Jump to content

Генри заказал кольцо

Генри Одера Орука (1 июня 1944, округ Сиая — 9 декабря 1995, Найроби ) — кенийский философ, наиболее известный благодаря «философии мудрецов». Это был проект, начатый в 1970-х годах в попытке сохранить знания коренных мыслителей традиционных африканских общин.

Жизнь и работа

[ редактировать ]

Генри Одера Орука родился 1 июня 1944 года в Масиро-Ньянгунгу, Угенья, округ Сиая. После учебы на продвинутом уровне в Кении он поступил в Уппсальский университет в Швеции. Там он зарегистрировался на программу бакалавриата на факультете математики и естествознания и изучал метеорологию, географию и геодезию . Позже он добавил философию к своим занятиям из-за интереса к этому предмету. Окончив факультет естественных наук и философии (на год раньше своего класса), он решил бросить науку и продолжить изучение философии. Он переехал в Государственный университет Уэйна в Соединенных Штатах Америки, чтобы получить степень магистра, где завершил учебу и в конечном итоге получил докторскую степень. Его диссертация на тему «Свобода» (написанная в 1970 году) была позднее доработана и опубликована под названием «Наказание и терроризм в Африке» в 1976 году. С октября 1970 года и до своей смерти 9 декабря 1995 года он преподавал философию в Университете Найроби . [1]

Большинство и доминирующий состав сотрудников факультета философии и религиоведения, открытого в 1969 году в Университете Найроби, составляли священники и богословы-миряне . У них было мало времени на «африканскую философию», поскольку они питали сомнения в способности африканцев мыслить логически. После многих лет упорной и ожесточенной борьбы, которую возглавил Одера Орука, в июле 1980 года философия была отделена от религии в университете, и он был назначен основателем-председателем нового факультета философии. [2] К несчастью для факультета, смерть Одеры Оруки сопровождалась заметным снижением международного авторитета философии в Университете Найроби. Дисциплина, которую Одера Орука так усердно пытался отделить от религии, с тех пор снова слилась с религией.

Одера Орука был президентом-основателем Философской ассоциации Кении (ПАК); директор-основатель Международного института экологических исследований (IIES), Найроби; член Национальной академии наук Кении (KNAS); генеральный секретарь Африканской ассоциации исследований будущего (AFSA); генеральный секретарь Афро-азиатской философской ассоциации (AAPA); вице-президент Межафриканского философского совета (IACP); член исполнительного комитета Международной федерации философского общества (FISP) и Всемирной федерации исследований будущего . [3] 3 июня 1993 года он получил степень почетного доктора факультета гуманитарных наук Уппсальского университета. [4]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Одера Орука был женат дважды. Его первая жена, покойная Миллисент Ачиенг, родила ему троих детей: Овисо Одера (покойный [5] Голливудский актер), Шейла Одера (актриса/модель и бухгалтер-ветеран) и Шэрон Одера (умерла). От второй жены, Оливии Фиби Айома, у него было двое детей, а именно Ронни Омуга и Питер Орука Одера (специалист по международным отношениям).

Основные философские убеждения

[ редактировать ]

В работах Оруки можно увидеть три философских подхода:

Социально-экономическая депривация

Бедность и голод в Африке являются величайшими препятствиями для умственного развития и творчества. Но вместо того, чтобы жаловаться на империализм, колониализм, иностранное культурное доминирование и т. д., лекарство следует искать в процессе самонационального изучения и критики.

Культурная расовая мифология

Борьба с культурной и расовой мифологией была одной из его главных тем. Он различал два типа мифов: мифы об уровне цивилизации и благородства одних рас в противовес отсталости и рабскому менталитету других. Второй миф касается философско-научных способностей некоторых рас и соответствующего отсутствия у других рас, поскольку Африка всегда находится на бездарной и нецивилизованной стороне шкалы.

Иллюзия внешности

Он разделил значение внешности на три части. В первой части он описывает зависимость от внешнего вида как болезнь большинства людей в обществе. Второе значение — это внешний вид, поскольку им манипулируют бизнес-магнаты и другие люди, находящиеся у власти, чтобы повысить свой ранг и влияние. В третьей части, философском уровне, внешний вид становится препятствием для интеллектуальной деятельности. Этот тип внешности широко распространен в сфере образования, где людей учат стилю, а не содержанию. Результатом являются не знания, а предрассудки, расизм, трайбализм, сексизм и иррациональное безразличие к другим культурам. Это побудило его анализировать концепции, чтобы прийти к общепринятой истине, а не полагаться на простую видимость.

Существование независимой африканской философии

[ редактировать ]

Были серьезные (и часто ожесточенные) дебаты о дозападном существовании независимой африканской философии и о том, какова могла бы быть ее природа. Одера Орука выделил четыре тенденции или подхода в этой дискуссии. [6]

Этнофилософия

Описывает мировоззрение или систему мышления определенных африканских сообществ как философию. Этот тип философии рассматривает африканский образ мышления как «общинное мышление» и описывает его эмоциональную привлекательность как одну из его уникальных особенностей. Примерами тех, кто занимает эту должность, являются: Пласид Темпельс , Леопольд Седар Сенгор , Джон С. Мбити и Алексис Кагаме .

Националистически-идеологическая философия

Состоит из работ отцов-основателей и государственных деятелей Африки, чьи социально-политические теории были основаны на традиционном африканском социализме и семейных ценностях. Среди них были: Кваме Нкрума , Секу Туре, Джулиус Ньерере и Кеннет Каунда .

Профессиональная философия

Эту позицию обычно занимают профессионально подготовленные студенты или преподаватели философии. Они отвергают этнофилософию и вместо этого принимают универсалистскую точку зрения. По их мнению, к африканской философии следует подходить с теми же формами критического анализа, что и к основной западной философии. Описательный подход сам по себе более подходит для области антропологии и применяет другие стандарты к африканской мысли. К философам, принадлежащим к этому направлению, относятся: Кваси Виреду , Полин Хунтонджи , Питер О. Бодунрин и Одера Орука.

Философская проницательность

[ редактировать ]

«Философская мудрость» — это исследовательский проект Одеры Оруки, начатый в начале 1970-х годов и призванный сохранить философские мысли традиционных кенийских мудрецов. Основной принцип философской мудрости заключается в том, что как в традиционной, так и в современной Африке существуют женщины и мужчины, неграмотные и грамотные, которые обычно занимаются философскими размышлениями о различных проблемах человеческой жизни и природы в целом.

В отличие от этнофилософии, которая делает упор на коллективное мышление, «Философская проницательность» ищет отдельных мыслителей в традиционном сообществе. Эти «мудрецы» выражают и защищают свои философские мысли и мнения по различным вопросам природы и жизни человека. Некоторые из этих мыслей, даже если и не философские в строгом смысле этого слова, тем не менее могут представлять собой исходные данные для технических философских размышлений профессиональных или обученных философов. Орука хотел указать, что в Африке существует и существовала философия в самом полном смысле этого слова: философия, которая занимается повседневными человеческими проблемами и вопросами, общими для каждого человека, такими как существование Божества, жизни, знание, смерть и т. д. Подобные вопросы не являются исключительной прерогативой грамотных людей, но обычно лучше всего их решают те немногие, кто может «превзойти» коллективный образ мышления.

Хотя некоторые часто приравнивали «мудрую философию» к «философской проницательности», Одера Орука этого не делал. Одера Орука различал два крыла мудрой философии: (1) народная или народная проницательность и (2) философская проницательность. В то время как первый выражает хорошо известные общественные максимы, афоризмы и общие истины здравого смысла, второй выражает мысли мудрых мужчин и женщин, которые превосходят народную мудрость и достигают философских способностей. [7] Следовательно, хотя все примеры философской проницательности находятся внутри мудрой философии, не каждый пример мудрой философии составляет философскую проницательность. Новизна проекта Одеры Оруки заключается в философской проницательности, поскольку измерение народной прозорливости мудрой философии было бы возвратом к этнофилософии. [8]

Одера Орука и его коллеги отправились с магнитофонами в деревни различных этнических общин Кении, чтобы привлечь тех, кого их собственные общины считали мудрыми. Беседы проводились на родном языке предполагаемых мудрецов или мудрецов.Каждое «мудрое высказывание» собеседники оспаривали. Если бы у человека был философский склад ума, он/она был бы в состоянии предложить рациональные ответы на возражения или просьбы о разъяснениях. Если он/она этого не сделал, он/она дал неудовлетворительные ответы или, возможно, был не в состоянии ответить. Считалось, что с помощью этого метода истинная философия может быть отделена от народной мудрости.

Критика философской проницательности

[ редактировать ]

Философская проницательность — это не философия, — главный аргумент Д. А. Масоло . Его анализ, основанный на сократовском методе , показывает, как часто традиции и мнения основаны на недостаточных рассуждениях. По его мнению, истинная философия опирается на анализ, определение и объяснение. Досократическому знанию нет места в строгой философии. Философская проницательность, по его мнению, попадает в категорию досократической философии. Оба терпят неудачу в последовательном отношении и практике рационального объяснения, несмотря на присутствие «мудреца» и беседу с ним/ней. Простое обсуждение темы не обладает той высокой степенью абстракции, концептуального анализа и связи, которые, по его мнению, составляют суть строгой философии.

Масоло также возражает против афроцентрической точки зрения, присущей подходу Одеры Оруки к обращению с неграмотными африканскими мужчинами и женщинами как с протофилософами. [9] Похоже, это недоразумение. Для Одера Оруки «Философская проницательность» находится между этнофилософией и профессиональной философией и является просто отправной точкой в ​​определении природы африканской философии.

В своем эссе «Философ и мудрец: к вопросу об африканской философии» Питер О. Бодунрин отвергает представление Одеры Оруки о том, что философская проницательность - это философия, потому что для него грамотность является необходимым условием для философских размышлений. Его второе возражение, связанное с этим, является общим для антропологии: влияние наблюдателя. Если философ берет интервью у «мудреца», действительно ли результат — работа «мудреца» или совместный продукт? Кто является фактическим создателем «философии»? [10] Одера Орука ответил на такую ​​мысль, указав, что мышление обычно предшествует письму и что цель дискурсов состоит в том, чтобы произвести сырье, которое философ будет использовать в своих усилиях доказать, что истинная философия существует на африканской земле. [11]

Энтони Осегаре , аспирант Одера Орука, проводит различие между проницательностью и знаниями. Оба предполагают приобретение и использование навыков, но они не идентичны. Проницательность предполагает мудрость практического характера, которая достигается посредством опыта. Оно имеет более широкое значение, чем знание. Внутри проницательности тоже есть проницательность, которая ограничивается здравым смыслом, и проницательность, превосходящая здравый смысл. [12] Критика Осегаре, в отличие от критики Масоло и Бодунрина, не носит отрицательного характера, а призвана прояснить и улучшить проект Одеры Оруки.

Стоит отметить различие между мудрецами и пророками. Их может сбить с толку то, что оба озабочены усилиями по решению проблем, затрагивающих человеческое общество. Верно также и то, что мудрец может быть пророком, а пророк может быть мудрецом, но решающим фактом является то, что они не тождественны. Основное отличие, по мнению Одеры Оруки, заключается в том, что пророк утверждает, что предсказывает будущее на основе прошлого опыта, тогда как мудрец занимается фундаментальными вопросами этики и другими вопросами неотложной важности. Мудрец обладает способностью предлагать проницательные решения практических вопросов. Мудрецы существовали в каждом обществе как хранители его культуры и ценностей, независимо от уровня грамотности. [13] После смерти Одеры Оруки среди философов, которые продолжали продвигать программу проницательности, были учёные кенийского происхождения Ф. Очиенг-Одхиамбо и Ориаре Ньярват, а также американка Гейл Пресби.

Менее известен вклад Одера Оруки в этические вопросы, такие как защита окружающей среды и обоснование иностранной помощи.В своей статье «Философия иностранной помощи» Одера Орука ответил на «Теорию спасательной шлюпки» Гаррета Хардина . Хардин выступает против помощи бедным странам, потому что они будут верить, что их проблемы решены, население будет расти, а «лодка» тонет.

Одера Орука привел три возможные причины, оправдывающие иностранную помощь: благотворительность (общая порядочность), содействие международной торговле и исправление истории. Позже он добавил еще один аргумент: «право на человеческий минимум».

В своей статье «Родительская этика Земли» Одера Орука использует метафору семьи из шести детей с разной степенью достатка и бедности, чтобы объяснить свой аргумент. У этих шестерых детей есть кое-что общее, и у каждого есть свои индивидуальные таланты и способности. Он сделал следующие различия:

Правило первое: принцип родительского долга (a.) Правило семейной безопасности(б) Правило родительского долга(c.) Правило индивидуального выживания семьи

Правило второе: принцип индивидуальной удачи (а) Правило личных достижений(b.) Правило личного сверхобязательства(c) Нормы публичного права

Всю систему невозможно описать подробно в рамках данной статьи, но, судя по приведенному выше описанию, основные моменты таковы: Принцип родительского долга предшествует принципу индивидуальной удачи . В обычных обстоятельствах, если первое правило вступает в конфликт с чем-либо во втором правиле, первое правило имеет приоритет. Это «этика здравого смысла». Если богатство и безопасность общества вступают в противоречие с личной удачей или достижениями, первое преобладает над вторым. Этот тип этики может применяться как к экологическим проблемам, так и к перераспределению богатства .

Работает

[ редактировать ]
  • Очиенг'-Одхиамбо, Ф: Африканская философия: Введение , Consolata Institute of Philosophy Press (1997)
  • Одера Орука, Генри: Этика , Издательство Найробийского университета (1990) ОСЛК   23441714 ISBN   978-9966-846-04-4
  • Одера Орука, Генри: философия, человечность и экология , Африканский центр технологических исследований (ACTS) Press, (1994) ISBN   9966-41-086-4
  • Одера Орука, Генри: Философия свободы , Графика стандартных учебников и паб. (1996) ISBN   9966-839-01-1
  • Одера Орука, Генри: Практическая философия , Восточноафриканские образовательные издательства (1997) ISBN   9966-46-704-1
  • Одера Орука, Генри: Наказание и терроризм в Африке: проблемы философии и практики наказания , 2-е изд. Литературное бюро Кении (1985) ISBN   0-86070-423-8
  • Одера Орука, Х: Огинга Одинга: его философия и убеждения , издатели Initiatives (1992) ISBN   9966-42-035-5
  • Одера Орука, Генри: Философия мудрецов: мыслители коренных народов и современные дебаты по африканской философии (Философия истории и культуры, том 4), Э. Дж. Брилл (1990) ISBN   90-04-09283-8
  • Одера Орука, Генри: Тенденции в современной африканской философии , Shirikon Publishers (1990) ISBN   9966-9842-6-7
  • Одера Орука, Генри и Истории, Д.А. (ред.): Философия и культуры, Материалы 2-й афро-азиатской философской конференции , Найроби, октябрь/ноябрь 1981 г., Bookwise Ltd. (1983)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ См. Ф. Очиенг'-Одхиамбо, «Африканский ученый: Ткачество Генри Одера», Quest IX/2 и X/1, 12–13.
  2. ^ См. Х. Одера Орука, Тенденции в современной африканской философии , Shirikon Publishers, 1990, 126–127.
  3. ^ См. Чаунго Бараса, «Одера Орука и философская школа мудрецов: дань уважения», в «Проницательном рассуждении: Генри Одреа Орука в памяти» , ред. Анке Гранесс и Кай Кресс, Питер Ланг, 1997, 21. См. также F. Ochieng'-Odhiambo, op. соч., 19.
  4. ^ «Почетный доктор» . Уппсальский университет . Уппсальский университет . Проверено 17 ноября 2016 г. .
  5. ^ Мендельсон, Уилл (6 ноября 2016 г.). «Овисо Одера мертв: кенийский актер и приглашенная звезда «Древних», 43 года, потерял сознание и умер» . Голливудская жизнь . Проверено 3 июля 2019 г.
  6. ^ См. Х. Одера Орука, «Четыре тенденции в современной африканской философии», в книге « Философия в современной ситуации в Африке» , изд. Алвин Димер, Франц Штайнер Верлаг, 1981, 1–7.
  7. ^ Х. Одера Орука, «Философия мудрецов: основной вопрос», в книге «Философия мудрецов: мыслители коренных народов и современные дебаты по африканской философии» , изд. Х. Одера Орука, Э. Дж. Брилл, 1990, 33.
  8. ^ Более подробное различие между «философией мудреца» и «философской проницательностью» см. F. Ochieng'-Odhiambo, «The Evolution of Sagacity: The Three Stages of Oruka's Philosophy», Philosophia Africana 5, no. 1 (2002): 19–32.
  9. ^ См. Д. А. Масоло, Африканская философия в поисках идентичности , Indiana University Press, 1994, 237.
  10. ^ См. Питер О. Бодунрин, «Вопрос африканской философии», Philosophy 56, вып. 216 (1981): 168–169.
  11. ^ См. Х. Одера Орука, «Проницательность в африканской философии», International Philosophical Quarterly 23 (1983): 391.
  12. ^ См. Энтони Сандей Осегэр, Актуальность мудрых рассуждений в африканской философии , Докторская диссертация, Университет Найроби, 1985.
  13. ^ См. Х. Одера Орука, «Введение», в книге «Философия мудрецов: мыслители коренных народов и современные дебаты по африканской философии» , op. соч., 2–3.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Инглиш, Паркер и Калумба, Кибуджо М. (ред.): Африканская философия: классический подход , Прентис Холл (1996). ISBN   0-13-323726-5
  • Гранесс, Анке и Кресс, Кай (ред.): Проницательное рассуждение: Генри Одера Орука в памяти Питера Ланга (1997) ISBN   3-631-30794-2
  • Халлен, Барри: Краткая история африканской философии, 2-е изд. Издательство Университета Индианы (2009) ISBN   978-0-253-22123-0
  • Имбо, Сэмюэл Олуоч: Введение в африканскую философию , Rowman and Littlefield Publishers (1998) ISBN   0-8476-8841-0
  • Масоло, Д.А.: Африканская философия в поисках идентичности , Indiana University Press (1994) ISBN   0-253-20775-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0bf6a7e5bafce6119ab3815f6faf713e__1708312800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/3e/0bf6a7e5bafce6119ab3815f6faf713e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henry Odera Oruka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)