Jump to content

Радуги в мифологии

Благодарственное приношение Ноя (ок. 1803 г.), Джозеф Антон Кох . Ной строит жертвенник Господу после освобождения от потопа; Бог посылает радугу в знак Своего завета ( Бытие 8–9).

Радуга . была любимым компонентом мифологии на протяжении всей истории многих культур по всему миру Авраамические традиции рассматривают это как завет с Богом о сохранении мира от второго потопа . Будь то мост в небеса, посланник, лук лучника или змея , радуга служила символом на протяжении тысячелетий. Существует множество верований в сложном разнообразии с несколькими повторяющимися темами.

Радужные божества

[ редактировать ]

Радужные мосты

[ редактировать ]
Хеймдалль перед Радужным мостом
  • В скандинавской религии горящий радужный мост, называемый Бифрост, соединяет Мидгард (землю) с Асгардом , домом богов. [ 10 ] Бифрост могут использовать только боги и те, кто погиб в бою. В конце концов он разрушается под тяжестью войны – Рагнарёк (нем. Götterdämmerung). Идея о том, что радужный мост в небеса доступен только добрым и добродетельным людям, таким как воины и члены королевской семьи, является темой, часто повторяемой в мировых мифах.
  • В японской мифологии Парящий Небесный Мост , возможно, был вдохновлен радугой. Божества-создатели Идзанами и Идзанаги стояли на этом мосту, создавая Японский архипелаг. [ 11 ]
  • В традиции навахо радуга — это путь святых духов, и ее часто изображают на священных песочных рисунках. [ 12 ]
  • Мифология маори рассказывает историю о Хине, луне, которая заставила радугу охватить небеса даже до земли, чтобы ее смертный муж вернулся на землю, чтобы положить конец своим дням, поскольку смерть не может войти в ее небесный дом. [ 6 ]
  • Шаманы сибирских бурят о говорят восхождении в небесный мир духов по радуге.
  • В филиппинской мифологии существуют различные легенды о радуге и ее происхождении. Багобо считают Памулака Манобо создателем радуги; [ 13 ] в тагальском фольклоре «бахагари», местное слово, обозначающее радугу, происходит от имени Бигари, запоздалой дочери Баталы , которая создала радугу из ярких цветов, чтобы попросить его простить ее за пропуск важных семейных встреч; [ 14 ] у Таусуга есть Бираддали, [ 15 ] семь сестер -ангелов , которые используют радугу как мост на землю, но не могут летать, если кто-то украдет их съемные крылья. [ 16 ] В варианте мифов о Бираддали и девушке-лебеде радуга символизирует любовь семьи друг к другу. История начинается с того, что планы фермера по посеву задерживаются из-за того, что неизвестные сносят его каменную стену. Фермер проводит первый и второй дни, восстанавливая свою стену, а затем возвращается домой на закате. В третий раз фермер решает спрятаться и опознать вандала(ов). Той ночью три одинаковые сестры- звездные с небес слетаются девы. Сняв крылья , сестры продолжают играть на стене фермера, сбивая ее. Пока звездные девы веселятся, земледелец тайком машет крыльями самой младшей , пряча их под свою хижину. Поиграв, звездные девы решают отправиться домой, пока солнце не растопило их крылья; только двое из них улетают обратно на небеса, поскольку младшая не может найти свои крылья. Фермер возвращается на свое поле и приводит домой одинокую звездную девушку. Они влюбляются, женятся, рожают сына и живут счастливой жизнью на ферме. Но однажды, когда фермер ушел на работу, его жена вновь обретает крылья. Почувствовав, что муж обманом заставил ее остаться на Земле, звездная дева надевает крылья и улетает обратно на небеса, прихватив с собой сына. А Небесное божество сжалилось над фермером, посылая ему веревку, чтобы он мог подняться и навестить свою семью. Прибыв на небеса, фермер обнаруживает, что его жена — младшая из одинаковых сестер-восьмерочек , но он может опознать ее по мозолям, которые она получила от работы по дому. Фермер каждый день поднимается по веревке, чтобы навестить свою семью. Однажды он попадает в ловушку шторма, изо всех сил цепляясь за веревку; его жена пытается спасти его, но в конечном итоге тоже держится. Чтобы спасти свою сестру и зятя, другие звездные девы жертвуют своими крыльями, объединяя их с солнечным и лунным светом, чтобы создать первую радугу. Простив мужа, младшая звездная дева возвращается на землю вместе с ним и их сыном, оставив на небесах свои крылья, чтобы сестры помнили о ней. Легенда заканчивается тем, что всякий раз, когда появляется радуга, фермер и семья его жены поднимаются на нее, чтобы навестить друг друга. [ 17 ]

Радуги и стрельба из лука

[ редактировать ]
  • радуга изображается в виде лука лучника В индуистской мифологии . Индра , бог грома и войны, использует радугу, чтобы стрелять стрелами молний. [ 10 ]
  • В доисламской арабской мифологии радуга — это лук бога погоды Кузаха , чье имя сохранилось в арабском слове, обозначающем радугу, قوس قزح qaws Quzaḥ , «лук Кузаха».
  • Шумерский . бог-земледельец Нинурта защищал Шумер луком и стрелами и носил корону, описываемую как радуга [ 18 ]

Радужные табу

[ редактировать ]
  • Суму » Гондураса . и Никарагуа называют радугу валаса аниве , «дьявол раздосадован Эти люди прячут своих детей в своих хижинах, чтобы те не смотрели на радугу и не показывали пальцем на нее. [ 19 ] Подобные табу на указание на радугу можно найти по всему миру, в более чем ста культурных традициях. [ 20 ]
  • В амазонских культурах радуга издавна ассоциировалась со злыми духами, причиняющими вред, например, выкидыши и (особенно) проблемы с кожей. На языке амуеша в центральном Перу некоторые заболевания называются айона'ачартан , что означает «радуга повредила мою кожу». [ 21 ] Традиция закрывать рот при виде радуги, чтобы избежать болезней, возникла еще до империи инков.
  • В мифологии древних славян человек, тронутый радугой, тянется на небеса и становится « планетником » — полудемоническим существом, — находящимся под властью бога грома и молний Перуна .
  • В латышских легендах считалось, что радуга, как живое существо, пила из реки или озера и таким образом выпускала из своего тела дождь. Было запрещено приближаться к источнику воды, если там была радуга, иначе они рисковали быть случайно проглоченными радугой, а затем упасть во время дождя, превратившись в одни кости.

[ 22 ]

Другие легенды

[ редактировать ]
  • В еврейской книге Бытия после того, как потоп почти уничтожил все человечество, Яхве сказал Ною , что он установит радугу в знак своего обещания, что он никогда не пошлет еще один потоп, достаточно большой, чтобы уничтожить все живое. [ 23 ] Говорят, что при жизни раввина II века Симеона бар Йохая радуга не появлялась , поскольку его собственной праведности было достаточно, чтобы гарантировать милость Бога. [ 24 ]
  • В Ирландии распространена легенда, согласно которой на конце радуги можно найти горшок с золотом, охраняемый гномом .
  • В китайской народной сказке Сяньпо и Интай — несчастные влюбленные, которым приходится ждать, пока радуга не окажется наедине. Сяньпо — красный цвет радуги, а Интай — синий. [ 25 ]
  • Клыки (Африка) посвящены в религию в результате Габона «трансцендентного опыта , когда они достигают центра радуги, поскольку там они могут видеть как весь круг радуги, так и землю, что свидетельствует об успехе их видения». [ 25 ] Клык также запрещает своим детям смотреть на радугу.
  • Для буддистов радуга — это «высшее состояние, достижимое перед достижением нирваны , при котором индивидуальные желания и сознание угасают». Соответственно, есть упоминание о радужном теле . [ 26 ]
  • Согласно синкретическому малайскому шаманизму и фольклору , радуга, как говорят, образовалась из меча земного змея Сакатимуна, который был побежден архангелом Гавриилом . [ 27 ]
  • Радуги широко встречаются в рассказах и пророчествах коренных американцев. Чероки верят , что радуга образует подол пальто Солнца. [ 28 ]
  1. ^ Ламберт, WG (1980). «Манзиат/Маззиат/Маззат/Маззет» . Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии . Том 7. С. 344–346.
  2. ^ Марш, Дженнифер Р. (2014). Словарь классической мифологии . Книги Оксбоу. стр. 270–271. ISBN  978-1-78297-635-6 .
  3. ^ Ли, Рэймонд Л. младший; Фрейзер, Алистер Б. (2001). Радужный мост: радуга в искусстве, мифах и науке . Пенн Стейт Пресс. п. viii. ISBN  9780271019772 .
  4. ^ Эндрюс, Тамра (2000). «Радуга и мифы о радуге» . Словарь природных мифов: Легенды земли, моря и неба . Издательство Оксфордского университета. п. 162. ИСБН  978-0-19-513677-7 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Крейг, Роберт Д. (2004). Справочник по полинезийской мифологии . АВС-КЛИО. п. 174. ИСБН  9781576078945 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Лучший, Элсдон (1982). «Религия и мифология маори. Часть 2: Радужные мифы» . Университет Виктории в Веллигтоне.
  7. ^ Окампо Лопес, 2013, гл. 8, стр.53.
  8. ^ Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Лондон: Херст и компания. п. 258. ИСБН  1-85065-570-7 .
  9. ^ Джон Э. Сталлер, Молния (Иллапа) и ее проявления: вакас и ушнус, 177-79><Инки ушли внутрь: образец и постоянство в андской иконографии, стр. 179-99> Он одновременно считался символом-посредником между нижний, средний и верхний миры. < https://www.dukeupress.edu/inka-bodies-and-the-body-of-christ стр. 145-47>
  10. ^ Перейти обратно: а б «Радуга в мифе» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года.
  11. ^ Робертс, Джереми (2009). Японская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. п. 4. ISBN  978-1-4381-2802-3 .
  12. ^ «Индейская радужная мифология» . Родные языки Америки .
  13. ^ Бенедикт, LW (1913). Мифы Багобо. Журнал американского фольклора , стр. 26 (99): 13–63.
  14. ^ « Филиппинский (тагальский): Бигари » . Religer.org.
  15. ^ Гаверза, Карл (31 марта 2018 г.). « Бираддали, Ангелы свыше – филиппинский миф и фольклор » . Проект Асванг.
  16. ^ Гаверза, Карл (25 сентября 2019 г.). « Местные истории: 7 сестер Бираддали (на филиппинском языке) » . Ютуб .
  17. ^ « Легенды: История первой радуги (на филиппинском языке) » . Ютуб . 1 июня 2018 г.
  18. ^ Блэк, Дж.; Грин, А. (2004). «Радуга». Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь (2-е изд.). п. 153.
  19. ^ Конземиус, Эдуард (1932). Этнографический обзор индейцев мискито и суму Гондураса и Никарагуа . Бюро американской этнологии Смитсоновского института. п. 127.
  20. ^ Бласт, Роберт (2021). «Указание, радуга и археология разума». Антропос . 116 (1): 145–162. дои : 10.5771/0257-9774-2021-1-145 . ISSN   0257-9774 . S2CID   236605041 .
  21. ^ Валадо, Селин; Кастильо, Хоакина Альбан; Совен, Мишель; Лорезе, Аугусто Франциск; Бурди, Женевьева (8 января 2010 г.). «Радуга болит у меня по коже: Лекарственные концепции и использование растений Янеша (Амуеша), амазонской перуанской этнической группы». Журнал этнофармакологии . 127 (1): 175–192. дои : 10.1016/j.jep.2009.09.024 . ПМИД   19835943 .
  22. ^ Шмидт, Питер (1936). «Латышские сказки и легенды Том 13» . Ресурсы латышского языка . Уолтер и Рапа . Проверено 25 октября 2023 г. Пример такой легенды (только на латышском языке)
  23. ^ «Бытие 9:11–17» . Библейские ворота.
  24. ^ Шварц, Ховард (2006). Древо душ: Мифология иудаизма . Издательство Оксфордского университета. п. 79. ИСБН  978-0-19-532713-7 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Ли и Фрейзер 2001 , с. 31
  26. ^ Рэй, Реджинальд (2001). Тайна Ваджрного мира: Тантрический буддизм Тибета . Публикации Шамбалы . п. 323. ИСБН  9781570627729 .
  27. ^ Скит, Уолтер Уильям (1900). «Глава 1: Природа» . Малайская магия . Лондон: Macmillan and Co., Limited. стр. 1–15, 582.
  28. ^ Бастиан, Дон Элейн; Митчелл, Джуди К. (2004). Справочник по индейской мифологии . АВС-КЛИО. ISBN  9781851095339 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51fde9b91fd366ab8ced2ba1605b3599__1720292520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/99/51fde9b91fd366ab8ced2ba1605b3599.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rainbows in mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)