Библейская нумерология
Библейская нумерология — это использование нумерологии в Библии для передачи значения, выходящего за рамки числового значения фактического используемого числа. [1] Нумерологические значения в Библии часто относятся к более широкому использованию на Древнем Ближнем Востоке .
Ценности
[ редактировать ]- Три с половиной . Сломанная семерка или символическая неделя, которая «остановлена на полпути своего обычного хода». [2] Самый яркий пример содержится в Даниила 12 :7, где «время, два раза и полвремени» или «время, времена и полвремени» обозначают период времени, в течение которого верные Богу будут преследоваться четвертым зверем. Примерно соответствует осквернению храма при Антиохе IV Епифане (167-164 гг. до н. э.). В различных еврейских источниках три с половиной также обозначают количество времени, которое Храм отведен языческому богослужению (Дан. 7:25; 2 Макк. 10:5; Тест. Левия 17:1). [3] Вариации трех с половиной лет приводят к другим нумерологическим значениям. Например, три с половиной года соответствуют 42 месяцам или 1260 дням. Таким образом, и 42, и 1260 имеют нумерологическое значение в Библии. Символ три с половиной, встречающийся в Библии, может происходить из вавилонского календаря. [4]
- Четыре и десять . Может использоваться для обозначения целостности. [5] У человека десять пальцев на руках и ногах — общее количество цифр , отсюда и наша десятичная система счисления.
- Семь . Может использоваться для обозначения «совершенства» или «полноты». [6] Возможно, это было вызвано тем фактом, что основные лунные фазы длятся примерно 7 дней (7,4) каждая. Примеры включают семь дней творения и, следовательно, семь дней, составляющих неделю, и семь светильников на Храмовой Меноре . Одним из вариантов использования числа семь является использование числа шесть в нумерологии, используемого в качестве финального признака в ряду, ведущем к семерке (например, человечество создано в шестой день в Бытии, из семи дней творения). Иногда это слово используется для обозначения значения, меньшего семерки. Например, число зверя — 666, что представляет его зло и не соответствует божественно совершенному числу семь.
- Семь также можно использовать для обозначения семи холмов Рима и, при дальнейшей экстраполяции, для всех язычников. Пример этого можно увидеть в разнице между двумя чудесами накормления множества Иисуса : первое произошло в Вифсаиде, еврейском регионе, где осталось достаточно еды, чтобы наполнить двенадцать корзин (представляющих двенадцать колен Израилевых), тогда как второе произошло в районе Декаполиса , где преобладают язычники , на этот раз принеся семь корзин с остатками. [7]
- Восемь . Иногда используется для обозначения «новой жизни», «воскресения» или нового начала. В Ноевом ковчеге восемь человек (2 Пет. 2:5), обрезание происходит на восьмой день (Быт. 17:12), восьмитысячный год представляет собой конец (2 Еноха 33; Сивиллинские оракулы 1.280-81). [8] [9] [10] [11]
- Двенадцать . Отражает 12 лунных месяцев в лунном году и относится к полноте, часто связанной с народом Божьим. Есть двенадцать колен Израиля, и Иисус принял решение иметь двенадцать учеников .
- Сорок . Представляет поколение или полный период времени. Давид и Соломон правили всем Израилем каждый по 40 лет. Моисей несколько раз ассоциировался с числом 40: ему было 40 лет, когда он был изгнан из Египта, он вернулся 40 лет спустя, чтобы вывести евреев из плена, провел 40 дней на вершине горы Синай , провел 40 лет с евреями, скитавшимися по пустыня и так далее. Голиаф бросал вызов израильтянам в течение 40 дней, прежде чем Давид убил его. Иисус был искушен сатаной в пустыне 40 дней. Иисус оставался в Иерусалиме и Галилее 40 дней перед своим вознесением.
- Семьдесят . Значение, использовавшееся на древнем Ближнем Востоке для обозначения более крупной группы, обычно группы людей, взятой в целом. [12]
В еврейской Библии
[ редактировать ]Возраст патриархов
[ редактировать ]В следующей таблице перечислены все возрасты патриархов от Адама до Моисея, что в сумме составляет 12 600 лет. [4]
Нет. Патриарх Возраст Нет. Патриарх Возраст Нет. Патриарх Возраст 1 Адам930 10 Ной950 19 Фарра205 2 Сет912 11 Сим600 20 Авраам175 3 Енос905 12 Арпахшад438 21 Исаак180 4 Прохладный910 13 Шела433 22 Джейкоб147 5 Святые895 14 Эбер464 23 Леви137 6 Джаред962 15 Пелег239 24 Кааф133 7 Енох365 16 Реу239 25 Амрам137 8 Мафусаил969 17 Серуг230 26 Моисей120 9 Ламех777 18 Вверх148 ОБЩИЙ 12,600
Значение 12600 — это вариант символического значения 1260, известного из апокалиптического богословия (хотя оно может происходить из более ранних традиций), умноженного только на десять. Патриархальные возрасты были выбраны для достижения этой нумерологической суммы. Другой пример числовой схемы 12 600 можно найти в Военном свитке, обнаруженном в Кумране , где «Сыны Света будут сражаться против Сынов Тьмы в последние дни в течение 35 лет. Использование еврейского лунно-солнечного календаря из 360-дневного года 35 лет равны 12 600 дням». [4]
Наводнение
[ редактировать ]Повествование о наводнении было построено таким образом, чтобы включить в него часто используемые числа, такие как семь и сорок. Неоднократно упоминаются события, происходящие через семь дней (Быт. 7:4, 10; 8:10, 12) и семь пар чистых животных (Быт. 7:2-3). Говорят, что паводковые воды продолжались сорок дней и сорок ночей.
В этом повествовании возможно, что в перикопе потопа некоторые слова были намеренно использованы в количестве, кратном семи (Быт. 6:9-917). Например, Бог семь раз беседует с Ноем. Еврейское слово «плоть» встречается четырнадцать раз (7 х 2), «вода» упоминается двадцать один раз, а «Ной» упоминается тридцать пять раз. В любом случае отличить авторский замысел от совпадения здесь непросто. [13]
Даты и царствование
[ редактировать ]Использование сорока лет в качестве временного интервала (и сокращения для поколения) распространено во многих библейских текстах. Например, в 1 Паралипоменон 5:30-36 перечислены двенадцать поколений, отделяющих Исход от строительства Храма Соломона. Если бы каждое поколение просуществовало сорок лет, это было бы эквивалентно четыремстам восьмидесяти годам, отделяющим Исход от строительства Храма Соломона. Неудивительно, что 3 Царств 6:1 прямо датирует строительство храма Соломона через четыреста восемьдесят лет после Исхода. Ученые, в свою очередь, пришли к выводу, что эта датировка основана на нумерологическом представлении продолжительности поколения. [14] Другие примеры обычно встречаются в библейских текстах. Прежде чем достичь земли обетованной, израильтяне скитались по пустыне сорок лет. Жизнь Моисея прошла три этапа по сорок лет. И Давид, и Соломон правили Израилем сорок лет. Подобным же образом Иисус странствовал по пустыне сорок дней.
Армии
[ редактировать ]В Книгах Паралипоменон использовалось большое количество произведений в литературных и творческих целях, чтобы передать смысл отношений между Богом и монархами. В этом тексте указано количество воинов семи иудейских царей: Ровоама, Авии, Асы, Иосафата, Амасии, Озии и Ахаза.
Армия Иосафата состояла из пяти отрядов, численность каждого из которых либо приближалась к ближайшей сотне тысяч, либо заканчивалась 80 000 (например, 280 000 и 180 000). Общая численность солдат во всех этих частях составляла 1 160 000 человек. Эта цифра, по-видимому, ровно в два раза превышает численность армии отца Иосафата Асы, которая составляет 580 000 человек, но также равна общей численности воинов в армиях трех предшественников Иосафата, вместе взятых: 180 000 человек Ровоама, 400 000 человек Авия и 580 000 человек Асы. Иосафат представлен в библейских текстах как один из праведных царей Иудеи, и, таким образом, его армия значительно превосходила и фактически суммировала армии нескольких его предшественников, чтобы олицетворять божественное благоволение, которое он имел за свою праведность. Кроме того, армия Асы, насчитывающая 580 000 человек, представляет собой точную сумму армий двух его предшественников: 180 000 Ровоама и 400 000 Авии.
Несколько царей после Иосафата записаны как неправедные цари. Следующий царь, чья армия записана, Амасия, имеет 300 000 человек, что соответствует лишь одному из подразделений армии Иосафата (или Асы). У его преемника Озии 307 500 человек, что представляет собой прирост на 7 500 человек. Так получилось, что 7500 — это одна сороковая часть 300 000. Точный смысл этого небольшого повышения неясен. Наконец, следующий царь Ахаз, считающийся мрачным царем в иудейской истории, записанной в Хрониках, теряет в своей армии 120 000 солдат, и таким образом общее количество людей в армии снова возвращается к первоначальным 180 000 Ровоама. [15]
В Хрониках есть и другие крупные армейские деятели. Даже не считая колен Левия и Вениамина, Давид, как говорят, правил более чем 1 100 000 мужчин из Израиля и еще 470 000 мужчин из Иуды, всего 1 570 000 человек. Отряд Авии численностью 400 000 человек может представлять собой сокращение на 70 000 человек, которые, как говорят, погибли из-за чумы, поразившей землю Израиля (1 Лет. 21:14; ср. 2 Цар. 24:15). Кроме того, когда Иеровоам идет в битву против Авии, записано, что он командует ровно вдвое большим числом людей Авии: 800 000 человек. Зара Эфиоплянин идет в бой с Асой с миллионом человек (вероятно, выбранных потому, что это было большое и круглое число). [15] Хотя это и не имеет значения для армии, в Паралипоменон также записано, что 200 000 мирных жителей Иудеи были захвачены израильтянами во время правления Ахаза (2 Пар. 28:8).
Размеры армии в Хрониках Лидер Размер армии Ссылка Дэйвид 1,570,0001 Паралипоменон 21:5 Иеровоам 500,000
( ПОТЕРЯ )2 Паралипоменон 13:17 Ровоам 180,0002 Паралипоменон 11:1, ср. 3 Царств 12:21 Авия 400,0002 Паралипоменон 13:3 Иеровоам 800,0002 Паралипоменон 13:3 Работа 580,0002 Паралипоменон 14:8 Иосафат 1,160,0002 Паралипоменон 17:14-18. Амасия 300,0002 Паралипоменон 25:5 Озия 307,5002 Паралипоменон 26:12-13 Ахаз 180,0002 Паралипоменон 28:6 Зера
Эфиопский1,000,0002 Паралипоменон 14:9
Паралипоменон — не единственный текст в Библии, в котором указаны большие значения размеров армии. В книге «Судьи» мадианитяне теряют в битве в один момент 120 000 человек (Суд. 8:10). Кроме того, говорится, что израильтяне в какой-то момент командовали более чем 400 000 человек (Суд. 20:2, 17). У Самуила число людей, которыми в какой-то момент командовал Саул, достигает 330 000 (1 Цар. 11:8). Тем не менее числа в этих текстах, судя по всему, не использовались в литературных или творческих целях так же, как в Хрониках. Самуил также записывает другую численность армии Давида по сравнению с Паралипоменоном. Во 2 Царств 24:9 число людей Давида составляет 1 300 000. Это представляет собой сумму 800 000 человек из Израиля и 500 000 из Иудеи. С другой стороны, Иосифа Флавия анализ [16] В этом тексте общее количество достигает тех же 1 300 000, но за счет записи 900 000 человек из Израиля и 400 000 человек из Иудеи.
Христианская нумерология
[ редактировать ]В ранней Церкви
[ редактировать ]В первые годы христианства широко отцы церкви комментировали нумерологию . Под влиянием главным образом библейских предписаний отцы вплоть до времени Беды и даже позднее уделяли большое внимание священности и мистическому значению не только некоторых цифр самих по себе, но и числовых сумм, даваемых составляющими буквами, которыми писались слова. Пример можно найти в раннем Послании Варнавы . Этот документ обращается к Книге Бытия. [17] как мистически указывающее на имя и саможертвоприношение грядущего Мессии .
«Итак научитесь, — говорит автор, — что Авраам, первый назначивший обрезание, во время обрезания духом возлагал надежды на Иисуса, получив постановления из трех букв. Ибо в Писании сказано: «И обрезал Авраам из дома своего восемнадцать мужеского пола и триста.' Какое же тогда знание было дано ему? Поймите ли вы, что Он говорит сначала восемнадцать, а затем, через некоторое время, триста? В [числе] восемнадцать [греческая ИОТА] означает 10, [греческая ЭТА] — восемь. Здесь у тебя есть Иисус ([по-гречески] ИЕСУС). И поскольку крест в [греческом ТАУ] должен был иметь благодать, он говорит также: триста». Итак, он открывает Иисуса в двух буквах, а в оставшейся — крест». [18]
Здесь числовое значение греческих букв йота и эта , первых букв Святого Имени, равно 10 и 8, что соответствует 18, а Тау , обозначающее форму креста, представляет собой 300.
Ириней
[ редактировать ]Ириней [19] объясняет число зверя 666 (Апок., XIII, 18) добавлением числового значения каждой « греческой буквы » в именах «Еванф» (Ευανθας), « Латеинос » (Λατεινος) и «Тейтан» (Τειταν) . Составляющая всех греческих букв дает сумму:
Э | Да | А | Н | че | А | С | Сумма |
5 | 400 | 1 | 50 | 9 | 1 | 200 | 666 |
л | А | Т | Э | я | Н | ТО | С | Сумма |
30 | 1 | 300 | 5 | 10 | 50 | 70 | 200 | 666 |
Т | Э | я | Т | А | Н | Сумма |
300 | 5 | 10 | 300 | 1 | 50 | 666 |
Ириней также подробно обсуждает [20] гностическая числовая интерпретация святого имени «Иисус» как эквивалента 888, и он утверждает, что для написания имени еврейскими буквами необходима совершенно иная интерпретация.
Амвросий
[ редактировать ]Св. Амвросий, комментируя дни творения и субботу, отмечает:
Число семь хорошо, но мы объясняем его не по учению Пифагора и других философов, а скорее по проявлению и разделению благодати Духа; ибо пророк Исайя насчитал семь главных даров Святого Духа.
- - Письмо Горонтиану
Августин
[ редактировать ]Августин Гиппопотам , отвечая Тихонию Донатисту что , замечает,
если бы Тихоний сказал, что эти мистические правила открывают некоторые тайники закона, вместо того, чтобы говорить, что они раскрывают все тайны закона, он сказал бы правду [21]
Апокалиптическая нумерология и книга Откровения
[ редактировать ]Апеллируя к традициям Ветхого Завета, которые требовали двух или трех свидетелей для подтверждения свидетельства, два свидетеля Откровения представляют всю церковь в ее особой роли свидетеля. [22]
В Откровении используются три с половиной года и его варианты в 42 месяца и 1260 дней (Откр. 11:2-11; 12:4-6, 11; 13:5). [23]
Четверка часто появляется в Откровении. Это относится к четырем живым существам вокруг Божьего престола (Откр. 4:6, 8; 5:6, 8, 14) и четверному разделению человечества, представляющему все творение. Земля имеет четыре угла (Откр. 7:1), представляющие север, юг, восток и запад (Откр. 21:13). Подобным образом Новый Иерусалим , представляющий новую землю, имеет четыре стороны (Откр. 21:16). [6]
Существует также использование числа шестьсот шестьдесят шесть (666) как числа зверя морского . Число шесть имеет признаки идеальной семерки, но оно ему не соответствует. Это не предел (т.е. семь); только предпоследний (т.е. шесть). Как отмечает Кристофер Роуленд, зверь обладает «большинством признаков истины, поэтому его легко обмануть». [24]
Число «семь» широко используется в Откровении, в том числе в отношении семи церквей , семи чаш , семи печатей , семи труб , семи громов, семи духов Божиих , семи звезд, семи светильников, семи глаз и рогов Агнца Божьего . Бог , семь голов и диадем дракона и семь голов зверя в Книге Откровения.
и У красного дракона морского зверя по десять рогов, обозначающих их право на полную власть (Рог является символом власти во Второзаконии 33:17; 3 Царств 22:11; Псалом 89:17; Откровение 5:6). ; 1 Еноха 90:6-16.). Зверь морской имеет десять диадем на своих десяти рогах ( Откровение 13:1 ), что символизирует его притязания на неограниченную или полную правящую власть. Число, кратное десяткам, усиливает понятие тотальности. Например, тысячелетие (10 х 10 х 10 или тысячелетнее царствование вернувшегося Христа и святых в Откровении 20:4) представляет собой полный, непрерывный период правления, характеризующийся отсутствием сатанинского вмешательства (ср. Откр. 20:2). Десять в кубе также предполагает симметрию. [25] Другие числа, кратные десяткам, удлиняют и усиливают понятие тотальности. 144 000 (Откр. 7:4; 14:1, 3) кратны 12 x 12 x 10 x 10 x 10, символическому числу, обозначающему общее число (десятки) народа Божьего (двенадцать). 12 000 стадий (12 х 10 х 10 х 10) стен Нового Иерусалима в Откровении 21:16 представляют собой огромный город, способный вместить общее число (десятки) Божьего народа (двенадцать). 1600 стадий (4 квадрата по 10 квадратов) в Откровении 14:20 символизируют всемирное разрушение. Четверки, число земли или творения, в сочетании с десятками, числом целостности, предполагают кровавую бойню, которая не только обширна, но и охватывает всю землю. [26]
В Откровении число двенадцать используется для обозначения числа ангелов (Откр. 21:14), числа звезд (12:1), двенадцати ангелов у двенадцати врат, на каждых из которых написаны имена двенадцати апостолов (Откр. 21: 12), сама стена имеет длину 12 х 12 = 144 локтя (Откр. 21:17) и украшена двенадцатью драгоценностями, а дерево жизни имеет двенадцать видов плодов (Откр. 22:2). Новый Иерусалим имеет размеры 12 000 стадий с каждой стороны (Откр. 21:16), это куб и идеальное жилище для всего народа Божьего. Число двенадцать увеличено до 144 000 (12 x 12 x 1 000) в Откровении 7:4; 14:1,3 и указывает на полное число Божьего Израиля: всю христианскую общину. [27]
Другие примеры
[ редактировать ]Апокалиптическое число, полученное из продолжительности 42 месяцев (= 3,5 года), встречается во многих контекстах. Норткот пишет: «В Числах xxxiii перечислены сорок два этапа между Египтом и Землей Обетованной, а в версии LXX Книги Джоша V 6 говорится, что израильтяне провели сорок два года, блуждая по пустыне… [и] согласно Мэтту В 17 году от Авраама до рождения Иисуса прошло сорок два поколения». [4] Более того, Нееман заметил следующее для первых нескольких монархов Израиля: Саул правил 2 года, его сын Ишваал правил 2 года, Давид правил 40 лет и Соломон правил 40 лет. Другими словами, годы правления Саула и Ишбаала также являются идеологическими и возникают в результате совмещения с годами правления Давида и Соломона и в общей сложности достигают 42 лет. [28]
Значение семьдесят встречается в Ветхом Завете пятьдесят два раза. Феншам резюмирует эту тенденцию;
Число семьдесят встречается в Ветхом Завете пятьдесят два раза независимо. Он используется в различных смысловых сферах, а именно. для пальм (Исх. Ис. 27 и Чис. 33. 9), для весов (напр. Исх. 38. 29, Чис. 7), для измерения длины (Иез. 41. 12), для периода времени ( напр. Быт.12, II.26, т.3, Пс.го, Иер.2С;2г., Зах.7.с), для скота, предназначенного для всесожжения (2 Пар. 29. 32) и для людей. Здесь мы хотим подробно остановиться на наступлении семидесятилетия у людей. Его употребляют по отношению к потомкам Иакова (Исх. I. и Втор. 10. 22), к старейшинам Израиля (Исх. 24. I, Числ. II, Иез. 8. II), к покорным царям (Суд. I. 7), для людей, пораженных Господом (I Sam. 6. Ig)l и для сыновей или братьев Судьи или царя. В одном из примеров, Ездра 8.7, упоминаются семьдесят потомков Элама мужского пола. В данном случае мы, вероятно, имеем точное количество людей, как это видно из других цифр, используемых в этом уставе. Применение семидесяти к сыновьям и братьям Судьи или царя можно резюмировать следующим образом: оно употребляется в отношении сорока сыновей и тридцати внуков Авдона, едущих на семидесяти ослах (Суд. 12, 14); два других события представляют особый интерес, а именно. семьдесят сыновей Иероваала (Суд. 8. 30) описаны убитыми Авимелехом (Суд. 9. 5); в 2 кг. 10.1-7 описан заговор Ииуя против семидесяти сыновей Ахава, а также их фактическое убийство. [29]
Феншам также обращает внимание на использование этого значения в разнообразной внебиблейской литературе древнего Ближнего Востока, особенно на его использование в угаритской литературе, посвященной Ваалу.
Также были предложения относительно использования нумерологии в библейской поэзии, например, в псалмах. [30]
Гематрия
[ редактировать ]Различные ученые неоднократно поднимали вопрос о возможности гематрии в еврейской Библии . [31] [32] [33] [34]
В Новом Завете есть по крайней мере два случая появления гематрии. Ссылка на чудесный улов 153 рыб в Иоанна 21:11 в значительной степени рассматривается как применение гематрии, заимствованной из Иезекииля 47. [35] [36] Появление этой гематрии в Иоанна 21:11 связано с одним из свитков Мертвого моря , а именно с 4Q252, в котором также применяется та же гематрия 153, взятая из Иезекииля 47, чтобы утверждать, что Ной прибыл на гору Арарат на 153-й день после начало потопа. [37] Многие историки видят гематрию за ссылкой на число имени зверя в Откровении как «666», что соответствует числовому эквиваленту греческих символов, стоящих за именем «Нерон Цезарь», относящимся к римскому императору I века, преследовавшему ранние христиане. [38] С другой стороны, еще одно возможное влияние на использование числа 666 в Откровении восходит к ссылке на то, что Соломон взял 666 талантов золота в 3 Царств 10:14. [39]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коллинз, Адела Ярбро. Числовая символика в еврейской и раннехристианской апокалиптической литературе. Де Грюйтер, 2016.
- ^ Дж. Массингберде Форд, Откровение , Doubleday Press, 1975, стр. 170.
- ^ DS Рассел. «Обратный отсчет: арифметика и анаграмма в ранней библейской интерпретации». Разоблачительные времена 1993.
- ^ Jump up to: а б с д Норткот, Джереми (2007) «Продолжительность жизни патриархов: схематическое упорядочение в хроногенеалогии», Vetus Testum , стр. 243-257, особенно. 245, 247
- ^ (ред. Берлин, Адель и Марк Бреттлер, Майкл Фишбейн) Библия еврейского изучения, Oxford University Press, 2004, стр. 1505
- ^ Jump up to: а б Дональд Сеньор и др., Католическая учебная Библия , Oxford University Press, 1990, стр. 398–9.
- ^ «В чем разница между накормлением 4000 и 5000? | Блог SHBC» . Баптистская церковь Сомерсет-Хиллз . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Грегори Бил, Книга Откровения: комментарий к греческому тексту , Eerdmans, 1999, стр. 875
- ^ Грант Осборн, Откровение , Baker Academic, 2002, стр. 620-21.
- ^ Дэвид К. Ауне, Откровение 17-22 , Zondervan Academic, 1998, стр. 950
- ^ Аннемари Шиммель, Тайна чисел , Oxford University Press, 1993, стр. 158.
- ^ ФК Феншам, «Число семьдесят в Ветхом Завете и семья Иероваала, Араба, Панаммувы и Атирата», Palestine Exploration Quarterly (1977), стр. 115
- ^ Джошуа Берман, Непоследовательность в Торе , Oxford University Press, 2017, стр. 262-263.
- ^ Джошуа Берман, «Но разве это история? Историческая точность Танаха», Традиция (2020), стр. 19-21.
- ^ Jump up to: а б Кляйн, Нерия (2017) «Кодекс Летописца: Взлет и падение армии Иуды в Книге Паралипоменон», JBH , стр. 1–19 [ нужна полная цитата ]
- ^ Тит Флавий Иосиф . Иудаике Археология . 7.13.1.
- ^ Быт., xiv, 14 и xvii, 23.
- ^ Эп. Варнава, ix.
- ^ Хаер. , В, ххх, 3.
- ^ Хаер., I, viii, 5 [ сомнительно – обсудить ] и 12, [ сомнительно – обсудить ] и II, xxxiv, 4. [ сомнительно – обсудить ]
- О христианской доктрине , III, XLII.
- ^ Крейг Кестер, Откровение , Издательство Йельского университета, 2014, стр. 497.
- ^ Крейг Кестер¸ Откровение , Издательство Йельского университета, 2014, стр. 498.
- ^ Кристофер К. Роуленд, «Книга откровения, введения, комментариев и размышлений», в «Библии нового толкователя » (под редакцией Леандера Э. Кека), Абингдон, 1998, стр. 659.
- ^ Крейг Р. Кестер, Откровение , издательство Йельского университета, 2014, стр. 773.
- ^ Элизабет Шюсслер Фиоренца, Откровение: видение справедливого мира , Fortress Press, 1991, стр. 91.
- ^ Крейг Р. Кестер, Откровение , издательство Йельского университета, стр. 607.
- ^ Надав Нааман, «Был ли Хирбет-Кейафа иудейским городом? Доводы против него», JBH (2017), стр. 16
- ^ ФК Феншам, «Число семьдесят в Ветхом Завете и семья Иероваала, Араба, Панаммувы и Атирата», Palestine Exploration Quarterly (1977), стр. 113
- ^ Джейкоб Базак, «Числовые устройства в библейской поэзии», Ветхий Завет (1988), стр. 333-337
- ^ Кноль, Израиль. «Оригинальная версия священнического рассказа о сотворении мира и религиозное значение числа восемь в Библии» . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Кноль, Израиль (2012). «Сакральная архитектура: числовые измерения библейских стихов». Ветус Заветум . 62 (№ 2): 189–197. дои : 10.1163/156853312x629199 . ISSN 0042-4935 .
- ^ Гуровиц, Виктор (2012). «Пословицы: Введение и комментарий». Микра ле-Исраэль . 1–2 .
- ^ Стивен Либерман, «Месопотамская подоплека так называемых агадических «мер» библейской герменевтики?», Annual Jewish Union College (1987), стр. 157-225
- ^ Ричард Бокэм, «153 рыбы и единство четвертого Евангелия», Neotestamentica 2002.
- ^ Марк Кили, «Еще три истории о рыбах (Иоанна 21:11)», Журнал библейской литературы, 2008 г.
- ^ Джордж Брук. Свитки Мертвого моря и Новый Завет. Крепость Пресс 2005, стр. 286-97.
- ^ Крейг Кестер, Откровение: новый перевод с введением и комментариями , издательство Йельского университета, 2014, стр. 598
- ^ Боднер и Строун, «Соломон и 666 (Откровение 13.18)», Исследования Нового Завета (2020), стр. 299-312.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Использование чисел в церкви ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Символика чисел в Британской энциклопедии
- Числа и цифры в Еврейской энциклопедии
- Символизм чисел в Библии, составленный Феликсом Джастом, SJ, доктором философии.
- Нумерология Торы Йосефа Себага