Jump to content

Культура тлинкитов

Культура тлинкитов , коренных народов Аляски , Британской Колумбии и Юкона , многогранна, что характерно для народов Северо-Западного побережья, имеющих доступ к легко эксплуатируемым богатым ресурсам. В тлинкитской культуре большое внимание уделяется семье и родству, а также богатой традиции ораторского искусства. Богатство и экономическая власть являются важными показателями статуса, но не менее важны и щедрость и приличное поведение, все признаки «хорошего воспитания» и связей с аристократией. Искусство и духовность включены почти во все области тлинкитской культуры, причем даже предметы повседневного обихода, такие как ложки и ящики для хранения, украшены и пропитаны духовной силой и историческими ассоциациями.

XVIII века Тлинкитское искусство : Шлем, изображающий голову волка. ( Музей Америки , Мадрид , Испания ).

Система родства тлинкитов, как и большинство обществ Северо-Западного побережья, основана на матрилинейной структуре и описывает семью примерно в соответствии с системой родства Ворон Моргана. Общество полностью разделено на две отдельные части , называемые Ворон ( Yéil ) и Орел/Волк ( Ch'aak'/Ghooch ). Первый отождествляется с вороном как с основным гербом, а второй по-разному отождествляется с волком, орлом или каким-либо другим доминирующим животным в зависимости от местоположения; иногда эту группировку называют просто «невороновскими» людьми. Среди молодых тлинкитов существует общая тенденция отождествлять все кланы Орлов/Волков с орлом, а не с волком или другими гербами, что осуждается большинством старейшин, но подкрепляется современными ассоциациями между тлинкитами и их соседями цимшианами и хайда . Члены одной фратрии традиционно могут вступать в брак только с человеком противоположной фратрии, однако в прошлом веке эта система начала разрушаться (в результате насильственного подавления тлинкитской культуры и традиций), и сегодня так называемый «двойной орел» и Распространены браки «двойного ворона», а также браки с нетлинкитами. Ни одно слово на тлинкитском языке не относится к фратрии, поскольку для определения принадлежности к фратрии достаточно упоминания конкретного человека по его клановой принадлежности (см. ниже). В разговорном английском языке среди тлинкитов часто используется термин «сторона», поскольку «фракция» — это специализированный термин, незнакомый большинству. Moiety означает «половина» на французском языке, что означает, что половина кланов — Орлы, а половина — Вороны.

Фракции обеспечивают основную разделительную линию в тлинкитском обществе, но идентификацию с фратрой редко проводят. Вместо этого люди идентифицируют себя со своим матрилинейным кланом ( наа ), большой группой людей, связанных общей генеалогией, историей и правами владения. Размеры кланов сильно различаются: некоторые кланы встречаются по всей территории тлинкитов, тогда как другие встречаются только в одной небольшой группе деревень. Клан тлинкитов выступает в качестве основного собственника в культуре, поэтому почти вся формальная собственность у тлинкитов принадлежит кланам, а не отдельным лицам. Из-за упадка традиционных знаний среди молодого поколения (в результате насильственного подавления тлинкитской культуры и традиций) многие молодые городские тлинкиты не уверены в своей точной клановой принадлежности и могут просто называть себя той или иной группировкой. . Если они лучше знакомятся с традиционной культурной практикой, они либо открывают и исследуют свой клан, либо официально принимаются в соответствующий клан в этом районе.

Из-за большого акцента на клановом и матрилинейном происхождении отец играл относительно незначительную роль в жизни своих детей. Вместо этого то, что европейцы считали основной ролью отца, выполнял брат матери, дядя детей по материнской линии, который принадлежал к тому же клану, что и дети. Этот человек выполнял функции смотрителя, учителя и воспитателя. У отца были более второстепенные отношения с детьми, и поэтому у многих тлинкитских детей остались очень приятные воспоминания о своих отцах как о щедрых и игривых, в то же время они сохраняют отчетливый страх и трепет перед своими дядями по материнской линии, которые подвергали их тяжелым тренировкам и дисциплине.

Дом племени вождей шейков, традиционный тлинкитский дом в Врангеле, Аляска.

Под кланами располагаются дома ( хит ), более мелкие группы людей, тесно связанных семьей и в прежние времена жившие вместе в одном большом общем доме. Сам физический дом будет в первую очередь собственностью клана, но домовладельцы будут хранителями дома и всех материальных и нематериальных благ, связанных с ним. Каждым домом руководил «вождь», по-тлинкитски « хит саати» «хозяин дома», старший мужчина (или реже женщина) высокого положения в семье. Хит саати , которые считались людьми особенно высокого положения в обществе, вплоть до крупных лидеров сообщества, назывались аан саати или чаще аанхаау , «деревенский хозяин» или «деревенский лидер». Термин аан саати теперь используется для обозначения избранного мэра города в тлинкитах, хотя традиционная должность не была выборной и не подразумевала какой-либо принудительной власти над жителями.

Существование «вождя» для каждого дома в деревне сбивало с толку многих первых европейских исследователей и торговцев, которые ожидали, что в данной деревне или регионе будет один самодержавный «вождь». Это привело к многочисленным конфронтациям и стычкам между европейцами и тлинкитами в ранней истории, поскольку конкретный «вождь» мог иметь власть только над членами своей семьи, а не над другими жителями деревни. Высокопоставленный хит саати мог убедить неродственных жителей деревни вести себя определенным образом, но если бы он потерял значительный статус, сообщество начало бы его игнорировать, к большому разочарованию европейцев, которые зависели от его авторитета.

Хит саати обычно является смотрителем и распорядителем домашнего имущества, а также некоторой или большей части клановой собственности в своем регионе. Он может часто называть себя «рабом» клановых и домашних ценностей и регалий, потому что его положение не является положением истинного собственника. Вместо этого эта должность больше похожа на должность куратора музея, человека, который имеет право голоса в том, будет ли использоваться или демонстрироваться конкретный предмет, но который на самом деле не владеет этим предметом и не может обойтись без него, продать его или нет. или уничтожить его без консультации с другими членами семьи. Хит саати также отвечает за то, чтобы регалии клана регулярно выносились на потлачах, где ценность и история этих предметов могут быть подтверждены посредством церемониального использования и выплат противоположным кланам. Средства на эти потлачи могут поступать в первую очередь от хит саати , и поэтому регалии, представляющие его предков, можно рассматривать как трату его денег на него.

Исторически заключались браки между тлинкитами, а иногда и между тлинкитами и другими племенами. Мужчина переехал в дом женщины и стал членом этого домохозяйства. Он участвовал в совместном сборе еды и имел доступ к ресурсам клана своей жены. Поскольку дети принадлежали к клану матери, браки часто заключались таким образом, что мужчина женился на женщине того же клана, что и его отец, но не на близкой родственнице. Это был идеальный брак в традиционном тлинкитском обществе, где дети принадлежали к тому же клану, что и их дед по отцовской линии, и, таким образом, могли унаследовать его богатство, престиж, имена, род занятий и личное имущество.

Поскольку часто бабушки и дедушки, особенно дедушки, играли минимальную роль в воспитании собственных детей, они активно интересовались воспитанием своих внуков и отличались чрезмерной любовью к ним. Обычно это иллюстрируется историей о том, как Рэйвен украл дневной свет у своего предполагаемого деда, который дал ему луну и звезды, и, несмотря на потерю их обоих из-за предательства Рэйвена, дал ему еще и солнце просто потому, что он был любимым внуком.

Любой тлинкит является членом клана, будь то по рождению или усыновлению. Многие тлинкиты — дети другого клана, клана своих отцов. Отношения между отцом и ребенком теплые и любящие, и эти отношения оказывают сильное влияние на отношения между двумя кланами. Во времена горя или неприятностей тлинкиты могут обратиться за поддержкой к клану своего отца, по крайней мере, так же, как он может обратиться за поддержкой к себе. Клан его отца не обязан помогать ему, но семейная связь может быть достаточно сильной, чтобы оттолкнуть два клана в одной и той же группировке. Эта ситуация хорошо документирована в устной истории, где два клана противоположных фракций противостоят друг другу в войне: один клан может обратиться за помощью к родственному клану той же фратрии, но ему отказывают из-за того, что среди его врагов находится ребенок отца.

Противостояние кланов также является мотиватором взаимных платежей и услуг, предоставляемых через потлачи. Действительно, институт потлача во многом основан на взаимных отношениях между кланами и их поддержке во время погребальных ритуалов. Когда умирает уважаемый тлинкит, клан его отца должен позаботиться о теле и организовать похороны. Его собственный клан неспособен выполнять эти задачи из-за горя и духовного загрязнения. Последующие потлачи — это случаи, когда клан чтит своих предков и компенсирует противоположным кланам их помощь и поддержку в трудные времена. Эти взаимные отношения между двумя кланами жизненно важны для эмоционального, экономического и духовного здоровья тлинкитского сообщества.

Свойство

[ редактировать ]

В тлинкитском обществе многие вещи считаются собственностью, чего в других обществах не считалось бы таковым. Сюда входят имена, истории, речи, песни, танцы, особенности ландшафта (например, горы) и художественные замыслы. Эти понятия собственности аналогичны тем, которые описаны в современном законодательстве об интеллектуальной собственности . Более привычными объектами недвижимости являются здания, реки, тотемные столбы, ягодные грядки, каноэ и произведения искусства. Тлинкиты долгое время чувствовали себя бессильными защитить свои культурные ценности от грабежей со стороны оппортунистов, но в последние годы осознали силу американского и канадского законодательства в защите своих прав собственности и начали преследовать людей за умышленное воровство таких вещей, как клановые конструкции.

Важно отметить, что в современном тлинкитском обществе сохранились две формы собственности. Первое и главное — это неизбежно культура Америки и Канады, и оно уходит корнями в европейское право. Другой вариант — тлинкитская концепция собственности, описанная здесь. Эти два понятия противоречивы с точки зрения законного владения, наследования, постоянства и даже самой идеи того, чем можно владеть. Это является причиной многих разногласий как внутри тлинкитов, так и с посторонними, поскольку обе концепции могут казаться действительными одновременно. Тлинкиты применяют местную концепцию собственности в основном в церемониальных обстоятельствах, например, после смерти человека, строительства клановых домов, возведения тотемных столбов и т. д. [ 1 ] Однако ситуация со смертью может быть проблематичной, поскольку закон тлинкитов предписывает, чтобы любое личное имущество возвращалось в собственность клана в отсутствие каких-либо потомков клана, которые могли бы выполнять функции смотрителя. Это, конечно, противоречит европейскому правовому толкованию, согласно которому собственность возвращается государству при отсутствии законных наследников. Однако их можно считать последовательными, поскольку клан служит сутью тлинкитской концепции государства. Очевидно, что такие вопросы требуют тщательного рассмотрения как со стороны тлинкитов, знакомых с традиционными законами, так и со стороны участвующих правительств.

Множество форм искусства считаются собственностью тлинкитской культуры. Идея авторского права применительно к тлинкитскому искусству неуместна, поскольку авторское право обычно ограничивается конкретными произведениями или образцами. В тлинкитской культуре идеи, лежащие в основе художественных замыслов, сами по себе являются собственностью, и их представление в искусстве лицом, неспособным доказать право собственности, является посягательством на права собственности владельца.

Истории считаются собственностью определенных кланов. Некоторые истории распространяются свободно, но считаются принадлежащими определенному клану; другие истории явно считаются собственностью с ограниченным доступом и не могут быть переданы без разрешения члена клана. Однако некоторые истории по сути считаются достоянием общественности, например, многие юмористические рассказы из цикла «Ворон» . Художественное изображение персонажей или ситуаций из рассказов, являющихся заведомой собственностью определенных кланов, является нарушением прав собственности клана на этот рассказ.

Песни также считаются достоянием родов. [ 2 ] однако, поскольку песни сочиняются чаще, чем рассказы, четкая связь с отдельными людьми ощущается до тех пор, пока этот человек не умрет, после чего право собственности имеет тенденцию возвращаться к клану. Ряд детских песен или песен, исполняемых детям, обычно называемых «колыбельными», считаются общественным достоянием. Однако любая песня, написанная с серьезным намерением, будь то песня о любви или песня траура, считается исключительной собственностью владельца и не может быть спета, записана или исполнена без разрешения этого клана.

Большая группа танцует на праздновании возведения тотемного столба в Клавоке, Аляска , 2005 год.

Танцы также считаются достоянием клана, как и песни. Поскольку в исполнении танца часто участвуют представители разных кланов, считается важным, чтобы перед исполнением танца или исполнением песни была сделана оговорка о том, от кого было получено разрешение и кому принадлежит первоначальное авторство или право собственности. .

Имена являются собственностью [ 2 ] другого рода. Большинство имен наследуются, то есть берутся от умершего родственника и применяются к живому члену того же рода. Однако в молодом возрасте детям не обязательно дают имя по наследству, вместо этого им дают имя, которое кажется ребенку подходящим, напоминает об интересном событии в жизни ребенка или просто придумывается на месте. Эти имена, не имеющие прочной истории, не считаются такими важными, как те, которые прошли через многие поколения, поэтому их не так тщательно защищают. Кроме того, некоторые имена «украдены» у другого клана, чтобы погасить неоплаченное обязательство или долг, и возвращаются, когда долг выплачен, или же передаются через новый клан до тех пор, пока он не сможет заявить стабильное право собственности на имя.

Места и ресурсы также считаются собственностью, хотя и в гораздо менее четком смысле, чем в европейской правовой традиции. В тлинкитском мире локации обычно не имеют четких границ, и хотя иногда определенные ориентиры служат четкими границами , право собственности на эти места обычно коррелирует с ценным ресурсом в этом месте, а не с явными физическими характеристиками. Обычно рассматриваемыми ресурсами являются источники пищи, такие как ручьи лосося, нерестилища сельди, ягодные участки и рыболовные ямы. Однако они не всегда очевидны сразу, например, владение горными перевалами некоторыми кланами, что связано с исключительными торговыми отношениями с атабасками, живущими на землях, доступных через эти перевалы.

Хотя клановая собственность на места в тлинкитском мире почти полностью развита, а вся Юго-Восточная Аляска разделена на лоскутное одеяло из заливов, заливов и рек, принадлежащих определенным кланам, на практике это не является серьезным препятствием для сбора урожая. и путешествовать. Взаимные отношения между кланами гарантируют разрешение на бесплатный сбор урожая в большинстве районов практически любому человеку. Поскольку уровень межклановых разногласий снизился, отношение к владению ресурсами находится на такой стадии, когда мало кто преследует вторжение на территорию клана, пока участвующие в нем люди проявляют уважение и сдержанность в своей добыче. Обратите внимание, что это относится только к отношениям внутри тлинкитского общества, а не к отношениям с правительствами США и Канады или с лицами, не принадлежащими к тлинкитам.

У тлинкитов широко практиковалась наследственная форма рабства. Около трети людей тлинкитского общества были порабощены. [ 3 ]

Потлачи (тл. koo.éex' ) проводились в честь смерти, рождения, наречения имени, бракосочетания, разделения богатства, возведения тотемов, особых событий, почитания лидеров или ушедших.

Мемориальный потлач является важной особенностью тлинкитской культуры. Через год или два после смерти человека этот потлач проводился с целью восстановить равновесие в обществе. Членам семьи погибшего разрешили прекратить траур. Если покойный был важным членом общины, например вождем или шаманом, на поминальном потлаче выбирался его преемник. Члены клана противоположной фракции принимали участие в ритуале, получая подарки, слушая и исполняя песни и рассказы. Функция поминального потлача заключалась в устранении страха перед смертью и неопределенности загробной жизни.

Считалось, что сжигание еды в потлачах «накормит» новые тотемные столбы. [ 4 ]

Искусство

[ редактировать ]
тлинкитского Тотемный столб К'альяан клана Кикс.ади, установленный в Национальном историческом парке Ситка в память о погибших в битве при Ситка 1804 года .

Тотемные столбы

[ редактировать ]

Тлинкиты вырезают гребни на тотемных столбах из кедра. Вырезанные тотемные столбы обычно рассказывают историю, а тлинкитские художники вырезают на тотемных столбах предметы, подобные животным. Эти изображения выстроены в столбец вдоль шеста, сверху вниз.

Столбы устанавливаются на внешних углах «традиционных жилищ», используются для структурной поддержки их интерьеров или размещаются на берегу. [ 4 ]

Тлинкитский художник Томми Джозеф вырезает тотемный столб для Музея естественной истории Карнеги.
Дом вождя тлинкитов с тотемным столбом снаружи. Эти столбы будут увековечивать жизнь вождя и его семьи.

Появление железных инструментов позволило увеличить распространение тотемных столбов: по сообщениям, к началу 1800-х годов в тлинкитских деревнях было гораздо больше тотемных столбов, а у многих тлинкитских семей были большие столбы перед своими домами. [ 5 ] Тотемный столб нельзя было читать как книгу: наблюдателю требовалось предварительное знание историй и легенд , прежде чем он смог понять конкретное значение совокупности символов и персонажей на столбе. Гербы и тотемические символы предоставляли читателю контекст, и, основываясь на внешнем виде и узорах персонажей, читатель мог понять, в чем заключалось значение тотема. В тотемической традиции двумя главными фигурами являются Ворон и Волк, причем Ворон появляется с большой регулярностью у тлинкитов. Во многих тлинкитских и других историях Северо-Запада Ворон является главным героем; украдя солнце, воду и рыбу, чтобы создать и обеспечить земли тлинкитов. [ 6 ]

Тотемные столбы также выполняли роль демонстрации силы правителя или семьи и поминовения умерших. Некоторые тотемные столбы были для семьи средством хранения праха умершего члена семьи, чтобы останки умершего оставались в собственности семьи. [ 7 ] Кремированные останки помещались в резной деревянный ящик, который затем помещался в тотемный столб или выдолбленное дерево. Тотемы, используемые для хранения человеческих останков, назывались «погребальными столбами». [ 8 ] Вожди тлинкитов воздвигали ярко оформленные и раскрашенные тотемные столбы, чтобы отметить свои достижения в качестве вождя, а также продемонстрировать его социальный статус и богатство. В ожидании великих потлачей, некоторые из которых планировались годами, богатые тлинкиты нанимали мастеров для создания самых больших и ярких тотемных столбов в ознаменование этого события.

Татуировки и пирсинг

[ редактировать ]
Пирсинг, представитель коренных народов Северо-Запада и других регионов крайнего севера Северной Америки.
Слева по часовой стрелке: женщина-тлинкит, одетая для потлача, с медным кольцом на перегородке, вождь Накоакток с медным кольцом на перегородке и охапкой меди, женщина-инуитка из Нунивака с вышитой бисером перегородкой и губами из бисера.

Оба пола среди взрослых и детей старше 8 лет, принадлежащих к высшим классам, носили какое-то украшение на мочке уха. У тлинкитов были популярны украшения из ракушек галитоза, меди, дерева и кости, которым придавались различные геометрические формы. Мужские серьги были известны как «Дис Яр Куку» — серьги в форме полумесяца, на которых изображались различные животные и узоры. По мере того, как тлинкиты знакомились с обработкой металлов и такими материалами, как серебро, они стали реже использовать более старые украшения из кости и дерева. Мертвых тлинкитов одевали должным образом и давали кольцо в носу, называемое «тунас» . [ 9 ]

Тлинкиты традиционно раскрашивали свои лица белым, черным и красным цветами, которые при использовании традиционных методов могли оставаться на теле месяцами. Эти краски для тела защищали тело от непогоды в зимнее время года, защищая от снежной слепоты, а также использовались летом для защиты от комаров и комаров. [ 10 ] Более сложные краски для тела создавались путем смешивания грибов, золы, корней, глины и древесного угля, тогда как во временных целях тлинкиты просто полагались на древесный уголь. Черный цвет обычно использовался как знак смерти, гнева, печали и войны, и тлинкиты нередко чернили лицо отметками углем в случае оскорбления или конфликта.

Татуировка, или Кух Карлх «Марк» у тлинкитов , была в значительной степени развита народом хайда, который затем познакомил с этой практикой тлинкитов, живших в непосредственной близости от них. Французский исследователь Лаперуз пишет в 1799 году; «Я не видел никаких татуировок, за исключением рук некоторых женщин». [ 11 ] Однако татуировка по-прежнему имела большое культурное значение в тлинкитском обществе и была признаком принадлежности к семьям и домохозяйствам с более высоким статусом. Рабам запрещалось наносить татуировки. Операция также была дорогостоящей: человек, которому сделали татуировку, должен был заплатить художнику (почти всегда женщине) одеялами и едой. [ 12 ] Этот процесс включал введение иглы, кости или металла с окрашенными в сине-черный цвет сухожилиями под кожу для создания необходимых рисунков и мотивов. Молодым девушкам из богатых тлинкитских семей часто делали татуировки на больших потлачах.

Ножи и кинжалы

[ редактировать ]
Эскиз тлинкитских кинжалов из Смитсоновского института.

Металлические кинжалы тлинкитов делятся на три основные категории; двухлезвийные, с рукояткой и лезвия на продажу. В качестве лезвий в этих кинжалах используются такие материалы, как медь, железо и сталь. В дополнение к этим металлам гарды такого оружия могут быть изготовлены из слоновой кости, кости, дерева, кожи и других вышеупомянутых металлов. Кинжалы, специально используемые для ведения войны, имеют кожаную полоску, называемую «ремешок», которая проходит от верхней задней части рукояти. Сражающийся тлинкитский воин затем обматывал кожаный ремешок вокруг запястья, чтобы сохранить контроль над оружием. Клинки тлинкитов с витиеватым и безлопастным навершием представляли собой клинки с рукояткой, для которых часто характерно художественное витиеватое навершие. На этих богато украшенных навершиях изображены художественные изображения животных, таких как вороны, медведи и другие дикие животные, которые являются объектами культуры тлинкитов. Художественная сложность тлинкитских кинжалов достигла своего апогея в начале 19 века. [ 13 ] поскольку тлинкитские кузнецы начали все чаще добавлять к своим клинкам больше рисунков, используя медь для дополнительных художественных деталей, таких как гербы и сцены. Эти кинжалы были символами статуса и власти в тлинкитском обществе, более богато украшенное оружие вызывало уважение со стороны сверстников и было респектабельной семейной реликвией, передаваемой из поколения в поколение тлинкитов. Появление огнестрельного оружия постепенно снизило значение тлинкитских кинжалов как средства ведения войны, хотя они оставались ярким символом статуса. [ 14 ]

Тлинкитские шлемы и ножи из музея Санкт-Петербурга

До коммерческого взаимодействия с европейцами медь была основным металлом, используемым коренными народами Аляски. Ахтна-атабаски, жившие на медной реке Аляски, контролировали большую часть торговли медью, вынуждая тлинкитов развивать давние торговые отношения с антабасками . В устной традиции тлинкитов железо было впервые обнаружено как «плавающее железо» после кораблекрушения. [ 15 ] и затем использовался в их металлургических предприятиях. Когда началась серьезная торговля с европейцами, один английский капитан по имени Джордж Диксон написал о высоких стандартах тлинкитов в отношении своего металла, заявив, что они будут иметь дело только с железными кусками размером от 8 до 14 дюймов. В 1786 году Жан-Франсуа де Галуп, граф де Лаперуз , писал, что это было у тлинкитов; «Никакого большого желания ни к чему, кроме железа… У каждого на шее висел кинжал из этого (железа)». [ 16 ]

Война на северо-западе Тихого океана

[ редактировать ]
являются членами племени Гитсан, Хотя эти два члена группы реконструкции в исторической деревне Ксан они демонстрируют снаряжение, которое носят многие воины коренных народов на Аляске и на северо-западе Тихого океана.

Тлинкиты, хайда и восточные алеуты произвели одних из лучших воинов на Северо-Западе, причем эти племена часто вступали в сражения друг с другом, чтобы добыть рабов и материальные ресурсы. В поисках ресурсов и рабов тлинкиты иногда отправлялись на сотни миль через северо-запад Тихого океана. [ 17 ] Тлинкиты часто враждовали с хайда и чимианцами на юге, чугачами , а иногда и с алутиками на севере. [ 18 ] Чтобы защитить свои семьи и местные общины, поскольку не существовало какого-либо центрального правительства, которое могло бы обеспечить защиту, отдельные группы тлинкитских воинов объединялись для оборонительных и наступательных действий. Сезоном войны для большинства групп Северо-Запада, включая тлинкитов, был июль месяц (тлекса). Июль был временем благоприятной погоды, позволявшей урегулировать вооруженные споры и провести потлачи. [ 19 ]

Воина тлинкитов защищал плотный деревянный шлем, а также шейный протектор и забрало, защищающее лицо воина. Кроме того, воин носил льняное полотно и кожаную куртку под деревянными реечными доспехами, которые иногда были ярко расписаны эстетическими мотивами тлинкитов. С появлением мушкета в мире тлинкитов тлинкитские оружейники добавили слой кожи поверх доспехов, чтобы защитить владельца от мушкетных пуль. [ 20 ] Деревянные доспехи не были чем-то уникальным для тлинкитов в этом регионе Северной Америки; другие племена, такие как хайда и гитксаны, использовали деревянные доспехи среди своих воинов. Воины тлинкитов носили с собой свои культовые ножи, которые носили через плечо, помимо этого они носили копья, луки, а начиная с XVIII и XIX веков они носили и европейские мушкеты. [ 21 ]

Деревянные реечные доспехи и тлинкитский кинжал из импортной стали - Музей Пибоди, Гарвардский университет.

Когда тлинкиты сражались против европейских врагов, иностранные наблюдатели отмечали, что тлинкиты быстро использовали европейские технологии, чтобы одержать победу над своими врагами, и что военные силы тлинкитов были хорошо организованы в своих кампаниях. [ 22 ] Русско-Американская компания была постоянным противником тлинкитов, которые под руководством Александра Баронова использовали другие местные племена, такие как унангакс, которые имели обиды и обиды на тлинкитов, чтобы увеличить боевые возможности российских колониальных войск в Ситкинские войны . [ 23 ] В 1802 году коалиция тлинкитских племен смогла одолеть русский гарнизон в Ситке и взять под свой контроль регион, построив собственные укрепления и вооружившись пушками. [ 24 ] В битве при Ситке русские войска с большим трудом смогли вытеснить тлинкитов из Ситки, причем тлинкиты не возвращались в этот регион до 1824 года, однако тлинкиты смогли продолжать преследовать русские войска и оказались компетентной боевой силой.

Шаманы и духи на войне

[ редактировать ]
Битва при Ситке 1804 г.

Шаманы были очень влиятельными и важными фигурами в войне тлинкитов, участвуя в значительной части необходимой подготовки, координации и подготовки уходящего военного отряда. Шаман руководил боем с оборонительной или скрытой позиции, одним из примеров является то, что тлинкитский шаман во время битвы располагался в каноэ и покрывал верхнюю часть каноэ сильно укрепленными циновками. Духи были неотъемлемой частью этих сражений, поскольку враждующие воины издавали военные призывы, связанные с их высшим духом, вызывая действия, которые духи позволяли воину предпринять, или даже действия, которые сам дух предпринял против врага воина. Это взаимодействие между воюющими сторонами будет продолжаться, чтобы вызвать страх у обеих сторон, и иногда может привести к урегулированию боя без пролития крови. [ 25 ] Целью большинства этих конфликтов было получение ресурсов и дани, крайне кровавые действия часто не отвечали интересам ни одной из воюющих сторон, если только это не было абсолютно необходимо.

Бронежилет

[ редактировать ]
Тлинкитский бронежилет, сделанный из китайских денежных монет, выставлен в Музее археологии и этнологии Пибоди .

Тлинкиты использовали бронежилеты, сделанные из китайских денежных монет . Эти монеты были завезены русскими торговцами из Цинского Китая между семнадцатым и восемнадцатым веками, которые обменивали их на шкуры животных, которые, в свою очередь, обменивались с китайцами на чай, шелк и фарфор. эти европейские торговцы. Тлинкиты верили, что эти денежные монеты защитят их от ножевых нападений и огнестрельного оружия, используемого другими коренными американскими племенами и русскими . Некоторые тлинкитские нательные доспехи полностью покрыты денежными монетами эпохи династии Цин , а другие пришиты шевронными узорами. В одном русском отчете о битве с тлинкитами в 1792 году говорится, что «пули были бесполезны против тлинкитских доспехов». [ нужна ссылка ] однако это скорее было бы связано с неточностью современных российских гладкоствольных мушкетов, чем с бронежилетами. [ нужна ссылка ] а китайские монеты могли сыграть более важную роль в психологической войне , чем иметь какое-либо практическое применение на поле боя. [ нужна ссылка ] Помимо своих доспехов, тлинкиты также использовали китайские денежные монеты на масках и церемониальных одеждах, таких как танцевальная накидка Гитсан, поскольку эти монеты использовались как символ богатства, представляющего могущественную далекую страну. Все денежные монеты, используемые тлинкитами, относятся к династии Цин и представляют собой медвежьи надписи императоров Шуньчжи , Канси и Юнчжэн . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

Известные тлинкиты

[ редактировать ]

Эммонс, GT и Де Фредерика Лагуна. Индейцы-тлинкиты . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 1991.

Кан, Сергей. Делимся знаниями: тлинкиты и их прибрежные соседи . Sl: UNIV OF NEBRASKA PRESS, 2015.

Миллер, Полли. Утраченное наследие Аляски: приключения и искусство прибрежных индейцев Аляски . Кливленд, 1968 год.

Оберг, Калерво. Социальная экономика индейцев-тлинкитов . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1980.

Олсон, Уоллес М. Тлинкиты: введение в их культуру и историю . Оке Бэй, AK: Исследование наследия, 2004.

Бейнбридж, Дэвид А. Меховая война: политические, экономические, культурные и экологические последствия западной торговли мехом, 1765-1840 гг . США: Rio Redondo Press, 2020.


  1. ^ Синкевич, Анна (май 2024 г.). «Проливая свет на искусство и культуру тлинкитов Аляски посредством коммерческого сотрудничества» . www.wipo.int . Проверено 28 мая 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б Дэвис, Герман (30 марта 2012 г.). Сессия 6: Презентации лидеров кланов (выступление). Wooshteen Kana x tulaneegí Haa At Wuskóowu / Делимся своими знаниями, конференция тлинкитских племен и кланов: Haa eetí ḵáa yís / Для тех, кто придет после нас. Ситка, Аляска . Проверено 31 марта 2012 г.
  3. ^ "NEWS_Blog_Slavery_QA | Наследие Силаски" . www.sealaskaheritage.org . Проверено 25 марта 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б Шандонне, Энн (2013). Коренные народы Аляски . Анкоридж: Предприятия Арктического круга. п. 27. ISBN  978-1-933837-14-7 .
  5. ^ Олсон, Уоллес М. Тлинкиты: введение в их культуру и историю. Оке Бэй, AK: Исследование наследия, 2004, стр.33.
  6. ^ Оберг, Калерво. Социальная экономика индейцев-тлинкитов . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1980, стр.13.
  7. ^ Оберг, Калерво. Социальная экономика индейцев-тлинкитов . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1980, стр.14.
  8. ^ Олсон, Уоллес М. Тлинкиты: введение в их культуру и историю. Оке Бэй, AK: Исследование наследия, 2004, стр.50.
  9. ^ Эммонс, GT и Де Фредерика Лагуна. Индейцы-тлинкиты . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 1991, 243.
  10. ^ Эммонс, GT и Де Фредерика Лагуна. Индейцы-тлинкиты . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 1991, 249.
  11. ^ Эммонс, GT и Де Фредерика Лагуна. Индейцы-тлинкиты . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 1991, 252.
  12. ^ Эммонс, GT и Де Фредерика Лагуна. Индейцы-тлинкиты . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 1991, 252.
  13. ^ Кан, Сергей. Делимся знаниями: тлинкиты и их прибрежные соседи . Sl: UNIV OF NEBRASKA PRESS, 2015, стр. 394.
  14. ^ Кан, Сергей. Делимся знаниями: тлинкиты и их прибрежные соседи . Sl: UNIV OF NEBRASKA PRESS, 2015, стр. 394.
  15. ^ Кан, Сергей. Делимся знаниями: тлинкиты и их прибрежные соседи . Sl: UNIV OF NEBRASKA PRESS, 2015, стр. 398.
  16. ^ Кан, Сергей. Делимся знаниями: тлинкиты и их прибрежные соседи . Sl: UNIV OF NEBRASKA PRESS, 2015, стр. 179.
  17. ^ Бейнбридж, Дэвид А. Меховая война: политические, экономические, культурные и экологические последствия западной торговли мехом, 1765-1840 гг . США: Rio Redondo Press, 2020, стр.63.
  18. ^ Кан, Сергей. Делимся знаниями: тлинкиты и их прибрежные соседи . Sl: UNIV OF NEBRASKA PRESS, 2015, стр. 179.
  19. ^ Оберг, Калерво. Социальная экономика индейцев-тлинкитов . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1980, стр.70.
  20. ^ Олсон, Уоллес М. Тлинкиты: введение в их культуру и историю. Оке Бэй, AK: Исследование наследия, 2004, стр.33.
  21. ^ Олсон, Уоллес М. Тлинкиты: введение в их культуру и историю. Оке Бэй, AK: Исследование наследия, 2004, стр.33.
  22. ^ Бейнбридж, Дэвид А. Меховая война: политические, экономические, культурные и экологические последствия западной торговли мехом, 1765-1840 гг . США: Rio Redondo Press, 2020, стр.66.
  23. ^ Бейнбридж, Дэвид А. Меховая война: политические, экономические, культурные и экологические последствия западной торговли мехом, 1765-1840 гг . США: Rio Redondo Press, 2020, стр.60.
  24. ^ Бейнбридж, Дэвид А. Меховая война: политические, экономические, культурные и экологические последствия западной торговли мехом, 1765-1840 гг . США: Rio Redondo Press, 2020, стр.65.
  25. ^ Оберг, Калерво. Социальная экономика индейцев-тлинкитов . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1980, стр. 19–20.
  26. ^ «Нательный доспех из старых китайских монет» . Гэри Ашкенази / גארי אשכנזי (Прималтрек – путешествие по китайской культуре) . 1 февраля 2013 года . Проверено 3 июня 2018 г.
  27. ^ "27. Китайские монеты на тлинкитских доспехах" . Китайские деньги имеют значение ( Британский музей ) . 11 сентября 2017 года . Проверено 3 июня 2018 г.
  28. ^ «Аляскинский тлинкитский доспех из монет» . Эверетт Миллман (Новости Гейнсвилля – Новости драгоценных металлов, финансов и сырьевых товаров) . 23 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 11 июня 2018 года . Проверено 3 июня 2018 г.
  29. ^ «Древняя китайская монета принесла удачу на Юконе» . Росселла Лоренци (для канала Discovery ) – на канале NBC News . 2012. Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 3 июня 2018 г.
  30. ^ «На Юконе найдена китайская монета 17-го века — русские торговцы связали Китай с коренными народами» . Новости ЦБК . 1 ноября 2011 года . Проверено 3 июня 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9cdf6b90ec363764ad1eda3be2475185__1722694800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/85/9cdf6b90ec363764ad1eda3be2475185.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of the Tlingit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)