Нумерология
Нумерология (известная до 20 века как арифмантика ) — это вера в оккультную , божественную или мистическую связь между числом и одним или несколькими совпадающими событиями . Это также изучение числового значения букв в словах и именах с помощью буквенно-цифровой системы. Когда нумерология применяется к имени человека, это форма ономантики . Его часто связывают с астрологией и другими гадательными искусствами. [2]
Термин «нумеролог» может использоваться для тех, кто верит в числовые закономерности и делает на их основе выводы, даже если эти люди не практикуют традиционную нумерологию. Например, в своей книге 1997 года «Нумерология: или что совершил Пифагор» ( Dudley 1997 ) математик Андервуд Дадли использует этот термин для обсуждения практиков волнового принципа Эллиотта в анализе фондового рынка .
Этимология
[ редактировать ]Термин арифмантика происходит от двух греческих слов – арифмос (что означает число) и мантея (что означает гадание ). «Αριθμομαντεία» Таким образом, арифмантика — это изучение гадания с помощью чисел. [3] Хотя слово «арифмантика» датируется 1570-ми годами, [4] слово «нумерология» не упоминалось в английском языке до ок. 1907. [5]
История
[ редактировать ]Практика гематрии , присваивающая числовые значения словам и именам и приписывающая этим значениям религиозное значение, восходит к древности. Ассирийская надпись VIII века до нашей эры, сделанная по заказу Саргона II, гласит, что «царь построил стену Хорсабада длиной 16 283 локтя, чтобы соответствовать численному значению его имени». [6] В раввинистической литературе гематрия использовалась для интерпретации отрывков еврейской Библии .
Практика использования букв алфавита для обозначения чисел возникла в греческом городе Милет и поэтому известна как милетская система. [7] Ранние примеры включают граффити на вазах, датируемые VI веком до нашей эры. [8] Аристотель писал, что пифгорейская традиция , основанная в VI веке Пифагором Самосским , практиковала изопсефию , [9] греческий предшественник еврейской гематрии . Пифагор был современником философов Анаксимандра , Анаксимена и историка Гекатея , которые все жили в Милете, за морем от Самоса . [10] Милетская система широко использовалась во времена правления Александра Великого (336–323 гг. До н.э.) и была принята другими культурами в последующий эллинистический период . [7] Официально он был принят в Египте во время правления Птолемея II Филадельфа (284–246 до н.э.). [7]
В 325 году нашей эры, после Первого Никейского собора , отступления от верований государственной церкви были классифицированы как гражданские правонарушения в пределах Римской империи . Нумерология, называемая изопсефией , по-прежнему использовалась в консервативных греческих православных кругах. [ нужна ссылка ]
Некоторые алхимические теории были тесно связаны с нумерологией. Например, арабский алхимик Джабир ибн Хайян (умер около 806–816 гг.) построил свои эксперименты на основе сложной нумерологии, основанной на названиях веществ на арабском языке . [11]
Нумерология занимает видное место в литературном дискурсе сэра Томаса Брауна 1658 года «Сад Кира» . На своих страницах автор пытается продемонстрировать, что число пять и связанный с ним узор квинкунса можно встретить в искусстве, дизайне и природе, особенно в ботанике. [ нужна ссылка ]
Методы
[ редактировать ]Буквенно-цифровые системы
[ редактировать ]Существуют различные системы нумерологии, которые присваивают числовые значения буквам алфавита . Примеры включают цифры Абджад на арабском языке , еврейские цифры , армянские цифры и греческие цифры . Практика в еврейской традиции присвоения мистического значения словам на основе их числового значения и связей между словами равного значения известна как гематрия . [12]
Буквенно-слоговое число мандейского языка также используется в нумерологии ( мандейский язык : gmaṭ aria ). Книга Зодиака — важный мандейский текст по нумерологии. [13]
Пифагоров метод
[ редактировать ]В методе Пифагора (который использует своего рода позиционные значения для атрибуции цифр и букв, как и в древних еврейских и греческих системах) буквам современного латинского алфавита присваиваются числовые значения от 1 до 9. [14]
Метод Агриппана
[ редактировать ]Генрих Корнелиус Агриппа применил концепцию арифмантики к классическому латинскому алфавиту в 16 веке в « Трёх книгах оккультной философии» . Он сопоставил буквы следующим образом (в соответствии с позиционным значением латинского алфавита того времени): [15]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А | Б | С | Д | И | Ф | Г | ЧАС | я |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 |
К | л | М | Н | ТО | П | вопрос | Р | С |
100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 |
Т | V [а] | Х | И | С | я [б] | V [с] | ПРИВЕТ [д] | Х.В. [и] |
Обратите внимание, что буквы U, J и W обычно не считались частью латинского алфавита в то время .
Халдейский метод
[ редактировать ]Менее известный метод, более популярный в девятнадцатом и начале двадцатого века, — это халдейский метод; в этом контексте «халдейский» — старомодное название арамейских языков . В халдейском методе число 9 в расчетах не используется, по крайней мере, на практике. Оно не учитывается, поскольку считается божественным и священным и, следовательно, не подлежащим присвоению.
Этот метод радикально отличается от пифагорейской (а также древнегреческой и еврейской систем), поскольку буквам присваиваются значения на основе приравнивания латинских букв к буквам еврейского алфавита в соответствии со звуковыми эквивалентами (тогда ассоциации чисел выводятся через его гематрию). ), а не применять древнюю систему позиционных значений, используемую в еврейской и греческой гематрии (хотя «местные значения» почти повсеместно интерпретировались в древнем мире в соответствии с единицами, десятками и сотнями, которые, тем не менее, имеют тот же цифровой корень, что и место). ценить); вследствие этого существует несколько несколько различающихся версий, причем существуют разногласия по поводу некоторых буквенно-звуковых эквивалентов. [16]
Числа ангелов
[ редактировать ]Числа ангелов , по определению Дорин Виртью и Линнетт Браун в 2005 году, — это числа, состоящие из повторяющихся цифр , например 111 или 444. [17] По состоянию на 2023 год [update]В ряде популярных изданий СМИ были опубликованы статьи, в которых предполагается, что эти числа имеют нумерологическое значение. [18]
Английские системы
[ редактировать ]Существуют различные системы английской гематрии или нумерологии. [19] Эти системы интерпретируют буквы латинского алфавита или английского алфавита через заданный набор нумерологических значений. [20] [21] Английская Каббала , с другой стороны, относится конкретно к Каббале, поддерживаемой системой, открытой Джеймсом Лисом в 1976 году.
Первую систему английской гематрии использовал поэт Джон Скелтон в 1523 году в стихотворении «Лавровая гирлянда». [22] Следующее упоминание об английской гематрии, обнаруженное в литературе, было сделано Уиллисом Ф. Уайтхедом в 1899 году в его книге «Мистический тезаурус» , в которой он описывает систему, которую он назвал «английской каббалой». [23]
В 1952 году Джон П.Л. Хьюз опубликовал «Скрытое числовое значение английского языка, или Наводящая гематрия» , основанную на его лекции, прочитанной в исследовательском кружке Холдена 4 июля 1952 года. [24] Система, связанная со спиритуалистическим Храмом Мудрости Агаши, была описана Уильямом Эйзеном в его двухтомнике «Английская каббала» (1980–82). [25] [26] [27]
Уильям Г. Грей предлагает другую систему в своей книге 1984 года «Концепции Каббалы» . [28] совсем недавно переиздан под названием «Каббалистические концепции» . [29] Эта система включает соответствие английских букв позициям на Древе Жизни . Майкл Бертье описал систему под названием «Ангельская гематрия» в своей «Гностической рабочей тетради Вудона» (1989). [30] Дэвид Рэнкин описал систему английской гематрии. [31] используя простые числа , которые он называет «Первой Каббалой» в своей книге «Становление магии» (2004). [32]
Связанное использование
[ редактировать ]Научные теории иногда называют «нумерологией», если их основным источником вдохновения является набор закономерностей, а не научные наблюдения. Такое разговорное использование этого термина довольно распространено в научном сообществе и в основном используется для того, чтобы отвергнуть теорию как сомнительную науку. [ нужна ссылка ]
Самый известный пример «нумерологии» в науке связан со случайным сходством некоторых больших чисел , которые заинтриговали физика-математика Поля Дирака , математика Германа Вейля и астронома Артура Стэнли Эддингтона . [33] Эти числовые совпадения относятся к таким величинам, как отношение возраста Вселенной к атомной единице времени, количество электронов во Вселенной и разница в силах гравитации и электрической силы для электрона и протона. [34] (См. также «Точно настроенная вселенная »).
Вольфганг Паули также был очарован появлением в физике некоторых чисел, в том числе 137 (простого числа). [35]
Британский математик Эй Джей Гуд писал:
Было несколько примеров нумерологии, которые привели к теориям, которые изменили общество: см. упоминание Кирхгофа и Балмера в Good (1962) , с. 316 [...] и вполне можно включить Кеплера на основании его третьего закона . Было бы справедливо сказать, что нумерология послужила источником теорий электромагнетизма, квантовой механики, гравитации. [...] Поэтому я не намерен унижать, когда описываю формулу как нумерологическую.
Когда предлагается нумерологическая формула, мы можем задаться вопросом, верна ли она. [...] Я думаю, что подходящее определение правильности состоит в том, что формула имеет хорошее объяснение в платоновском смысле, то есть объяснение может быть основано на хорошей теории, которая еще не известна, но «существует» во Вселенной. возможных разумных идей. [36]
См. также
[ редактировать ]- Библейская нумерология - Числовая символика в библейских текстах.
- Эннеаграмма личности - модель человеческой психики, используемая как типология личности.
- Иллюзия частоты – когнитивная предвзятость
- Число зверя – число, связанное со зверем из Откровения.
- Числа в скандинавской мифологии – значительные числа в германском язычестве.
- Нумерология и отцы церкви – числовая символика в библейских текстах.
- Сакральная геометрия - символические и сакральные значения, приписываемые определенным геометрическим формам.
- Таблица разброса — ассоциативный массив для хранения пар ключ-значение.
- Синхромистизм - система убеждений, придающая значение совпадениям.
- Синхронность - юнгианская концепция значимости акаузальных совпадений.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Валерий 1971 .
- ^ Кэрролл 2003 .
- ^ Фрэнсис-Чунг 2006 , с. 31.
- ^ «арифмантика (сущ.)» . etymonline.com .
- ^ «Домашняя страница: Оксфордский словарь английского языка» . oed.com . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Лакенбилл 1927 , стр. 43, 65.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хэлси, 1967 год .
- ^ Джеффри 1961 .
- ^ Асеведо 2020 , с. 50.
- ^ Ридвег 2005 .
- ^ Ньюман н.д.
- ^ Страттон-Кент 1988 .
- ^ Хеберль 2023 .
- ^ Кристи 2005 , стр. 10–11.
- ^ Агриппа 1651 , стр. 235–236.
- ^ Томпсон 1999 .
- ^ Добродетель и Браун 2005 .
- ^ Сомер и др. 2023 .
- ^ Нема 1995 , стр. 24–25.
- ^ Халс 2000 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Рабинович и Льюис 2004 , с. 269.
- ^ Уокер 1998 , стр. 33–42.
- ^ Уайтхед 1899 .
- ^ Хьюз 1952 .
- ^ Железо 1980 ; Железо 1982 года .
- ^ Маст 1991 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Лоуренс 2019 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Грей 1984 .
- ^ Грей 1997 .
- ^ Бертьо 1989 . Переиздано как Бертье в 2007 году .
- ^ Друри 2006 , с. 244.
- ^ Рэнкин 2004 .
- ^ Гамов 1968 .
- ^ Закрытие 2004 г.
- ^ Фальк 2009 .
- ^ Хорошо 1990 , с. 141.
Цитируемые работы
[ редактировать ]В этой статье отсутствуют номера ISBN для перечисленных книг . ( январь 2024 г. ) |
- Асеведо, Дж. (2020). Буквенно-цифровая космология с греческого на арабский: идея стоихии в средневековом Средиземноморье . Германия: Мор Зибек. ISBN 978-3161592454 .
- Агриппа, Генрих Корнелий (1651) [1533]. Три книги оккультной философии . Том. 2. Перевод Джона Френча. Лондон: Грегори Мул. стр. 235–236.
- Бертье, Майкл (1989). Гностическая рабочая тетрадь Вудона . Волшебный Чайлд. ISBN 0-939708-12-4 .
- Бертье, Майкл (2007). Гностическая рабочая тетрадь Вудона: расширенное издание . Вайзер. ISBN 978-1-57863-339-5 .
- Кэрролл, Роберт Тодд (2003). «Нумерология» . Словарь скептика: собрание странных убеждений, забавных обманов и опасных заблуждений . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года.
- Кристи, Энн (2005). Просто нумерология . Нью-Йорк: Издательская компания Sterling. ISBN 140272277X .
- Друри, Невилл (2006). Словарь магии Уоткинса . Стерлинг Издательская компания. ISBN 1-84293-152-0 .
- Дадли, Андервуд (1997). Нумерология, или Что совершил Пифагор . Математическая ассоциация Америки. Издание электронной книги (2019 г.) ISBN 978-1470452834 .
- Эйзен, Уильям (1980). Английская каббала . Том. 1. Марина дель Рей, Калифорния: DeVorss & Company. ISBN 978-0875163901 .
- Эйзен, Уильям (1982). Английская каббала . Том. 2. Марина дель Рей, Калифорния: DeVorss & Company. ISBN 978-0875164595 .
- Фальк, Дэн (24 апреля 2009 г.). «Космические числа: любовь Паули и Юнга к нумерологии» . Новый учёный (2705).
- Фрэнсис-Чунг, Тереза (2006). «Арифмантика». Энциклопедия элементов психического мира . Элемент Харпер. п. 31. ISBN 978-0007211487 .
- Гамов, Георгий (1 февраля 1968 г.). «Нумерология констант природы» . Труды Национальной академии наук . 59 (2): 313–318. Бибкод : 1968PNAS...59..313G . дои : 10.1073/pnas.59.2.313 . ISSN 0027-8424 . ПМК 224670 . ПМИД 16591598 .
- Хорошо, Ирвинг Джон (1962). Ученый размышляет: антология частично испеченных идей . Хайнеманн и основные книги.
- Хорошо, Эй Джей (1990). «Квантовая гипотеза адронов и оценка физической нумерологии». В Г. Р. Гримметте; DJA Уэлш (ред.). Беспорядок в физических системах . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0198532156 .
- Грей, Уильям Г. (1984). Концепции Каббалы . Серия «Сангреал Содалит». Том. 3. Красное Колесо/Вайзер. ISBN 0-87728-561-6 .
- Грей, Уильям Г. (1997). Каббалистические концепции: жизнь в дереве . Книги Вайзера. ISBN 1-57863-000-2 .
- Хеберль, Чарльз Г. (2023). «Связывание льва: нумерология в мандейской традиции» . Электронный журнал ССРН . Эльзевир Б.В. дои : 10.2139/ssrn.4502834 . ISSN 1556-5068 . S2CID 259863711 . ССНН 4502834 .
- Хьюз, Джон П.Л. (1952). Скрытое числовое значение английского языка, или Суггестивная гематрия . Исследовательский круг Холдена.
- Халс, Дэвид Аллен (2000). Западные тайны: энциклопедический путеводитель по священным языкам и магическим системам мира . Публикации Ллевеллина. ISBN 1-56718-429-4 .
- Хэлси, В., изд. (1967). «Числа и системы счисления». Энциклопедия Кольера .
- Джеффри, Л. (1961). Местные письменности архаической Греции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198132073 .
- Лоуренс, SB (2019). Большая книга нумерологии: скрытый смысл цифр и букв . Красное Колесо/Вайзер. ISBN 978-1578636778 .
- Лакенбилл, Дэниел (1927). Древние записи Ассирии и Вавилонии . Том. 2. Издательство Чикагского университета.
- Маст, Дж. А. (1991). Формирующаяся личность: кельтское путешествие . Фитиан Пресс. ISBN 978-0931832680 .
- Ньюман, Уильям Р. (nd). «Абу Муса Джабир ибн Хайян» . Британская энциклопедия . Проверено 17 января 2018 г.
- Нема (1995). Магия Маат: Руководство по самоинициации . Йорк-Бич, Мэн: Вайзер. ISBN 0-87728-827-5 .
- Рабинович, Шелли; Льюис, Джеймс (2004). Энциклопедия современного колдовства и неоязычества . Цитадель Пресс. ISBN 0-8065-2407-3 .
- Рэнкин, Дэвид (2004). Становление магии: новые и пересмотренные магии для Нового Эона . Мандрагора. ISBN 1-869928-81-4 .
- Ридвег, Кристоф (2005) [2002]. Пифагор: его жизнь, учение и влияние . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-7452-1 .
- Сомер, Э.; Карденья, Э.; Кателан, РФ; Соффер-Дудек, Н. (2023). «Смена реальности: психологические особенности возникающей онлайн-культуры мечтаний» . Современная психология . 42 (14): 11415–11427. дои : 10.1007/s12144-021-02439-3 . ПМЦ 8556810 . ПМИД 34744401 .
- Стенгер, Виктор (2004). «Настроена ли Вселенная на нас?» (PDF) . В Янг, Мэтт; Эдис, Танер (ред.). Почему разумный замысел терпит неудачу: научная критика нового креационизма . Издательство Университета Рутгерса. стр. 172–184. ISBN 978-0813538723 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2012 года – через Университет Колорадо.
- Страттон-Кент, Джейк (май 1988 г.). «Что такое Каббала?». Равноденствие: Британский журнал Телемы . VII (2): 59–61. ISSN 0953-7015 .
- Томпсон, Л.Б. (1999). Халдейская нумерология: древняя карта для современности . Упорство Пресс. ISBN 978-1892193100 .
- Валерио, Валерио (1971). «БОНГО, Пьетро в «Биографическом словаре» » . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 13 января 2017 г.
- Добродетель, Дорин ; Браун, Линнетт (2005). Числа ангелов: Ангелы объясняют значение 111, 444 и других чисел в вашей жизни . Хэй Хаус. ISBN 978-1401905156 .
- Уокер, Джулия. М. (1998). Зеркала Медузы: Спенсер, Шекспир, Мильтон и метаморфоза женского «я» . Университет Делавэра Пресс. ISBN 0-87413-625-3 .
- Уайтхед, Уиллис Ф. (1899). Мистический тезаурус, или Посвящение в теоретические и практические тайны астральной истины и оккультного искусства: Символ Креста . Чикаго: Уиллис Ф. Уайтхед.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Данн, П. (2008). Магия, сила, язык, символ: исследование лингвистики волшебником . Публикации Ллевеллина. ISBN 978-0-7387-1360-1 .
- Филлипс, С.М. (2009). Математическая связь между религией и наукой . Издательство Энтони Роу. ISBN 978-1-905200-85-6 .
- Шиммель, Аннемари (1993). Тайна чисел . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-87-516422-6 .
- Томпсон, Кэт (2016). Магический язык Книги Закона: английский учебник Каббалы . Хадин Пресс Лимитед. ISBN 978-1-907881-68-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Символика чисел в Британской энциклопедии
- СМИ, связанные с нумерологией, на Викискладе?