Покупайте людей
Общая численность населения | |
---|---|
129,000 (1993) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мамбилла Лоток | |
Нигерия | 99,000 [1] |
Камерун | 30,000 [2] |
Языки | |
Мамбила , французский , английский , фульфульде | |
Религия | |
Традиционные африканские религии , ислам , христианство. |
Мамбилла ) или мамбила народ из Нигерии живут районе в «Сардауна» местного самоуправления штата Тараба в Нигерии . Небольшая часть мигрантов Мамбилла покинула плато Мамбилла и перебралась на равнину Ндом (также известную как северная равнина Тикар) на камерунской стороне международной границы, а также в пару небольших деревень, таких как Нью-Намба, на равнине Гашака. север и район Джиини-Ньяланг-Ланга возле Кванджи. Мамбилла также расположена в районе Ньорронг-Лии-Нгум в Камеруне. Сегодня предпочтительный этноним пишется Мамбила в Камеруне и Мамбила в Нигерии. Также используется «Норр» (слово, обозначающее человека в нигерийских диалектах мамбиллы) (Бами-Юно, 2013 мс).
Идентификация
[ редактировать ]Народ мамбилла в Нигерии (с небольшой частью в Камеруне) считает себя группой с общей идентичностью. Они обитают в регионе Мамбилла и живут на своей родине уже около 5000 лет. В нигерийских диалектах они называют себя «Норр» (народ), в то время как в Камеруне есть собирательное существительное «Ба», которое используется в немаркированном смысле для обозначения Мамбиллы, а также для обозначения Мамбиллы в Камеруне на языке Ндом. или северная равнина Тикар (см. ниже), в отличие от соседней Мамбиллы на высокогорье плато Мамбилла , которую можно назвать «Бо ба бо», что означает «народ Ба». Население разных деревень Мамбиллы говорит на разных диалектах мамбиллы или близкородственных мамбилоидных языках. У них также есть набор тесно связанных культурных практик, в частности сочетание маскарада и принесения клятвы под названием «Суу», «Шуа», «Суа» или «Шуага». На диалекте соми (ндиба) это фонетически пишется как [ʃwaɣa]. См. обсуждение в «Sua in Somie», цитируемом ниже. Местно письменный французский исторический источник по истории Соми - Zeitlyn Mial & Mbe 2000.
Язык мамбилла представляет собой совокупность диалектов и родственных языков. База данных SIL Ethnologue предоставляет два кода MCU. [2] для камерунских диалектов и МЗК [1] для нигерийских диалектов. См. обзорную работу Брюса Коннелла на цитируемом ниже веб-сайте VIMS и статью о мамбилоидных языках . Общий мамбилла или диалект тунгбо является наиболее широко понимаемым диалектом мамбиллы в Нигерии. Это также литературный язык Мамбиллы для подавляющего большинства жителей плато Мамбилла. Новый Завет Мамбилла, известный как «Ли Фа», и несколько текстов по изучению языка Мамбилла написаны на общем диалекте Мамбилла для Нигерии. Новый Завет на языке Джу Ба также доступен для носителей диалектов Мамбилла на камерунской стороне границы.
Расположение
[ редактировать ]Большинство мамбилла живут на плато Мамбилла со своей современной столицей в Бомми (Гембу в местном правительстве «Сардауна»). 6 ° 42'50 "N 11 ° 15'00" E / 6,713833 ° N 11,25002 ° E в штате Тараба в Нигерии [Обратите внимание, что традиционное и историческое название этой территории местного самоуправления было «Мамбилла», и что неправильное название «Сардауна» - это современное навязывание внешних или некоренных народов, в частности, совместно с распавшимся правительством Джеги 1984 года]. Это высокогорное плато, северное продолжение лугов Баменды . Плато расчленено множеством рек (особенно рекой Донга), образуя сложную географию крутых долин, разделенных возвышенностями (все одинаковой высоты). Пик Ганг, расположенный в северо-восточном углу плато Мамбилла, в трехточечной пограничной зоне Мамбилла-Гашака-Камерун, является самой высокой формой рельефа Нигерии. Деревни расположены как на вершинах холмов, так и на дне долин и относительно изолированы друг от друга, особенно в сезон дождей, когда переправа через реку может быть затруднена (и невозможна для моторизованного транспорта). Сельское хозяйство сосредоточено в долинах долин, в то время как в горных районах с 1940-х годов, то есть с момента иммиграции скотоводов в конце британской администрации (до референдума 1959/61 года, до референдума 1959/61 года он был частью Британского Камеруна), интенсивно выпасался скот. С конца 1970-х годов произошел чрезмерный выпас скота, и эрозия вызвала серьезные проблемы.
Меньшее количество мамбиллы, мигрантов из Ньо или Мвурра на юге плато Мамбилла и других деревень, можно найти на краю равнины Ндом (северный Тикар) в Камеруне, у подножия откоса плато Мамбилла. Основные камерунские деревни — Атта, Мберр (Сонколонг) и Ндиба ( Сомье ). Это территория, которую, начиная примерно с 1700 г. н. э., они по частям постепенно захватывали у твумву, группы до Тикара, населявшей равнину Ндом (Zeitlyn & Connell, 2003). Эти деревни Ндом, расположенные на высоте около 700 м над уровнем моря, находятся в другой экологической зоне, чем деревни Плато: например, там находятся плантации масличных пальм и галерейный лес.
Искусство
[ редактировать ]Плато Мамбила расположено к северу от лугов. Жители разработали уникальные художественные стили скульптуры из глины , терракоты , пробки и дерева . [3] Резьбой по дереву занимаются в основном мужчины, однако конкретного специалиста нет. Инструменты — творение самого резчика, создающего инструменты по мере необходимости. Такие вещи, как долота, изогнутые ножи, прямые ножи, выполнены скульптором. Использование этих инструментов ручной работы оставляет место для ошибок и никогда не оставляет полностью гладкой поверхности. [4] Скульптуры с лицами в форме сердца символизируют самые ранние художественные начинания, а нынешние маски представляют собой стилизованные изображения птиц, зверей и людей. Большинство фигур Мамбилы на плато Мамбила были увезены торговцами произведениями искусства в 1960-х и 1970-х годах, в результате чего осталось очень мало фигур и скульптур, подлежащих документированию. [5] Наиболее документированными фигурами культуры Мамбила являются фигуры Тадепа и Кике.
Цифры
[ редактировать ]Тадеп изображает мужские и женские пары, обычно вырезанные из дерева низкой плотности. Они также могут изображать отдельные фигуры, кратные одному полу. Кике — это фигурки, вырезанные из сердцевины пальмы рафии . и представляют собой более крупные фигуры типа статуй. Эти фигуры часто размещают внутри зернохранилищ , а другие статуи выставляют и снаружи. Эти предметы были сакральными ассоциациями, связанными с болезнью и исцелением. Тадеп и Кике входили в объединение Суу или Суага. [6]
Есть несколько эксцентричных особенностей, которые отличают их искусство от других культур. Фигурки мамбилы сделаны из мягкой сердцевины, а привязанность к святыням и священным местам — это то, что разрешено видеть только представителям определенного пола. Пробковые фигурки должны были выступать в роли воплощений посещающих их духов предков. Духи предков охраняли семейные сокровища, находящиеся в святилищах, воплощая эти фигурки. Еще одним отличием является ежегодное применение их цветовой схемы красного, белого и черного цветов к функционирующим объектам. [7] У мужской фигуры было небольшое отверстие в животе, служившее вместилищем для частиц пищи, а у женской фигуры отверстие в животе было заблокировано. [8]
Фестивали
[ редактировать ]Фестивали, отмечаемые в Мамбилле, включают Бол (ноябрь), Литерр (февраль), Тошин (январь – февраль), Мба Суу (апрель – июнь), Тиррим (сентябрь) и Катии (декабрь). Они также известны под другими названиями на равнине Ндом (северная часть низменности Тикар). Например, у Бола есть альтернативное название «Лум», которое, хотя и известно, но менее широко используется на Плато, за исключением Ньо, Мвуа и других восточных деревень. Губирр также празднуется в сентябре.
Мужчины путешествуют из деревни в деревню на праздники, включающие танцы, спортивные состязания, а также заводят дружеские отношения, которые способствуют развитию отношений между деревнями. Маски появляются в Мба Суу, и их могут увидеть только мужчины. Есть много впечатляющих фигур Суу. «Субурр» или « Суа Берр » — это суу первого ранга, обычно похожий на шлем, который носится через голову и лежит на плечах владельца. Его всегда сопровождают несколько масок второго ранга, таких как «Суу Дуа» или « Суа Дуа », которые располагаются на макушке головы. [9] Почти все маски и художественные фигурки скрыты от женщин, поскольку им не разрешается видеть их или быть какой-либо их частью. Примечание: приведенное выше описание представляет собой внешний анализ, проведенный зарубежными коллекционерами. Многие детали исключены, а местное содержание в значительной степени исключено в соответствии с традиционными нормами.
Споры фермера Грейзера
[ редактировать ]В конце 2000 года и впоследствии, особенно 1 января 2002 года, когда наемники Удава Фулани из Нигера и Чада вторглись на плато Мамбилла, конфликты из-за земли привели к тому, что многие пастухи фулани были изгнаны с плато Мамбилла и стали беженцами в Камеруне и других частях Нигерии. (Были подтвержденные газетные и официальные сообщения о доставке наемников Фулани в Мамбиллу). [10] Аналогичные проблемы произошли 17 июня 2017 года, когда около 3 часов ночи был похищен общественный лидер в ходе операции в стиле гестапо, проводимой ныне расформированной полицией атипичной пневмонии, проведенной некоторыми лицами. [11] [12] 1 марта 2018 года расстрел двух мужчин на ферме снова спровоцировал новый виток конфликта.
Климат
[ редактировать ]Плато Мамбилла, самая высокая точка Западной Африки, является самым холодным районом Нигерии. Климат в целом умеренный в течение всего года. С конца ноября до начала марта сухой сезон, пик дождей (обильных и регулярных) приходится на август. В период с декабря по февраль ливни и отдельные проливные дожди случаются редко. На плато Мамбилла высота достаточна, чтобы вечера были прохладными. Дневная температура едва превышает 25 ° C (77,0 ° F), что делает это плато самым холодным в Нигерии. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Мамбилла, Нигерия» .
- ^ Перейти обратно: а б «Мамбила, Камерун» .
- ^ Гебауэр, Пол (1979). Искусство Камеруна . Портлендский художественный музей. стр. 39.
- ^ Шварц, Нэнси (1972). Мамбилла – Искусство и материальная культура . Общественный музей Милуоки. стр. 14–16.
- ^ Зейтлин, Дэвид (осень 1994 г.). «Статуэтки и маскарады Мамбилы: проблемы интерпретации». Африканское искусство . 27 (4): 38. дои : 10.2307/3337317 . JSTOR 3337317 .
- ^ Зейтлин, Дэвид (осень 1994 г.). «Статуэтки и маскарады Мамбилы: проблемы интерпретации». Африканское искусство . 27 (4): 40. дои : 10.2307/3337317 . JSTOR 3337317 .
- ^ Гебауэр, Пол (1979). «Искусство Камеруна». Африканское искусство . 4 (2): 32.
- ^ Гебауэр, Пол (1979). Искусство Камеруна . Портлендский художественный музей. стр. 185.
- ^ Шварц, Нэнси (1972). Мамбилла – Искусство и материальная культура . Общественный музей Милуоки. п. 15.
- ^ См. статью Гауссета и отчеты/фотографии захваченных наемников в TheNews , 4 февраля 2002 г., стр. 29–30, New Impression , 22 апреля 2002 г., стр. 42; Daily Independent , 21–27 января 2002 г., стр. A1, A2; ТЕЛЛ , 28 января 2002 г., с. 23
- ^ Киндзека, Моки Эдвин. «Число нигерийских беженцев растет по мере роста споров между пастухами» .
- ^ «Мамбила» . Scoop.it .
- ^ «Блог Зайнаб Окино» .
- Бами-Юно (2009): «Лингвистический геноцид в регионе Мамбила», документ, 3-й съезд, проводимый раз в два года, Национальная ассоциация студентов Мамбилы, Бомми, Нигерия, 28–29 декабря 2009 г.
- Бами-Юно (2011): «Первоначальные дебаты о родине банту»; Бумага, 4-й съезд, проводимый раз в два года, Национальная ассоциация студентов Мамбиллы, Бомми, Нигерия, 28–29 декабря 2011 г.
- Бами-Юно (2012): «Регион Мамбилла в истории Африки»
- Бами-Юно (2012): «Джумбони - история вождества Мамбилла»
- Коннелл, Брюс, ссылки на лингвистику
- Гауссе, К. (2005): «Агро-пастбищные конфликты на равнине Тикар (Камерун)», в книге К. Гауссе, М. Уайта и Т. Берч-Томсена (ред.), За территорией и дефицитом: изучение конфликтов за природные ресурсы. управление ресурсами, 90–111. Уппсала: Институт Северной Африки.
- Персиваль, Д.А. (1938): «Административная реорганизация Мамбиллы» (отчет разведки)
- Зейтлин, Дэвид, Никодеми Миал и Чарльз Мбе, 2000. Три исследования мамбилы Сомье, Камерун. Бостон, Массачусетс: Центр африканских исследований Бостонского университета: Исследовательская группа по франкоязычной Африке. Полный текст доступен по ссылке [1]
- Ссылки на Зейтлина ниже
- Полная библиография доступна на сайте condor.depaul.edu.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальный институт исследований Мамбилы
- Суа в Соми Дэвид Зейтлин, Суа в Соми: аспекты традиционной религии Мамбила, Санкт-Августин, Academia Verlag, 1994, 260 стр., 3 88345 375 7
- Перрин, М.Дж. и Хилл, М.В., 1969. Мамбила (Atta Talk): фонологическое описание. Яунде: Федеральный университет Камеруна.
- Перрин, Мона. Заявление об орфографии Мамбилы, 2005 г.
- Дэвид Зейтлин, 2005 г. Слова и процессы в родстве Мамбилы: теоретическое значение сложности повседневной жизни. ISBN 978-0-7391-0801-7
- Другая работа Дэвида Зейтлина внесена в Оксфордский исследовательский архив.