Баньоле
Мужчина из баньоли играет на музыкальном инструменте для своих двух жен: одна готовит алкоголь, а другая соус. | |
Общая численность населения | |
---|---|
530,120 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Женись , английский | |
Религия | |
Христианство , ислам , традиционные верования | |
Родственные этнические группы | |
Народ Масаба и народ Лухья |
Баньоле — или баньюли этническая группа банту в Уганде, проживающая в основном в округе Буталеха .
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Баньоле — одна из небольших этнических групп банту в Уганде. Их иногда называют «Абалья Льваба», что означает «едоки грибов». Они говорят на языке ниоле . Они в основном полигамны и разделены на множество кланов. У них схожий язык и традиционные обычаи с народом багве , и, как и багве, они заявляют о своем происхождении от баньялы в Кении. [ 2 ] Традиционный основатель Баньоле происходил из места, где река Яла впадает в озеро Виктория . [ 3 ] Его звали Омва, и он жил в 45 милях (72 км) к западу от их нынешнего местоположения. Они были вынуждены двинуться на восток из-за давления со стороны нилотов. [ 3 ]
Согласно отчету Статистического бюро Уганды за 2014 год, население баньоле составляет около 300 000 человек. [ 4 ] [ 5 ] Возможно, существует путаница с носителями родственного кенийского языка ниоле . В сентябре 2019 года лидеры клана Баньоле избрали своего первого культурного руководителя. В мероприятии приняли участие не менее 148 лидеров кланов. Разногласия возникли из-за того, что один из двух кандидатов не был жителем округа. [ 5 ]
Расположение и экономика
[ редактировать ]Баньоле были одной из этнических групп, населявших равнины между озером Кьога на западе и склонами горы Элгон на востоке, когда британцы основали в этом районе район Букеди в начале 20 века. В районе Букеди также проживали люди Гису на густонаселенном и гористом северо-востоке, а также несколько других этнических групп на западных и южных равнинах, включая народ Нилот Тесо и народ Банту Гвере . [ 6 ] Равнинные народы были в основном ацефальными . [ 7 ]
Сегодня баньоле живут в основном в районе Буталеха на востоке Уганды. Они также живут в близлежащих Будака , Мбале , Тороро , Бугири , Намутумба и Паллиса. районах Окружающие народы - народ Гису на востоке, народ Адхола на юге, народ Сога на западе и народ Гвере на севере. Баньоле обычно живут натуральным сельским хозяйством. [ нужна ссылка ] Этот регион представляет собой холмистые луга, окруженные болотами из папируса . Сейчас эта земля густо заселена и в основном возделывается. Рис , хлопок и кофе выращиваются ради наличных денег. Их основной продовольственной культурой является пальчатое просо , а также они выращивают сорго , кукурузу , маниоку и сладкий картофель . [ 8 ]
Религия
[ редактировать ]По данным переписи населения Уганды 2002 г. около 56,2% племени баньоле номинально являются христианами , в основном англикане, по оценкам, 42,6%. Из-за низкого уровня грамотности и отсутствия христианских текстов на их языке они имеют лишь базовое понимание этой религии и могут также следовать традиционным религиозным практикам. Около 41,6% приняли ислам . [ 9 ]
Гадание
[ редактировать ]ниоле Прорицатели , известные как ламули , обычно практикуют призыв как форму гадания. Когда человек явно страдает (обычно это определяется изменением характера, самочувствия, голосовыми восклицаниями и т. д.), ламули спрашивает « охвебуса », пытаясь спросить потенциально злобного духа, кто он такой. [ 10 ] Ламули используются народом Ньоле исключительно для определения причин несчастий, которые, как полагают, являются причиной злых или расстроенных духов. Люди Ньоле верят, что одержимость человеком во многом связана с духами его родственников, которым может казаться, что пораженный человек сделал недостаточно, чтобы почтить их или их наследие. Есть три основных типа несчастных родственных духов. Первые известны как охулама или охунгваба и представляют собой старших членов семьи, таких как бабушки и дедушки. Второй тип — это духи предков, известные как эмигу джабафу, а третий тип известен как экуни , или «клановые духи». [ 11 ]
Ламули также используют книги для гадания. Книгами, используемыми ламулями , могут быть Священный Коран , Саатили Хабари и Абу Машари Фараки. [ 12 ] Считается, что гадание с помощью книг началось под влиянием Али бин Насура, торговца из Омана , поселившегося в Бусолве , а также под влиянием других суахили или арабских торговцев. [ 13 ] Результаты расследования, проведенного С.Р. Уайтом, показали, что большинство людей (в выборке ) обращались за консультациями по гаданию по причине собственного плохого или подорванного здоровья. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2017 года – Основной отчет» (PDF) .
- ^ Культура Баньоле .. UTG .
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн 1932 , стр. 67.
- ^ «Одну минутку, пожалуйста…» www.101lasttribes.com . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Полиция была задействована в качестве лидеров клана Баньоле .
- ^ Хилд 1989 , стр. 17–18.
- ^ Хилд 1989 , с. 24.
- ^ Люди Баньоле ... Уиклиф .
- ^ «Состав населения» (PDF) . ubos.org . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Уайт 1990 .
- ^ Пик 1991 , стр. 2–4.
- ^ Следопыт 2014 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Уайт 1997 , стр. 16, 65.
Источники
[ редактировать ]- «Культура Баньоле» , Путеводитель по Уганде , получено 6 марта 2021 г.
- Хилд, Сюзетт (1989), Контролируя гнев: социология насилия в Гису , Manchester University Press, ISBN 978-0-7190-2566-2
- Олупона, Дж. К. ( Гарвардская школа богословия ) (2014), Африканские религии: очень краткое введение , OUP USA , стр. 48, ISBN 978-0-19-979058-6 , получено 26 декабря 2015 г.
- Оуэн, МЫ (1932), «Банту Кавирондо» (PDF) , Журнал Общества естественной истории Восточной Африки и Уганды , Найроби , получено 6 марта 2021 г.
- Пик, премьер-министр ( Университет Дрю ) (1991), Африканские системы гадания: способы познания , издательство Indiana University Press, стр. 2, 3, 4, ISBN 978-0-253-34309-3 , получено 25 декабря 2015 г.
- «Полиция задействована, поскольку лидеры клана Баньоле избирают первого культурного руководителя» , Daily Monitor , 21 сентября 2019 г. , получено 6 марта 2021 г.
- The Banyole People , Wycliffe UK Ltd , получено 6 марта 2021 г.
- Уайт, Сьюзан Рейнольдс (1990), «Неуверенные люди в гадании Ньоле», Journal of Religion in Africa , 20 (1): 41–62, doi : 10.2307/1581424 , ISSN 0022-4200 , JSTOR 1581424
- Уайт, SR ( Копенгагенский университет ) (1997), Ставя под сомнение несчастье: прагматика неопределенности в Восточной Уганде , Cambridge University Press , ISBN 978-0-521-59558-2 , получено 26 декабря 2015 г.