Книга Бытия
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
Ветхий Завет (христианство) | |||||
|
|||||
Библейский портал | |||||
Книга Бытия (от греческого Génesis , Генезис ; библейского иврита : בְּרֵאשִׁית , латинизированный: Bərēʾšīṯ , букв. «В [в] начале»; Латинское : Liber Genesis ) — первая книга еврейской Библии и христианского Ветхого Завета . [ 1 ] Его еврейское название совпадает с его первым словом Берешит ( « В начале» ). Бытие — это повествование о сотворении мира , ранней истории человечества и происхождении еврейского народа . [ 2 ]
Бытие является частью Торы или Пятикнижия, первых пяти книг Библии. Традиция считает Моисея автором Торы . Вероятно, он был составлен примерно в V веке до нашей эры. [ 3 ] хотя некоторые ученые полагают, что первобытная история (главы 1–11) могла быть составлена и добавлена еще в III веке до нашей эры. [ 4 ] Основываясь на научной интерпретации археологических , генетических и лингвистических данных, большинство ведущих исследователей Библии считают, что Книга Бытия в первую очередь мифологическая, а не историческая .
Он разделен на две части: первобытную историю (главы 1–11) и историю предков (главы 12–50). [ 5 ] В первобытной истории излагаются авторские представления о природе божества и об отношениях человечества с его создателем: Бог создает мир, который добр и пригоден для человека, но когда человек развращает его грехом, Бог решает уничтожить свое творение, пощадив только праведный Ной и его семья смогли восстановить отношения между человеком и Богом. [ 6 ] История предков (главы 12–50) повествует о предыстории Израиля Богом , избранного народа . [ 7 ] По повелению Бога потомок Ноя Авраам отправляется из места своего рождения (описываемого как Ур халдейский и чье отождествление с шумерским Уром является предварительным в современной науке ) в данную Богом землю Ханаан , где он живет как странник , как и его сын Исаак и его внук Иаков . Имя Иакова изменено на «Израиль», и через его сына Иосифа дети Израиля спускаются в Египет, всего 70 человек со своими семьями, и Бог обещает им будущее величия. Бытие заканчивается тем, что Израиль находится в Египте, готовый к приходу Моисея и Исходу (отъезду). Повествование перемежается рядом заветов с Богом, последовательно сужающих масштаб от всего человечества ( завет с Ноем ) до особых отношений только с одним народом (Авраам и его потомки через Исаака и Иакова). [ 8 ]
В иудаизме богословское значение Книги Бытия сосредоточено на заветах, связывающих Бога с Его избранным народом и народ с Землей Обетованной . И в иудаизме, и в христианстве возник жанр литературы, посвященный интерпретации и комментированию повествования о сотворении мира, известный как Гексамерон .
Заголовок
[ редактировать ]Имя Бытие происходит от латинской Вульгаты , которая, в свою очередь, заимствована или транслитерирована из греческого Γένεσις , что означает «происхождение»; Библейский иврит : בְּרֵאשִׁית , латинизированный: Bərēʾšīṯ , «В [в] начале». [ 9 ]
Состав
[ редактировать ]Бытие было написано анонимно, но как еврейская, так и христианская религиозная традиция приписывает все Пятикнижие — Бытие, Исход , Левит , Числа и Второзаконие — Моисею . В эпоху Просвещения философы Бенедикт Спиноза и Томас Гоббс подвергли сомнению авторство Моисея . В 17 веке Ричард Саймон предположил, что Пятикнижие было написано несколькими авторами в течение длительного периода времени. [ 10 ] Об участии нескольких авторов свидетельствуют внутренние противоречия текста. Например, Бытие включает два повествования о сотворении мира . [ 11 ]
К началу 1860-х годов ведущей теорией составления Пятикнижия была старая дополнительная гипотеза. содержащая Бытие 1 и большинство священнических законов в Исходе, Левите и Числах), были составлены во времена царя Соломона священником Эта теория утверждала, что самые ранние части, так называемая Книга Происхождения ( или левитом . Этот автор использовал еврейское слово элохим для обозначения Бога. Эта оригинальная работа была расширена в 8 веке до нашей эры, когда для обозначения Бога использовалось имя Яхве . В VII веке до нашей эры, во времена Иеремии , были добавлены заключительные части Пятикнижия, а именно основные части Второзакония. Это означало бы, что Пятикнижие приняло свою окончательную форму до Вавилонского изгнания ( ок. 598 г. до н. э. – ок. 538 г. до н. э. ). [ 12 ]
В конце XIX века большинство учёных приняли документальную гипотезу . [ 13 ] Эта теория утверждала, что пять книг Пятикнижия произошли из четырех источников: Яхвистского (сокращенно J), Элохиста (E), Второзакония (D) и Священнического источника (P). Считалось, что каждый источник рассказывает одну и ту же основную историю, а источники позже объединялись различными редакторами. [ 14 ] Ученые смогли различать источники по обозначениям Бога. Например, источник Яхве использует Яхве, а источники Элохизма и Священнизма используют Элохима. [ 15 ] Ученые также используют повторяющиеся и повторяющиеся истории для выявления отдельных источников. В Бытии они включают две истории творения, три разных повествования о жене и сестре и две версии того, как Авраам отправляет Агарь и Измаила в пустыню. [ 16 ] [ нужна страница ]
Согласно документальной гипотезе, J был создан в 9 веке до нашей эры в южном Иудейском царстве и считался самым ранним источником. E было написано в северном Израильском царстве в 8 веке до нашей эры. D было написано в Иудее в 7 веке до нашей эры и связано с религиозными реформами царя Иосии ок. 625 г. до н.э. Последним источником был Р, который был написан в V веке в Вавилоне . Судя по этим датам, Бытие и остальная часть Пятикнижия достигли своей окончательной современной формы только после вавилонского изгнания. Юлиус Велльхаузен утверждал, что Пятикнижие было завершено во времена Ездры . В Ездра 7:14 записано, что Ездра путешествовал из Вавилона в Иерусалим в 458 году до н. э. с Божьим законом в руке. Вельхаузен утверждал, что это недавно составленное Пятикнижие. Неемия 8–10 , согласно Велльхаузену, описывает публикацию и общественное признание этого нового свода законов c. 444 г. до н.э. [ 13 ] [ 15 ] Между самыми ранними источниками Пятикнижия и периодом, который они якобы описывают, который закончился ок. 1200 г. до н.э. [ 17 ]
Большинство ученых придерживались документальной гипотезы до 1980-х годов. С тех пор был предложен ряд вариаций и пересмотров документальной гипотезы. [ 18 ] Новая дополнительная гипотеза предполагает три основных источника Пятикнижия: J, D и P. [ 19 ] Источник E считается не более чем вариацией J, а P считается совокупностью исправлений и расширений материала J (или «несвященнического») материала. Девтерономический источник не упоминается в книге Бытия. [ 20 ] Согласно более поздней версии, J датируется либо незадолго до, либо во время вавилонского изгнания, а последнее издание Священника было сделано в конце периода изгнания или вскоре после него. [ 21 ] Почти полное отсутствие всех персонажей и событий, упомянутых в первобытной истории , в остальной части еврейской Библии привело значительное меньшинство ученых к выводу, что эти главы были составлены намного позже, чем последующие, возможно, в III веке до нашей эры. [ 22 ]
Что касается того, почему была создана книга, то теория, которая вызвала значительный интерес, хотя и остается спорной, — это теория персидского императорского разрешения. Это предполагает, что персы империи Ахеменидов после завоевания Вавилона в 539 г. до н.э. согласились предоставить Иерусалиму значительную степень местной автономии внутри империи, но потребовали от местных властей разработать единый свод законов, принятый всем сообществом. Две могущественные группы, составляющие общину, — семьи священников, которые контролировали Второй Храм и вели свое происхождение от Моисея и странствий по пустыне, и крупные семьи землевладельцев, которые составляли «старейшин» и которые вели свое происхождение от Авраама, те, кто «отдал» им землю, конфликтовали по многим вопросам, и каждый из них имел свою «историю происхождения». Однако персидское обещание значительно расширить местную автономию для всех послужило мощным стимулом для сотрудничества в создании единого текста. [ 23 ]
Жанр
[ редактировать ]Бытие — это пример произведения в жанре «древности», каким его знали римляне, популярном жанре, повествующем о внешности людей, их предках и героях, с тщательно продуманными генеалогиями и хронологиями, дополненными историями и анекдотами. [ 24 ] Яркие примеры можно найти в работах греческих историков VI века до нашей эры: их намерением было связать известные семьи своего времени с далеким и героическим прошлым, и при этом они не делали различия между мифом , легендой и фактами. [ 25 ] Профессор Жан-Луи Ска из Папского библейского института называет основное правило историка-антиквара «законом сохранения»: все старое ценно, ничего не уничтожается. Эта древность была необходима, чтобы доказать ценность традиций Израиля народам (соседам евреев в ранней персидской провинции Иудея), а также для примирения и объединения различных группировок внутри самого Израиля. [ 26 ]
Описывая творчество библейских авторов, Джон Ван Сетерс писал, что, не обладая многими историческими традициями и ни одной из далекого прошлого, «им приходилось использовать мифы и легенды более ранних периодов. Чтобы найти смысл в многообразии различных и зачастую противоречивых версии историй и, чтобы связать истории друг с другом, они сопоставили их с генеалогической хронологией». [ 27 ] Тремпер Лонгман описывает Бытие как богословскую историю: «Тот факт, что эти события имели место, предполагается, а не оспаривается. Задача текста состоит не в том, чтобы доказать историю, а, скорее, в том, чтобы произвести на читателя впечатление теологической значимостью этих действий». [ 28 ]
Текстовые свидетели
[ редактировать ]Есть четыре основных текстовых свидетеля книги: Масоретский текст , Самаритянское Пятикнижие , Септуагинта и фрагменты Книги Бытия, найденные в Кумране . Группа Кумрана предоставляет самые старые рукописи, но охватывает лишь небольшую часть книги; в целом масоретский текст хорошо сохранился и надежен, но есть много отдельных случаев, когда другие версии сохраняют превосходное прочтение. [ 29 ]
Структура
[ редактировать ]Бытие, по-видимому, построено вокруг повторяющейся фразы « элле толедот» , означающей «это поколения», при этом первое использование фразы относится к «поколениям неба и земли», а остальная часть обозначает отдельных лиц. [ 30 ] Формула толедот , встречающаяся в книге Бытия одиннадцать раз, служит заголовком, обозначающим переход к новому предмету. [ 31 ] Рассказ о сотворении в Бытие 1 служит прологом всей книги и не начинается с толедота . Толедот делит книгу на следующие разделы: [ 32 ] [ 33 ]
- Бытие 1:1 –2:3 В начале (пролог)
- Бытие 2:4–4:26 Толедот о небе и земле (повествование)
- 5:1–6:8 Толедот Адама Бытие (родословная, )
- Бытие 6:9–9:29 Толедот Ноя Бытии ( повествование о потопе в )
- Бытие 10:1–11:9 Толедот , сыновья Ноя Сим , Хам и Иафет (генеалогия)
- Бытие 11: 10–26 Толедот Симский (родословная)
- Бытие 11:27–25:11 Фарры ( Толедот повествование Авраама )
- Бытие 25: 12–18 ( генеалогия Толедот Измаиловский )
- Бытие 25:19–35:29 Толедот Исаака повествование об ( Иакове )
- Бытие 36:1–36:8 ( родословная Толедот Исава )
- Бытие 36:9–37:1 Толедот Исава, «отец идумеян » (генеалогия)
- Бытие 37:2–50:26 Толедот Иакова ( повествование об Иосифе )
Однако неясно, что это значило для первоначальных авторов, и большинство современных комментаторов делят его на две части в зависимости от предмета: первобытную историю (главы 1–11) и патриархальную историю (главы 12–50). [ 34 ] [ а ] Хотя первая намного короче второй, она излагает основные темы и дает ключ к пониманию всей книги. [ 35 ] Первобытная история имеет симметричную структуру, основанную на истории о потопе (главы 6–9), где события до потопа отражаются событиями после него. [ 36 ] История предков построена вокруг трех патриархов Авраама, Иакова и Иосифа. [ 37 ] Истории об Исааке, возможно, не составляют связного цикла историй и служат мостом между циклами Авраама и Иакова. [ 38 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Первобытная история (главы 1–11)
[ редактировать ]Повествование о сотворении мира в Бытии состоит из двух разных историй; первые две главы примерно соответствуют им. [ б ] В первом случае Элохим , родовое еврейское слово, обозначающее Бога, создает небеса и землю, включая человечество, за шесть дней и отдыхает на седьмой . Во втором случае Бог, которого теперь называют « Яхве Элохим» (в английских переводах переводится как «Господь Бог »), создает двух людей, Адама и Еву , как первых мужчину и женщину, и помещает их в Саду Иден .
В третьей главе Бог наставляет их не есть плоды с дерева познания добра и зла . Они обещают не делать этого, но говорящая змея , изображаемая как обманчивое существо или обманщик , убеждает Еву съесть плод вопреки воле Бога, а она убеждает Адама, после чего Бог изгоняет их и проклинает их обоих - Адам был проклят за то, что получил то, что ему нужно только потом и трудом, а Еве – родить в муках. Христиане трактуют это как « падение человека » в грех . Ева рожает двух сыновей, Каина и Авеля . Каин работает в саду, а Авель занимается мясом; однажды они оба приносят жертвы Богу, и Бог не принимает приношение Каина, но принимает приношение Авеля. Это заставляет Каина возмущаться Авелем, и Каин в конечном итоге убивает его. Затем Бог проклинает Каина . Ева рожает еще одного сына, Сифа , который займет место Авеля в соответствии с обещаниями, данными в 3:15, 20. [ 39 ] [ 40 ]
После того, как многие поколения Адама прошли от линий Каина и Сифа, мир развращается человеческим грехом и нефилимами , и Бог хочет уничтожить человечество за их злодеяния. Однако Ной — единственный хороший человек; поэтому сначала он поручает праведному Ною и его семье построить ковчег и поставить на нем образцы всех животных, по семь пар каждого чистого животного и по одной паре каждого нечистого. Затем Бог посылает великий потоп, чтобы стереть с лица земли остальной мир. Когда воды отступят, Бог обещает, что никогда больше не будет уничтожать мир водой, создавая радугу как символ своего обещания . Бог видит, как человечество сотрудничает в строительстве великого города-башни, Вавилонской башни , и разделяет человечество множеством языков и разделяет их в замешательстве. родословная от Сима до Аврама Затем описывается .
Патриархальный век (главы 12–50)
[ редактировать ]Аврам, человек, произошедший от Ноя, получил указание Бога отправиться из своего дома в Месопотамии в землю Ханаанскую . Там Бог дает обещание Авраму, обещая, что его потомки будут многочисленны, как звезды, но что люди будут терпеть притеснения на чужбине в течение четырехсот лет, после чего они унаследуют землю «от реки Египетской до великая река, река Евфрат ». Имя Аврама изменено на «Авраам», а имя его жены Сары — на Сарру (что означает «царевна»), и Бог говорит, что все мужчины должны быть обрезаны в знак своего обещания, данного Аврааму. Из-за своего преклонного возраста Сарра велит Аврааму взять ее египетскую служанку Агарь во вторую жену (чтобы родить ребенка). Через Агарь у Авраама родился Измаил .
Затем Бог планирует уничтожить города Содом и Гоморру за грехи их народа. Авраам протестует, но ему не удается добиться согласия Бога не разрушать города (рассуждая с Авраамом, что там не нашлось даже десяти праведников; а среди праведников был племянник Авраама Лот ). Ангелы спасают племянника Авраама Лота (который жил там в то же время) и его семью, но его жена оглядывается назад на разрушение (хотя Бог повелел не делать этого) и превращается в соляной столб за то, что пошла против его слова. Дочери Лота, обеспокоенные тем, что они беглецы и никогда не найдут мужей, напоили Лота, чтобы забеременеть от него и родить предков Моавитян и Аммонитян .
Авраам и Сарра отправляются в филистимский город Герар , притворяясь братом и сестрой (они сводные братья и сестры). Царь Герара берет Сарру в жены, но Бог предупреждает его вернуть ее (поскольку на самом деле она жена Авраама), и он подчиняется. Бог посылает Сарре сына и говорит ей, что она должна назвать его Исааком ; через него будет установлен завет (обещание). Затем Сара изгоняет Измаила и его мать Агарь в пустыню (потому что Измаил не ее настоящий сын, а Агарь - рабыня), но Бог спасает их и обещает сделать Измаила великим народом.
Затем Бог испытывает Авраама, требуя, чтобы он принес в жертву Исаака . Когда Авраам собирается наложить нож на своего сына, «Ангел Господень» удерживает его, снова обещая ему бесчисленное потомство. После смерти Сарры Авраам покупает Махпелу (предположительно современный Хеврон ) для семейной гробницы и отправляет своего слугу в Месопотамию, чтобы найти среди своих родственников жену для Исаака; доказав, что она достойна, Ревекка становится невестой Исаака. Хеттура , другая жена Авраама, рожает еще детей, среди потомков которых есть мадианитяне . Авраам умирает в преклонном возрасте, и его семья хоронит его в Хевроне (Махпела).
Жена Исаака Ревекка рожает близнецов Исава (что означает «бархатный»), отца идумеян , и Иакова (что означает «вытеснитель» или «последователь»). Исав был на пару секунд старше, так как первым вышел из утробы и собирался стать наследником; однако по неосторожности он продал свое первородство Иакову за миску похлебки. Его мать, Ревекка, гарантирует, что Иаков по праву получит благословение своего отца как первенец и наследник. В 77 лет Иаков уходит от родителей, позже ищет жену и встречает у колодца Рахиль. Он отправляется к ее отцу, своему дяде , где работает в общей сложности 14 лет, чтобы заработать своих жен, Рахиль и Лию . Имя Иакова изменено на Израиль после его борьбы с ангелом , и от его жен и их служанок у него есть двенадцать сыновей, предков двенадцати колен детей Израиля, и дочь Дина .
Сихем, сын Хамора Евеянина, насилует Дину и просит отца взять ему в жены Дину, согласно главе 34. Иаков соглашается на брак, но требует, чтобы все мужчины племени Еммора были обрезаны, включая Еммора и Сихема. После того, как это было сделано, и все мужчины были еще слабы, сыновья Иакова Симеон и Левий убили всех мужчин. Иаков жаловался, что их поступок будет означать возмездие со стороны других, а именно хананеев и феризеев. Яаков и его племя забрали себе всех евейских женщин и детей, а также скот и другое имущество. [ 41 ]
Иосиф , любимый сын Иакова из двенадцати, вызывает зависть у своих братьев (особенно из-за особых даров, которые дал ему Иаков), и из-за этой зависти они продают Иосифа в рабство в Египет . Джозеф выдерживает множество испытаний, в том числе его невинно приговорили к тюремному заключению, но он остается верным Богу. Через несколько лет он процветает там после того, как фараон Египта просит его истолковать приснившийся ему сон о предстоящем голоде, что Иосиф и делает через Бога. Затем благодарный фараон делает его вторым командующим Египтом, а позже он воссоединяется со своим отцом и братьями, которые не узнают его и не просят еды, поскольку голод достиг и Ханаана. После долгих манипуляций с целью увидеть, ненавидят ли они его по-прежнему, Иосиф раскрывается, прощает им их действия и впускает их и их семью в Египет, где фараон назначает им землю Гесем . Джейкоб вызывает своих сыновей к своей постели и раскрывает их будущее перед смертью. Иосиф доживает до старости и перед смертью говорит своим братьям, что если Бог выведет их из страны, то они должны взять с собой его кости.
Темы
[ редактировать ]Обещания предкам
[ редактировать ]В 1978 году Дэвид Клайнс опубликовал «Тему Пятикнижия» . Считающийся влиятельным как один из первых авторов, поднявших вопрос о всеобъемлющей теме Пятикнижия, Клайнс пришел к выводу, что общая тема — это «частичное выполнение — что подразумевает также частичное неисполнение — обещания или благословения Пятикнижия». Патриархи». (Называя исполнение «частичным», Клайнс обращал внимание на тот факт, что в конце Второзакония народ Израиля все еще находится за пределами Ханаана.) [ 42 ]
Патриархами или предками являются Авраам , Исаак и Иаков со своими женами (Иосиф обычно исключается). [ 43 ] Поскольку им не было открыто имя ЯХВЕ, они поклонялись Элу в различных его проявлениях. [ 44 ] (Однако стоит отметить, что в яхвистском источнике патриархи обращаются к божеству по имени ЯХВЕ, например, в Бытие 15.) Через патриархов Бог объявляет об избрании Израиля, то есть он избирает Израиль своим своих особенных людей и посвящает себя их будущему. [ 45 ] Бог говорит патриархам, что он будет верен их потомкам (т.е. Израилю), и ожидается, что Израиль будет верить в Бога и Его обещание. («Вера» в контексте Книги Бытия и еврейской Библии означает согласие на долговые отношения, а не совокупность убеждений.) [ 46 ]
Само обещание состоит из трех частей: потомство, благословения и земля. [ 47 ] Исполнение обещания, данного каждому патриарху, зависит от наличия наследника мужского пола, и история постоянно осложняется тем фактом, что каждая будущая мать — Сара , Ревекка и Рахиль — бесплодна. Предки, однако, сохраняют свою веру в Бога, и Бог в каждом случае дает сына — в случае Иакова двенадцать сыновей, основу избранных израильтян . Каждое последующее поколение трех обетований достигает более полного исполнения, пока через Иосифа «весь мир» не обретет спасение от голода, [ 48 ] и, приведя детей Израиля в Египет, он становится средством, с помощью которого обетование может быть исполнено. [ 43 ]
Божий избранный народ
[ редактировать ]Ученые в целом согласны с тем, что тема божественного обетования объединяет патриархальные циклы, но многие оспаривают эффективность попыток исследовать богословие Книги Бытия, рассматривая единую всеобъемлющую тему, вместо этого ссылаясь на более продуктивный анализ цикла Авраама, цикла Иакова, и цикл Иосифа, и яхвистские и священнические источники . [ 49 ] Проблема заключается в том, чтобы найти способ объединить патриархальную тему божественного обетования с историями Бытия 1–11 ( первобытной истории ) с их темой Божьего прощения перед лицом злой природы человека. [ 50 ] [ 51 ] Одно из решений состоит в том, чтобы рассматривать патриархальные истории как результат решения Бога не оставаться отчужденным от человечества: [ 51 ] Бог творит мир и людей, люди восстают, а Бог «избирает» (выбирает) Авраама. [ 8 ]
К этому основному сюжету (идущему от Яхвиста) священнический источник добавил ряд заветов, разделяющих историю на этапы, каждый из которых имеет свой отличительный «знак». Первый завет заключается между Богом и всеми живыми существами и отмечен знаком радуги; второй — у потомков Авраама ( измаильтян и других, а также израильтян), и признак его — обрезание ; и последнее, которое появляется только в Книге Исхода, принадлежит только Израилю, и его признак — Суббота . Великий лидер выступает посредником в каждом завете ( Ной , Авраам, Моисей), и на каждом этапе Бог постепенно раскрывает себя по его имени ( Элогим перед Ноем, Эль-Шаддай перед Авраамом, Яхве перед Моисеем). [ 8 ]
Обман
[ редактировать ]На протяжении всего Бытия различные персонажи прибегают к обману или хитростям, чтобы выжить или процветать. Библеист Дэвид М. Карр отмечает, что такие истории отражают уязвимость, которую чувствовали древние израильтяне, и что «такие истории могут быть основным способом обрести надежду и противостоять господству». Примеры включают в себя: [ 52 ]
- Чтобы избежать смерти, патриарх (Авраам в 12:10–20 и 20:1–18 и Исаак в 26:6–11) говорит царю, что его жена на самом деле его сестра .
- В главе 25 Иаков обманом заставляет Исава продать свое первородство за горшок чечевичной похлебки.
- В главе 27 Ревекка обманом заставляет Исаака дать Иакову высшее благословение вместо Исава.
- В главе 29 Иаков считает, что женится на Рахиль, но его обманом заставляют жениться на ее сестре.
Культурное влияние
[ редактировать ]Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2024 г. ) |
Суммируя промежутки времени в генеалогиях Книги Бытия, религиозные авторитеты вычислили возраст мира с момента сотворения. Эта система счета лет Anno Mundi лежит в основе еврейского и византийского календарей . Подсчеты несколько различаются, но обычно они определяют возраст Земли примерно в шесть тысяч лет.
Во время протестантской Реформации соперничество между христианами-католиками и протестантами привело к более тщательному изучению Библии и соревнованию в том, чтобы более серьезно относиться к ее словам. Таким образом, ученые Европы XVI-XIX веков рассматривали книгу Бытия как фактическую. По мере того как были обнаружены доказательства в области палеонтологии , геологии и других наук, учёные пытались вписать эти открытия в историю сотворения Книги Бытия. [ 53 ] Например, Иоганн Якоб Шейхцер в XVIII веке считал, что окаменелости — это останки существ, погибших во время наводнения. Это буквальное понимание Книги Бытия потеряло популярность среди учёных во время викторианского кризиса веры, поскольку появились доказательства того, что Земля была намного старше шести тысяч лет.
Еженедельные главы Торы в иудаизме
[ редактировать ]В религиозных еврейских общинах принято еженедельную главу Торы , в народе называемую парашахом , читать во время еврейских молебнов по субботам, понедельникам и четвергам. Полное имя, , Парашат ха-Шавуа в народе сокращается до парашах (также паршах / p ɑː r ʃ ə / или парша ) , а также известно как Сидра (или Седра / s ɛ d r ə / ).
Парашах — это раздел Торы ( Пятикнижия Моисея), используемый в еврейской литургии в течение определенной недели. Всего существует 54 еженедельные главы, или парашиот на иврите, и полный цикл читается в течение одного еврейского года.
Первые 12 из 54 взяты из Книги Бытия, и это:
- Главы 1–6 (стихи 1–8) Парашат Берешит
- Chapters 6 (v. 9 ff )–11 Parashat Noach
- Главы 12–17 Парашат Леха
- Главы 18–22 Парашат Вайера
- Главы 23–25 (ст. 1–18) Парашат Чайей Сара
- Chapters 25 (v. 19 ff )–28 (v. 1–9) Parashat Toledot
- Chapters 28 (v. 10 ff )–32 (v. 1–3) Parashat Vayetzei
- Chapters 32 (v. 4 ff )–36 Parashat Vayishlach
- Chapters 37–40 Parashat Vayeshev
- Chapters 41–44 (v. 1–17) Parashat Miketz
- Chapters 44 (v. 18 ff )–47 (v. 1–27) Parashat Vayigash
- Chapters 47 (v. 28 ff )–50 Parashat Vayechi
См. также
[ редактировать ]- Аполлон-8 читает Бытие на лунной орбите
- Библейская критика
- Критика Библии
- Знакомство с Библией
- Энума Элиш
- Историчность Библии
- Интерпретации Книги Бытия
- Потерянный рай
- Протевангелий
Примечания
[ редактировать ]- ^ Еженедельные главы Торы , Парашот , делят книгу на 12 чтений.
- ↑ Говоря о разобщенности Пятикнижия, Баден (2019 , стр. 14) пишет: «Две истории сотворения из Бытия 1 и 2 дают начало. Невозможно читать их как единое единое повествование, поскольку они расходятся во мнениях. почти каждый момент, от природы мира до творения, порядка творения и продолжительности времени, которое заняло творение».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гамильтон 1990 , с. 1.
- ^ Суини 2012 , с. 657.
- ^ Оливер, Саймон (2017). Создание . Блумсбери. п. 12. ISBN 9780567656117 .
- ^ Гмиркин 2006 , с. 3.
- ^ Бергант 2013 , с. xii.
- ^ Бандстра 2008 , с. 35.
- ^ Бандстра 2008 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с Бандстра 2004 , стр. 28–29.
- ^ Карр 2000 , с. 491.
- ^ Ван Сетерс 1998 , стр. 5.
- ^ Лонгман 2005 , стр. 47–48.
- ^ Дэвис 1998 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис 1998 , с. 19.
- ^ Гудер 2000 , стр. 12–14.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Сетерс 1998 , стр. 9.
- ^ Боадт, Клиффорд и Харрингтон 2012 .
- ^ Дэвис 1998 , с. 20.
- ^ Лонгман 2005 , с. 49.
- ^ Ван Сетерс 1998 , стр. 14.
- ^ Ван Сетерс 2004 , стр. 30–86.
- ^ Дэвис 1998 , с. 37.
- ^ Гмиркин 2006 , стр. 240–241.
- ^ Ска 2006 , стр. 169, 217–218.
- ^ Ван Сетерс 2004 , стр. 113–114.
- ^ Уайбрей 2001 , с. 39.
- ^ Ска 2006 , стр. 169.
- ^ Ван Сетерс 1998 , стр. 21–22.
- ^ Лонгман 2005 , с. 62.
- ^ Хендель 1992 , с. 933.
- ^ Гамильтон 1990 , с. 2.
- ^ Шварц 2016 , с. 1.
- ^ Арнольд 1998 , стр. 17–18.
- ^ Лейтхарт 2017 .
- ^ Уайбрей 2001 , с. 41.
- ^ Маккеун 2008 , с. 2.
- ^ Уолш 2001 , с. 112.
- ^ Бергант 2013 , с. 45.
- ^ Бергант 2013 , с. 103.
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 290.
- ^ Гамильтон 1990 , с. 242.
- ^ «Книга Берешит (Бытие): Глава 34» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Клайнс 1997 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон 1990 , с. 50.
- ^ Коллинз 2007 , с. 47.
- ^ Брюггеманн 2002 , с. 61.
- ^ Брюггеманн 2002 , с. 78.
- ^ Маккеун 2008 , с. 4.
- ^ Уэнам 2003 , с. 34.
- ^ Гамильтон 1990 , стр. 38–39.
- ^ Хендель 1992 , с. 935.
- ^ Перейти обратно: а б Куглер и Хартин 2009 , с. 9.
- ^ Карр 2021 , стр. 50–51.
- ^ Гохау 1990 , стр. 47–51.
Библиография
[ редактировать ]- Арнольд, Билл Т. (1998). Встреча с Книгой Бытия: исследование ее содержания и проблем . Знакомство с библейскими исследованиями. Гранд-Рапидс, Мичиган, США: Baker Academic. ISBN 9781585585397 .
- Баден, Джоэл С. (2019). Книга Исход: Биография . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-18927-7 .
- Бандстра, Барри Л. (2004). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Уодсворт. ISBN 978-0-495-39105-0 .
- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета . Cengage Обучение. ISBN 978-0-495-39105-0 .
- Бергант, Дайан (2013). Бытие: В начале . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-8275-3 .
- Боадт, Лоуренс ; Клиффорд, Ричард Дж.; Харрингтон, Дэниел Дж. (2012). Чтение Ветхого Завета: Введение (2-е изд.). Паулист Пресс. ISBN 9781616436704 .
- Брюггеманн, Вальтер (2002). Отзвуки веры: Богословский справочник по темам Ветхого Завета . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 978-0-664-22231-4 .
- Карр, Дэвид М. (2000). «Бытие, Книга». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-0-567-37287-1 .
- Карр, Дэвид М. (2021). Еврейская Библия: современное введение в христианский Ветхий Завет и еврейский Танах (2-е изд.). Уайли Блэквелл. ISBN 9781119636670 .
- Клайнс, Дэвид А. (1997). Тема Пятикнижия . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0-567-43196-7 .
- Коллинз, Джон Дж. (2007). Краткое введение в еврейскую Библию . Крепость Пресс.
- Дэвис, солдат (1998). «Введение в Пятикнижие» . В Джоне Бартоне (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-875500-5 .
- Гохау, Габриэль (1990). История геологии . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-1666-0 .
- Гудер, Паула (2000). Пятикнижие: история начала . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-08418-7 .
- Гмиркин, Рассел Э. (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход Блумсбери. ISBN 978-0-567-13439-4 .
- Гамильтон, Виктор П. (1990). Книга Бытия: главы 1–17 . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2521-6 .
- Хендель, Р.С. (1992). «Бытие, Книга». В Фридмане, Д.Н. (ред.). Якорный Йельский библейский словарь . Том. 2. Даблдей.
- Куглер, Роберт; Хартин, Патрик (2009). Ветхий Завет между теологией и историей: критический обзор . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4636-5 .
- Лейтхарт, Питер (5 сентября 2017 г.). «Толедот и структура Книги Бытия» . theopolisinstitute.com . Институт Теополиса. Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 9 марта 2024 г.
- Лонгман, Тремпер (2005). Как читать Бытие . Как читать сериал. Межвузовская пресса. ISBN 9780830875603 .
- Мэтьюз, Кеннет А. (1996). Новый американский комментарий: Бытие 1–11:26 Том. 1А . Нэшвилл: Издательская группа B&H. ISBN 9780805401011 .
- МакКаун, Джеймс (2008). Бытие . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2705-0 .
- Шварц, Сара (2016). «Повествовательные формулы Толедо в книге Бытия: случай неба и земли, Ноя и Исаака» . Журнал Еврейских Писаний . 16 :1–36. дои : 10.5508/jhs.2016.v16.a8 . Архивировано (PDF) из оригинала 21 октября 2020 г.
- Ска, Жан-Луи (2006). Введение в чтение Пятикнижия . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-122-1 .
- Суини, Марвин (2012). «Бытие в контексте еврейской мысли». В Эвансе, Крейг А.; Лор, Джоэл Н. (ред.). Книга Бытия: состав, восприятие и интерпретация . Брилл. ISBN 978-90-04-22653-1 .
- Ван Сетерс, Джон (1998). «Пятикнижие». Стивен Л. Маккензи, Мэтт Патрик Грэм (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25652-4 .
- Ван Сетерс, Джон (2004). Пятикнижие: комментарий социальных наук . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-08088-2 .
- Уолш, Джером Т (2001). Стиль и структура библейского еврейского повествования . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5897-0 .
- Уэнам, Гордон (2003). «Генезис» . В Джеймсе Д.Г. Данне, Джоне Уильяме Роджерсоне (ред.). Библейский комментарий Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Уайбрей, Р.Н. (2001). «Генезис» . В Джоне Бартоне (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-875500-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Комментарии
[ редактировать ]- Бленкинсопп, Джозеф (2011). Сотворение, несотворение, воссоздание: дискурсивный комментарий к Бытию 1–11 . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-37287-1 .
- Брюггеманн, Вальтер (1986). Бытие . Толкование: Библейский комментарий для обучения и проповеди. Атланта: Джон Нокс Пресс. ISBN 0-8042-3101-Х .
- Коттер, Дэвид В. (2003). Бытие . Литургическая пресса . ISBN 978-0-8146-5040-0 .
- Де Ла Торре, Мигель (2011). Бытие . Вера: богословский комментарий к Библии. Вестминстер Джон Нокс Пресс.
- Фретхайм, Теренс Э. «Книга Бытия». В Библии Нового Толкователя . Под редакцией Леандера Э. Кека, том. 1, стр. 319–674. Нэшвилл: Абингдон Пресс, 1994. ISBN 0-687-27814-7 .
- Гамильтон, Виктор П. (1995). Книга Бытия: главы 18–50 . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2309-0 .
- Хирш, Самсон Рафаэль . Пятикнижие: Бытие Перевод Исаака Леви. Иудаика Пресс, 2-е изд. ISBN 0-910818-12-6 . Первоначально опубликовано как «Пятикнижие», переведенное и объясненное, Франкфурт, 1867–1878 гг.
- Касс, Леон Р. Начало мудрости: чтение Бытия . Нью-Йорк: Свободная пресса, 2003. ISBN 0-7432-4299-8 .
- Кесслер, Мартин; Дерлоо, Карел Адриан (2004). Комментарий к книге Бытие: Книга начал . Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-4205-7 .
- Плаут, Гюнтер . Тора: современный комментарий (1981), ISBN 0-8074-0055-6
- Роджерсон, Джон Уильям (1991). Бытие 1–11 . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-08338-8 .
- Сакс, Роберт Д. (1990). Комментарий к книге Бытия . Эдвин Меллен.
- Сарна, Нахум М. Комментарий Торы JPS: Бытие: традиционный текст на иврите с новым переводом JPS . Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1989. ISBN 0-8276-0326-6 .
- Спейзер, EA Genesis: Введение, перевод и примечания . Нью-Йорк: Якорная Библия , 1964. ISBN 0-385-00854-6 .
- Таунер, Уэйн Сибли (2001). Бытие . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25256-4 .
- Тернер, Лоуренс (2009). Бытие, второе издание . Шеффилд Феникс Пресс. ISBN 978-1-906055-65-3 .
- Фон Рад, Герхард (1972). Бытие: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22745-6 .
Общий
[ редактировать ]- Бленкинсопп, Джозеф (2004). Сокровища старые и новые: Очерки теологии Пятикнижия . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2679-4 .
- Кэмпбелл, Энтони Ф; О'Брайен, Марк А. (1993). Источники Пятикнижия: Тексты, Введения, Аннотации . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-1367-0 .
- Карр, Дэвид М. (1996). Чтение переломов Книги Бытия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22071-6 .
- Хендель, Рональд (2012). Книга «Бытие»: Биография (Жизнеописания великих религиозных книг) . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-14012-4 .
- Левин, Кристоф Л. (2005). Ветхий Завет: Краткое введение . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-11394-4 .
- Макинтайр, Марк (2008). Борьба с Богом: Введение в Пятикнижие . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-88146-101-5 .
- Ньюман, Мюррей Л. (1999). Бытие (PDF) . Публикации движения вперед, Цинциннати, Огайо. Архивировано из оригинала (PDF) 20 мая 2013 г. Проверено 19 марта 2016 г.
- Ван Сетерс, Джон (1992). Пролог к истории: Яхвист как историк в книге Бытия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22179-9 .