Jump to content

Канга (одежда)

(Перенаправлено с Канга (африканская одежда) )
Канга (Танзания, 2011 г.) Джина этой канги - Usijaze masusu kwa mambo yasokusuhu «Не заполняйте свой ум вещами, которые вас не касаются» или «Не вмешивайтесь в дела, которые вас не касаются».
Упрощенная иллюстрация канги. (1) пиндо ; (2) мджи ; (3) Джина . Джина , что можно перевести как «Удача подобна ( этой канги — Бахати ни упепо саса упо квангу дуновению) ветра, теперь она на моей стороне».

Канга ) представляет собой (в некоторых регионах известная как лесо красочную ткань, похожую на китенге , но более легкую, которую носят женщины, а иногда и мужчины во всем регионе Великих африканских озер . Это кусок набивной хлопчатобумажной ткани размером примерно 1,5 на 1 м, часто с каймой по всем четырем сторонам (на суахили называемой пиндо ) и центральной частью ( мджи ), отличающейся по дизайну от каймы. Они продаются парами, которые затем можно разрезать и подшить и использовать как комплект.

Происхождение

[ редактировать ]
Женщина в канге в Сию на острове Пейт , Кения .

Канги были традиционным типом одежды среди женщин Восточной Африки с 19 века. [1]

Мерикани

[ редактировать ]

По некоторым данным, его разработали из неотбеленной хлопчатобумажной ткани, импортированной из США. Ткань была известна на Занзибаре как мерикани , существительное на суахили, происходящее от прилагательного «американский» (указающее на место, где она возникла). Рабы-мужчины обматывали его вокруг талии, а рабыни - под мышками. [2] Чтобы сделать ткань более женственной, рабыни иногда красили ее в черный или темно-синий цвет, используя местный индиго. Этот окрашенный мерикани назывался каники. [3] Люди презирали каники из-за того, что они ассоциировались с рабством. Бывшие рабыни, стремившиеся стать частью общества суахили, начали украшать свою одежду мерикани. Они сделали это, используя одну из трех техник; форма резистивной окраски, форма блочной печати или ручной росписи. После отмены рабства в 1897 году кангас стали использовать для расширения своих возможностей и для обозначения того, что владелец обладает личным богатством.

По другим источникам, происхождение происходит от квадратов платков, называемых ленкос, привезенных португальскими торговцами из Индии и Аравии. Стильные дамы Занзибара и Момбасы начали использовать их, сшивая вместе шесть платков по схеме 3х2, чтобы получилась одна большая прямоугольная накидка. Вскоре они стали популярны во всем прибрежном регионе, а затем распространились вглубь страны, в район Великих озер. В некоторых местах они до сих пор известны как лесос или лессос , в честь португальского слова.

Производство

[ редактировать ]

До середины двадцатого века они в основном разрабатывались и печатались в Индии, на Дальнем Востоке и в Европе. С 1950-х годов канги начали печатать также в городе Морогоро в Танзании (текстильная компания MeTL Group), Кении (Rivatex и Thika Cloth Mills Ltd — одни из крупнейших производителей в Кении) и других странах африканского континента. [1]

Пословицы

[ редактировать ]
Суахили Пословица

В начале 1900-х годов к кангам добавились пословицы, поговорки, афоризмы и лозунги. Торговец из Момбасы Кадердина Хаджи Эссак, также известный как «Абдулла», стал отличать свои канги пометкой «КХЕ – Мали я Абдулла», [4] к чему он часто добавлял пословицу на суахили. Первоначально они печатались арабской вязью , а затем латинскими буквами . [1] В восточной части региона традиционными являются фразы на суахили фразы как на суахили, так и на лингала . , тогда как в центральных районах популярны [5]

Появление

[ редактировать ]
  • Обычно канги имеют ширину 150 см и длину 110 см.
  • Они прямоугольные и всегда имеют границу по всем четырем сторонам.
  • Часто у канг есть центральный символ.
  • На большинстве современных канга есть поговорка, обычно на суахили.

Дизайн одежды Кенга

[ редактировать ]
Дизайн одежды Канги

Есть много разных способов носить канги. Один из традиционных способов ношения канги — обернуть одну часть как шаль, закрывающую голову и плечи, а другую — вокруг талии. Канги также используются в качестве переноски для детей. [6] Женщины также могут использовать его для исполнения традиционного танца суахили чакача .

Канга использует

[ редактировать ]

В то время как китенге — это более формальная ткань, используемая для красивой одежды, канга — это гораздо больше, чем просто предмет одежды: ее можно использовать как юбку, повязку на голову, фартук, прихватку, полотенце и многое другое. Канга имеет культурное значение на восточном побережье Африки, ее часто дарят на дни рождения или другие особые случаи. [7] Их также передают скорбящим семьям в Танзании после потери члена семьи как часть миченго (или коллекции), в которую многие члены общины вкладывают немного денег, чтобы поддержать семью в ее горе. Канги также похожи на Кишуту и ​​Кикой , которые традиционно носят мужчины. Кишуту - один из самых ранних известных образцов, вероятно, названный в честь города в Танзании. Их особенно дарят молодым невестам в качестве приданого или целители, чтобы изгнать злых духов. В силу своей ритуальной функции они не всегда включают в себя пословицу. [7]

Самый ранний рисунок канги был украшен маленькими точками или крапинками, которые выглядели как оперение цесарки, которую на суахили также называют «канга». Отсюда и произошло это название, вопреки мнению, что оно происходит от глагола суахили, означающего «закрывать». [ нужна ссылка ]

Автомобиль связи

[ редактировать ]
Кангас сушится на веревке в Падже , Занзибар , Танзания.

Обычно канги состоят из трех частей: пиндо (широкая кайма), мджи (центральный мотив), уджумбе или джина (кисуахили) изображены на полосе, содержащей сообщение. Реже его пишут на арабском или коморском языке . Другие страны, которые производят свои собственные канги, пишут сообщения/имена канги на своих основных языках: на Мадагаскаре (Малагасийская Республика), где они известны как ламбасы , в них есть охаболана , традиционные пословицы, написанные на малагасийском языке ; они также производятся в Замбии и Малави . Это послание называется джина (буквально «имя») канги. Сообщения часто имеют форму загадок или пословиц. Даря кангу в подарок, нужно помнить о пословице, так как она может быть несколько оскорбительной. Иногда один из них дарят на свадьбу, чтобы выразить мнение человека о том, что паре не следует вступать в брак. Однако большинство сообщений выражают добрые чувства и добрые пожелания. Несколько примеров пословиц:

  • Гордость бесполезна : Жадность никогда не бывает полезной [8]
  • Мкипендана мамбо хува сава : Все в порядке, если вы любите друг друга. [8]
  • Джапо сипати тамаа сикати : Хотя у меня ничего нет, я не отказался от желания получить то, что хочу. [8]
  • Родители – золото, забота о них – награда : Родители – золото; заботиться о них - это благословение [8]
  • Мы все пассажиры, водитель — Бог : Мы все пассажиры, Бог — водитель [8]
  • Злой жезл бессилен : Сила права. [9] (букв. «У слабой палки нет силы»)
  • прогресса. Мы (женщины) хотим равенства, мира и [8]
  • Наогопа симба на мено йаке сиогопи мту ква манено яке : Я боюсь льва с его сильными зубами, но не человека с его словами. [8] (тексты песен).
  • Сегодня день празднований и улюлюканий.
  • Мчунгулия бахари си мсафири : Тот, кто только смотрит на море, не моряк. [10]

Политическая машина

[ редактировать ]
Бывший президент США на канге

Кангу также можно использовать для отправки политических посланий, которые в основном используются во время предвыборной кампании. [11] Женщины будут носить особую кангу, чтобы передать невербальное послание своему сообществу. Эта форма общения, часто между женщинами, может касаться личных чувств, отношений, политики, образования. здоровье или религия [12]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «История Канги» . www.glcom.com . Проверено 30 июля 2017 г.
  2. ^ Джереми., Престольдт (2008). Приручение мира: африканское потребительство и генеалогия глобализации . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520254237 . OCLC   499452328 .
  3. ^ Лаура., Ярмарка (2001). Развлечения и политика: культура, сообщество и идентичность в городах Занзибара после отмены смертной казни, 1890-1945 гг . Афины: Издательство Университета Огайо. ISBN  9780821413845 . OCLC   649929751 .
  4. ^ «КХЭ Канга в Британском музее» .
  5. ^ Масаве, Сиан (2 марта 2018 г.). «Традиционная африканская одежда: Путеводитель по канге из Восточной Африки» . Магазин Китенге . Проверено 22 апреля 2024 г.
  6. ^ Жаннетт., Хэнби (2008). Кангас, 101 использует . Биготт, Дэвид. (2-е изд.). Найроби: Магазин марок Харии. ISBN  978-9966714602 . OCLC   754104822 .
  7. ^ Jump up to: а б Джон., Пиктон (1995). Искусство африканского текстиля: технологии, традиции и люрекс . Беккер, Райда. Художественная галерея Барбакана. Лондон: Художественная галерея Барбакана. ISBN  0853316821 . OCLC   34052769 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Алфавитный список надписей и их переводов: Канга и Китенге: ткань и культура в Восточной Африке» (PDF) . Художественный музей Эри . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 5 декабря 2021 г.
  9. ^ Хауден, Дэниел (14 ноября 2009 г.). «Кангалисиус: Пусть ваше платье говорит за вас» . Независимый . Проверено 14 ноября 2009 г. Любой, кто носит кангу с пословицей Fimbo La Mnyonge Halina Nguvu («Сила значит право»), возможно, знает кое-что о темной стороне пути одежды от побережья внутрь страны.
  10. ^ Хоффельдер, Тимоти (20 декабря 2017 г.). Кто смотрит только на море . Издательство «Город ветров». ISBN  978-1-941478-58-5 .
  11. ^ «Канга: ткань, которая объединяет» . Google Искусство и культура . Проверено 22 апреля 2024 г.
  12. ^ Масаве, Сиан (2 марта 2018 г.). «Традиционная африканская одежда: Путеводитель по канге из Восточной Африки» . Магазин Китенге . Проверено 25 апреля 2024 г.
  • Бек, Роз-Мари (2001). «Неоднозначные знаки: роль «канги» как средства общения» , Afrikanistische Arbeitspapiere , 68, 157–169.
  • Художественный музей Эри. «Канга и Китенге: ткань и культура Восточной Африки»
  • Хэнби, Жанетт и Дэвид Биготт, (2006) «Кангас - 101 использование», HariaStamp Publishers, ISBN   9966-7146-0-X
  • Хонгок, Кристин Дж. (1993) Эффекты надписи Ханга как средства коммуникации в Танзании , Отчет об исследовании, 19. Дар-эс-Салам: Проект женских исследований и документации.
  • Линнебур, Э. (1992) «Канга: популярные ткани с посланиями», в книге Вернера Гребнера (ред.) Сокомоко: Популярная культура в Восточной Африке (Матату, том 9). Родопи, 81–90.
  • Паркин, Дэвид (2004) «Текстиль как товар, платье как текст: суахили- канга и заявления женщин», в книге Рут Барнс (ред.) «Текстиль в обществах Индийского океана ». Лондон/Нью-Йорк: Рутледж, 47–67.
  • Яхья-Отман, Саида (1997) «Если шапка подходит: имена «канга» и женский голос в обществе суахили» , Afrikanistische Arbeitspapiere , 51, 135–149.
  • Кахаби, СМ. (2010) Канга и Витенге в обновленной моде; Университет Манчестера.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd800f498f0167a851c7860bd8480520__1714314000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/20/fd800f498f0167a851c7860bd8480520.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kanga (garment) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)