Ламба (одежда)

Ламба на - это традиционная одежда, которую носят мужчины и женщины, которые живут Мадагаскаре . Текстиль, очень символизирующий малагасийную культуру, состоит из прямоугольной длины ткани, обернутой вокруг тела. [ 1 ]
Традиционные ламбы, используемые для захоронения, часто изготавливались из шелка и коровьих шкур, в то время как для ежедневного износа чаще изготовлены из рафии , кожи свиньи, хлопка или баста . Они могут варьироваться в цвете от беспорядочного беспорядка или сплошной белой ткани, до полосатой красной, белой и черной ткани, найденной в большинстве районов острова, геометрические узоры в уникальных оттенках зеленого и коричневого цвета, производимых горсткой Сакалавы деревень , Или блестяще разноцветные, сложные плетения, предпочитаемые доколониальной Мериной Аристократией. [ 2 ] Сегодня обычно можно найти печатный хлопок или ламба, производимые в Индии, для малагасийского рынка в дополнение к тех, кто изготовлен на местном уровне. [ 3 ]
Помимо его ежедневного использования в качестве основной одежды, Lamba также используется для привязки детей к спине матерей или в качестве подушки при переносе тяжелого предмета на макушке. Ламба также используется ритуально для обертывания останков мертвых, прежде чем поместить их в семейную гробницу. Который после церемонии тогда Помещены мертвыми для приказа уважения к их душам.
В малагасской культуре
[ редактировать ]Термин «Ламба» - это название на высокогорном диалекте тканой ткани, которая традиционно сформировала важную статью одежды по всему Мадагаскару. Эта одежда известна другими словами в различных регионах, где говорят другие диалекты; Например, в некоторых частях Востока одежда известна словом Симбо . [ 4 ] Многие из способов, которыми ткань может быть обернута вокруг владельца, указаны самым разнообразным термином, которые варьируются от региона к региону. [ 4 ] Цвет, печать и тип ткани варьируются от региона к региону. Самые большие ламба ( ламбамен ) сделаны из тяжелого белого шелка и используются для обертывания тел покойного, прежде чем поместить их в семейную могилу . Среди некоторых этнических групп ламбы также традиционно обменивались между мужчиной и женщиной в рамках их церемонии помолвки или в качестве дипломатических подарков, чем о 1886 год для президента Гровера Кливленда королевы Ранавалоны III , выставленным в Смитсоновском национальном музее африканского искусства . [ 5 ]
Типы
[ редактировать ]На Мадагаскаре производятся множество типов ламб. Имена могут служить для различения используемого материала, типа рисунка, ритуальной цели одежды или предполагаемого владельца. Названия Lambas варьируются от одного региона к другому в соответствии с местными диалектами, поэтому приведенный ниже список не является исчерпывающим, а скорее репрезентативным для некоторых из наиболее часто различимых типов Ламбы. Это много типов на Мадагаскаре
Клодс
[ редактировать ]Печатная хлопковая ламба обычно показывает пословицу на нижней границе дизайна, идентичная кангам, которые носят по всей восточной Африке. Ламбахоани в настоящее время является наиболее часто носимым типом ламбы. Они традиционно изготовлены из печатного хлопка с повторным дизайном границы, который охватывает либо вторичный рисунок (часто вокруг центрального медальона), либо большого изображения, изображающего пастырскую сцену из повседневной жизни. Популярная пословица, или Охаболана , обычно пишет чуть выше центра нижней границы. Использование вездесущего Ламбахоани многочисленны и разнообразны. Они часто обертываются, чтобы прикрепить ребенка к спине матери, освобождая руки для других видов использования. Они также могут служить легкими одеялами, простынями, фартуком, транспортным мешком, скатертью или солнечным шагом, а при плотно спиратном их можно использовать в качестве подушки при ношении тяжелых предметов на макушке. [ 3 ]
Доставленная ткань
[ редактировать ]Плетеная шелковая ламба с очень сложными геометрическими дизайнами.
Королевская ткань
[ редактировать ]Церемониальная ламба традиционно носила дворяне, богатые или старейшины.
Ламбахи
[ редактировать ]Шелковой кожух.
Шаткий
[ редактировать ]Традиционная ламба, сделанная из смеси шелкового и хлопка.
Джаббо-прикол
[ редактировать ]Традиционная ламба, сделанная из смеси шелковых и рафийских волокон.
Лаймема
[ редактировать ]Традиционная сакалава -рафия Ламба, обычно украшающая геометрическими узорами Икат и часто используется в качестве захоронения. Это все еще традиция на Мадагаскаре ..
Салака
[ редактировать ]Ламба носила на привязке, имеющую ширину около 30 см и длиной 300 см. [ 4 ]
Режимы использования
[ редактировать ]
Стиль ношения ламбы также варьируется между регионами и в соответствии с полом владельца. Оба пола обернут его вокруг талии, как и Саронг. Женщины также будут носить его обернутым или под бюстом, чтобы сформировать платье с оболочкой, часто с подходящим головным убором Lamba. Эти стили могут быть в паре с майкой или другой легкой рубашкой.
Мужчины могут драпировать ламбу через одно плечо в виде платки над шортами или-в более прохладную погоду-над малабарной, длинной хлопчатобумажной туникой длиной до колен. Традиционно, ламба набита на левом плече, но в правой драпировке в правой. Среди зрелой Мерины и (в меньшей степени) женщины бетсилео , носящие более узкую версию традиционно белой ламбы вокруг плеч, является признаком «элегантности, достоинства, женственности и уважения к традиции». [ 6 ]
Узкие ламба можно носить как пояс. Мужчины драпируют их по диагонали через грудь или завязывают их вокруг талии, в то время как женщины могут носить их свободно через плечи. Подобная сплошной моде была популяризирована из-за европейского влияния и особенно типична для костюма танцоров хирагасий .
Производство
[ редактировать ]Традиционные ламбы чаще всего были вплетены на горизонтальные земли, наиболее распространенный тип скамьи, встречающийся на Мадагаскаре. Ткач чаще всего был женщиной и будет сидеть на одной стороне ткацкого станка, когда она работала в нити. [ 7 ] Для многих женщин ткачество сформировало основную внутреннюю ответственность, необходимую для производства одежды для членов семьи. Избыток может быть продана в дополнение к семейному доходу; Чаще всего это происходило среди Мерины и Бетсилео из горных мест. [ 4 ]
Как искусство
[ редактировать ]Lamba Akotofahana, очень красочный стиль ламбы, связанный с Аристократией Мерины , состоял из сложных геометрических дизайнов, созданных уникальной практикой Мерины , используя дополнительные хеджи через ткацкий станок для создания поднятых полос шаблона. Это поразительное утверждение о различии класса Андриана в имперскую эпоху было сохранено в тонированной форме под колониальным правилом: те же сложные закономерности были сохранены, но конструкции были сплетены в белом на белом, чтобы привлечь меньше внимания к утверждению класса и Этническая идентичность, которую они сделали. [ 8 ]
В последние годы интерес к (и спросу) традиционной, высоко окрашенной Ламба Акотофахана возрос среди зажиговатых малагасских экспатриантов, туристов и текстильных поклонников, что привело к возрождению их производства и продажи в галереях изобразительных искусств в Антананариву. [ 9 ] Современные художники обратили свое внимание на воскресение этих древних, наполовину забытых техник, создавая уникальные произведения искусства, представленные на выставках во всемирно известных музеях. в Американском музее естественной истории Например, была выставлена ламба акотофахана , которая была полностью вплетана из шелковых нитей, произведенных женским пауком золотистых слоев . [ 10 ] Ламба Акотофахана, демонстрирующая полный ассортимент цветов и подробных узоров платков, которые носят доколониальные дворяне, сотканные художником Мартином Ракотоаримананой, также недавно выставил в Метрополитном музее искусств . [ 11 ] Малагасийская художница Мадам Зо включила традиционные стили Ламбы, втягиваясь в свое текстильное искусство. [ 12 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Tortora, PG & Merkel, RS (1996). Словарь Фэйрчайлда текстиля. Нью -Йорк: Fairchild Publications.
- ^ Turner, J. (ed.). (1996). «Мадагаскар», в словаре искусства, том 20 . Лондон: Macmillan Publishers Limited.
- ^ Jump up to: а беременный Грин, Р.Л. (2003). Корп: пословицы ткани из Мадагаскара. Африканское искусство, 36 (22), с. 30-46.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Маллен Кремер, Кристина и Плата, Сара. Объекты как посланники: ткань, образы и дипломатия на Мадагаскаре. Смитсоновский институт, 2002.
- ^ Подарки и благословения: текстильное искусство Мадагаскара. Смитсоновский национальный музей африканского искусства. Доступ 11 ноября 2010 года.
- ^ Ranaivoson, D. (2007). 100 слов, чтобы понять Мадагаскар. Париж: Maisonneuve & Larose. стр. 57–58.
- ^ Кусимба, Чапуруха; Одленд, Дж. Клэр; Бронсон, Беннет (ред.). Развертывание текстильных традиций Мадагаскара. Регенты Калифорнийского университета, 2004.
- ^ Spring, C. (2010). Африканское искусство в деталях. Лондон: Британская музейная пресса.
- ^ Шелковый текстиль: Ламба Акотофахана Британский музей. Доступ 12 ноября 2010 года.
- ^ Один миллион диких пауков из Мадагаскара поставлял шелк для редкого текстиля. Архивировано 2010-10-17 на машине Wayback Американский музей естественной истории. Доступ 10 ноября 2010 года.
- ^ «Недавние приобретения: отбор, 1998–1999 гг.», Метрополитен -музей художественного бюллетеня, т. 57, нет. 2 (осень, 1999). Мартин Ракотоариманана: текстильная мантия. Доступ 8 ноября 2010 года.
- ^ «Новое место творения и диалога для художников из Африки и Диаспора: Фондация h расширяется» . onart.media . 7 марта 2023 года . Получено 9 июля 2023 года .