Люди Ло
![]() Традиционная деревня Луо в музее Бомас Кении . | |
Общая численность населения | |
---|---|
10,028,000 [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Западная Кения и северная Танзания | |
![]() | 4,663,910 (2019) [3] |
Языки | |
Дхолуо , суахили и английский | |
Религия | |
Христианство , Африканская традиционная религия , Ислам | |
Родственные этнические группы | |
Другие народы луо , особенно адхола и алур. |
Луо | |
---|---|
Человек | Джа Луо (м) / Ня Луо (ж) |
Люди | Джо Луо |
Язык | Дхо Ло |
Страна | Piny Luo/Nam Lolwe |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Луо этническая группа , из Кении и Танзании — нилотская проживающая в западной Кении и регионе Мара на севере Танзании в Восточной Африке . Луо являются четвертой по величине этнической группой (10,65%) в Кении после кикуйю (17,13%), лугья (14,35%) и календжин (13,37%). [3] Население танзанийских луо оценивалось в 1,1 миллиона человек в 2001 году и 3,4 миллиона в 2020 году. [2] Они являются частью более крупной группы родственных народов луо , населяющих территорию от Южного Судана , юго-западной Эфиопии , северной и восточной Уганды , юго-западной Кении и северной Танзании . [4]
Они говорят на языке луо , также известном как дхолуо , который принадлежит к западно-нилотской ветви нилотской языковой семьи . Дхолуо имеет значительное лексическое сходство с языками, на которых говорят другие народы луо . [5]
Луо происходят от мигрантов, которые четырьмя волнами переселились в западную Кению из Уганды между 15 и 20 веками. Эти мигранты были тесно связаны с народами луо, проживающими в Уганде , особенно с народами ачоли и падхола . По мере продвижения в Кению и Танзанию они подверглись значительному генетическому и культурному смешению, поскольку столкнулись с другими общинами, давно обосновавшимися в этом регионе. [6] [7]
Традиционно люди Луо практиковали смешанную экономику: скотоводство , семеноводство и рыболовство , дополненное охотой. [8] Сегодня луо составляют значительную часть интеллектуальной и квалифицированной рабочей силы Восточной Африки различных профессий. Они также занимаются различными профессиями, такими как арендное рыболовство, мелкое фермерство и городские работы. [ нужна ссылка ]
Люди луо и люди происхождения луо внесли значительный вклад в современную культуру и цивилизацию. Том Мбойя и Найджел Н. Мванги были ключевыми фигурами в борьбе африканских националистов . [9] [10] Ученые Луо, такие как Томас Рисли Одхиамбо Нанди (основатель Международного центра физиологии и экологии насекомых (ICIPE) и обладатель золотой медали Альберта Эйнштейна ЮНЕСКО в 1991 году) и Вашингтон Йотто Очиенг (обладатель золотой медали Гарольда Спенсера-Джонса в 2019 году). из Королевского института навигации (RIN)) получили международное признание за свой вклад. [11] [12] Профессор Ричард С. Одинго был заместителем председателя Межправительственной группы экспертов по изменению климата , когда она получила Нобелевскую премию мира в 2007 году вместе с Элом Гором . [13] Барак Обама , первый чернокожий президент Соединенных Штатов Америки и лауреат Нобелевской премии мира , родился у кенийца Луо, отца Барака Обамы-старшего. [14] Лупита Нионго стала первой чернокожей африканкой, получившей премию Оскар в 2014 году. [15]
Ло являются создателями ряда популярных музыкальных жанров, включая бенга и охангла . Бенга — один из самых популярных жанров Африки. [16]
Расположение
[ редактировать ]Современная родина кенийских и танзанийских луо находится в восточной части бассейна озера Виктория в бывшей провинции Ньянза на западе Кении и в регионе Мара на северо-западе Танзании. Эта область находится в тропических широтах и расположена по обе стороны экватора . В этой области также выпадает средний уровень осадков. Средние высоты колеблются от 3700 до 6000 футов над уровнем моря. [17]
Источник
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Люо из Кении и Танзании составляют большинство нилотских народов . [18] Во время британского колониального периода они были известны как Нилотик Кавирондо . [19] Точное место происхождения нилотских народов является спорным, но большинство этнолингвистов и историков относят их происхождение между Бахр-эль-Газалем и Восточной Экваторией в Южном Судане . Они практиковали смешанную экономику: скотоводство, рыболовство и выращивание семян. [8] Некоторые из самых ранних археологических находок, описывающих подобную культуру из того же региона, найдены в Кадеро , в 48 километрах (30 милях) к северу от Хартума в Судане , и датируются 3000 годом до нашей эры. В Кадеро находятся остатки скотоводческой культуры, а также кладбище со скелетными останками, отражающими фенотипы стран Африки к югу от Сахары. Он также содержит свидетельства одомашнивания других животных, искусства, торговли на большие расстояния, выращивания семян и потребления рыбы. [20] [21] [22] [23] Генетические и лингвистические исследования показали, что нубийцы в Северном Судане и Южном Египте представляют собой смешанную группу, которая изначально была популяцией, тесно связанной с нилотскими народами . [24] [25] Позже эта популяция получила значительный поток генов от популяций Ближнего Востока и других стран Восточной Африки. [24] Нубийцы считаются потомками первых жителей долины Нила, которые позже сформировали Королевство Куш , включавшее Керму и Мероэ , а также средневековые христианские королевства Макурия , Нобатия и Алодия . [26] Эти исследования показывают, что популяции, тесно связанные с нилотами, в древности на протяжении долгого времени населяли долину Нила вплоть до Южного Египта.
охватывающие несколько поколений, По разным причинам медленные миграции нилотского народа луо, происходили из Южного Судана в Уганду и западную Кению , по крайней мере, с 1000 года нашей эры и продолжались до начала 20 века. [27] Некоторые авторы отмечают, что ранние фазы этой экспансии совпадают с распадом христианских нубийских королевств Макурия и Алодия , проникновением арабов в центральный Судан , а также нилотами с принятием технологий железного века . [28] [29] Самая северная группа народов луо - шиллуки - продвинулась на север вдоль Белого Нила в 16 веке, завоевав территорию вплоть до современного Хартума. [30] Они основали Королевство Шиллук . [31] [32] В 15 веке народы луо переселились в королевство Буньоро-Китара и основали династию Бабиито в Уганде . Эта группа ассимилировалась с культурой банту . [31]
Луо Кении и Танзании классифицируются как Южные Луо . [33] и являются единственными «речными озерными Нилотами», которые мигрировали и жили вдоль реки Нил . Они проникли в Кению и Танзанию через Уганду из региона Бахр-эль-Газаль в Южном Судане . Носители языка луо, мигрировавшие в Кению, были в основном представителями четырех групп, говорящих на языке луо: ачоли , адхола и алур (из Уганды и некоторых частей Южного Судана и Восточного Конго ), особенно ачоли и падхола . [5] [6] Подсчитано, что Дхолуо имеет 90% лексическое сходство с Леп Алуром ( алурский язык ); 83% с Леп Ачол ( язык Ачоли ); 93% с Дхопадхола (язык Падхола), 74% с Ануаком и 69% с Джурчол ( Луво ) и Дхи-Пари (Пари). [5]
Луо из Кении и Танзании также называют Джолуо или Йонаги / Онаги (человек, которому удалили шесть нижних зубов в ходе обряда посвящения во время полового созревания) , в единственном числе Джалуо , Джаонаги или Джорамаги / Ньикварамоги , что означает «наследники Рамоги». Роды Луо в Кении и Танзании назывались Ороро , а у нуэров они назывались Лиель . В племени динка луо называются Джур-Чол . [34] Современные кенийские луо традиционно состоят из 27 племен, каждое из которых, в свою очередь, состоит из различных кланов и подкланов. [35] («Джо-» означает «люди»).
Миграция в Кению
[ редактировать ]
Устная история и генеалогические данные использовались для оценки сроков экспансии Луо в Кению и Танзанию и внутри них. Можно выделить четыре основные волны миграций в бывшую провинцию Ньянза в Кении , начиная с народа Джок ( Джока Джок ), который, по оценкам, начался примерно в 1490–1517 годах. [36] Джока Джок были первой и самой крупной волной мигрантов в северную Ньянзу . Эти мигранты поселились в месте под названием Холм Рамоги, а затем распространились по Северной Ньянзе . «Люди Овини» ( Джок’Овини ) и «Люди Омоло» ( Джок’Омоло ). Вскоре после этого (1598–1625) последовали [6] Затем последовала разнородная группа, состоящая из Суба, Саква, Асембо, Уёма и Кано. Суба изначально были народом, говорящим на языке банту , который ассимилировался с культурой луо. Они бежали из Королевства Буганда в Уганде после гражданской войны, последовавшей за убийством 24-го Кабаки Буганды в середине 18 века, и поселились в Южной Ньянзе , особенно на Русинга и Мфангано . островах [37] Носители языка луо пересекли залив Винам озера Виктория из Северной Ньянзы в Южную Ньянзу, начиная с начала 17 века. [6]
По мере того, как носители языка луо мигрировали глубже в западную Кению, они встречали потомков разных людей, долгое время населявших этот регион. Район Великих озер был заселен еще в раннем каменном веке. [38] Культура Канисур, расположенная у водопада Гого в графстве Мигори , считается первыми охотниками-собирателями в Восточной Африке, производившими керамику. [39] Считается, что два человека создали наскальные рисунки на острове Мфангано . [40] Носители банту , первые мигранты из Западной Африки , как полагают, достигли западной Кении к 1000 году до нашей эры. Они принесли с собой технологию ковки железа и новые методы ведения сельского хозяйства, превратив регион Великих озер в один из главных населенных пунктов Африки и первых регионов выплавки железа. [41] Культура Уреве доминировала с 650 по 550 год до нашей эры. Эта культура была обнаружена в северной Ньянзе. [42] Группы банту, живущие сегодня в бассейне озера Виктория, включают Лухья , Суба , Кунта , Курия и Кисии . В этой области также были обнаружены носители южного нилотского языка , нанди , кипсиги и масаи . [6]
Экспансия Луо в эти уже населенные территории привела к торговле, конфликтам, завоеваниям, смешанным бракам и культурной ассимиляции. Предыдущие жители были вытеснены говорящими на языке луо к их нынешним границам. [43] Обычаи и привычки луо также изменились по мере того, как они переняли культуру сообществ, с которыми взаимодействовали. [43] Конфликты и набеги на эту разнообразную территорию привели к развитию оборонительной архитектуры саванны, типичным примером которой являются руины с каменными стенами Тимлих Охинга в Южной Ньянзе. [44] Невилл Читтик , директор Британского института истории и археологии в Восточной Африке, был первым, кто предположил, что это место, вероятно, было построено до прибытия носителей языка луо. [44] Однако это утверждение плохо подтверждено археологически, поскольку большинство построек с каменными стенами датируются периодом расширения Луо. [45] [46] Тем не менее, говорящие на языке луо сохранили Тимлич Охинга и продолжили традицию строительства крепостей с каменными стенами ( Охингни ), а также оборонительных земляных валов ( Гунда Бур ) как в Северной, так и в Южной Ньянзе. Эти оборонительные земляные сооружения будут огибать окружающие их жилые районы. Некоторые из этих оборонительных сооружений окружали несколько сотен домов. [47] Археологический и этнографический анализ памятников показал, что пространственная организация этих сооружений наиболее близко напоминает планировку традиционных усадеб Луо. Анализ керамики также подтверждает преемственность между самыми ранними жителями этих мест и носителями языка луо. [45] С приходом европейцев эти места постепенно покинули, поскольку колониальная администрация установила мир в регионе. Семьи, живущие в вольерах, переселились в отдельные усадьбы, используя молочай вместо камня в качестве материала для ограждений. К середине 20 века все они были заброшены. [45] [47]
Колониальные времена
[ редактировать ]Ранние контакты британцев с луо были косвенными и спорадическими. Отношения активизировались только тогда, когда завершение строительства Угандийской железной дороги подтвердило намерения Великобритании и в значительной степени устранило необходимость в местных союзах. В 1896 году в Угенье была организована карательная экспедиция в поддержку правителя Ванги Мумиа против клана Кагер во главе с Очиенгом Гером III , иначе известным как Геро. Более 200 человек были быстро убиты из пистолета Максима . Еще 300 человек из сопротивления Уйомы были убиты экспедицией под руководством сэра Чарльза Хорбли (Бвана Обила Муруайи), когда они конфисковывали скот луо, чтобы накормить индийских рабочих, строивших железную дорогу в Уганде. После этих столкновений духовные лидеры Ло посоветовали народу активно сотрудничать с британцами. К 1900 году вождь Луо Одера предоставил 1500 носильщиков для британской экспедиции против Нанди . [48] Британцы создали региональную штаб-квартиру сначала в Мумиасе, затем в Кисуму . Они работали над тем, чтобы подчинить Луо колониальному контролю и управлению. В течение нескольких десятилетий традиционные лидеры и политические структуры были заменены колониальными вождями. [49]

Миссионеры Церкви адвентистов седьмого дня были одними из первых христианских миссионеров, обращавшихся в свою веру среди народа Луо. Артур Карскаллен , канадский адвентист седьмого дня (АСД), был первым адвентистом, работавшим в Кении вместе с Питером Ньямбо из Ньясаленда (современная Малави). Первая миссия была открыта при содействии немецкого миссионера Абрахама К. Эннса в ноябре 1906 года на холме Гендия в заливе Кенду . Эти миссионеры основали станции в Уайр-Хилл, острове Русинга , Каньядото, Карунге, Кисии и Камагамбо. Все это было в Южной Ньянзе . Первые новообращенные Луо АСД крестились 21 мая 1911 года. Карскаллен был первым, кто превратил Дхолуо в письменность. Он выпустил учебник грамматики и начал переводить Библию на язык дхолуо. [50] Католические миссионеры и англиканские миссионеры через Общество церковной миссии (CMS) также действовали по всей Ньянзе, но в основном сосредоточились на Северной Ньянзе. [51]
Остается неясным, вестернизировались ли люди Ло из-за колониального давления или они с готовностью приняли аспекты западной культуры. Однако к 1930-м годам образ жизни луо значительно изменился и стал вестернизированным. [51] Некоторые предполагают, что в этом сыграли роль усилия вождей ( Руот ), таких как Одера Аканго. В 1915 году колониальное правительство отправило Одеру Аканго , руота Джема, в Кампалу , Уганда. Он был впечатлен тамошним британским поселением, и по возвращении домой он инициировал принудительный процесс принятия западных стилей «обучения, одежды и гигиены». Это привело к быстрому обучению луо английскому языку и английским обычаям. [52] Европейское образование, проводимое христианскими миссионерами, также сыграло роль в вестернизации луо. [51]
Очевидное согласие с британским колониальным правлением было разрушено движением, известным как мамбоизм, которое укоренилось в Южной Ньянзе. В 1913 году Оньянго Дунде из центрального Кавирондо заявил, что его послал змеиный бог озера Виктория Мумбо для распространения своего учения. Колониальное правительство признало это движение угрозой своей власти из-за кредо Мумбо. Мумбо пообещал изгнать колонизаторов и их сторонников и осудил их религию. Поскольку насильственное сопротивление оказалось бесполезным, поскольку африканцы превосходили их в технологическом отношении, это движение сосредоточилось на ожидании конца колониализма, а не на его активном стимулировании. Это движение было классифицировано как милленаристский культ . Мумбоизм луо и распространился среди народов кисии . Колониальные власти подавляли движение, депортируя и заключая в тюрьму его сторонников в 1920-х и 1930-х годах. [53]
Самая ранняя современная африканская политическая организация в Кенийской колонии стремилась протестовать против политики поселенцев и повышать налоги для африканцев и презираемого кипанде (металлическая полоса, которую носят на шее). Массовые собрания были организованы отдельно народом луо в Кавирондо и народом кикуйю в Найроби . Забастовку в миссионерской школе CMS в Масено организовал Дауди Басудде. Он выразил обеспокоенность по поводу разрушительных последствий для африканской собственности на землю в результате перехода от восточноафриканского протектората к кенийской колонии . Серия собраний, получивших название « Пини Овачо» («Голос народа»), завершилась большим массовым митингом, состоявшимся в декабре 1921 года, в котором выступали за выдачу индивидуальных документов, подтверждающих право собственности, избавление от системы Кипанде и более справедливую налоговую систему. Связанный теми же опасениями, Джеймс Боутта , один из основателей Центральной ассоциации кикуйю, инициировал союз между общинами кикуйю и луо. [54] Архидиакон У. Э. Оуэн, англиканский миссионер и видный защитник африканских дел, формализовал и канализировал движение Пини Овачо («Голос народа»). Колониальные власти хвалили его за то, что он изменил направление политического движения, которое считалось преждевременным. Однако местные жители воспринимали его как своего защитника. Он основал Ассоциацию благосостояния налогоплательщиков Кавирондо и стал ее президентом, предложив африканцам возможность решать свои проблемы. Однако он сосредоточился в первую очередь на вопросах благосостояния и избегал политики, которая могла бы расстроить колониальные власти. [55]
Огинга Одинга основал Сберегательную и торговую корпорацию Луо (LUTATCO) после того, как заметил, что владельцы бизнеса Луо, которые были наиболее финансово независимыми африканцами, ненавидели образование. Он также стремился поднять экономический статус общины Луо, доказывая, что образование полезно для бизнеса. Офис LUTATCO был первым зданием, принадлежащим африканцам, в Кисуму городе . Одним из многих деловых предприятий, в которых он участвовал, было издание африканских националистических газет, в том числе Ачиенга Онеко народной газеты « Рамоги» и Пола Нгея радикальной газеты «Ухуру ва Африка» . За свои усилия он был назначен «Кером» или главой Союза Луо , организации, которая представляла интересы большого народа Луо в Восточной Африке. [56] Огинга Одинга станет ключевой политической фигурой в Кении. Впервые он занялся политикой, когда присоединился к Африканскому союзу Кении . Гарри Туку , политик-новатор кикуйю, в 1944 году основал Кенийский союз африканских исследований, который позже стал Кенийским африканским союзом . Это была африканская националистическая организация, которая, среди прочего, требовала доступа к земле, принадлежащей белым. Оно было многоплеменным. Джомо Кеньятта стал президентом КАУ в 1947 году. Стремясь заручиться общенациональной поддержкой КАУ, Джомо Кеньятта посетил Кисуму в 1952 году. Его усилия по укреплению поддержки КАУ в Ньянзе вдохновили Огингу Одингу , кера (главу) Союза Луо , на присоединяйтесь к КАУ и погружайтесь в политику. [57]
Хочу восстания
[ редактировать ]
Белые поселенцы, как правило, не лишили луо своей земли, избежав участи, постигшей скотоводческие этнические группы, населявшие кенийское « Белое нагорье ». Многие луо сыграли значительную роль в борьбе за независимость Кении, но люди были относительно не вовлечены в восстание Мау-Мау (1952–60). Вместо этого они использовали свое образование для мирного продвижения дела независимости. Интенсивная пропагандистская кампания, проводимая колониальным правительством, эффективно отговорила другие кенийские общины, поселенцев и международное сообщество от сочувствия движению, подчеркивая реальные и предполагаемые акты варварства, совершенные Мау-Мау. Хотя во время восстания погибло гораздо меньшее количество европейцев по сравнению с африканцами, каждая отдельная гибель европейца освещалась в тревожных подробностях, подчеркивая элементы предательства и зоофилии. [10] В результате протест в основном поддержали кикуйю, начавшие восстание. Сторонники Луо Мау-Мау и те, кого колониальное правительство считало поддерживающими его, также были заключены в тюрьму. В частности, Рамоги Ачиенг Онеко , лидер КАУ и один из шестерки Капенгурии . Барака Обамы Дед , Хусейн Оньянго Обама , был вовлечен в африканское националистическое движение. Он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам колониальными властями по подозрению в причастности к восстанию Мау-Мау. [58] Адвокат Луо Аргвингс Кодхек , первый восточноафриканец, получивший юридическое образование, стал известен как адвокат Мау-Мау, поскольку он успешно защищал африканцев, обвиняемых в преступлениях Мау-Мау, на общественных началах. [59]
Политика до независимости
[ редактировать ]
После подавления восстания Мау-Мау и сдерживания политиков Кикую антиколониальные активисты Ло заполнили пробел, добившись известности на политической сцене. Том Мбойя оказался в центре внимания и стал одной из главных фигур в борьбе за независимость Кении. Его интеллект, дисциплина, ораторские и организаторские способности выделяли его среди других. Том Мбойя основал Кенийскую федерацию труда (KFL), которая быстро стала самой активной политической организацией в Кении, представляющей все профсоюзы. Успехи Мбойи в профсоюзном движении снискали ему уважение и восхищение. Мбойя установил международные связи, особенно с лидерами профсоюзов в Соединенных Штатах Америки через Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП). Он использовал эти связи и свой статус международной знаменитости, чтобы противостоять действиям колониального правительства. [60] [61] Том Мбойя основал Партию Народного съезда Найроби (NPCP) , вдохновленную Кваме Нкурумы Партией Народного съезда . Она стала самой организованной и эффективной политической партией в стране. [62] Позже оно объединилось с Движением за независимость Кении и KAU, чтобы сформировать Кенийский африканский национальный союз (KANU) , который будет управлять страной до 2002 года. Том Мбойя также начал программу стипендий Кеннеди по воздушным перевозкам , чтобы решить проблему нехватки африканской квалифицированной рабочей силы. Более 800 кенийцев и жителей Восточной Африки воспользовались этой программой, включая защитника окружающей среды и Нобелевской премии мира лауреата Вангари Маатаи , бывшего вице-президента Джорджа Сайтоти и Барака Обамы отца , Барака Обамы-старшего . [63] [64]
Первые выборы африканских членов Законодательного совета (MLC) состоялись в 1957 году. Том Мбойя и Огинга Одинга . Были избраны [65] В июне 1958 года Огинга Одинга призвал освободить Джомо Кеньятту , который был заключен в тюрьму после подавления восстания Мау-Мау. Об этом он заявил на дебатах в Законодательном совете. Он перенес месяцы преследований за свою позицию, прежде чем она стала призывом к сплочению африканского националистического движения. [66] В Лондоне были проведены конференции Ланкастерского дома для обсуждения независимости Кении и конституционных рамок. Том Мбойя и Огинга Одинга заручились помощью Тергуда Маршалла , американского юриста и борца за гражданские права, для разработки первой конституции. [67] [64]
Независимая Кения
[ редактировать ]После того, как Кения стала независимой 12 декабря 1963 года, Огинга Одинга отказался от поста президента Кении и согласился занять пост вице-президента с Джомо Кеньяттой в качестве главы правительства. Их администрация представляла партию Африканский национальный союз Кении (KANU). Ло и кикуйю унаследовали большую часть политической власти в первые годы после обретения Кении независимости в 1963 году. [10] Однако разногласия с Кеньяттой заставили Одингу выйти из партии и отказаться от поста вице-президента в 1966 году. времен холодной войны . В местной кенийской политике действовали политические интриги [68] Западный восточный и блоки активно стремились повлиять на местную политику и завоевать союзников, что привело к холодной войне в Кении. Местная политика оказалась опутана идеологическими разногласиями времен холодной войны. [69] Одинга и Билдад Каггия , политик Кикую и лидер Мау-Мау , раскритиковали правительство Кеньятты за принятие коррумпированной политики перераспределения земли, которая не принесла пользы бедным и безземельным. Пио Гама Пинто , видный антиколониальный активист, главный тактик Одинги и связной с восточным блоком, был убит 25 февраля 1965 года, что признано первым политическим убийством в Кении. Одинга все больше отодвигался в правительство и в конце концов был вынужден уйти в отставку и основать собственную политическую партию – Народный союз Кении (КПУ) . [70] Народный союз Кении (КПУ) имел сильную поддержку среди луо. [71] Правительство Кеньятты преследовало эту партию. В июле 1966 года парламентом был принят Закон о безопасности, который разрешал правительству проводить задержания без суда якобы для поддержания закона и порядка в ситуациях, когда существующий порядок находился под угрозой. Этот закон был немедленно использован против членов КПУ. [72] В августе 1966 года правительственная полиция арестовала видных членов Луо КПУ, в том числе Очолу Мак'Аньенго (генерального секретаря Кенийского профсоюза нефтяников-нефтяников), Олуанде Кодуола (личного секретаря Огинги Одинги) и Питера Ооко (генерального секретаря Восточноафриканских общих служб). Союз государственных служащих) и заключен под стражу без суда. [73]
Интриги холодной войны достигли своего пика в 1969 году. После ухода Одинги из KANU Ло все больше становилось политически маргинализованным. Аргвингс Кодхек, новаторский адвокат Мау-Мау, погиб в автокатастрофе при загадочных обстоятельствах 29 января 1969 года. Том Мбойя , широко рекламируемый как наследник Кеньятты, был убит через шесть месяцев, 5 июля 1969 года. Политическая напряженность привела к созданию Кисуму. резня , когда президентская охрана и полиция Кеньятты застрелили несколько мирных жителей в городе Кисуму , столице провинции Ньянза . После этой резни КПУ была запрещена, превратив Кению де-факто в однопартийное государство. Все члены КПУ были арестованы и помещены под стражу без суда и следствия, в том числе Огинга Одинга . Политическая маргинализация провинции Ньянза ухудшилась и продолжалась при администрации Мои . [74] [75] [76] [69]
Огинга Одинга был освобожден из-под стражи в 1971 году. Правительство продолжало препятствовать его активному участию в политике, поскольку он не мог баллотироваться на всеобщие выборы 1974 года . [77] В 1982 году Одинга предпринял попытку создать новую политическую партию — Кенийский африканский социалистический альянс. [78] В раздел 2А конституции Кении были внесены поправки, сделавшие Кению де-юре однопартийным государством, что помешало усилиям Одинги. В августе того же года попытка государственного переворота, предпринятая солдатами ВВС Кении под предводительством Луо Езекии Очуки , была сорвана. Огинга Одинга и его сын Раила Одинга были обвинены в причастности и содержались под стражей без суда в течение нескольких месяцев. [78] [77] [79] Эти события привели к многолетней маргинализации общины Луо. Восприятие маргинализации еще больше усилилось после убийства Роберта Оуко , министра иностранных дел в 1990 году. [80] Экономическая и политическая маргинализация общества и катастрофическое экономическое управление в Кении, особенно под управлением партии KANU в зарождающемся государстве, имели трагические последствия для народа Кении. Несмотря на экономический потенциал близлежащего озера Виктория , Кения продолжает бороться с бедностью и ВИЧ/СПИДом . [81]
Местное и международное давление в начале 1990-х годов привело к тому, что правительство Мои отменило поправку к разделу 2А конституции. Таким образом, в Кении была разрешена многопартийная политика. [82] Форум за восстановление демократии (ФОРД), многоплеменная оппозиционная партия, возглавляемая Огингой Одингой , Кеннетом Матибой и Мартином Сикуку Был сформирован . Эта партия распалась из-за внутренних разногласий на оппозиционные партии по этническому признаку - ФОРД-Асили (во главе с Матибой) и ФОРД-Кения (во главе с Огингой Одингой). [83] Огинга Одинга умер в 1994 году.
Позже Форд-Кения распалась, и сын Одинги, Раила Одинга, основал Партию национального развития Кении (НДП), которая пользовалась значительной поддержкой Луо. Эта партия объединилась с KANU в 2002 году, незадолго до всеобщих выборов . [84] Раиле Одинге широко приписывают то, что он помог Мваи Кибаки победить на президентских выборах 2002 года благодаря поддержке его Либерально-демократической партии . Однако эти отношения испортились, и Раила Одинга возглавил голосование против Мваи Кибаки на конституционном референдуме в Кении 2005 года , который был широко воспринят как референдум против Кибаки. [85] Более 1000 человек были убиты и 600 000 перемещены в результате кенийского кризиса 2007–2008 годов, последовавшего за всеобщими выборами 2007 года. Предвыборная кампания и период выборов были сильно поляризованы по этническому признаку. Раила Одинга возглавил Оранжевое демократическое движение против Мваи Кибаки Партии национального единства . [86] Соглашение о разделе власти, заключенное при посредничестве Кофи Аннана, привело к созданию коалиционного правительства, в котором Раила Одинга получила новую должность премьер-министра. [87] Этническое соперничество между кикуйю и луо подчеркивает глубоко укоренившиеся исторические проблемы, связанные с доступом к ресурсам и власти. Это соперничество продолжает определять политическую траекторию Кении. [88] [89] [90]
Несмотря на поляризованную политику, которая привела к экономической и политической маргинализации, некоторые члены общины Луо продолжают добиваться выдающегося положения в Кении. В их число входят Джеймс Оренго , профессор Аньянг Нионго , Питер Олоо-Аринго , Далмас Отиено и Питер Омбиха . Доктор ООП Лумумба , бывший директор Кенийской комиссии по борьбе с коррупцией, также является луо. Лупита Нионго получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана за роль в фильме «12 лет рабства» в 2014 году. Среди выдающихся врачей и ученых Луо — покойный профессор Дэвид Питер Саймон Васаво , первый профессор естественных наук в Восточной и Центральной Африке и первый чернокожий восточноафриканец, изучающий и читающий курсы естественных наук в университете Макерере; Томас Р. Одхиамбо , выдающийся энтомолог, основатель Международного центра физиологии и экологии насекомых (ICIPE) и Африканской академии наук , обладатель золотой медали Альберта Эйнштейна (1991); Вашингтон Йотто Очиенг , обладатель золотой медали Гарольда Спенсера-Джонса 2019 года от The Королевский институт навигации (RIN) за его выдающийся вклад в мореплавание; Профессор Генри Одера Орука , философ; профессор Джордж Магоха , уролог-консультант и бывший вице-канцлер Университета Найроби; и профессор Ричард Самсон Одинго , заместитель председателя Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), получивший Нобелевскую премию мира 2007 года. [13] [15] [91]
Генетика
[ редактировать ]Тишкофф и др. в 2009 году опубликовал крупнейшее исследование, проведенное для характеристики генетических вариаций и взаимоотношений между популяциями в Африке. Они исследовали 121 африканскую популяцию, 4 афроамериканские популяции и 60 неафриканских популяций. Их результаты показали высокую степень смешанного происхождения, отражающую миграционные события. В Восточной Африке все исследованные группы населения элементы нилотского , кушитского и бантуского в разной степени имели, среди прочего, происхождения. Они также обнаружили, что в целом генетические кластеры соответствуют лингвистической классификации, за некоторыми заметными исключениями, включая луо из Кении. Несмотря на то, что луо говорят на нилотском языке , они группируются с окружающим их населением, говорящим на банту . Они предполагают, что это указывает на высокую степень примеси, имевшую место во время миграции Южного Луо на юг. [7] Лаборатория Дэвида Райха также отметила аналогичные результаты. Они обнаружили, что частоты мутаций у луо были гораздо более похожими на частоты у окружающих носителей банту. Они предположили, что говорящие на языке луо в Восточной Африке не всегда могли находиться в неблагоприятном социальном положении, поскольку они мигрировали на территории, уже заселенные носителями языка банту. Это соответствует устной истории, которая подтверждает, что большие группы носителей банту переняли язык, культуру и обычаи луо, которые доминировали в то время. [92]
У 66% протестированных мужчин луо была обнаружена Y- гаплогруппа E-M2 (E1b1a), которая распространена среди народов, говорящих на банту. [93]
Культура и обычаи
[ редактировать ]Традиционная система правления
[ редактировать ]Традиционно народ Луо представлял собой патриархальное общество с децентрализованной системой управления. [94] Семью возглавлял отец или первая жена Микаи или сын в отсутствие отца. Многие семьи объединялись посредством прослеживающихся связей по крови, образуя клан аньюола , который в основном объединял глав разных семей как людей одного происхождения, дзёкангато . Многие кланы объединились, чтобы сформировать деревню под названием гвенг , которую возглавлял деревенский старейшина по имени додо или джадуонг «гвенг», который правил с помощью старейшин, которые традиционно были людьми со статусом, полученным посредством торговли, богатства, войны или красноречия. Многие деревни объединились, чтобы сформировать подплемя, которое возглавил наследственный вождь старшего сына Руота . Структура правительства Луо была сильнее на уровне подплемени при Руоте , у которого был совет старейшин, галаморо мар дзёдонго или дзёдонг гвенг , из всех деревень на их территории. Луосы организовали свою защиту и безопасность на уровне подплемени, которое возглавлял военачальник Осумба Мрваи , входивший в совет старейшин. У совета также был представитель, который говорил от имени совета по официальным вопросам на собраниях деревенских рынков, религиозных и культурных церемониях, которые Руот председательствовал. [95] [96] Отношения между племенами друг с другом были специальными, поскольку у народа луо не было единого правителя. Подплемена объединялись во время бедствий, войн и стихийных бедствий, таких как засуха, голод и наводнения, чтобы помогать друг другу. Сумо , раздача продуктов людям, пострадавшим от голода, была общей традицией, поскольку Кисумо был одним из известных рынков, где те, кто пострадал от голода, никогда не упускали из виду щедрость своих коллег из Луо. Концепция кер -правителя Луо была придумана Джарамоги Огинга Одингой во время формирования Союза Луо в 1947 году, целью которого было объединение всех людей происхождения Луо в Восточной Африке. Джарамоги Огинга Одинга был первым Ло Кер . В рамках отличия вождя племени от национального лидера частью условий было то, что Луо Кер не входил в национальную политику, и когда Джарамоги Огинга Одинга занялся национальной политикой в 1957 году, он должен был перестать быть Кером . [97]
В последние годы на место Луо Кер претендовали различные фракции совета старейшин Ло, что началось с назначения Раилой Одингой в 2010 году Уиллиса Опийо Отонди на замену Кер Риага Огало. Традиционно Кер избирался Советом старейшин и не назначался, как это произошло с Опондо Отонди, а Ло Кер мог покинуть свой пост только при двух условиях: отставка или смерть. Кер Риага Огало утверждал, что он не ушел в отставку и не умер, чтобы оправдать назначение другого Кера, в то время как Опийо Отонди утверждал, что он был должным образом избранным Кером народа Луо. Кер Риага Огало представлял Раилу на многочисленных политических форумах и помогал строить политическую карьеру Раилы Одинги вопреки требованиям совета в те дни, когда они были в хороших отношениях. [98]
Кер Риага Огало известен своими прогрессивными идеями всех современных луо керов, выступая за обрезание мужчин луо для помощи в борьбе с ВИЧ / СПИДом. Обрезание было чуждо традиции Ло, но его руководство заставило многие сердца принять новые изменения. Кер Риага Огало также занимал должность заместителя председателя Национального совета старейшин. В последние годы своего правления он утверждал, что своим стилем политики Раила удерживает народ луо от демократического и экономического роста. Кер Риага Огало умер в 2015 году после инфекции почек в Национальной больнице Кеньятты. Споры в Совете продолжились после его кончины, и сегодня Уиллис Опийо Отонди по-прежнему утверждает, что является законным кером, которому соперничает Кер Ньяндико Онгади, который был избран Советом старейшин Ло в 2015 году вместо кера Риаги Огало. [99] Попытка централизовать народ Луо под единой властью была непростой, учитывая его историю с децентрализованной правительственной структурой. [100]
Обряды посвящения
[ редактировать ]Традиционно имена, данные детям, часто отражали условия беременности или родов матери (включая, например, время или сезон). [101]
Кроме того, народ Луо удалили шесть нижних зубов из-за болезни челюсти, поразившей землю Луо.
Кухня
[ редактировать ]Популярная еда луо включает рыбу (реч), особенно тилапию (нге) и омену , обычно в сопровождении угали (называемого куон в Дхолуо) и традиционных овощей, таких как осуга и апот . Традиционная диета Луо состояла из куона из сорго или проса, сопровождаемого рыбным, мясным или овощным рагу. [102]
Религиозные обычаи
[ редактировать ]Как и многие этнические общины Уганды, включая Ланги, Ачоли и Алур, Луо не практикуют ритуальное обрезание мужчин в качестве инициации .
Местные церкви включают Легио Мария , Рохо , Номия и Фвени и другие. [103] Существуют мусульманские общины луо, значительная группа которых проживает в Кисуму, Кения . [104]
Брачные обычаи
[ редактировать ]Исторически пары знакомились друг с другом свахами, но сейчас это не распространено. Как и во многих других общинах Кении, практика бракосочетания среди луо меняется, и некоторые люди отходят от традиционного образа жизни.
Ло успешно расширили свою культуру за счет смешанных браков с другими группами в регионе, и многие луо сегодня продолжают вступать в брак за пределами общины луо. Это в основном приемлемо, поскольку это экзогамное сообщество с ограничениями на уровне клана как по отцовской, так и по материнской линии. [101] Традиционная церемония бракосочетания состоит из двух частей, каждая из которых предполагает уплату женихом выкупа за невесту. Первая церемония, Айие , предполагает выплату денег матери невесты; второй этап предполагает передачу скота отцу. Часто эти два шага выполняются одновременно, и, поскольку многие современные луо являются христианами, за этим часто следует церковная церемония.
Музыка
[ редактировать ]
Традиционно музыка была наиболее распространенным видом искусства в общине Луо. В любое время дня и ночи звучала музыка. Музыку играли не ради нее самой. Музыка была функциональной и использовалась в церемониальных, религиозных, политических или второстепенных целях. Музыка исполнялась во время похорон ( Теро буру ), чтобы восхвалять усопших, утешать скорбящих, не давать людям спать по ночам и выражать боль и агонию. Его также использовали при очищении и изгнании духов. Музыку также играли во время церемоний, таких как пивные вечеринки ( дуду , танец охангла ), приветствия воинов с войны, во время борцовского поединка ( оленго ), во время ухаживания и т. д. Существовали также рабочие песни. Их выполняли как во время общественных работ, таких как строительство, прополка и т. д., так и при индивидуальных работах, таких как измельчение зерновых или веяние. Музыка также использовалась в ритуальных целях, таких как изгнание злых духов (ньявава) , которые посещали деревню ночью, во время дождя, а также во время гадания и исцеления.
Музыка Луо формировалась под влиянием общего образа жизни, образа жизни и образа жизни людей этого сообщества. Из-за этого музыка имела характеристики, которые отличали ее от музыки других сообществ. Это можно увидеть, услышать и почувствовать в их мелодиях, ритмах, манере исполнения и танцевальных стилях, движениях и построениях.
Мелодии в музыке Ло были лиричны, с большим количеством вокальных украшений. Эти орнаменты выглядели отчетливо, особенно когда музыка несла важное послание. Их ритмы характеризовались обилием синкоп и акрутическим началом. Эти песни обычно исполнялись в стиле сольного ответа, хотя некоторые из них были сольными исполнениями. Наиболее распространенной формой сольных выступлений были песнопения. Эти песнопения представляли собой речитативы с нерегулярным ритмом и фразами, несущие в себе серьезные послания. Эти песнопения положили начало большинству танцев Ло. Одним из примеров является танец дуду. [105]
Еще одна уникальная особенность музыки луо — это введение еще одного песнопения в середине музыкального исполнения. Пение прекращается, высота звука музыкальных инструментов снижается, а танец становится менее энергичным, поскольку человек приступает к исполнению - самовосхвалению. Это называется Пакруок . Был также уникальный вид завывания Сигалагала , который отмечал кульминацию музыкального представления. Сигалагалу в основном делали женщины.
Танцевальные стили народной музыки Ло были элегантными и изящными. Они включали либо движение одной ноги в противоположном направлении с талией в такт синкопированным ритмам музыки, либо энергичное покачивание плечами, обычно под мелодию ньятити , восьмиструнного инструмента.
Адамсон (1967) заметил, что луосы, одетые в свои традиционные костюмы и украшения, заслуживают репутации самых живописных людей в Кении. Во время большинства своих выступлений луо носили костюмы и украшали себя не только для того, чтобы выглядеть красиво, но и для улучшения своих движений. Эти костюмы включали юбки из сизаля ( овало ), бусы ( омбулу/ тиго ), которые носили на шее и талии, и красную или белую глину, которую носили дамы. Мужские костюмы включали , среди прочего, куоди или тьено , кожу, которую носили с плеч или талии соответственно, чтобы прикрыть наготу, Лигису , головной убор, щит и копье, тростниковые шляпы и дубинки. Все эти костюмы и украшения были изготовлены из местных материалов.
Ло также были богаты музыкальными инструментами, которые варьировались от ударных (барабаны, хлопушки, металлические кольца, онгенго или гара , шейкеры), струнных (например, ньятити , разновидность , разновидность скрипки), духовых (например, ньятити, разновидность лиры лиры ; оруту ; оруту , разновидность скрипки ). тунг , рожок, Асили , флейта , А бу- , к определенному типу трубы).

В настоящее время луо ассоциируются со бенга стилем музыки . Это живой стиль, в котором песни на дхолуо , суахили или английском языке исполняются под живой гитарный рифф. Он зародился в 1950-х годах, когда музыканты луо, такие как Джордж Рамоги и Очиенг Кабаселле, пытались адаптировать свои традиционные танцевальные ритмы к западным инструментам. Гитара ( акустическая , позже электрическая) заменила ньятити в качестве струнного инструмента. Бенга стала настолько популярной, что на ней играют музыканты всех национальностей. [106]
Певец луо и исполнитель ньятити Аюб Огада получил широкую известность в 2005 году, когда две его песни были включены в Альберто Иглесиаса номинированную на премию Оскар музыку » Фернандо Мерейлеса к экранизации «Постоянного садовника .
Другими музыкантами Луо в различных жанрах являются Акоти , Сюзанна Овиё , Даниэль Овино Мизиани , Колелла Мази , Ачиенг Абура , Джордж Рамоги , Муса Джума , Тони Ньядундо и Онии Папа Джей .
Родство, семья и наследование
[ редактировать ]Очолла Аяйо пишет в «Традиционной идеологии и этике южных луо»: [107]
«Когда приходит время наследства, соблюдается идеология старшинства: старший сын получает наибольшую долю, следующую в порядке старшинства. Если речь идет о разделе земли, например, земли старого дедушкиного поместья, старший сын получает средний участок, второй - землю с правой стороны усадьбы, а третий сын - землю с левой стороны. После смерти отца старший сын берет на себя обязанности руководства этими группами. Если рассматривать с точки зрения генеалогии, это люди одного и того же деда, и они известны в Дхолуо как Джокакваро. Они делятся жертвоприношениями под руководством старшего брата. Если брат мертв, следующий по старшинству брат берет на себя руководство старшим братом. Ответственное и престижное положение лидерства состоит в том, что оно ставит человека на первое место в заготовке, выращивании, а также в поедании определенных частей убитого животного, обычно лучших частей. В группе лидирует старший брат. , кто первым сможет стать владельцем рыбацкой лодки. Поскольку именно он будет общаться с предками их отца или деда, именно он будет проводить или возглавлять жертвоприношения религиозности ладьи, как мы отмечали ранее. [...] Система выделения земли отцом при его жизни важна, так как она будет совпадать с системой наследования земли. Принцип раздела земли в моногамных семьях достаточно прост и понятен. [...] Старший сын занимает центральную часть всей земли усадьбы до ворот и за ними или до буферной зоны; тогда второй сын должен разделить оставшуюся часть земли с другими братьями. Если землю разделить между старшими сыновьями после того, как они поженятся, и переехать жить в свои земли, то часто случается, что младший сын остается в деревне отца, чтобы заботиться о нем в старости. Его наследством является последняя собственность под названием Мондо и оставшиеся сады его матери. [...] В случае полигамной деревни земля делится по тем же принципам, за исключением того, что внутри деревни сыновья претендуют на территорию, прилегающую к домам их матери. Каждая жена и ее дети рассматриваются так, как если бы составляющая группа была сыном одной женщины. Под этим я имею в виду, что детям старшей жены Микаи предоставляется та часть общей территории, которая могла бы быть отдана старшему сыну. в моногамной семье. Сыновья Ньячиры, второй жены, и сыновья Реру, третьей жены, претендуют на те доли, которые достались бы второму и третьему сыновьям Микаи в моногамной деревне». [108]
Пол Хебинк и Нельсон Манго подробно объясняют систему семьи и наследования луо в своей статье «Земля и неотъемлемые права: анализ земельных конфликтов в Луоланде, Западная Кения». [109] Паркер Макдональд Шиптон также много пишет о родстве, семье и наследстве среди луо в своей книге «Залог предков: идеологии привязанности в Африке»:
«За пределами ограды усадьбы или (где ограды больше нет) за ее пределами и перед ее домами люди Лу отдают предпочтение расположению полей, которое в некотором роде отражает расположение домов внутри. Следующий образец, описанный в работе Гордона Уилсона из 1950-е годы все еще различимы в наше время — не только в набросках информаторов об их идеалах, но и в распределении реальных земель, где пространство позволяет последовать их примеру. Если в моногамной усадьбе более одного сына, старший берет. землю перед входом или справа от него, а второй сын берет землю слева. Третий получает землю справа и снова по центру, но дальше от усадьбы отца. Четвертый сын, если таковой имеется, идет. влево, но дальше от отцовской усадьбы, чем второй. Дальнейшие сыновья чередуются справа и слева, хотя старшие сыновья могут, таким образом, получать большую долю, чем младшие, младший берет на себя личный сад (мондо), который отец сохраняет для себя. использовать — как бы в качестве утешительного приза».
Список известных людей происхождения Луо
[ редактировать ]- Известные люди
- Аполло Милтон Оботе , первый премьер-министр Уганды и бывший двукратный президент Республики Уганда.
Академика, медицина и наука
[ редактировать ]- Джордж Абунгу
- Джордж Магоха
- Тавиа Нионго
- Вашингтон Йотто Очиенг
- Питер Амолло Одьямбо
- Томас Р. Одьямбо
- Бетвелл Аллан Огот
- Генри заказал кольцо
- Ричард Самсон Одинго
- Дэвид Васаво
- Уолтер Яоко
Бизнес и экономика
[ редактировать ]- Сьюзан Мбойя
- Исис Нионго
- Барак Обама-старший.
- Розмари Одинга
- Вашингтон Эггри Окуму
- Мартин Одуор-Отиено
- Главный юрисконсульт МВФ
Политика, активизм, профсоюзное движение, дипломатия и право
[ редактировать ]Обычный язычникОяи Денг Аджак
- Милтон Оботе
- Деннис Акуму
- Элайджа Омоло Агар
- Уилсон Ндоло Отец
- Эванс Одиамбо Кидеро
- Очола Огайе Мак'Аньенго
- Памела Одеде Мбойя
- Том Мбойя
- Мигуна Мигуна
- Это Нионго
- Покончить с Обамой
- Barack Obama
- Малик Обама
- Сара Оньянго Обама
- Если это Одинга
- Одинга Одинга
- Райла Одинга
- Джошуа Орва Оджоде
- Джон Генри Окваньо
- Питер Олоо-Аринго
- Патрик Айечо Олвени
- Рэйшель Авур Омамо
- Уильям Одонго Омамо
- Рамоги Ачиенг Один
- Фиби Асийо
- Далмас Отиено
- Роберт Оуко
- Рафаэль Туджу
Искусство, музыка и медиа
[ редактировать ]- Лидия Ачиенг Абура
- Дэн «chizi» Аседа
- Акоти
- Кэтрин Сьюзен Аньянго
- Эстер Арунга
- Гэйлин Аюги
- Окач Бигги
- Сделай это, Джозайя
- Принцесса Джули
- Муса Джума
- Ларри Мадово
- Гиди Гиди Вода Вода
- Дэниел Овино Мизиани
- Мерси Майра
- Тони Ньядундо
- Лупита Нионго
- Аюб Огада
- Джозеф Олита
- Сестра Онюло
- Джордж Рамоги
- Виктория «Розовая Пантера» Уокер
- Муса Джума
- Принц Инда
- Эмма Джаламо
Писатели и драматурги
[ редактировать ]- Марджори Олуд Макгой
- Асенат Боле Одага
- Маргарет Огола
- Грейс Огот
- Ивонн Адхиамбо Овуо
- Тина Огл
- Трой Оньянго
Спорт
[ редактировать ]- Конжестина Ачиенг
- Дэниел, я вырос
- Тедди Акуму
- Эндрю Лерд
- Александра Ндоло
- Коллинз Омонди возвращается
- Дэвид Олуоч Обуя
- Билли Одиамбо
- Рис Одиамбо
- Томас Одойо
- Дэвид Джонни Одуя
- Джозеф Окуму
- Деннис Олих
- Майкл Олунга
- Джоанна Омоло
- Эрик Йохана Омонди
- Брайан Оньянго
- Ламек Оньянго
- Питер Опийо
- Арнольд Ориги
- Дивок Ориги
- Ян Отиено
- Дэвид Отунга
- Марк Бабушка
- Дэвид Овино
- Эрик Оума
- Дэвид Энвайронмент
- Стив Энвайронмент
- Том Тиколо
См. также
[ редактировать ]- Артур Карскаллен , будучи руководителем миссии адвентистов седьмого дня в Британской Восточной Африке в 1906–1921 годах, составил и опубликовал первую грамматику и словарь дхолуо.
- Кисуму — третий по величине город Кении.
- Гор Махиа — кенийский футбольный клуб.
- Легио Мария — крупная религиозная группа, происходящая из Луоланда.
- Народы луо - несколько этнически и лингвистически родственных нилотских этносов.
- Союз Луо (Организация благосостояния) - несуществующая восточноафриканская благотворительная организация, объединявшая народы Луо.
Источники
[ редактировать ]- Кайл, Кейт (1999). Политика независимости Кении . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9780230377707 .
- Огот, Бетвелл А. (1967). История Южного Ло: Том I, Миграция и расселение, 1500–1900 гг . Народы Восточной Африки. Найроби: Восточноафриканское издательство .
- Райх, Дэвид (2018). Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-1101870327 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ло в Кении» .
- ^ Перейти обратно: а б Гордон младший, Раймонд Г., изд. (2005). Этнолог: Языки мира, пятнадцатое издание . Даллас, Техас, США: SIL International. ISBN 978-1-55671-159-6 . Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Огот 1967 , стр. 40–47.
- ^ Перейти обратно: а б с Хаммарстрем, Харальд; Форкель, Роберт; Хаспельмат, Мартин, ред. (2017). «Нилотик». Глоттолог 3.0. Йена, Германия: Институт истории человечества Макса Планка.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Огот 1967 , стр. 144–154.
- ^ Перейти обратно: а б Тишкофф, С.А.; Рид, ФА; Фридлендер, Франция; Эрет, К.; Ранчиаро, А.; Фромант, А.; Хирбо, Дж.Б.; Авомойи, А.А.; Бодо, Ж.-М.; Думбо, О.; Ибрагим, М.; Джума, АТ; Котце, MJ; Лема, Г.; Мур, Дж. Х.; Мортенсен, Х.; Ньямбо, ТБ; Омар, SA; Пауэлл, К.; Преториус, Г.С.; Смит, Миссури; Тера, Массачусетс; Вамбебе, К.; Вебер, Дж.Л.; Уильямс, С.М. (22 мая 2009 г.). «Генетическая структура и история африканцев и афроамериканцев» . Наука . 324 (5930): 1035–1044. Бибкод : 2009Sci...324.1035T . дои : 10.1126/science.1172257 . ПМЦ 2947357 . ПМИД 19407144 .
- ^ Перейти обратно: а б Огот 1967 , с. 40-42.
- ^ Кайл 1999 , стр. 53–89.
- ^ Перейти обратно: а б с Политика независимости Кении Кайла Кейта. Пэлгрейв Макмиллан, 1999 г.
- ^ Масуд, Эхсан (23 июня 2003 г.). «Томас Одхиамбо Энтомолог-провидец, использующий науку для бедных стран Африки» . Хранитель . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ «Главная - профессор Вашингтон Йотто Очиенг, Франция» . www.Империал.ac.uk . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Нобелевская премия 2022» . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Обама, Барак (1995). Мечты моего отца. Три Риверс Пресс. ISBN 9781400082773
- ^ Перейти обратно: а б «Гордость Африки: Кения празднует Оскар Нионго». Бостон Геральд. 3 марта 2014. Архивировано 9 марта 2014 года. Проверено 5 сентября 2014 года.
- ^ «Вспоминая бенгу: заразительный музыкальный подарок Кении Африке» . Хранитель . 9 июля 2015 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Огот, Бетвелл А., История Южного Ло: Том I, Миграция и расселение, 1500–1900 , (Серия: Народы Восточной Африки ), Восточноафриканское издательство , Найроби, 1967, стр. 31–39.
- ^ Огот 1967 , с. 41.
- ^ Джойс, Томас Атол (1911). «Кавирондо». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 701.
- ^ Кржизаняк, Лех (декабрь 1976 г.). «Археологический памятник Кадеро, Судан». Современная антропология . 17 (4): 762. дои : 10.1086/201823 . S2CID 144379335 .
- ^ Маршалл, Фиона; Хильдебранд, Элизабет (2002). «Скот перед посевом: начало производства продуктов питания в Африке». Журнал мировой предыстории . 16 (2): 99–143. дои : 10.1023/А:1019954903395 . S2CID 19466568 .
- ^ Ахиллес Готье. Фаунистические остатки ранненеолитической стоянки Кадеро, Центральный Судан. Археология ранней Северо-Восточной Африки. Исследования африканской археологии 9. Доступно по адресу: https://books.ub.uni-heidelberg.de/пропилаум/reader/download/218/218-30-76968-1-10-20170210.pdf.
- ^ Кржизаняк, Лех (апрель 1978 г.). «Новый взгляд на раннее производство продуктов питания в Центральном Судане». Журнал африканской истории . 19 (2): 159–172. дои : 10.1017/S0021853700027572 . S2CID 162767986 .
- ^ Перейти обратно: а б Холлфельдер, Нина; Шлебуш, Карина М.; Гюнтер, Торстен; Бабикер, Хиба; Хасан, Хишам Ю.; Якобссон, Маттиас (24 августа 2017 г.). «Геномные вариации Северо-Восточной Африки, сформированные преемственностью коренных групп и евразийскими миграциями» . ПЛОС Генетика . 13 (8): e1006976. дои : 10.1371/journal.pgen.1006976 . ПМЦ 5587336 . ПМИД 28837655 .
- ^ Рилли, Клод (2016). «Диаспора Вади-Ховар и ее роль в распространении восточносуданских языков с четвертого по первое тысячелетие до нашей эры». Faits de Langues . 47 (1): 151–163. дои : 10.1163/19589514-047-01-900000010 . S2CID 134352296 .
- ^ Купер, Жюльен (2017). «Топонимические пласты в Древней Нубии до нашей эры» . Дотаво: Журнал нубийских исследований . 4 . дои : 10.5070/d64110028 .
- ^ Огот 1967 , стр. 41–43.
- ^ Робертшоу, Питер (июль 1987 г.). «Предыстория в бассейне верхнего Нила». Журнал африканской истории . 28 (2): 177–189. дои : 10.1017/S002185370002973X . S2CID 161548406 .
- ^ Оливер, Роланд (1982). «Нилотический вклад в развитие банту в Африке». Журнал африканской истории . 23 (4): 433–442. дои : 10.1017/S0021853700021289 . JSTOR 182034 . S2CID 153539947 .
- ^ Мартелл, Питер (2018). Сначала поднимите флаг. Лондон: Херст и компания. ISBN 978-1849049597 .
- ^ Перейти обратно: а б Огот 1967 , стр. 44–47.
- ^ Мерсер, Патрисия (1971). «Торговля и политика шиллук с середины семнадцатого века до 1861 года». Журнал африканской истории . 12 (3): 407–426. дои : 10.1017/S0021853700010859 . JSTOR 181041 . S2CID 154445649 .
- ^ Огот 1967 , стр. 44–144.
- ^ Одьямбо, Атьено. (1989). Сиайя: историческая антропология африканского пейзажа Дж. Карри. OCLC 1096480559 .
- ^ Огот, Бетвелл А. (1967). История Южного Луо: Том I, Миграция и расселение (Серия: Народы Восточной Африки) . Восточноафриканское издательство , Найроби. п. ассим.
- ^ Огот 1967 , с. 144.
- ^ Огот 1967 , с. 212.
- ^ Огот 1967 , с. 135.
- ^ Дейл, Дарла; Эшли, Кери З. (апрель 2010 г.). «Голоценовые сообщества охотников-рыболовов-собирателей: новые перспективы использования сообществ Кансьора в Западной Кении». Азания: Археологические исследования в Африке . 45 (1): 24–48. дои : 10.1080/00672700903291716 . S2CID 161788802 .
- ^ «Кения — Фонд африканского наскального искусства» . 15 декабря 2022 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Эрет, Кристофер (2001). «Экспансия банту: новое видение центральной проблемы ранней африканской истории». Международный журнал африканских исторических исследований . 34 (1): 5–41. дои : 10.2307/3097285 . JSTOR 3097285 .
- ^ Лейн, Пол; Эшли, Кери; Отейо, Гилберт (январь 2006 г.). «Новые даты для товаров Кансёр и Уреве из Северной Ньянзы, Кения». Азания: Археологические исследования в Африке . 41 (1): 123–138. дои : 10.1080/00672700609480438 . S2CID 162233816 .
- ^ Перейти обратно: а б Огот 1967 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Огот 1967 , с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б с «Тайны в камне» . Кения в прошлом и настоящем . 36 (1): 67–72. 1 января 2006 г. hdl : 10520/AJA02578301_479 .
- ^ Огот 1967 , с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б «Музей Питта Риверса в выставочных поселениях Ло» . web.prm.ox.ac.uk. Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Кайл 1999 , стр. 11–14.
- ^ Музей Питта Риверса Визуальная история Ло. Встреча Луо с европейцами. Доступно по адресу: http://web.prm.ox.ac.uk/Luo/luo/page/exhibition-encounter-europeans/index.html.
- ^ «Карскаллен, Артур Аса Гранвиль». Энциклопедия адвентистов седьмого дня , том AL. Второе исправленное издание. Под редакцией Бобби Джейн Ван Долсон и Лео Р. Ван Долсона. «Серия справочных комментариев», том 10. Хагерстаун, Мэриленд: Издательская ассоциация Review and Herald, 1996. стр. 300–301.
- ^ Перейти обратно: а б с Музей Питта Риверса Луо Визуальная история. Вестернизация Ло. Доступно по адресу: http://web.prm.ox.ac.uk/Luo/luo/page/exhibition-european-education/index.html.
- ^ «Жители протестуют против сноса камеры Одера Аканго» . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Шадл, Бретт Л. (2002). «Покровительство, милленаризм и Змеиный Бог Мумбо на юго-западе Кении, 1912–34». Африка: Журнал Международного африканского института . 72 (1): 29–54. дои : 10.2307/3556798 . hdl : 10919/46785 . JSTOR 3556798 .
- ^ Кайл 1999 , стр. 16–21.
- ^ Мюррей, Нэнси Улар (1982). «Архидиакон В.Е. Оуэн: миссионер как пропагандист». Международный журнал африканских исторических исследований . 15 (4): 653–670. дои : 10.2307/217849 . JSTOR 217849 .
- ^ Кайл 1999 , с. 78.
- ^ Кайл 1999 , стр. 38–43.
- ^ Оренго, Бен Макинтайр и Пол (31 июля 2023 г.). «Избиения и оскорбления заставили дедушку Барака Обамы возненавидеть британцев» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Кайл 1999 , стр. 41–53.
- ^ «История COTU(K) – Центральной организации профсоюзов (COTU-K)» . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Кайл 1999 , стр. 73–74.
- ^ Кайл 1999 , стр. 82–84.
- ^ Кайл 1999 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Воздушный транспорт в Америку. Как Барак Обама-старший, Джон Ф. Кеннеди, Том Мбойя и 800 восточноафриканских студентов изменили свой и наш мир Том Шахтман
- ^ Кайл 1999 , с. 70.
- ^ Кайл 1999 , стр. 86–89.
- ^ Кайл 1999 , с. 100, 145, 189.
- ^ Кайл 1999 , с. 105, 119.
- ^ Перейти обратно: а б Свобода и страдания. Глава Дэниела Бранч: Кения: между надеждой и отчаянием, 1963–2011 гг. Издательство Йельского университета. ноябрь 2011 г.
- ^ Кения: Загадка пост-Кеньятты. Меморандум разведки ЦРУ. Утверждено к выпуску 18.11.2008. Доступно по адресу: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP85T00875R001100130082-2.pdf.
- ^ Кайл 1999 , с. 200.
- ^ Конбой, Кевин (11 февраля 2016 г.). «Задержание без суда в Кении» . Грузинский журнал международного и сравнительного права . 8 (2): 441.
- ^ «Задержаны 5 лидеров оппозиции» . Пасадена Индепендент . 5 августа 1966 г. с. 1 . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Одинга, Огинга. (1977). Еще не Ухуру: автобиография Огинги Одинги . Хайнеманн. ISBN 0-435-90038-2 . OCLC 264794347 .
- ^ «Тёмная суббота 1969 года, когда визит Джомо в Кисуму обернулся кровавым» . Нация . 28 июня 2020 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Годовой отчет Amnesty International за 1973–1974 годы. Доступно по адресу: https://www.amnesty.org/download/Documents/POL100011974ENGLISH.PDF.
- ^ Перейти обратно: а б «Кения — колониализм, Мау-Мау, независимость | Британника» . www.britanica.com . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кайл 1999 , с. 201.
- ↑ Хорсби, Чарльз (20 мая 2012 г.). «Как провалилась попытка захвата правительства Мои [так в оригинале] повстанцами». Стандартный цифровой. Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ «Роберт Оуко «убит в Государственном доме Кении» » . Новости Би-би-си . 9 декабря 2010 года . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Energy Old - Возобновляемые источники энергии для развития. Архивировано 13 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Поиски Кении новой конституции: ключевые конституционные моменты. Доступно по адресу: https://www.polity.org.za/article/kenyas-quest-for-a-new-constitution-the-key-constitutional-moments-2010-07-29 . Цитируется 20 ноября.
- ^ Браун, Стивен (октябрь 2001 г.). «Авторитарные лидеры и многопартийные выборы в Африке: как иностранные доноры помогают удержать у власти кенийского Дэниела Арап Мои». Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 22 (5): 725–739. дои : 10.1080/01436590120084575 . S2CID 73647364 .
- ^ Слияние встряхивает политику Кении. Новости Би-би-си. Доступно по адресу: http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/1878321.stm.
- ↑ Весь кабинет министров Кении распущен. Доступно по адресу: http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/4463262.stm.
- ↑ Глава ООН призывает соперников Кении прекратить насилие. Архивировано 2 февраля 2008 г. в Wayback Machine , The Age , 31 января 2008 г.
- ^ «Ключевые моменты: соглашение о разделе власти в Кении» . Новости Би-би-си. 28 февраля 2008. Архивировано 6 апреля 2008 года. Проверено 13 апреля 2008 года.
- ^ Этническое соперничество, которое держит Кению в заложниках. Отчет по Африке. Доступно по адресу: https://www.theafricareport.com/734/the-ethnic-rivalry-that-holds-kenya-hostage/ Цитируется 18-12-20.
- ^ Соперничество Кеньятта-Одинга охватывает два поколения кенийской политики. Новости «Голоса Америки». Доступно по адресу: https://www.voanews.com/africa/kenyatta-odinga-rivalry-spans-two-generations-kenyan-politics . Цитируется 18.12.20
- ^ История повторяется через вражду между Кеньяттой и Одингой. Новости нации. Доступно по адресу: https://nation.africa/kenya/news/politics/history-repeats-itself-through-kenyatta-odinga-feud-11822 . Цитировано 18 декабря 20 г.
- ^ Статья Ф. Очиенг'-Одхиамбо «Африканский ученый: Генри Одера Орука» в Quest Vol. IX № 2 / Том X № 1 (декабрь 1995 г. / июнь 1996 г.): 12–11. [1]
- ^ Рейх 2018 , стр. 215–216.
- ^ Вуд Э.Т., Стовер Д.А., Эрет С., Дестро-Бисол Дж., Спедини Дж., МакЛеод Х., Луи Л., Бамшад М., Страссманн Б.И., Судьялл Х., Хаммер М.Ф. (июль 2005 г.). «Контрастные закономерности вариаций Y-хромосомы и мтДНК в Африке: свидетельства демографических процессов с учетом пола» . Европейский журнал генетики человека . 13 (7): 867–76. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201408 . ПМИД 15856073 . S2CID 20279122 .
- ^ Григоренко, Елена Львовна (2001). Организация концепций интеллекта Луо: исследование неявных теорий в кенийской деревне . Международное общество изучения поведенческого развития. OCLC 842972252 .
- ^ Оденьо, Амос О. (1973). «Завоевание, клиентаж и земельное право среди луо в Кении». Обзор права и общества . 7 (4): 767–778. дои : 10.2307/3052969 . JSTOR 3052969 .
- ^ Огот 1967 , с. 170-175.
- ^ Каротенуто, Мэтью Пол (2006). Развитие африканского сообщества: Союз Луо в Восточной Африке ХХ века (Диссертация). ISBN 978-0-542-93443-8 . ПроКвест 305309018 . [ нужна страница ]
- ^ «Борьба за власть разделяет совет старейшин Ло на 3 фракции» . 23 января 2020 г.
- ^ Проект добровольной мужской стрижки будет развернут в городских районах. Новости нации. Доступно по адресу: https://nation.africa/kenya/news/provincial/voluntary-male-cut-project-to-be-rolled-out-in-urban-areas--629514 Цитируется 19-12-20.
- ^ «Единство на виду, поскольку одна фракция совета Луо уходит» .
- ^ Перейти обратно: а б Дэнвер, Стивен Л. (2013). Коренные народы мира: энциклопедия групп, культур и современных проблем . ME Sharpe, Inc. с. 57. OCLC 1026939363 .
- ^ Джонс, Тимоти; Кокваро, Джон О. (1991). «Пищевые растения Луо района Сиайя, Кения». Экономическая ботаника . 45 (1): 103–113. дои : 10.1007/BF02860055 . JSTOR 4255314 . S2CID 38589713 .
- ^ Кустенбаудер, Мэтью (1 августа 2009 г.). «Вера в Черного Мессию: Церковь Легио Мария в африканском христианском ландшафте» . Нова Религио . 13 (1): 11–40. дои : 10.1525/номер.2009.13.1.11 .
- ^ Беккер, Фелиситас (25 июня 2018 г.). «История ислама в Восточной Африке» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.151 . ISBN 978-0-19-027773-4 . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Джонс, AM (1973). «Музыка Ло и ее ритм». Африканская музыка: Журнал Африканского музыкального общества . 5 (3): 43–54. дои : 10.21504/amj.v5i3.1658 .
- ^ Ратенг Рамоги Дихол Димо II, Его Величество. Нация луо — история, происхождение и культура народа луо в Кении . ISBN 9789966123138 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Велборн, ФБ; Очолла-Айайо, ABC (1978). «Традиционная идеология и этика южных луо» . Журнал религии в Африке . 9 (2): 159. дои : 10.2307/1581402 . JSTOR 1581402 .
- ^ Традиционная идеология и этика южных луо - DiVA «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года . Проверено 13 октября 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Аббинк, Дж. (2008). Дилеммы развития: конфликты интересов и их решения в процессе модернизации Африки (PDF) . Центр африканских исследований. ISBN 9789054480815 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
Рекомендуемое чтение
[ редактировать ]- Хербих, Ингрид. «Ло». В приложении к «Энциклопедии мировых культур» , К. Эмбер, М. Эмбер и И. Скоггард (ред.), стр. 189–194. Нью-Йорк: Справочник Макмиллана, 2002 г.
- Сеногазаке, Джордж, Народная музыка Кении , ISBN 9966-855-56-4
- Мвакикагиле, Годфри , Этническая политика в Кении и Нигерии , Nova Science Publishers, Inc. , Хантингтон, Нью-Йорк, 2001; Годфри Мвакикагиле, Кения: идентичность нации , New Africa Press, Претория, Южная Африка, 2008.