Философия и религия тлинкитов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2007 г. ) |
Философия и религия тлинкитов , хотя и никогда официально не систематизированная, исторически представляла собой довольно хорошо организованную философскую и религиозную систему, основные аксиомы которой формировали то, как все тлинкиты смотрели на окружающий мир и взаимодействовали с ним. Между 1886 и 1895 годами, из-за неспособности шаманов лечить болезни Старого Света, включая оспу , многие тлинкиты обратились в православие . [ 1 ] Утверждалось, что они рассматривали восточно-православное христианство как способ сопротивления ассимиляции с «американским образом жизни», который был связан с пресвитерианством . [ 2 ] Русские православные миссионеры перевели свою литургию на тлинкитский язык. После христианизации система верований тлинкитов начала разрушаться.
Сегодня некоторые молодые тлинкиты оглядываются назад, к своим традиционным племенным религиям и мировоззрению, в поисках вдохновения, безопасности и чувства идентичности. В то время как многие старейшины обратились в христианство, современные тлинкиты «примиряют христианство и «традиционную культуру»». [ 3 ]
Дуализм
[ редактировать ]Тлинкиты видят мир как систему дихотомий . Наиболее очевидным является разделение между светлой водой и темным лесом, окружающим их повседневную жизнь на родине тлинкитов.
Вода служит основным средством передвижения и источником большинства продуктов питания тлинкитов. Поверхность его плоская и широкая, и большинство опасностей на воде легко заметны невооруженным глазом. Свет ярко отражается от моря, и это одна из первых вещей, которую видит человек на юго-востоке Аляски, когда смотрит на улицу. Как и все вещи, опасность скрывается под ее поверхностью, но этих опасностей по большей части легко избежать, проявив некоторую осторожность и планирование. По этим причинам оно считается относительно безопасным и надежным местом и, таким образом, представляет собой очевидные силы тлинкитского мира.
Напротив, густые и неприступные тропические леса Юго-Восточной Аляски темны и туманны даже в самую яркую летнюю погоду. Неисчислимые опасности, исходящие от медведей, падающих деревьев, сырого мускуса и риска заблудиться — все это делает лес постоянно опасным местом. Видимость в лесу плохая, надежных ориентиров мало, а еды мало по сравнению с берегом моря. Вход в лес всегда означает путешествие в гору, часто по склонам крутых гор, а чистые тропы редки или вообще отсутствуют. Таким образом, лес представляет собой скрытые силы в мире тлинкитов.
Еще одна серия дихотомий в мышлении тлинкитов: влажность и сухость, жара и холод, твердость и мягкость. Влажный и холодный климат заставляет людей искать теплое и сухое убежище. Традиционный тлинкитский дом с прочной конструкцией из красного кедра и пылающим центральным камином представлял собой идеальную тлинкитскую концепцию тепла, твердости и сухости. Сравните с сырой лесной подстилкой, покрытой мягкими гнилыми деревьями и влажным, мягким мхом, которые делают жилье неудобным. Три качества, которые тлинкиты ценят в человеке, — это твердость, сухость и тепло. Их можно воспринимать по-разному, например, как твердость крепких костей или твердость твердой воли; жар, исходящий от здорового живого человека, или жар страстного чувства; сухость чистой кожи и волос или резкий сухой аромат кедра. [ нужна ссылка ]
Духовность
[ редактировать ]Тлинкиты делят живое существо на несколько составляющих:
- каа даа — тело, физическое существо, внешность человека (ср. аас даайи «кора дерева или снаружи»)
- k̲aa daadleeyí — плоть тела (< daa + dleey «мясо, плоть»)
- k̲aa ch'áatwuкожа
- каа с'ааги — кости
- x̲'aséikw — жизненная сила, дыхание (< disaa «дышать»)
- k̲aa toowú — разум, мысли и чувства
- ̲aa yahaayí — душа, тень
- k̲aa yakghwahéiyagu — призрак, призрак
- с'игеехаву — призрак на кладбище
Физические компоненты – это те, которые не имеют надлежащей жизни после смерти. Кожа рассматривается как оболочка внутренних частей тела, которые условно разделены на кости и плоть. Плоть быстро разлагается и в большинстве случаев не имеет особой духовной ценности, но кости составляют важную часть системы духовных верований тлинкитов. Кости — это твердые и сухие останки умершего существа и, таким образом, являются физическим напоминанием об этом существе после его смерти. В случае животных очень важно правильно обращаться с костями и утилизировать их, поскольку неправильное обращение может вызвать недовольство духа животного и помешать его перевоплощению. Причина недовольства духа довольно очевидна, поскольку воскресший лосось без челюсти и хвоста наверняка отказался бы снова бежать по ручью, где он умер.
Важнейшими костями человеческого тела являются позвоночник и восемь «длинных костей» конечностей. Особое внимание уделяется восьми длинным костям, поскольку это число имеет духовное значение в тлинкитской культуре. Кости кремированного тела должны быть собраны и помещены вместе с костями предков клана человека, иначе дух человека может оказаться в невыгодном положении или недоволен в загробной жизни, что может вызвать последствия, если призрак решит преследовать людей или если человек перевоплотится. .
Источник жизни можно найти в xh'aséikw , сущности жизни. Это имеет некоторое сходство с китайской концепцией ци как метафизической энергии, без которой вещь не жива; однако, по мнению тлинкитов, это также можно приравнять к дыханию. Например, самая простая проверка шамана на то, жив ли человек, — поднести пуховое перо надо ртом или носом; если перо потревожено, то человек дышит и жив, даже если дыхание не слышно и не ощущается. Это означает, что человек все еще поддерживает x̲'aséikw .
Чувства и мысли человека заключены в каа тоуу . Это очень основная идея тлинкитской культуры. Когда тлинкит ссылается на свой разум или чувства, он всегда говорит об этом с точки зрения ax̲ toowú , «мой разум». Таким образом, « Ax̲ toowú yanéekw », «Мне грустно», буквально «Мой разум страдает».
И x̲'aséikw , и k̲aa toowú смертны и перестают существовать после смерти существа. Однако каа яхаайи и каа якхвахейягу бессмертны и сохраняются в различных формах после смерти. Идея каа йахайи заключается в том, что это сущность, тень или отражение человека. Оно может даже относиться к внешнему виду человека на фотографии или картине и метафорически используется для обозначения поведения или внешнего вида человека, отличного от того, кем он является или должен быть.
Смерть и загробная жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнении: Кремация подчеркивает жару и сухость. Призраки и духи. Реинкарнация и якхвахейягу. Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2007 г. ) |
Тепло, сухость и твердость — все это части тлинкитской практики кремации. Тело сжигается, при сильном жаре удаляется вся вода и остаются только твердые кости. Душа продолжает находиться возле тепла большого костра в доме в духовном мире, если только ее не кремируют, и в этом случае ее отправляют в место возле двери с холодными ветрами. Самая тяжелая часть духа, самая физическая часть перевоплощается в потомка рода.
Шаманизм
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Шамана . зовут ' ишт Он был целителем и предсказателем будущего. Его призывали исцелять больных и изгонять тех, кто занимался колдовством. [ 4 ] [ 5 ]
Неправильно называть его « знахарем », поскольку практики ишта и «ведьмы» совершенно различны. Называть человека знахарем также неверно, поскольку «мастер медицины» — это наакв саати , что на тлинкитском языке означает ведьму.
Имя ишта , его песни и рассказы о его видениях являются собственностью клана, к которому он принадлежит. Он искал духов-помощников у различных животных, и после четырехдневного поста, когда животное «становилось перед ним», прежде чем войти в него, он получал дух. Язык животного вырезали и добавляли в его коллекцию духов-помощников. Вот почему некоторые называли его «человеком-духом». [ 6 ]
Будущие шаманы выбирались еще до их рождения старейшинами тлинкитской общины. Старейшины знали о людях и о том, какими они будут, еще до их рождения. Мальчику, готовящемуся стать шаманом, рассказывают, как подойти к могиле и как обращаться с предметами. Прикасаться к шаманским предметам было строго запрещено, кроме шамана и его помощников. На самом деле у старейшин было слово исключительно для случая, когда ребенок пытался потрогать шаманские предметы или поиграть с ними. Это слово прозвучало тяжелым тоном, и это было все, что нужно было сказать.
Сегодня все шаманы ушли из тлинкитов, и их практики, вероятно, никогда не возродятся, хотя шаманские духовные песни все еще исполняются в их церемониях, а их истории пересказываются в те времена. [ 7 ]
куштаки
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнении: Все тлинкиты боятся утонуть. Земляная выдра-бугимен. Полезная кушда. Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2007 г. ) |
Куштака (ку'кта-ка) - это ужасные и внушающие страх люди наземных выдр, люди выше пояса и похожие на выдру ниже. Наземные выдры — отличные рыболовы. Те, кто утонул, часто женятся (и становятся) наземными выдрами, а наземные выдры могут помочь утопающим. Наземные выдры зловещи и потенциально опасны. При правильном контроле; однако сухопутная выдра может оказать большую помощь рыбакам, проникающим в священное царство за пределы социальных границ. Те, кто утонул и женился на наземных выдрах (и их детей наземных выдр), могут вернуться к своим человеческим родственникам и помочь им, обычно помогая им поймать обильные запасы морепродуктов. Наземные выдры могут есть только сырую пищу, потому что, если они будут есть приготовленную рыбу, они умрут; и как сверхъестественные существа, оказавшись на воде, они должны вернуться на землю и найти убежище до того, как позовет ворон, иначе они умрут.
Тех, кто тонет и спасает Куштака, называют Куштакахаа. Они живут вместе с кушаками, но, поскольку когда-то они были людьми, они время от времени возвращаются в свои старые общины. За исключением того, что теперь, как Куштакахаа, они обладают силой влиять на умы людей и менять форму. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бойд, Роберт Томас. Пришествие духа чумы: появление инфекционных заболеваний и сокращение численности населения среди индейцев северо-западного побережья, 1774–1874 гг. Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1999: 241. ISBN 978-0-295-97837-6 .
- ^ Кан, Сергей. 1999. Вечная память: тлинкитская культура и русское православие через два столетия. П.xix-xxii
- ^ Кан Сергей. «Шаманизм и христианство: современные тлинкитские старейшины смотрят на прошлое». Класс, Мортон и Максин Висграу, ред. Через границы веры: современные проблемы антропологии религии. Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1999: 42. ISBN 978-0-8133-2695-5 .
- ^ Мирча Элиаде; Вилмос Диосеги (12 мая 2020 г.). «Шаманизм» . Британская энциклопедия . Проверено 20 мая 2020 г.
Шаманизм, религиозное явление, сосредоточенное на шамане, человеке, который, как полагают, достигает различных способностей посредством транса или экстатического религиозного опыта. Хотя репертуар шаманов варьируется от одной культуры к другой, обычно считается, что они обладают способностью исцелять больных, общаться с потусторонним миром и часто сопровождать души умерших в этот потусторонний мир.
- ^ Кан, Сергей (1991). «Шаманизм и христианство: современные тлинкитские старейшины смотрят на прошлое» . Этноистория . 38 (4). Издательство Университета Дьюка: 363–387. дои : 10.2307/482478 . JSTOR 482478 . Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ Келли, Кейси (19 ноября 2013 г.). «Мир утверждает, что шаманизм все еще имеет влияние в тлинкитской культуре» . Общественные СМИ Аляски . Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ Келли, Кейси (19 ноября 2013 г.). «Тлинкитские божества и шаманы» . ТОТА . Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ Бек, Мэри Жиродо (1991). Шаманы и куштаки: Сказки Северного побережья о сверхъестественном . Анкоридж: Книги Северо-Запада Аляски. ISBN 978-0-88240-971-9 . OCLC 619903352 .