Сетевое обучение
Сетевое обучение — это процесс развития и поддержания связей с людьми и информацией, а также общения таким образом, чтобы поддерживать обучение друг друга . Центральным термином в этом определении являются связи. Он принимает реляционную позицию, при которой обучение происходит как по отношению к другим, так и по отношению к учебным ресурсам. [1] В дизайне и на практике сетевое обучение призвано способствовать развитию связей между учащимися и их межличностными сообществами, контекстами знаний и цифровыми технологиями. [2]
Сетевое обучение может предложить образовательным учреждениям большую функциональную эффективность, поскольку учебная программа может более жестко управляться централизованно, а в случае профессионального обучения — снизить затраты работодателей и налогоплательщиков. [3] Однако также утверждается, что сетевое обучение слишком часто рассматривается в рамках презумпции институционализированного или образовательного обучения, тем самым упуская из виду преимущества, которые сетевое обучение имеет по сравнению с неформальным или ситуативным обучением . [4]
История [ править ]
Теории сети и сетевого обучения можно проследить еще в 19 веке, когда комментаторы рассматривали социальные последствия сетевой инфраструктуры, такой как железные дороги и телеграф . [5] Совсем недавно сетевое обучение уходит корнями в 1970-е годы, начиная с книги Ивана Ильича « Общество дешколизации» , и заканчивая более поздними комментариями начала 2000-х годов, во многом вдохновленными Интернетом и социальными сетями.
1970-е годы [ править ]
В 1971 году Иван Ильич представил «обучающие сети» как модель, позволяющую людям объединять в сети необходимое им обучение:
- Я буду использовать слова «сеть возможностей» вместо «сеть», чтобы обозначить конкретные способы предоставления доступа к каждому из четырех наборов ресурсов. К сожалению, слово «сеть» часто используется для обозначения каналов, предназначенных для передачи материалов, выбранных другими для идеологической обработки, обучения и развлечения. Но его также можно использовать для телефона или почтовой службы, которые в первую очередь доступны людям, желающим отправлять друг другу сообщения. Мне бы хотелось, чтобы у нас было другое слово для обозначения таких ретикулярных структур взаимного доступа, слово, менее вызывающее ассоциации с ловушкой, менее деградированное в современном использовании и более наводящее на мысль о том, что любое такое соглашение включает в себя юридические, организационные и технические аспекты. Не найдя такого термина, попробую выкупить имеющийся, используя его как синоним «образовательной сети». Иван Ильич, 1971 г. [6]
В 1977 году Кристофер Александер, Сара Исикава, Мюррей Сильверстайн, Макс Джейкобсон, Ингрид Фиксдал-Кинг и Шломо Анхель написали и опубликовали «Язык шаблонов: города, здания, строительство» . В этом основополагающем тексте, на который чаще всего ссылаются архитекторы, «Сеть обучения» указана как 18-й образец. [7] и цитирует более раннюю книгу Ильича как «наиболее глубокий анализ и предложение альтернативной структуры образования». Александр и др. Продолжайте консультировать строителей и градостроителей, заинтересованных в создании сетей обучения, с помощью:
- «...работайте поэтапно, чтобы децентрализовать процесс обучения и обогатить его за счет контактов со многими местами и людьми по всему городу: семинары, учителя дома или на прогулках по городу, профессионалы, готовые взять на себя молодых в качестве помощников, дети старшего возраста, обучающие детей младшего возраста, музеи, путешествия молодежных групп, научные семинары, промышленные мастерские, старики и т. д. Воспринимайте все эти ситуации как основу процесса обучения, исследуйте все эти ситуации, описывайте их и публикуйте. в качестве городской «учебной программы»; затем позвольте учащимся, детям, их семьям и соседям вместе сплетать для себя ситуации, которые включают их «школьную» оплату по ходу дела с помощью стандартных ваучеров, собранных за счет местного налога. Стройте новые образовательные учреждения таким образом, чтобы это было удобно. расширяет и обогащает эту сеть».
В 1970-х годах Институт будущего в Менло-Парке в Калифорнии экспериментировал с методами сетевого обучения, основанными на Интернете и компьютерных конференциях. [8] [9] [10] Вскоре после публикации своих отчетов два пионера в области образования в использовании интернет-технологий, Хильц и Турофф, напрямую связали образование с этой новаторской работой. [11]
1980-е годы [ править ]
В конце 1980-х годов доктор Чарльз А. Финдли возглавил проект совместного сетевого обучения в корпорации Digital Equipment Corporation на восточном побережье США. [12] В рамках проекта Финдли был проведен анализ тенденций и разработаны прототипы сред совместного обучения, которые стали основой для дальнейших исследований и разработки того, что они назвали Совместным сетевым обучением (CNL). [13] и совместное обучение и работа (CLW). [14] [15] [16]
1990-е годы [ править ]
С момента развития Интернета как важной среды доступа к информации и общению практика сетевого обучения стала концентрироваться на его использовании. На первом этапе развития Интернета его использование для сетевого обучения было ограничено низкой пропускной способностью, и основное внимание уделялось письменному и текстовому взаимодействию между людьми и текстовыми ресурсами, на которые они ссылались. Эта текстовая форма взаимодействия была привычной академической средой, хотя были признаны уникальные качества гипертекста, возникающие в онлайн-форме. [17] [18]
В 1991 году Жан Лав и Этьен Венгер опубликовали « Ситуационное обучение: легитимное периферийное участие» , в котором они привели многочисленные примеры сетевого обучения в широком диапазоне условий неформального обучения и внутри сообществ практиков. [19]
Во второй половине 1990-х годов открытые, интерактивные, ситуативные и сетевые взгляды на обучение были маргинализированы образовательными учреждениями, поскольку они имели тенденцию разрабатывать или внедрять контент и практику с помощью собственных систем управления обучением (например, Blackboard Inc , WebCT ) и инструментов совместной работы. такие как IBM Lotus Notes /Learning Space и Quick Place), как правило, следуя концепциям « электронного обучения ». Эти системы позволили ограничить доступ и управлять студентами по административным вопросам учебных заведений. [20]
С 1998 года международная конференция по сетевому обучению проводится два раза в год. Материалы всех конференций, начиная с 2002 года, доступны на веб-сайте конференции . [21]
CSALT , исследовательская группа из Ланкастерского университета, Великобритания, связанная с серией конференций по сетевому обучению и несколькими отредактированными сборниками, определила сетевое обучение как «обучение, в котором информационные и коммуникационные технологии используются для развития связей: между одним учащимся и другими учащимися, между учащимися». и репетиторов между обучающимся сообществом и его учебными ресурсами». [22] Однако это определение, похоже, игнорирует историческое использование этого термина, когда вычисления не имели центрального значения.
2000-е [ править ]
В 2000 году Джон Сили Браун и Пол Дугид выпустили книгу «Социальная жизнь информации» и представили концепцию сетей практики (NoP), неформальной и новой социальной сети, которая поддерживает обмен информацией между людьми, сгруппированными вокруг практики. Опираясь на работу, проделанную Жаном Лавом и Этьеном Венгером в области сообществ практиков (CoP), Сили Браун и Дугид утверждали, что сеть отличается от сообщества тем, что отношения между ее членами были более неформальными и подвижными по сравнению с сообществами. В то время как CoP часто были локализованы с сильными межличностными отношениями, обеспечивающими сплоченность группы, NoP были более глобальными с отношениями, которые были как сильными, так и слабыми связями. [23]
Салмон (2001) писал : «Обучение построено на изучении сообществ и взаимодействии, расширяя доступ за пределы времени и пространства, но предлагая эффективность и расширение доступа. Думайте об отдельных людях как об узлах в сети!» [24]
Примерно с 2004 года идея сетевого обучения получила популярное возрождение, что соответствует появлению социальных сетей и концепций открытого исходного кода , как это описано в Йохая Бенклера книге 2006 года «Богатство сетей» . [25]

В 2005 году Джордж Сименс статью опубликовал в Международном журнале образовательных технологий и дистанционного обучения под названием «Коннективизм : теория обучения для цифровой эпохи». [27] в котором он доказывал необходимость новой теории обучения, которая отражала бы суть и представляла процесс создания и обучения сетевых знаний. В 2011 году Международный обзор исследований в области открытого и дистанционного обучения опубликовал первый рецензируемый сборник научных статей о коннективизме. Этот специальный выпуск редактировали Джордж Сименс (Университет Атабаски и Грейнн Коноле (Открытый университет, Великобритания). [28]
В 2007 году Старке-Мейерринг, Дуин и Палвецян впервые описали глобальную сетевую среду обучения (GNLE) — сетевую среду обучения, специально разработанную для объединения студентов из разных частей мира. [29] GNLE предназначены для облегчения диалога и сотрудничества между группами студентов и внутри них, для развития большего понимания и компетенций для глобальной работы и гражданства. GNLE принимают множество различных форм. [30]
Модели [ править ]
Коннективистский МООК [ править ]
Массовый открытый онлайн-курс (МООК) использует сетевые методы обучения в рамках типичной структуры курса. [31] Первым таким курсом с таким названием был «Коннективизм и соединительные знания» 2008 года, который провели Стивен Даунс и Джордж Сименс. [32] МООК, больше похожие на онлайн-мероприятия, предполагают открытое онлайн-участие по графику или повестке дня, которому способствуют люди с репутацией или опытом в соответствующих темах, полагаясь на успешное формирование обучающих сетей, которые помогут людям изучать темы.
Предыдущие примеры онлайн-курсов с использованием сетевых методов обучения:
- CyberOne: Закон в суде общественного мнения - курс Ребекки Нессон и ее коллег 2006 года в Гарвардской школе права.
- «Введение в открытое образование Курс Дэвида Уайли » 2007 года .
- Создание бесплатных и открытых образовательных ресурсов – курс 2008 года о Викиверситете Теему Лейнонена и Ханса Пылдоя из Школы искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто . [33]
- Курс «Содействие онлайн» – 2008 год, основанный Ли Блэколлом и Бронвин Хегарти для Политехнического института Отаго и с тех пор проводившийся в 2009, 2010 и 2011 годах.
- Коннективизм – курс 2008 года, проводимый Джорджем Сименсом и Стивеном Даунсом .
- EC&I 831: Социальные сети и открытое образование , 2008, 2009, 2010 гг., Алек Курос
- CCK09: Коннективизм и связующее знание - 2009, Джордж Сименс и Стивен Даунс.
- DS106: Digital Storytelling – 2010/2011, автор Джим Грум, вывел концепции МООК в новые измерения: люди создали праздничные медиа для курса, а сам курс нарушил структуру курса.
- Globaloria – основана в 2006 году Идитом Харелом Капертоном и World Wide Workshop как первая и крупнейшая сеть социального обучения, где студенты развивают цифровую грамотность, знания STEM и компьютерных технологий, а также глобальную гражданственность посредством игрового дизайна.
и Открытые сетевые исследования
Некоторые исследователи использовали сетевые методы обучения для сотрудничества и поддержки исследований друг друга. Страница доктора философии в Викиверситете поддерживает небольшую группу, заинтересованную в неофициальном получении степени доктора философии. Они называют свою практику OpenPhD или Open and Networked PhD.
Исследования [ править ]
Архитектура продуктивных обучающих сетей
Ученые Исследовательского центра CoCo Сиднейского университета провели обширный анализ примеров сетевого обучения в сотрудничестве с разработчиками и организаторами обучающих сетей в различных частях мира. Их работа была сосредоточена на архитектуре обучающих сетей с целью определить порядок задач, инструментов и людей, которые способствуют успешным обучающим сетям. Некоторые выводы из этой работы были опубликованы в книге «Архитектура продуктивных обучающих сетей» , которая также включает главу, посвященную истории сетевого обучения. [34]
Ситуативное обучение [ править ]
Некоторые утверждают, что использование формального образования в качестве основы для исследования сетевого обучения упускает большую часть, если не все, ценностное предложение сетевого обучения. [35] Вместо этого Фокс предлагает ситуационное обучение и теорию акторов-сетей как лучший подход к исследованию. [36]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Дирккинк-Хольмфельд Л., Джонс К. и Линдстрем Б. (2009) Анализ практик сетевого обучения в высшем образовании и непрерывном профессиональном развитии. Роттердам: Sense Publishers, BV
- ^ Редакционный коллектив сетевого обучения (NLEC) (2021 г.). «Сетевое обучение: приглашение к переопределению» . Постцифровая наука и образование . 3 (2): 316. дои : 10.1007/s42438-020-00167-8 . S2CID 220687002 .
- ^ Стив Фокс. Изучение сетевого обучения . Глава 5 « Сетевое обучение: перспективы и проблемы», Кристин Стиплс, Крис Джонс . Спрингер 2002.
- ^ Стив Фокс. Изучение сетевого обучения P81, « Сетевое обучение: перспективы и проблемы», Кристин Стиплз, Крис Джонс . Спрингер 2002.
- ^ «Первый из них, старый сенсимонианский «культ сетей», питает современное стремление к горизонтальности социальных связей. XIX век характеризовался созданием множества сетевых инфраструктур – телеграфа, железной дороги, электричества – и соответствующая эгалитарная идеология. Применяя идеологию Французской революции к промышленной сфере, Сен-Симон, который был одновременно инженером и философом, построил теорию сети как лучшего средства для объединения людей и укрепления гражданства (Musso, 2003)». Муссо, П. (2003) Критика искусства. Париж: PUF в Ребийяре, Франке и Тубуле, Аннелизе. (2010). Обещания невыполнены? «Журналистика 2.0», участие пользователей и редакционная политика на сайтах газет . СМИ, культура и общество, том 32
- ^ Иван Ильич. Общество дешколизации , Глава 6: Обучающие сети. Колдер и Боярс, 1971.
- ^ Александр, К. И др. (1977). Язык шаблонов: города, здания, строительство . Издательство Нью-Йоркского Оксфордского университета . стр99
- ^ Валле Дж., Липински Х. и Миллер Р.Х. (1974). Групповое общение через компьютеры; Проектирование и использование системы FORUM . Менло-Парк, Калифорния: Институт будущего .
- ^ Валле, Дж. и другие (1978). Групповое общение через компьютеры. Том 4: Социальные, управленческие и экономические вопросы . Менло-Парк, Калифорния: Институт будущего.
- ^ Валле Дж., Йохансен Р., Липински Х., Спенглер К., Уилсон Т. и Харди А. (1975). Групповое общение через компьютеры: Прагматика и динамика. Менло-Парк, Калифорния: Институт будущего.
- ^ Хильц, С.Р., и Турофф, М. (1978). Сетевая нация - человеческое общение через компьютер (1-е изд.). Ридинг, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
- ^ Финдли, К. (1987). Совместный проект сетевого обучения — Digital Equipment Corporation . Первичные документы, хранящиеся в Интернет-архиве
- ^ Финдли, Чарльз А. 1988. Совместное сетевое обучение: онлайн-обучение и поддержка программного обеспечения, Digital Equipment Corporation. Берлингтон, Массачусетс. и совместная учебная работа
- ^ Райт, Кит К. и Дэви, Джудит (1999) Прогнозирование будущего: школьные медиа-программы в эпоху перемен. Scarecrow Press: Мэриленд, стр. 33,106.
- ^ Финдли, Чарльз А. 1989. Совместное обучение. Презентация на конференции Тихоокеанского совета по электросвязи 1989 г., 15–20 января, Гонолулу, Гавайи.
- ^ Финдли, Чарльз А. 1987. Интегрированные системы обучения и информационной поддержки для работников информационного века. Презентация на конференции World Future Society, Кембридж, Массачусетс, ноябрь 1987 г.
- ^ Харасим, Л. (Ред.). (1990). Онлайн образование; взгляды на новую среду. Нью-Йорк: Прегер.
- ^ Мейсон Р. и Кэй А. (1990). На пути к новой парадигме дистанционного образования. В Л. Харасиме (ред.), Онлайн-образование: перспективы новой среды. Нью-Йорк: Прегер.
- ^ Лав. Дж, Венгер, Э. (1991). Ситуативное обучение: законное периферийное участие . Издательство Кембриджского университета
- ^ Уотсон, В. и Уотсон, С. (2007). Аргумент за ясность: чему обучается менеджментсистемы, чем они не являются и какими они должны стать? TechTrends, Springer Verlag (Германия), 2007, 51(2), стр.28-34. https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-00692067/document
- ^ «Домашняя конференция по сетевому обучению 2016 — NLC2016, Ланкастерский университет, Великобритания» .
- ^ Гудиер, П. Бэнкс, С. Ходжсон, В. и МакКоннелл, Д. редакторы (2004) Достижения в исследованиях сетевого обучения . Лондон: Kluwer Academic Publishers, стр. 1.
- ^ Сили Браун, Джон ; Дугид, Пол (2000). Социальная жизнь информации . Издательство Гарвардской школы бизнеса.
- ^ Салмон, Г. Изменение среды обучения , Конференция Ассоциации технологий обучения (ALT), 2001 г.
- ^ Полный PDF-файл книги можно бесплатно загрузить на вики-сайте книги и доступен (см. HTML-версию ) по некоммерческой лицензии Creative Commons Sharealike .
- ^ Сименс, Г., Коннективизм: теория обучения в эпоху цифровых технологий, Международный журнал учебных технологий и дистанционного обучения 2 (10), 2005.
- ^ Джордж Сименс. Коннективизм: теория обучения в эпоху цифровых технологий . Международный журнал учебных технологий и дистанционного обучения, январь 2005 г.
- ^ Эд. Коноле, Г. Сименс, Дж. Специальный выпуск — Коннективизм: разработка и реализация обучения через социальные сети . Международный обзор исследований в области открытого и дистанционного обучения , Том 12, № 3 (2011).
- ^ Старк-Мейерринг, Д., Дуин, А.Х., и Палвецян, Т. (2007). Глобальное партнерство: позиционирование программ технической коммуникации в контексте глобализации. Ежеквартальный журнал технических коммуникаций, 16(2), 139–174.
- ^ Старк-Мейерринг, Д., и Уилсон, М. (ред.) (2008). Проектирование глобальной сетевой среды обучения: дальновидные партнерства, политика и педагогика. Роттердам: Издательство Sense.
- ^ Мак, Макнесс и Уильямс (2010). Идеалы и реальность участия в МООК . Седьмая международная конференция по сетевому обучению
- ^ MOOC или курс мега-коннективизма. Архивировано 3 августа 2008 г. на archive.today . Джордж Сименс 28 июля 2008 г.
- ^ Лейнонен, Теему; Ваден, Тере; Суоранта, Юха (7 февраля 2009 г.). «Обучение в открытом вики-проекте и с его помощью: потенциал Викиверситета в наращивании глобального потенциала» . Первый понедельник . 14 (2). дои : 10.5210/fm.v14i2.2252 .
- ^ Карвалью, Л. и Гудиер, П. (ред.) (2014) Архитектура сетей продуктивного обучения, Нью-Йорк, Routledge.
- ^ Ильич. Общество дешколизации . Колдер и Бояре, 1971 г.
- ^ Фокс в сетевом обучении: перспективы и проблемы , P82. Спрингер 2002.
Книги [ править ]
- Блэколл, Л. (ред.) (2006). Будущее обучения в сетевом мире .
- Карвальо Л. и Гудиер П. (ред.) (2014) Архитектура продуктивных обучающих сетей. Нью-Йорк: Рутледж.
- Дирккинк-Холмфельд Л., Ходжсон В. и МакКоннелл Д. (2011) Изучение теории, педагогики и практики сетевого обучения. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
- Дирккинк-Хольмфельд Л., Джонс К. и Линдстрем Б. (2009) Анализ практики сетевого обучения в высшем образовании и непрерывном профессиональном развитии. Роттердам: Sense Publishers, BV . Доступен предварительный просмотр [1]
- Даунс, С. (2007). Новые технологии обучения .
- Гудиер, П. Бэнкс, С. Ходжсон, В. и МакКоннелл, Д. (2004 г.) Достижения в исследованиях сетевого обучения . Лондон: Kluwer Academic Publishers.
- Ходжсон В., Лаат М. де, МакКоннелл Д. и Райберг Т. (2014). Дизайн, опыт и практика сетевого обучения. Нью-Йорк: Спрингер.
- Джонс, К. (2015), Сетевое обучение: образовательная парадигма в эпоху цифровых сетей . Лондон: Спрингер.
- Копер, Р. (ред.) (2009), Сетевые услуги обучения для профессионального развития . Берлин, Гейдельберг: Springer.
- Стиплз, К. и Джонс, К., редакторы (2002) Сетевое обучение: перспективы и проблемы . Лондон: Спрингер.
Внешние ссылки [ править ]

- Серия конференций по сетевому обучению
- Национальный колледж школьного лидерства - программа сетевых обучающихся сообществ (NLC)
- Проект сетевого обучения в высшем образовании Центра исследований в области передовых технологий обучения
- Центр изучения сетевого обучения и формирования знаний