ). [47] [48] [49] [50] [51] В то время как первое поколение основывалось на идее опосредованного действия Выготского с точки зрения индивида, а второе поколение основывалось на идее Леонтьева о системе деятельности с упором на коллектив. [52] третье поколение, появившееся в середине девяностых, основывается на идее множества взаимодействующих систем деятельности, ориентированных на частично общий объект и пересечении границ между ними. [47] [53] [54]

Первое поколение – Выготский

[ редактировать ]

Выготского Первое поколение возникло из теории культурного посредничества , которая была ответом на бихевиористское объяснение сознания или развития человеческого разума путем сведения «разума» к ряду атомарных компонентов или структур, связанных в первую очередь с мозгом как таковым. процессы «стимул – реакция» (СР). Выготский утверждал, что отношения между человеческим субъектом и объектом никогда не бывают прямыми, их следует искать в обществе и культуре по мере их исторического развития, а не в человеческом мозге или индивидуальном сознании как таковом. [55] Его культурно-историческая психология пыталась объяснить социальное происхождение языка и мышления. По мнению Выготского, сознание возникает в результате человеческой деятельности, опосредованной артефактами (инструментами) и знаками. [12] [56]

ЧАТ первого поколения

Эта идея семиотического опосредования [57] воплощена в знаменитой треугольной модели Выготского. [58] который включает в себя триаду субъекта (S), объекта (O) и опосредующего артефакта: [59] в опосредованном действии субъект, объект и артефакт находятся в диалектическом отношении, при котором каждый влияет на другого и на деятельность в целом. [20] [21] [60] [61] Выготский утверждает, что использование знаков приводит к специфической структуре человеческого поведения, которая отрывается от простого биологического развития, позволяя создавать новые формы культурно-обусловленных психологических процессов – отсюда важность (культурно-исторического) контекста: люди не могут больше не будут поняты без их культурной среды, а общество без участия людей, которые используют и производят эти артефакты. Объекты стали культурными сущностями, а действие, ориентированное на объекты, стало ключом к пониманию человеческой психики. [62] Однако в рамках Выготского единицей анализа остается преимущественно индивид. Теория деятельности первого поколения использовалась для понимания индивидуального поведения путем изучения способов, которыми объективированные действия человека опосредованы культурой . [63] Помимо сильного акцента на материальном и символическом посредничестве, интернализация [64] Внешних (социальных, социетальных и культурных) форм опосредования еще одним важным аспектом ЧАТ первого поколения является концепция зоны ближайшего развития (ЗБР), [12] Это означает, как утверждается в книге «Разум в обществе» (1978), «расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым независимым решением проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым посредством решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками» . [65] ЗПД — одно из главных наследий Выготского в области социальных наук. [66]

Второе поколение – Леонтьев

[ редактировать ]

Хотя Выготский сформулировал практическую человеческую деятельность как общую объяснительную категорию в психологии человека, он не уяснил ее истинную природу. Второе поколение переходит от индивидуально-ориентированного подхода Выготского к подходу А. Н. Леонтьева. [67] коллективная модель. У Энгестрема [45] В ныне известном графическом изображении активности второго поколения единица анализа была расширена и теперь включает коллективную мотивированную деятельность по отношению к объекту, освобождая место для понимания того, как коллективные действия социальных групп опосредуют деятельность. [68] Отсюда включение сообщества , правил , разделения труда и важность анализа их взаимодействия друг с другом. [50] Правила могут быть явными или неявными. Разделение труда относится к явной и скрытой организации сообщества, участвующего в деятельности. Энгестрем [45] сформулировал наиболее четкое различие между классической психологией Выготского, которая подчеркивает, каким образом семиотические и культурные системы опосредуют человеческую деятельность , и ЧАТ второго поколения Леонтьева, которая ориентирована на опосредующие эффекты системной организации человеческой деятельности .

ЧАТ второго поколения

Настаивая на том, что деятельность существует только в отношении правил, общности и разделения труда, Энгестрём расширяет единицу анализа человеческого поведения с индивидуальной деятельности на систему коллективной деятельности . [69] [70] Система коллективной деятельности включает в анализ социальные, психологические, культурные и институциональные аспекты. В этом контексте концептуализации или системы деятельности по своей сути связаны с тем, что, как утверждает Энгестрем, является глубоко укоренившимися материальными практиками и социально-экономическими структурами данной культуры. Эти социальные измерения не были в достаточной степени учтены в более ранней, более «простой» триадной модели Выготского: [71] [72] в понимании Леонтьева мышление и познание следует понимать как часть общественной жизни – как часть средств производства и систем общественных отношений, с одной стороны, и намерений индивидов в определенных социальных условиях, с другой. [15] [73]

В своем знаменитом примере «первобытной коллективной охоты » [74] Леонтьев выясняет коренное различие между индивидуальным действием («загонная устрашающая игра») и коллективной деятельностью («охота»). Хотя действия отдельных людей (пугающая игра) отличаются от общей цели деятельности (охота), все они имеют один и тот же мотив (добыча еды). Операции , с другой стороны, определяются условиями и имеющимися инструментами, т.е. объективными обстоятельствами, при которых происходит охота. Чтобы понять отдельные действия индивидов, необходимо понять более широкий мотив деятельности в целом: это объясняет три иерархических уровня человеческого функционирования: [45] [75] предметные мотивы движут коллективной деятельностью (вверху); цели стимулируют индивидуальные/групповые действия (в центре); условия и инструменты управляют автоматизированными операциями (нижний уровень). [76]

Третье поколение – Энгестрем и др.

[ редактировать ]

После основополагающих работ Выготского о высших психологических функциях личности. [12] и распространение Леонтьевым этих идей на системы коллективной деятельности, [77] вопросы разнообразия и диалога между различными традициями и точками зрения стали все более серьезными проблемами, когда, особенно после 1990-х годов, теория деятельности «вышла на международный уровень». Работы Майкла Коула и Юрьё Энгестрема в 1970-х и 1980-х годах – в основном параллельно, но иногда и в сотрудничестве – принесли теорию деятельности гораздо более широкой аудитории ученых в Скандинавии и Северной Америке. [78] Как только жизни и биографии всех участников, а также история более широкого сообщества будут приняты во внимание, необходимо рассмотреть множественные системы деятельности , постулируя, по мнению Энгестрёма, необходимость «третьего поколения» для « разработки концептуальных инструментов для понимания диалог, множественные перспективы и сети взаимодействующих систем деятельности ». [79] [80] [81] Эта более обширная совокупность активных людей (и исследователей), включенных в организационные, политические и дискурсивные практики, представляет собой ощутимое преимущество ЧАТ второго и третьего поколения перед его более ранним предшественником Выготского, который фокусировался на опосредованных действиях в относительной изоляции. [82] Теория деятельности третьего поколения - это применение системного анализа деятельности (ASA). [48] [83] в исследованиях развития, где исследователи принимают участие и вмешиваются в деятельность участников и меняют их опыт.

ЧАТ третьего поколения

Энгестрёма [45] знаменитая ныне диаграмма, или базовый треугольник активности (который добавляет правила/нормы, межсубъектные общественные отношения и разделение труда, а также множественные системы деятельности, разделяющие один объект), стала в исследовательском сообществе основной моделью третьего поколения для анализа людей и группы. [84] Энгестрем обобщает текущее состояние ЧАТ пятью принципами:

  1. Система деятельности как основная единица анализа: базовая модель третьего поколения включает как минимум две взаимодействующие системы деятельности.
  2. Многоголосость: система деятельности всегда представляет собой общность множества точек зрения, традиций и интересов.
  3. Историчность: системы деятельности формируются и трансформируются на протяжении длительных периодов времени. Потенциалы и проблемы можно понять только на фоне их собственной истории.
  4. Центральная роль противоречий как источников изменений и развития. [85]
  5. Возможность систем деятельности к экспансивной трансформации (циклы качественной трансформации): когда объект и мотив переосмысливаются, открывается радикально более широкий горизонт. [80] [86]

Чаще всего технологи обучения используют ЧАТ третьего поколения в качестве руководящей теоретической основы, чтобы понять, как технологии принимаются, адаптируются и настраиваются посредством использования в сложных социальных ситуациях. [87] [88] [89]

Информирование исследований и практики

[ редактировать ]

Леонтьев и социальное развитие

[ редактировать ]

Начиная с 1960-х годов, начиная с глобального Юга и независимо от основной европейской линии развития, [90] Леонтьева Целевой деятельности Основная концепция [91] использовался в контексте социального развития. В семинара Организационного «Капаситация больших групп» методе [92] объективная/ориентированная деятельность выступает в качестве основного причинного принципа, который постулирует, что для того, чтобы изменить образ мышления (больших групп) людей, нам нужно начать с изменений в их деятельности – и/или в объекте, который «предполагает» их деятельность. [93] В духе Леонтьева Организационный семинар представляет собой семиотически опосредованную деятельность, посредством которой (большие группы) участников [94] научатся управлять собой и создаваемыми ими организациями для выполнения задач, требующих сложного разделения труда . [95]

Исследования и практика, вдохновленные ЧАТом, с 1980-х годов

[ редактировать ]

Особенно за последние два десятилетия ЧАТ предложил теоретическую призму, информирующую исследования и практику, поскольку он утверждает, что обучение происходит посредством коллективной деятельности, целенаправленно проводимой вокруг общего объекта. Исходя из предпосылки, что обучение — это социальный и культурный процесс, основанный на исторических достижениях, его взгляды, основанные на системном мышлении, позволяют лучше понять реальный мир. [80] [81] [96] [97]

Лаборатория изменений (CL)

[ редактировать ]

Лаборатория изменений (CL) — это основанный на ЧАТ метод формирующего вмешательства в системы деятельности и исследования потенциала их развития, а также процессов экспансивного обучения, совместного формирования концепций и трансформации практик, разработанный в середине девяностых годов. [98] [99] финской группой исследований в области развития (DWR). [100] [101] [102] Метод CL основан на сотрудничестве между специалистами, занимающимися анализируемой и трансформируемой деятельностью, и академическими исследователями или интервенционистами, поддерживающими и облегчающими процессы коллективного развития. [80] На основе теории экспансивного обучения Энгестрема , [45] [103] основа интервенционистского исследовательского подхода в DWR [101] был разработан в 1980-х годах и получил дальнейшее развитие в 1990-х годах как метод вмешательства, ныне известный как «Лаборатория изменений» . [104] [105] Вмешательства CL используются как для изучения условий изменений, так и для того, чтобы помочь тем, кто работает в организациях, развивать свою работу, используя наблюдения участников, интервью, а также запись и видеосъемку встреч и рабочих практик. Первоначально с помощью внешнего интервенциониста первый стимул, выходящий за пределы нынешних возможностей акторов , создается в Лаборатории изменений путем сбора эмпирических данных из первых рук о проблемных аспектах деятельности. Эти данные могут включать сложные случаи клиентов, описания повторяющихся нарушений и сбоев в процессе достижения результата. Этапы процесса CL: Шаг 1. Опрос; Шаг 2. Анализ; Шаг 3. Моделирование; Шаг 4. Осмотр; Шаг 5. Реализация; Шаг 6. Размышление; Шаг 7. Консолидация. Эти семь шагов для улучшения понимания Энгестрем описывает как экспансивное обучение или фазы расширяющейся вовне спирали. [106] в то время как в любое время могут происходить несколько видов действий. [107] Фазы модели просто позволяют идентифицировать и проанализировать доминирующий тип действия в течение определенного периода времени. Эти учебные действия провоцируются противоречиями. [108] [109] CL используется командой или рабочим подразделением или сотрудничающими партнерами за пределами организации, первоначально с помощью исследователя-интервенциониста. [97] [104] Метод CL использовался в сельскохозяйственном контексте, [110] образовательные и медиа-среды, [111] здравоохранение [112] [113] и поддержка в обучении. [114] [115]

Системный анализ деятельности (ASA)

[ редактировать ]

Анализ систем деятельности – это метод, основанный на CHAT, [116] обсуждалось в Engeström 1987 / Engeström 1993 и в Cole and Engeström, 1993, [117] для понимания человеческой деятельности в реальных ситуациях с помощью методов сбора, анализа и представления данных, которые учитывают сложности человеческой деятельности в естественных условиях, и направлены на развитие как теории, так и практики. Он основан на концепции опосредованного действия Выготского и отражает человеческую деятельность в модели треугольника, включающей субъект, орудие, объект, правило, сообщество и разделение труда. [45] Субъекты — это участники деятельности, мотивированные достижением цели или достижением объекта. Объектом могут быть цель деятельности, мотивы участия субъекта в деятельности, материальные продукты, которые субъекты получают в результате деятельности. Инструменты — это общедоступные когнитивные и материальные ресурсы, которые субъекты могут использовать для достижения цели. Неформальные или формальные правила регулируют участие субъекта в какой-либо деятельности. Сообщество — это группа или организация, к которой принадлежат субъекты. Разделение труда — это разделение обязанностей по участию в деятельности, определяемой сообществом. Наконец, результат — это последствия, с которыми сталкивается субъект в результате действий, совершаемых объектом. Эти результаты могут стимулировать или препятствовать участию субъекта в будущей деятельности. [118] Во второй части своего видео « Использование теории деятельности для понимания поведения человека » ван дер Рит (2010) показывает, как теория деятельности применяется к проблеме изменения поведения, а также ВИЧ и СПИДа (в Южной Африке). Видео фокусируется на сексуальной активности как активности системы и иллюстрирует, как анализ системы активности на основе исторического и текущего отчета о деятельности позволяет понять отсутствие изменений в поведении в ответ на ВИЧ и СПИД. В своей одноименной книге «Методы системного анализа деятельности» , Ямагата-Линч, 2010 , с. 37ss описывает семь тематических исследований ASA, которые делятся «на четыре отдельных рабочих кластера. Эти кластеры включают работы, которые помогают (а) понять исследования в области развития (DWR), (б) описать реальные ситуации обучения, (в) спроектировать взаимодействие человека и компьютера. системы и (г) планировать решения сложных производственных проблем» . Другие варианты использования ASA: подведение итогов организационных изменений; [119] определение руководящих принципов для проектирования конструктивистской среды обучения; [120] выявление противоречий и напряженности, которые определяют развитие событий в образовательной среде; [21] [48] демонстрация исторического развития в организационном обучении, [121] и оценка партнерских отношений между школами K–12 и университетами. [122]

Взаимодействие человека и компьютера (HCI)

[ редактировать ]

Когда HCI [123] Впервые появившись на сцене как отдельная область исследований в начале 1980-х годов, HCI принял парадигму обработки информации информатики в качестве модели человеческого познания, основанной на распространенных критериях когнитивной психологии , которые, как вскоре выяснилось, не могли объяснить вовлеченные интересы, потребности и разочарования отдельных людей, а также тот факт, что технология критически зависит от сложных, значимых, социальных и динамических контекстов, в которых она происходит. [124] [125] Принятие теоретической точки зрения ЧАТ имело важные последствия для понимания того, как люди используют интерактивные технологии: например, осознание того, что компьютер обычно является объектом деятельности, а не опосредующим артефактом, означает, что люди взаимодействуют с миром через компьютеры, а не с помощью компьютера. «объекты». [4] [126] [127] С момента возникновения этой области в 1980-х годах появился ряд разнообразных методологий, описывающих методы проектирования взаимодействия человека и компьютера. Большинство методологий проектирования основаны на модели взаимодействия пользователей, дизайнеров и технических систем. Бонни Нарди подготовила – на сегодняшний день – наиболее применимую коллекцию литературы по теории деятельности HCI. [4] [128]

Системно-структурная теория деятельности (ССАТ)

[ редактировать ]

SSAT основывается на общей теории деятельности и обеспечивает эффективную основу как для экспериментальных, так и для аналитических методов изучения деятельности человека с использованием тщательно разработанных единиц анализа. [129] SSAT подходит к познанию как к процессу, так и как структурированной системе действий или других функциональных единиц обработки информации, разрабатывая таксономию человеческой деятельности посредством использования структурно организованных единиц анализа. Системно-структурный подход к проектированию и анализу деятельности предполагает выявление имеющихся средств работы, инструментов и предметов; их связь с возможными стратегиями трудовой деятельности; существующие ограничения на эффективность деятельности; социальные нормы и правила; возможные этапы трансформации объекта; и изменение структуры деятельности в процессе приобретения навыков. Данный метод продемонстрирован на примере исследования задачи взаимодействия человека с компьютером. [130]

Развивающаяся область исследования

[ редактировать ]

Сильные стороны ЧАТ основаны как на его давних исторических корнях, так и на широком современном использовании: он предлагает философскую и междисциплинарную перспективу для анализа разнообразных человеческих практик как процессов развития, в которых взаимосвязаны как индивидуальный, так и социальный уровни, а также взаимодействия и границы. -переходы. [54] [131] между системами деятельности [132] [133] В последнее время фокус исследований организационного обучения все больше смещается от обучения внутри отдельных организаций или организационных подразделений к обучению в мульти-организационных или межорганизационных сетях, а также к исследованию и лучшему пониманию взаимодействий в их социальном контексте. множественные контексты и культуры, а также динамика и развитие конкретных видов деятельности. Этот сдвиг породил, среди прочего, такие концепции, как «сети обучения». [134] и « сетевое обучение », [135] [136] коворкинг , [137] и узловая работа. [138] [139] В последнее время в отрасли наблюдается сильный рост числа фирм, не являющихся работодателями (NEF), благодаря изменениям в долгосрочных тенденциях занятости и развитию мобильных технологий. [140] что привело к увеличению объема работы из удаленных мест, расширению дистанционного сотрудничества и увеличению количества работ, организованных вокруг временных проектов. [141] Подобные разработки и новые формы общественного производства или равноправного производства на основе достояния , например, с открытым исходным кодом. [142] развитие и культурное производство в одноранговых (P2P) сетях стали ключевыми направлениями в недавних работах Энгестрёма. [138] [143] [144]

«Четвертое поколение»

[ редактировать ]

Быстрый рост новых форм деятельности, характеризующихся социальными и интерактивными практиками через Интернет, [145] [146] такие явления, как распределенная рабочая сила и доминирование умственного труда, побуждают переосмыслить модель третьего поколения, что приводит к необходимости, как предложил Энгестрем, в новой четвертого поколения . модели системы деятельности [147] [148] над чем теоретики деятельности действительно работали в последние годы. [3] [137] [149] В ЧАТ четвертого поколения объект(ы) обычно включает в себя множество точек зрения и контекстов и по своей сути является временным; сотрудничество между участниками также, вероятно, будет временным, с множественным пересечением границ между взаимосвязанными видами деятельности. [54] Теоретики деятельности четвертого поколения специально разработали теорию деятельности, чтобы лучше учесть идеи Кастельса (и других) о том, как изменилась организация труда в сетевом обществе : следовательно, они будут меньше сосредотачиваться на работе отдельных систем деятельности (часто представленных треугольниками) и больше о взаимодействии систем деятельности, функционирующих в сетях. [141] [150] [151] Конгресс ISCAR 2017 года (август, Квебек) посвящен следующей теме: « Всесторонний взгляд на ландшафт исследований культурно-исторической деятельности: состояние наших научных исследований на практике» .

См. также

[ редактировать ]

Публикации

[ редактировать ]
  1. ^ Или теория деятельности (АТ), как ее еще называют. Каптелинин и Нарди 2006 , с. 36
  2. ^ Нарди 1996 , с. 7 отмечает, что теория деятельности представляет собой « исследовательскую структуру и набор точек зрения », а не жесткую и быструю методологию или строго прогнозирующую единую теорию.
  3. ^ Перейти обратно: а б Дэниелс и др. 2010 год
  4. ^ Перейти обратно: а б с Каптелинин и Нарди 2006 г.
  5. ^ Рот и Ли 2007 , с. 192: «ЧАТ задумывался как конкретная психология, погруженная в повседневную практику » : « Сознание находится в повседневной практике: вы есть то, что вы делаете » Nardi 1996 , с. 7
  6. ^ В 1920-е до середины 1930-х гг.
  7. ^ Ясницкий, А. (2018). Выготский: Интеллектуальная биография . Лондон и Нью-Йорк: Routledge ОБЗОР КНИГИ
  8. ^ Леонтьев иногда может также писаться как Леонтьев и Леонтьев.
  9. ^ Перейти обратно: а б Энгестрем, Миеттинен и Пунамяки, 1999 г.
  10. ^ Общеизвестно, что советский философ психологии С. Л. Рубинштейн независимо от работ Выготского разработал свой вариант деятельности как философско-психологическую теорию. по вопросу: В. Лекторский в Энгестрёме, Миеттинене и Пунамяки, 1999 , с. 66; Брушлинский А.В. 2004. Архивировано 1 сентября 2014 года на archive.today . Энгестрём был бы рад также включить [в сообщение АТ] ссылку на Лурию, Зинченко (отца Петра и сына Владимира), Эльконина, Давыдова и Брушлинского (а также на различных других фигур, оказавших влияние на теорию деятельности в Запада, такие как Дьюи, Мид и Витгенштейн). Бахерст 2009 , с. 201
  11. ^ Политические ограничения в стране ее происхождения (сталинистской России) подавили культурно-историческую психологию, также известную как школа Выготского, в середине тридцатых годов. Это означало, что основная концепция « деятельности » оставалась ограниченной областью психологии, хотя Бланден 2011 в « Междисциплинарной теории деятельности » утверждает, что она имеет потенциал для развития как действительно междисциплинарная концепция. См. также Нуссбаумер 2012 , с. 37
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Выготский 1978 г.
  13. ^ Каптелинин и Нарди, 2006 г. Введение.
  14. ^ ЧАТ явно включает в себя посредничество в деятельности общества , а это означает, что его можно использовать для связи проблем, которые обычно независимо изучаются социологами образования и (социальными) психологами. Рот и Ли, 2007 г. и Рот, Рэдфорд и Лакруа, 2012 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Леонтьев 1978 г.
  16. ^ Теория деятельности в двух словах. Глава 3 в Kaptelinin & Nardi 2006 .
  17. ^ Коул 1996 , с. 105
  18. ^ Теоретическая основа деятельности еще в 1990-х годах все еще называлась « одним из наиболее тщательно охраняемых научных секретов » Engeström 1993 , p. 64; Рот и Ли 2007 , с. 188
  19. ^ Среди этих течений видное место занимают культурно-историческая психология , используемая с 1930-х годов, и теория деятельности , используемая с 1960-х годов.
  20. ^ Перейти обратно: а б Стеценко 2005г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Ямагата-Линч 2007 г.
  22. ^ Гете. В частности, романтическая наука Архивировано 3 октября 2015 года в Wayback Machine. Идеи, которые позже были подхвачены Гегелем . Значение «деятельности» в концептуальном смысле уходит корнями в немецкое слово Tätigkeit . Гегель считается первым философом, который указал на то, что развитие человеческих знаний не дано духовно, а развивается в истории в результате жизни и работы в естественной среде.
  23. ^ Бланден, Энди . 2012, «Истоки теории культурно-исторической деятельности». Архивировано 27 января 2014 года в Wayback Machine ; Бланден, Энди . Генеалогия ЧАТа (график).
  24. ^ Бланден 2011 , с. 18
  25. ^ Выготский 1978 , с. 40
  26. ^ " Человеческая личность никогда не реагирует непосредственно (или просто врожденными рефлексами) на окружающую среду. Сознание и сознательное действие должны быть центральным объектом изучения психологической науки, поскольку именно это отличает человечество. Отношения между человеческим агентом и объектами окружающая среда опосредована культурными средствами, орудиями и знаками. Человеческая деятельность имеет трехчастную структуру » ( КРЭДЛ 2009 ) .
  27. ^ В начале и в середине 20-го века в психологии доминировали школы мысли, которые игнорировали реальные процессы психологического функционирования (например, гештальт-психология , бихевиоризм и когнитивизм (психология) ).
  28. ^ Об истории того, что стало известно как Харьковская школа психологии : Ясницкий и Феррари, 2008 г. в: History of Psychology Vol. 11, № 2, 101–121.
  29. ^ Вир и Валсинер, 1991.
  30. Когда Сталин сменил Ленина в 1924 году, Советский Союз постепенно превратился в диктатуру. Это привело к 30 годам застоя, в течение которых интеллектуалы и ученые, отклонившиеся от сталинистской идеологии, подвергались политическим нападкам за свою работу и в конечном итоге были устранены. Коллегам Выготского пришлось бежать в Украину в целях безопасности. Саннино и Саттер, 2011, с. 563. Сталин умер в 1953 году, и впоследствии ограничения были постепенно смягчены.
  31. ^ Фрейзер, Дж.; Ясницкий, А. (2015). «Деконструкция нарратива о виктимизации Выготского: пересмотр «сталинского подавления» теории Выготского» (PDF) . История гуманитарных наук . 28 : 128–153. дои : 10.1177/0952695114560200 . S2CID   4934828 .
  32. ^ Верч 1981
  33. ^ В конце 1970-х годов умерло целое поколение советских психологов: Лурия и Мещеряков умерли в 1977 году, Леонтьев и Ильенков в 1979 году. (Ильенков собственноручно. - см.: Энди Бланден, 2009, «Советская культурная психология». Архивировано 8 июля 2015 г.). в Wayback Machine ).
  34. ^ Лурии например: «Создание разума» в переводе Коула.
  35. ^ Бланден, 2009 г. Архивировано 8 июля 2015 г. в Wayback Machine .
  36. ^ Льва Выготского Самыми ранними книгами, переведенными на английский язык, являются «Мысль и язык» (1962), «Когнитивное развитие» Леонтьева Лурии (1976), «Деятельность, сознание и личность» (1978) и «Концепция деятельности в советской психологии» Верча (1978) . 1981).
  37. ^ «Историки могут прийти к выводу о Майкле Коуле как о единственном наиболее влиятельном человеке, познакомившем западных ученых с этой традицией, как через его труды, так и через посредническую роль его Лаборатории сравнительного человеческого познания (LCHC) в Калифорнийском университете в Сан-Диего. ( Рот и Ли 2007 , стр. 190).
  38. ^ Другие известные специалисты по ЧАТу: Яан Валсинер (эстонский - Университет Кларка ), Рене ван дер Вир (голландский - Лейденский университет ) и Дороти (Дот) Роббинс. Архивировано 10 апреля 2015 г. в Wayback Machine (немецкий - Университет Центрального Миссури ).
  39. ^ Другие центры исследований и обучения на базе ЧАТ: Оксфордский центр социокультурных исследований и теории деятельности. Архивировано 5 февраля 2015 г. в Wayback Machine (OSAT), Международное общество исследований культуры и деятельности (ISCAR), LCSD: Лаборатория сравнительного человеческого познания ( LCHC), Университет Кансай (Япония). ЧАТ: Центр теории деятельности. Архивировано 28 июля 2017 года в Wayback Machine . BERA Британская ассоциация исследований в области образования [ постоянная мертвая ссылка ] (Специальная группа по интересам ЧАТ).
  40. ^ История ISCRAT. Архивировано 12 января 2005 г. в Wayback Machine (Международная постоянная конференция по исследованиям теории деятельности).
  41. ^ Карл Шеймс, 1989 «О важной встрече в Западном Берлине»
  42. ^ теперь известен как CRADLE , после слияния с Центром исследований сетевого обучения и построения знаний в Хельсинки.
  43. ^ (Выборочный) список других исследовательских групп и центров, связанных с CHAT: ATUL. Архивировано 14 февраля 2017 года в Wayback Machine (Лаборатория юзабилити теории деятельности при Университете Вуллонгонга , Австралия - «Организации и сообщества эпохи знаний»). ; ЧАТ. Архивировано 28 июля 2017 года в Wayback Machine (Центр теории человеческой деятельности, Университет Кансай , Япония – «Связи с Хельсинки, Батом и Калифорнией»). ; OSAT. Архивировано 5 февраля 2015 г. в Wayback Machine (Оксфордский центр социокультурных исследований и исследований теории деятельности при Оксфордском университете, Великобритания. – «Обучение в разных возрастных группах»); LIW (Обучение межведомственной работе и для межведомственной работы в Университете Бата , Великобритания – «Эффективная межведомственная работа»).
  44. ^ Информацию о других ученых/практиках, участвующих в ЧАТ, см.: «Люди в теории культурно-исторической деятельности».
  45. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Энгестрём 1987 г.
  46. ^ «Поколения» не подразумевают оценочное суждение «лучше-хуже». Каждый из них иллюстрирует разные аспекты и существует сам по себе.
  47. ^ Перейти обратно: а б Энгестрем 2009b
  48. ^ Перейти обратно: а б с Ямагата-Линч 2010 г.
  49. ^ Нуссбаумер, 2012 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б Энгестрем 1999a
  51. ^ Бахерст 2009 , с. 199
  52. ^ Система деятельности — это коллектив, в котором один или несколько действующих лиц трудятся над циклическим преобразованием объекта (сырья или проблемы) для многократного достижения результата (желаемого результата). Спинуцци 2012 , с. 5
  53. ^ Ямагата-Линч, Лиза К.; Хауденшильд, Майкл Т. (2009). «Использование системного анализа деятельности для выявления внутренних противоречий в профессиональном развитии педагога». Преподавание и педагогическое образование . 25 (3): 507–517. doi : 10.1016/j.tate.2008.09.014 . ; Энгестрем, 2008, «Будущее теории деятельности», с. 6 .
  54. ^ Перейти обратно: а б с Аккерман и Баккер 2011 г.
  55. ^ Выготский видел прошлое и настоящее как слитые внутри личности, что « настоящее видится в свете истории » ( Выготский 1978 ).
  56. ^ Эти артефакты, которые могут представлять собой физические инструменты, такие как молотки, печи или компьютеры; культурные артефакты, включая язык; или теоретические артефакты, такие как алгебра или теория феминистской точки зрения, создаются и/или трансформируются в ходе деятельности, которая в рамках первого поколения происходит на индивидуальном уровне.
  57. ^ Уэллс, Дж. (2007). «Семиотическая медиация, диалог и построение знаний» (PDF) . Человеческое развитие . 50 (5): 244–274. CiteSeerX   10.1.1.506.7763 . дои : 10.1159/000106414 . S2CID   15984672 .
  58. ^ Выготский 1978 , с. 40: эта исходная диаграмма (в которой «X» означает «посредничество») впоследствии была переформулирована, среди прочего, путем исходного треугольника . переворачивания
  59. ^ Энгестрем 2001 , с. 134. Треугольное представление Выготского опосредованного действия пытается объяснить развитие человеческого сознания таким образом, чтобы не полагаться на дуалистические ассоциации стимул-реакция (СР).
  60. ^ « Диалектические отношения между субъектом и объектом как фундаментальная единица анализа всех человеческих усилий » Хасан 2007 , с. 3.
  61. ^ Об идее Выготского о «сложном, опосредованном действии», обычно выражаемом как триада субъекта, объекта и опосредующего артефакта, см. Выготский 1978 , с. 40.
  62. ^ Выготский указывает, что «человек сам определяет свое поведение с помощью искусственно созданных стимулирующих средств». (цит. по Норрису Минику в т. I «Собрания сочинений Л.С. Выготского», 1987, ПЛЕНУМ – Нью-Йорк/Лондон, стр.21);
  63. ^ Посредничество , пожалуй, является ключевой теоретической идеей, лежащей в основе деятельности: мы не просто используем инструменты и системы символов; вместо этого наш повседневный жизненный опыт в значительной степени опосредован и опосредован использованием нами инструментов и систем символов. Таким образом, теория деятельности помогает сформулировать наше понимание такого посредничества.
  64. ^ В психологии Выготского интернализация - это теоретическая концепция, объясняющая, как люди обрабатывают то, что они узнали, посредством опосредованных действий в развитии индивидуального сознания.
  65. ^ Выготский 1978 , с. 86 – Перефразируя, ZPD – это теоретический диапазон того, что исполнитель может сделать с компетентными коллегами и помощью, по сравнению с тем, что можно сделать самостоятельно ( Andersson 2013 , стр. 21; DeVane & Squire в Jonassen & Land 2012 , стр. 21). 245).
  66. ^ см., например, « Совместное обучение» .
  67. Леонтьев (по-разному пишется Леонтьев/Леонтьев) был вместе с Александром Лурией одним из учеников Выготского в конце 1920-х и 1930-х годах. После смерти Выготского Леонтьев стал основным теоретическим деятелем социально-исторической школы Выготского.
  68. ^ Прорыв Леонтьева был двояким: во-первых, он теоретизировал деятельность как результат слияния человеческого субъекта с объектом его/ее деятельности (предмет/ Предмет (рус.) «цель или содержание мысли или действия» (Каптелинин, 2005, стр. 6) и инструменты (включая символические системы), которые опосредуют объект(ы); во-вторых, он рассматривал деятельность как по существу трехчастную структуру, состоящую из бессознательных операций над инструментами, сознательных, но конечных действий, которые являются целенаправленными. направленная деятельность и деятельность более высокого уровня, которая является объектно-ориентированной и движимой мотивами (Леонтьев временами, кажется, смешивает объект и мотив, что потенциально проблематично).
  69. ^ Энгестрем 1987 впервые популяризировал треугольное представление системы деятельности в главе 2.
  70. ^ В то время как единицей анализа для Выготского является «индивидуальная деятельность», а для Леонтьева — «система коллективной деятельности», для Жана Лаве и других, работающих над ситуативным познанием, единицей анализа является «практика», « сообщество практиков ». и «участие». Другие ученые анализируют «связь между психологическим развитием личности и развитием социальных систем». re: Миник в Коуле, Энгестреме и Васкесе 1997 , с. 125; Лаве и Венгер, 1991 г.
  71. ^ Леонтьев 1979 , с.163; Энгестрем 1999 , стр. 30.
  72. ^ Хардман 2007
  73. ^ На диаграмме второго поколения деятельность расположена посередине, посредничество — вверху, а добавление правил, сообщества и разделения труда — внизу. Минимальными компонентами системы деятельности являются: субъект; объект; исход; посреднические инструменты/инструменты/артефакты; правила и знаки; Сообщество и разделение труда.
  74. ^ Леонтьев 1981 , с. 210–213
  75. ^ Куутти, К. в Нарди, 1996 , стр. 30; Рот и Ли 2007 ; Хардман 2007 ; Бозалек 2014 , стр. 15.
  76. ^ Леонтьев 2009 , с. 400-405 ; Бланден 2011 , с. 201; Нуссбаумер 2012 , с. 39; ДеВейн и Сквайр в книге «Jonassen & Land», 2012 , стр. 247
  77. ^ Энгестрём в Энгестреме, Миеттинен и Пунамяки 1999 , стр. 19.
  78. ^ «[Теория деятельности] используется не только в России, где она зародилась, но и в Австралии, Бельгии, Бразилии, Канаде, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Италии, Японии, Норвегии, Южной Африке, Швеции, Швейцарии, Великобритании, США и других странах ». ( Каптелинин и Нарди 2006 , стр. 6)
  79. ^ « Деятельность не существует изолированно, она является частью более широкой системы отношений, в которой она имеет значение » ( Lave & Wenger 1991 , стр. 53.)
  80. ^ Перейти обратно: а б с д Энгестрем 2001 г.
  81. ^ Перейти обратно: а б Энгестрем 2009a
  82. ^ Рот и Ли 2007 , с. 210
  83. ^ См. раздел «Анализ систем деятельности» (ASA) ниже.
  84. ^ Бланден 2011 , с. 3
  85. ^ Энгестрем 2001 , стр. 137.
  86. ^ Нюгорд 2010
  87. ^ Йонассен и Лэнд 2012 , стр. 242.
  88. ^ Hardman 2007 Введение: « Шквал недавних публикаций указывает на то, что теория деятельности оказывается полезным инструментом для изучения условий труда ». Она упоминает, среди прочего, дизайн продукта, совместную деятельность, исследования творчества, образовательные мероприятия. не так широко известна в США, Хотя Кирстен Фут она упоминает использование ЧАТ при разработке образовательных программ, психиатрической помощи, организационных процессах и государственной политике.
  89. ^ Совсем недавно Энгестрем признал, что модель третьего поколения ограничивается анализом «достаточно хорошо ограниченных» систем и что с учетом новых, часто основанных на Интернете практик участия, необходимо переосмысление. (См. « Четвертое поколение » ниже.)
  90. ^ Эрик Аксель
  91. ^ Из оригинала Предметная деятельность (русский) (предметная-деятельность) и Gegenständliche Tätigkeit (немецкий) , обычно переводимые. как «Actividad Objetivada» (исп.) – см.: Леонтьев 1984 , с. 66, и как «Предметная деятельность» на английском языке: например, глава 3 Леонтьева 1978 , с. 50сс, Верч 1981 , с. 46ss и Miettinen 2005 Аннотация: «Концепция практики или объективной деятельности Леонтьева». (О «Objectivis/zed» см., например: Леонтьев 1978 деятельности , с. 116: «Вторичное объективированное существование » и Леонтьев 1977 , с. 404: «мысленный образ, объективированный в ее продукте»). « Объективизированная деятельность Леонтьева » воспринимается как более близкая как по букве, так и по духу динамичному, интерактивному, диалектическому взвешиванию оригинальной предметной дьятельности .
  92. ^ «Лаборатории объективированной деятельности» в: Labra & Labra 2012 ; Лабра 1992 : "Actividad Objetivada" (испанский), с. 53; «Предшествующая мысль де Мораиса об объективированной деятельности» в Andersson 2004 , стр. 221 сс; Кармен и Собрадо 2000 , с. 118 и примечание № 2.
  93. ^ Андерссон 2013 , с. 5ss (глава из книги «Неограниченная организация: внедрение социального предприятия» ) перед выпуском книги.
  94. ^ Многие из них исторически были безработными или частично занятыми людьми с «низким уровнем грамотности» (LLL).
  95. ^ Андерссон 2013 , стр. 31.
  96. ^ Мутисва Мукуте, М. и Лотц-Сиситка, Х. 2012 «Работа с теорией культурно-исторической деятельности и критическим реализмом для исследования и расширения обучения фермеров в Южной Африке» . Университет Родоса. СА.
  97. ^ Перейти обратно: а б Нога 2014
  98. ^ В 1997 г., по данным Санталли и др., 2014, с. 3
  99. ^ Саннино, 2008 «От разговора к действию: опыт общения в вмешательствах в развитие» » Ива Клота Саннино видит в вдохновленной Выготским « Клинике активности ( Clinique de l'Activité ) потенциально дополняющий (то есть CL) метод вмешательства. (См. также Clot, Yves, 2009 «Клиника активности: диалог как инструмент» в Sannino, Daniels & Gutiérrez, 2009 ).
  100. ^ Который стал CRADLE в 2008 году.
  101. ^ Перейти обратно: а б Энгестрем 2005a
  102. ^ «Университет Хельсинки – Центр исследований теории деятельности и развивающей работы» . Архивировано из оригинала 21 января 2015 года.
  103. ^ Расширенное обучение описано Энгестремом 2009a , стр. 130 как процесс, который « начинается с того, что отдельные субъекты подвергают сомнению принятые практики, и постепенно расширяется до коллективного движения или института. – Теория обеспечивает» продольный и богатый анализ межорганизационного обучения [] с использованием наблюдательных, а также интервенционистских моделей. в исследованиях труда и организации ». ( Engeström & Kerosuo, 2007 ).
  104. ^ Перейти обратно: а б Энгестрём и Вирккунен, 1996 г.
  105. ^ КОЛЫБЕЛЬ 2009
  106. ^ Вирккунен, Макинен и Линтула в Daniels et al. 2010 , стр. 15.
  107. ^ Энгестрём и Саннино, 2009 г.
  108. ^ Энгестрем. Ю. в: Энгестрем, Миеттинен и Пунамяки 1999 , стр. 384.
  109. ^ Противоречия — это не просто конфликты или проблемы, это « исторически накапливающиеся структурные напряжения внутри и между системами деятельности » ( Engeström 2001 , стр. 137).
  110. ^ например, Мукуте, М., 2009. Архивировано 28 января 2015 года в Wayback Machine.
  111. ^ Терас, М., 2007 г.
  112. ^ «Керосуо, Х., 2006» . Архивировано из оригинала 28 января 2015 года . Проверено 26 января 2015 г.
  113. ^ Энгестрём, 2011 г.
  114. ^ Санталли и др., 2014.
  115. ^ Другие примеры, в частности, в Daniels et al. 2010 год
  116. ^ В котором используются такие понятия теории деятельности, как опосредованное действие, целенаправленная деятельность и диалектические отношения между организмом и окружающей средой.
  117. ^ Коул М. и Энгестрём Ю. (1993). «Культурно-исторический подход к распределенному познанию» в: Salomon, G (Ed), 1993.
  118. ^ Ямагата «Методы системного анализа деятельности».
  119. ^ Энгестрем 1993
  120. ^ Йонассен, Дэвид Х.; Рорер-Мерфи, Люсия (1999). «Теория деятельности как основа для проектирования конструктивистской среды обучения». Исследования и разработки образовательных технологий . 47 (1): 61–79. дои : 10.1007/BF02299477 . S2CID   62209169 .
  121. ^ Ямагата-Линч, Лиза К. (2003). «Использование теории деятельности как аналитической линзы для изучения профессионального развития технологий в школах». Разум, культура и деятельность . 10 (2): 100–119. дои : 10.1207/S1532-7884MCA1002_2 . S2CID   143340720 .
  122. ^ Ямагата-Линч, Лиза К.; Смальдино, Шарон (2007). «Использование теории деятельности для оценки и улучшения партнерства школ и университетов K-12». Оценка и планирование программ . 30 (4): 364–380. doi : 10.1016/j.evalprogplan.2007.08.003 . ПМИД   17881055 . – Информацию об ASA и (компьютерном) математическом образовании см., например, Hardman 2007.
  123. ^ Взаимодействие человека и компьютера — изучение, планирование, проектирование и использование интерфейсов между людьми ( пользователями ) и компьютерами.
  124. ^ Куутти в Нарди 1996 , стр. 17.
  125. ^ Каптелинин и Нарди 2006 , с. 15
  126. ^ Каптелинин, Виктор «Теория деятельности» в Soegaard & Friis 2013.
  127. ^ Бёдкер, С. «Подход человеческой деятельности к пользовательским интерфейсам» в: Взаимодействие человека и компьютера, 1989, том 4, стр. 171–195.
  128. ^ Нарди 1996 г.
  129. ^ Бедный, Г.; Карвовский, В. (2003). «Системно-структурно-деятельностный подход к проектированию задач взаимодействия человека и компьютера». Международный журнал взаимодействия человека и компьютера . 16 (2): 235–260. CiteSeerX   10.1.1.151.8384 . дои : 10.1207/s15327590ijhc1602_06 . S2CID   16212346 .
  130. ^ Бедный, Карвовский и Бедный 2014 ; Бедный, И.С.; Карвовский, В.; Бедный, Г.З. (2010). «Метод оценки надежности человека на основе теории системно-структурной деятельности». Международный журнал взаимодействия человека и компьютера . 26 (4): 377–402. дои : 10.1080/10447310903575507 . S2CID   32705523 . ; Бедный и Карвовский, 2006 ;
  131. ^ Пересечение границ предполагает « столкновение с различиями, вход на [] незнакомую территорию, что требует когнитивного переоснащения ». Туоми-Грон и Энгестрем, 2003, «Новые перспективы перемещения и пересечения границ», стр.4.
  132. ^ Энгестрем 1999c
  133. ^ Куутти, Н. Ч. 2 в Нарди, 1996 г.
  134. ^ Миеттинен в Энгестреме, Миеттинен и Пунамяки 1999 , стр. 325 «Превосходя традиционное школьное обучение: работа учителей и сети обучения».
  135. ^ Arc.Ask3.Ru, запущенная в 2001 году, на сегодняшний день является одним из самых успешных примеров сетевого обучения.
  136. ^ Энгестрём и Кересуо, 2007 г.
  137. ^ Перейти обратно: а б Саннино, Дэниелс и Гутьеррес, 2009 г.
  138. ^ Перейти обратно: а б Энгестрем 2004 г.
  139. ^ Спинуцци 2011 ; Спинуцци 2012
  140. ^ см., например, Кастельс, 2001 г.
  141. ^ Перейти обратно: а б Спинуцци 2014
  142. ^ Программное обеспечение, исходный код которого доступен для модификации или улучшения кем угодно.
  143. ^ Процессы общественного производства одновременны, разнонаправлены и часто взаимны. Плотность и сложность этих процессов стирают различия между процессом и структурой. Объект деятельности нестабильен, не поддается контролю и стандартизации и требует быстрой интеграции опыта из разных мест и традиций. (Энгестрём в Саннино, Дэниелс и Гутьеррес, 2009 , стр. 309)
  144. ^ см., например, Энгестрема в: Hughes, Jewishson & Unwin, 2007 Ch. 4.
  145. ^ см., например, Spinuzzi, 2010: переход от бюрократии (1970-е годы) к адхократии (1990-е годы), к всесторонней адхократии (2010-е годы), в: « All Edge: понимание новых сетей на рабочих местах ».
  146. ^ К 2008 году примеры Энгестрёма становятся «менее ограниченными»: сбежавшие объекты – или «частично совместно используемые крупномасштабные объекты в сложных, распределенных полях мультиактивности» – лесные пожары и деятельность, подобная микоризе , являются примерами этого сдвига. ( Энгестрём 2009b ; Энгестрем в Саннино, Дэниелс и Гутьеррес 2009 , стр. 310; Спинуцци 2011 ).
  147. ^ он же "4GAT", например, Spinuzzi 2014.
  148. ^ Саннино, Дэниелс и Гутьеррес 2009 , стр. 310 гл. 19 «Будущее теории деятельности: черновой вариант».
  149. ^ Анализ четвертого поколения (4GAT) должен позволить лучше изучить, как сети деятельности взаимодействуют и взаимопроникают, а иногда и противоречат друг другу. Люди, « работающие в одиночку вместе », могут пролить свет на другие примеры распределенной, межорганизационной, совместной работы над знаниями. Спинуцци 2014
  150. ^ Ямадзуми 2009 г.
  151. ^ Пример аналитической диаграммы четвертого поколения см. Spinuzzi 2014 , p. 104
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03f2cbeba3f31084f36e0e6a7604b5cb__1722572580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/cb/03f2cbeba3f31084f36e0e6a7604b5cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cultural-historical activity theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)