Jump to content

Харьковская школа психологии

Харковская школа психологии (Харьковская психологическая школа; Russian : Харьковская психологическая школа , романизированная : Харьковская психологическая школа ) является традицией разработки психологического исследования, изложенного в парадигме Лев Виготской психологии, социально психологии культурной . -

Харьковская группа: начало школы

[ редактировать ]

Школу основал ее руководитель Александр Лурия , который вместе с Марком Лебединским и Алексеем Леонтьевым переехал из Москвы в Харьков , столицу Советской Украины , до 1934 года. Ядро группы составили Лурия, Лебединский и Леонтьев и их Московские коллеги Запорожец и Божович вместе с группой таких отечественных исследователей, как Гальперин, Аснин , П. Зинченко , Луков, Хоменко, Концевая, Розенблюм и др. Группа провела широкий спектр психологических исследований по формированию понятий у детей, добровольно и непроизвольная память, развитие наглядно-оперативного мышления, произвольного поведения и рассуждения, роль ориентировки в мышлении и деятельности и т. д., положившие начало психологической теории деятельности .

П.И. Зинченко и харьковская школа психологии развития.

[ редактировать ]

В послевоенный период научная работа школы развивалась под неофициальным руководством Петра Зинченко в области психологии памяти. Важнейшим достижением школы является систематический анализ явления непроизвольной памяти с позиций деятельностного подхода в психологии. Советские исследования непроизвольной памяти, проведенные представителями харьковской школы, оказали влияние на психологические исследования как в стране, так и во всем мире (например, исследования памяти А. Брауна , Мерфи, Мичема, Софиана, Хагена и др.).

Подход к памяти и познанию, основанный на обработке информации или инженерной психологии, был развит в исследованиях Зинченко, Бочаровой, Невельского, Репкиной. С другой стороны, исследования роли непроизвольной памяти в обучении и памяти в мышлении и развитии личности провели Середа, Иванова и соавт.

Еще одним крупным направлением исследований является теория и практика развивающего обучения (или система Эльконина-Давыдова), связанная с такими представителями харьковской школы, как Репкин, Боданский, Дусавицкий.

Избранные публикации

[ редактировать ]

Специальные выпуски журнала

[ редактировать ]
  • Советская психология (Раноменный журнал Русской и Европейской психологий ), 1979–1980, 18 (2) (early period, 1930-40s: Zaporozhets, Asnin, Khomenko, Lukov, Bozhovich, Zinchenko, Gal'perin),
  • Советская психология (переименованная в Журнал русской и восточноевропейской психологии ), 1983–84, 22(2) (1939: Зинченко П.И. Проблема непроизвольной памяти, 55–111).
  • Журнал русской и восточноевропейской психологии , 1994, 32 (2) (послевоенный период, (1950-90-е годы: Середа, Иванова), и
  • Журнал российской и восточноевропейской психологии , 2003, 41 (5) (развивающее обучение в Харькове, 1960-1990-е годы: Репкин, Дусавицкий)
  • Журнал российской и восточноевропейской психологии , 2008, 46, (5) (Психология памяти П.И. Зинченко: исследования 1930-1960-х годов)
  • Журнал российской и восточноевропейской психологии , 2008, 46, (6) (Психология памяти П.И. Зинченко: современные критические оценки)
  • Журнал российской и восточноевропейской психологии , 2011, 49, (1) (Наследие Г.К. Середы в психологии исследований памяти)
  • Журнал российской и восточноевропейской психологии , 2011, 49, (2) (Наследие П.И. Зинченко в современных психологических исследованиях)

Избранные статьи на английском языке

[ редактировать ]
  • Иванова, Е.Ф. (2000). Развитие произвольного поведения у дошкольников. Повторение опытов З.М. Мануиленко. Журнал российской и восточноевропейской психологии, 38 (2), март – апрель 2000 г., с. 7–21.
  • Иванова Е.Ф. и Невоенная Е.А. (1998). Историческая эволюция мнемических процессов. Журнал российской и восточноевропейской психологии, 36 (3), май – июнь 1998 г., с. 60–77.

Влияние на исследования памяти на Западе

[ редактировать ]
  • Мичем, Дж. А. (1972). Развитие способностей памяти у личности и общества. Человеческое развитие, 15, 205–228. Перепечатано в JG Seamon (Ed.), «Недавние достижения в области памяти и познания». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1980. стр. 415–430.
  • Мичем, Дж. А. (1977). Советские исследования развития памяти. В Р. В. Кайл и Дж. В. Хагене (ред.), «Перспектива развития памяти и познания» (том 9, стр. 273–295). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Мерфи, доктор медицины, и Браун, Алабама (1975). Случайное обучение у детей дошкольного возраста как функция уровня когнитивного анализа. Журнал экспериментальной детской психологии, 19 (3), 509–523.
  • Софиан К. и Хаген Дж.В. (1978). Непроизвольная память и развитие поисковых способностей у детей раннего возраста. Журнал экспериментальной детской психологии, 26, 458–471.
  • Браун, Ал. (1979). Теории памяти и проблемы развития: Деятельность, рост и познание. В Л.С. Чермак и Ф.И.М. Крейке (ред.), «Уровни обработки данных в человеческой памяти». Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Leont'ev, A. N. (1976/1986). Problema deyatel'nosti v istorii sovetskoj psixologii ( Проблема деятельности в истории советской психологии ) [The problem of activity in the history of Soviet psychology]. In Voprosy psikhologii, 1986, No. 4 ( in Russian )
    • Леонтьев А.Н. (1976/1989). Проблема деятельности в истории советской психологии. Журнал российской и восточноевропейской психологии, 27 (1), 22 – 39
  • Zaporozhets, A. V. & El'konin, D.B. ( Запорожец А.В., Эльконин Д. Б. ) (1979). Вклад ранних исследований А. Н. Леонтьева в развитие теории деятельности // Вестник МГУ, Серия 14. Психология, No. 4, с. 14—24 (see English comment to Russian publication)
  • Коул, М. (1980). Введение: Харьковская школа психологии развития. В советской психологии , 18, 2
  • Коул, М. (1994). Введение. Советская психология, 32, 2.
  • Ivanova, E.F. ( Иванова Е.Ф. ) (2002). Харьковская психологическая школа 30-х годов: история создания и методологические принципы // Вісник Харківського університету, N 550, частина 1 . Серія психологія, с. 97–98
    • Сайт кафедры психологии Харьковского государственного университета [1]
  • Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Э. (2005). Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность. Харьков и его окрестности . М.: Смысл, 2005. С. 8-141
  • Sokolova E.E. ( Соколова Е.Е. ) (2007). Линии разработки идей Л.С. Выготского в Харьковской психологической школе // Культурно-историческая психология, 1, 2007
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9919431cdc60b5805a4e8f347570800__1712246040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/00/f9919431cdc60b5805a4e8f347570800.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kharkov school of psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)