Матаклат, Британская Колумбия
Матаклат, Британская Колумбия | |
---|---|
Расположение в Британской Колумбии | |
Координаты: 54 ° 20'09 "N 130 ° 26'36" W / 54,33583 ° N 130,44333 ° W | |
Страна | ![]() |
Провинция | ![]() |
Код(ы) города | 250 , 778 |
Метлакатла, Британская Колумбия ( Цимшиан : Maxłaxaała ) — небольшая община, которая является одной из семи деревенских общин Цимшиан в Британской Колумбии , Канада. Он расположен на перевале Метлакатла недалеко от Принса Руперта, Британская Колумбия . Это единственная цимшианская деревня в Канаде, которая не связана ни с одним конкретным племенем или группой племен из 14 составляющих цимшианскую нацию племен.
История
[ редактировать ]Название происходит от цимшианского Maaxłakxaała, что означает «перевал с соленой водой». Традиционно это место было коллективной зимней деревней «Девяти племен» нижнего течения реки Скина , которые с 1834 года в основном базировались в Лакс-Квалаамсе , Британская Колумбия. В 1862 году англиканский священник-мирянин Уильям Дункан основал в Метлакатле утопический храм. Христианская община, состоящая примерно из 350 цимшианцев из Лакс-Квалаамса (также известного как Порт-Симпсон), но с членами других Цимшианские племена. [ 1 ]
Почти сразу после этого эпидемия оспы на северо-западе Тихого океана в 1862 году охватила Лакс-Квалаамс и Северное побережье в целом. Дункан смог изолировать Метлакатлу, отказавшись допускать в страну туземцев, у которых были обнаружены какие-либо признаки оспы. Его усилия привели к тому, что Метлакатла в основном избежал болезни, от которой в других местах был очень высокий уровень смертности - более половины всех коренных народов от Пьюджет-Саунда до архипелага Александра умерло ; более 70% у народов хайда и хейлцук , около 67% у южных цимшианцев . Дункан использовал эпидемию для обращения в свою веру, заявив, что болезнь была послана Богом в наказание за грехи цимшианцев, и что те, кто покаялся, «пришел к Иисусу» и крестился, будут пощажены. [ 2 ] [ 3 ]
После эпидемии некоторые последователи Дункана, в том числе его ключевой новообращенный Поль Легаик , самый могущественный вождь цимшианцев, продолжали делить свое время между Лакс Квалаамсом и Метлакатлой и продолжали делить свою приверженность между христианством и традиционной культурой. Среди других миссионеров, служивших в Метлакатле, были Роберт Томлинсон (кратко), а также Уильям Генри Коллисон , автор миссионерских мемуаров Северного побережья « По следам военного каноэ».
К 1879 году население выросло примерно до 1100 человек.
Собственный стиль Дункана, по образу и подобию которого сформировалось новое сообщество, представлял собой диссидентскую, евангелистскую форму низшего церковного англиканства, в которой не учитывалось таинство причастия. англиканской церкви Это, а также его независимый темперамент привели к исключению Дункана из церковного миссионерского общества в 1881 году и созданию его собственной внеконфессиональной «Независимой местной церкви». В конце концов, в 1887 году он взял с собой около 800 цимшианцев Метлакатлы в эпическое путешествие на каноэ, чтобы основать новую общину «Новая» Метлакатла на Аляске .
После отъезда Дункана около 100 оставшихся жителей «Старой Метлакатлы», как ее теперь иногда называли, остались в руках Уильяма Ридли , врага Дункана и англиканского епископа недавно сформированной Каледонской епархии.
В июле 1901 года пожар уничтожил церковь Святого Павла в Метлакатле, разрушив, как говорят, самую большую церковь к северу от Сан-Франциско и к западу от Чикаго, построенную Дунканом в 1874 году. Некоторые источники указывают, что пожар был начат бандой Аляскинские цимшианцы по приказу Дункана, включая Питера Симпсона , позже известного борца за права коренных жителей Аляски. Этот трагический пожар привел к отъезду Ридли в Англию в 1905 году.
Вторая церковь Святого Павла была построена в 1903 году и сгорела 11 лет спустя.
В 1972 году перевал Метлакатла был объявлен Национальным историческим памятником Канады . [ 4 ]
С тех пор Метлакатла, Британская Колумбия, остается одной из самых маленьких цимшианских общин. В 1983 году его население составляло 117 человек и полностью зависело от соседнего города Принс-Руперт . Оно по-прежнему преимущественно англиканское .
В ноябре 2016 года исследование, опубликованное в журнале Nature Communications, связало геном 25 коренных народов, населявших современную территорию Принс-Руперта, Британская Колумбия, 1000–6000 лет назад, с их потомками из числа коренных народов Метлакатлы . Исследование подтвердило устную историю Метлакатлы, которая сохраняла свое присутствие в регионе на протяжении тысячелетий. [ 5 ] [ 6 ]
Правила Уильяма Дункана в Метлакатле
[ редактировать ]- Отказаться от своей ахлиедской или индийской чертовщины
- Перестать вызывать фокусников во время болезни
- Чтобы прекратить азартные игры
- Прекратить выставлять свою собственность напоказ (т.е. потлач )
- Перестать красить лица
- Отказаться от употребления одурманивающих напитков
- Отдыхать в субботу
- Посещать религиозное обучение
- Чтобы отправить своих детей в школу
- Чтобы быть чистым
- Быть трудолюбивым
- Быть мирным
- Быть либеральным и честным в торговле
- Строить аккуратные дома
- Платить деревенский налог
Выдающиеся Метлакатланы
[ редактировать ]- Бенджамин А. Холдейн , фотограф
- Поль Легаик , потомственный вождь
- Преподобный Эдвард Марсден , миссионер
- Одилль Морисон , лингвист и коллекционер артефактов
- Питер Симпсон , борец за права коренных народов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Церковный миссионерский атлас (Британская Колумбия)» . Адам Мэтью Диджитал . 1896. стр. 227–232 . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ Бойд, Роберт; Бойд, Роберт Томас (1999). «Последняя катастрофа: эпидемия оспы 1862 года в прибрежной Британской Колумбии». Пришествие духа чумы: появление инфекционных заболеваний и сокращение численности населения среди индейцев северо-западного побережья, 1774–1874 гг . Издательство Университета Британской Колумбии. стр. 172–201. ISBN 978-0-295-97837-6 . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Ланге, Грег. «Эпидемия оспы 1862 года среди индейцев Северо-Западного побережья и Пьюджет-Саунд» . ИсторияСсылка . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Перевал Метлакатла . Канадский реестр исторических мест . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ Мортильяро, Николь (22 ноября 2016 г.). «Наука наконец подтверждает то, что устная традиция коренных народов говорила на протяжении веков» . Новости ЦБК . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Линдо, Джон; Уэрта-Санчес, Эмилия; Накагоме, Сигэки; Расмуссен, Мортен; Петцельт, Барбара; Митчелл, Джойселинн; Цибульский, Джером С.; Виллерслев, Эске; ДеДжорджио, Майкл (15 ноября 2016 г.). «Временной разрез экзомов индейского населения до и после контакта с европейцами» . Природные коммуникации . 7 : 13175. дои : 10.1038/ncomms13175 . ISSN 2041-1723 . ПМК 5116069 . ПМИД 27845766 .
Библиография
[ редактировать ]- Арктандер, Джон В. (1909) Апостол Аляски: история Уильяма Дункана из Метлакахтлы. Нью-Йорк: Fleming H. Revell Co.
- Боуман, Филлис (1983) Метлакахтла - Священный город! Чилливак, Британская Колумбия: Sunrise Printing.
- Инглис, Гордон Б. и др. (1990) «Цимшианцы Британской Колумбии с 1900 года». В Справочнике североамериканских индейцев, том 7: Северо-западное побережье, стр. 285–293. Вашингтон: Смитсоновский институт.
- Джонсон, Гертруда Мэзер (1994) «Жизнь Питера Симпсона». В Хаа Кустейи, Наша культура: Истории жизни тлинкитов, изд. Нора Маркс Дауэнхауэр и Ричард Дауэнхауэр, стр. 665–676. Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
- Мюррей, Питер (1985) Дьявол и мистер Дункан. Виктория, Британская Колумбия: Соно Нис Пресс.
- Нейлан, Сьюзен (2001) Небеса меняются: протестантские миссии девятнадцатого века и цимшианское христианство. Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина.
- Томлинсон, Джордж и Джудит Янг (1993) Вызов дикой местности: семейная сага о Роберте и Элис Томлинсон, пионерских медицинских миссионерах. Сиэтл: Книги о дикой природе Северо-Запада.
- Ашер, Джин (1974) Уильям Дункан из Метлакатлы: викторианский миссионер в Британской Колумбии. (Публикации Национального музея Канады по истории, № 5.) Оттава: Национальный музей человека.
- Добро пожаловать, Генри С. (1887) История Метлакахтлы. Лондон: Саксон.