Харьковская школа психологии
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2016 г. ) |
Харковская школа психологии (Харьковская психологическая школа; Russian : Харьковская психологическая школа , романизированная : Харьковская психологическая школа ) является традицией разработки психологического исследования, изложенного в парадигме Лев Виготской психологии, социально психологии культурной . -
Харьковская группа: начало школы
[ редактировать ]Школу основал ее руководитель Александр Лурия , который вместе с Марком Лебединским и Алексеем Леонтьевым переехал из Москвы в Харьков , столицу Советской Украины , до 1934 года. Ядро группы составили Лурия, Лебединский и Леонтьев и их Московские коллеги Запорожец и Божович вместе с группой таких отечественных исследователей, как Гальперин, Аснин , П. Зинченко , Луков, Хоменко, Концевая, Розенблюм и др. Группа провела широкий спектр психологических исследований по формированию понятий у детей, добровольно и непроизвольная память, развитие наглядно-оперативного мышления, произвольного поведения и рассуждения, роль ориентировки в мышлении и деятельности и т. д., положившие начало психологической теории деятельности .
П.И. Зинченко и харьковская школа психологии развития.
[ редактировать ]В послевоенный период научная работа школы развивалась под неофициальным руководством Петра Зинченко в области психологии памяти. Важнейшим достижением школы является систематический анализ явления непроизвольной памяти с позиций деятельностного подхода в психологии. Советские исследования непроизвольной памяти, проведенные представителями харьковской школы, оказали влияние на психологические исследования как в стране, так и во всем мире (например, исследования памяти А. Брауна , Мерфи, Мичема, Софиана, Хагена и др.).
Подход к памяти и познанию, основанный на обработке информации или инженерной психологии, был развит в исследованиях Зинченко, Бочаровой, Невельского, Репкиной. С другой стороны, исследования роли непроизвольной памяти в обучении и памяти в мышлении и развитии личности провели Середа, Иванова и соавт.
Еще одним крупным направлением исследований является теория и практика развивающего обучения (или система Эльконина-Давыдова), связанная с такими представителями харьковской школы, как Репкин, Боданский, Дусавицкий.
Избранные публикации
[ редактировать ]Специальные выпуски журнала
[ редактировать ]- Советская психология (Раноменный журнал Русской и Европейской психологий ), 1979–1980, 18 (2) (early period, 1930-40s: Zaporozhets, Asnin, Khomenko, Lukov, Bozhovich, Zinchenko, Gal'perin),
- Советская психология (переименованная в Журнал русской и восточноевропейской психологии ), 1983–84, 22(2) (1939: Зинченко П.И. Проблема непроизвольной памяти, 55–111).
- Журнал русской и восточноевропейской психологии , 1994, 32 (2) (послевоенный период, (1950-90-е годы: Середа, Иванова), и
- Журнал российской и восточноевропейской психологии , 2003, 41 (5) (развивающее обучение в Харькове, 1960-1990-е годы: Репкин, Дусавицкий)
- Журнал российской и восточноевропейской психологии , 2008, 46, (5) (Психология памяти П.И. Зинченко: исследования 1930-1960-х годов)
- Журнал российской и восточноевропейской психологии , 2008, 46, (6) (Психология памяти П.И. Зинченко: современные критические оценки)
- Журнал российской и восточноевропейской психологии , 2011, 49, (1) (Наследие Г.К. Середы в психологии исследований памяти)
- Журнал российской и восточноевропейской психологии , 2011, 49, (2) (Наследие П.И. Зинченко в современных психологических исследованиях)
Избранные статьи на английском языке
[ редактировать ]- Иванова, Е.Ф. (2000). Развитие произвольного поведения у дошкольников. Повторение опытов З.М. Мануиленко. Журнал российской и восточноевропейской психологии, 38 (2), март – апрель 2000 г., с. 7–21.
- Иванова Е.Ф. и Невоенная Е.А. (1998). Историческая эволюция мнемических процессов. Журнал российской и восточноевропейской психологии, 36 (3), май – июнь 1998 г., с. 60–77.
Влияние на исследования памяти на Западе
[ редактировать ]- Мичем, Дж. А. (1972). Развитие способностей памяти у личности и общества. Человеческое развитие, 15, 205–228. Перепечатано в JG Seamon (Ed.), «Недавние достижения в области памяти и познания». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1980. стр. 415–430.
- Мичем, Дж. А. (1977). Советские исследования развития памяти. В Р. В. Кайл и Дж. В. Хагене (ред.), «Перспектива развития памяти и познания» (том 9, стр. 273–295). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Мерфи, доктор медицины, и Браун, Алабама (1975). Случайное обучение у детей дошкольного возраста как функция уровня когнитивного анализа. Журнал экспериментальной детской психологии, 19 (3), 509–523.
- Софиан К. и Хаген Дж.В. (1978). Непроизвольная память и развитие поисковых способностей у детей раннего возраста. Журнал экспериментальной детской психологии, 26, 458–471.
- Браун, Ал. (1979). Теории памяти и проблемы развития: Деятельность, рост и познание. В Л.С. Чермак и Ф.И.М. Крейке (ред.), «Уровни обработки данных в человеческой памяти». Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Leont'ev, A. N. (1976/1986). Problema deyatel'nosti v istorii sovetskoj psixologii ( Проблема деятельности в истории советской психологии ) [The problem of activity in the history of Soviet psychology]. In Voprosy psikhologii, 1986, No. 4 ( in Russian )
- Леонтьев А.Н. (1976/1989). Проблема деятельности в истории советской психологии. Журнал российской и восточноевропейской психологии, 27 (1), 22 – 39
- Zaporozhets, A. V. & El'konin, D.B. ( Запорожец А.В., Эльконин Д. Б. ) (1979). Вклад ранних исследований А. Н. Леонтьева в развитие теории деятельности // Вестник МГУ, Серия 14. Психология, No. 4, с. 14—24 (see English comment to Russian publication)
- Коул, М. (1980). Введение: Харьковская школа психологии развития. В советской психологии , 18, 2
- Коул, М. (1994). Введение. Советская психология, 32, 2.
- Ivanova, E.F. ( Иванова Е.Ф. ) (2002). Харьковская психологическая школа 30-х годов: история создания и методологические принципы // Вісник Харківського університету, N 550, частина 1 . Серія психологія, с. 97–98
- Сайт кафедры психологии Харьковского государственного университета [1]
- Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Э. (2005). Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность. Харьков и его окрестности . М.: Смысл, 2005. С. 8-141
- Sokolova E.E. ( Соколова Е.Е. ) (2007). Линии разработки идей Л.С. Выготского в Харьковской психологической школе // Культурно-историческая психология, 1, 2007