Адам в раввинской литературе
Раввинистическая литература | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||
Талмудическая литература | ||||||||||||
|
||||||||||||
Галахический Мидраш | ||||||||||||
|
||||||||||||
Агадический Мидраш | ||||||||||||
|
||||||||||||
Таргум | ||||||||||||
|
||||||||||||
Аллюзии в раввинской литературе на библейский образ Адама , созданного согласно Книге Бытия Богом в Эдемском саду как первого человека, расширяются, уточняются и делают выводы из того, что представлено в тексте самой Библии.
Как представитель человечества
[ редактировать ]Хотя родовой характер имени Адама в старых частях Священного Писания, где оно встречается с артиклем («человек»), постепенно уходил из виду, его типичный характер как представителя единства человечества постоянно подчеркивался. :
Почему сначала был создан только один экземпляр человека? Научить нас тому, что тот, кто уничтожает одну душу, уничтожает целый мир и что тот, кто спасает одну душу, спасает целый мир; более того, ни одна раса или класс не может претендовать на более благородное происхождение, говоря: «Наш отец родился первым»; и, наконец, чтобы засвидетельствовать величие Господа, Который заставил чудесное многообразие человечества исходить из одного типа. И почему Адам был создан последним из всех существ? Научить его смирению; ибо если он властен, пусть вспомнит, что маленькая муха предшествовала ему в порядке творения. [ 1 ]
Таким образом, в споре о том, какой библейский стих выражает фундаментальный принцип Закона, Симеон бен Аззай утверждал — против рабби Акивы , который (вслед за Гиллелем Старшим ) выделил Золотое Правило (Левит 19:18), — что Принцип любви должен иметь в своей основе Бытие 5:1 , которое учит, что все люди являются потомками Того, Кто был создан по образу Божию. [ 2 ]
творение Адама
[ редактировать ]Бог убрал пыль с места Храма в Иерусалиме [ 3 ] и четыре части света, смешав его с водами всех морей, и сделали его красным, черным и белым. Йоханан бар Наппаха интерпретирует имя Адама как акростих אפר, דם, מרה «пепел, кровь, желчь». [ 4 ] У рабби Меира есть традиция, согласно которой Бог создал Адама из праха, собранного со всего мира; а авва Ариха говорит: «Голова его была сделана из земли Святой Земли, основное тело — из Вавилонии, а различные члены — из разных земель». [ 5 ]
Однако существуют две точки зрения на природу человека, представленные в двух библейских историях о сотворении человека; они выявляются с большей силой и в агаде . «Оба мира, небо и земля, должны были участвовать в творении человека; поэтому Господь посоветовался с сонмом ангелов, когда Он сказал: «Сотворим человека»» [ 6 ] Его тело простиралось от земли до неба [или от одного конца света до другого], прежде чем грех заставил его утонуть». [ 7 ] «Он был необычайно красив и сиял, как солнце» [ 8 ] «Кожа Его была яркой одеждой, сияющей, как ногти его; когда он согрешил, это сияние исчезло, и он появился нагим». [ 9 ] Когда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему», ангелы на небесах, исполненные зависти, сказали: «Что такое человек, как Ты думаешь о нем? Тварь, полная лжи, ненависти и раздора!» Но Любовь выступила в его пользу; и Господь сказал: «Да прорастет истина из земли!» [ 10 ]
Мидрашическая легенда повествует, что ангелы были настолько удивлены и трепетны при виде Адама, образа Бога, что хотели воздать ему должное и воскликнуть: «Свят!» Но Господь навел на него сон, так что он лежал, как труп, и сказал Господь: «Остановитесь от человека, у которого дыхание в ноздрях его: ибо за что ему счет?» (Исаия 2:22). [ 11 ] Другая версия состоит в том, что все остальные создания, дивясь величию Адама, пали ниц перед ним, приняв его за своего создателя; после чего он указал вверх на Бога, восклицая: «Господь царствует, Он облачен величием!» (Псалмы 92:1). [ 12 ]
Падение
[ редактировать ]У Адама в раю были ангелы, которые прислуживали ему и танцевали перед ним. [ 13 ] Он ел «ангельский хлеб». [ 14 ] Все творения склонялись перед ним в трепете. Он был светом миру, [ 15 ] но грех лишил его всякой славы. Земля и небесные светила утратили свою яркость, которая вернется только в мессианское время. [ 16 ] Смерть пришла на Адама и все творение. Божий день длится тысячу лет, [ 17 ] Адаму было разрешено жить 930 лет, на 70 лет меньше тысячи. [ 18 ] чтобы сбылось утверждение: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Животные больше не боялись человека как своего правителя; вместо этого они напали на него. Но хотя грех имел фатальные последствия, и действие яда змея все еще ощущают на себе все последующие поколения, если только они не будут освобождены от него заветом Синайским. [ 19 ]
Смертоносное воздействие греха можно устранить покаянием. Следовательно, Адам представлен как прообраз кающегося грешника. Так его описывают [ 20 ] как перенесение ужасного испытания во время поста, молитвы и омовения в реке в течение 47 дней (семь недель, Пирке де рабби Элиэзер ), или дважды по семь недель - сокращение дней после взятия Тишри Адамом в знак гнева Божьего , пока после зимнего солнцестояния дни снова не стали длиннее, когда он принес жертву благодарения. Другая точка зрения состоит в том, что, когда на следующее утро взошло солнце, он вознес благодарение, к которому присоединились ангелы, воспевая субботний псалом (Псалом 92).
Из-за субботы солнце сохраняло свою яркость в течение дня; но когда тьма вошла в Адама, его охватил страх, думая о своем грехе. Тогда Господь научил его добывать огонь, сталкивая камни. С этого момента огонь приветствуется благословением в конце каждого субботнего дня. [ 21 ]
Когда Адам услышал проклятие: «Ты будешь есть травы земные», он пошатнулся и сказал: «О Господь, неужели я и моя осла должны есть из одного ясля?» Затем голос Божий раздался ободряюще: «В поте лица твоего будешь есть хлеб!» Есть комфорт в работе. Ангелы научили Адама земледелию, всем ремеслам, а также работе с железом. [ 22 ] Адаму было приписано изобретение письменности.
Одежды, сделанные Богом для Адама, были не из кожи (עור), а из света (אור), [ 23 ] и одежды славы были сделаны из кожи змеи. [ 24 ]
Адам в мире будущего
[ редактировать ]Адам был первым, кто получил обещание воскресения. [ 25 ]
Еврейскую точку зрения на грех Адама лучше всего выразил раввин Амми : [ 26 ] «Ни один человек не умирает без собственного греха. Соответственно, все благочестивые, которым разрешено увидеть Шхину перед смертью, упрекают Адама (проходя мимо него у ворот) за то, что он навлек на них смерть; на что он отвечает : «Я умер только за один грех, а ты совершил много: из-за них ты умер, а не из-за меня»; [ 27 ]
Адаму приписывают Псалмы 5, 19, 24 и 92. [ 28 ]
Идея раввинов заключалась в том, что « Адам был создан из праха того места, где должно было возникнуть святилище для искупления всех человеческих грехов», так что грех никогда не должен быть постоянной или неотъемлемой частью человеческой природы. [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сравните Синедрион 4:5; правильное прочтение в Тосефте, Синедрион 8:4-9.
- ^ Сифра , Кедошим, 4; Йерушалми Недарим 9 41c; Бытие Раба 24
- ^ Таргум Йерушалми - Бытие 2:7; сравните Пирке де Рабби Элиэзер 11, 20
- ^ Сота 5а
- ^ Синедрион 38а и последующие; сравните Бытие Рабба 8; Мидраш Теилим 139:5; и Танхума, Пекудей, 3, конец
- ^ Бытие 1:26, Бытие Рабба 8.
- ^ Агига 12а, Синедрион 38б.
- ^ Бава Батра 58а
- ^ Таргум Йерушалми Бытие 3:7; Бытие Раба 11
- ^ Бытие Раба 8; Мидраш Теилим 8
- ^ Рабба Бытие
- ^ Пирке де Рабби Элиэзер 11; Танхума , Пекудей 3
- ^ Синедрион 59б, Бава Батра 75а, Пирке де Рабби Элиэзер 12
- ^ Сравните Псалмы 73:26; Йома 75б
- ^ Йерушалми Шаббат 2 5б
- ^ Бытие Раввин 12; Зоар , 3 83б
- ^ Псалмы 90:4
- ^ Бытие Рабба
- ^ Авода Зора, 22б.
- ^ Эрувин 18б; Авода Зара 8а; Авот рабби Натана 1; Пирке де рабби Элиэзер
- ^ Песикта Раббати 23; Пирке де Рабби Элиэзер 20; аналогично, Песахим 54а
- ^ Бытие Рабба 24; Песахима 54а
- ^ Бытие Раба 20
- ^ Таргум Йерушалми, Бытие 3:21.
- ^ Бытие Раба 21:7, после Псалмов 17:15.
- ↑ Шаббат 55а, на основе Иезекииля 18:20.
- ^ Танхума, Хуккат, 16 лет.
- ^ Мидраш Теилим 5:3; Бытие Раба 2, конец; Медицинская перспектива 46; см. Бахера, «Ag. Pal. Love». ii. 337 и последующие.
- ^ Бытие Раба 14, Йерушалми Назир 7 56б
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Адам» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.