Jump to content

Трагедия человека

Трагедия человека
Первое издание
Автор Имре Мадах
Оригинальное название Трагедия человека
Язык венгерский
Жанр Игра , драма
Дата публикации
1861
Место публикации Венгрия

Трагедия человека ( венгерский : Az ember tragédiája пьеса венгерского ) писателя Имре Мадаха . Впервые она была опубликована в 1861 году. Пьеса считается одним из крупнейших произведений венгерской литературы и одной из наиболее часто ставящихся сегодня венгерских пьес. Многие строки стали обычными цитатами в Венгрии. фильм 1984 года «Благовещение» ( Angyali üdvözlet По пьесе был снят ), а также анимационный фильм 2011 года «Трагедия человека» .

Краткое содержание

[ редактировать ]

Главные герои — Адам, Ева и Люцифер . Когда Бог создает вселенную, Люцифер осуждает это как бесполезное, заявляя, что человек скоро будет стремиться стать богом, и требуя своего права на мир, потому что человек был создан по образу Бога, «древнему духу отрицания». Бог изгоняет его с Небес, но исполняет его желание: два проклятых дерева в Эдеме, Древо познания и Древо бессмертия. Играя на тщеславии Евы и гордости Адама, Люцифер соблазняет обоих на грех . После грехопадения и изгнания из Эдема Адам все еще слишком горд, чтобы признать, что он поступил неправильно. Вместо этого он рассказывает о своих мечтах о человеческом прогрессе и достижениях; он чувствует, что теперь, свободный от Божьих правил, он готов стремиться к своей славе. Люцифер усыпляет Адама, и они оба начинают путешествовать по истории. Первый период, который они посещают, Древний Египет, является реализацией мечты Адама об огромных человеческих достижениях. Однако его радость внезапно обрывается, когда он обнаруживает, что пирамиды строятся на спинах рабов (как указывает казненный позже раб, «миллионы за одного»). Адам в роли фараона влюбляется в Еву, девушку-рабыню; с новой надеждой он теперь говорит Люциферу отвезти его в мир, где все люди живут в равенстве, и Люцифер переносит его в демократическую Грецию. В каждом периоде предыдущие мечты Адама раскрываются как тщетные, ошибочные или недостижимые, и Ева появляется как раз вовремя, чтобы освежить дух Адама, и цикл повторяется.

Изгнание ; иллюстрация Михая Зичи

Адам и Люцифер представлены в начале каждой сцены: Адам берет на себя различные важные исторические роли, а Люцифер обычно выступает в роли слуги или доверенного лица. Ева появляется в каждой сцене лишь позже, обычно как исторический персонаж. Адам обычно поглощен своей ролью в начале каждой сцены и только ближе к концу начинает осознавать себя и осознавать Люцифера как своего наставника. Ева никогда не выходит из образа. Начиная с периода XIX века, Адам больше не является лидером, а отступает к роли наблюдателя, его политический и исторический энтузиазм исчез. Точно так же на протяжении всего сна Адам становится старше и старше с каждой проходящей сценой, что символизирует не только его растущую мудрость, но и растущее бремя безнадежности.

Последняя сцена сна происходит в ледниковом периоде в далеком будущем. Солнце умирает, цивилизация исчезла, а человечество превратилось в нескольких разрозненных дикарей, пытающихся выжить. Никогда не решается, действительно ли это будущее, которое предвидел Мадах, или это тщательно продуманная иллюзия со стороны Люцифера, призванная заставить Адама потерять надежду раз и навсегда. Проснувшись от своего сна, Адам заявляет, что будущее безнадежно и что единственный выход, который теперь доступен ему, - это убить себя, тем самым положив конец человечеству до его начала и предотвратив все бессмысленные страдания, которые готовит будущее. Когда он собирается броситься со скалы, Ева находит его и радостно объявляет, что беременна. Адам падает на колени и заявляет, что Бог победил его. Бог упрекает сатану и говорит Адаму, что независимо от того, видит он надежду или нет, его задача состоит только в том, чтобы «стараться и иметь веру».

Последовательность сцен

[ редактировать ]

«Трагедия человека» содержит пятнадцать сцен, изображающих десять исторических периодов. Сцены, их места и личности главных героев в каждой из них следующие.

СЦЕНА 1 – На Небесах , сразу после сотворения мира .
СЦЕНА 2 – В Эдемском саду в начале человеческой истории, вероятно, около 75 000 г. до н.э.
СЦЕНА 3 – За пределами Эдемского сада в начале человеческой истории.
СЦЕНА 4 – Египет , ок. 2686-2648 гг. до н.э. Адам – фараон , скорее всего, Джосер ; Люцифер — его визирь Имхотеп ; Ева — вдова раба .
СЦЕНА 5 – Афины , 490–489 ​​гг. до н.э. Адам — Мильтиад Младший ; Люцифер — городской страж; Ева — жена Мильтиада.
СЦЕНА 6 – Рим , ок. 67 год нашей эры. Адам — богатый римлянин; Люцифер — его друг, Ева — проститутка.
СЦЕНА 7 – Константинополь , 1096–1099 годы нашей эры. Адам — Танкред, принц Галилеи ; Люцифер — его оруженосец; Ева — благородная девушка, вынужденная стать монахиней .
СЦЕНА 8 – Прага , гр. 1608. Адам — Иоганн Кеплер ; Люцифер — его ученик; Ева — его жена Барбара.
СЦЕНА 9 – Париж , 1793-1794 гг. (во сне Кеплера). Адам — Жорж Дантон ; Люцифер — палач; Ева появляется в двух образах: сначала как аристократка, которую собираются казнить, а затем сразу же как кровожадная бедная женщина.
СЦЕНА 10 – Прага, гр. 1612. Адам — это Иоганн Кеплер; Люцифер — его ученик; Ева — его жена Барбара.
СЦЕНА 11 – Лондон , 19 век. Адам и Люцифер — безымянные англичане; Ева – молодая женщина среднего класса .
СЦЕНА 12 – Утопическая социалистическая Фаланстерия в будущем (скорее всего, в 2000 году нашей эры). Адам и Люцифер маскируются под странствующих химиков ; Ева — работница, которая протестует, когда ее разлучают с ребенком.
СЦЕНА 13 – Космос . Адам и Люцифер — это они сами, Ева в этой сцене не появляется.
СЦЕНА 14 – Ледниковый период в далеком будущем, по крайней мере 6000 год нашей эры. Адам — сломленный старик; Люцифер — это он сам; Ева — жена эскимоса .
СЦЕНА 15 – За пределами Эдема в начале человеческой истории.

Интерпретация

[ редактировать ]

Пьесу неизменно сравнивают с » Джона Мильтона , «Потерянным раем поскольку они затрагивают одну и ту же тему — сотворение и падение человека, а также роль дьявола в этом. Как и в «Потерянном рае» , некоторые критики утверждают, что истинным главным героем Трагедии является сам Люцифер, более активный, чем Адам и Бог вместе взятые. Однако Мильтон предлагает более разностороннего Люцифера; им движет главным образом стремление к власти, и все его действия проистекают из этого, а не из какого-то конкретно злонамеренного побуждения. Версия Мадаха значительно более односторонне злодейская: она стремится уничтожить человечество просто для того, чтобы доказать провал эксперимента Божьего творения. Эта злоба в сочетании с его харизмой в общении с Адамом и Евой делают его явно зловещим персонажем, даже более зловещим, чем персонаж Мильтона.

Некоторые критики предполагают, что уникальное изображение Евы, первой женщины, было вызвано несчастливым браком Мадаха. Ева одновременно является средством падения Адама, предлагая ему яблоко, но благодаря ее появлению в каждой сцене она также обычно является средством, с помощью которого Адам вновь обретает надежду на будущее. В конце концов, она — сила, которая предотвращает его гибель. Отношения между мужчиной и женщиной действительно лежат в основе пьесы: они изображены как глубоко порочные, с одной стороны, но все же утверждаются как основные человеческие отношения.

Хотя эти интерпретации могут быть предметом обсуждения, роль гегелевской диалектики в последовательности сцен является установленным фактом. Каждая сцена, каждый исторический период есть реализация некоторого идеала Адама ( тезис ), который Люцифер затем выставляет как глубоко ошибочный ( антитезис ). Адам, находящийся на грани потери надежды, вступает в контакт с Евой и решает создать новый идеал ( синтез ), который излечит худшие проблемы его нынешней реальности. Затем цикл повторяется. Но каждый раз, когда Люцифер показывает Адаму возраст, он обманывает Адама: Люцифер всегда показывает возраст не тогда, когда новый идеал восходил и способствовал благополучию рода человеческого. Вместо этого Люцифер и Адам переживают фазу упадка веков. Таким образом, вопреки философии Гегеля, Адам видит, что человечество не движется постоянно к славному будущему, а медленно погружается во все большую и большую развращенность.

Это приводит к самому известному и одному из самых противоречивых элементов пьесы. Адам не может понять, в чем цель его существования, если будущее человечества столь мрачно. Последняя строка произнесена Богом : « Mondottam, ember, küzdj és bízva bízzál! » («Я сказал тебе, Человек: стремись и доверяй!»). В зависимости от интерпретации это можно рассматривать либо цинично, как слова о капризном божестве или же указывая на «надежду сверх всякой надежды», что у Бога есть цель для всего, что человек не обязательно может понять. Это заметно отличается от «Потерянного рая» , где христианская ясно изложена надежда.

Поэтому может возникнуть соблазн предположить, что «Трагедия человека» на самом деле не является христианской пьесой. На самом деле оно довольно критично относится к историческому христианству. только институциональная Римско-католическая церковь Однако на самом деле прямой атаке подвергается . Его краткое описание ранней церкви, и в частности святого Петра , также полностью позитивно. [ 1 ] Несомненно, что и современники Мадаха считали пьесу несомненно христианской по своему характеру. Янош Арань , который корректировал стихи Мадаха, сначала был настолько возмущен очевидным кощунственным поведением Люцифера в первой сцене, что отказался читать дальше; однако, как только Мадах попросил его прочитать ее до конца, он почувствовал, что остальная часть христианства пьесы оправдывает и объясняет то, что он сначала неверно истолковал. [ 1 ] Таким образом, интерпретация Бога как капризного и произвольного божества, желающего видеть, как его творения трудятся и страдают без всякой цели, похоже, не соответствует вероятным намерениям Мадаха.

Мильтона Литературное влияние, особенно со стороны «Потерянного рая» и Гете » «Фауста , нельзя не заметить. Оба внесли значительный вклад в изображение Люцифера , Мильтона который берет черты как Сатаны Гете , так и Мефистофеля . Точно так же повсюду присутствуют экзистенциалистские темы, отражающие кажущуюся абсурдность существования; Можно уловить и влияние Кьеркегора , особенно в финале, утверждающем и бессмысленность мира, и осмысленность стремления к Богу.

Адаптации

[ редактировать ]

Стихотворение вполне подходит для сцены, но несколько пространно. Немецкие , чешские и польские театры поставили экранизации.

По пьесе также поставлены две оперы: двухактная детективная опера («Az ember tragédiája») венгерского композитора Дьёрдя Ранки и очень масштабное произведение английского композитора Клайва Стратта («Трагедия человека»). .

Анимация

[ редактировать ]

Марсель Янкович снял анимационный фильм «Трагедия человека» , производившийся с 1988 по 2011 год на киностудии «Паннония» . Некоторые фрагменты на протяжении многих лет демонстрировались по отдельности, а готовый 160-минутный художественный фильм был наконец выпущен в 2011 году. [ 2 ]

») режиссера Андраша Йелеша , В 1984 году был выпущен фильм «Ангьяли юдвозлет» ( «Благовещение в котором всех персонажей играют дети.

  1. ^ Jump up to: а б Басти, Лайош. Что ты думаешь, Адам? . (Будапешт: Магветё Кёнивкиадо, 1962).
  2. ^ «Биографическая справка (на венгерском языке)» . Сайт Марселя Янковича . Сайты Google . 2012. Архивировано из оригинала 5 июня 2016 года . Проверено 27 мая 2012 г.
[ редактировать ]

Переводы :

Иллюстрации :

Адаптации :

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21f694f481f4997dd59df65c4103c0c3__1706289600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/c3/21f694f481f4997dd59df65c4103c0c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Tragedy of Man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)