Шейки (лидеры тлинкитов)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Шеф Шейкс — выдающийся титул лидера тлинкитов , передаваемый из поколения в поколение среди групп коренных жителей северо-запада Северной Америки.
Сооружение под названием «Дом племени вождя Шейкс» является зарегистрированным объектом Федеральной службы национальных парков США (NPS). [1] который регулярно появляется на веб-сайтах, рекламирующих туристические мероприятия в соответствующем регионе Аляски. [2] [3] [4] Предположительно, современное сооружение представляет собой реконструкцию более раннего сооружения, построенного в 1940 году самими коренными американцами-тлинкитами и восседавшими членами королевской семьи.
Родословная коктейлей
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Сирота Гуш Ксин (перевод: Экран спинного плавника, английский: Гушклин) жила в Чаалине. Это был тейквейди по имени Джунакв. Лидер Наанья.аайи, Санкок, полюбил мальчика-сироту и воспитал его как племянника. После смерти Санкока он стал лидером клана.
Район Стикине был захвачен нааскваанами (буквально народами реки Насс, т.е. нисгаа , но здесь включая цимшианцев ). Предводителями захватчиков были Вийшейкш ( Вий Сикс ), Яксвейхш и Хагакш.
Вийшейкш попросил доступ к Стикине, чтобы они могли порыбачить. Гуш Ксин отказался, и Вийшейкш пригрозил захватить землю силой, если им не будет разрешен доступ. Уходя, они забрали погребальный столб лидера Наанья.айи Шаадисти, который умер незадолго до этого.
Нааня.аайи готовились к войне. Их икст ( шаман ) сообщил им, когда приближались Нисгаа. Наанья.аайи двинулся к устью Стикине. Гуш Ксин приказал нескольким своим людям стоять у подножия скал возле устья реки. Остальные члены клана и сражавшиеся с ними отступили к островам в устье реки.
Более 100 каноэ Северо-Западного побережья, полных воинов Нисга, подошли к Наанья-аайи в устье реки. Вийшейкш, одетый в эмблемы косатки и в головном уборе с эмблемой косатки, высадился на берег и подошел к Гуш Ксину.
Он отметил, насколько глупо было Гуш З'ину занять позицию в точке неотступления, подразумевая, что он в ловушке. Он сказал Гуш Ксину: «Сегодня ты принесешь мне воду». указывая на то, что он намеревался сделать Гуш Ксин своим рабом. Гуш Ксин подал сигнал своим людям, и сотни каноэ вышли с близлежащих островов, и Гуш Ксин ответил Вийшейкшу: «Сегодня именно ты будешь нести для меня мою воду».
Битва началась. Наанья.айи убили 150 нишг. Вийшейкш знал, что он не сможет выиграть эту битву, и не хотел быть рабом Гуш Ксина, поэтому он подарил Гуш Ксину головной убор косатки.
Гуш Ксин надел шляпу на свою голову и сказал: «Я не только беру твою шляпу, я также беру твое имя». Вийшейкш стал тлинкитским именем Наанья.аайи и был сокращен до Шейикш, что произносится как Шейкс.
Состоялось достойное захоронение этих захватчиков из цимшианских деревень Митлагаатла , Гийтгаатла и Вакуутль, членов кланов Лаксибуу и Гийтхаангиик. Воинам, находившимся на противоположной стороне битвы, были оказаны полные почести со стороны племени Нааньяаайи, которые верили в тлинкитский принцип Вуш йа аудаэй, или «Уважение друг к другу». Смерть в бою была мужественным поступком, который Шксаат Кваан уважал. После церемонии кремации Нааньяаайи загрузили два каноэ провизией и отправили Нисга домой сытыми и окруженными должным уходом.
Год спустя Нааньяаайи узнали, что Нисгаа возвращаются. Они двинулись в Лукаакс (Маленький канал Дункана) и приготовились к бою. Нисгаа застряли на равнинах и объявили со своих каноэ, что хотят мира. Была проведена мирная церемония, и на этой мирной церемонии были названы имена с обеих сторон, и в это время был передан титул «Шейкс».
На мирной церемонии были названы имена: Вандзийгууксю, Гуксшу и Яскамтууваа.
Преемники
[ редактировать ]После смерти Гуша Ксина титул Шейкса перешел к его «племяннику по материнской линии», старшему сыну его сестры Гукши, который стал Шейксом II. Титул перешел к его младшему брату Ксаданеику, который также был известен как Тлакву Шейикш или Шаават Чуку Иш (Невысокая женщина, отец. Его женой была Гаанакстейди ; женщина из Тлакв Аана ( Клуквана ) по имени Юдухаан.
Его преемник, Шейкс IV, был известен как Кейшишк, чьей женой была Сейтлин, женщина-дейшитаан (Gaanax.ádi) из Аана Гуна ( Ангун ). Когда эта женщина вышла замуж, на своей свадьбе она прошла через восемь тин.аа (медей).
После его смерти; его сменил Каавиште, который стал Шейксом V, который перенес территорию деревни из Кааситл-Аана в Каахч-Аан-Аакв, ее современное место. Он носил титул Шейкса дольше, чем кто-либо другой, и умер в 1878 году.
Ему, в свою очередь, наследовал его племянник по материнской линии Гуш Тляйн, матерью которого была Кудейлге, и он стал Шейксом VI в 1878 году после смерти Шейкса V и умер в 1916 году. Его наследником стал его племянник Чарли Джонс .
Двадцатый век
[ редактировать ]Чарли Джонс был арестован в 1922 году за голосование. коренные американцы не считались автоматически гражданами США В то время . В 1924 году, когда был принят закон о предоставлении им гражданства, избирательные права не были обеспечены, но две трети уже получили это право посредством выхода из резерваций и других действий. После суда в суде, интересы которого представлял известный тлинкитский поверенный из Врангеля , г-н Уильям Пауль (Шкунди) из клана Теихитаан, Джонс был оправдан, а индейцам было предоставлено право голоса. Это было время сильного миссионерского влияния, особенно со стороны пресвитерианской церкви , которая пыталась подавить тлинкитскую культуру, обычаи и язык, наказывая учеников в школах для белых за то, что они говорили на своем родном языке, и заключая в тюрьму родителей, которые держали своих детей в рыбных лагерях вместо того, чтобы отправляя их в «белые школы».
Взрослых, которые участвовали в деятельности своей собственной культуры, запрещали посещать церковь, лишали общения и подвергали остракизму.
Во Врангеле пресвитерианская церковь имела большую общину коренных жителей. Один белый служитель решил, что у индейцев должна быть своя церковь, чтобы белым не приходилось с ними смешиваться. Вся община коренных жителей, оскорбленная этим шагом, вышла из пресвитерианской церкви и пригласила епископальную церковь во Врангель, где она сохраняет сильное влияние по сей день.
Один из «белых» законов заключался в том, что имущество и титулы больше не могли передаваться от дяди к племяннику традиционным способом, а только от отца к сыну. В результате вдова Шакеса VI сохранила за собой почти все имущество мужа и не позволила его племяннику забрать его. Его продавали по частям.
В 1930-х годах Гражданский корпус охраны природы решил построить образцовый общественный дом в старом стиле, поскольку в то время были живы старейшины, которые еще помнили, как они были построены. Местом, выбранным Врангелем, был «Остров Шейкс», где когда-то стояли основные клановые дома Наанья.айи. Чарли Джонс был известным преемником Shakes VI, и его попросили официально принять название Shakes VII.
Список главных коктейлей
[ редактировать ]Имя | Срок | Заголовок |
---|---|---|
Гуш Ксин | трясет меня | |
Гукши | Встряхивает II | |
Ксадан | Встряхивает III | |
Кейшишк | Встряхивает IV | |
Каавиште | 1840–1878 | Shakes V |
Гуш Тлейн | 1878–1916 | Шейкс VI |
Чарли Джонс | 1916–1944 | Shakes VII, последний известный вождь |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Служба парков, Национальная. «Номинация NRHP на историческое место Шеф Шейкс» .
- ^ «Вождь трясет племенной дом | Врангель, Аляска» . АЛЯСКА.ОРГ . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Вождь трясет историческое место, Дом клана — Врангель А.К.» . Живой Новый курс . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «ВОждь трясет племенной дом» . Путешествие Врангеля . Проверено 27 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вождь тлинкитов Чарльз Джонс трясется дома со своими вещами, Врангель, Аляска, ок. 1907 г. Цифровые коллекции Вашингтонского университета, Коллекция Виолы Гарфилд №. 130.