Савика

Савика , [ а ] также савикомби или савика омби ( букв. « цепляться за спину зебу » ), [ 2 ] Это традиционный мадагаскарского зебу вид борьбы народа , бетсилео , в котором бойцы, называемые мписавика пытаются повалить быка зебу на землю за его рога или горб. Мадагаскара Хотя эту практику можно встретить по всему Центральному нагорью , она наиболее распространена в регионе Амбоситра , за пределами которого ее называют толон'омби ( букв. « борьба с зебу » ). [ б ] Эта традиция, которая сопровождает многие праздники и ритуалы Бетсилео, особенно важна как практика ухаживания молодых людей, призванная произвести впечатление на потенциальных невест и их семьи. Подготовка к савике начинается в детстве, когда мальчики играют в воображаемые игры с зебу, известные как киомбиомби, а затем тренируются с настоящими быками. [ с ]
Зародившись как древняя игра между фермерами, выращивающими рис, и их скотом, савика превратилась в сложный ритуал с участием магических целителей, традиционных стражей и легендарных борцов. Не существует письменного руководства по ритуалам савики ; это полностью устная традиция , передаваемая молодым людям от отцов, деревенских мистиков и старших воинов. Различные легенды, предлагающие мифические объяснения савике, существуют среди бецилео, чье аграрное общество сосредоточено вокруг быка зебу. Савика пережила значительные культурные сдвиги, включая христианизацию , колонизацию и деколонизацию Мадагаскара , до наших дней. В последние десятилетия стандартизированная профессиональная форма савики превратилась в популярный зрелищный вид спорта в столице страны .
Традиция
[ редактировать ]Рисовые поля
[ редактировать ]Савика ан-танимбари (« Савика на рисовых полях») — это оригинальная игровая форма савики , когда фермеры приносят зебу на влажные рисовые поля во время посевного сезона (с октября по декабрь). [ 3 ] топтать землю и бороться с ними в грязи. Это делается для развлечения фермеров и поддержания здоровья скота. [ 4 ] Фермеры также могут возбудить волов, садясь на них, способствуя более глубокому проникновению в почву, когда взволнованный зебу топает, прыгает и бегает. [ 5 ]
Ритуал и зрелище Савика
[ редактировать ]Случаи
[ редактировать ]Помимо савика ан-танимбари , матчи савика совпадают с фестивалями и ритуалами в календаре Бетсилео. Организация зрелища савика демонстрирует богатство, и традиционно за это отвечают высшие старейшины и великие бойцы. Местные предприниматели и кандидаты на государственные должности также могут принять савику . [ 6 ]
В период обрядов обрезания (проводящихся в более холодные месяцы, май или июнь, чтобы раны мальчиков быстрее заживали), [ 3 ] семьи организуют савику , чтобы воспитать в детях силу и настойчивость. Христиан Бетсилео связывает сезон савики с Пасхой и Пятидесятницей . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Бои также происходят вокруг фамадиханы , ежегодной церемонии эксгумации трупов предков. [ 10 ] Некоторые племена организуют погребальную савику как часть празднеств, следующих за процессией и погребением: ритуал призван отвлечь одну из двух бессмертных душ умершего. [ 11 ] У бецилео борющегося быка в конечном итоге забивают, а его мясо используют для кормления гостей или дарят гостям в обмен на их подарки. [ 12 ] Деннис Ренье рассказывает о савике в честь предков на фестивале . После ритуального убийства зебу в загон вошел мужчина и несколько раз ударил труп зебу, объявив зрителям и предкам об изменении названия деревни. Ритуал смены имени проводился в савике из-за размера и внимательности толпы, а труп животного подвергали ударам, чтобы привлечь внимание предков. [ 13 ] В некоторых деревнях, особенно в коммуне Манандриана-Аварадрано , устраивают савику Мадагаскара . в честь Дня независимости 26 июня [ 14 ]

Выбор зебу
[ редактировать ]Боевых зебу, выращенных для савики , дополнительно кормят маниокой и ямсом два раза в день. [ 16 ] Зебу выбирают на основе внешнего вида, родословной, а также кажущейся свирепости и силы. Хорошие зебу- савика обычно имеют большие горбы, развитые рога и стройное, мускулистое тело, им от 3 до 4 лет, и они весят от 300 до 400 кг. Самые привлекательные зебу либо красновато-черные с серыми ушами, либо трехцветные (красные, черные и белые). Покупатели проверяют агрессию зебу на рынке, тыкая в него палками, а агрессивные зебу продаются гораздо дороже, чем послушный крупный рогатый скот, особенно когда на рынке присутствуют бойцы. [ 17 ] [ 18 ] Агрессия зебу описывается в соответствии с системой классификации (например, зебу магнапика , который «забодает снизу вверх»). [ 17 ] После покупки зебу омбиаса (целитель) проводит ритуалы, чтобы сделать быка непобедимым, и кормит его укрепляющим зельем, формула которого держится в секрете, чтобы предотвратить производство противоядия. [ 18 ] Послушным зебу, которые в остальном являются хорошими кандидатами на роль савики, можно дать стимуляторы перед выходом на арену. [ 17 ]
Обряды и подготовка
[ редактировать ]
Савика считается священной, а самому бою предшествует ряд обрядов, включающих подношение рома , просьбы о благословении и период сексуального воздержания . Мписавика (бойцы) формируют команды численностью около десяти человек в зависимости от принадлежности к деревне и уровня квалификации, под контролем раймандрени (защитников) и омбиаса . [ 18 ] Зятья образуют собственный класс, называемый винато . [ 19 ] Команды встречаются за день до боя, чтобы вместе поесть из одной миски и очиститься с помощью магических талисманов или зелий, называемых оди . [ 20 ] [ 18 ] Чтобы подготовиться к бою, мписавика соблюдает определенные фади (табу), символизирующие избегание перекрестков или проникновений: не сидеть на перекрестках, не пить на перекрестках ручьев, не есть смешанную пищу. [ 21 ] Одно табу требует, чтобы ни одна женщина не выходила на арену, нарушение которого может привести к серьезным травмам или смерти. нет По этой причине женских мписавиков . Мписавика , прибывший на бой в неизвестное им место, должен проконсультироваться у местного омбиаса, чтобы узнать местную фаду . Считается, что нарушение этих правил может привести к травме бойца. Мписавика , нарушивший необходимую фаду , должен принести дорогостоящую жертву, которая может варьироваться от петуха до здорового зебу, в зависимости от тяжести его нарушения. Если нарушитель получает в схватке серьезное ранение, омбиасу поручают его исцелить, часто используя собственную слюну, смешанную с лекарственными растениями фанамока , ахибалала и циманандра . [ 22 ]
В день боя бойцы традиционно глотают зелье силы и надевают специальную одежду. [ 23 ] Бойцы лесного племени Танала пьют настой саро и соафоци как тонизирующее средство пресавика . [ 24 ] Бецилео Мписавика часто употребляет алкоголь перед боем, в том числе на похоронах. [ 25 ] [ 11 ]
Драться
[ редактировать ]Координатор представляет мероприятие, произнося кабари (речь), объясняющую традицию и благословляющую зебу и бойцов. Церемониям Савики повсеместно предшествует «молитва обращения к Занахари [верховному божеству малагасийской религии], предкам и святой земле». [ 26 ] Представители боевиков дали клятву честного поведения. Владельцы зебу читают свои кабари, знакомя животных. Босые и вооруженные палками бойцы по очереди сражаются с быком. [ 27 ] Во время мероприятия женщины под пронзительные крики поют музыкальную тему, содержащую директивы для бойцов. Женщины также на протяжении всего боя обливают арену холодной водой, что приводит животное в ярость и освежает мужчину. [ 28 ] Боец пытается победить животное, обхватив его горб, удушив шею или схватив его за голову. Победа над зебу объявляется, когда животное лежит на земле или если финальный удар «однозначен». [ 29 ] Зебу иногда приносят в жертву, иногда возвращают владельцу, а иногда дарят чемпиону. [ 30 ] Бойцы могут получать денежные награды от зрителей за то, что первыми сразятся с быком. [ 31 ] но такие награды, как правило, редки, поскольку савика считается социальным институтом, врожденное вознаграждение которого является духовным и общественным. [ 25 ]

Другие традиции корриды на Мадагаскаре
[ редактировать ]У соседнего народа бара бегущий в панике скот борется и ездит верхом в виде спорта под названием митоло аомби, связанного с погребальной процессией. [ 32 ]
Сакалавы Тореадоры готовят и пьют настоянный на ночь отвар джингомы ) ( Flacourtia ramontchi , самбалахи ( Albizzia fastigiata ), сатрамиры ( Hyphaena coriacea ) и сакаитани ( Hedychium flavescens ) в период подготовки к бою, в течение которого они воздерживаются от половых контактов и не есть травы и овощи. Предполагается, что зелье делает бойца невосприимчивым к ранам, а твердые частицы, оставшиеся после вливания, можно измельчить в порошок и нанести на кожу и одежду бойца для придания дополнительной силы. [ 33 ]
Джеймс Сибри описывает бой быков как часть празднеств Сиханаки , связанных с обрядами обрезания: они выбирают самого сильного быка, затачивают его рога и нападают на животное группами «после двух или трех дней непрерывного пьянства, когда они [полностью] обезумели». бодр и готов к любому безрассудному приключению». [ 34 ]
драма драма
[ редактировать ]Кидрамадрама (образовано от Рамадан ) [ 35 ] — это практика боя быков среди народа сакалава на острове Нуси-Бе, не связанная с савикой , имеющая свои корни на Коморских островах . [ 33 ] В 1922 году французский этнолог Андре Дандуо утверждал, что кидрамадрама Мадагаскара в Нуси-Бе (расположенном у северо-западного побережья , вдали от страны Бецилео) берет свое начало с близлежащего коморского острова Анжуан . [ 36 ] Ален Жир сообщает, что практика в Нуси-Бе была унаследована в 1949 году от небольшого числа коморских иммигрантов и испанцев , прибывших на остров на борту корабля под названием « Котриха» . [ 37 ] Кидрамадрама практически отличается от савики используется ткань ламбахоани тем, что для возбуждения зебу , похожая на мулету, используемую в испанской корриде . [ 37 ] Игра заканчивается, когда зебу устает или игнорирует провокацию. Это связано с праздниками, особенно с праздником Ид Нуси-Бе среди значительной мусульманской общины . [ 38 ] [ 37 ]
Социальная функция и значение
[ редактировать ]Савика считается воспитательным обрядом посвящения для юных Бетсилео, обучающим их стойкости и доминированию и посвященным в родовую устную традицию, поддерживаемую иерархией отцов, великих бойцов, защитников и целителей. Выступление в савике считается особенно важным для будущих зятьев, чтобы они могли проявить себя перед семьями своих будущих жен. [ 18 ] [ 39 ] Мастерство савики символизирует мужественность и мужественность, а победа приносит славу бойцу, его деревне и его предкам. [ 40 ] [ 18 ] [ 39 ] Эрнест Рацимбазафи определил, что савика важна для местной социальной политики, в том числе в элементах, касающихся добычи зебу, организации мероприятий и создания ограниченной касты мписавика , которые делятся друг с другом знаниями, запрещенными для тех, кто не воюет. . [ 26 ]
Ибониамасибониаманоро, герой многовекового малагасийского эпоса Ибония , известен в легенде своим мастерством в бою быков. [ 41 ]

Зебу
[ редактировать ]Присутствует на острове с 9 века н.э. [ 42 ] зебу являются символом процветания и власти на всем Мадагаскаре и настолько ценятся, что часто становятся объектом воровства со стороны бандитов (так называемых дахало ). [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] На Мадагаскаре зебу больше, чем людей, и 6813 малагасийских пословиц, поговорок и выражений на острове относятся к этому животному. [ 47 ] [ 48 ]
Зебу занимают особое место в жизни Бетсилео, поскольку они необходимы для сельского хозяйства среди аграрных народов; Социальный статус и богатство человека можно измерить стадом зебу. [ 49 ] Бык у мужчины считается его лучшим товарищем после жены. [ 50 ] Савика — важный ритуальный элемент культуры Бетсилео-зебу.
Киомбиомби
[ редактировать ]Дети и подростки Бецилео играют в игры, изображающие зебу, называемые киомбиомби , знакомясь с зебу, готовясь к савике . [ 50 ]
В младенчестве дети общаются с зебу на руках своих отцов или привязаны к спинам матерей, пока их родители идут рядом со своим скотом. Отцы приносят плачущих младенцев, чтобы полюбоваться семейным зебу. [ 50 ]
Дети Бецилео мастерят и играют с глиняными фигурками, изображающими зебу, с подчеркнутыми рогами и горбами. Используя свои фигурки, они моделируют типичные взаимодействия зебу: пастухи, ведущие скот, зебу, переносящий предметы, и савика борьбу . Такая игра называется киаомбитанидитра или киаомби . [ д ] [ 50 ] В возрасте от 3 до 5 лет мальчики затачивают стебли маниоки и используют их, чтобы «сражаться» с воображаемыми миниатюрными зебу в игре под названием киаомбилахимбилона . Мальчики этого возраста также играют в киаомбивалалу , разновидность крикетного боя , в котором мальчики соревнуются в том, чтобы поймать самых сильных и крупных сверчков, которые затем сражаются в яме. Богатство мальчика измеряется силой и количеством его сверчков, моделируя владение зебу. [ 50 ] Среди малагасийских детей также были зафиксированы бои жуков, имитирующие корриду. [ 52 ]
Мальчики школьного возраста (6–12 лет) начинают заниматься игровой борьбой, подражая бойцам зебу и савика . Эти игры-подражания савике называются киаомбиона . [ 50 ] Один из видов киаомбиона называется киаомбимандади. [ и ] , один участник стоит на четвереньках, вскидывает голову и подергивает плечами, изображая зебу. Другой игрок остается на ногах и должен попытаться сесть на мальчика-зебу, играя роль мписавики . Как только «зебу» обездвиживается, « мписавика » побеждает, и роли меняются. [ 50 ] Киаомбимитсангана — это другой стиль киаомбиона , в котором оба игрока начинают игру стоя. Мальчик-зебу переплетает пальцы, оставляя два указательных пальца наружу в качестве символических «рогов». Другой мальчик, играющий роль мписавики , должен попытаться подчинить своего противника, схватив его за «рога» (то есть руки), спину или шею. «Зебу» бросается во все стороны, бегает, прыгает, лапает и пинает. Игроки очень часто меняются ролями. [ 50 ]
В подростковом возрасте мальчиков тренируют с молодыми быками, затем со взрослыми волами во время чусы (посадки риса). [ 53 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Точное происхождение савики остается неопределенным, если не считать ее древнего присутствия наряду с выращиванием риса Бецилео и выращиванием зебу. [ 39 ] [ 55 ] Принято считать, что савика возникла как полезная игра между фермерами, выращивающими рис, и их скотом, а затем превратилась в спорт. [ 56 ] Было высказано предположение, что савика возникла из-за социальной необходимости как ритуал для молодых людей, призванный преодолеть страх перед животным, имеющим важное культурное значение. [ 57 ] Люсьен Мари Эме Ракотозафи определил остатки укрепленных ям зебу как археологические свидетельства древнего Бетсилео савика . [ 58 ]
Одна из теорий культурного происхождения утверждает, что они имеют общее происхождение с джалликатту , индийским видом борьбы зебу голыми руками, который возник еще до нашей эры . [ 15 ] В 1882 году обычная практика борьбы зебу между народами бецилео и тода была выдвинута как свидетельство ранних контактов Индии с Мадагаскаром. [ 59 ]
Традиционные и легендарные объяснения
[ редактировать ]Многочисленные истории малагасийской устной традиции предлагают объяснения происхождения савики . [ 60 ]
Один из мифов связывает эту практику с погребальными обычаями Бецилео, когда мертвых хоронят в болотах, которые впоследствии разглаживаются скотом. Этот акт, призванный вернуть умершего на землю и повысить плодородие земли, непреднамеренно вызвал глубокую боль среди скорбящих ранних семей Бецилео. Потрясенные видом зебу, идущего по могилам своих близких, убитые горем мужчины использовали зебу как очищающее средство для выхода своей печали и гнева, тем самым положив начало традиции савика . [ 61 ]
Другая история, объясняющая происхождение савика ан-танимбари («савика на рисовых полях»), указывает на изделия , чулочно- носочные то есть вытаптывание грязи, выполняемое бецилео людьми и крупным рогатым скотом для смягчения почвы и питания молодых растений риса. Раздражающее однообразие этой задачи заставляло зебу бросаться на своих фермеров, которые, в свою очередь, хватали их за рога, чтобы не быть пронзенными. Эти столкновения переросли в борьбу, когда фермер и бык боролись друг с другом на скользком рисовом поле. [ 61 ]
Третья версия утверждает, что эта традиция возникла из-за необходимости периодически управлять свободно перемещающимся скотом. Мужчины вступали в бой со сбежавшими волами каждые две недели, используя комбинацию уговоров и игровой конфронтации, чтобы в конечном итоге поймать животное и вернуть его в деревню. Подход Савики и маневры уклонения конкретно связаны с этим происхождением. [ 61 ] В качестве альтернативы зебу намеренно выращивали на свободном выгуле, а мужчины развили савику , поскольку им приходилось ловить животное для лечения или убоя. [ 60 ]
Современная история
[ редактировать ]
Королева Ранавалона I , правившая королевством Мерина на Мадагаскаре с 1828 по 1861 год, была известным энтузиастом корриды, держа на своей службе 400 боевых быков (которые одинаково сражались как с людьми, так и с волами). Один из двух ее самых могущественных зебу, по имени Икамбо, умер от старости и удостоился «помпезных похорон», будучи похороненным под надгробием с ламбой . В одном сообщении о Ранавалоне I сообщается, что никто никогда не видел, чтобы королева плакала, даже после смерти ее родителей, братьев и сестер, детей и мужа, до смерти ее любимого зебу. [ 10 ] Труп Икамбо, одетый в ламбу, был случайно обнаружен в конце 19 века рабочими, раскапывавшими фундамент новых ворот в королевский двор. [ 62 ] Ранавалона I также организовала закрытые соревнования по борьбе зебу в честь обрезания своего сына Радамы II . [ 63 ]
И протестантское, и католическое духовенство отвергло савику , прибывшую на остров в 19 веке; савика считалась грехом, а малагасийские католики, которые были свидетелями или участниками савики, были отлучены от церкви в двадцатом веке. Во время французского колониального периода, начавшегося в 1896 году, савика была запрещена. [ 10 ] Конференция миссионеров на Мадагаскаре в 1936 году определила « толон'омби » как языческую практику, требующую четких указаний относительно допустимости. [ 64 ] Несмотря на эти санкции, савика сохранялась в сельских общинах и во время деревенских праздников. [ 10 ]
Современная стандартизация
[ редактировать ]
Сегодня савика сохраняется в регионе Амбоситра и распространилась за пределы страны Бецилео в регионы Мерина , где ее называют толон'омби . столицы Мерины В особых случаях он проводится на окраине Антананариву, . [ 65 ] Поскольку эта практика развивалась в стране Мерина с 1980-х годов, [ 65 ] он превратился в профессиональный вид спорта, где профессионально тренируемые борцы присоединились к традиции, которая исторически поддерживалась только деревней и семьей. [ 66 ] В 2001 году была официально создана Ассоциация савика д'Аморон'и Мания («Ассоциация Аморон'и Мания Савика») с целью стандартизации и регулирования савики как вида спорта, рекреационная и городская савика получила широкое распространение. в результате чего [ 67 ]
Деревянные трибуны для зрителей и официальных лиц савики были построены в Фахизае в 1988 году, а также загоны для зебу, которых традиционно нужно было прогонять с пастбища на арену. Миниатюрный стадион савика был построен в колледже в Антананариву в 1999 году. Ассоциация Савика построила стадион на 10 000 мест в период с 2003 по 2004 год. Модернизированные савика и толон'омби представляют собой хорошо организованные команды, которые стремятся набрать очки за определенные маневры и зафиксированные фигуры. и подтверждается судьями и рефери с использованием оценочных листов. [ 66 ] Современные представления савика , в которых часто участвуют эстрадные артисты и музыканты, дополняют зрелище, имеют систематизированные правила и часто посещаются лучше, чем матчи по футболу и регби. [ 27 ] [ 68 ] [ 69 ] По правилам формализованного савика , соревноваться могут только борцы, прошедшие профессиональную подготовку. [ 57 ]
Бойцы в зрелищной савике награждаются денежными призами и мылом за стирку испачканной в бою одежды, договорной основе с учетом свирепости боевого зебу. Дополнительные призы, присуждаемые участникам конкурса mpisavika, включают одежду, радиоприемники, телевизоры и велосипеды. Трофеи и кубки не ценятся лучшими бойцами, которые в основном живут в сельской местности и не видят в них никакой пользы, и поэтому они менее распространены, чем утилитарные награды. Местные предприятия спонсируют отдельных бойцов и команды, размещая рекламные баннеры на стадионах и предоставляя футболки с логотипом компании. [ 70 ]
В то время как в традиционной савике владельцы часто предоставляют волов из фихавананы (дух коллективного пожертвования, в котором зебу занимают центральное место), в модернизированном спорте за зебу всегда платят. [ 70 ] Эрнест Рацимбазафи отмечает, что традиционные речи кабари , предшествующие боям, часто выкрикиваются или свистят толпой на зрелищах савика . [ 71 ] В целом, модернизированная савика вызвала разногласия и споры среди народов, у которых возникла эта практика, некоторые из которых протестуют против того, что они считают коммерциализацией этой практики. [ 27 ] [ 71 ]
Безопасность человека
[ редактировать ]
Савика часто возникает во время праздников и ритуалов, связанных с употреблением алкоголя; в результате на ринг часто выходят пьяные бойцы, которых «сразу же сбивает с толку разъяренный зебу». Мписавику , падающую на землю, часто топчет или забодает вол. [ 72 ] Геринги из рогов зебу представляют собой распространенный риск, также смертельных случаях от савики . сообщалось о [ 11 ] [ 73 ] [ 30 ] Исследование, проведенное в больнице Антананариву в 2020 году, показало, что савика является наиболее распространенной причиной бытовых травм, приводящих к сосудов травмам конечностей, требующих хирургического вмешательства. [ 74 ] Исследование травм грудной клетки , проведенное в 2018 году, связало Савику с тем фактом, что 5% травм грудной клетки на Мадагаскаре связаны с зебу. [ 75 ] [ 74 ] травмы полового члена и мошонки от савики . Зарегистрированы [ 74 ] [ 48 ]
Бойцы в модернизированной савике менее соблюдают табу и обряды, связанные с боем, что повышает риск получения травм в спорте, поскольку к традиционной мудрости прислушиваются меньше. [ 76 ] Более конкурентный характер современной савики (в отличие от более общинной традиционной формы) также приводит к более высокому уровню травматизма. Роль целителей -омбиасии стала проблемой для модернизированной савики : многие травмированные игроки избегают современной медицинской помощи, вместо этого стремясь к мгновенному магическому исцелению с помощью омбиасии . [ 77 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ САХ-ви-ках [ 1 ]
- ^ Третий термин для малагасийского боя зебу, кидрамадрама , относится к особой традиции народа сакалава на северо-западе Мадагаскара, отдельной по происхождению и практике от савики .
- ^ Также киомби .
- ^ киаомби - это слово, используемое народом Бара для обозначения игры с фигурками зебу, [ 51 ] в то время как люди Бецилео используют киаомби как синоним киомбиомби . [ 50 ]
- ^ Мандади означает «ходить на четвереньках». [ 50 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Савика (родео) в Центральном нагорье Мадагаскара» . Одинокая планета . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Остин, Дэниел; Брэдт, Хилари (17 августа 2017 г.). Мадагаскар . Брэдт Путеводители. п. 195. ИСБН 978-1-78477-048-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Эйнард 2017 , с. 439.
- ^ Эйнард 2017 , с. 436.
- ^ Рацимбазафи 2009 , с. 144.
- ^ Рандриандрасана, Радосоа Хериниайна (2023). Вклад проповеди в улучшение уровня жизни бедных в районе Фандриана-Мадагаскар (магистерская диссертация). Специализированный университет ВИД. Ставангер.
- ^ Фабрис Фолио, Серж Буше, Продвижение культурного туризма посредством развития туризма савика , в Индийском океане, вопросы наследия и туризма: материалы Большого семинара Индийского океана, 2014 г. , Университет Реюньона, 2014 г., 224 стр.
- ^ Коллектив (31 января 2018 г.). Guide du Routard Madagascar 2018/19 (на французском языке). Хачетт Туризм. п. 145. ИСБН 978-2-01-704394-2 .
- ^ Хейнго, Флави (10 апреля 2009 г.). «Мадагаскар: впереди морозная Пасха» . Вся Африка . Мадагаскарский экспресс.
- ^ Перейти обратно: а б с д Комбо-Мари 2011 , с. 1576.
- ^ Перейти обратно: а б с Эверс, Сандра (11 октября 2021 г.), «Построение истории, культуры и неравенства: Бетсилео в крайнем южном высокогорье Мадагаскара» , «Построение истории, культуры и неравенства» , Брилл, ISBN 978-90-04-49241-7 , получено 7 марта 2024 г.
- ^ Кусимба, Чапуруха М.; Одланд, Дж. Клэр; Бронсон, Беннет, ред. (01.01.2005). Раскрывая текстильные традиции Мадагаскара (первое изд.). Лос-Анджелес, Калифорния: Музей Калифорнийского университета. ISBN 978-0-930741-95-2 .
- ^ Ренье, Дени (апрель 2016 г.). «Именование и изменение имени на постколониальном Мадагаскаре» . Тихоокеанские исследования . 39 (1–2).
- ^ Эйнард 2017 , стр. 440–441.
- ^ Перейти обратно: а б Эйнард 2017 , с. 428.
- ^ Эйнард 2017 , с. 444.
- ^ Перейти обратно: а б с Эйнард 2017 , стр. 447–448.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Комбо-Мари 2011 , с. 1577.
- ^ Эйнард 2017 , с. 443.
- ^ Эйнард 2017 , с. 489.
- ^ Комбо-Мари 2011 , стр. 1578.
- ^ Эйнард 2017 , стр. 488–490.
- ^ Эйнард 2017 , с. 464.
- ^ Раманантсоа, Милиаринетья Лилиан. ЭТЮД ДЕ CINNAMOSMA FRAGRANS B. (PDF) (Диссертация).
- ^ Перейти обратно: а б «Мадагаскар: Танцы с зебу, опасная любовная игра! — Специальные репортажи — africareview.com» . Обзор Африки . 20 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2014 года . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фолио, Фабрис; Буше, Серж (2015). «Продвижение культурного туризма через развитие туризма Савика в регионе Аморони мании (Эрнест Рацимбазафи)». Индийский океан, вопросы наследия и туризма: материалы Большого семинара по Индийскому океану, 2014 г. Индо-океанические земли и общества. Большой семинар Индийского океана, Центр исследований и исследований в области географии, Центр исследований обществ Индийского океана, Индийский океан: пространства и общества. Сен-Дени (Реюньон): Университет Реюньона, UFR «Письма и гуманитарные науки». ISBN 978-2-905861-27-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с МакГроарти, Патрик. «На Мадагаскаре в игре ухаживания участвует очень капризный бык» . ВСЖ . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Разафи, Андреа. «Савика» Цироамандиди» . www.studiosifaka.org (на французском языке) . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Комбо-Мари 2011 , с. 1582.
- ^ Перейти обратно: а б «Борьба быков за любовь на Мадагаскаре» . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Эйнард 2017 , с. 442.
- ^ Хантингтон, WR (январь 1973 г.). «Смерть и социальный порядок: похоронные обычаи Бара (Мадагаскар)» . Африканские исследования . 32 (2): 65–84. дои : 10.1080/00020187308707398 . ISSN 0002-0184 .
- ^ Перейти обратно: а б Джаовело-Дзао, Роберт (1 января 1996 г.). Мифы, обряды и трансы на Мадагаскаре: ангано, джоро и тромба Сакалава (на французском языке). КАРТАЛА Издания. п. 86. ИСБН 978-2-86537-666-7 .
- ^ Сибри, Джеймс (1924). Пятьдесят лет на Мадагаскаре (1-е изд.). Лондон: Unwin Brothers, Ltd., с. 137.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Малагасийская академия. (1902). Бюллетень Малагасийской академии . Ботанический сад Миссури. Антананариву: Академия. п. 241.
- ^ Дандуо, Андре. (1922). Народные сказки сакалав и цимихетов Аналалавского края . Алжир: Жюль Карбонель. п. 321.
- ^ Перейти обратно: а б с ГИРЕ, Ален (04 июня 2013 г.). «Традиционный вид спорта: кидрамадрама, коррида в стиле Nosy Be» . Акт с Мадагаскаром (на французском языке) . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Афи (20 февраля 2014 г.). Международный год франкоязычных стран 2013–2014 (на французском языке). Квебек Лилль Международная франкоязычная Агора (AFI): ФРАНЦУЗСКИЙ DOC. п. 274. ИСБН 978-2-922876-20-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Приверженность савике и моранги» . Témoignages.RE (на французском языке). 30 октября 2006 г. Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Рацимбазафи 2009 , с. 145.
- ^ Харинг, Ли (08 октября 2013 г.). Как читать сказку: эпос «Ибония» из Мадагаскара . Серия Всемирной устной литературы. Открытое книжное издательство. дои : 10.11647/obp.0034 . ISBN 978-1-909254-05-3 .
- ^ Магнье, Джессика; Дрюэ, Том; Навес, Мишель; Уврар, Мелисса; Рауль, Солен; Джанель, Джером; Моазами-Гударзи, Катаюн; Леснофф, Матье; Тиллард, Эммануэль; Готье, Матье; Флори, Лоуренс (07 февраля 2022 г.). «Генетическая история майоттских и мадагаскарских пород крупного рогатого скота отражает сложную картину человеческого обмена в западной части Индийского океана» . G3: Гены, геномы, генетика . 12 (4): jkac029. дои : 10.1093/g3journal/jkac029 . ISSN 2160-1836 . ПМЦ 8982424 . ПМИД 35137043 .
- ^ «Мадагаскар расширяет экспортный бизнес зебу» . МФК . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «Война Зебу | World Press Photo» . www.worldpressphoto.org . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «Построение мира в оплоте скотокрадов на Мадагаскаре» . Строим мир в оплоте скотокрадов на Мадагаскаре | Рассказчик МОМ . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «Современная система маркировки защищает древнюю породу крупного рогатого скота на Мадагаскаре» . МФК . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Комбо-Мари 2011 , стр. 1574.
- ^ Перейти обратно: а б Рацимандреси, Дера Андраина; Ракототиана, Оберлен (2 февраля 2015 г.). «Пено-мошоночный отрыв из-за отравления зебу» . Панафриканский медицинский журнал . 20:91 . дои : 10.11604/pamj.2015.20.91.5832 . ISSN 1937-8688 . ПМЦ 4506798 . ПМИД 26213592 .
- ^ Рацимбазафи 2009 , стр. 144–146.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Рацимбазафи, Эрнест (2010). «Воспитание юного Бетсилео посредством игр с зебу» . Исторический обзор Индийского океана (на французском языке) (6): 182.
- ^ Шайдекер, Габриэль (2019), «Развертывание эмоций: язык и социализация гнева на Мадагаскаре» , Справочник Routledge по языку и эмоциям , Routledge, doi : 10.4324/9780367855093-4 , ISBN 978-0-367-85509-3 , S2CID 242862142 , получено 9 марта 2024 г.
- ^ Фелпс, Джон Уолкотт (1883). Остров Мадагаскар: очерк, описательный и исторический . Дж. Б. Олден. п. 37.
- ^ Комбо-Мари 2011 , стр. 1580.
- ^ «Мадагаскар – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . 14 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г. Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Эйнард 2017 , стр. 413, 426.
- ^ Эйнард 2017 , стр. 426–427.
- ^ Перейти обратно: а б Рацимбазафи, Эрнест (16 октября 2015 г.). Построение идентичности посредством двух телесных практик: Построение идентичности посредством савики и моранги (на французском языке). Франкоязычные академические издательства. ISBN 978-3-8416-3598-3 .
- ^ Эйнард 2017 , стр. 429.
- ^ Уэйк, К. Станиленд (1882). «Заметки о происхождении малагасийцев» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 11 : 21–33. дои : 10.2307/2841495 . ISSN 0959-5295 . JSTOR 2841495 .
- ^ Перейти обратно: а б Эйнард 2017 , стр. 427–428.
- ^ Перейти обратно: а б с Комбо-Мари 2011 , стр. 1574–1576.
- ^ Сибри, Джеймс (январь 1881 г.). «Некоторые дополнительные фольклоры из Мадагаскара» . Фольклорная запись . 4 (1): 45–51. дои : 10.1080/17441994.1881.10602603 . ISSN 1744-1994 .
- ^ Эйнард 2017 , стр. 430.
- ^ де ла Круа Рандриантоандро, Жан (февраль 2008 г.). «Католическая церковь на Мадагаскаре сталкивается с малагасийскими обычаями» (PDF) . Миссионерские перспективы . 56 :8–15.
- ^ Перейти обратно: а б Комбо-Мари 2011 , стр. 1579.
- ^ Перейти обратно: а б Эйнард 2017 , с. 450.
- ^ Рацимбазафи 2009 , с. 147.
- ^ Министерство внутренних дел и децентрализации (2015 г.). Принимая во внимание культурный аспект местного развития на Мадагаскаре (PDF) (Отчет). МИНИСТЕРСТВО ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. п. 54.
- ^ «L'art du Savika, мальгашская коррида — Радио Нова» . Нова (на французском языке) . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рацимбазафи 2009 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Рацимбазафи 2009 , с. 153.
- ^ Рацимбазафи 2009 , стр. 149–150.
- ^ «Мадагаскар: мужчина умирает, забодав зебу» . Линфо.ре . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Зл, Рандимбинирина; Т, Раджаобелисон; Рнал, Ракоторахалахи; Амл, Равалисоа; АИК, Ракотоарисоа (27 сентября 2020 г.). «Хирургическое лечение травматических артерий конечностей в Антананариву» . EPH – Международный журнал медицинских и медицинских наук . 6 (3): 1–6. дои : 10.53555/eijmhs.v6i3.139 . ISSN 2456-6063 .
- ^ Раннрианбинбина, Ф.; Джонатан, AD; Раннрианбинбина, Х.; Разафиманджато, Нью-Мексико; Ракотоарисоа, Эй Джей; Ракотовао, HJ (2018). «Травмы грудной клетки, вызванные отравлением зебу в Антананариву, Мадагаскар» (PDF) . Журнал функциональной вентиляции и пульмонологии . 9 (26): 14.
- ^ Рацимбазафи 2009 , с. 149.
- ^ Рацимбазафи 2009 , с. 150.
Библиография
[ редактировать ]- Комбо-Мари, Эвелин (август 2011 г.). «Традиционные боевые практики: корень и выражение малагасийской культуры» . Международный журнал истории спорта . 28 (12): 1566–1585. дои : 10.1080/09523367.2011.592749 . ISSN 0952-3367 . S2CID 144260280 .
- Эйнард, Миора (4 июля 2017 г.). Сравнительный анализ корриды в Испании с двумя другими практиками корриды без публичных убийств: турада в Португалии и савика на Мадагаскаре (докторская диссертация) (на французском языке). Университет Перпиньяна.
- Рацимбазафи, Эрнест (2009). «Эволюция савики: исследование стыка традиции и современности» . Исторический обзор Индийского океана (на французском языке) (5): 143.